Россия находится в окружении коалиций государств, обладающих мощными ВМС и ВВС
Известная истина гласит: новые корабли начинают устаревать тогда, когда они еще находятся на стапеле. Но это утверждение никак не относится к эскадренному миноносцу Zumwalt (DDG 1000), в конце мая этого года переданного верфью Bath Iron Works (BIW) американскому флоту. Технологии, внедренные на нем, несомненно, еще многие годы будут вызывать восхищение и зависть корабелов и военных моряков всего мира.
Журнал «Национальная оборона» неоднократно писал об этом эсминце, поэтому не будем пересказывать историю создания корабля, хотя она, безусловно, интересна и поучительна. Обратим лишь внимание на выдающиеся достоинства Zumwalt и остановимся на парадоксальном обстоятельстве: почему этот суперкорабль не стал супероружием.
Пожалуй, самым важным элементом этого эсминца является его энергетическая установка, точнее интегрированная энергетическая система (Integrated Power System – IPS). Она – тот стержень, на который «нанизаны» все прочие передовые технологии, реализованные на DDG 1000. Без нее ряд решений просто не состоялся бы.
IPS эсминца Zumwalt практически на сто процентов соответствует концепции «полностью электрического корабля». Система снабжает все агрегаты, узлы и приборы электропитанием, контролирует их работу и управляет ими. Переход на полное электродвижение позволил отказаться от тяжелых гребных валов, высвободить значительные объемы внутренних помещений для размещения разнообразной полезной нагрузки и создать условия для комфортного обитания экипажа, близкие к тем, что существуют на пассажирских судах. Паровые, пневматические и гидравлические приводы всех механизмов полностью исключены. Вместо них – электрические приводы, которые не только снижают шумность, но и повышают экономичность и эффективность корабля как боевой машины.
Эсминец Zumwalt на ходовых испытаниях
Главные источники энергии на Zumwalt – две газовые турбины МТ30 мощностью по 36 МВт компании Rolls-Royce; вспомогательные – две ГТУ RR4500 малой мощности (по 3,9 МВт) той же фирмы. Таким образом, суммарная мощность энергосистемы составляет без малого 80 МВт, что позволяет развивать 30-узловый ход и полностью обеспечивать электропитанием все системы корабля. Эта мощность даже избыточна. Но она даст возможность в случае необходимости внедрять перспективные виды оружия направленной энергии (лазерного и СВЧ), а также рельсотроны, без значительного ущерба работоспособности всех прочих систем корабля.
Впрочем, далеко не все «продвинутые» агрегаты, создававшиеся для Zumwalt, были внедрены на корабль. В частности, в качестве движителей предусматривались погруженные водометы AWJ-21 фирмы Rolls-Royce или принципиально новые – RIMJET корпорации General Dynamics. Первые из них успешно прошли испытания, на которых показали хорошие результаты. Благодаря им, уменьшились спутный след и шумоизлучение, улучшилась маневренность на малых скоростях.
Движитель RIMJET представляет собой гондолу с гребным электродвигателем на постоянных магнитах, который не встраивается в ступицу винта, а размещается вокруг него. Из-за низкой частоты вращения у него отличные кавитационные качества. Ему не требуется специальной системы охлаждения – ведь он постоянно обтекается забортной водой. Этот вариант разрабатывается для перспективных атомных подводных лодок.
Однако ни AWJ-21, ни RIMJET не нашли применения на Zumwalt. Очевидно создатели корабля, напичканного новациями, решили лишний раз не рисковать и остановили свой выбор на двух винтах фиксированного шага с короткими линиями вала, которые вращаются асинхронными гребными электродвигателями, установленными, как на подводных лодках, на специальных амортизирующих фундаментах. В результате уровень акустической шумности эсминца не превышает таковой у АПЛ типа Los Angeles первой серии.
