Огромная ударная мощь при минимальных затратах. Крейсер «Тикондерога» — абсолютный рекордсмен, среди кораблей, имеющих водоизмещение менее 10 тыс. тонн:
— 11 радаров.
— 80 антенных устройств.
— 122 ракетные шахты.
— боевая информационно-управляющая система «Иджис».
Выбор названий кораблей — в честь мест, где происходили битвы и сражения прошлого.
Среди достижений и рекордов:
— участие в военных конфликтах в Ливии (1986), Ираке (1991, 2003) и Югославии. «Тикондероги» обеспечивали прикрытие морских группировок и наносили удары по наземным целям;
— уничтожение космического спутника, двигавшегося на высоте 247 км со скоростью 27 000 км/ч (операция «Обжигающий холод», 2008 г.)
Ракетный крейсер, созданный на платформе эсминца. Изначально причисленный к семейству эсминцев с управляемым ракетным оружием (DDG), однако впоследствии «повышенный в звании» до уровня крейсера (CG). В сравнении с другими крейсерами-ровесниками «Тикондерога» короче атомного «Орлана» на 80 метров, её ширина на миделе меньше в 1,5 раза, а полное водоизмещение уступает в 2,6 раза. В таком масштабе становится отчетливо заметна разница в значениях слова «крейсер» и различия в подходах к проектированию кораблей по обеим сторонам океана.
Справка. О том, чего не видно с берега
Размерения и обводы корпуса, силовая установка, а также значительная часть механизмов и вооружений унифицированы с эсминцами типа «Спрюэнс».
Корпус разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков.
Две палубы и восемь платформ крейсера (пять из которых — уровни надстройки) параллельны конструктивной ватерлинии для упрощения сборки корабля и монтажа оборудования.
Силовая установка газотурбинная, в составе 4 турбин General Electric LM2500. Табун из 80 тыс. «лошадей» способен разогнать корабль с места до макс. скорости (~32 узла) всего за 15 минут.
«Тикондерога» превосходит по количеству вооружений даже более крупный и современный эсминец «Арли Берк». Причина парадокса заложена непосредственно в конструкции «Бёрка» — он полностью стальной. В то время как надстройка «Тикондероги» выполнена из алюминиево-магниевого сплава марки «5456» и в буквальном смысле разваливается под тяжестью собственного веса.
…В ходе эксплуатации в надстройках 27 крейсеров было выявлено свыше 3000 трещин — www.navytimes.com, «Эпидемия растрескиваний на «Тикондерогах».
Данный недостаток не помешал крейсерам прослужить по 30 с лишним лет. Но выводы были сделаны. Все последующие американские корабли выполнены целиком из стали.
Основное назначение «Тикондерог» — противовоздушное и противолодочное охранение авианосных и многоцелевых корабельных групп, соединений и конвоев в открытых морских районах.
Крейсера обладают высокой автономностью и способны преодолеть 6000 морских миль на оперативной скорости 20 узлов. Что эквивалентно расстоянию от ВМБ Норфолк до Персидского залива.
Первые пять «Тикондерог» оснащались пусковыми установками балочного типа MK.26, с ограниченным арсеналом зенитных и противолодочных ракет. Возможность запуска «Томагавков» приоритетом не считалась; арсенал крейсеров пополнился КРМБ лишь с появлением ПУ шахтного типа MK.41 на крейсере «Банкер Хилл».
Главной идеей, смыслом существования и целевым назначением Иджис-крейсеров по-прежнему остаётся ПВО/ПРО.
Система ПВО
Все надежды возложены на БИУС «Иджис» (Эгида), связавшей в единую сеть компьютеры, радары и системы управления огнём.
Основной компонент «Эгиды» — многоцелевой радар AN/SPY-1 с четырьмя неподвижными ФАР. Диапазон работы — дециметровый (S). Пиковая мощность излучения — 6 мегаватт, что позволяет РЛС различать цели на околоземной орбите.
SPY-1 выполняет поиск по азимуту и углу места, захват, классификацию и сопровождение целей, управление автопилотами зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории полета.
Единственная проблема SPY-1 — радар с трудом различает быстродвижущиеся цели, летящие вблизи поверхности воды.
Система управления огнём — архаичная, на основе четырех РЛС подсветки целей SPG-62. Любопытно, что в данном аспекте «Тикондерога» вновь имеет преимущество над «Арли Берком» (4 РЛС подсветки против трёх у эсминца).
