Одной из самых интересных отечественных разработок военной техники последнего времени является перспективный бронеавтомобиль «Тайфун-ВДВ». Эта бронемашина создается специально для воздушно-десантных войск и в соответствии с их требованиями. К настоящему времени боевая машина вышла на испытания, в том числе и с использованием вооружения новых типов. До недавнего времени объем доступных сведений о проекте оставлял желать лучшего. Несколько дней назад в свободном доступе появились новые сведения о перспективной разработке.

Новая информация о броневике «Тайфун-ВДВ» появилась благодаря последним публикациям блога Центра анализа стратегий и технологий, а также деловой электронной газеты Татарстана «Бизнес-Online». В их новейших статьях упоминаются некоторые подробности разработки и технического облика перспективной техники. Кроме того, приводятся другие сведения о новой разработке, ее перспективах и т.д. Опубликованные данные позволяют значительно обновить имевшуюся картину и дополнить ее новыми подробностями.

novosti_proekta_k4386_tajfun_vdv_1Общий вид броневика К4386 «Тайфун-ВДВ»

Сообщается, что броневик «Тайфун-ВДВ» получил обозначение К4386. Ранее броневики из Набережных Челнов имели в своих обозначениях название автозавода «КамАЗ», но теперь его заменяют единственной литерой «К». Предполагается, что такое изменение обозначений связано с желанием Камского автомобильного завода дистанцироваться от проектов военного назначения. Кроме того, фактически работы по новому проекту ведутся предприятием «Завод специальных автомобилей», имеющим прямое отношение к дочерней организации компании «КамАЗ» – ОАО «Ремдизель».

Разработка нового проекта бронеавтомобиля для ВДВ началась в конце прошлого года и была выполнена в рекордные сроки. В ноябре 2015 года заказчик и исполнитель подписали контракт на создание перспективной машины, и всего через пять месяцев на испытания вышел первый прототип. К проекту предъявлялись особые требования, прямо связанные с предполагаемой эксплуатации техники. Так, следовало обеспечить возможность парашютного десантирования, а также предусмотреть защиту от стрелкового оружия и мин. Кроме того, предъявлялись требования относительно комфорта работы экипажа и десанта.

Стали известны некоторые технические подробности проекта. Перспективный броневик К4386 «Тайфун-ВДВ», в отличие от предыдущих машин своего семейства, не оснащается рамой для установки основных агрегатов. В связи с требованиями, касающимися возможности десантирования, было решено использовать несущий броневой корпус с установкой всех агрегатов на его крепления. Кроме прочего, такая архитектура позволила добиться заметного сокращения массы: «Тайфун-ВДВ» примерно на 2 тонны легче двухосного броневика К53949.

novosti_proekta_k4386_tajfun_vdv_2Первое известное изображение броневика с перспективным боевым модулем. Фото Otvaga2004.mybb.ru

Броневой корпус строится по капотной компоновке и имеет общий обитаемый отсек, объединяющий отделения управления и десанта. Уровень защиты бронирования не уточнялся. Судя по отдельным упоминаниям официальных лиц, речь идет о пятом классе защиты по отечественным стандартам. Это обеспечит защиту от большинства видов стрелкового оружия, применяемых условным противником. Также приняты меры, направленные на повышение защиты от взрывных устройств. В соответствующих проемах корпуса устанавливаются бронестекла требуемых форм и размеров, позволяющих наблюдать за дорогой и окружающей местностью без риска поражения.

Используется уже отработанная форма корпуса, измененная в соответствии с применением несущей конструкции. Для защиты двигателя используется капот граненой формы с передней решеткой радиатора. Сбоку двигатель защищается наклонными бронелистами, с которыми соединяются колесные арки. Проектом предусматривается обитаемый отсек с корпусом сложной формы. Передняя его часть отличается бортовыми отсеками с проемами дверей, тогда как центральная и кормовая имеют крупные ниши для монтажа колесных арок и топливных баков. Над баками и арками, соответственно, помещаются ниши, доступные для размещения тех или иных агрегатов, в том числе для перевозки полезной нагрузки. В кормовой части этих ниш располагаются объемы для дополнительных грузов. Кормовые грузовые отсеки выходят за пределы броневого корпуса, образуя коридор для высадки десанта.

