Главная Иностранные армии

Проблемы с боеспособностью истребителя F-35

12
4431
Докладная записка заместителю министра обороны по закупкам, технологии и логистике, министру ВВС, начальнику штаба ВВС

Тема докладной записки: Достижение полной боеспособности ударного истребителя Joint Strike Fighter (JSF) подвергается значительному риску.

В то время как ВВС США недавно заявили о начальной боевой готовности «базовых» возможностей Block 3i, большая часть ограничений и недостатков F-35A в конфигурации Block 3i, заявленные в моем ежегодном докладе за 2015 финансовый год и на слушаниях в Конгрессе, сохраняются и будут негативно влиять на боевую эффективность и соответствие требованиям. Фактически, программа находится не на пути к успеху, а на пути к срыву отработки конфигурации Block 3F, за которую министерство обороны заплатит почти 400 миллиардов долларов к намеченному в 2018 году окончанию разработки и демонстрации системы.

Если бы первоначальные эксплуатационные испытания и оценка (ПЭИО) самолета в конфигурации Block 3i проводились сегодня, а ВВС недавно заявили о начальной боевой готовности этой конфигурации, система, скорее всего, была оценена как неэффективная и не подходящая во всем спектре боевых задач и против развернутых в настоящее время угроз.

В реальном бою истребителю в конфигурации F-35 Block 3i, которая эквивалента по возможностям конфигурации Block 2B, будет необходима поддержка для определения и захвата современных угроз, избежания угроз, а также ведения боя с вражескими истребителями в связи в высшей степени недостаточными боевыми возможностями и ограниченным боекомплектом (т.е. две бомбы и две ракеты класса «воздух-воздух»). Нерешенные недостатки Block 3i касательно слияния информации, радиоэлектронной борьбы и применения вооружения приводят к неопределенности при отображении угроз, ограниченной способности эффективно реагировать на угрозы и в некоторых случаях к необходимости в удаленных источниках выдачи точных координат для высокоточной атаки.

Хотя в рамках программы недавно были решены некоторые проблемы конфигурации Block 3i, остается множество значительных недостатков, к которым добавляются другие недостатки, определяемые испытательными группами и боевыми летчиками, многие из которых должны быть откорректированы, если программа собирается обеспечить ожидаемые «полные боевые возможности», описанные в «Документе оперативных требований».

Оценка боевых возможностей F-35A в конфигурации Block 3i и проблемы, перед которыми стоит программа перед завершением этапа разработки и демонстрации системы, основывается на результатах наблюдений и данных доводочных испытаний, ограниченных эксплуатационных испытаний и реальной эксплуатации. Оценка автономной логистической информационной системы Autonomic Logistics Information System (ALIS) основана на наблюдениях и данных демонстраций оборудования ALIS в конфигурации Version 2 (V2) в стандартном рабочем блоке для самолетов Block 2B и Block 3i, тестировании компьютерной безопасности, что позволит завершить разработку оставшихся необходимых возможностей ALIS. Кроме того, эта оценка полностью согласуется с выводами, содержащимися в докладе ВВС по оценке готовности к переходу к начальным боевым возможностям.

Обзор системы

Block 3i – это промежуточный набор возможностей, предназначенный для работы на более новых процессорах «TR-2» серийных самолетов F-35 начиная с партии Lot 6 и позднее, который эквивалентен набору возможностей Block 2B, реализованных на предыдущих серийных самолетах. Block 3i также включает более новые нашлемные дисплеи 3-го поколения HMDS Gen III (Helmet Mounted Display System Generation III), поставки которых начались с самолетов партии Lot 7. Шлем Gen III HMDS разработан с целью замены дисплеев Gen II HMDS, развернутых на предыдущих самолетах, имеющих значительные недостатки. Самолет F-35 в конфигурации Block 3i может нести комбинацию двух ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 и, либо две бомбы с лазерным наведением GBU-12, либо две бомбы GBU-31 (на F-35A/C) или GBU-32 (на F-35B) с комплектом рулей и системой наведения Joint Direct Attack Munitions (JDAM).

Программное обеспечение ALIS version 2.0.1 обслуживает самолеты Block 2B и Block 3i. Следующее приращение возможностей, ALIS version 2.0.2, планировалось выпустить до начальной эксплуатационной готовности ВВС, но оно продолжает отставать от графика из-за проблем интеграции двигателя и данных. В результате, ALIS 2.0.2 была разделена на релизы с целью обеспечения непрерывности обновления, но без интеграции ALIS 2.0.2 характеристик двигателя, что теперь ожидается в лучшем случае в октябре 2016 года. Далее в конце года последует еще один релиз с интеграцией характеристик силовой установки. Задержки в разработке и тестировании ALIS 2.0.2 добавляют рисков к графику выполнения релиза ALIS 3.0.

