Новый проект модернизации танков Т-80БВ

Вооруженные силы России располагают большим количеством танков разных моделей и модификаций. Тем не менее, далеко не все имеющиеся бронемашины отвечают современным требованиям по тем или иным характеристикам. В связи с этим армия вынуждена реализовывать программы модернизации техники, подразумевающие оснащение танков новым оборудованием. В этом году стало известно о скором начале новой подобной программы. На этот раз речь будет идти об обновлении некоторого количества танков Т-80БВ.

Согласно последним сообщениям отечественной прессы, к настоящему времени оборонная промышленность завершила разработку проекта модернизации имеющихся танков. Уже в ближайшем будущем планируется приступить к реализации программы обновления техники. Сообщается, что первые отремонтированные и обновленные Т-80БВ будут переданы военному ведомству в следующем 2017 году. Проект модернизации подразумевает замену части узлов и агрегатов, прямо связанных с боевыми качествами машин. Также планируется повысить эксплуатационные характеристики.

Новый проект модернизации танков Т-80БВОсновной танк Т-80БВ

Последние на данный момент сообщения о будущей программе модернизации существующих танков были опубликованы 14 ноября изданием «Известия». В публикации этого средства массовой информации указывались основные технические особенности модернизации, сроки начала работ и т.д. Кроме того, приводились данные о текущем положении дел. Сообщается, что разработкой проекта обновления танков занимались АО «Омсктрансмаш» (г. Омск) и АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» (г. Санкт-Петербург), входящие в состав корпорации «Уралвагонзавод».

Главный конструктор танков семейства Т-80 Александр Уманский рассказал прессе, что сейчас предприятия-разработчики проекта модернизации завершают подготовку к началу обновления бронетехники. Уже в следующем году предприятие «Омсктрансмаш» начнет работу по ремонту и модернизации танков, поступающих из войск. Документация по новому проекту, в соответствии с которой будут вестись работы, является результатом сотрудничества двух предприятий.

Сроки работ и количество танков, отправляемых на модернизацию, пока не уточнялись. Эти особенности текущей программы должны быть определены заказчиком в лице министерства обороны. По-видимому, все подобные подробности проекта будут опубликованы позже.

Модернизации по новому проекту предлагается подвергнуть основные боевые танки Т-80БВ, остающиеся в ряде бронетанковых частей. Эти машины все еще могут использоваться войсками, однако ряд характерных особенностей самой техники и некоторые «внешние» факторы серьезно затрудняют эксплуатацию. В частности, по ряду причин отсутствует возможность полноценного ремонта танков с заменой существующих узлов и агрегатов изделиями исходных моделей. В том числе и по этой причине в текущем проекте модернизации предлагается использование значительного числа новых комплектующих.

Напомним, танк Т-80БВ был принят на вооружение советской армии в 1985 году. Эта машина являлась прямым развитием Т-80Б и имела некоторые отличия от базового образца. С целью повышения боевых качеств были использованы некоторые новые узлы и агрегаты, прежде всего, комплекс динамической защиты. В отличие от предшественников, Т-80БВ на корпусе и башне несет блоки системы «Контакт», способные защитить его от некоторых снарядов противника. Установка динамической защиты привела к росту боевой массы примерно на 1200 кг, после чего этот параметр достиг 43,7 т. В остальном Т-80БВ почти не отличается от базового Т-80Б. Сохранению имеющихся характеристик поспособствовало максимально возможное использование имеющейся конструкции.

Новый проект модернизации танков Т-80БВОт предшественников Т-80БВ отличался динамической защитой «Контакт».

С точки зрения основных особенностей конструкции Т-80БВ был типичным основным танком советской разработки. В то же время, в основе семейства Т-80 лежали некоторые оригинальные и смелые идеи. Во всех проектах семейства используется классическая компоновка машины с передним отделением управления, боевым отделением в центре корпуса и моторно-трансмиссионным отсеком в корме. Вооружение размещается во вращающейся башне. Корпус имеет дифференцированное бронирование с комбинированной защитой лобовой проекции и более слабой однослойной конструкцией прочих агрегатов. Для повышения уровня защиты от современных средств поражения танк следовало оснащать системой «Контакт».