Снижению заметности подчинена вся архитектура корабля. Она максимально лаконична и выполнена по фасеточной схеме, когда импульсы РЛС не отражаются, а «пасуются» в сторону, снижая тем самым радиолокационную заметность. Корпус в надводной части и надстройка «завалены» к диаметральной плоскости и покрыты радиопоглощающими материалами. Носовая оконечность – лемехообразная, типа «разрезающая волну». Она имеет оптимальные с точки зрения гидродинамики обводы, уменьшающие сопротивление водной среды, а, следовательно, и шумоизлучение. Надстройка выполнена из композитных материалов.
Схема продольного разреза эсминца Zumwalt
Интегрированная архитектура способствует снижению эффективной площади рассеивания (ЭПР). Она почти в 50 раз меньше, чем у эсминцев предыдущего поколения, и примерно такая же, как у небольшого рыболовного траулера. Как сообщают американские СМИ, на Zumwalt в небоевых условиях будут устанавливаться специальные отражатели для увеличения его ЭПР. Эта мера должна способствовать обеспечению безопасности мореплавания, поскольку позволит РЛС других кораблей и судов лучше «видеть» суперэсминец.
У эсминцев типа Zumwalt носовая оконечность «разрезающая волну»
Заметим, что для РЛС метрового диапазона, которыми штатно оснащены, например, все эсминцы ВМС НОАК, все эти ухищрения не помеха. Они без особого труда обнаруживают «фасеточные» объекты. Не дают возможность обеспечивать скрытность и сами размеры корабля. Его длина – 182,9 м, а водоизмещение – 14564 т.
Большие надежды возлагали создатели корабля на новую многофункциональную РЛС AN/SPY-4. Предполагалось, что она будет встроена в надстройку, чтобы обеспечивать обнаружение малоразмерных целей в космосе, в воздухе и на море. Однако с AN/SPY-4 дело не заладилось. Пришлось внедрять более простую версию – AN/SPY-3 – с дальностью действия 200 миль, которая не способна полноценно выполнять функции ПРО. Эта быстродействующая станция с оптико-волоконным интерфейсом может выдавать точное целеуказание ракетному оружию и одновременно выполнять навигационные функции. Средства обнаружения и целеуказания включают также интегрированную систему противолодочной и противоминной обороны, в которой используются среднечастотная гидроакустическая станция AN/SQS-60 и высокочастотная ГАС AN/SQS-61 с квазиконформными решетками, а также многофункциональная буксируемая активно-пассивная ГАС AN/SQR-20.
Все электронное хозяйство эсминца увязано в общекорабельную компьютерную среду (Total Ship Computing Environment – TSCE) с единым программным обеспечением и с использованием «коммерческого» интерфейса, которые помимо всего прочего обеспечивают простоту обслуживания и обучения экипажа. Инновационной на Zumwalt является и криогенная система размагничивания с использованием эффекта высокотемпературной сверхпроводимости. Она по сравнению с традиционной имеет на 70% меньшую массу, а протяженность ее кабельной сети сокращена на 90%.
Созданная специально для эсминца автономная система пожаротушения с полностью автоматизированными средствами предупреждения возгораний и борьбы с огнем не только повысила безопасную эксплуатацию корабля и его живучесть в боевых условиях, но и дала возможность резко сократить численность экипажа до 142 человек.
Мы умышленно «на десерт» оставили разговор о вооружении Zumwalt. По той причине, что оно сегодня вызывает больше всего дискуссий. Нет, корабль несет современные системы, но не более того. Возникают вопросы к размещению, возможностям и эффективности их использования.
Надстройка эсминцев типа Zumwalt выполнена из композитных материалов. В них внедрены антенные решетки РЛС AN/SPY-3.
Крылатые ракеты Tactical Tomahawk, противолодочные ракеты ASROC, ЗУР ПВО SM-2 или Evolved Sea Sparrow находятся в 80 вертикальных пусковых установках (УВП) Mk 57, которые размещаются побортно в четырех блоках в носовой и кормовой частях эсминца. Критики такой компоновки справедливо утверждают, что эсминцы типа Arleigh Burke Flight IIA в двух блоках УВП Mk 41 общим количеством 96 единиц несут больше ракетного оружия, чем суперэсминец. Кроме того, побортное размещение блоков УВП увеличивает площадь поражения боезапаса. В случае попадания в корабль ракет или снарядов противника неизбежна детонация боезапаса, которая с высокой степенью вероятности приведет к гибели эсминца.
Нарекания вызывает и главный артиллерийский калибр. Это две новые 155-мм пушки AGS (Advanced Gun System – «продвинутая артсистема») с длиной ствола 62 калибра в носовых стелсовских башнях. Боезапас – 464 снаряда на ствол. Скорострельность AGS – 10 выстрелов в минуту, дальность стрельбы обычным снарядом – 40 км, управляемым активно-реактивным LRLAP – до 154 км. Однако ряд специалистов ставят последнюю цифру под сомнение. На дальность более 109 км снаряды LRLAP еще никогда не стреляли. Да и этот рекордный результат был достигнут в неуправляемом режиме.
Строительство на стапелях Bath Iron Works эсминца Rafael Peralta (на фото слева) типа Arleigh Burke и Michael Monsoor (DDG 1001) типа Zumwalt
Создателям Zumwalt пришлось отказаться от двух 57-мм автоматических пушек Mk 110, предназначенных для обороны ближнего рубежа от малых боевых катеров. Они создавали избыточную нагрузку на крышу вертолетного ангара, на которой размещались, несколько нарушали стелсовскую архитектуру корабля, а их скорострельность оставляет желать лучшего. Поэтому 14-тонные Mk 110 заменили на две более легкие, массой всего в две тонны, 30-мм установки Mk44 Bushmaster II. Но, похоже, что и они до сих пор не установлены.
155-мм артиллерийская установка AGS эсминца Zumwalt
В ангаре Zumwalt помещаются вертолет MH-60R и три беспилотных летательных аппарата вертолетного типа MQ-8 Fire Scout. Они предназначены для разведки, целеуказания и противолодочной обороны. В кормовой части под верхней палубой имеется помещение для размещения катеров жестко-надувного типа, а в перспективе – безэкипажных катеров, и необитаемых подводных аппаратов. С помощью специального устройства их можно на ходу спускать на воду и принимать на борт.
Итак, если сам корабль получился «супер», то его вооружение – вовсе не «ах!» Отчего так? Потому что корабль задумывался как «сокрушитель берегов», то есть предназначался главным образом для массированной атаки ракетами и артиллерийским огнем наземных целей. Но от идеи до воплощения в металле прошло более двадцати лет. За это время многое поменялось в мире, в расстановке сил на море и в военно-морских вооружениях. Не в пример эпохе окончания холодной войны, теперь к берегам многих стран просто так по волнам не подкатишься. Потопят.
Создатели суперэсминцев утверждают, что в перспективе можно будет довести РЛС AN/SPY-3 до уровня AN/SPY-4, и тогда, мол, эти корабли смогут выполнять противоракетные функции, поскольку пусковые установки Mk 57 могут принимать противоракеты SM-3. Вероятно, это вполне достижимая задача, но для ее реализации потребуются значительные финансовые затраты. А они и без того велики. Ведь суперкорабль не состоялся как супероружие, в том числе и по причине своей чудовищной цены. Строительство головного Zumwalt обошлось в 4,4 млрд. долларов, а стоимость сборки и эксплуатации всей серии из трех единиц оценивается в 22 млрд. долларов. К этой сумме стоит прибавить еще более 11 млрд. долларов, которые пошли на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. И это без учета ряда НИОКР, например, по РЛС и криогенным технологиям, финансировавшимися как общефлотские. Сегодня создатели суперэсминцев обещают, что стоимость программы расти не будет. Ну, может быть, на самую малость – процентов на 15. Но в это верится с трудом.
