Самым крупным заказчиком модульной бронированной машины Armoured Modular Vehicle (AMV) разработки финской компании Patria является Польша; несколькими партиями было заказано в общей сложности 997 машин, которые получили там обозначение Rosomak. Бронемашина Rosomak изготавливается по лицензии на польском заводе, на основе базовой варианта было изготовлено несколько модификаций, кроме того, были разработаны и новые модели. Польша объявила о том, что закажет разработанную компанией Huta Stalowa Wola новую минометную башню RAK с 120-мм минометом, которая будет установлена на 64 машины, в то время как 32 машины Rosomak будут переоборудованы в пункты управления для минометных подразделений; таким образом, будет сформировано восемь рот, которые станут частью механизированных батальонов.
В поисках замены своих БМП Ratel колесной формулы 6×6 Южно-Африканская республика начала национальную разработку, но в 2013 году приняла решение подписать соглашение с компанией Patria на использование машины AMV в качестве основы для новой машины. Машина получила обозначение Badger (барсук), она производится на заводе местной компании Denel OMC, хотя начальная партия из 10 машин была изготовлена в Финляндии. Первоначальными планами предусматривалось изготовление в общей сложности 264 машин, но затем это количество сократили до 238, что естественно сказалось на стоимости машины в сторону повышения. На все машины установлена модульная башня Modular Combat Turret разработки Denel, которая может принять различные системы вооружения в зависимости от варианта машины: 30-мм пушка для варианта огневой поддержки, ПТУР Ingwe от Denel Dynamics для противотанкового варианта, 60-мм миномет дальнобойного казенного заряжания для минометного самоходного комплекса и, наконец, 12,7-мм пулемет для командирского варианта.
Еще одной страной, организовавшей у себя линию по производству машин AMV, стала Хорватия, большая часть из 126 машин, состоящих на вооружении хорватской армии, изготовлены на местном заводе Duro Dakovic Special Vehicles.
Компания Patria не намерена изготавливать свои машины в большом количестве в Финляндии и поэтому рассчитывает на своих польских, южноафриканских и хорватских партнеров в организации массового производства. Словакия подписала в июле 2015 года письмо о намерениях с Польшей на покупку 31 машины Rosomak 8×8, которые будут доработаны под словацкие требования и получат обозначение Scipio. На нее будет установлен ДУБМ Turra 30 компании EVPU, вооруженный 30-мм пушкой 2A42 и двумя пусковыми установками противотанковых ракет. Следующий контракт, как ожидается, доведет общее количество машин до 66 штук и если финансирование позволит, то может быть заказана еще одна партия из 34 машин, что позволит полностью удовлетворить потребности страны.
В 2013 году одна опытная машина была изготовлена на сборочной линии компании Duro Dakovic для проведения испытания в Кувейте. В апреле 2016 года был подписан контракт на серийное производство стоимостью 26 миллионов между Patria и хорватской компанией. Последняя будет производить машину AMV для третьих стран. На настоящее время компания Denel полностью занята выполнением национальной программы, но в будущем может поучаствовать в производстве машины для других стран.
Компания Patria использовала огромный опыт, полученный семью операторами своей машины, для дальнейшего её усовершенствования. В настоящее время проводится анализ имеющихся данных, в том числе изучается опыт Афганистана, то есть сопоставляется теория с практикой с целью дальнейшего повышения боевой устойчивости и эксплуатационной надежности. Помимо уже упомянутых стран бронемашина AMV была куплена Финляндией, Словенией и Швецией, последним покупателем стали Объединенные Арабские Эмираты, заказавшие в январе 2016 года 40 машин с опционом еще на 50 штук. Это может быть удлиненный вариант, который уже был продемонстрирован с башней от БМП-3, что является одним из известных требований, озвученных эмиратской армией.