Полную боевую готовность F-35, совместимую с Документом оперативных требований, планируется реализовать в конфигурации Block 3F, которая пока находится в разработке, поскольку проходит летные испытания, а также в программном обеспечении ALIS version 3.0, разработка которого незакончена, а тестирование еще не началось из-за задержек с версией ALIS 2.0.2.

Несмотря на продолжающиеся задержки в программе разработки и испытаний F-35, темпы производства F-35 наращиваются, что заставляет вооруженные силы в повышенном темпе принимать и развертывать серийные самолеты в конфигурации Block 3i, большая часть из которых потребует крупных и дорогостоящих модернизаций. На конец июля ВВС приняли 48 самолетов в конфигурации Block 3i, которые добавились к 44 самолетам в более ранней конфигурации Block 2B. ВВС примут еще 35 самолетов в конфигурации Block 3i, до того как по программе планируется с января 2018 года начать поставки самолетов в конфигурации Block 3F партии Lot 10.

Оценка возможностей Block 3i

Поскольку конфигурация Block 3i является промежуточной возможностью на основе Block 2B, она имеет многочисленные неустранимые ограничения, которые снизят боевую эффективность и потребуют обходных путей, если F-35A в конфигурации Block 3i будет участвовать в боевых действиях. Эти ограничения влияют на следующие описанные ниже боевые задачи.

Непосредственная авиационная поддержка (НАП). F-35A в конфигурации Block 3i имеет многочисленные ограничения, которые делают его менее эффективным в задачах НАП по сравнению с большинством в настоящее время состоящих на вооружении самолетов, например F-15E, F-16, F-18 и A-10, в обстановке благоприятной для выполнения задачи или с низким уровнем угроз, где обычно проводится НАП. Следующие наблюдения согласуются с докладом ВВС США:

Ограниченная боевая нагрузка, две бомбы (наряду с двумя ракетами для самообороны), снижает боевую эффективность F-35A Block 3i во многих задачах НАП. По сравнению с существующим истребителем, который имеет множество вооружения разного типа и класса на подвеске, ограниченная нагрузка Block 3i означает, что только ограниченное число и типов целей может быть эффективно атаковано.

Недостаточная эффективность пушечного комплекса. Устанавливаемая в самолете пушка является основным оружием для некоторых сценариев НАП, когда бомбы не могут применяться из-за риска косвенных потерь или когда противник находится «в опасной близости» от своих сил. Пушка также может быть эффективным оружием для атаки по движущимся целям. Впрочем, даже при ее установке внутри самолета Block 3i F-35A, требуется значительная доработка орудийной системы и самого самолета, а также программного обеспечения для высокоточного ведения огня (WDA) в конфигурации Block 3F. По этим причинам испытания WDA с необходимыми модификациями и программами должны быть проведены осенью 2016 года (как можно быстрее).

Ограниченные возможности в борьбе с движущимися целями. Хотя F-35A Block 3i не имеет работоспособной пушки, он может нести бомбу с лазерным наведением GBU-12, которая может применяться по движущимся целям. Однако, Block 3i не имеет функции автоматического слежения с упреждающим лазерным наведением (т.е., автоматического расчета и позиционирования лазерного пятна перед движущейся целью для того, чтобы повысить вероятность поражения цели) для поражения движущихся целей бомбой GBU-12 в отличие от большинства существующих самолетов, которые в настоящее время выполняют задачи НАП. Наведение по упреждающему лазерному лучу не планируется для Block 3F. Вместо этого, для уничтожения движущихся целей бомбой GBU-12 пилоты F-35 вынуждены использовать только базовые эмпирические методы (на глазок), что ведет к ограничению боевой эффективности.

Для подтверждения корректности передачи информации по цифровой связи необходим подчас голосовой обмен данными. Проблемы с форматом передачи сообщений и каналом Link-16, включая потерянную информацию или некорректные форматы, иногда вынуждают пилотов использовать обходные методы для подтверждения или «повторной отправки» информации по радиостанции, что исключает проведение полностью цифровой операции.

