На вооружении войск радиационной, химической и биологической защиты вооруженных сил России состоят различные виды специального оружия, отсутствующие у прочих родов войск. В частности, именно войска РХБЗ применяют современные реактивные огнеметы различных типов. В конце девяностых годов прошлого века для этого рода войск были созданы несколько новых образцов бронетехники, в том числе т.н. боевые машины огнеметчиков. Вскоре на вооружение были приняты тяжелая машина БМО-Т и легкая БМО-1. Задачей этих образцов является перевозка огнеметчиков с вооружением, а также поддержка бойцов огнем штатного вооружения.
Для упрощения разработки, строительства и эксплуатации боевые машины огнеметчиков создавались на базе существующих серийных образцов бронетехники. Так, основой для БМО-Т стал серийный танк Т-72, а БМО-1 построили на основе боевой машины пехоты БМП-2. В случае с легкой машиной для огнеметчиков имело место минимальное изменение существующей конструкции, позволившее сохранить высокую степень унификации с базовым образцом. Одновременно с этим машину БМО-1 было предложено комплектовать набором специального оборудования и вооружения, обеспечивающего решение ряда новых задач.
Разработка проекта БМО-1 осуществлялась специалистами двух организаций российской оборонной промышленности. Комплекс вооружения перспективной машины создавался в Конструкторском бюро приборостроения (г. Тула), а доработки базовой машины пехоты осуществлялись омским Конструкторским бюро транспортного машиностроения (ныне Омский завод транспортного машиностроения). Совместными усилиями конструкторы двух бюро сформировали облик перспективной машины, а также разработали технический проект и представили требуемую технику заказчику.
В качестве основы для легкой боевой машины огнеметчиков была выбрана существующая бронемашина типа БМП-2. Этот образец техники достаточно давно состоит на вооружении и является самым массовым представителем своего класса в российских вооруженных силах, что, по-видимому, определило выбор авторов проекта БМО-1. Подобный выбор оказал значительное влияние на характеристики готовой БМО-1. Было решено не вносить крупные изменения в конструкцию шасси и боевого отделения, что позволило сохранить основные параметры двух боевых машин на одном уровне. Одновременно с этим монтаж ряда новых систем должен был привести к изменению тактической роли бронемашины.
В проекте БМО-1 был сохранен имеющийся корпус боевой машины пехоты БМП-2. Корпус машины изготавливается из стальной катаной гомогенной брони толщиной до 19 мм. Какие-либо средства усиления защиты наподобие комбинирования материалов или разнесения бронелистов не используются. Как и машина-прототип, БМО-1 сохранила защиту от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов. Форма корпуса осталась прежней. Имеется крупный верхний лобовой лист, выполняющий функции крышки моторного отсека и снизу соединенный с наклонной нижней деталью. Борта машины имеют вертикальную нижнюю и наклонную верхнюю части. Также в составе корпуса используются горизонтальные крыша и днище. Кормовой лист монтируется с небольшим наклоном назад и имеет два крупных проема для установки дверей.
Компоновка существующего корпуса в проекте БМО-1 была изменена в соответствии с новыми требованиями и предназначением бронемашины. В передней части корпуса осталось моторно-трансмиссионное отделение, рядом с которым находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя. За ним имеется одно из мест для десантников. Позади моторного отсека и водителя находится боевое отделение с башней. Корма отдана под десантное отделение и отсек вооружения. Обновленное десантное отделение предназначается для транспортировки как огнеметчиков, так и их основного вооружения.
Являясь глубоко модернизированной версией БМП-2, БМО-1 имеет соответствующие силовые агрегаты. На машине используется дизельный двигатель УТД-20С1 мощностью 300 л.с. С двигателем соединяется механическая трансмиссия, обеспечивающая привод передних ведущих колес. Двигатель и трансмиссия объединены в общий блок. Также в моторно-трансмиссионном отделении имеется еще один блок, включающий радиаторы, систему смазки, воздухоочиститель и т.д.
В составе гусеничного движителя бронемашины имеется по шесть опорных катков малого диаметра на каждом борту. Катки оснащаются индивидуальной торсионной подвеской. Кроме того, первая, вторая и шестая пары катков получают дополнительные телескопические гидравлические амортизаторы. В передней части корпуса помещаются ведущие колеса, в корме – направляющие. Для поддержания верхней ветви используются несколько роликов малого диаметра. Верхняя ветвь гусеницы также прикрывается бортовым экраном небольшой высоты. В кормовой его части предусматривается специальная решетка, обеспечивающая перемещение по воде при помощи перемотки гусениц.
Боевая машина огнеметчиков сохраняет башню и основное вооружение БМП-2. В двухместной башне и подбашенном пространстве размещается комплекс пулеметно-пушечного и иного вооружения. Кроме того, в рамках проекта БМО-1 было предложено использование некоторых новых систем. Основным встроенным оружием бронемашины является автоматическая пушка 2А42 калибра 30 мм, смонтированная на качающейся установке в центральной части башни. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ. Такой состав вооружения позволяет атаковать живую силу или незащищенную технику противника на дальностях до 3,5-4 км. Поражение легкобронированных машин производится на дистанциях около 1-1,5 км. Также имеется возможность стрельбы по низкоскоростным маловысотным воздушным целям, чему способствует возможность вертикальной наводки в пределах от -5° до +74°.
Боекомплект пушки 2А42 состоит из 500 снарядов двух типов с возможностью быстрой смены используемого снаряда в соответствии с особенностями обстреливаемой цели. В ящиках для боезапаса пулемета помещается лента на 2000 патронов.
По имеющимся данным, в ходе создания БМО-1 было решено отказаться от использования управляемого ракетного вооружения. Базовая БМП-2 имеет возможность использования противотанкового ракетного комплекса 9К911 «Фагот» или 9К911-1 «Конкурс». Боевая машина огнеметчиков не получила такое оружие. Вероятно, это связано с необходимостью монтажа иных систем другого назначения. Так, на месте систем управления ракетным комплексом могли быть установлены другие блоки оборудования, предлагаемые для использования с новым вооружением.
Проектом БМО-1 предлагается использование двух пусковых установок для зажигательно-дымовых патронов ЗДП. Эти устройства монтируются на передней части бортов башни и предназначены для стрельбы вперед. Каждая пусковая установка представляет собой конструкцию, состоящую из двух опорных пластин с 12 отверстиями калибра 50 мм, расположенными в два вертикальных ряда по шесть штук. В отверстия двух пластин помещаются патроны ЗДП. Для стрельбы установка использует электрическую запальную систему. Управление стрельбой осуществляется при помощи кнопочного пульта, установленного в боевом отделении. Обеспечен доступ к пульту с рабочих мест командира и наводчика.
Готовый к применению боекомплект зажигательно-дымовых патронов состоит из 24 штук. Такое же количество запасных патронов хранится в специальной сумке внутри боевого отделения. Перезарядка пусковых установок осуществляется вручную, для чего экипажу требуется покинуть пределы защищенного обитаемого объема, вынуть отработанные корпуса патронов и установить на их место новые ЗДП.
Патрон ЗДП предназначен для поджигания легковоспламеняемых материалов или быстрой постановки дымовых завес. Патрон представляет собой изделие с трубчатым корпусом, внутри которого помещается метательный заряд с инициирующим устройством и капсула с аэрозолеобразующим пиротехническим составом. Патрон имеет калибр 50 мм и длину 287 мм, масса – 750 г. Обеспечивается стрельба капсулой на расстояние до 500 м. Для образования дымовой завесы длиной до 15 м составу капсулы требуется около 90 с.
С точки зрения боевого применения боевая машина огнеметчиков является боевой машиной пехоты, предназначенной для поддержки огнеметных подразделений. В соответствии с этой идеей десантное отделение базовой БМП-2 в проекте БМО-1 претерпевает заметные изменения. Боевая машина пехоты имеет двухрядное расположение шести десантников с выходом через две кормовые двери. Необходимость перевозки огнеметного отделения привела к сокращению мест для десанта. После соответствующей модернизации на своих местах остаются только сиденья в левой половине десантного отделения. Бойцы по-прежнему имеют возможность вести наблюдение и стрелять из личного оружия при помощи размещенных в бортах оптических приборов амбразур.
Правая половина десантного отделения машины БМО-1 не получает сиденья для бойцов. Вместо этого в ней устанавливаются несколько удерживающих устройств для транспортировки огнеметов. Непосредственно за дверью и на некотором удалении от проема проектом предлагается монтировать набор вертикальных стоек с удерживающими устройствами и замками для фиксации огнеметов. Закрепленное на своих местах оружие располагается параллельно оси машины, к кормовой двери подводятся торцы изделий. В имеющемся объеме удалось разместить крепления для 18 единиц оружия. 16 огнеметов крепятся в виде квадрата 4х4, еще два размещаются под ними, у правого борта корпуса. Кроме того, вертикальный стеллаж на четыре огнемета предусматривается у левого борта корпуса, рядом с местами десанта. Таким образом, максимальный боекомплект огнеметчиков состоит из 22 изделий.
В соответствии с исходным проектом БМО-1, десант машины в качестве основного оружия для поражения различных целей должен был использовать реактивные пехотные огнеметы РПО «Шмель». Эта разработка Конструкторского бюро приборостроения, принятая на вооружение в восьмидесятых годах, предназначается для поражения укреплений, живой силы и легкобронированной техники противника. Основными элементами «Шмеля» являются транспортно-пусковой контейнер, снаряд и его двигатель. В сборе изделие имеет длину 920 мм и внешний диаметр чуть более 100 мм. Масса изделия – 11 кг. Огнемет является одноразовым и после выстрела не подлежит перезарядке.
Боеприпас РПО «Шмель» представляет собой металлический баллон необходимого объема с раскладываемым в полете хвостовым оперением, обеспечивающим стабилизацию вращением. Выброс боеприпаса из контейнера с разгоном до нужной скорости осуществляется при помощи порохового двигателя. Во время выстрела двигатель проталкивает боеприпас вперед, но сам остается внутри пускового контейнера. Существует три модификации огнемета, отличающиеся типом снаряжения боеприпаса. Изделие РПО-А оснащается термобарической боевой частью, РПО-З получает зажигательный, а РПО-Д – дымовой боеприпас. Прицельная дальность стрельбы составляет 600 м. В случае с боеприпасом РПО-А к цели доставляется 2,1 кг огнесмеси, подрыв которой эквивалентен взрыву 2,5 кг тротила.
Авторы проекта БМО-1 не только добились повышения огневой мощи, но и позаботились о комфорте работы экипажа и десанта. В кормовой части крыши боевой машины было предложено монтировать сравнительно простую корзину решетчатой конструкции. Она предназначается для перевозки различного имущества из состава т.н. комплекта обеспечения комфортного жизнеобеспечения экипажа. В корзину помещаются палатка требуемой вместимости, печь, спальные мешки, надувные матрасы и подставка для сушки обуви. В транспортном состоянии все элементы комплекса помещаются в сверток, укладываемый в кормовую корзину и фиксируемый ремнями. С его помощью экипаж и огнеметчики, не имея возможности вернуться в казарму, получают возможность относительно комфортно расположиться на привале или устроить ночевку.
Демонтаж одних агрегатов и установка других не привели к изменению общих весовых и габаритных параметров боевой машины. Длина БМО-1 составляет 6,74 м, ширина – 3,15 м, высота – 2,06 м. Боевая масса – 14,2 т. Параметры подвижности так же остались на уровне базовой БМП-2. Максимальная скорость движения по шоссе ограничивается 65 км/ч, запас хода – 300 км. Конструкция машины и ее ходовой части позволяет преодолевать водные преграды вплавь, используя перемотку гусениц.
В соответствии с задумкой авторов нового проекта, с точки зрения боевой работы машина огнеметчиков должна была походить на использование существующих БМП-2. При этом, однако, присутствовали определенные различия, связанные с иным составом вооружения самой машины и ее десанта. Таким образом, задачей БМО-1 является доставка четырех огнеметчиков к месту боевых действий, после чего те должны спешиваться и атаковать обнаруженные цели, используя изделия «Шмель». Экипаж бронемашины, в свою очередь, должен защищать огнеметчиков от различных угроз при помощи пушки и пулемета. При необходимости могут использоваться зажигательно-дымовые патроны.
Характерные особенности огнемета РПО «Шмель» дают боевой машине некоторые преимущества перед БМП-2. В первую очередь, огнеметы позволяют с большей эффективностью атаковать укрепления противника. Основное оружие боевой машины пехоты в виде 30-мм автоматической пушки имеет ограниченные возможности в деле борьбы с постройками и т.п. объектами. Термобарическая боевая часть снаряда РПО изначально создавалась для поражения подобных целей. При прямом попадании в амбразуру укрепления термобарический взрыв гарантированно уничтожает противника внутри него, при некотором промахе – оказывает значительное воздействие. Также могут иметься определенные преимущества при борьбе с пехотой на открытых участках, для чего обычно используется пулемет.
