ВВС НОАК могут на равных конкурировать с нашими ВКС и американской авиацией
Технические характеристики французских истребителей Dassault Mirage 2000−5Ei, стоящих на вооружении ВВС Тайваня, являлись основным вопросом, который интересовал агента Второго управления Генерального штаба Национально-освободительной армии Китая (НОАК) Чжен Циачжана. Об этом недавно сообщил французский бюллетень Intelligence online, заметив, что в конце августа Верховный суд Тайваня оставил в силе четырехлетний срок заключения шпиона.
Трудно сказать, какие технические подробности интересовали китайскую разведку, но 28 августа председатель КНР Си Цзиньпин призвал усилить китайскую авиапромышленность, ускорив НИОКР в области авиационного двигателестроения. Как отмечал портал defense-aerospace.com, стратегическим шагом, который должен улучшить китайский авиапром, стало создание новой структуры — Китайской авиадвигательной корпорации. Как подчеркивал ресурс, в настоящее время только пять стран-членов Совета Безопасности ООН способны производить двигатели, которые установлены на лучших в мире истребителях — американском F-22 или российском Су-35. Китай хотел бы сократить отставание в технологиях.
Что собой представляют сегодня ВВС НОАК? По оценкам известного издания Flightglobal, в 2016 году по общей численности военной авиации Китай занимает третье место в мире после США и России, а по численности боевых самолетов — вообще второе. А ведь еще сравнительно недавно основу китайского авиапарка составляли истребители J-6, созданные на базе советских МиГ-19, и J-7 — на базе МиГ-21…
— Китайские вооруженные силы в входят в тройку сильнейших в мире. Соответственно, они могут конкурировать с другими членами этой тройки, то есть США и Россией, — отмечает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. — ВВС НОАК, как и ВКС РФ, отстают от США по вспомогательной авиации (самолетам-заправщикам, «транспортникам», самолетам РЭБ), но это отставание постоянно наверстывается.
По количеству истребителей 4-го поколения в ближайшие годы Китай уверенно выйдет на первое место в мире, обойдя США и Россию, при этом его машины будут физически новее.
Дела с ударной авиацией у Китая несколько хуже, чем с истребительной, но и здесь положение быстро меняется к лучшему. Так что по боевым самолетам китайцы вполне конкурентоспособны, исключение составляет стратегическая авиация. Как известно, китайские «стратеги» Н-6 — это копия советских Ту-16. Однако еще в 90-е годы Китай получил от Украины советскую стратегическую крылатую ракету воздушного базирования Х-55, а из Пакистана — американский «Томагавк». Благодаря их синтезу возникло целое семейство крылатых ракет, включая КРВБ СJ-10. В этом плане многочисленные баллистические и крылатые ракеты различной дальности, а также ударные беспилотники, дополняют возможности авиации.
На мой взгляд, Китай идет таким же путем, которым в свое время шел Советский Союз. Он копирует западные технологии и еще в большей степени российские, при этом их «китаизирует», то есть, постепенно развивая, делает более отечественными. Соответственно, Пекин очень быстро сокращает свое отставание, которое в настоящее время является чисто символическим и абсолютно непринципиальным. Советский Союз ведь тоже очень сильно технологически отставал от Запада в 40−50 годы, но потом это отставание преодолел тем же самым способом.
«СП»: — В России распространена точка зрения, что китайская авиационная техника не может занимать лидирующие позиции из-за низкого качества…
— На самом деле китайский военный авиапром давно стал мировым лидером по своим производственным возможностям. В КНР в год строится больше боевых самолетов, чем во всех 28 странах НАТО (включая США) вместе взятых. Думаю, разговоры о недостаточном качестве китайских самолетов — миф. Со 100-процентной уверенностью сложно утверждать, но их аварийность ничуть не выше, чем у нас или американцев, и гораздо ниже, чем у индийцев, которые занимают четвертное место в рейтингах, по крайней мере, по количеству авиации. Что касается двигателей, то Китаю ничего не мешает догнать США и РФ. Скажем, во многом для этого и покупается партия Су-35.
«СП»: — Китай заявлял и об испытаниях самолетов пятого поколения J-20 и J-31.
— Да, но при этом известно, что китайские двигатели пока даже 4-му поколению не вполне соответствуют. Вообще, перспективы двух этих самолетов не совсем ясны, как и не вполне ясно, зачем вообще нужно это пятое поколение — этим вопросом часто задаются и американские эксперты. Возможно, китайцы также об этом задумались и пока не форсируют работы по J-20 и J-31. Хотя на какой стадии они реально находятся — знают только сами китайцы.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов также отмечает, что за последние годы ВВС НОАК совершили большой скачок вперед, но китайское двигателестроение продолжает оставаться больным местом китайского авиапрома.
— Так, у китайцев есть двигатель WS10A Taihang («Тайхан»), который был разработан и производится в Шеньяне. Он устанавливается на производные от Су-27 тяжелые двухмоторные истребители J-11B/BS и J-16. Но у этого двигателя, с одной стороны, не до конца «излечены» проблемы с ресурсом и надежностью, а с другой — он недостаточно мощный для истребителей пятого поколения. Поэтому перед Китаем стоит новая задача — изготовить более мощный двигатель на уровне нашего «изделия 117» (АЛ-41Ф1), который как раз и устанавливается на истребители Су-35. Видимо, из-за того, что они не могут сделать такой, как раз одним из условий покупки 24 многофункциональных истребителей и была просьба поставлять им самолеты с такой мощной силовой установкой.
Кроме того, Китай работает над своим аналогом двигателя Д-30КП2, который они хотят поставить на бомбардировщик H-6K и тяжелый военно-транспортный самолет Y-20. Но это — отнюдь не самое последнее слово в двигателестроении. Я думаю, что недавно заключённое соглашение между Китаем и Украиной о сотрудничестве по самолету Ан-225 «Мрия» говорит о том, что китайцы попытаются получить у украинцев технологии или сами с их помощью сделать двигатель большой мощности для военно-транспортной авиации.
Что касается боевой авиации, то у китайцев есть неплохие истребители J-10A с российскими двигателями АЛ-31ФН, а также J-10B, на которых стоит БРЛС с АФАР (активной фазированной антенной решеткой). Это при том, что серийных самолетов с АФАР еще нет у нас.
Думаю, что их самолеты, которые выросли из Су-27, — сейчас аналоги наших ранних Су-30. Поэтому в боевой ситуации они, наверное, могут быть сопоставимы смодернизированными американскими F-15C и немодернизированными F-18. J-10A по своим боевым возможностям — это, приблизительно, аналог раннего F-16. Количество, помноженное на качество, позволяет Китаю в каких-то ситуациях на равных выступать с российской и с американской авиацией. Но с ВВС США все-таки тягаться тяжелее, поскольку на их стороне количество и качество, а вот для ВКС китайская авиация представляет серьезную угрозу.
Вообще, если сравнить возможности советских и китайских ВВС в 80-е годы, то тогда разрыв между ними был почти в два поколения. А сейчас, если смотреть интегрально, — одно или даже половина поколения.
«СП»: — Слабое место китайской военной авиации — танкеры.
— Да, у них есть заправщики, переделанные из бомбардировщиков H-6, но этих самолетов мало и в основном они используются для дозаправки дальней авиации. Потом Китай купил у Украины три самолета-заправщика Ил-78, но по меркам китайских ВВС такой объем, конечно, мало что решает. Плюс китайцы скопировали наши универсальные подвесные приборы авиационной заправки УПАЗ, который для Су-24 разрабатывался в 80-е годы. Наконец, они будут делать самолет Y-20 в варианте заправщика — у них все для этого есть, только пока не хватает свободных бортов.
«СП»: — Flightglobal в 2016 году вообще по численности боевых самолетов поставил Китай на второе место…
— Смотря как считать. Объективно, пока ВКС на втором месте, но! Здесь надо учитывать вопросы, связанные с исправностью самолетов, сколько их реально может подняться в воздух. Потом, если не учитывать стратегическую авиацию и включить ударные беспилотники, то мы действительно проигрываем Китаю. У них довольно много старых истребителей J-7, которые выросли на базе Миг-21, тяжелых истребителей-перехватчиков J-8II…
По авиационному вооружению китайцы обладают довольно большим спектром средств поражения. Они освоили западные технологии 80-х годов, с нашей помощью сделали свой аналог ракеты «воздух-воздух» Р-77 — PL-12, имеют в арсенале управляемые бомбы, крылатые ракеты. Так, недавно была представлена КРВБ CJ-10A с дальностью полета до двух тысяч километров. Китайский уровень авиационных средств поражения находится на американо-советском уровне конца 80-х начала 90-х, а по управляемым бомбам — выше.
/Антон Мардасов, svpressa.ru/
То скопировали, то украли, сдесь купили, там попросили чтобы им разработали.
Они вообще сами-то на что-нибудь способны эти мудаки?
Надо сказать, в СССР в своё время тоже много что копировали. И в военной технике (первые серийные танки типа МС-1, БТ, Т-26/46, транспортная и бомбардировочная авиация Ту-4, Ли-2 и прочее вооружение) и в гражданской. Правда, в основном старались это делать цивилизованным путём, покупая лицензии на производство.
Заимствование чужих идей и разработок, не важно, легальное или нет, не китайское «изобретение». Но именно в поднебесной, как мне кажется, оно получило большой размах.
Называть китайцев мудаками — может только конченный мудак.
Посмотрим-посмотрим…
А чего тут смотреть. С каждым годом китай усиливается в экономическом и военном плане. Двигателестроение в авиации -да, херовато. Как у нас в автопромышленности. Дизеля для они делать научились. А главное, что весь мир покупает произведенное в китае и им есть откуда черпать деньги в армейку в перспективе. А не обкакаться, после падения цен на нефть-газ. Станкостроение у себя нужно возрождать и развивать, а затем и промышленность. Тогда не придется Китаю продавать то, чего у нас еще в армии кот наплакал.
И их юань — резервная валюта, а вы всё посмотрим.