Ограниченные возможности ночного видения. Хотя самолеты, начиная с партии Lot 7, поступают с нашлемным дисплеем Gen III HMDS, у которого были исправлены недостатки предыдущей системы Gen II HMDS, ограничения возможностей ночного видения остаются. Пилоты, использующие шлем Gen III для ночных операций, докладывают о меньшей оптической резкости по сравнению с существующими очками ночного видения, используемыми на существующих самолетах, что делает идентификацию целей и опознавательных знаков затруднительным, а порой невозможным.

Также до сих пор вызывает озабоченность «зеленое свечение» – состояние, когда утечка света по краю дисплея в условиях низкой освещенности делает чтение проецируемой информации затруднительным. Наконец, испытания пушки на точность с дисплеем HMDS пока не завершены, хотя запланированы на конец 2016 года. Проверка прицельной точности пушки в комбинации дисплея HMDS и выводимой на стекло фонаря информации до сих пор не проведена в сценариях ведения огня из пушки по воздушным и наземным целям.

Отсутствие возможностей маркировки – ключевая возможность для передовых авиационных наводчиков и НАП. Существующие платформы НАП могут маркировать цели ракетами, сигнальными трассерами и/или инфракрасными указателями. На данный момент ничего этого нет на F-35. В самолете F-35 имеется лазерный указатель, но для наведения бомбы GBU-12 или наведения вооружения другого самолета. На этом этапе устранение этого ограничения не планируется.

Ограниченное время пребывания в заданном районе и большая зависимость от топливозаправщика. Хотя это ограничение характерно не только для конфигурации Block 3i, F-35 имеет большой расход топлива и низкую скорость дозаправки в воздухе, что увеличивает время дозаправки и сокращает общее время пребывания в заданном районе, что может влиять на боевую эффективность.

Другие боевые задачи. Кроме ограничений конфигурации Block 3i, связанных с выполнением задач НАП, следующие ограничения Block 3i также будут негативно сказываться на боевых возможностях F-35A при выполнении других задач:

— Плохие геолокационные возможности для определенных типов излучателей и при определенной дислокации угроз.

— Нет оружия, применяемого вне досягаемости средств поражения. Имея только бомбы прямой атаки, F-35 в конфигурации Block 3i будет вынужден подлетать гораздо ближе для поражения наземных целей и, как следствие, сможет уничтожать только неприкрытые объекты или объекты, прикрытые системами ближней ПВО.

— Ограниченная боевая нагрузка Block 3i F-35 делает эффективное преследование многих типов целей на типичном ТВД сложной задачей.

— Пилоты докладывают о том, что несоответствие интерфейсов пилота и недостатки тактического ситуационного дисплея снижают уровень ситуационной осведомленности и увеличивают нагрузку на пилота. Обходные решения по устранению этих недостатков занимают много времени и снижают эффективность выполнения боевой задачи.

Конфигурация Block 3i имеет значительные недостатки, которые должны быть устранены. Кроме ограничений, перечисленных выше, Block 3i также имеет сотни недостатков, самые существенные из которых должны быть исправлены в Block 3F с целью достижения полной боеспособности, требуемой от F-35. Эти недостатки включают, но не ограничиваются следующими:

1. Возможности слияния данных сенсоров до сих пор неприемлемы.
2. Возможности радиоэлектронной борьбы, включая электронные атаки, недостаточны и в некоторых случаях неэффективны против обязательного набора целей.
3. Каналы связи работают ненадлежащим образом. Сообщения, отправляемые по MADL (канал связи между несколькими самолетами), зачастую пропускаются или приходят неточными.
4. Разработка, оптимизация и тестирование данных для полета не соответствуют требованиям.
5. Необходимы многочисленные исправления программного обеспечения функциональных систем Block 3F, прежде чем начнутся испытания высокоточной доставки вооружения. Также до сих пор нет подобной информации по конфигурации Block 3i.

ВВС США определили семь недостатков идущих из Block 2B, которые должны быть исправлены в Block 3i для соответствия требованиям начальной боевой готовности. Состояние этих семи дефектов представлено ниже.