Под защищенным капотом корпуса помещается дизельный двигатель мощностью 350 л.с. По последним данным, в качестве основы силовой установки используется двигатель компании Cummins, изготовляемый по лицензии в России. Используется двухосная полноприводная ходовая часть. Имеющийся двигатель позволяет 11-тонной бронемашине развивать скорость до 105 км/ч и преодолевать на одной заправке до 1200 км.

Читайте также  От итальянской «IVECO» к российской «Рыси»

novosti_proekta_k4386_tajfun_vdv_3Броневик на испытаниях.

Существующие образцы броневика «Тайфун-ВДВ» оснащаются набором люков и дверей для посадки и высадки. Передние рабочие места обитаемого отсека, предназначенные для водителя и командира, имеют собственные бортовые двери автомобильного типа. Десантное отделение оснащено единственной кормовой дверью, открываемой влево по ходу движения. Выйдя из двери, десантник остается под защитой бортовых агрегатов, после чего может спуститься на землю. В кормовой части крыши находится люк.

Объемы обитаемого отсека позади мест водителя и командира отдаются под размещение вооружения и десанта. В центральной части машины устанавливается опорное устройство боевого модуля. Оно представляет собой конструкцию сложной формы, занимающую пространство от пола до потолка отсека. На кожухе устройства имеются люки для доступа к внутренним агрегатам. Кроме того, на нем устанавливаются экран и пульт управления боевым модулем.

Вертикальная опора внутри корпуса используется для установки перспективного боевого модуля. В качестве комплекса вооружения на броневиках К4386 устанавливается дистанционно управляемый боевой модуль с пушечно-пулеметным вооружением. Из имеющихся данных следует, что это боевой модуль, представленный ЦНИИ «Буревестник» на недавнем форуме «Армия-2016». Внутри корпуса характерной многоугольной формы помещается качающаяся установка с 30-мм автоматической пушкой. Спаренный пулемет вынесен в отдельный кожух, шарнирно закрепленный на левом борту модуля. Также боевой модуль оснащается дымовыми гранатометами и блоком оптико-электронного оборудования.

Позади опоры боевого модуля размещаются места для десантников. В связи с требованием о повышении уровня защиты десантное отделение броневика оснащается креслами, поглощающими часть энергии взрыва под колесом или днищем корпуса. В аналогичных креслах должны располагаться водитель и командир. Интересным новшеством десантного отделения являются устройства для крепления личного оружия бойцов. Между креслами десанта помещаются специальные крепления, на которых следует перевозить автоматы существующих моделей. Конструкция креплений обеспечивает надежное удержание оружия при различных обстоятельствах.

novosti_proekta_k4386_tajfun_vdv_4Боевой модуль с 30-мм пушкой, представленный на форуме «Армия-2016».

По имеющимся данным, к середине текущего года предприятие «Завод специальных автомобилей» построило первый прототип перспективной бронемашины. Позже появились новые опытные образцы. По причине отсутствия готовых боевых модулей изначально опытные «Тайфуны-ВДВ» оснащались агрегатами сложной формы, выполнявшими функции весовых имитаторов. В середине августа появились фотографии, показывающие опытную технику со штатными системами вооружения. Уже в начале июня опытную технику показали командованию воздушно-десантных войск.

Как следует из последних публикаций, общий облик перспективного бронеавтомобиля для ВДВ уже сформирован и вряд ли претерпит серьезные изменения. Тем не менее, проект все еще дорабатывается и совершенствуется. Одни коррективы должны вноситься по результатам испытаний, другие – в связи с необходимостью изменения комплектации. Особое значение придается локализации производства. Сообщается, что в случае с опытной техникой уровень локализации достиг 50% по стоимости. При этом уровень локализации различных агрегатов отличается. К примеру, для «противоминных» кресел этот параметр заявлен на уровне 80%. При запуске серийного производства общую степень локализации планируется довести до 70-80% за счет освоения производства некоторых новых агрегатов и замены определенных изделий зарубежного изготовления.

В контексте локализации производства издание «Бизнес-Online» приводит слова автомобильного журналиста Александра Привалова. Он отмечает, что зарубежный двигатель не создавался под требования российского министерства обороны, а также сомневается, что в его производстве удалось достигнуть стопроцентной локализации. Тем не менее, этот вопрос может быть решен. Также присутствуют проблемы с подвеской. В предыдущем проекте К53949 «Тайфуненок» была предпринята попытка использования агрегатов нидерландского производства ввиду отсутствия отечественных. Камский автомобильный завод уже начал работу над гидропневматическими подвесками.