Главный неисправимый недостаток SPG-62 — механическое сканирование (скорость разворота 72°/сек). В любой выбранный момент времени, каждый радар способен подсвечивать только одну цель. В результате, если возможности SPY-1 позволяют контролировать до 18 выпущенных зенитных ракет, то одновременной атаке могут подвергнуться лишь 4 воздушные цели (и, самое важное — не более двух с каждого борта).
Единственное преимущество данной схемы: в отличие от десятков лучей новомодных АФАР и ракет с активными ГСН, устаревший радар подсветки имеет диаграмму направленности с узким основным лепестком, что позволяет производить эффективную и высокоселективную подсветку цели в условиях применения средств РЭБ.
В настоящее время малое число каналов подсветки нивелируются появлением зенитных ракет с активным самонаведением (SM-3, SM-6, ESSM Block-II).
Селекция целей, оценка угроз, контроль очередности выпущенных зенитных ракет — таким выглядит предназначение системы «Иджис». В реальных условиях теория дала сбой, и первый бой вышел «комом». В суматохе боя с иранскими ВМС крейсер «Винсеннес» завалил гражданский «Эйрбас».
Впрочем, минуло три десятилетия. Американские Иджис-корабли провели в боевых походах суммарно 1250 лет, отстреляв в ходе боевых и учебных задач свыше 3800 ракет. Надо полагать, что кое-чему они научились.
Помимо четырёх пластин SPY-1 и четырех РЛС подсветки целей SPG-62, в комплекс средств обнаружения крейсеров входит вспомогательная станция SPS-49. Двухкоординатный обзорный радар L-диапазона с вращающейся параболической антенной. В настоящее время признан полностью устаревшим, существует проект его замены на радар SPQ-9B (Back-to-Back Slotted Array) с двумя ФАР, работающим в сантиметровом диапазоне. Появление данного устройства обещает «вылечить» один из основных недостатков «Тикондероги» — проблему обнаружения низколетящих целей.
Зенитный арсенал крейсера размещается в носовой и кормовой ПУ типа MK.41, количество и тип ракет варьируются в зависимости от задачи. Теоретически крейсер способен нести до сотни зенитных ракет (с возможностью сохранения умеренной универсальности, путем размещения в оставшихся шахтах КР «Томагавк» и АСРОК).
В боекомплект входят боеприпасы следующих типов:
— ЗУР семейства «Стандарт». Последние модификации RIM-156 SM-2ER и RIM-174 ERAM (с активной головкой от УР «воздух-воздух») способны, в теории, перехватывать цели на удалении 240 км от корабля;
— экзотическая RIM-161 «Стандарт-3», чья высота перехвата простирается за пределы стратосферы. SM-3 ориентирована исключительно на задачи ПРО и не предназначена против «обычных» аэродинамических целей. В схеме реализован кинетический перехват (прямое попадание в цель). Внешняя подсветка для космических целей не требуется (да и невозможна) — радар SPY-1 выводит ракету в заданную область пространства, далее SM-3 ориентируется сама, используя инфракрасную ГСН;
— зенитная ракета средней/малой дальности RIM-162 ESSM с эффективной дальностью стрельбы 50 км. Оптимизирована под перехват скоростных низколетящих целей (противокорабельных ракет). Благодаря необычной компоновке и наличию отклоняемого вектора тяги ESSM способна совершать маневры с перегрузками до 50g. Ракеты хранятся на борту крейсера по четыре в одной пусковой ячейке.
Ближний рубеж обороны образуют два зенитных автомата «Фаланкс». Главным преимуществом автоматических зениток является наличие собственной РЛС и полная независимость от остальных систем корабля (кроме электропитания). Недостаток (свойственным всех подобным системам): существует угроза, что в реальном бою «Фаланкс» окажется бесполезен. Обломки сбитых, в ближней зоне, ракет долетят по инерции и смертельно искалечат корабль.
В качестве оружия «последнего шанса» на борту имеется 70 комплектов ПЗРК «Стингер».
Общие выводы: благодаря выбранному диапазону и мощности радара система ПВО «Тикондероги» идеально приспособлена для перехвата целей в верхних слоях атмосферы. В то же время наблюдается целый комплекс проблем с перехватом низколетящих целей.
Впрочем… Более эффективной ПВО ближней зоны по сравнению с «Тикондерогой» располагают лишь «Замволт» и несколько европейских и японских эсминцев.
