Возраст большинства летчиков-палубников приближается к 50 годам. А смена растет слишком медленно
21 сентября министр обороны Сергей Шойгу огласил давно ожидавшуюся новость: тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» возглавит постоянное оперативное соединение ВМФ России в Средиземном море. Поход единственного российского авианосца в Восточное Средиземноморье должен быть оправдан хотя бы в военном отношении – про финансовую сторону вопроса говорить не хочется.
День спустя в интервью как минимум пяти СМИ начальник морской авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин утверждал, что авианосец пойдет в дальний поход с полным комплектом вооружения, что по логике подразумевает присутствие на борту всего авиакрыла. Действительно ранее сообщалось, что «Адмирал Кузнецов» должен принять 279 и 100-й отдельные корабельные истребительные авиаполки (ОКИАП) морской авиации Северного флота. Однако в каком составе? Здесь, представляется, есть определенная интрига.
По заявленным тактико-техническим характеристикам авианосец способен нести 26 самолетов и 16 вертолетов.
Парта для асов
Не претендуя на абсолютную истину, «ВПК» попытался разобраться, насколько действительное соответствует желаемому. О недостатке внимания должностных лиц к крымскому «авианосцу» – наземному испытательно-тренировочному комплексу НИТКА, вернувшемуся в лоно России вместе с полуостровом, говорилось еще в мае («Авианосец» на мели»). Тогда отмечалось, что вновь сформированный 100-й ОКИАП, получивший новейшие истребители МиГ-29КР/КУБР, рискует надолго остаться на земле, поскольку у пилотов нет надлежащей подготовки, которую можно и должно организовать в Крыму. Во всяком случае в Генштабе настаивали именно на таком варианте подготовки летчиков палубной авиации. По экспертной оценке, «если бы НИТКА в Саках не был обделен вниманием должностных лиц, подготовку строевых летчиков на МиГ-29 можно было бы начать еще полтора года назад».
Напомним: 15 апреля информированный источник сообщил «Интерфаксу-АВН», что техническая готовность НИТКА будет восстановлена к концу года. Забегая вперед, отметим, что благодаря самоотверженности работников комплекса это было сделано всего за две недели.
«Генеральный штаб Вооруженных Сил России принял решение о продолжении строительства объектов комплекса НИТКА в городе Ейске (Краснодарский край). Одновременно с целью недопущения срывов в подготовке летчиков корабельной авиации принято решение о восстановлении технической готовности комплекса НИТКА Черноморского флота до конца 2016 года», – уточнил тогда собеседник агентства.
Также сообщалось, что в запланированный на осень дальний поход ТАКР «Адмирал Кузнецов» может выйти с авиакрылом усеченного состава. Это связывалось с тем, что летчики недавно сформированного 100-го ОКИАП незадолго до этого начали полеты с аэродрома (не с комплекса НИТКА) Центра боевого применения и переучивания летного состава авиации ВМФ в Ейске на новых самолетах – МиГ-29КР и МиГ-29КУБР.
На момент публикации данной статьи основная часть самолетов и летчиков 100-го ОКИАП, по имеющимся данным, находилась в Ейске, однако согласно официальной информации этот комплекс будет технически готов к тренировочным полетам в лучшем случае не ранее конца года. А может быть, и позже, поскольку аэрофинишеры до сих пор не испытаны.
Решение некоторых должностных лиц сделать ставку на использование ейского НИТКА предположительно связано с тем, что у аэрофинишеров в Саках завершился ресурс эксплуатации по срокам, хотя по циклам посадок он выработан менее чем на пять процентов. Однако волевым решением, не обоснованным оценкой реального состояния комплекса, ресурс продлили всего на 30 посадок.
Вновь стоит напомнить, что из-за нежелания заниматься крымским НИТКА полеты самолетов палубной авиации над наземным «авианосцем» в Саках в 2014 и 2015 годах совершались без использования аэрофинишеров – без зацепления за трос. Также еще в начале года эксперты выражали опасение, что к выходу «Адмирала Кузнецова» летчики 100-го ОКИАП, ни разу не сажавшие свои машины ни на авианосец, ни на комплекс НИТКА, не успеют пройти все необходимые подготовительные процедуры.
26 апреля стало известно, что несколько самолетов 279-го ОКИАП приземлились в Крыму, где летчики должны были пройти цикл подготовки на НИТКА. Как оказалось, речь шла о четырех Су-33 и трех Су-25УТГ, фактически о двух звеньях. Они тут же начали садиться на палубу «авианосца» с использованием аэрофинишеров.
15 июня авианосец покинул 35-й судоремонтный завод, где прошел первый этап сервисного обслуживания и восстановления технической готовности (СО и ВТГ). Он тут же вышел на внешний рейд, чтобы обеспечить тренировки летчиков палубной авиации. К тому времени после прохождения необходимой практики в мае в Крыму истребители 279-го ОКИАП перелетели на авианосец «Адмирал Кузнецов». Уже тогда предполагалось, что в августе ТАКР вернется на 35-й СРЗ для выполнения работ второго этапа СО и ВТГ.
Главным положительным итогом работы 279-го ОКИАП в Крыму стало то, что впервые за последние шесть лет к полетам с борта авианосца была подготовлена группа молодых летчиков. И это огромное достижение и заслуга НИТКА в Саках. Летчиков-палубников в России сегодня меньше, чем космонавтов. Их подготовка становится все более актуальной, поскольку возраст большинства летавших с палубы приближается к 50 годам.
Тем временем в Саках остались, по меньшей мере, четыре истребителя МиГ-29КР, причем не все строевые машины 100-го ОКИАП, были и испытательные, принадлежащие корпорации «МиГ». Они перелетели на севера в середине июля, и крымский НИТКА вновь опустел. По официальным данным, там прошли подготовку к полетам на МиГ-29КР около 10 летчиков, из них лишь несколько строевых.