Электромагнитная пушка корпорации BAE Systems, установленная на вертолетной площадке судна Millinocket
Серийность играет не последнюю в роль в определении эффективности современных военно-морских платформ. Ведь один, пусть оснащенный самым совершенным вооружением корабль одновременно не может находиться в разных точках Мирового океана или морского театра. Поэтому важную роль в войне на море играет не только качество, но и количество боевых платформ. В этом смысле весьма удачными получились американские эсминцы типа Arleigh Burke. Сейчас их в строю 62 единицы, а в ближайшее время будет 75. Это «золотой фонд» надводных сил ВМС США. А вот эсминцы типа Zumwalt по причине высокой стоимости претендовать на этот статус не могут.
Сейчас такие корабли Соединенные Штаты по экономическим причинам себе позволить не могут. Поэтому серию сначала сократили с 32 единиц до семи, а теперь вот и до трех. Кроме всего прочего, как заметил еще в то время, когда Zumwalt еще только проектировался, тогдашний главный редактор журнала Naval Forces Вольфганг Легин, этот «накрученный» корабль стоимостью в 2, 3, 4 или даже 5 млрд. долларов может погибнуть в результате подрыва на мине стоимостью в 2,5 тыс. долларов.
Не гарантированы суперкорабли и от поломок. В середине января этого года после завершения первого этапа ходовых испытаний в корпусе Zumwalt пришлось сделать вырез над ватерлинией. По словам представителя ВМС США кэптена Саррайи Кент, это было сделано для «наиболее эффективного проведения ремонтных работ на одном из 12 электродвигателей». То есть электросистему корабля нельзя признать окончательно отлаженной, и добраться до забарахлившего двигателя было затруднительно, кроме как проделав «дырку» в борту.
Конкуренцию рельсотрону BAE Systems составит пушка компании General Atomics
Именно поэтому над третьим корпусом эсминцев типа Zumwalt, получившего свое название в честь президента Линдона Джонсона (DDG 1002), по-прежнему висит дамоклов меч. По инициативе командования ВМС США его хотели «сократить» еще в 2008 г., но мощное лобби в американском Конгрессе не позволило этого сделать. Очередная атака на корабль была предпринята осенью прошлого года. Снова завязалась дискуссия на предмет необходимости приобретения этого эсминца «в виду высокой стоимости и невнятной боевой концепции». Однако в очередной раз военно-промышленному комплексу удалось отстоять корабль под предлогом внедрения на нем новых технологий и оружия.
Действительно, на эсминце Lyndon B. Johnson планируется установить гребные электродвигатели с использованием эффекта высокотемпературной сверхпроводимости, а также электромагнитные пушки (рельсотроны) вместо AGS. Получит ли корабль такие орудия станет ясно после их испытаний на специально переоборудованном для этой цели быстроходном транспортном судне-катамаране Millinocket, которые намечено начать летом этого года.
Снаряд рельсотрона пробивает броневую плиту
Рельсотроны – сейчас модная тема. Их характеристики впечатляют. Они способны поразить цель на дальности 180-200 км. Летят они к ней со скоростью 1,5-2 км в секунду. Электромагнитным пушкам не требуются пороховые заряды, равно как и их снарядам – они уничтожают назначенные объекты за счет собственной огромной кинетической энергии. Но для того, чтобы осуществить выстрел из такого рельсотрона 12-килограммовым снарядом, пушка должна придать ему импульс в 32 МДж, а корабль располагать «электростанцией» мощностью в 25 МВт, что достаточно для обеспечения электричеством 18750 жилых домов.
Мы знаем, что мощность «электрических» эсминцев типа Zumwalt втрое большая, но и стоимость их строительства – запредельная. Кроме того, специалисты-оружейники утверждают, что существующие корабельные крылатые ракеты стреляют на гораздо большую дальность, могут корректироваться во время полета и осуществлять самонаведение для точного поражения целей, чего лишены снаряды электромагнитных пушек.