Противолодочная оборона
Крейсер располагает полным спектром противолодочных средств, которые традиционно устанавливаются на борту крупных надводных кораблей. В его состав входят:
— активный подкильный гидролокатор типа AN/SQS-53;
— буксируемая низкочастотная антенна TACTAS;
— два противолодочных вертолёта семейства SH-60;
— противолодочные ракеты RUM-139 ASROC-VL — макс. дальность стрельбы составляет 22 км, боевая часть — малогабаритная глубоководная торпеда MK.54;
— два торпедных аппарата для запуска малогабаритных торпед (калибра 324 мм). Назначение — борьба с подлодками в непосредственной близости от корабля.
ПЛО — задача сетевая, она не решается одним кораблём. В этом смысле «Тикондерога» является важным составляющим элементом противолодочной обороны ордера.
Ударное вооружение
В пусковых шахтах MK.41 могут быть размещены крылатые ракеты «Томагавк». Как и в случае с зенитным боекомплектом, установить точное количество КРМБ на борту крейсера невозможно, оно меняется, в зависимости от поставленных задач.
В ходе боевого применения были зафиксированы случаи, когда крейсеры выпускали за одну ночь по 40…50 крылатых ракет. Очевидно, их количество может стать еще больше за счет сокращения или полного отказа от зенитного боезапаса.
Также на борту присутствуют восемь противокорабельных ракет «Гарпун» (размещены в кормовой части, запуск — с наклонной установки Mk.141). Масштабы, выделенные под данное вооружение, указывают на его второстепенное значение. «Тикондероги» не собираются вступать в бой с надводным противником, всецело полагаясь на авиацию и подлодки. Крейсер «Йорктаун» применил свои ПКР лишь однажды — против ливийского скоростного катера, и, как обычно, с неясным результатом.
В настоящее время, с изменением тактики применения флота и переходу к формированию многоцелевых боевых групп, возникла необходимость в вооружении крейсеров полноценным противокорабельным оружием. Этим оружием станет перспективная AGM-158 LRASM. Малозаметная ПКР нового поколения, сочетающая новые технологии, умеренные размеры и универсальность «Гарпуна» с дальностью полета и мощностью БЧ тяжелых советских ракет.
Авиационное вооружение
В штормовую погоду «Тикондерога» имеет одно незаметное, но исключительно важное преимущество перед любым другим крейсером или эсминцем. Её вертолетная площадка расположена в средней части корабля — там, где меньше амплитуда колебаний при продольной качке.
Для облегчения посадки и перемещения вертолетов по палубе в штормовую погоду все крейсеры штатно оборудованы системой RAST.
Имеется ангар, рассчитанный на два противолодочных вертолёта семейства SH-60 «Си Хок».
В погребе авиационных вооружений хранится до 40 малогабаритных противолодочных торпед, легкие противокорабельные ракеты «Пингвин», блоки НУРС и боеприпасы к авиационным пушкам.
Артиллерийское и вспомогательное вооружение
Крейсеры вооружены двумя универсальными пушками MK.45 калибра 127 мм. Компактная артсистема с ничем не выдающимися характеристиками. 16-20 выстр. в минуту, дальность стрельбы 13 миль (24 км). Ввиду невысокого могущества 5’’ снарядов, годится лишь для стрельбы по иранским корветам и добивания «подранков».
Корректировка артиллерийского огня ведется по данным радиолокатора AN/SPQ-9.
После инцидента с ЭМ «Коул» на борту крейсеров появилась пара 25 мм автоматических «Бушмастеров» для стрельбы по быстроходным лодкам террористов.
Средства РЭБ
На борту имеется стандартный для всех американских кораблей комплекс РЭБ для ведения радиоэлектронной разведки и подавления систем наведения ракет SLQ-32 с максимальной мощностью излучения 1 мегаватт (антенные устройства смонтированы на двух «балконах» в центральной части надстройки).
Имеется система отстрела дипольных отражателей MK.36 SRBOC и буксируемая противоторпедная ловушка («погремушка») SLQ-25 «Никси» (выпускается за борт через лацпорты в корме корабля). С учётом результатов боестолкновений на море за последние полвека, именно средства РЭБ являются «страховым полисом» и самым действенным средством защиты на борту корабля.
Более на борту крейсера нет ничего, о чём бы стоило рассказать.