Читайте также  В России разработали бронированный "САМУМ" с 23-мм пушкой

Кроме того, «КамАЗ» предлагает начать разработку механических коробок передач с автоматическим управлением. Ранее этими темами отечественные предприятия не занимались. «Но в итоге все равно поняли, что придется делать самим, что ни один буржуин на блюдечке готовое решение не принесет», – завершает А. Привалов.

novosti_proekta_k4386_tajfun_vdv_5Вид на кормовую дверь, десантное отделение и опору боевого модуля.

Параллельно с повышением степени локализации авторам проекта предстоит провести все необходимые испытания техники. Первые проверки, как сообщается, прошли еще весной этого года, вскоре после завершения сборки первого прототипа. Далее планировалось провести новые этапы испытаний. Так, в сентябре должны были пройти копровые испытания, целью которых являлась проверка машины при сбросе с определенной высоты. При помощи таких процедур подтверждается возможность десантирования с парашютом без повреждений конструкции. В дальнейшем, после завершения заводских испытаний, начнутся государственные. Сроки их старта пока не уточнялись.

Высказываются предположения о дальнейшей судьбе новой техники. Достаточно высокие характеристики и возможность десантирования с применением парашютных систем делает броневик К4386 «Тайфун-ВДВ» хорошей боевой машиной для воздушно-десантных войск. Как следствие, после завершения государственных испытаний может появиться заказ на поставку большого количества серийной техники, которая будет распределена между значительным числом частей ВДВ.

В существующем виде броневик «Тайфун-ВДВ» представляет собой колесную боевую машину, способную перевозить бойцов с вооружением, а также поддерживать их огнем пушки и пулемета. При этом есть основания считать, что в будущем на базе проекта К4386 могут быть созданы новые варианты бронетехники для воздушно-десантных войск. Характеристики и архитектура броневика позволяют строить командирские и санитарные машины, а также технику с боевыми модулями различных типов, несущими разнообразное вооружение.

Важнейшей особенностью проекта «Тайфун-ВДВ», которую необходимо отметить, является разработка по заказу воздушно-десантных войск и в соответствии с их требованиями. Благодаря этому конструкция броневика была адаптирована к предполагаемому применению. Кроме того, применение некоторых готовых идей и решений упростило как разработку, так и будущее производство новой техники

novosti_proekta_k4386_tajfun_vdv_6Командующий ВДВ генерал-полковник В. Шаманов во время ознакомления с новейшим броневиком, 2 июня 2016 г.

Новейший проект бронеавтомобиля К4386 «Тайфун-ВДВ» создавался в рамках продолжающейся программы перевооружения армии. Ранее командование воздушно-десантных войск неоднократно отмечало, что перевооружение этого вида вооруженных сил будет завершено в 2018 году. Кроме того, в прошлом году министр обороны Сергей Шойгу заявил о планах по повышению боеспособности ВДВ и их модернизации в качестве сил быстрого реагирования. С целью повышения боевого потенциала войск уже начато серийное производство бронетехники нескольких типов. Как показывают последние события, вскоре номенклатура новых вооружений и техники для десантных войск пополнится перспективными образцами.

В настоящее время основу парка военной техники ВДВ составляют бронемашины старых типов, прежде всего боевые машины десанта первой и второй модели, а также бронетранспортеры. Не так давно начавшиеся поставки новых БМД-4М и БТР-МДМ в определенной мере повлияли на ситуацию, но количество построенной техники пока не позволяет коренным образом изменить имеющееся положение дел. Появление колесных боевых машин с пушечно-пулеметным вооружением может повлиять на общее состояние парка техники, обеспечив более высокие темпы перевооружения.

Программа перевооружения вооруженных сил в целом и воздушно-десантных войск в частности продолжается. Для повышения боевых возможностей войск создается большое количество новых проектов техники и вооружения. В обозримом будущем новой техникой российской армии должен будет стать броневик К4386 «Тайфун-ВДВ». В ближайшее время он должен пройти все необходимые испытания, после чего будет рассматриваться вопрос принятия техники на вооружение. Пока же специалистам организации-разработчика и заказчика необходимо сосредоточить усилия на проверке и доводке перспективного образца.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя