Мировой рынок бронированных машин более динамичен в настоящее время, чем был после кризиса 2008 года. Несмотря на экономические сложности, растущая напряженность в мире и рост военных конфликтов заставляют многие страны наращивать свой военный потенциал и увеличивать парк бронированных машин. При этом возникающие новые кризисы могут иметь совсем иной характер по сравнению с теми военными кампаниями, которые более 10 лет проводили западные военные с начала 2000-х.
На боевую подготовку, снаряжение, тактические приемы, методы и способы ведения военных действий оказывают влияние потенциально новые боевые сценарии, а попытка предположить, что может быть необходимо для проведения следующей боевой операции является сложной задачей; в этой связи можно привести довольно известную фразу – «все войны велись оружием, необходимым в предыдущей войне». Что касается бронированных машин, то зачастую это является верным даже для последних операций. Например, машины категории MRAP, разработанные для иракского сценария, были полностью готовы для развертывания в Афганистане, но как оказалось, они не могут обеспечить достаточную мобильность в гористой местности, что привело к разработке более легких машин MRAP с независимой подвеской.
В этом цикле статей мы не будем подробно останавливаться на том, какие машины могут быть оптимальными для еще неизвестных будущих задач, у нас пока нет магического кристалла. Впрочем, интересно посмотреть на то, какие тенденции в проектировании и закупках бронированных машин преобладают в настоящее в мире, прежде всего в европейских армиях.
Споры о том, что лучше, гусеница или колесо, до сих пор не утихают и возможно никогда не закончатся. Впрочем, понятно, что многие европейские армии увеличивают парки колесных бронированных машин, БТР или БМП, некоторые из них избавляются от гусениц, другие сохраняют смешанные парки. Можно уже рассказать о некоторых машинах, что были показаны на выставке Eurosatory 2016; большая часть из них были, конечно, колесными. Франция, Италия, Дания, Испания и Турция и некоторые другие страны разрабатывают или принимают на вооружение новые платформы в конфигурации 8×8 или 6×6.
Прорыв колес
С началом программы Scorpion в конце 2014 года Франция начала глубокую трансформацию своей армии, которая предусматривает приобретение не только колесных машин. В действительности программа имеет три основных направления. Первое, конечно, связано с производством двух совершенно новых машин, БТР Griffon 6×6 и вооруженной разведывательной машины Jaguar 6×6, к которым вскоре присоединится третья более легкая машина; два другие — система оперативного управления SICS (Systeme d’Information du Combat Scorpion) и система интегрированного моделирования SEMBA. Консорциум GME Scorpion состоит из трех компаний, Nexter, Renault Trucks Defence и Thales; в этой программе участвуют и ряд других малых и средних предприятий.
Система SICS со своей цифровой архитектурой объединит боевые подразделения французских сухопутных сил, от уровня полка и ниже. Система SICS, разработанная компанией Bull (недавно приобретена Atos), это не иерархическое программное обеспечение наподобие тех пяти систем оперативного управления, которые она заменит, а система наподобие социальной сети, которая позволяет легко создавать группы по интересам, как например Facebook или Whatsapp. SICS не будет ограничена только новыми бронемашинами Griffon и Jaguar, она будет установлена на танк Leclerc в рамках программы Scorpion Tranche 1, а также в рамках запланированной модернизации VBCI Этап 2. Впрочем, давайте остановимся на двух новых машинах, которые в скором времени поступят на вооружение французской армии.
Новая машина Griffon предназначена для замены бронетранспортеров VAB (Vehicule de l’Avant Blinde), некоторая часть которых была модернизирована с целью соответствия афганскому театру военных действий, но которые устаревают, по меньшей мере, в вариантах, эксплуатирующихся во французской армии. Новая бронемашина с колесной формулой 6×6 будет производиться в шести вариантах, а фактически в девяти, поскольку вариант бронетранспортера будет иметь четыре подварианта. Остальные варианты — это инженерный, пункт управления, артиллерийского наблюдения, санитарный и РХБ-разведки.
Платформа Griffon будет иметь хорошую модульность и будет оборудоваться специализированными комплектами для трансформации под конкретную задачу. Впрочем, вначале будут закупаться не все модернизационные комплекты, они будут докупаться позднее и, в конечном счете, это позволит проводить модернизацию машины без необходимости ее глубокой доработки. Первый серийный контракт на 318 машин ожидается в следующем году. Этап 1 программы Scorpion, который продлится до 2023 года, будет включать производство 780 машин Griffon, а общее количество к концу Этапа 2 (а это 2035 год) составит 1720 машин. А вот 54 машины Griffon, вооруженные 81-мм минометом и известные как вариант MEPAC (Mortier Embarque Pour l’Appui au Contact), будут профинансированы по отдельному контракту.