Важнейшей особенностью танков семейства Т-80, в том числе и модификации «БВ», было использование газотурбинных двигателей. В корме Т-80БВ размещается мотор типа ГТД-1000ТФ, способный развивать мощность до 1100 л.с. Такая силовая установка дает машине удельную мощность более 25 л.с. на тонну, благодаря чему максимальная скорость на шоссе достигает 70 км/ч. Запас хода – 500 км. Характерными особенностями танка с газотурбинным двигателем являются быстрый разгон и другие отличия с точки зрения подвижности. В то же время, на определенных режимах расход топлива может вдвое превышать аналогичные показатели бронетехники с дизельными силовыми установками.

Основным вооружением танка Т-80БВ является 125-мм гладкоствольное орудие-пусковая установка 2А46М-1. Орудие со стволом длиной 48 калибров сопрягается с механизмом заряжания, предназначенным для автоматизированной подачи боеприпасов в камору. В транспортере механизма заряжания и в дополнительных укладках боевого отделения размещается до 38 выстрелов различных типов. Для увеличения дальности поражения целей танк может использовать управляемые ракеты комплексов 9К112-1 «Кобра» и 9К119 «Рефлекс», запускаемые через ствол орудия. Максимальная дальность стрельбы ракетой достигает 5 км. Также танк несет спаренный с пушкой пулемет ПКТ калибра 7,62 мм и зенитный крупнокалиберный НСВТ.

Читайте также  «Арена» - комплекс активной защиты танка

За счет строительства новой бронетехники и постепенной модернизации существующих образцов советской и российской промышленностью было произведено большое число танков Т-80БВ. Так, по данным справочника The Military Balance 2016, в настоящее время российская армия располагает примерно тремя с половиной тысячами танков Т-80Б, Т-80БВ и Т-80У, из которых до 450 единиц остаются в эксплуатации и до сих пор не отправлены на хранение. Используемая войсками техника по-прежнему представляет собой весьма грозную силу, однако в существующем виде она имеет ограниченные перспективы.

Согласно имеющимся данным, в настоящее время возраст танков Т-80БВ, остающихся в частях, колеблется от 25 до 31 года. Характерной проблемой парка такой техники является снижение боеготовности, связанное с моральным и физическим устареванием. Кроме того, возможности по ремонту и восстановлению танков ограничены, что является последствиями проблем прошлых лет. Так, к настоящему времени было прекращено производство систем управления огнем типа 1А33. Также уже не производятся ракетный комплекс «Кобра», агрегаты механизма заряжания, радиостанция, датчики метеоусловий и т.д. Из-за этого ремонт некоторых бронемашин оказывается невозможным по причине банального отсутствия запчастей, источником которых могут быть только другие танки.

Новый проект модернизации танков Т-80БВДополнительные топливные баки — следствие высокого расхода топлива.

Подобная ситуация приводит к тому, что продолжение эксплуатации имеющихся танков все еще возможно, однако результатом различных поломок может быть выведение техники из строя с невозможностью восстановления. Иными словами, все имеющиеся в войсках танки Т-80БВ и «родственных» модификаций рискуют в обозримом будущем полностью выйти из эксплуатации в связи с невозможностью полноценного обслуживания, ремонта и модернизации. Учитывая количество такой техники, можно говорить о нежелательной потере бронемашин, которые еще могли бы использоваться армией в течение некоторого времени.

Летом этого года стало известно, что предприятие «Омсктрансмаш» занялось разработкой проекта модернизации имеющихся в войсках основных танков. Проектом предусматривается проведение капитального ремонта техники с последующей заменой ряда устаревших узлов и агрегатов. Результатом применения нововведений, оговаривающихся новым проектом, должно становиться продление срока службы танков и повышение их основных параметров. Кроме того, предполагалось в определенной мере облегчить эксплуатацию обновленных Т-80БВ за счет некоторой унификации с танками семейства Т-72Б.

Одна из проблем танков Т-80БВ заключается в отсутствии серийного производства некоторых элементов системы управления огнем. Новый проект модернизации подразумевает демонтаж существующей аппаратуры и установку новых изделий. Так, предложено использовать многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с оптическим, тепловизионным и дальномерным каналом с возможностью управления ракетой. Применение изделия «Сосна-У» позволяет повысить потенциал танка в деле наблюдения за местностью и поиска целей. Обеспечивается обнаружение объектов в любое время суток, вычисление необходимых поправок и стабилизация вооружения. Прицел может найти цель и определить дальность до нее на расстояниях до 7,5 км. В ночных условиях дальность видимости сокращается до 3,3 км.