В ходе теоретической проработки и испытаний готовой техники было установлено, что БМО-1 с четырьмя десантниками с точки зрения эффективности боевой работы значительно превосходит «стандартную» БМП-2 с семью стрелками. В наступлении, а также при переходе к обороне на неподготовленных позициях или к наступлению боевая машина огнеметчиков в среднем в три раза эффективнее БМП-2. В условиях обороны на подготовленных позициях рост эффективности был немного ниже. Основным фактором роста эффективности при этом были зажигательно-дымовые патроны, обеспечивающие возможность внезапного создания дымовой завесы на пути противника, после чего экипаж и десант, используя его замешательство, могут нанести удар или перегрупиироваться. При сокращении численности десанта подобное преимущество достигается при помощи иного вооружения с более высокими показателями могущества.
По итогам исследований и испытаний было установлено, что наиболее полно потенциал БМО-1 раскрывается при ведении наступательных операций, когда экипаж и десант распределяют между собой цели разных типов, для поражения которых требуется различное оружие. Особый интерес боевая машина огнеметчиков представляет при операциях в городских условиях, где бронетехника подвергается особой угрозе и имеет сокращенные возможности по противодействию ей. Огнеметы в таком случае становятся весьма удобным средством огневой поддержки и защиты боевых машин.
По имеющимся данным, боевая машина огнеметчиков БМО-1 вместе с тяжелой БМО-Т была доведена до стадии испытаний в конце девяностых годов прошлого века. Техника прошла все необходимые проверки, после чего получила одобрение военного ведомства. По результатам государственных испытаний перспективный образец бронетехники был рекомендован к принятию на вооружение. Соответствующий приказ появился 4 апреля 2001 года. Вскоре после этого промышленности заказали поставку некоторого количества серийных машин. Точный объем заказа и количество произведенных серийных БМО-1, к сожалению, неизвестен. Вероятно, войска РХБЗ получили не более нескольких десятков бронемашин.
При помощи двух проектов боевых машин огнеметчиков БМО-1 и БМО-Т российской оборонной промышленности удалось решить важнейшую проблему. Ранее огнеметные подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты были вынуждены использовать те же виды техники, что и сухопутные войска. Тем не менее, бронетранспортеры и БМП существующих моделей в исходной «пехотной» конфигурации не в полной мере соответствуют специфике боевой работы огнеметчиков. В конце девяностых годов были созданы сразу два проекта новой техники, изначально созданной с учетом особенностей работы подразделений войск РХБЗ.
Вместе с новой техникой отдельные подразделения войск получили возможность повышения эффективности боевой работы в разных условиях за счет увеличения боекомплекта огнеметного оружия и более удобного его размещения на бронетехнике. Кроме того, дополнительным плюсом БМО-1 стало наличие пусковых установок для зажигательно-дымовых патронов. Как показали исследования, проведенные ранее, переработка конструкции и методик применения существующей бронетехники позволила в разы увеличить ее эффективность, даже после сокращения численности десанта.
Единственным серьезным недостатком машины БМО-1 можно считать использование достаточно старого базового шасси, которое уже не в полной мере отвечает требованиям времени. Тем не менее, и в таком виде боевая машина огнеметчиков может решать поставленные задачи, доставляя десант к месту боя, поражая различные цели при помощи пушечного, пулеметного или огнеметного вооружения, а также, при необходимости, устанавливая дымовые завесы.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Англичане построили из алюминия эсминец «Шеффилд»,который утоп от пистолетного выстрела. А эта БМО-1,пыхнет от близкого разрыва детской петарды,это надо же додуматься,напихать в жестяную коробку столько БК и засунуть ёе в самое пекло.
Люди с большими погонами,у вас с головками всё нормально?
Ха Ха
Предложите авторам или генералам курирующих эти супер раша проекты отдать туда служить своих сыновей и увидите их очень круглые глаза от страха за свои чада. Такое могли придумать дегенераты для которых жизнь солдата ничто. Для каких боевых действий в условия города это Г может помочь? Если в стандартной БМП еще был шанс кому то выползти из подбитый самыми распространенными ПТС то эти фейрверки не оставят никого в радиусе 30 метров в живых. Особо умиляет опция в виде палатки и сушилки для бот! Зачет!