Griffon будет иметь существенно большую массу по сравнению с VAB, но разработчики посчитали приемлемым оставить колесную конфигурацию 6х6. На машину будет установлен дизельный двигатель Renault MDE8 мощностью 400 л.с. при 2200 об/мин, соединенный с автоматической трансмиссией, что позволит получить с учетом боевой массы 24,5 тонны удельную мощность 16,3 л.с./тонну. Все варианты Griffon будут оборудованы такой же независимой гидромеханической подвеской со сдвоенными гидравлическими амортизаторами, разработанными компанией Quiri (она же производит подвеску для машин VBCI). Опыт, полученный с машиной VBCI, был изучен и учтен, хотя предъявляемые требования к передвижению по бездорожью для Griffon были не такими жесткими по сравнению с требованиями, предъявляемыми к машине конфигурации 8×8. Для того чтобы максимально уменьшить радиус поворота, третий мост сделан управляемым. Никаких подробностей не дано по уровням защиты, но если рассуждать логически они не должны быть меньше уровней защиты последнего варианта VBCI.
Немногое известно о вооружении, за исключением того, что будет установлен дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ) T1, разрабатываемый компаниями Renault Trucks Defence и Safran Electronics & Defense (новое имя компании Sagem); последняя поставляет сенсорный комплект, который включает типичную телекамеру высокого разрешения, неохлаждаемый тепловизор, лазерный дальномер и гирокомпас. Люлька может принять 7,62-мм или 12,7-мм пулемет или 40-мм автоматический гранатомет. Ветроника (бортовая электроника) Griffon поставляется компанией Thales и базируется на VSYS-net, основой которой является стандартная шина DDS (Data Distribution Service).
Компании Thales и Safran, объединившись в консорциум Optrolead, поставят одну из систем — систему круговой ситуационной осведомленности Antares, базирующуюся на светочувствительной матрице разрешением 5,5 мегапикселей, выполненной на основе КМОП-технологии с углами возвышения от -15° до +75°, что гарантирует обнаружение транспортного средства на дистанции 650 метров. Antares может использоваться в различных режимах, в том числе как приемник системы предупреждения о лазерном облучении с точностью по азимуту ± 1,5°. Все машины Griffon будут оборудованы под установку комплекта Antares, но французская армия планирует первоначально приобретать одну систему на четыре машины.
Прототип системы Antares был представлен летом 2016 года. Тогда же был представлен акустический сенсор Pilar V производства компании Acoem Metravib. Интересно отметить, что SICS позволяет использовать данные, полученные более чем от одной машины в процессе, который получил название «совместная триангуляция», что позволяет значительно повысить точность. Навигация обеспечивается легкой и компактной инерциальной навигационной системой Safran Epsilon 10, базирующейся на вибрационных гироскопах (гиротронах), что гарантирует точность примерно один процент от пройденной дистанции.
На данный момент средства связи входят в компетенцию компании Thales PR4G, в том числе новая программируемая радиостанция Contact, о которой в компании говорят как о системе, имеющей характеристики, в сто раз превосходящие характеристики нынешних систем. Работать с радиостанциями, а также поддерживать связь между членами экипажа машины Griffon и десантом позволит цифровая система внутренней связи ELIPS разработки компании Elno. Новый блок управления был представлен на выставке Eurosatory 2016, он позволяет поддерживать связь между экипажем и пехотинцами даже тогда, когда они находятся вне машины, а также контролировать одновременно до трех радиостанций.
В то время как Griffon остается базовым бронетранспортером, который заменит подобную по классу машину середины 70-х годов, Jaguar заменит три машины значительно большие по массе: AMX-10RC, ERC-90 Sagaie и VAB HOT. Следовательно, характеристики Jaguar должны превосходить характеристики машины Griffon, как следствие, ее стоимость будет значительно, а количество будет значительно меньше: в рамках Этапа 1 закупят 110 машин Jaguar, в рамках Этапа 2 закупят еще 138 машин, что составит в общей сложности 248 штук, а это гораздо меньше числа машин Griffon (1720).
Масса машины будет чуть больше и составит 24,3 тонны против 22 тонн; впрочем, двигатель Jaguar мощностью 500 л.с. обеспечит гораздо большую удельную мощность. Тот факт, что внедорожная проходимость имеет более высокий приоритет, показан на примере выбора подвески: для машины Jaguar компания Quiri разработала активную гидропневматическую подвеску, которая не только лучше походит для пересеченной местности, но к тому же и легче. Это позволяет изменять дорожный просвет, наклон машины, а также жесткость подвески. Но конечно за все надо платить, подвеска для Jaguar примерно в 2,5 раза дороже, чем подвеска для Griffon. Немного данных доступно о защите Jaguar: комплект защиты от фугасных СВУ будет доступен с самого начала наряду с противопульным и защиты от РПГ, тогда как комплект защиты от осколочных СВУ ожидается позднее.
Огневое могущество обеспечивается 40-мм пушкой CTA, установленной в двухместный вариант башни Nexter T40. Пушка с телескопическими боеприпасами меньше вдается в башню по сравнению с обычными пушками; максимальный угол вертикального наведения составляет 45° (хотя теоретически может быть достигнут угол 75°). Кроме того, при стрельбе в движении пушка может стрелять с закрытой казенной части, что означает сокращение задержки между командой на открытие огня и самим выстрелом с 350 до 25 миллисекунд, а это в свою очередь способствует повышению точности.
В настоящее время планируются использование бронебойных оперенных подкалиберных, осколочно-фугасных (точечной детонации) снарядов и боеприпасов воздушного подрыва; процесс их квалификации либо завершен, либо уже заканчивается. Система обработки боеприпасов может вместить боекомплект из 64 выстрелов трех типов, переключение с одного типа боеприпаса на другой занимает менее 6 секунд. Еще 120 выстрелов перевозятся внутри машины, поскольку французская армия выдвинула требование, заключающееся в том, чтобы машина Jaguar была способна выполнять боевые задачи продолжительностью до трех дней.
Компания CTAI в настоящее время разрабатывает два новых типа боеприпаса: одни практический с уменьшенной дальностью и второй для противовоздушной обороны A3B (Anti Aerial Air Burst – противовоздушный, воздушного подрыва), в основном предназначенный для зенитного комплекса RAPIDFfire разработки компании Thales. Для борьбы с танками на больших дистанциях (до 4 км) машина Jaguar полагается на пару ракет MMP; двухтрубная пусковая установка устанавливается на правом борту башни, еще две ракеты размещаются в задней части башни с левой стороны. Разработанный и производимый компанией MBDA ракетный комплекс MMP полностью интегрируется с машиной и помимо электронного интерфейсного блока в него также входят бортовые дисплеи и системы наведения. Перископ командира и прицел стрелка базируются на оптронной системе Paseo разработки компании Safran. В нее входят 3-5 мкм тепловизионная камера, цветная телекамера и лазерный дальномер, и согласно имеющимся данным она может обнаружить транспортное средство на дальности 12 км, распознать его на 7,7 км и идентифицировать на 4,2 км.
Система Paseo будет также устанавливаться на вариант артиллерийских наблюдателей Griffon VOA (artillery observation vehicle), оборудованный также блоком инерциального наведения для прицеливания и лазерным устройством подсветки. На варианте VOA система Paseo будет устанавливаться на телескопической мачте, на которой также будет установлена обзорная радиолокационная станция Ground Observer GO12 компании Thales.
С целью обеспечения точными навигационными данными в зонах, где отсутствует сигнал GPS, машина Jaguar оборудована инерциальной системой Safran Sigma 20, базирующейся на полусферических резонансных гироскопах, которые обеспечивают гораздо более точные данные по сравнению с навигационной системой машины Griffon. В связи с тем, что машина с башней имеет более сложную геометрическую форму, Jaguar будет оборудована двумя системами: комплексом ситуационной осведомленности Antares от Thales и приемниками предупреждения о лазерном облучении. За ближнюю противовоздушную оборону будет отвечать ДУБМ, вооруженный 7,62-мм пулеметом MAG, который будет установлен возле люка стрелка и будет иметь максимальный вертикальный угол 60°. Бесшумное наблюдение является в настоящее время обязательным режимом для разведывательной машины: шесть аккумуляторных батарей гарантируют, что Jaguar может работать два часа с заглушенным двигателем, а это сниженные почти до нуля акустические и тепловые признаки заметности.
