Не от хорошей жизни десантников на арктические острова высаживает противолодочный корабль
В эти дни в российском секторе Арктики проходят учения разнородных сил флота по прикрытию Северного морского пути, обеспечению безопасности судоходства и иных видов морской экономической деятельности РФ в этих широтах. В маневрах принимают участие 12 боевых кораблей (в том числе атомные и дизельные подводные лодки), 10 судов обеспечения, береговые ракетно-артиллерийские войска и авиация 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота. Географический масштаб происходящего — от Кольского полуострова до Восточно-Сибирского моря.
Главные участники нынешних учений — большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», морской транспорт вооружений «Академик Ковалев», спасательно-буксирное судно «Памир» и киллекторное судно КИЛ-164. Именно они составили отряд, который 30 августа из Североморска направился к архипелагу Новосибирских островов. На острове Котельный этого архипелага, напомню, строится самая крупная в тех краях российская военная база, а с 2013 года модернизируется заброшенный было в советские годы аэродром «Темп».
В принципе — почти все ожидаемо. Ведь уже пять лет арктические походы надводных боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота по Севморпути носят регулярный характер. Ежегодно они проводятся в сентябре-октябре, когда ледовая обстановка в тех водах выглядит попроще.
Поскольку одним из самых важных тактических эпизодов учений всегда является противодесантная оборона островов, в состав каждого из отрядов в обязательном порядке прежде включались большие десантные корабли (БДК). Единственное за пять лет исключение — то, что происходит у Новосибирских островов сегодня.
Нет-нет, противодесантная оборона архипелага и в 2016-м значится в плане учений. Оборонять острова в эти дни учатся солдаты и офицеры 200-й отдельной Печенгской мотострелковой (арктической) бригады. Но, во-первых, они впервые переброшены туда не на борту специально созданного для перевозки десанта БДК, а на большом противолодочном корабле «Вице-адмирал Кулаков».
Во-вторых, именно по этой причине мотострелков в составе отряда совершенно точно совсем мало — свободных кают и кубриков для размещения крупного десанта на «Кулакове» просто нет. Чтобы расселить на таком корабле даже десяток-другой пехотинцев, морякам на время похода самим приходится разбредаться по совершенно неприспособленным для жизни и отдыха боевым постам «Вице-адмирала Кулакова». О боевой технике десанта и говорить не приходится. Ставить ее на таком корабле тоже абсолютно некуда.
Но отчего же в состав нынешнего отряда вопреки сложившейся практике не включен ни один БДК Северного флота? Прежде чем попытаться объяснить эту странность, вспомним хронику предыдущих походов североморцев в арктическую зону.
В 2012 году подразделение 61-й отдельной бригады морской пехоты СФ с большого десантного корабля «Александр Отраковский» впервые в истории ВМФ высаживалось на необорудованное побережье острова Котельный.
Спустя год тем же маршрутом на больших десантных кораблях «Кондопога» и «Георгий Победоносец» десант проследовал в сопровождении тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий».
Еще через год «Кондопога» и «Георгий Победоносец» высаживали морскую пехоту на Котельный при огневой поддержке большого противолодочного корабля «Адмирал Левченко».
В 2015-м большой противолодочный корабль «Североморск» и неизменные в таком деле «Кондопога» и «Георгий Победоносец» десантировали мотострелков 200-й отдельной бригады на полуостров Таймыр.
Нет сомнения, что и нынешний отряд североморцев по плану сегодняшних учений должен был выглядеть подобным образом и решать примерно те же задачи. По крайней мере, еще 22 августа большой десантный корабль «Кондопога» вместе с «Вице-адмиралом Кулаковым», морским транспортом «Академик Ковалев» и спасательно-буксирным судном «Памир» совершал контрольный выход в Баренцево море. Но через неделю к Новосибирским островам отряд отправился без «Кондопоги». Из боевых кораблей только «Вице-адмирал Кулаков» в нем и остался. Что, конечно, выглядит очень хило и совсем не грозно.