1. Неспособность положительно подтвердить координаты целеуказания для следующего открытия огня – решено
2. Сектор обзора радара по азимуту представляется пилоту неправильно – решено частично
3. У пилота нет индикации ошибки слияния данных о тактической обстановке – доработки касательно стабильности и индикации уменьшили влияние этой проблемы
4. У пилота нет индикации выхода из строя или снижения характеристик интегрированного основного процессора – доработки касательно стабильности и индикации уменьшили влияние этой проблемы
5. Индикация состояния вооружения – решено не полностью
6. У пилота нет индикации неисправности радара – решено не полностью, доработки позволят исключить необходимость этой индикации
7. В связи с большой продолжительностью передачи полетных данных слишком много времени занимает отчет о выполнении задания – не решено; рассматриваются варианты доработки

Проверка систем самолета F-35A перед эксплуатационными испытаниями на авиабазе Маунтин Хоум

Рекомендации

Программа по самолету F-35 должна незамедлительно получить на 2017 финансовый год ресурсы, необходимые для нормального завершения разработки, испытаний, устранения неисправностей и развертывания всех возможностей конфигурации Block 3F. В частности, программа должна быть обеспечена достаточными ресурсами для завершения следующих действий:

1. Продолжить устранение недостатков в слиянии данных, которые в настоящее время негативно сказываются на тактической ситуационной осведомленности, представляемой пилоту на дисплеях;
2. Обеспечить соответствующее финансирование для надлежащего завершения разработки Block 3F, включая план по корректировке и верификации недостатков, которые будут обнаружены во время ПЭИО перед Block 4;
3. Перед началом ПЭИО профинансировать и выполнить все предусмотренные контрактами действия с целью выполнения всех необходимых модификаций для всех самолетов, намеченных для ПЭИО;
4. Как можно скорее обеспечить финансирование и завершение контрактных работ для необходимого уже несколько лет обновления лаборатории перепрограммирования;
5. Завершить разработку и тестирование программы «автономная логистическая информационная система» ALIS 3.0;
6. Обеспечить планирование, поиск ресурсов и проведение соответствующего тестирования контейнера телеметрии и сбора данных с целью готовности к ПЭИО;
7. Обеспечить планирование, поиск ресурсов, описание и выполнение интеграции пушечных систем самолета во всех трех вариантах до сертификации и официальных ПЭИО;
8. Оперативное решение текущих и возникающих неисправностей функциональных систем, системы ALIS, которые был определены боевыми летчиками и бригадами испытателей.

Подпись:
Майкл Гилмор
Директор Управления эксплуатационных испытаний и оценки

/Перевод: Alex Alexeev, topwar.ru/

12 КОММЕНТАРИИ

  1. Денис

    Я вот никак не пойму пару моментов. И f-35 и, скажем ПАК ФА, сырые и дорабатыватся (хотя f-35 клепают в войска). По логике, два свежих самолета должны иметь одинаковое количество головной боли и недоработок, которые с течением времени исправляются. НО. Амерские отчеты постоянно всплывают во всех сми. А у нас о т-50 — молчок (что логично). Отсюда вопрос. Амерам неведомо слово «секретность»? Отнюдь, что надо, они не выпускают в люди, как и мы. Если так все с f-35 херово, чего ж хитрожопые жители земли обетованной не откажутся от его закупки? А вместе с ними и пол-земного шара?
    Как-то вся эта кутерьма вокруг f-35 выглядит исскуственной, типа смотрите какие мы тупые, отстойный самолет собираемся тысячами клепать, да и наши союзники в нато (и не только) будут тоже с ним мучаться. Вы, русские, не волнуйтесь, вы нас четвертым поколением посбиваете чуть что. Это видят все ваши диванные эксперты даже. Смейтесь с нас тупых и с наших зарытых в землю миллиардов. У вас все хорошо, в случае войны вы нас своими самолетами легко победите.
    Так вот, задайте себе вопрос, когда это американцы объективно прямо кричали о недостатках своего оружия на весь мир? У любого оружия есть недостатки. Но тут прямо какой-то мертворожденный проект. Может американцы просто не умеют строить самолеты? Но F-15, F-16, U-2, B-52, F-22 как-то показывают высокий технологический и инженерный уровень. И самолеты с военной точки зрения весьма удачные. Так где же зарыта собака?

    • Аноним-333

      Ну 22й уже прихрамывал. Если порыться в печатных изданиях кона 80х и першей половины 90х,то начало серийного производства 22го,откладывалось по крайней мере один раз(это уж точно) лет на пять.
      А суть вашего комментария в точку,действительно-как то не свойственно амерам посыпать свои головы пеплом,и так рьяно.

    • Виталий

      Проблема F-35 в том, что амерские военные захотели взять в одну руку…. всё. Расчёт был на то, что серьёзных противников к двадцатым годам не останется, а папуасов гонять и этим хватит, но не срослось. F-35 должен был стать пропагандистской иконой, но теперь приходится давать объяснения, прежде всего своим вассалам, отсюда и эти метания. То поставят на боевое дежурство, то опять проблемы нарисуются.

    • Дмитрий В.