На выставке DSEI 2013 компания Patria впервые представила свой новый вариант XP («X» взято из слова Extra, а «P» означает protection, payload и performances – защита, грузоподъемность и характеристики). Он является дальнейшим развитием оригинальной машины AMV, имеет общую массу 32 тонны и полезную грузоподъемность до 15 тонн. Дополнительная полезная грузоподъемность частично используется для установки систем повышения уровня защиты и частично для установки нового бортового оборудования.
На машине установлен более мощный двигатель мощностью 605 л.с. (предыдущий 545 л.с.), усовершенствованные подвеска и ходовая часть с силовым приводом с целью сохранения ходовых характеристик несмотря на повышение боевой массы. Был изготовлен один гибридный прототип, а за ним еще 5-7 прототипов, на которых отрабатывались различные решения. В разных условиях, при низких и высоких температурах, по песку и снегу, было пройдено свыше 25000 км. Вариант XP польской постройки был показан на выставке MSPO 2015. Компания Patria представила на выставке Eurosatory 2016 во второй раз свой новейший вариант XP, оборудованный современной системой связи. Patria объединилась с компанией BAE Systems Australia по программе Land 400 Phase 2, для которой она предлагает вариант AMV35, то есть машину AMV с установленной башней от гусеничной CV9035.
Если не брать во внимание разработчиков проекта, Германию и Нидерланды, то в декабре 2015 года на машину Boxer 8×8 был получен первый экспортный заказ. Стартовым зарубежным заказчиком стала Литва, которая выбрала машину консорциума ARTEC и начала процесс закупок через организацию сотрудничества по вопросам вооружения OCCAR. В общей сложности литовская армия получит 84 боевых машин пехоты, оборудованных башней UT 30 Mk2 от Elbit Systems, вооруженной 30-мм пушкой и ракетами Spike, а также 4 машины в варианте командного пункта. Поставки машин, предназначенных для бригады «Стальной волк», должны пройти с середины 2017 года по конец 2019 года. Решение не стало сюрпризом, ведь между Германией и Литвой в военной сфере имеются тесные связи, а выбор машины Boxer позволяет иметь высокий уровень унифицированности.
Решение Литвы было принято за неделю до подписания немецкого контракта на вторую партию из 131 машины Boxer. Тем самым, количество у Германии достигнет 403 машины; в свою очередь Нидерланды заказали 200 машин Boxer. Вторая партия будет целиком состоять из машин новейшей конфигурации, разработанной Artec. Поставки пройдут с конца 2016 года по 2020 год.
Что касается национального рынка, то поставки немецкой армии первой партии завершены. В настоящее время она эксплуатирует 125 БТР, 72 санитарных, 65 командных пунктов и 10 машин обучения вождению. Модернизация всех машин с конфигурации A1 (для Афганистана) до конфигурации A2, которая включает повышение уровня защиты, новую систему технического зрения для водителя, систему пожаротушения, радиостанции спутниковой связи и т.д., начнется в 2017 году. В эти же сроки компании KMW и Rheinmetall Waffe Munition начнут поставки машин второй партии; поставки 131 заказанной машины в конфигурации A2 завершатся в 2020 году. С целью поддержки пехоты огнем прямой наводкой немецкий Бундесвер рассматривает также приобретение еще одной партии машин, оборудованных башней с пушкой среднего калибра.
Что касается Нидерландов, то как раз перед выставкой Eurosatory 2016 была поставлена половина заказанных машин. Оригинальным контрактом предусматривается 60 командных пунктов, 53 машины инженерной группы, 52 санитарных, 27 грузовых и 8 обучения вождению. Впрочем, в мае 2016 года в контракт было внесено изменение, согласно которому общее количество машин осталось неизменным, но были убраны 24 командных пункта и 15 грузовых транспортеров, а вместо них добавлены 39 машин инженерной группы. В связи со своим участием в европейской боевой группе Нидерланды должны вооружить легкую бригаду машинами Boxer, что потребует дополнительных платформ. Как и ее немецкий партнер, голландская армия проявляет интерес к Boxer, оборудованной башней со среднекалиберной пушкой, но также рассматривает возможность приобретения машины с более тяжелым вооружением.