Что случилось с «Кондопогой»? Этого мы никогда не узнаем, такая информация носит закрытый характер. Скорее всего, проблема во внезапно ухудшившемся техническом состоянии этого корабля. Однако не нужно заглядывать в секретные бумаги, чтобы прийти к еще более прискорбному выводу: на сегодняшний день ни одного боеспособного десантного корабля в Баренцевом море у нас не осталось. И без того сильно изношенные, они теперь просто до изнеможения загнаны в ходе материально-технического обеспечения операции в Сирии или добивают там же остаток моторесурса. Бесконечные рейсы по маршруту Новороссийск-Тартус истощили силы так называемого «сирийского экспресса».
Для иллюстрации сложившегося прямо-таки трагического для ВМФ положения ситуацию на Северном флоте и рассмотрим. Всего на сегодня в его составе лишь четыре БДК — «Оленегорский горняк», «Александр Отраковский», «Кондопога» и «Георгий Победоносец».
Первый давно дожидается обещанного ремонта в 33-м судоремонтном заводе в Балтийске. По данным пресс-службы завода, «планируется значительный объем корпусных работ, ремонт механизмов, а также модернизация вооружения корабля, освидетельствование всех его механизмов и узлов, включая двигатели, системы трубопроводов, подводной и надводной частей корпуса».
Второй лишь в середине лета завершил 588-суточную непрерывную работу в «сирийском экспрессе». За это время «Александр Отраковский» прошел 65 тысяч морских миль, что составляет приблизительно три длины экватора. В силу крайней изношенности корабль к новому дальнему походу не готов ни технически, ни организационно.
Третий — «Кондопога». Обоснованное предположение о ее участи мы уже сделали.
Четвертый — «Георгий Победоносец» — в конце мая ушел в Средиземное море и вместе с оставшимися в строю собратьями с других флотов из последних сил беспрерывно подвозит грузы через черноморские проливы в Тартус.
Разве это нормально, когда даже на нашем сильнейшем флоте сегодня просто некому обеспечивать десантников в его операционной зоне? Даже на пару недель к Новосибирским островам идти некому? И где еще, в итоге, в мирное время десант к месту высадки перевозят большие противолодочные корабли?
Понятно, что все это не просто ненормально — катастрофично. К такой ситуации мы шли десятилетиями. Когда в 90-е бездумно списывали и продавали на металлолом те БДК, которые еще могли бы нести службу. Когда слишком долго не приступали к строительству новых кораблей этого класса. Когда единственный БДК нового проекта 11711 «Иван Грен», который на подходе, пытаемся довести до ума уже двенадцатый год.
Утверждают, что «Ивана Грена», который с июня нынешнего года проходит испытания на Балтике, ВМФ РФ получит в следующем году. А второй такой же — «Петр Моргунов» (строит калининградский завод «Янтарь») — службу начнет в 2018 году. Но даже если все сбудется, что такое пара новых и не шибко могучих десантных корабля на четыре наших флота? А дальнейшее пополнение в этом классе не просматривается даже на горизонте.
В ходе затянувшихся дискуссий более-менее определенно вырисовывается одно — традиционные большие десантные корабли Россия строить больше не собирается. В будущем вместо них нам понадобятся универсальные десантные корабли (УДК), каждый из которых будет в разы крупнее «Ивана Грена». Соответственно, у УДК намного большая десантовместимость (до батальона морской пехоты) и мощнее вооружение. Но главное — возможность осуществлять высадку на удаленных театрах военных действий не только через аппарель на пологий берег, но и с помощью вертолетов и десантных катеров (последние до поры, до времени ждут своего часа в док-камере УДК).
Подобным кораблем мы собирались обзавестись еще во времена Советского Союза. В 1981 году началась работа над техническим проектом большого десантного корабля-вертолетоносца проекта 11780, за внешнюю схожесть с американскими УДК типа «Тарава» тут же прозванным «Иваном Таравой».
Тогда флот пожелал получить боевую единицу с такими основными тактико-техническими данными: водоизмещение около 25 тысяч тонн (у упомянутого «Ивана Грена» — 5 тысяч тонн), десантовместимость — усиленный мотострелковый батальон со штатной боевой техникой, шесть десантных катеров типа 1176 М или три катера на воздушной подушке типа 1206, 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-252ТБ или 24 противолодочных вертолета Ка-252ПЛ (при выполнении противолодочных задач).
Ах, как пригодилась бы нам сегодня хотя бы пара таких вертолетоносцев! Но ввести в строй «Ивана Тараву» собирались лишь к 1997 году. По дороге Союз развалился, проект сунули под сукно и больше к нему не возвращались.
