В Балтийском и Северном морях завершаются испытания фрегата Baden-Wurttemberg – головного в серии из четырех единиц типа 125, строящихся консорциумом в составе концерна ThyssenKrupp Marine Systems и фирмы Lurssen. В ноябре корабль должен быть передан ВМС ФРГ.
Совсем не похожие на фрегаты
Хотя Baden-Wurttemberg классифицируется как «фрегат», к кораблям этого класса он имеет достаточно отдаленное отношение. И не потому, что его водоизмещение составляет 7200 т, а длина 149,52 м и ширина 18,8 м, то есть по своим параметрам корабль ближе к современным эсминцам. Действительно, его прототипом являются фрегаты типа Sachsen (тип 124), но те и в самом деле относятся к многоцелевым боевым кораблям, каковыми являются фрегаты XXI века, способные выполнять в дальней морской и океанской зонах широкий круг задач: ударных, противолодочных, эскортных и т.д., а также задач по противовоздушной и противоракетной обороне.
У Baden-Wurttemberg и трех других кораблей этого типа характер деятельности будет иным. Они предназначены главным образом для операций «по поддержанию мира и принуждению к миру» в далеких от германских берегов акваториях. А поскольку для достижения этих целей требуется применять и силу, то соответствующим образом сформирован состав вооружения кораблей. На первые роли здесь выдвигается артиллерия. Главный калибр представлен 127-мм универсальной установкой Otobreda (OTO Melara) 127/64 LW с темпом стрельбы 35 выстрелов в минуту, в арсенале которой имеются активно-реактивные боеприпасы Vulcano.
Снаряды этого семейства изготавливаются в трех модификациях. Первая – BER с дальностью стрельбы до 60 км – предназначена для поражения самых разных целей, в том числе и воздушных. Вторая – GLR/IR с инфракрасной головкой самонаведения – способна уничтожать надводные корабли на дальности до 80 км. Наконец, третья – GLR с комбинированной инерциальной и спутниковой системой наведения – используется для нанесения ударов по наземным целям на дальности до 120 км. Такими боеприпасами можно с больших дистанций атаковать наземные объекты, находящиеся даже на значительном удалении от береговой черты, что чрезвычайно важно при операциях по принуждению к миру.
Кроме 127-мм орудия Otobreda на надстройке кораблей побортно размещаются две дистанционно управляемые 27-мм автоматические пушки Rheinmetall MLG 27, а также пять 12,7-мм дистанционно управляемых пулеметов OTO Melara Hitrole-NT и еще два обычных крупнокалиберных пулемета. Они предназначены для отпугивания или уничтожения пиратов и террористов. Имеется на фрегатах типа Baden-Wurttemberg и нелетальное оружие – водяные пушки на крыше вертолетного ангара. Это для тех, кто вздумает протестовать против действий немецких «миротворцев».
У кораблей типа 125 есть и более серьезное оружие. В их числе две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет Harpoon. Но и они, по большому счету, рассчитаны на борьбу с не очень сильным противником. При столкновении с кораблями или катерами, располагающими дальнобойными и сверхзвуковыми ПКР, эти ракеты ничем помочь не смогут. Вот почему в перспективе американские «гарпуны» предполагается заменить на шведские ПКР RBS 15 Mk 4 с дальностью поражения береговых целей 400 км (по некоторым данным – до 1000 км) – так сказать, по основному профилю деятельности фрегатов типа Baden-Wurttemberg.
Противовоздушную оборону ближнего рубежа обеспечивают носовая и кормовая пусковые установки ЗРК RAM Block II, предназначенные для уничтожения низколетящих целей на дистанции до 9 км. В носовой части надстройки на фрегатах типа Baden-Wurttemberg зарезервировано место для размещения вертикальных пусковых установок Mk 41 Mod 10 на 24 ЗУР Standard SM-2 Block IIIA или 32 ЗУР Evolved Sea Sparrow. Но пока это оружие не устанавливается.
А вот противолодочное оружие на кораблях типа 125 отсутствует вовсе. Только одно это не позволяет относить их к полноценным фрегатам. Конечно, в противолодочных целях можно использовать два вертолета NH-90, которые несут эти корабли, но тогда их необходимо комплектовать соответствующим образом. Однако это не предусмотрено, во всяком случае, пока. Да, водоизмещение 125-х дает возможность безо всякого ущерба разместить на них по два трехтрубных 324-мм противолодочных торпедных аппарата. Но из-за отсутствия гидроакустической станции, способной обнаруживать и классифицировать подводные цели, толку от них никакого. На Baden-Wurttemberg есть только небольшая опускаемая ГАС для предупреждения о нападении подводных диверсантов и террористов во время нахождения корабля в открытых гаванях и на рейдах.
Может создаться впечатление, что заказчики 125-х поскупились на средства ПЛО в целях экономии. Ведь корабли эти и без того недешевые. Каждая единица обойдется в 650 млн. евро. Но против этого предположения два обстоятельства. Во-первых, фрегаты типа Baden-Wurttemberg весьма насыщены дорогим электронным снаряжением. На корабле размещена РЛС Cassidian TRS-4D. Антенные посты ее фазированных решеток разнесены на две пирамидальные мачты, чтобы фрегат одинаково хорошо и без помех мог «видеть» с носовых и кормовых курсовых углов. Имеются на мачтах, которые на манер надстроек авианосцев именуются «островами» (islands), также навигационные РЛС и управления оружием, станции связи и РЭБ, электрооптические датчики.
Во-вторых, использование фрегатов типа 125 в акваториях, где действуют подводные лодки противника, вообще не предусмотрено. Их задача – контроль берегов и ситуации в тех государствах, которые прежде называли развивающимися. О соответствующем этой цели оружии мы уже говорили, теперь расскажем о других элементах, призванных наиболее полно соответствовать выполнению миссий кораблей типа Baden-Wurttemberg.
У 125-х – комбинированная дизель-электрическая и газотурбинная энергетическая установка (CODLAG), состоящая из четырех дизелей мощностью по 3940 л.с. каждый, газотурбинного агрегата мощностью 27170 л.с. и двух дизель-генераторов мощностью по 6385 л.с. Максимальная скорость хода Baden-Wurttemberg вовсе не фрегатная – 26 узлов, а крейсерская скорость – 20 узлов на дизель-электрической установке. Для плавания в тех районах, где предполагается использовать корабли, этого достаточно. Сама дальность плавания не особенно впечатляет – 4000 миль (7400 км), хотя она тоже вполне приемлемая. А вот другая особенность этих фрегатов заслуживает внимания. Они могут не заходить в порт приписки для межпоходовых ремонтов до двух лет. Их годовой плавательный цикл составляет 5000 часов. Высокая надежность узлов и агрегатов должна достигаться высоким их качеством и дублированием практически всех систем.
Естественно, двухгодичное плавание очень утомляет и не способствует привлечению моряков для службы на этих кораблях. Поэтому на каждом 125-м два экипажа, которые будут менять друг друга раз в полгода. Благодаря широкому использованию средств автоматизации, численность команды небольшая – 110 человек. Еще 80 – морские пехотинцы или бойцы спецназа. Для доставки их на берег кроме вертолетов имеются четыре 10,1-метровых катера Fassmer SFB жестко-надувного типа (RHIB), развивающих 40-узловую скорость. Эти катера хранятся в ангаре в центральной части корпуса под надстройкой. Для их спуска на воду и подъема с воды через лацпорты (по два на борт) предназначены специальные механизмы.
Между мачтами на надстройке – площадка для двух стандартных 20-футовых контейнеров. В них хранится снаряжение десантников, там же могут размещаться медицинские блоки и т.п. В случае надобности в кубриках персонала спецподразделений помещаются эвакуируемые из «горячих точек» гражданские лица.
Для снижения радиолокационной и инфракрасной заметности при строительстве фрегатов типа Baden-Wurttemberg широко используются stealth-технологии. Но архитектура кораблей лишена изящества. Мачты-«острова» больше напоминают неуклюжие крепостные башни эпохи Средневековья.
Из истории «дипломатии канонерок»
После окончания холодной войны в использовании ВМС ФРГ наметились радикальные перемены. Если прежде перед бундесвером и бундесмарине ставилась задача вместе с армиями и флотами других государств НАТО противостоять и в случае войны противодействовать вооруженным силам СССР и других государств Варшавского Договора, то после крушения Советского Союза и находившегося под его эгидой военно-политического блока на первый план стали выдвигаться иные приоритеты.
Поскольку экономика Германии является самой мощной в Европе и одной из крупнейших в мире, а сама ФРГ является третьим в мире экспортером-импортером самой разнообразной продукции, которая транспортируется преимущественно морем, то, как посчитали в Берлине, не грех «Дойче Марине» (Deutsche Marine) поучаствовать в деятельности, направленной на дальнейшее укрепление позиций ФРГ в мире. Но вот беда – Конституция страны запрещает использование Вооруженных Сил за пределами сферы ответственности Североатлантического альянса. В 1994 г. это положение Основного закона было благополучно обойдено, когда конституционный суд страны позволил использовать армию и флот в операциях «по поддержанию мира и принуждению к миру».
Но еще до снятия конституционного запрета ВМС ФРГ в 1992 г. были направлены к берегам Югославии для участия в операции Sharp Guard («Бдительный страж») по блокаде этого государства с моря. А в 1999 г. немецкие корабли уже оказались в числе агрессоров против этой балканской страны. Потом настал черед операций в прибрежных акваториях Восточной Африки и в Средиземном море. С 2008 г. немецкие корабли – активные участники патрулирования вод в районе Африканского Рога в рамках антипиратской операции Atalanta («Быстроногая бегунья») Европейского Союза, в котором Германия занимает лидирующие позиции.
До сих пор к подобного рода деятельности привлекались обычные фрегаты «Дойче Марине». Но расчетливые немцы сочли, что эксплуатация имеющихся в строю ВМС ФРГ кораблей в подобных операциях нерациональна и слишком дорого обходится. Вот почему и строятся 125-е. Это экспедиционные корабли, но не для научных изысканий в морях и океанах, а для утверждения интересов Федеративной Республики в отдаленных районах мира.
Такие корабли уже были у кайзеровской Германии. Сформировавшись в единое государство только во второй половине XIX века, эта страна успела в империалистическом дележе мира только к шапочному разбору. Но прилагала энергичные усилия, дабы выправить положение в свою пользу. И флот здесь играл не последнюю роль. В самом начале XX века вошли в строй шесть канонерских лодок типа Iltis полным водоизмещением около 1100 т, длиной 65 м и шириной 9 м. Паровая машина позволяла развивать 14-узловую скорость хода. Вооружение состояло из четырех 88-мм или двух 105-мм орудий главного калибра, а также шести пулеметов или шести 37-мм скорострельных пушек. Служили на кораблях 120-130 моряков.
Эти небольшие корабли несли службу и защищали германские интересы в самых разных морях и океанах, где были своего рода цепными псами империи. Особенно прославилась канонерская лодка Panther, которая сразу после вступления в строй весной 1902 г. была направлена к берегам Центральной и Южной Америки. Уже 6 сентября того же года она потопила мятежный гаитянский корабль Crete-a-Pierrot, который захватил немецкий пароход Markomannia с оружием, предназначавшемся для подавления инсургентов.
В декабре 1902 г. «Пантера» участвовала в блокаде побережья Венесуэлы в составе германского Восточно-Американского крейсерского отряда. Поводом послужил отказ диктатора Сиприано Кастро оплачивать убытки, понесенные подданными Германии, Великобритании и Италии во время гражданской войны в Венесуэле. Поначалу Берлин и Лондон действовали совместно. Объединенная англо-немецкая эскадра захватила в порту Ла-Гайра большую часть венесуэльского флота.
Казалось, все шло как по маслу. Но тут вмешались Соединенные Штаты, заявившие, что действия Великобритании и Германии противоречат доктрине Монро, гласившей, что «Америка для американцев», то есть вмешательство во внутренние дела государств континента европейских держав недопустимо. Давление Вашингтона особенно усилилось после того, как в Венесуэле были обнаружены богатые запасы нефти. Лондон счел за благо за спиной своих немецких союзников договориться с США о разделе концессий на добычу черного золота. Однако Берлин не желал выходить из игры.
17 января 1903 г. Panther предприняла попытку прорваться в озеро Маракайбо. Но мало того, что немецкому кораблю пришлось ретироваться под огнем пушек форта Сан-Карлос, он вступил и в перестрелку с американской канонеркой Machias, прибывшей в этот район для демонстрации флага. Американская канонерская лодка превосходила немецкую по защищенности (она имела бронирование) и массе залпа из восьми 100-мм орудий. К счастью, снаряды противника пролетели мимо Panther. Вовремя на помощь пришел германский бронепалубный крейсер Vineta. Он добился нескольких попаданий в Machias и заставил американский корабль выброситься на отмель.