Консорциум ARTEC в настоящее время завершает некоторые опциональные технические модернизации: среди них более мощный силовой блок мощностью 600 кВт, колеса для песчаного грунта, более высокий уровень баллистической защиты, новые модульные противоминные щитки и т.д. Если компания KMW использовала шасси Boxer для установки на него артиллерийского модуля Donar (две машины прошли стрельбовые испытания), то компания Rheinmetall установила на шасси бронемашины Boxer установку с высокоэнергетическим лазером.
Турецкая компания FNSS настойчиво продвигает на местный и зарубежный рынки семейство своих колесных машин PARS, и, как следствие, в феврале 2016 года заключила очередную экспортную сделку, по которой пока нет подробной информации. На базе платформы PARS 8×8 Малайзия реализует программу по своей колесной машине AV8, серийное производство и поставки этой машины осуществляет местная компания Deftech. Контрактом предусматривается в общей сложности изготовление 257 машин в 12 разных вариантах; разработка половины вариантов уже завершена, тогда как разработка оставшихся вариантов продолжается. Компания FNSS отвечает за саму платформу, одноместную башню Sharpshooter с 25-мм пушкой, а также за общую интеграцию систем. Проект планируется завершить к 2020 году.
На выставке IDEF 2015 компания FNSS представила новую машину PARS 4×4, которая номинально входит в семейство, но конструктивно значительно отличается от остальных его членов. Машина нацелена на программу по транспортеру вооружения STA (Silah Tasiyici Arac), но поскольку в соответствии с ней таких машин должно быть закуплено только 76 штук, то компания FNSS неизбежно рассматривает и другие рынки. Двигатель машины установлен в кормовой части с целью обеспечения оптимальной развесовки, воздухозаборник охлаждающего воздуха выведен наверх, что позволяет Pars 4×4 входить в воду без подготовки, в воде машина приводится в движение двумя водометами и имеет высоту надводного борта 350 мм.
Боевая масса машины составляет 10-12 тонны, а удельная мощность варьируется в пределах 25-30 л.с./т. На двух передних сиденьях размещаются водитель и командир, три задних сиденья расположены в ряд, что обеспечивает оптимальное владение обстановкой, в том числе благодаря большому лобовому стеклу. Лебедка находится под броней, тогда как нижний наклонный лист установлен под небольшим углом к вертикали, что обеспечивает угол въезда 54°. Независимая подвеска с двойными поперечными рычагами и гидропневматическими амортизаторами вместе с колесами большого диаметра и системой регулирования давления в шинах обеспечивает максимальную проходимость и низкое давление на грунт.
Машина имеет грузоподъемность три тонны и может принять башню массой до одной тонны. За отделением экипажа имеется место для установки мачты и радара, например для ведения наблюдения и разведки. На машине установлены две аккумуляторные батареи, одна из которых предназначена только для питания бортовых систем.
Между тем, компания FNSS постоянно совершенствует свои колесные машины конфигураций 6×6 и 8×8 и в настоящее время разрабатывает новое поколение PARS, получившее обозначение PARS 3. В этом проекте FNSS хочет повысить боевую эффективность машины за счет повышения уровня баллистической защиты, увеличения полезного внутреннего объема и полезной грузоподъемности, снижения требований к обслуживанию, лучшей ситуационной осведомленности при сохранении превосходных ходовых характеристик. На данный момент в проекте PARS 3 использованы самые современные технологии, в том числе и для модификации его силового блока и передачи, что позволило получить более прочную конструкцию, адаптируемую под широкий диапазон вариантов без изменения базовых систем машины. Благодаря своей новой подвеске и компонентам силовой передачи бронеавтомобиль PARS 3 будет иметь более высокий уровень защиты, вмещать больше человек без изменения физических признаков заметности.