Теперь утверждают, что первый российский УДК наш флот получит к 2020 году. По крайней мере, в начале минувшего лета такой рубеж обозначил начальник управления кораблестроения ВМФ Владимир Тряпичников. Он добавил: «В ближайшие пять лет будет развернуто строительство нового поколения больших десантных кораблей, которые в разы будут превосходить по своему водоизмещению БДК „Иван Грен“ и БДК „Петр Моргунов“, а также будут обладать еще большей десантовместимостью и смогут нести на борту не один, а несколько вертолетов».
Только во все это слабо верится. И не только потому, что куда менее сложного и куда более скромного по размерам «Ивана Грена» полтора десятилетия мы строим-строим и никак не построим. Еще больше сомнений порождает другое. Чтобы к 2020 году получить десантный корабль, сопоставимый по размерам с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий», его нужно закладывать на верфи буквально завтра, так ведь? Но как-то не верится, что такое произойдет в условиях уже начавшегося весьма болезненного урезания гособоронзаказа. Это — раз.
А два: прежде чем приступать к строительству, желательно все же конкретно представлять: чего мы ждем на выходе? Но очень похоже, что даже во флотских верхах такой ясности нет.
Так, Владимир Тряпичников в том летнем разговоре с журналистами утверждал, что на новом российском УДК будет «около 6 вертолетов различной модификации». А ровно за год до этого, в июне 2015 года, прежний главком ВМФ адмирал Виктор Чирков заявлял: «Идет разработка новых больших десантных кораблей, которые смогут нести на борту до 10 и больше вертолетов».
Адмиралы что, разглядывали разные казенные бумаги или все же говорили о разных кораблях? Тогда какой из них будем строить?
Судя по ситуации на Северном флоте, времени искать ответы на эти вопросы не осталось совсем.
Наша справка
Известно, по крайней мере, о двух созданных в последние годы в России технических проектах универсальных десантных кораблей. Летом 2015 года сообщалось, что Крыловский государственный научный центр предложил проект УДК «Лавина». Его основные тактико-технические характеристики таковы:
— водоизмещение — до 24 тысяч тонн;
— на борту — до 500 морских пехотинцев и 50 единиц боевой техники;
— авиагруппа — 16 вертолетов (транспортно-десантных Ка-29, ударных Ка-52К или противолодочных Ка-27).
Приблизительно в те же сроки аналогичную работу завершило Невское проектно-конструкторское бюро. Его вариант обнародован под шифром «Прибой». Тактико-технические характеристики «Прибоя»:
— водоизмещение около 14 тысяч тонн;
— на борту — до 500 морских пехотинцев и 40−60 единиц боевой техники;
— авиагруппа — четыре-шесть вертолетов.
/Сергей Ищенко, svpressa.ru/
Прочёл название статьи и сразу понял кто автор,Ищенко сходи к психо-доктору,может он тебя вылечит от мании величия,всё знания,курения,фиг знает какой бяки-в результате чего тебя посещают глюки,какие глюки,я описывал выше.
Статью не читал,так как данный автор пишет штампами.
Читал вчера эту статью в первоисточнике, где запомнился один комментарий:
С-Белым-Конем Прынц
«Прочитал заголовок- думаю Ищенко! Нашел автора, точно! Где паника-там выпускник академии Ленина!»
И вот этот же конь, там же:
«А я читал? Дальше фамилии автора не стал. Сразу к обсуждению перешел.»
Рекомендую дружище Вам познакомиться, ведь две головы лучше одной. Или кот коню не товарищ?)
Эй подпиндосник,твои комментарии читать-так же время в пустую тратить,так как в них так же одно и то же,а именно лыбзание всея пиндосии.
А вот ваши конячьи остроты,что то новое,видать к ЕГЭ готовится начал?
Традиционные десантные корабли устарели и неэффективны, УДК типа Мистраля стоят по 500 лимонов.
Где деньги на это все взять, тем более сейчас?
Жалкий Буян-М собранный подешману из всякого мусора стоит 140 миллионов долларов за 1 посудину (радар от ЗРК бук, двигатели от катеров итд)
Фрегаты стоят от 250 миллионов.