8 августа произошло воистину историческое событие: первый МиГ-29КР, пилотируемый командиром 100-го ОКИАП, совершил посадку на палубу авианосца.
У «ВПК» нет официальных данных о том, сколько самолетов 100-го ОКИАП перелетели на север. Нет сведений и о том, сколько летчиков полка подготовлены к полетам с палубы. По неофициальной информации, их всего трое. Как считают эксперты, «если бы про крымский НИТКА не забыли после возвращения полуострова в состав России, можно было бы подготовить 100-й ОКИАП в полном составе». Более того, они жестко критикуют должностных лиц (это никак не касается нового главкома ВМФ, который, как отмечают, активно включился в борьбу за крымский НИТКА), дескать те, «вполне возможно, не верили, что Крым вернулся в лоно России навсегда. Иначе откуда такая любовь к Ейску и к распиливаемым там миллиардам государственных средств».
Что касается МиГ-29КР, то сначала с борта авианосца начали летать испытатели корпорации «МиГ», а не строевики. В середине августа «Адмирал Кузнецов» вернулся на 35-й СРЗ. Предполагалось – до 1 октября, после чего ожидалась двухнедельная подготовка к дальнему походу, в котором ТАКР будут сопровождать большой противолодочный корабль (БПК), спасательный буксир и один-два танкера, а также многоцелевая АПЛ. Речь может идти, в частности, о БПК «Североморск», который 8 июля покинул сухой док 35-го СРЗ, и о большом морском танкере «Сергей Осипов».
Потемкинская площадка
Эксперты пояснили: главная проблема подготовки летчиков палубной авиации в том, что тот, кому надлежит сделать это по должности, не хочет или не может доложить по команде: поручение президента РФ от 27 июля 2008 года о создании второй очереди комплекса НИТКА в Ейске устарело и после возвращения Крыма не соответствует реалиям.
Достоинства крымского комплекса налицо – всего за две недели с минимумом средств и специалистов одного из судоремонтных предприятий Севастополя НИТКА впервые после многолетнего перерыва без сбоя обеспечил подготовку палубников. А сколько можно было бы сделать за два с половиной года после возвращения Крыма? Почему было потеряно это драгоценное время – никто разбираться не хочет. Тем более что, по имеющимся данным, конкретные решения принимались и контракты заключались после апреля 2014-го.
В этой связи многие эксперты не сомневаются в том, что в условиях существующих экономических реалий надо законсервировать долгострой в Ейске, сберечь на этом миллиарды (вторая очередь обойдется в 18 миллиардов рублей) и направить всего несколько миллионов на модернизацию и обслуживание прекрасно зарекомендовавшего себя нынешним летом комплекса в Саках, работа на котором, помимо прочего, позволит загрузить заказами предприятия Крыма и Севастополя.
То же, что было показано не так давно Сергею Шойгу в Ейске с пролетом МиГ-29КР без касания палубы «авианосца», – не более чем картинка потемкинской деревни, устроенная теми, кто живет по принципу «Пилить, пилить и еще раз пилить». Понятно, что не тайгу в Магадане.
Источники, знакомые с ситуацией, отмечают, что тогда же министру обороны назвали срок готовности комплекса в Ейске – конец этого года. Но время идет, а там даже к испытаниям не приступили, которые продлятся не один месяц – это в случае, если пойдут без сбоев. Кроме того, надо понимать главное отличие старого НИТКА от его собрата в Ейске: первый сделан из металлических конструкций, а не из бетона, как второй. Последнее обстоятельство не позволяет имитировать магнитное поле реального корабля со всеми вытекающими последствиями. Например, в Ейске невозможно будет испытывать электромагнитную катапульту для перспективного авианосца. К тому же строящийся комплекс будет еще нуждаться и в мощной ЛЭП, которую необходимо протянуть от ростовской АЭС. А это и время, и расходы.
У НИТКА в Саках есть только один защитник – его ветеран Александр Санников. Но его письма в самые высокие инстанции раз за разом перенаправляются все тем же должностным лицам, которые, похоже, по ряду известных только им причин поставили на крымском комплексе крест.
Мнение большинства опрошенных «ВПК» экспертов одно: решение о будущем НИТКА в Саках должно принимать не командование морской авиации ВМФ, а Военно-промышленная комиссия.
А пока на комплексе в Саках оглушающая тишина…
Наследие
Наземный испытательно-тренировочный комплекс (авиационный) или НИТКА в Саках разработан специально для отработки взлета и посадки на палубу авианесущего корабля. Включает взлетно-посадочный блок (палубу), разгонное устройство (аналог катапульты), паровые силовые установки, аэрофинишер, трамплин, задерживающие устройства, аварийную сеть. Все это смонтировано в корабельных металлических секциях, копирующих палубу авианосца.
Кроме того, имеются командно-диспетчерский пункт (аналог корабельного КДП), курсовой и глиссадный радиомаяки, оптическая система, обеспечивающие точность посадки. Посадочный блок представляет собой копию палубы корабля, которая может раскачиваться, имитируя волнение моря. Садится самолет на скорости 250 км/ч, выпустив посадочный гак, который зацепляется за один из четырех поперечных тросов аэрофинишера, приподнятых над блоком на 30 сантиметров. Разматываясь с подтормаживающих барабанов, трос гасит скорость, и самолет останавливается, пробежав 90–100 метров.
/Михаил Алексеев, vpk-news.ru/
Очень жаль что мы не можем подготовить достаточное кол-во лётчиков для единственного в стране авианосца, который к тому же вмещает не так уж много самолётов.