Приближается 25-я годовщина начала эксплуатации первых оригинальных машин Centauro, к тому же, с тех пор как в начале 80-х годов был выпущен проект требований к бронированной машине 8×8, в оперативном сценарии произошли большие изменения. В связи с этим итальянская армия и консорциум Consorzio Iveco Oto Melara (CIO) начали совместную работу над новой машиной с пушкой более крупного калибра. Одной из основных сфер доработки стала защита, особенно защита днища, например от мин и СВУ (самодельных взрывных устройств); при проектировании оригинальной машины Centatiro этому было уделено недостаточно внимания в связи оперативными соображениями.
Другим направлением стало повышение огневого могущества: поскольку итальянская армия имеет на вооружении только основной боевой танк Ariete с 120-мм гладкоствольной пушкой, армией были учтены вопросы унифицированности, а также боевой эффективности. Проект документа был опубликован в октябре 2010 года, а окончательные требования были оформлены в декабре 2011 года. Были подписаны два контракта, один на разработку нового двигателя и один на разработку и производство прототипа, который известен как Nuova Blindo Centauro (новая бронемашина Centauro), хотя в промышленных кругах ее часто называют Centauro II.
Итальянская армия начала программу Centuro II с целью замены бронемашин с 105-мм нарезной пушкой новой машиной с лучшей защитой, вооруженной 120-мм пушкой
В требованиях в зависимости от конфигурации боевая масса определена примерно в 30 тонн, а при установке броневого комплекта «A» удельная мощность – в 24 л.с./т. Было понятно, что мощность шестицилиндрового двигателя оригинальной машины Centauro 520 л.с., также установленного на боевой машине пехоты Freccia 8×8, была недостаточна. В связи с этим, контрактом была предусмотрена модификация для военных целей существующего восьмицилиндрового двигателя Iveco Vector 8V, использовавшегося в железнодорожной и энергетической сферах. Двигатель соответствует стандарту Euro 3, согласно которому он может быть двухтопливным (дизельное/бензин) без необходимости изменения электронных настроек.
Процесс «милитаризации» включал модернизацию системы впрыска для того, чтобы получить двухтопливный двигатель, модернизацию систем смазки и охлаждения, которая также отвечает за охлаждение трансмиссии, установку генератора на 560 Ампер и дополнительные валы отбора мощности. Что касается трансмиссии, то здесь выбор пал на ZF Ecomat 7HP902 с семью передними передачами и одной задней; эта система хорошо известна компании Iveco DV, поскольку она устанавливается на грузовики Astra 8×8. Двигатель нового поколения имеет существенно большую мощность, что позволило сэкономить 250 кг по сравнению с силовым блоком предыдущего варианта Centauro; новый двигатель имеет мощность 720 л.с., а старый на 180 л.с. меньше.
В машине имеются три аккумуляторных отсека (два слева и один справа), в каждом из которых установлены по два аккумулятора; два аккумулятора предназначены для запуска двигателя и четыре для питания бортового оборудования. Концерн CIO выбрал литий-ионные аккумуляторы, которые имеют гораздо больше циклов заряда и дают постоянный ток 24 Вольта, это на 30% больше по сравнению со свинцовыми аккумуляторами. Первые два моста остались управляемыми, рулевое управление четвертого моста включается только на низких скоростях, обеспечивая радиус поворота менее 18 метров.
Гидравлическое рулевое управление позволяет справляться с большей массой машины, однако на новой модели с целью экономии пространства была принята схема «полуторного контура рулевого управления», что позволило убрать один цилиндр. Колеса Michelin 14.00R20 XZL/XML такие же, как у всего семейства Centauro, они имеют боестойкие вставки VFI и подсоединены к системе регулирования давления в шинах.
По уровням защиты производитель не дает конкретных цифр, известно только, что к основному стальному корпусу добавляется комплект «A», но также доступен и комплект «B». С целью экономии массы для каждой части корпуса были проведены исследования, и как следствие, для каждого из комплектов было разработано в общей сложности семь типов баллистических панелей. Комплекты бронирования корпуса была целиком разработаны инженерами компании Iveco DV.
С некоторыми доработками в машине Centauro II была сохранена типичная для этого семейства схема привода «H» (поток мощности от двигателя распределяется на два параллельных потока по бортам машины). В задней части крыша слегка приподнята, что позволило получить больше пространства для интеграции системы защиты днища от мин и СВУ. Корпус разделен на три основных части, передняя с двигателем, центральная пустая для установки башни и задняя для комплекта боеприпасов.
Для водителя, размещающегося впереди слева, концерн CIO предлагает возможность вождения по дисплеям; машина оборудована четырьмя дневными/ночными камерами и тремя камерами для низкого уровня освещенности. Основная дневная/ночная камера водителя установлена на переднем лобовом листе и позволяет видеть край листа для оценки дистанции до объектов. Два такие же камеры установлены по бортам Centauro II и направлены вперед и одна камера установлена в корме. Одна камера для низкой освещенности установлена в передней части машины и две другие установлены на зеркалах заднего вида и направлены вперед. Изображения с этих камер, а также изображения с других бортовых сенсоров могут быть выведены на три экрана, на которых также выводятся эксплуатационные параметры и данные бортовой системы контроля и диагностики. Установлен резервный гироскоп. Оценка системы технического зрения водителя личным составом начнется в 4 квартале 2016 года.
Как уже было сказано, задняя часть шасси предназначена для размещения боекомплекта основной пушки. Загрузка боеприпасов осуществляется через кормовую дверь, два вращающихся магазина с 9 и 10 снарядами соответственно размещаются с каждой стороны прохода. Бронированная переборка с центральной дверцей герметичным образом отделяет боеприпасный отсек от центральной части корпуса; выстрелы подаются через два бронированных лючка. По расчетам переборка обеспечивает защиту экипажа башни от одновременного воспламенения трех обычных снарядов (неинертных). В случае чрезвычайной ситуации центральный проход также может использоваться в качестве запасного выхода экипажа.
Еще 12 120-мм снарядов размещаются в задней части башни; таким образом, стрелок-наводчик имеет в своем распоряжении 31 снаряд. Башня Centauro II сконструирована компанией Finmeccanica Defence Systems (бывшая Oto Melara). Обитаемое отделение башни изготовлено из легкого баллистического сплава, к которому могут быть добавлены комплекты защиты уровней «A» и «B»; задняя же часть целиком изготовлена из композиционного материала. Объем, где размещаются боеприпасы, спроектирован так, что благодаря поверхностям особой формы из него выводятся любые продукты горения, в то время как отдельная противопожарная/противовзрывная система в случае чрезвычайной ситуации снижает температуру внутри отсека и препятствует возгоранию боекомплекта.
Вращающийся магазин на шесть снарядов расположен в кормовом отсеке башни, его боеприпасы готовы к выстрелу и подаются в зарядную камору; стрелок выбирает соответствующий снаряд с помощью системы управления огнем, барабан поворачивается, подавая указанный снаряд к сдвигающемуся вбок с помощью электропривода лючку. Заряжающий открывает казенник (единственная ручная операция), затем снаряд досылается в камору, казенная часть автоматически закрывается и пушка готова к выстрелу.
Слева и справа от центральной двери имеются две отрываемые вручную двери; за правой дверью (позади стрелка) размещается стеллаж с шестью 120-мм выстрелами и часть коммуникационного комплекта, тогда как за левой дверью располагается боекомплект патронов для вспомогательного вооружения. Как и в оригинальной машине Centauro стрелок размещается внизу справа, заряжающий вверху справа, а командир слева.
Гладкоствольная пушка 120/45 представляет собой новейшую разработку компании Oto Melara и отличается типичным для семейства Centauro перфорированным дульным тормозом, что позволяет вести огонь даже калиберными стабилизированными боеприпасами, которые плохо совместимы со щелевыми дульными тормозами. Все приводы электрические, максимальная перебросочная скорость составляет 0,4 рад/с с ускорением 0,7 рад/с2, тогда как максимальная скорость вертикального наведения составляет 0,5 рад/с с ускорением 0,8 рад/с2; углы вертикального наведения пушки от -7° до +16°.
Система управления огнем является модернизированным вариантом СУО, установленной на Centauro и танк Ariete, оптронные же системы все новые. Командир теперь имеет полностью цифровой панорамный перископ Attila D разработки подразделения Land and Naval Electronic Division компании Leonardo-Finmeccanica (ранее Selex ES). В его состав входит полностью стабилизированный сенсорный комплект, состоящий из цветной камеры Full HD с оптическим увеличением x10, тепловизионной камеры 3-го поколения Erica с матрицей 640×512 пикселей с шагом 16 мкм, работающей в диапазоне 3,7-5,0 мкм, и лазерного дальномера с дальностью действия 10 км. Головка перископа Attila D со всей этой встроенной электроникой имеет вертикальные углы +60°/-20°.
У командира имеется два дисплея: 12-дюймовый в основном используется для системы наведения и дисплей диагональю 10 дюймов для системы командования и управления SICCONA. Новейший член семейства Lothar – прицельная цифровая система стрелка Lothar SD – включает цветную HD-камеру, тепловизионную камеру Tilde B, работающую в диапазоне 8-12 мкм, и такой же лазерный дальномер как в командирском перископе. При выходе из строя прицельной системы стрелка командир может вести огонь при помощи своего перископа. В случае сбоя питания для стрелка доступен резервный оптический прицел.
Как уже было сказано, система командования и управления базируется на новейшем варианте SICCONA, принятым итальянской армией; по сравнению с оборудованием предыдущих машин, например Freccia, установлены более мощные компьютеры и новые дисплеи.
Комплект из шести радиостанций гарантирует максимальный уровень связи: в него входят Turma CNR2000 HF для дальней передачи речевых сообщений и данных, SDR VM3-SBW UHF, связывающая машину с солдатами в поле, широкополосная УВЧ-радиостанция HCDR, две радиостанции SRT-635 SINCGARS VHF для речевых сообщений и данных на средних дистанций и УВЧ-радиостанция Harris AN/PRC 152, обеспечивающая спутниковую связь и связь с летательными аппаратами, а также служащая в качестве аварийной переносной радиостанции. Установлена система для борьбы с СВУ – глушитель Guardian H3 Stack , это четыре конформные антенны по периметру машины и две стандартные антенны на крыше башни. Также установлен новый вариант приемника предупреждения о лазерном облучении RALM.
К вспомогательному вооружению относится спаренный 7,62-мм пулемет с тремя патронными ящиками по 250 патронов, а также дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ) Hitrole Light, который может быть вооружен 7,62 или 12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом, соответственно с четырьмя 250-патронными ящиками, четырьмя 100-патронными ящиками или двумя 48-патронными ящиками. По сравнению с прежней башней с 105-мм пушкой, боевая масса которой со всем оборудованием и полным боекомплектом составляет 7800 кг, новая башня с 120-мм пушкой и бронекомплектом Level A весит 8700 кг. Нужно отметить, что при установке 105-мм пушки вместимость новой башни сохраняется.
Консорциум CIO провел многочисленные баллистические и противовзрывные тесты, для этих целей были изготовлены четыре машины и башни, а также несколько баллистических комплектов. Стрельбовые испытания уже проведены, конфигурация должна быть окончательно утверждена после выставки Eurosatory 2016, а в четвертом квартале 2016 года начнется процесс квалификации итальянским министерством обороны. Итальянская армия намеревается заменить нынешнюю Centauro новой машиной в своих разведывательных полках; впрочем, глядя на текущий бюджет, не ясно, когда будет подписан первый контракт.
Разработка Centauro II окажет влияние на существующие машины, например, рассматривается разработка следующего варианта бронемашины VBM Freccia, получившего обозначение VBM+, который может взять двигатель и защиту, разработанные для артиллерийской установки Centauro II с 120-мм пушкой. На настоящее время консорциум CIO поставил большую часть машин Freccia в первую среднюю бригаду «Pinerolo» за исключением командирских и разведывательных вариантов, которые находятся на последнем этапе доработки и требования по которым еще дорабатываются. При соответствующем финансировании в четвертом квартале 2016 года должна быть заказана первая партия машин, предназначенная для формирования второй средней бригады.
Новая бронемашина Piranha 5, впервые представленная на выставке Eurosatory 2010, добилась первого большого успеха в 2015 году, когда Испания и Дания объявили о выборе новейшей модели 8×8 из хорошо известного семейства, которое много лет назад начала производить швейцарская компания Mowag, в настоящее время вошедшая в состав General Dynamics European Land Systems (GDELS). В сентябре этого же года Испания подписала по этой машине исследовательский контракт с пониженными рисками стоимостью 89,2 миллиона евро, который был выдан временному совместному предприятию «UTE VCR 8×8», сформированному из компаний Santa Barbara Sistemas (часть GDELS), Indra и Sapa; последние две отвечают за электронную архитектуру и коммуникационный комплект и силовой блок соответственно. Цель здесь состоит в том, чтобы получить полностью испанский продукт, который впоследствии будет предложен на зарубежном рынке.
Научно-исследовательский контракт продолжительностью три года, финансируемый министерством промышленности, включает изготовление пяти опытных машин. Машина, известная под обозначением VCR (Vehiculo de Combate sobre Ruedas), пройдет всесторонние испытания в испанской армии, которая и примет решение в 2018 году о возможном начальном производстве. Таким образом, Испания, так или иначе, получит полностью национальное решение, ради этого она отклонила предложения французской Nexter с машиной VBCI и итальянского консорциума CIO (между Iveco DV и Oto Melara) с машиной Freccia, хотя обе машины были проверены в боевых условиях в Афганистане.
Бронемашина Piranha 5 со своей боевой массой 30 тонн (хотя может достигать 33 тонн) и полезной грузоподъемности 13 тонн может перевозиться в военно-транспортном самолете A400M. Она будет собираться на заводе компании GDELS в Севилье, тогда как шасси будет изготавливаться на заводе Trubia. По имеющейся информации, испанская армия может использовать не всю доступную грузоподъемность, а удовлетворится боевой массой 25-26 тонн и таким образом оставит возможность для будущих модернизаций. Часть машин должна быть поставлена в варианте бронетранспортера с ДУБМ с 7,62-мм или 12,7-мм пулеметом; также предусмотрен вариант боевой машины пехоты с башней, вооруженной 30-мм пушкой и ПТУР Spike. Стоит заметить, что при первом публичном появлении в 2010 году на машине Piranha 5 была установлена башня Kongsberg с 30-мм пушкой, а компания GDELS предлагает установку вооружения вплоть до калибра 120 мм. Потребности Испании составляют от 300 до 400 машин, и число 340 в этом случае самое вероятное.
Хотя первый контракт был подписан с Испанией, первой страной, которая развернет бронемашину Piranha 5, станет Дания, поскольку с ней был подписан контракт в декабре 2015 года на серийное производство и поставку с 2018 по 2023 год 309 машин. Датский контракт является не только первым успешным контрактом по машине Piranha 5, но также знаменует переход от гусениц к колесам еще одной страны. Отобранные участники конкурса были поделены поровну: Armadillo (модификация CV-90) компании BAE Systems Hagglunds и PMMC G5 от компании FFG представляли «гусеничную группу», тогда как VBCI от Nexter и Piranha 5 от компании GDELS представляли «колесную группу».
Контракт был подписан между GDELS-Mowag и датской организацией оборонных закупок (DALO) и включает шесть разных вариантов машины – пехотный, командирский, санитарный, инженерный минометный и ремонтный, – которые заменят соответствующие варианты устаревшего БТР M113. Общая потребность страны составляет 450 машин Piranha 5, и поэтому контрактом предусматривается несколько опционов, которые в случае острой необходимости позволят увеличить количество машин до этой цифры. Дания уже имеет на вооружении Piranha 3, а также другие машины компании GDELS, например Duro III и Eagle IV, на которые через несколько дней после подписания контракта по Piranha 5 был подписан многолетний рамочный контракт на обслуживание.
Стоит отметить, что Piranha 5 является не самой последней разработкой в семействе. В июне 2014 года на выставке Eurosatory компания GDELS представила модель Piranha 3+. По сравнению с последними модификациями Piranha 3 новая машина имеет собственную массу 16 тонн против 13,4 тонны и 11 тонн грузоподъемность против 9,2 тонны; внутренний объем увеличился с 13,5 до 14 м3. Справиться с максимальной боевой массой 27 тонн позволяет новый двигатель Caterpillar C13 мощностью 520 л.с., который сменил оригинальный двигатель мощностью 400 л.с.; гидропневматическая подвеска предлагается в качестве альтернативы традиционной.
В бронемашине Piranha 3+ реализованы решения модульной защиты, которые повышают уровень защиты от мин и СВУ. Эти решения также предлагаются в качестве модернизации существующего парка Piranha 3, в то время как большая часть усовершенствований силовой передачи опирается на работы, проведенные в рамках программы модернизации канадской машины LAV и доработки силовых приводов американской машины Stryker ECP.
В рамках процесса межевропейской консолидации в секторе наземных систем компания Kongsberg, являющаяся символом дистанционно управляемых боевых модулей, приобрела 49,9% акций компании Patria в марте 2016 года. Таким образом, был образован скандинавский оборонный конгломерат, если принять во внимание, что Patria владеет 50% компании Nammo, а оставшимися 50% владеет норвежское государство. Это позволит еще больше усилить коммерческие возможности компании в мире.
Продолжение следует…
———————————————
Тенденции развития бронетехники. По следам выставки Eurosatory 2016. Часть 1
/Alex Alexeev, topwar.ru/
У тех то-у этих сё,одни продали-другие купили,а где тенденции то ?
Автор, напишите статью про литий-ионные аккумуляторы для этой машины. Размеры, вес, характеристики. На нашей технике такого нет.
так о чем статья -да не о чем -тенденция
A сербски Лазар-1/2 ??