Сейчас корпорация General Atomics разрабатывает более «легкую» электромагнитную пушку MMRRWS (Multimission Medium Range Railgun Weapon System – «многоцелевая среднего радиуса действия рельсотронная система вооружения») калибром порядка 100 мм и электромагнитным импульсом 10 МДж, чего достаточно для стрельбы на дальность до 100 км. В следующем году предполагается начать ее стендовые испытания. Как уверяют разработчики, устанавливать это орудие можно будет на эсминцах типа Arleigh Burke вместо стандартной 127-мм пушки Mk-45 mod 4. Но тогда, зачем нужны сверхдорогие эсминцы типа Zumwalt? Их техническое великолепие просто избыточно.
Компьютерное изображение размещения рельсотрона MMRRWS на борту эсминца типа Arleigh Burke
Сегодня в России тоже ставится вопрос о строительстве серии из 12 суперэсминцев типа «Лидер» водоизмещением около 17500 т каждый и длиной 200 м (подобное водоизмещение и размерения имели самые крупные построенные в Советском Союзе крейсера проекта 68бис – типа «Свердлов»). Но отечественная судостроительная промышленность по сравнению с американской обладает гораздо меньшими научно-техническим и кадровым потенциалами, а финансовые возможности вообще не сопоставимы.
Сегодня российские предприятия отрасли страдают от отсутствия качественных дизельных двигателей, а корабельные газотурбинные агрегаты только создаются. Существуют проблемы с электронными системами и некоторыми видами военно-морских вооружений. Из-за этого крупные боевые корабли строятся непозволительно долго. Достаточно напомнить, что фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» промышленность не может довести до ума более десяти лет! Для сравнения: от закладки до вступления в строй ВМС США сверхсложного новаторского эсминца Zumwalt минуло почти восемь лет, при этом отставание от первоначального графика составило около года. В наших условиях замахиваться на строительство дюжины суперэсминцев – непростительная авантюра. Даже если их и удастся ввести в строй, что представляется просто невероятным, проку от них будет мало.
Россия находится в окружении коалиций государств, обладающих мощными ВМС и ВВС. В случае военных действий у них хватит сил, чтобы справиться с двенадцатью даже сверхвооруженными кораблями. Поэтому России требуется искать иные варианты противодействия угрозам с морских направлений.
/Александр Мозговой, oborona.ru/
Очень странный утюг.
Автор молодец, если бы не последний абзац. Парень сдулся и он совсем не боец.
Как бы глаза не боялись, а «Лидеры» делать будем, а то совсем зачахнем в военном судопроизводстве. И ошибки будут, и ругань, и виноватые………………………
А делать будем, потому что завтра мы будем уже читать, что и китайцы и потом японцы начинают делать подобные корабли.
И недалеко и территориальные претензии.
«В случае военных действий у них хватит сил, чтобы справиться с двенадцатью даже сверхвооруженными кораблями.»
Справиться-то они может и справятся, но какой ценой? Во-вторых, у нас не 12 кораблей, да и кроме кораблей есть что предъявить. В любом случае нужно разрабатывать и отрабатывать новые концепции и технологии. Arleigh Burke тоже выглядит не ахти и ругают его все кому не лень. Но вспомните космос, прежде чем полетел Гагарин, сколько было отработано вариантов…
А чего ругать то Арли? Кто еще может похвастаться еще таким количеством отлично вооруженных эсминцев? Серия в 60 с гаком- это не серия из трех кораблей. Или 5. Которые хз когда будут достроены, достроены ли вообще.
Когда подсчитаешь, сколько крылатых ракет несут все эти Арли и сравнить с количеством калибров, которые несут наши пару корабликов, смеяться как-то не хочется. Хрен мы догоним количественно до таких показателей. Надо ассиметричный ответ придумывать
Эй под юбочник Дениска,ты что куришь? Сколько раз тебе повторять;-у бульбондии нет выхода к морю,соответственно нЭма и караблэй.
И давай завязывай путать наших,со своими провонявшими новодворщиной.
иди сначала посчитай кол-во ПУ с КР тамогавк. Во первых их кол-во не сильно больше чем уже развёрнутых ПУ калибр РФ. Во вторых, общее кол-во произведённых минус убытых в ходе учений эксплуатации и войн сильно уступает кол-ву ПУ для КР то есть САМИХ РАКЕТ НЕТ… В прошлом году РФ произвела КР калибр больше чем сша КР тамогавк, и всё потому что пиндосы так и не могут создать модернизированную КР чтоб она смогла в полёте перенацеливаться, она до сих пор этого не умеет, хотя аж с 90ых об этом пиндосы п*дели, обманывали и обманывают кароче черти как и ты кстате пи*дабол.
Теперь по общему кол-ву ПУ. У пиндосов кол-во ПУ большое только из за слабости своих ракет и их МАЛОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, там где у нас хватает 1 ракеты пиндосы вынуждены использовать свои 10-100 ракет. Одна ПКР гранит по мощи в совокупности превосходит более 100ПКР гарпун, ибо тупо просто 1 ПКР гранит летит далеко точно быстро и несбиваема доля пиндосов, а вот пкр гарпун летит недалеко, медленно, и легкая мишень для пво корабля.
Иными словами у сша неприятная дилемма, чтобы хотябы 1 кораблик ВМФ РФ подбить надо пиндоским кораблям собираться в большую кучу для создания большого кол-ва пкр более чем сотни, но в таком случаи эта большая куча пиндоских кораблей лёгкая мишень для ТЯО, так что стоит собраться пиндосам в кучу как тут же прилетит либо ПКР с ЯБЧ либо ещё что с ТЯО и п*здец всем корабликам пиндосов всех их потопят разом как котят. А чтобы не потопили как котят надо рассредотачиваться плавать по 1-2 кораблика, но в таком случаи эти 1-2 кораблика ничего не смогут сделать с 1 корабликом ВМФ РФ он их тупо обоих потопит без ущерба для себя. В итоге получается для пиндосов выбор либо собраться и сдохнуть разом либо дохнуть по одиночке.
Троль, укуси себя за одно место. Твоё дурацкое хрюканье не по теме военного форума никому не интересно. Найди женский форум и трепись с такими же о своем о женском.
Ох как цаца разобиделась,в уголочек забилась и горько плачет. Эй бездельник,дороги в своей Белоруссии уже отремонтировал?
Мне кажется что нам лучше бы не 12 эсминцев по 17500т. вод.изм,
а корабли по 8000-12000т. но штук 30-40.
Сделали бы сначала аналог Атланта, заменив Москиты, Ониксами/калибрами (увеличив боезапас в 1.5-2 раза)
снабдить нормальным противолодочным комплексом, чтоб нормально гонять их АПЛ у наших берегов.
Нам флот нужен, рабочие лошадки, а не единичные образцы высококласного оружия.
Дмитрий В,вы скорее всего правы,чем не правы.
вы не правы.
Нам нужны корабли 1 класса, то есть корабли для дальних походов, планируемые 12 эсминцев именно для этой цели. После распада СССР и распила 90ых мы лишились практически всех кораблей 1 класса, оставшиеся рано или поздно уйдут ибо уже срок службы велик.
А гонять подлодки противника у наших берегов мы и так справляемся благо берега наши с одной стороны не удобны для выхода(запереть могут), с другой стороны неудобны для входа нашим врагам(мы запереть можем), так что нам не нужно много сил для охраны побережья. Это чтоб гонять по всему океану нужно 30-40 кораблей как вы хотите, а такой цели нет и не будет, прежде чем гонять в океане надо сначала создать полноценную группировку 1 класса чтоб гонять надводный флот противника, а это не реально пока что.
Но флот нужен серийный(по 10-20 коарблей однотипных), а не по 1-2 единичные как щас чехарда, в этом согласен.