      Я думаю они молчали сколько можно, а когда все лимиты выбрали, стали, как у них принято, манипулировать общественным мнением. Предполагаю, вся эта программа, выдумана, не только чтобы сказать новое слово в технике, но и выбрать корпорациями до предела весь возможный денежный лимит, новое слово, в технологиях доходности.
      Заметьте, очень много ошибок именно програмного обеспечения. Это значит что они могут быть в один момент устранены простым обновлением. Может эти ошибки специально допущены, а когда припрут к стенке в момент можно все исправить. Косвено это подтверждает плохая работа LINK-16, стандарт и оборудование используется давно и всеми, пусть и шифрованная но это простая передача данных, почему вдруг столько ошибок? Ведь никто о них раньше не говорил.

    • ПВО СССР

      ой лизнул так лизнул пиндосов знатно, ты так стараешься ради премии очередного гранта?)

      1) ф35 делают пиндосы по своим технологиям, а в плане технологий инженерии физики и прочего пиндосы дураки какие ещё поискать надо! Пиндосы только в одном преуспели, в геноциде да во лжи, то есть амеры настолько аморальны и ублюдочны что готовы врать обманывать всех и вся нисколько не заботясь о своей репутации о морали и честности, ибо у них нет никаких внутренних стрежней и тормозов от всякой аморальной низости.
      Отсюда все проблемы ф35. единственное что там работает это то что не делали пиндосы))))) Причём всё что делают пиндосы и то делают не сами американцы а индусы, немцы, евреи, русские, китайцы и прочие другие не американские нации и народности, ибо повторю, сами амеры в инженерной части тупицы полные.
      2) Причина всех скандалов довольно проста. ф35 открытый проект с кучей смежных компаний в том числе иностранных, так что в любой одной из тысячи компаний связанных с ф35 могут спросить, «а почему ваш проект ф35 до сих пор не готов?» и тут все вынуждены сказать «не виноватая я он сам пришёл» либо сказать что ты не виноват а виноват кто то другой и указать на виновника либо признаться в своей никчёмности и потерять акционеров — куча денег.
      3) Кроме того, секретность присутствует, столько сколько можно. Например пентагон всячески скрывал проблемы с хвостовым оперением, долго скрывал. Все тайны которые крутятся исключительно в рамках сферы ответственности 1-2 компаний они так и остаются скрыты и никакое сми о них не узнают. Так что все те проблемы у ф35 что известны это всего лишь верхушка айсберга, на деле же если информацию всю раскроют окажется что ф35 то ещё говно.
      4) «Если так все с f-35 херово, чего ж хитрожопые жители земли обетованной не откажутся от его закупки? А вместе с ними и пол-земного шара?»
      —Потому что за такой отказ сша нападёт на них и уничтожит все школы садики и всех женщин и детей, ибо страна под названием сша та ещё мерзость и паразит.
      Любую амерскую военную технику покупают НЕПОСРЕДСТВЕННО под давлением сша, а не по своей воле.
      Весь мир тому одно большое неопровержимое док-во да и вся история последние 100 лет.
      5) «У вас все хорошо, в случае войны вы нас своими самолетами легко победите.»
      — А разве не так? 1 на 1 легко победим и это они знают, по этому строят зерграш, на 1 наш самолёт клепают 10-20 своих да ещё и рабов сателлитов впрягают кидая их как пушечное мясо на убой. Были бы они хоть чуточку технологически сильнее в военном плане, то планировали бы против 10 наших самолётов тока 1-2 своих, а на деле же все войны сша против даже папуасов это тупо задавливание мясом и кол-вом никакого военного или технического исскуство тупо зерграш. Просто пример обыкновенная тактика пиндосов, чтобы 1-2 ф16 взлетело против противника к нему прибавляют ещё 4шт ф16 поддержки, 1 афакс обязательно, к нему прикрытие ещё 2ф16, всё это 1-2 танкера со своим прикрытием, и т.д. и т.п. Итого чтоб сбить 1 самолёт врага они поднимают свыше 10 самолётов. Так что нет у них технологичного превосходства только отставание, всё что у них есть это умение делать из идиотов деболов и вешать им лапшу на уши. В открытую честную войну они боятся вступать и избегают всеми правдами не правдами, для них война только убийство мирных безоружных да удар в спину, в лицо честно сразится ссут, вообще тупо натура у них такая пиндоская, я бы сказал что в них собралось всё самое плохое что есть в человечестве, все их пороки и злодеяния, все плохие качества характера человека всё что под названием ИД всё это и есть американцы — пиндосы. По этому ф35 так плох.
      6) ф15,16, всё делалось опять же при непосредственном участии множества стран. Тот же абрамс считающийся в сша чисто амерским танком на деле до половины и в самой сложной технологической части именно немецкое!!!! С самолётами та же проблема. Ф22 же никогда не был примером успешного самолёта, как раз он пример неуспешности и неспособности пиндосов.
      Ф15 уступает миг25 и су27, ф16 сильно уступает миг29, каким образом они удачные ёпт? они удачны только тем что нет СССР и не с чем сравнивать, пока был СССР и было сравнение то все они отс*вали.
      Наш Су-35 он же по сути су-27 созданный противником в нише ф15, где там удачность ф15??? он уступает су35 во всём!!! даже самые последние версии ф15 даже на половину не дотягивают до су35, да чё уж там говорить если су35 не уступает ф22, при том что су35 многоцелевой истребитель то есть с функциями бомбера и штурмовика, в то же время ф22 это сугубо истребитель завоевания без многоцелевых функций, да да именно ф22 по земле не может работать хотя изначально обязан был, и тока под конец жизни ф22 наконец обновили(и то только с десяток чисто для посмотреть что будет) до того чтоб простые 250кг бомбочки кидать, это ппц шедевр безрукости и недееспособности, так что ф22 чистый истребитель уступающий су35 многоцелевому.

