Большинство лучших самоходных артиллерийских установок Великой Отечественной войны были построены на базе танковых шасси, из-за чего отличались передним расположением боевого отделения. Такая компоновка самоходки в значительной мере облегчала разработку и серийное строительство, однако накладывала некоторые ограничения эксплуатационного характера. В дальнейшем было решено использовать в новых проектах только центральное или кормовое размещение боевого отделения. Последней боевой машиной с передней рубкой, принятой на вооружение, стала САУ СУ-122-54.
Появление проекта СУ-122-54 было связано с желанием военных обновить парк техники. До конца сороковых годов на вооружении Советской армии все еще имелось значительное число техники, созданной в ходе прошедшей войны. Эти образцы уже не в полной мере устраивали армию, из-за чего требовалась их замена. В рамках программы масштабного перевооружения сухопутных войск в 1946 году был создан средний танк Т-54, который в дальнейшем предложили использовать в качестве основы при разработке других образцов бронетехники. В 1948 году было решено сделать этот танк основой для перспективной самоходки.
Решение о разработке новой самоходной артиллерийской установки на базе серийного танка было принято в первой половине 1948 года. 22 июня решение закрепили постановлением Совета министров СССР. В соответствии с этим документом, Конструкторское бюро завода №174 (г. Омск) должно было создать новый образец САУ на основе шасси среднего танка Т-54. В качестве основного оружия машины предлагалось использовать 122-мм пушку Д-25. Первый вариант проекта требовалось представить в течение нескольких следующих недель.
Проект новой самоходки получил рабочее обозначение «Объект 600». В дальнейшем появилось иное название, отражавшее назначение машины, калибр главного оружия и тип шасси – СУ-122-54. Руководителем работ по новому проекту был назначен И.С. Бушнев. Ведущим конструктором стал А.Е. Сулин.
В соответствии с изначальным постановлением Совмина, разработка проекта «Объект 600» должна была занять всего несколько недель. Тем не менее, на практике создание рабочей документации заняло больше времени. Задержка и выход из установленного графика были связаны с проблемами во взаимодействии с другими предприятиями. Завод №9 (г. Свердловск), выпускавший пушки Д-25, должен был переслать в Омск требуемую документацию по вооружению, однако в силу различных причин бумаги прибыли гораздо позже, чем требовалось. Из-за этого ОКБ-174 смогло завершить требуемые работы лишь через несколько месяцев после ранее установленной даты их окончания.
К концу года специалисты ОКБ-174 сформировали общие положения проекта и проработали различные особенности конструкции перспективной САУ. По созданному к этому времени проекту был построен деревянный макет самоходки. В декабре документацию и макет представили заказчику в лице специальной комиссии министерства транспортного машиностроения, курировавшего разработку военной техники.
В целом, проект получил одобрение, однако ряд его особенностей стал поводом для замечаний. Конструкторское бюро получило список необходимых доработок, после чего вернулось к проектным работам. Требовалось исправить различные недочеты, допущенные при создании первой версии самоходки. На ликвидацию выявленных недостатков ушло около полугода. В июле 1949 года в Омске построили новый макет самоходки, который вместе с необходимыми документами снова продемонстрировали комиссии. Через несколько недель, в августе того же года, проект получил официальное одобрение.
Заказчик утвердил проект в существующем виде, что позволило специалистам ОКБ-174 начать подготовку документации, необходимой для строительства полноценного опытного образца. Тем не менее, вскоре работы были приостановлены из-за некоторых проблем с шасси. По мере серийного выпуска средний танк Т-54 постоянно дорабатывался и совершенствовался. Накопившиеся к середине 1949 года изменения заставили авторов проекта «Объект 600» приступить к его переработке с учетом актуального состояния базового танка.
Вскоре появилось решение о передаче перспективного проекта другой организации. Омскому ОКБ-174 поручили работу над другими проектами, а всю документацию по «Объекту 600» приказали передать на завод №183 (г. Нижний Тагил). В середине октября 1949 года ОКБ-183 получило новый вариант технического задания на проект, в соответствии с которым его следовало изменить. Для выполнения обновленных требований новые авторы проекта решили изменить основные особенности конструкции будущей САУ. В частности, планировалось изменить компоновку корпуса. Естественно, такие переделки существующего проекта привели к очередному затягиванию работ.