Окончание
В настоящий момент в составе ВМС США имеются 22 крейсера данного типа. Несмотря на очевидную ветхость, янки не спешат отказываться от «Тикондерог». Крейсер превосходит современные эсминцы во всех, наиболее значимых аспектах, на 25% (число радаров, боекомплект, автономность, наличие флагманского командного поста).
«Тикондероги» по-прежнему выполняют роль лидеров в ПВО-охранении корабельных соединений и авианосных групп. Полное списание кораблей данного типа намечено лишь на конец 2020-х гг. При этом, по мнению военных, адекватной замены им не видно, и сроки могут быть сдвинуты «вправо» еще на целое десятилетие.
/Олег Капцов, topwar.ru/
В 2015 году в России прошли испытание гиперзвуковые ракеты Циркон (скорость 6 махов) Предположительно,что их приняли на вооружение раньше времени в связи с обострением ситуации в Сирии.Пока держится в секрете.Если это так,то в случаи чего то,все натовские корабли будут уничтожены раньше времени, до того как они войдут в свою зону поражения (дальность поражения у томагавки на воде меньше чем у калибра — у калибра примерно 300 км на воде и 2500 км на суши) У Циркона дальность поражения на воде 1000 км + в 6 раз превышают скорость звука и не одна американская система ПВО не остановит Циркона.
«Предположительно» данные сведения по циркону бабка у подъезда сказала? Не сказала, сколько реально томогавков уже давно ЕСТЬ на эсминцах и крейсерах сша? Сколько калибров при самом сказочном раскладе ЕСТЬ у нас? И сколько цирконов МОЖЕТ БЫТЬ появится у нас к какому-то году?
Денис,а сколько калибров появится ?
А откуда мне знать? Просто логично предположить, что догнать количество наших крылатых ракет (калибр) до пендосовских (томогавк), при нынешних темпах производства, возможно будет эдак за лет 15, не ранее. А неизвестные цирконы- одному богу только ведомо, когда будет в арсенале штук 100. Стоимость их к тому же, несравнима со стоимостью крылатых ракет.
А сколько стоит, ханхретна ???
Денис вы непосредственно занимаетесь производством «калибров» ?, и знаете каков объём производства(его не все генералы РФ знают,а тут рядовой обыватель в курсе!?!?)и что ,кроме «калибров» ничего другого нет?
Как я уже указал выше, естественно, я не знаю произведенного количества калибров. Носителей для калибров на данный момент немного. С большой долей вероятности можно предположить, что значительную часть имеющихся запасов, армия испытала при боевом применении по абрекам. Можете считать, что это не так. Томогавков всех модификаций сколько, порядка 6-7 тыс? У нас калибров 1000 быть не может никакак, ибо носителей даже 200 шт. не наберется.
Что касается вопроса стоимости циркона… А откуда я должен эту стоимость взять. Крылатая ракета калибр стоит по словам шойгу 800 000$. Гиперзвуковая ракета, с учетом новизны изделия, раньше таких не было, с учетом новизны применяемых материалов и технологий, отладки производства под не и т.д. априори будет стоить over дох***я!
Денис,если вы сами сказали что не знаете,то какого тогда несёте эту заумную пургу.т
Ок. Я не знаю их 10, 100 или 150 шт. И неоднократно проходили данные, что практически все изготовленные калибры и были выпущены по бармалеям. Отсюда простой логический вывод. Число калибров не может никак сравниться с числом томогавков, которых клепали десятилетия и которых на настоящий момент порядка 6000-8000 шт. Что не так в моей логике? Вы полагаете, что калибры еще тайно при горбачеве стали делать и накапливать?
Денис, учитесь фильтровать информацию,если как вы утверждаете,все «калибры» были выпущены по бармалеям,то это где то штук 30, 30штук ?! но это же бред, интересно-где вы нарыли такие данные ??
И совсем не обязательно что либо клепать десятилетиями, можно на это потратить и считанные годы,и не забывайте что кроме «калибров»есть и другое оружие.