  2. SLS

    Денис, вы понимаете…..ентот F 35 уже лет 10 как пытаются от серьёзных болячек вылечить, и них….я не получается……то топливная система, то двигло, то молния природная шандарахнула в фюзеляж и он потерял управление……Количество проблем просто не описать словами….Тут честно говоря секретить уже нечего БРЭО уже полностью описано, двигло якобы модернизированное от F 22 но оно как назло отчего-то воспламеняется…

    В Америге люди бывают ужасно упёртые. Ну и пусть они ещё лет 10 его до кондиции доводят, если смогут
    Страны с немного большим IQ выбирают альтернативу. Например SAAB GRIPEN NG штука весьма неплохая

    Тут информация просочилась….раз такая пьянка…F 35 оброс проблемами, F 22 ну очень дорогой, и думает Пентагон над тем что бы F 15 производство возобновить….и продолжить штамповать этот динозавр до 2040-2045 года. Как раз пока 6 поколение серийным не станет………Цирк шапито. Цирк уехал, а клоуны остались…..

  3. Александр4444

    Думаю там на текущий момент времени более умеют пилить бюджет, чем разрабатывать новые самолеты. Это раньше они умные мозги по все планете собирали, да наработки чужых решений воровали и строили — больше такой халявы нет!

  4. Денис

    Александру 4444. Значит сейчас наблюдается приток мозгов из штатов в постсоветские страны?) А что касается воровали чужие решения… Откройте для себя много удивительного и нового, СССР зачастую в КАЧЕСТВЕ ОТВЕТНОЙ МЕРЫ на новинки амеров начинал разработку и постройку какого-то нового вооружения. Или может вам кажется, что боинг и локхид банкротятся и на их продукцию нет заказов? И если что-то чужое своровали… Так главное- результат. А правда нахер никому в этом мире ненужна. Может какое-то ваше гениальное изобретение они своровали? Теслы не вашей случайно разработки успешно по всей планете шагают?
    Ну и касательно общих комментов. Ну никогда не нужно думать, что ты один умный, а остальные 7-8 млд. на планете- тупые. Ну пример дяди Адика должен же быть наглядным.

  5. Александр4444

    ^ Денис. Поправлю вас не много:
    1- куда текут мозги — мне не известно, а вы как решили?
    2- ответная мера — это взаимно переодическая мера)
    3- «А правда нахер никому в этом мире ненужна.» — говорите за себя и если есть за своих не совершеннолетних детей и тех кто у вас на иждивении)))
    4- У меня нет гениальных изобретений, я думаю все гениальное просто, ну как минимум основа всего гениального.
    5- «не нужно думать, что ты один умный» — я так и не думал, а вы ? )))
    6- «Ну пример дяди Адика» — не понимаю о чем речь, раньше не встречал.
    Я всегда выражаю мысль вкратце и обобщенно, пишите интересные комментарии, не стоит придираться.

  6. Аноним

    Специалист
    Я бы посоветовал послушать всем вам лекцию или, хотя бы диалог Ходаренока Михаила Михайловича по поводу самолетов 5 поколения в том числе и F-35 Lightning II .