Поскольку PARS 3 построена на модульном принципе, то может адаптироваться под различные задачи, включая транспортер личного состава, минометную установку, разведывательный и командирский варианты. Ее система изменения дорожного просвета и гибкая система управления обеспечат маневренность, присущую семейству PARS. Как и у других членов семейства PARS, двигатель в машине PARS 3 расположен позади командира и водителя, что позволило разместить их в ряд и тем самым повысить уровень владения обстановкой, не в последнюю очередь за счет перископического поля зрения, составляющего более 180°. Что касается компании Otokar, то она активно продвигает свои машины Arma 6×6 и 8×8, не забывая разрабатывать новые конфигурации. Последней разработкой здесь стала машина радиационной, химической и биологической разведки Arma 8×8 CBRN. Все компании ожидают опубликования турецкой армией заявки на специализированную машину, которой предусматривается поставка 472 машин в 4 вариантах.
В настоящее время на вооружении сингапурской армии состоит бронемашина Terrex 8×8, и, тем не менее, на выставке DSEI 2015 компания ST Kinetics представила новый вариант этой машины Terrex 2. Боевая масса новой машины значительно выросла, с 24 до 30 тонн, что говорит о лучшей защите и большей грузоподъемности, возросшей до 9 тонн. Для того чтобы справиться со столь значительным повышением массы, прежний двигатель Caterpillar C9 мощностью 450 л.с. был заменен двигателем Caterpillar C9.3 мощностью 525 л.с., соединенным с коробкой передач Allison 4500SP. Защита от подрывов на минах и СВУ повышена за счет конструкции двойного V-образного корпуса, нижний (наружный) корпус также защищает приводы. Ширина значительно увеличилась, с 2,97 до 3,6 метра, как и высота, с 2,46 до 2,8 метра. Увеличение объема объясняется требованиями к плавучести; для Terrex 2 использован опыт разработки модификации Terrex, которая соответствует требованиям корпуса морской пехоты США. По этой заявке STK объединилась с американской компанией SAIC, и эта команда стала одной из двух, отобранных для программы ACV1.1 корпуса морской пехоты.
Машина Terrex 2 оборудована двумя гребными винтами с гидравлическим приводом с независимой системой регулирования тяги, что позволило достичь максимальной скорости 6 узлов, обеспечить безопасное движение при высоте волн до 1,25 метра и десантирование на берег при высоте берегового прибоя до 1,8 метра. Пассажировместимость составляет три члена экипажа и 11 десантников. Кроме заявки США Terrex 2 предложена Австралии для ее программы Land 400 Phase 2; кроме того, компания STK изучает другие потенциальные рынки.
Недавно министерство обороны Израиля представило прототип нового бронетранспортера Eitan в конфигурации 8×8, который должен заменить гусеничные БТР М113, состоящие на вооружении израильской армии. По словам израильских официальных лиц, он будет гораздо легче бронетранспортера Namer, базирующегося на шасси танка Merkava, хотя и должен остаться в тяжелом сегменте колесных машин 8×8, поскольку 35 тонн, по всей видимости, являются целевой массой этой машины. В этом случае можно говорить о приоритете систем защиты, а это не новое направление для Израиля, учитывая его богатый опыт локальных боевых операций. Это модульное бронирование, противоминная защита днища, активный комплекс защиты Trophy, а также различные системы жизнеобеспечения. Дата поступления на вооружение намечена примерно на 2022 год.
Недавний заказ 20 бронетранспортеров БТР-82A 8×8 вооруженными силами России показывает с одной стороны, что сочетание колесных и гусеничных машин сохранится в будущем, но также рождает смутные сомнения касательно проекта Бумеранг 8×8, первые машины которого были впервые представлены 9 мая 2015 года на Параде Победы. Хотя доступно не так уж много информации, но по внешнему виду новый колесный БМП/БТР очень сильно напоминает западные машины такого же класса, например VBCI от Nexter и VBM Freccia от CIO. Основное отличие состоит в том, что Бумеранг является плавающей машиной и, как следствие, водоотражательный щиток установлен на лобовом листе, а два гребных винта в корме. Трудно оценить ее боевую массу, но она не должна превышать 30 тонн.
В варианте БМП она оборудована дистанционно управляемым модулем Эпоха (Бумеранг-БМ), вооруженным 30-мм пушкой 2A42 и ракетами Корнет, тогда как вариант БТР оборудован ДУБМ с 12.7-мм пулеметом. До девяти десантников могут разместиться в заднем отделении, кормовая аппарель имеет механический привод, большая же дверь позволяет покидать и садиться в машину, не используя аппарель. Водитель сидит впереди слева, справа от него двигатель, что значительно отличает новую машину от традиционной компоновки прежних моделей российских БТР, у которых двигатель расположен сзади. Что касается прогнозов продаж, то здесь необходимо взглянуть на то количество БТРов российской армии, которые нуждаются в замене.
Множество стран, имеющие потребность в колесных боевых машинах, решили разработать свои собственные платформы; иногда полностью своими силами, а иногда в сотрудничестве с известными зарубежными производителями. Малайзия как раз работает по второй схеме, там местная компания DRB-HICOM Defence Technologies, лучше известная как Deftech, производит бронемашины AV8, базирующиеся на шасси Pars 8×8 турецкой компании FNSS.
Работает в кооперации с зарубежным партнером и эмиратская компания Emirates Defense Technology, которая на выставке IDEX 2015 представила БМП Enigma 8×8, разработанную на базе шасси ирландской компании Timoney. Это шасси имеет все управляемые колеса и двигатель Caterpillar C13 мощностью 711 л.с., расположенный впереди справа и соединенный с автоматической трансмиссией Caterpillar CX31. Машина с установленной башней «Бахча» от БМП-3 имеет боевую массу 28 тонн. Заявленные уровни защиты по стандарту НАТО STANAG 4569 соответствуют Уровню 4 (баллистическая) и Уровню 4a/b (противоминная). Машина плавающая, на воде движется за счет двух кормовых гребных винтов. Была представлена также модель этой машины в конфигурации самоходной артиллерийской установки с установленной гаубицей M777 компании BAE Systems. Покупка ОАЭ машин AMV у финской Patria поставила крест на этом проекте.
Индия также рассматривает возможность закупки машины местной разработки. Индийская компания Tata Motors показала в 2014 году свой проект Kestrel, разработанный в сотрудничестве с Организацией оборонных исследований и разработок, который был еще раз показан в 2016 году, но уже с другой башней. Первоначально на машине Kestrel была установлена башня Kongsberg MCT-30R, тогда как два года спустя на этой колесной платформе была установлена башня от БМП-2. Максимальная боевая масса бронемашины составляет 26 тонн, более легкие конфигурации предлагаются в зависимости от комплекта бронирования, базовый же вариант с уровнем защиты 1 по стандарту STANAG 4569 имеет массу 22,5 тонны.
В начале 2016 года индийская компания Tata Motors подписала по этой машине соглашение с Bharat Forge и американской General Dynamics Land Systems (GDLS). Как будет развиваться программа по перспективной боевой машине пехоты Future Infantry Combat Vehicle, время покажет, особенно с учетом тех задержек, которые уже случались. Индийская армия имеет потребность примерно в 2600 колесных машинах.
Продолжение следует…
————————————-
Тенденции развития бронетехники. По следам выставки Eurosatory 2016. Часть 1
Тенденции развития бронетехники. По следам выставки Eurosatory 2016. Часть 2
/Alex Alexeev, topwar.ru/
Тары бары-по поводу тары,у этих то,у других сё,где тенденции то ? И с каких пор,рядовой обзор,в трёх частях, стал претендовать на роман,в трёх томах,о тенденциях развития ?