Споры относительно крутизны ракет и их носителей обычно не принимают во внимание одни маленький НО, очень весомый пунктик)). А именно — для того, что бы пульнуть, сначала нужно прицелится)). Именно поэтому янки с их АУГ дадут серьезно прикурить нашим на море (ура-патриотам в помощь доступные оценки даже наших экспертов о способности всех наших флотов выполнить сколь-нибудь малую часть возложенных на них функций), но в то же время отхватят нехилых люлей в непосредственной близости от наших берегов — в зоне контроля наших береговых комплексов. Ибо каждая АУГ имеет в своем составе серьезное количество самолетов ДРЛО (осуществляют загоризонтное обнаружение целей, чего так не хватает нам) , а так же довольно мощную группировку самолетов РЭБ. К слову у нас подобных соединений нет. Так что данные спор скорее к разряду — кто победит, слон или кит)). В одном Денис прав — качество порой очень просто нивелировать количеством. Да и вообще, как можно представить себе безъядерный конфликт США и России?)) Эдак года два США должна накопить нереально охренительную сухопутную группировку под носом у России, на что потратят хреналион долларов, а потом дружными рядами рванут на танках маршем на Москву?)) Или в представлении ярых анитамериканистов бравые морпехи будут сотнями тысяч сыпаться на берег с десантных кораблей? Народ, ну это ж не Нормандия 44-го).
Я так понял что,вы Павел точно знаете какое количество «калибров» в арсенале России.
а вот с этим согласен, нечто похожее я и сам писал, но в комментах на «Крейсеры отступают, но не сдаются». там некие «сссписсиалиссььты» рассуждали, какой ма-а-а-агучий «Петр великий» и как он могет одной левой «Тикондерогу»!!! причем все рассуждения строились на мнении о паспортном значении дальности «гранита» и о непонятно откуда взявшейся дури о том, что у «томагавка» дальность 120 км и вес БЧ 150 кг (по факту «томагавк» тип В имеет дальность 450 км при 450 кг БЧ, причем весь(!) путь на высоте 5 м, наши же «граниты» свои 650 км дают на баллистической траектории, а на низкой высоте всего 200 км, увы. прот перспективный тип Е вообще говорить не хочется — и это даже если их количество пока равно количеству «цирконов»)… не принимая во внимание больше ничего — ни того, что официально боеготовым числится только 1 (один!) крейсер проекта 1144, ну и три 1164 до кучи, против 20 (да, именно двадцать!) «тикондерог», подкрепленных такой фигней, как 63 (шестьдесят три!) эсминца типа «арли берк», каждый из котрых несет «всего лишь» 56 ТПК под те же «томагавки». естественно, при полной загрузке ТПК именно «томагавками», но этого, вообще-то, и не потребуется… ну и естественно, пиндосы на свою предельную дальность шмальнут без проблем, а вот как будет целиться своими «дальнобойными» наш корабль…
задрали ура-патриоты, в основном из диванных дивизий, подушечно-диверсионные подразделения с мощнейшими штурмовыми шапками на вооружении — врага закидывать!
добавлю — а что вообще планируется делать, пока янкесы будут накапливать силы на суше? торжественно войну объявить, чтоб все гейропцы, облегченно вздохнув, принялись вводить всяческие эмбарго под визг про агрессию России? или шарахнуть первыми — с тем же эффектом и при посильном участии остальных желающих нашей земли и наших трупов? или чего-нибудь этакого потребовать, благополучно утершись при отказе? или подписать какую-то бумажку, которой потом пиндосы подотрутся, порешав текущие задачи? не забывайте, накапливать они будут на территории дружественных шавок, навроде польши-литвы-хорватии-румынии-хохлядии и прочих…
Ответить бы тебе,так опять расплачешься,и побежишь прятаться за редактора.
по теме -ну, попытайся… а обычный твой дрыщ — лучше не стоит, опять начнешь про гениталии и прочие близкие твоему разуму части тела…
А что тут сложного. Привести в полную боевую готовность наши СЯС и торжественно объявить цели для первого удара в Европе.
а чего — они не в боевой готовности??? я вот, ничтоже сумняшеся, как-то надеялся, что СЯС в готовности уже лет пятьдесят как минимум, и все их цели уже раз сто объявлялись, для всех оптом и конкретно для каждого отдельного любопытного… как и они — уж точно объявляли СВОИ цели. Большая Дубинка — это классно, но только тогда, когда она ТОЛЬКО у тебя, а вот когда еще такие же есть — махать ею стремновато, а вдруг ты замахнулся попугать, а тебе с перепугу на полный мах врежут???
Непонятно зачем сравнивать Тикондерогу с атомным крейсером, когда у нас есть не атомные крейсера.
Трещины в надстройке скорее всего следствие дефектов в сварке и, возможно неудачной конструкции соединений, но точно не собственного веса. И от алюминиевых сплавов отказались по причине пожароопасности, а не потому что они не могут выдержать свой вес.