Встроенное моделирование является еще одним столпом программы Scorpion. В ее рамках разрабатывается комплект под обозначением SEMBA (Simulation EMBArquee), который в основном предназначен для машины Jaguar. Он включает три дополнительных компьютера, джойстик и видеоперископ для водителя, а также системы виртуальной реальности для командира и стрелка, в этом случае традиционные перископы заменяют очки дополненной реальности. Система SEMBA, которая устанавливается менее чем за час и снимается менее чем за 15 минут, обеспечивает статическое моделирование управления различных машин. Контроль обучения осуществляется с обычных настольных компьютеров учебного центра, в полевых условиях с упрочненного планшета. Разработка динамического моделирования войдет в Этап 2 программы Scorpion.
Этап разработки программы Scorpion, начатый в 2014 году, предусматривает изготовление двух подвижных испытательных стендов, первый из которых запланирован на середину 2016 года. Первый из шести прототипов Griffon будет готов в 2017 году, тогда как первый из трех прототипов Jaguar будет изготовлен в 2018 году. Программа Scorpion также включает разработку легкого бронеавтомобиля 4×4, о чем будет рассказано в разделе о легких машинах.
Франция неторопливо снимает с вооружения часть своих устаревших бронетранспортеров VAB (Vehicule de lAvant Blinde), оставшаяся же часть модернизированных бронетранспортеров ждет себе на смену новую машину Griffon. Несмотря на это компания Renault Trucks Defence (RTD) разработала новый вариант Mk III. Этот вариант доступен только в конфигурации 6×6, его боевая масса увеличилась до 20 тонн; доступны две конфигурации с разными двигателями, Renault Dxi7 мощностью 340 л.с. или Renault MDE8 мощностью 400 л.с.
Машина оборудована независимой подвеской управляемый только первый мост, опционально второй мост может получить управляемые колеса. Корпус имеет ограниченные уровни защиты, поскольку изначально проектировался под установку дополнительных комплектов, которые могут обеспечить баллистическую защиту вплоть до Уровня 4 и противоминную до Уровня 3B. В конфигурации бронетранспортера в защищенном корпусе VAB MkIII объемом 13 м3 могут разместиться два члена экипажа плюс 10 пехотинцев. Посадка и высадка осуществляются через две открывающиеся вручную двери, но опционально доступна кормовая аппарель с электроприводом. Машина оборудована архитектурой Battlenet Inside разработки RTD и генератором на 300 Ампер.
На выставке Eurosatory 2016 компания RTD представила новейшую конфигурацию с башней, вооруженной 90-мм пушкой, что делает ее эффективной платформой непосредственной огневой поддержки с продолжительным временем выполнения боевой задачи благодаря большому количеству возимых 90-мм выстрелов. Компактный вариант огневой поддержки дополняет существующие варианты, позволяя компании RTD предлагать решения на базе VAB MkIII для укомплектованной боевой группы.
Первым заказчиком нового варианта должен был стать Ливан; при финансировании Саудовской Аравии для этой страны было изготовлено 100 машин. Политические разногласия вынудили саудовское правительство отменить военную помощь Берйуту и в настоящее время судьба контракта, подписанного в феврале 2016 года, не ясна.
Кроме того, что новая машина предлагается в основном странам, которые уже эксплуатируют предыдущие варианты VAB, она также используется в качестве технологического демонстратора электрического привода. Демонстрационный образец под обозначением Electer был оборудован гибридным силовым блоком параллельной схемы. К мощности 340 л.с. обычного дизельного двигателя электродвигатель способен почти мгновенно добавить 170 кВт (почти 230 л.с.). При необходимости Electer может бесшумно проехать свыше 10 км на скорости 60 км/ч при помощи одной электрической силовой установки. Аккумулированная электроэнергия может также использоваться для скрытного наблюдения, при этом для бортового оборудования обеспечивается 3 кВт в течение свыше 5 часов. Электрогенераторная установка весит около 600 кг, но учитывая уменьшение количества аккумуляторов и другие преимущества, повышение массы фактически не столь уж большое. VAB MkIII Electer был поставлен в дирекцию по вооружениям 13 января 2015 года.
Как известно, в настоящее время происходит процесс слияния французской компании Nexter с немецкой KMW, после чего ее штаб-квартира всё же останется во Франции. Имея за плечами поставки машины VBCI во французскую армию и показ новой модели VBCI 2 на выставке DSEI 2015, компания прилагает массу усилий по продвижению этих вариантов в конфигурации 8×8 за рубеж; и приоритетным направлением здесь считается Великобритания. Что же касается новой машины Titus 6×6, то ее коммерческий успех на экспортном рынке по оценкам экспертов, уже не за горами.
/Alex Alexeev, topwar.ru/