После провала венесуэльской кампании Panther продолжила службу у берегов Америки. В декабре 1905 г. канонерская лодка оказалась в центре скандала из-за инцидента в бразильском порту Итанжаи. Один ее матрос, ступив на берег, что называется, загулял на полную катушку и опоздал на корабль из увольнения. Более того, дабы избежать наказания, он решил дезертировать. Вместо того чтобы обратиться в местную полицию с просьбой о поимке беглеца, офицеры канонерки, переодевшись в гражданское, сами решили найти нарушителя дисциплины. Но прежде обнаружили его собутыльника, немца по национальности. Тот, недолго думая, заявил газетчикам, что был похищен и избит моряками Panther, в результате чего стал инвалидом. Это была клевета, но бразильцы в нее поверили. Посол Бразилии в Берлине заявил германским властям протест, а к самой канонерке был приставлен бразильский бронепалубный крейсер Almirante Barrozo, то есть немецкую лодку, по сути дела, арестовали.
Но самым ярким эпизодом в биографии Panther, безусловно, стал Агадирский кризис, который чуть не привел к мировой войне в 1911 году. А предыстория этого конфликта такова. Еще в 1880 г. между Германией, Австро-Венгрией, Великобританией, Францией, Италией, Испанией, Нидерландами и США было заключено соглашение о равных правах иностранных подданных и принадлежащим им предприятий на территории султаната Марокко. Однако в 1904 г. Франция и Великобритания подписали договор о военном союзе – так называемое «Сердечное соглашение» (Антанта). Этот документ, в частности, предусматривал распространение неограниченного влияния Англии на Египет, а Франции на Марокко. Обе североафриканские страны фактически переходили под протекторат Лондона и Парижа. Берлин, как нетрудно догадаться, выступил резко против этого соглашения, ущемляющего его интересы.
В апреле 1906 г. заинтересованные стороны все-таки договорились о «полном равенстве экономических отношений всех наций» в Марокко. Но Франция под предлогом защиты от нападения берберов продолжила ползучую оккупацию страны.
С 1907 г. канонерская лодка Panther несла службу в составе Западно-Африканской станции кайзеровского флота и базировалась на Камерунштадт (ныне – Дуала) – порт немецкой колонии Германский Камерун. В 1911 г. лодке требовался капитальный ремонт, и ей приказали следовать к родным берегам, куда она, не спеша, и отправилась вдоль западного побережья Африки. Тогда же стало известно о захвате французскими войсками марокканской столицы – города Фес. Во время стоянки в Санта-Круз на Канарских островах командир Panther корветтен-капитан Макс Бениш получил приказ следовать в марокканский Агадир с целью «защиты германских подданных». 1 июля корабль бросил якорь в гавани этого порта. Эту несложную операцию, во время которой не было сделано ни единого выстрела, кайзер Вильгельм II несколько высокопарно назвал Panthersprung, то есть «Прыжок «Пантеры». Вскоре в марокканских водах появился и германский легкий крейсер Berlin.
Немецкая канонерка пробыла в Агадире недолго. 25 июля после прихода ей на смену однотипной лодки Eber она ушла на ремонт в Германию, но имя ее оказалось навечно вписанным в мировую историю.
Берлину султанат Марокко был, собственно, не особенно нужен. Однако ему требовались новые колонии. Агадир стал предметом торга. На переговорах немецкие дипломаты настаивали на уступке Французского Конго императору Германии. И хотя французы упирались, возможно, немцы взяли бы верх, но вмешалась Великобритания. Туманный Альбион не грела перспектива иметь военно-морскую базу кайзеровского флота практически напротив Гибралтара. Лондон недвусмысленно пригрозил военным вмешательством в конфликт. И Берлину пришлось дать задний ход. Но он все-таки получил отступные – 275 тыс. км2 территории Французского Конго, и таким образом, по словам французского премьер-министра Жозефа Кайо, «удовольствоваться клочком болот». Но честь империи была спасена. 4 ноября 1911 г. была заключена соответствующая сделка.
«Прыжок «Пантеры», как и вся прочая служба Panther, – типичный пример «дипломатии канонерок», к которой прибегали ведущие державы того времени. Теперь подобная практика привлечения военно-морских сил для решения внешнеполитических и экономических задач именуется иначе – «проецированием силы». Вот роль «проектора» силы и будут играть Baden-Wurttemberg и три однотипные с этим кораблем «канонерки» «Дойче Марине».