Многоканальный прицел предлагаемого типа также имеет режим работы «дубль», при использовании которого аппаратура используется не только наводчиком, но и командиром танка. Такая функция позволяет двум членам экипажа более эффективно вести боевую работу, искать цели и наводить оружие. В качестве вспомогательного средства поиска целей и наведения вооружения предлагается использовать усовершенствованный перископический прицел 1П67. Имея значительные отличия и проигрывая «Сосне-У» в некоторых характеристиках, изделие 1П67 позволяет решать схожий круг задач, однако с некоторыми ограничениями. В частности, перископический прицел непригоден для наведения орудия в темное время суток.

Новое оборудование должно получать и отделение управления танка. Для улучшения возможностей механика-водителя в ночных условиях предлагается использование бинокулярного прибора наблюдения ТВН-5.

С целью обеспечения совместимости новых электронных устройств с существующими агрегатами танка предлагалась доработка автоматики управления механизма заряжания. После некоторых требуемых изменений это устройство получает возможность работы по командам новых систем управления огнем.

Новый проект модернизации танков Т-80БВТанк Т-80БВ-РМ, один из вариантов модернизации имеющейся техники.

Существующий комплекс динамической защиты «Контакт» проектом модернизации предлагается заменять системой «Реликт», отличающейся повышенными характеристиками. Основой «Реликта» является новый элемент динамической защиты повышенной чувствительности типа 4С23. В составе этого изделия присутствуют две пластины из броневой стали, при поражении разбрасываемые зарядом взрывчатого вещества в разные стороны. Подобное движение пластин, как утверждается, позволяет значительно повысить деструктивное влияние на поражающий элемент противотанкового боеприпаса. За счет основных нововведений конструкции комплекс «Реликт» отличается от систем семейства «Контакт» большей эффективностью при противодействии подкалиберным и кумулятивным боеприпасам.

Читайте также  Обновлённая версия танка Т-90С

Характерным недостатком танков с газотурбинными двигателями является высокий расход топлива на некоторых режимах работы. Предлагаемый проект модернизации Т-80БВ учитывает это и предлагает интересное решение такой проблемы. Модернизированная силовая установка получает режим т.н. стояночного малого газа. При этом расход топлива сокращается до 35 кг/ч, а мощность двигателя передается на стартер-генератор, при помощи которого может осуществляться энергоснабжение потребителей общей мощностью до 6,8 кВт.

Введение нового режима работы позволило обойтись без использования полноценной вспомогательной силовой установки, но в то же время повысить экономичность основного двигателя. С учетом того, что около 50% времени работы двигателя в среднем приходится на остановки той или иной продолжительности, подобное нововведение может иметь заметный эффект экономического характера.

Проект модернизации подразумевает замену существующей аппаратуры связи более новыми изделиями. Предлагается использование радиостанции Р-168-25У-2, работающей в ультракоротковолновом диапазоне. Такая станция способна обеспечить открытую или шифрованную радиосвязь в любое время суток без ограничений по метеоусловиям. Возможна передача аналоговых и цифровых данных по симплексному или дуплексному каналу. При необходимости станция может сниматься с танка и использоваться в переносном варианте. Также проектом предлагается использование новых средств внутренней связи, коммутации и управления.

Как ясно из опубликованных данных о перспективном проекте модернизации устаревающих танков, суть предлагаемого обновления состоит в замене ряда агрегатов новыми системами аналогичного назначения. Примечательно, что в большинстве случаев такая замена должна приводить к заметному росту характеристик, как это наблюдается в случае с системами управления огнем или динамической защитой. Прочие аспекты проекта должны уменьшать влияние негативных особенностей техники, такие как повышенный расход топлива.

Новый проект модернизации танков Т-80БВБашня опытного Т-80БВ-РМ.

Нетрудно заметить, что предлагаемый проект обновления Т-80БВ подразумевает сохранение большого числа имеющихся узлов и агрегатов танка. Такая особенность проекта должна приводить к тому, что часть технических, боевых и эксплуатационных характеристик будет оставаться на прежнем уровне. Таким образом, в итоге модернизированный танк по совокупности параметров и возможностей будет, как минимум, не хуже исходной техники, при этом опережая ее по некоторым характеристикам.

Использованный подход к модернизации техники вряд ли сможет привести к высокому росту общих возможностей, однако это и не является его целью. Подобное обновление техники предназначается для ремонта с продлением ресурса, а также для замены устаревших и снятых с производства приборов новой аппаратурой, производимой в настоящее время. В конечном итоге, это позволяет продолжать эксплуатацию техники в течение некоторого времени, дополнительно повысив ее характеристики. Без подобного обновления имеющиеся основные танки имеют сомнительные перспективы. Очевидно, что в связи с выходом из строя тех или иных агрегатов, замена которых невозможна из-за отсутствия запчастей, войскам придется списывать танк или использовать его в качестве источника деталей для других машин.

Подробности предлагаемой модернизации танков стали известны летом этого года. Через несколько месяцев после этого отечественные средства массовой информации рассказали о текущем положении дел. Как сообщается, к настоящему времени предприятия «Омсктрансмаш» и «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» завершили разработку проекта и ведут подготовительные работы, предшествующие началу переделки армейской техники. Уже в следующем году планируется получить от министерства обороны первые танки Т-80БВ, которым предстоит пройти требуемую модернизацию.

Планы военного ведомства относительно количества обновляемых танков и сроки выполнения требуемых работ пока не уточнялись. Вероятно, ремонт и модернизацию пройдет не менее нескольких десятков танков, хотя речь может идти и о больших количествах техники. В строевых частях остается около 450 танков Т-80 нескольких модификаций, в том числе и «БВ». Еще около трех тысяч бронемашин находятся на хранении. Какая доля этой техники будет восстановлена и улучшена – станет известно позже.

В настоящее время российская оборонная промышленность продолжает развитие существующего парка бронетанковой техники. На протяжении нескольких лет предприятия занимаются капитальным ремонтом и модернизацией танков семейства Т-72 с обновлением по проекту Т-72Б3. Согласно последним сообщениям, вскоре должна стартовать программа аналогичного обновления машин Т-80БВ. В обозримом будущем планируется начать поставку новейших танков Т-14, однако до появления достаточного количества такой техники сухопутным войскам придется эксплуатировать существующие машины. Текущие и планируемые программы модернизации, в свою очередь, позволят армии ждать перевооружение, располагая техникой с более высокими характеристиками.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

8 КОММЕНТАРИИ

    • Тезисно без воды и бла-бла-бла, у всего лишь поверхностного писаки не получится. Тут спец нужен.

        • «Надеюсь хренотени вроде Б3 для Т72 не будет.»

          — исходя из самой цели восстановления т-80ых как раз что то типо Б3 будет, то есть максимально дешёвая модернизация, основной уклон на ремонт.

          Впрочем, если основная задача это создание предприятий и комплектующих для т-80 то это отличная новость ибо это нужно тупо необходимость без реализации которой вскоре все т-80 придётся списать а восстановить в угрожаемый период будет невозможно.

          Напрягает только то что мы снова получаем зоопарк танков, будут 3 основных танка в строю, т-72/90 т80 и т14/15 у каждого свои комплектующие, если для т-72-80 ещё более менее смежное и общее есть, то у т14 вообще ВСЁ будет отличатся и того тылы заипутся снова, это не хорошо, нужен 1 основной танк и много много много.

          Наиболее оптимальный вариант если после ремонта и модернизации танки т-80 пойдут сразу же на длительную консервацию, в таком случаи будем иметь на случай войны готовый моб потенциал — что необходимо создавать в мирное время ибо в военное уже поздно чесаться.

          Кароче, если цель не сам танк а восстановление ВПК для этого танка то новость хорошая, если цель не ВПК а сам танк для восстановления его в войсках то новость не хорошая.

  1. Модернизировать и… консервировать смысла нет. Модернизировать и сразу использовать — рационально. Просто потому, что через пару лет появится новый план модернизации (для которого стоит брать с хранения самую старую технику данного типа). В этом варианте средний уровень годности запасов этого изделия будет достаточно высок.

    • А ларчик открывается просто,это освоение Арктики. Т-80 имеет высокие пусковые и эксплуатационные характеристики при низких температурах.
      А что касается модернизации Т-72,ребята сидите на попе ровно,и не бла-бла.

      • И ещё,Рчбов-дополнительные кормовые баки устанавливают для движения на марше не только Т-80,но и Т -72,Т-90, да у танковой турбины расход ГСМ выше чем у дизеля,но в определённых условиях эксплуатация турбины дешевле,и она может потреблять кроме керосина ещё и бензин и арктическую.солярку,и думаю что восьмидесятчики ради прикола,кормили турбины коктейлем из бензина и солярки,или ещё что нибудь другое мешали.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя