Сравнение истребителей разного поколения – давно является самой бездонной темой. Огромное количество форумов и публикаций склоняют чашу весов, как в одну, так и в другую сторону.
Не имея собственного серийного истребителя пятого поколения (подчеркиваю – серийного), практически 99% форумных баталий и публикаций различных авторов в РФ сводятся к тому, что наши машины поколения 4+, 4++ прекрасно справляются с давно серийной машиной F-22. До показа широкой публике Т-50, еще не было даже примерно понятно, что эта машина будет собой представлять. Большинство публикаций в России сводились к тому, что и так проблем нет. Наши «четверки» положат на лопатки «Раптор» без особых проблем или, по крайней мере, будут не хуже.
В 2011 после показа на МАКС, ситуация с Т-50 стала проясняться, и уже его стали сравнивать с серийным F-22. Теперь большинство публикаций и форумных споров склонялось к тотальному превосходству машины Сухого. Если мы с нашими «четверками» проблем не знали, то, что говорить о «пятерке». С этой логикой сложно спорить.
Однако такое единодушие не наблюдается в западных СМИ. Если преимущество Су-27 над F-15C там более-менее признали, то F-22 всегда выходит вне конкуренции. Не сильно расстраивает западных аналитиков и поколение машин 4+, 4++. Все сходятся во мнении, что они не смогут в полной мере составить конкуренцию F-22.
С одной стороны каждый хвалит свое болото – это вполне логично, но с другой стороны, хочется проследить логику и тех и других. Наверняка у каждого есть своя правда, имеющая право на существование.
В 50-е, 70-е годы дискутировать о том, к какому поколению относится та или иная машина, было весьма не благодарным занятием. Многие старые машины модернизировались и подтягивали свой потенциал к более современным. Однако четвертое поколение уже можно обрисовать достаточно точно. Не в последнюю очередь на его концепцию повлияла война во Вьетнаме (уже никто не рассуждал, что пушка не нужна, и никто не полагался только на дальний бой).
Машина четвертого поколения должна обладать высокой маневренностью, сильной РЛС, возможностью применять управляемое оружие, обязательно двухконтурными двигателями.
Первым представителем четвертого поколения стал палубный F-14. Машина обладала рядом явных преимуществ, но была, пожалуй, аутсайдером среди самолетов 4-го поколения. Сейчас ее уже нет в строю. В 1972 свой первый полет совершил истребитель F-15. Это был именно самолет завоевания превосходства в воздухе. Со своими функциями он справлялся превосходно, и равной ему машины в те годы не было ни у кого.
В 1975 совершил первый полет наш истребитель четвертого поколения – Миг-31. Однако он, в отличие от всех остальных четверок, не мог вести полноценный маневренный воздушный бой. Конструкция самолета не предполагала серьезных перегрузок, которые неизбежны при активном маневрировании. В отличие от всех «четверок», эксплуатационная перегрузка которых достигала 9G, Миг-31 выдерживал только 5G. Поступив на серийное производство в 1981, через пять лет после F-15, он не являлся истребителем, а был именно перехватчиком. Его ракеты обладали большой дальностью, но были не способны поражать высокоманевренные цели, такие как F-15, F-16 (причину этого рассмотрим ниже). Задачей Миг-31 была борьба с разведчиками и бомбардировщиками противника. Возможно, отчасти, благодаря уникальной на тот момент РЛС, он мог выполнять функции командного пункта.
В 1974 совершает первый полет, а в 1979 поступает на вооружение еще один истребитель четвертого поколения F-16. На нем впервые применена интегральная компоновка, когда фюзеляж вносит свой вклад в создание подъемной силы. Однако F-16 не позиционируется как самолет завоевания превосходства в воздухе, эту участь полностью оставляют тяжелому F-15.
К тому времени у нас нечего было противопоставить Американским машинам нового поколения. Первый полет Су-27 и Миг-29 состоялись в 1977 г. К тому моменту F-15 уже поступил в серийное производство. Противостоять «Орлу» должен был Су-27, однако с ним все шло не так гладко. Изначально крыло на «Сушке» было создано своими силами и получило так называемую готическую форму. Однако первый же полет показал ошибочность конструкции – готического крыла, приводившей к сильной тряске. В итоге на Су-27 пришлось в спешном порядке переделывать крыло на разработанное в ЦАГИ. Которое уже было поставлено на Миг-29. Поэтому Миг поступил в эксплуатацию немного раньше в 1983, а Су в 1985 г.
К началу серийного производства «Сушки», F-15 уже долгие девять лет полным ходом был на конвейере. Но примененная интегральная компоновка Су-27, с точки зрения аэродинамики, была более продвинутой. Также применение статической неустойчивости в какой-то мере привело к повышению маневренности. Однако, вопреки мнению многих, этот параметр не является определяющим маневренное превосходство машины. К примеру, все современные пассажирские Airbus делаются также статически неустойчивыми, и при этом они не показывают чудес маневрирования. Так, что это скорее особенность Сушки, чем явное преимущество.
С появлением машин четвертого поколения все силы были брошены на пятое. В начале 80-х особенных потеплений в холодной войне не наблюдалось, и никто не хотел потерять свои позиции в истребительной авиации. Разрабатывалась так называемая программа истребителя 90-х. Получив самолеты четвертого поколения немного раньше, американцы имели в ней преимущество. Уже в 1990, еще до полноценного развала Союза, совершил первый полет прототип истребителя пятого поколения YF-22. Его серийное производство должно было начаться в 1994, но история внесла свои коррективы.
Советский Союз распался, и главного соперника США не стало. Штаты прекрасно понимали, что современная Россия 90-х не способна создать самолет пятого поколения. Более того, не способна даже производить масштабно самолеты поколения 4+. Да и большой надобности в этом наше руководство не видело, так как запад перестал быть врагом. Поэтому темпы доведения конструкции F-22 до серийного варианта были резко снижены. Объем закупок упал с 750 машин до 648, а производство отодвинули на 1996 г. В 1997 было очередное сокращение партии до 339 машин, и одновременно стартовало серийное производство. На приемлемую мощность в 21 шт в год, завод вышел в 2003 г., однако в 2006 планы закупок сократили до 183 единиц. В 2011 был поставлен последний «Раптор».
Истребитель девяностых в нашей стране шел с опозданием от основного конкурента. Эскизный проект МИГ МФИ был защищен только в 1991 г. Развал Союза затормозил, и без того отставшую, программу пятого поколения и опытный экземпляр поднялся в небо только в 2000 г. Однако сильного впечатления он на запад не произвел. Для начала его перспективы были слишком туманны, испытаний соответствующих РЛС и доведения современных двигателей не было. Планер Мига даже визуально нельзя было отнести к СТЭЛС машинам: применение ПГО, обширное применение вертикального оперения, не показанные внутренние отсеки вооружения и т.д. Все это наводило на мысли, что МФИ лишь прототип, очень далекий от реального пятого поколения.
Благо рост цен на нефть в 2000-х дал возможность нашему государству заняться в плотную самолетом пятого поколения, с соответствующей поддержкой. Но не МИГ МФИ, не С-47 «Беркут» не стали прототипами для нового пятого поколения. Безусловно, опыт их создания был учтен, но самолет построили совершенно с нуля. Отчасти из-за большого количества спорных моментов в конструкции МФИ и С-47, отчасти из-за слишком большой взлетной массы и отсутствия подходящих двигателей. Но в итоге мы получили пока еще прототип Т-50, ибо серийное производство его не начато. Но о нем поговорим в следующей части.
Какие основные отличия от четвертого поколения должно иметь пятое? Обязательно маневренность, большая тяговооруженность, более совершенная РЛС, многофункциональность и малая заметность. Перечислять разные отличия можно долго, но на самом деле все это далеко не важно. Важно лишь то, что пятое поколение должно иметь решающие преимущества над четвертым, а как — это уже вопрос к конкретному самолету.