Под флагом Европейского союза
Другие ведущие – так называемые «старые» страны Европейского Союза – все активнее поддерживают этот курс. Они вообще ведут речь о создании собственных Вооруженных Сил ЕС. «Европа больше не может позволить себе зависимость от одной державы и военных возможностей отдельных стран. Мы должны вместе взять на себя защиту наших интересов, – заявил в программной речи о приоритетах политики ЕС на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге 14 сентября этого года председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. – Лиссабонский договор позволяет членам ЕС, если они этого хотят, совмещать их оборонные возможности в постоянной структурной форме. Я считаю, что пришло время воспользоваться этой возможностью».
А буквально через несколько часов в интервью, распространенном по Youtube, он высказался о главной причине, побуждающей к подобному шагу: «Американцы более не готовы осуществлять свои военные операции в Европе… Это мы должны гарантировать порядок и безопасность на нашем континенте. В будущем нам это будет необходимо».
Конечно, глава исполнительной власти ЕС говорил и о «полной взаимодополняемости» будущих вооруженных сил Евросоюза и НАТО, и о нежелании милитаризировать Европу. Однако подобные декларации не способны затуманить главное – Евросоюз из экономического и политического объединения государств Западной и Центральной Европы превращается в военный блок. К такому повороту оказалось готовым и общество. Как показал социологический опрос института YouGov, проведенный по заказу фонда имени Фридриха Эберта, 54% граждан Германии поддерживают создание единой европейской армии.
Действительно, США постепенно утрачивают свое экономическое и военное влияние на мировые дела. Следовательно, падает и значение Североатлантического альянса, который всегда опирался на мощь Соединенных Штатов и двигался в фарватере этой страны. Однако у западноевропейских партнеров Вашингтона появились собственные интересы, которые все чаще не совпадают с американскими.
Собственно, сколачивание Вооруженных Сил ЕС исподволь давно уже ведется. Это наиболее заметно в военно-морской сфере. Уже упоминавшаяся операция Atalanta особенно способствовала отработке взаимодействия кораблей ВМС разных западноевропейских государств под единым командованием. 4 февраля этого года министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен и глава оборонного ведомства Нидерландов Жанин Хеннис-Плассхарт достигли соглашения о совместном использовании голландского корабля логистической поддержки Karel Doorman водоизмещением около 28000 т. Он призван выполнять очень разные задачи в далеких морях: снабжать боевые корабли топливом, горюче-смазочными материалами, боеприпасами и прочим снаряжением, перевозить военную технику, высаживать десант с помощью вертолетов и катеров, управлять действиями соединений и быть госпитальным судном.
Уже сегодня страны Европейского союза могут сформировать целую экспедиционную эскадру. Помимо Karel Doorman и фрегатов типа Baden-Wurttemberg в нее могут войти четыре голландских патрульных корабля открытого моря (OPV) типа Holland, два датских чрезвычайно удачных и особенно подходящих для такого рода деятельности многоцелевых корабля поддержки (Flexible Support Ships – FSS) типа Absalon, а также шведский корабль Carlskrona, переоборудованный в штабной из минного заградителя. В недалеком будущем эту армаду пополнят семь итальянских многоцелевых патрульных кораблей открытого моря типа PPA.
Как и в любом многостороннем союзе, в военном альянсе Европейского Союза есть свой лидер. Им является Германия, интересам которой все больше будут подчиняться партнеры.
Избавление от «ересей»
Но поскольку, как заявил Жан-Клод Юнкер, главной заботой объединенных Вооруженных Сил Европейского Союза является Старый свет, то и вооружение должно быть соответствующим. Фрегатам типа Baden-Wurttemberg в европейских водах делать нечего. Они по боевым возможностям уступают не только своим прототипам – кораблям типа 124 (три единицы), но и кораблям более ранней постройки – фрегатам типа 123 (четыре единицы) и даже по некоторым параметрам фрегатам типа 122 (восемь единиц, пять из которых уже списаны), формально на замену которым они строятся. Особенно это касается противолодочного потенциала 125-х, о чем уже говорилось выше.