В мае 1950 года, в связи с наметившимися затруднениями и различными проблемами, проект САУ «Объект 600» вернули омским конструкторам. Те отказались от предложений своих коллег и продолжили развитие исходного облика бронемашины. Благодаря этому разработка полноценного проекта была завершена в течение нескольких месяцев. Осенью завод №174 начал строительство первого опытного образца, завершившееся в декабре. Вскоре прототип самоходки вышел на заводские испытания.
К этому времени конструкторы ОКБ-174 сформировали большую часть черт самоходки, в дальнейшем не претерпевавшую изменения. Тем не менее, некоторые коррективы, в том числе и достаточно серьезные, вносились и позже. Таким образом, первый прототип и серийные машины типа «Объект 600» имели некоторые отличия, но в основном были схожи.
С самого начала в проекте «Объект 600» предлагалось использовать компоновку, отработанную в ходе создания предыдущих САУ с аналогичным вооружением. Экипаж и вооружение следовало помещать в единой рубке переднего расположения. При этом появлялась возможность сохранить кормовое моторно-трансмиссионное отделение, значительно упростив проектирование и серийное производство. Такая компоновка имела некоторые недостатки, однако в новом проекте решили смириться с ними.
По своей компоновке самоходка все же отличалась от базового танка, что привело к необходимости заметной переработки конструкции корпуса. В передней части машины появилась крупная рубка, изготовленная из нескольких броневых листов разных форм и размеров. Лобовая проекция корпуса прикрывалась крупным верхним листом толщиной 100 мм, расположенным под углом 51° к вертикали. Ниже него находился узкий нижний лист толщиной 80 мм с углом наклона 55°. По бокам от верхнего лобового листа имелись два трапециевидных скуловых, размещенных под углами к горизонтали и вертикали. Задняя их часть соединялась с 80-мм бортами, заваленными внутрь. Сверху рубка прикрывалась крышей толщиной 20 мм. Бортовая часть рубки образовывала развитые надгусеничные ниши.
Нижняя и кормовая части корпуса заимствовались у танка Т-54, однако претерпевали некоторые изменения. В частности, из соображений прочности была изменена толщина некоторых деталей, а также перемещены некоторые крепления агрегатов ходовой части. В остальном низ и корма корпуса были похожи на агрегаты серийного среднего танка последних на тот момент модификаций.
Самоходка сохранила силовую установку базового танка. В кормовом отсеке корпуса помещался дизельный двигатель В-54 мощностью 520 л.с. При помощи механической трансмиссии двигатель соединялся с ведущими колесами кормового расположения. В рамках проекта «Объект 600» было решено обойтись без серьезных изменений силовой установки, обеспечив максимальную унификацию с существующей техникой.
Ходовая часть САУ основывалась на агрегатах Т-54, однако имела некоторые отличия. На каждом борту корпуса предусматривалась установка пяти опорных катков большого диаметра с индивидуальной торсионной подвеской. В передней части корпуса монтировались направляющие колеса, в корме – ведущие. В связи с большим диаметром катков ходовая часть не получала поддерживающие ролики. Характерной особенностью ходовой части танка Т-54 был увеличенный промежуток между двумя передними парами опорных катков, обусловленный особенностями распределения веса конструкции. «Объект 600» отличался иным расположением катков. Из-за крупной и тяжелой рубки в передней части корпуса минимальные промежутки имелись между второй и третьей, а также четвертой и пятой парами катков. Первый и третий промежутки были больше.
В лобовом листе корпуса находилась крупная амбразура для монтажа основного орудия. Пушку и спаренный пулемет предлагалось устанавливать на общих крепления с возможностью наводки в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Проем для оружия прикрывался крупной маской сложной формы, позволяющей ему перемещаться. На своем месте маска снаружи фиксировалась закрепленной на болтах пластиной соответствующей формы. В маске имелось три сквозных отверстия разных размеров: для пушки, спаренного пулемета и прицела.
В соответствии с первоначальным техническим заданием, самоходка нового типа должна была нести 122-мм танковую пушку Д-25. Это орудие имело полуавтоматический клиновой затвор, использовало раздельно-гильзовое заряжание и оснащалось дульным тормозом двухкамерной конструкции. В номенклатуру применяемых боеприпасов пушки Д-25 входили выстрелы нескольких типов различного назначения, пригодные для борьбы с живой силой, укреплениями и техникой противника.
Серьезным недостатком самоходок предыдущих моделей было попадание пороховых газов в обитаемый отсек. Из-за этого «Объект 600» должен был получить средства для выброса газов. В первых вариантах проекта предлагалось использовать продувку ствола после выстрела при помощи сжатого воздуха, нагнетаемого отдельным компрессором. Первый прототип самоходки получил именно такие средства снижения загазованности. Тем не менее, после испытаний было решено использовать иные системы. В итоге в серию пошла техника, оснащенная пушкой с эжектором, показавшим большую эффективность.
Специально для обновленной версии САУ «Объект 600» была создана улучшенная версия пушки Д-25 с эжектором и рядом других изменений конструкции. Это изделие получило обозначение Д-49. Примечательно, что Д-49 стала первой отечественной танковой пушкой калибра 122 мм, оснащенной встроенными средствами удаления пороховых газов. В дальнейшем эжекторы получили широкое распространение в области танковых орудий.
Пушка Д-49 оснащалась нарезным стволом длиной 48,7 калибра с двухкамерным дульным тормозом. По основным характеристикам огня она не уступала существующей Д-25. Средства установки пушки позволяли выполнять горизонтальное наведение в пределах сектора шириной 16°. Вертикальная наводка изменялась от -4° до +16°. Боекомплект пушки состоял из 35 снарядов раздельного заряжания, помещенных на нескольких стеллажах боевого отделения. Для облегчения работы заряжающих имелся электромеханический досылатель.
В качестве дополнительного вооружения использовались два пулемета КПВ калибра 14,5 м. Один из них монтировался на общей установке с пушкой, второй размещался на люке заряжающего и выполнял функции зенитного. Боекомплект пулеметов – 600 патронов.
Управлять новой САУ должен был экипаж из пяти человек: водитель, командир, наводчик и двое заряжающих. В передней части обитаемого отсека, справа от орудийной установки, находилось рабочее место механика-водителя. Водитель получил собственный люк в крыше, оснащенный перископическими смотровыми приборами. В отличие от некоторых предыдущих самоходок отечественной разработки, место водителя не имело смотровых приборов в лобовом листе. Слева от орудия находился наводчик, в распоряжении которого имелся второй люк в крыше. У правого борта располагался командирский люк, оснащенный оптическим дальномером ТКД-09. У левого борта, ближе к корме, находился люк заряжающего с турелью для пулемета.
В ходе боевой работы командир должен был выполнять поиск целей, выдавать целеуказание наводчику, а также определять дальность до обнаруженного объекта. Для определения расстояний использовался оптический дальномер с базой 900 мм. В зависимости от ситуации, наводчик мог использовать телескопический или панорамный прицел. Все люки экипажа оснащались смотровыми приборами для улучшения общего обзора. Кроме того, несколько перископов закреплялись в соответствующих отверстиях крыши.
Самоходная артиллерийская установка «Объект 600» имела корпус длиной 6 м, длина машины с пушкой достигала 9,97 м. Ширина – 3,27 м, высота по крыше рубки – 2,07 м. Боевая масса составляла 36 т, благодаря чему удельная мощность машины могла превышать 14,5 т. За счет таких показателей максимальная скорость достигала 45-48 км/ч при запасе хода до 400 км.
Первый опытный образец перспективной САУ был построен в конце 1950 года и вскоре вышел на заводские испытания. После некоторых доработок образец представили заказчику. В начале лета 1951 года прототип прошел предварительные испытания. В августе состоялись государственные испытания. В целом новая машина устроила военных, однако не обошлось без претензий. Было установлено, что системы наведения оружия заставляют наводчика прилагать к маховикам излишние усилия. Пневматическая система продувки ствола показала недостаточную эффективность. Имелись проблемы с пулеметным вооружением. Также требовалась доработка орудия с целью повышения кучности стрельбы.
Выявленные недостатки следовало исправить в самое ближайшее время. При этом самоходка официально прошла государственные испытания и была рекомендована к принятию на вооружение. Последние месяцы 1951 года завод №174 и его конструкторское бюро занимались подготовкой необходимой документации и организацией будущего серийного производства новой техники. Все эти работы были завершены до конца года, что позволило приступить к сборке первых серийных самоходок.
Параллельно с развертыванием серийного производства омские специалисты занимались доработкой проекта в соответствии с пожеланиями заказчика, высказанными по результатам прошедших испытаний. Результатом этих работ стало появление второй опытной бронемашины. Образец, построенный в первом квартале 1952 года, отличался наличием эжектора пушки, улучшенными системами наведения и другими изменениями конструкции. В середине года машина прошла испытания, став образцом для последующей серийной техники.
Доработка проекта с последующими строительством и испытаниями второго прототипа негативно сказались на общей продолжительности работ. Постановление Совета министров о принятии новой техники на вооружение вышло только 15 марта 1954 года. Этот документ закреплял за «Объектом 600» новое обозначение СУ-122-54. Первая партия серийных самоходных установок была передана армии только в следующем году. Впоследствии заказчик получил еще несколько партий.
По имеющимся данным, серийное производство САУ СУ-122-54 велось только в течение нескольких лет. Уже в 1957 году армии передали последнюю партию, после чего сборка техники остановилась. Остановка производства была связана с отсутствием необходимых комплектующих. Из-за определенных трудностей удалось выпустить только 77 пушек Д-49. Как следствие, общее количество техники нового типа не могло превышать 77 единиц, включая два опытных образца. Не самые многочисленные бронемашины передали сухопутным войскам, где они были распределены между несколькими соединениями.
Известно, что в 1958 году некоторое количество самоходок СУ-122-54 прошло модернизацию, подразумевавшую замену некоторых агрегатов. В частности, в ходе ремонта и обновления САУ получали радиостанции новых типов. Кроме того, именно к этому времени относятся первые случаи разоружения боевых машин и перестройки шасси по новым проектам.
Незначительное количество серийной техники не позволяло начать массовую эксплуатацию. Из-за этого роль новых самоходных артиллерийских установок была невелика. Кроме того, прогресс не стоял на месте, и уже создавались новые варианты техники, предназначенной для замены СУ-122-54. Наконец, с определенного времени начались активные работы по ракетной тематике, приведшие к сокращению роли самоходной артиллерии. Подобные факторы негативно сказались на дальнейшей судьбе имеющейся техники. В середине шестидесятых годов СУ-122-54 сочли устаревшими, после чего стали снимать с вооружения списывать.
Примечательно, что доработанное шасси среднего танка Т-54, ставшее основной для «Объекта 600» / СУ-122-54, представляло интерес в качестве базы для других типов новой техники. Так, еще в 1955 году был создан артиллерийский подвижный бронированный наблюдательный пункт (АПБНП) «Объект 610» или «Буйвол». Бронемашина с набором смотровых приборов была доведена до стадии испытаний, но в серию не пошла. Было построено только два «Буйвола». В начале семидесятых годов появились проекты бронированного тягача БТС-600 и машины технической помощи МТП-3. Тягач в серию не пошел, тогда как машина техпомощи получила некоторое распространение. В начале восьмидесятых была разработана боевая машина разминирования БМР-1.
К моменту списания далеко не все самоходки СУ-122-54 успели выработать ресурс своего шасси. В связи с этим технику отправляли на ремонтные заводы, где с нее удалялись более не нужные агрегаты с последующей установкой новых устройств. Большая часть артиллерийских установок после такого ремонта «превратилась» в машины разминирования и технической помощи. В новой роли техника эксплуатировалась в течение нескольких следующих десятилетий. Некоторое количество бронемашин не отправлялось на переоборудование. Эти машины передавал учебным заведениям вооруженных сил для подготовки будущих артиллеристов.
Несмотря на малое количество выпущенных серийных машин и последующую переделку имевшейся техники, некоторое количество САУ СУ-122-54 сохранилось до нашего времени. Один из образцов уникальной техники находится в Бронетанковом музее г. Кубинка. Еще один является экспонатом краснодарского музея «Оружие Победы». В обоих случаях речь идет о боевых машинах с пушками, оснащенными эжекторами.
Самоходная артиллерийская установка «Объект 600» / СУ-122-54 была принята на вооружение только в начале 1954 года. Затягивание работ негативно сказалось на дальнейшей судьбе техники: уже начались работы над более эффективными образцами с улучшенными характеристиками. Кроме того, недостаточный выпуск требуемых пушек заставил промышленность остановить строительство самоходок еще на первой сотне. Малое количество построенных боевых машин, а также некоторое отставание от современных характеристик определило дальнейшую судьбу всей программы. В существующем виде СУ-122-54 не представляли большого интереса для армии. Позже развитие САУ было продолжено, однако теперь применялись новые идеи и решения. Все имевшиеся СУ-122-54, однако были списаны, из-за чего эта бронемашина осталась в отечественной истории в качестве последней принятой на вооружение самоходки с передним расположением рубки.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
«Последней боевой машиной с передней рубкой, принятой на вооружение, стала САУ СУ-122-54.»
А как же десантная АСУ-85, принятая на вооружение в 59-м?
Вы ещё сюда АСУ-57 приплетите.