Хотите десантные корабли — перенимайте опыт 2 мировой войны…
Пендосы и японцы переделывали гражданские суда в арзац-авианосцы, так называемые «эскортные авианосцы»
УДК надо строить по гражданским технологиям с минимальной стоимостью. типа танкер с палубой вертолетной площадкой.
В Советском Союзе были проекты многоцелевых грузо-десантных судов (кораблей) которые в мирное время грузы перевозили, а когда надо десант возили — их все в 90х пропили… то же хорошая идея.
Вместо Т-14 трактор с рпг 7, вместо БТР жигуленок с пулеметом дегтярева, вместо ПНВ кошек обучить, чтоб они врагов в темноте нюхали. Дмитрий Вам знакома аббревиатура IQ ?
Ух ты! Вот это коммент!! Астарот,вашему комментарию огромный плюс!!!
Боевая эффективность Мистраля за 500 миллионов равна нулю, т.к в морском бою он ничего не стоит, его завалит любой укро-бронекатер, так зачем платить 500 лямов когда за эти деньги можно построить 10 эскортных авианосцев по 50 лямов за штуку. Так что над своим скудоумным интеллектом подумай.
Дмитрий!!!, не путайте божий дар с яичницей, Мистраль — идеальное средство для подготовки к войнушке, если всё правильно сделать, то укробронекатер сделает оверкиль у причальной стенки. Выбросите из своей головы тактику каменного топора, вам Астарот всё доходчиво донёс.
А что касается экскортных авианосцев, то это всё равно что Российские дворяне без двора.
Просто хочу выразить некоторое удивление — я-то думал, что это только я по заглавию угадываю авторство Сергея Ищенко. Уже который раз.
Капитан очевидность. Если страна с 90х-по 2010Х была просто в ж%%е, то откуда возьмутся новые корабли, ИЗ воздуха , созданные только лишь силой мысли и перчим паром таких вот буквоблудов. Но подчерк Сергея Ищенко, узнаваем., НО КАК ГОВОРИТСЯ — СТАБИЛЬНОСТЬ ПРИЗНАК МАСТЕРСТВА.
Автор прав о катастрофическом положении десантных кораблей на СФ…. потому как каждый день я лично вижу,что они представляют сегодня…Доходяги… И ходил я трижды с ними на о.Котельный…. И проблема есть большая…как с ремонтами ,так и постройкой новых…
Не у вас одних время тяжкое,развалить то дело не хитрое,а вот создать….. . А что касается автора статьи,то я ему посоветовал в начале у себя дома,в хохляндии,пол помыть,а уж потом разглагольствовать на космические темы.
Советская классика, да и только.
…Надо ещё отметить, что СССР столкнулся с немалыми проблемами при переброске армии в Забайкалье и на Дальний Восток. В силу низкой пропускной способности единственной Транссибирской железной дороги и слабости местной инфраструктуры сосредоточить войска, боевую технику, боеприпасы, запасы топлива, грузовики и прочую амуницию за коротки срок было непросто. Эти фатальные логистические проблемы также объясняют, почему Япония не стала начинать войну против СССР. Даже если бы японская армия сумела быстро оккупировать Приморье и захватить узкую полосу территории вдоль Транссиба до Байкала, это мало что дало бы Японии и существенно не ослабило военный потенциал СССР.
…Поэтому было решено танковую армию провести в обход через перевалы Хингана караванными тропами. Наверх танк ещё мог как-то заползти (если не ломался по дороге). Но как танку съехать вниз по крутой горной дороге? Спускали с перевалов танки так: наверху сцепляли два танковых тягача, ползущий вниз танк удерживали на спуске лебедкой. С большим трудом горы удалось преодолеть, потеряв не менее половины танков (по причине поломок). И тут за горами выяснилось, что у танков закончилась солярка. Потому что там, где проползли танки, не могли пройти грузовики с горючим и прочим материально-техническим снабжением для танковой армии. Пришлось подвозить солярку для танков самолётами. Хорошо, что к тому времени война уже закончилась.
Советские пропагандисты очень гордятся стремительным танковым маршем через Хинган. Но практической пользы от него не было. А всё потому что советские стратеги искони не дружат с логистикой.
© Пионер.
Как видим, логистика и до сих пор наука несоветская и антисоветская.