Несомненно, уступают фрегаты типа Baden-Wurttemberg и алжирским фрегатам типа MEKO А200AN, которые строились одновременно с ними на немецких верфях. У тех есть полный набор оружия, предназначенного для борьбы с надводным, подводным, воздушным и береговым противником (см. таблицу).
Вот почему в военно-морском строительстве ФРГ сейчас наметился отход от «ересей», обозначившихся в эпоху, наступившую после холодной войны. Фрегаты типа 125 не первые детища этого времени. В декабре 2004 г. для «Дойче Марине» был заложен корвет Braunschweig – головной типа К130 водоизмещением 1840 т и 26-узловой скоростью хода. Первоначально планировалось построить десять-пятнадцать таких кораблей для замены ракетных катеров типа 143, но в строй вошли только пять. Сокращение программы было вызвано не только проблемами с двигательными установками корветов, но и с трудностями формирования их вооружения. Управляемую по оптоволоконному кабелю ракету Polyphem, предназначенную для поражения надводных и береговых целей, так и не удалось довести до требуемых кондиций.
Та же участь постигла большой беспилотный летательный аппарат вертолетного типа, который должен был не только вести разведку и заниматься целеуказанием, но и выполнять противолодочные функции. В результате корветы остались без противолодочного вооружения, что для кораблей этого класса абсурдно. У них есть вертолетная площадка и ангар, но в него не помещаются вертолеты, состоящие на вооружении ВМС ФРГ. Теперь на этих кораблях планируется размещать известные и в нашей стране БЛА Camcopter S-100, но они годятся лишь для наблюдения за обстановкой и разведки. Хорошо, что выручили шведы, поставившие на К130 противокорабельные ракеты RBS-15 Mk 3 с дальностью стрельбы 250 км.
Учитывая упущения прошлого, командование «Дойче Марине» выдало судостроительным фирмам заказ на проектирование нового боевого корабля – многофункционального типа MKS-180, который также именуют фрегатом типа 126 (тип Saxony). Его водоизмещение первоначально предполагалось порядка 5000-5500 т, то есть заметно меньше, чем у фрегатов типа Baden-Wurttemberg. Однако теперь речь идет о 7000-8000 т. Он предназначен для действий и в дальних морях, и в европейских водах. Корабль должен совмещать боевые возможности фрегатов типа 124 и типа 125, то есть иметь развитое ударное, оборонительное и противолодочное вооружение, в том числе гидроакустическую станцию и ГАС миноискания. В то же время на нем предполагаются иметь помещения общей площадью 375 м2 для сменной нагрузки (это могут быть быстроходные катера, в том числе и безэкипажные, необитаемые подводные аппараты и т.д.) общей массой 80 т, то есть корабль готов будет выполнять и экспедиционные миссии.
Всего немецкий флот рассчитывает получить 6-8 многофункциональных MKS-180, стоимостью около 400 млн. евро за единицу. Но это при водоизмещении 5000-5500 т, а при водоизмещении 7000-8000 т цена, которую придется за них заплатить, существенно вырастет.
Как сообщает немецкий англоязычный журнал Naval Forces, также изучается вопрос о строительстве большой серии корветов типа К132 для действий в европейских водах. В отличие от К130 они должны нести ударное, оборонительное и противолодочное вооружение. Оно должно включать ПКР RBS-15 Mk 3 или Mk 4, ЗРК обороны ближнего рубежа RAM Block II, 76-мм автоматическую универсальную артиллерийскую установку OTO Melara Strales, в боезапас которой входят активно-реактивные снаряды 76 Vulcano с дальностью стрельбы 40 км и управляемые боеприпасы DART для поражения маневрирующих летательных аппаратов, вертолет постоянного базирования. Гидроакустическая станция будет выдавать целеуказание тяжелым электрическим 533-мм торпедам SeaHake mod4 ER с дальностью хода 140-185 км и скоростью хода более 90 км/ч. На конечном участке торпеды управляются посредством пассивной гидроакустической системы наведения. Ими можно стрелять также по военно-морским базам и портам, поскольку они имеют мощный заряд, эквивалентный 460 кг тротила. На корветах К132 торпеды SeaHake будут выстреливаться в противном направлении движению корабля из четырех торпедных аппаратов, размещенных в кормовой части корпуса.
Когда начнется строительство корветов этого типа, не ясно. Но, очевидно, долго ждать не придется. Ведь Германия как лидер Европейского Союза должна прыгать, как пантера.
/Александр Мозговой, oborona.ru/