Пора перейти к непосредственному сравнению самолетов четвертого и пятого поколения. Воздушное столкновение можно условно разделить на два этапа – это дальний воздушный бой и ближний воздушный бой. Рассмотрим каждый из этапов по отдельности.
Дальний воздушный бой
Что важно при дальнем столкновении. Во-первых, это осведомленность от внешних источников (самолеты ДРЛО, наземные станции локации), что не зависит от самолета. Во-вторых, мощность РЛС — кто первый увидит. В-третьих, малая заметность самого самолета.
Самый большой раздражитель общественного мнения в РФ – это малая заметность. Только ленивый не высказывался по этому поводу. Как только не кидали камни в сторону F-22 по поводу его малой заметности. Можно привести ряд аргументов стандартного Российского Патриота:
— его прекрасно видят наши старые метровые радары, F-117 же сбили Югославы;
— его прекрасно видят наши современные радары от С-400/С-300;
— его прекрасно видят современные радары самолетов 4++;
— как только он включит свой радар – его тут же заметят и собьют;
— и т.д. и т. п. …
Смысл у этих аргументов один: «Раптор» ни что иное, как распил бюджета! Глуповатые Американцы вложили кучу денег в технологию «малой заметности», которая совершенно не работает. Но попытаемся разобраться в этом более детально. Для начала, мне больше всего интересно, какое дело стандартному Российскому Патриоту до бюджета США? Может он очень любит эту страну, и не видит в ней врага как остальное большинство?
По этому поводу есть замечательная фраза Шекспира: «Грехи других судить вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь».
К чему это сказано? Давайте посмотрим, что происходит в нашем авиапроме. Самый современный серийный истребитель поколения 4++ Су-35С. Он, как и его прародитель Су-27, не обладал элементами СТЭЛС. Однако в нем применен ряд технологий, позволяющих снизить ЭПР без существенных изменений конструкции, т.е. хоть чуть-чуть, но уменьшили. Казалось бы зачем? И так все даже F-22 видят.
Но Су-35 – это цветочки. Готовится к серийному производству истребитель пятого поколения Т-50. И что мы видим – планер создан по технологии СТЭЛС! Широкое применение композитов, до 70% конструкции, внутренние отсеки вооружение, специальная конструкция воздухозаборника, параллельные кромки, пара пилообразных стыков. И все это ради СТЭЛС технологии. Почему тут стандартный Российский Патриот не видит противоречий. Пёс с ним с «Раптором», что делают наши? Они наступают на те же грабли? Они не учли столь очевидных ошибок и вкладывают кучу денег в НИКОР, вместо модернизации самолетов четвертого поколения?
Но и Т-50 цветочки. Есть у нас фрегаты проекта 22350. Судно размером 135 на 16 м. Он, по заявлению ВМФ построен с использованием технологии СТЭЛС! Огромное судно водоизмещением 4500 тонн. Зачем ему малая заметность? Или авианосец типа «Джеральд Р. Форд», так неожиданно тоже использует технологию малой заметности (ну тут понятно, опять распил, наверное).
Так может стандартному Российскому Патриоту начать со своей страны, где, похоже, распил еще похлеще. Или можно попробовать немного разобраться в теме. Может наши конструкторы не зря пытаются реализовать элементы СТЭЛС, может не такой это и бесполезный распил?
Обратиться за разъяснением, прежде всего, следует к самим конструкторам. В вестнике РАН была публикация под авторством А.Н. Лагарькова и М.А. Погосяна. По крайней мере, последняя фамилия должна быть известна всем, кто читает эту статью. Позволю себе дать выжимку из этой статьи:
«Уменьшение ЭПР с 10-15 м2 – типичного для тяжелого истребителя (Су-27, F-15) до 0,3 м2 позволяет принципиально снизить потери авиации. Этот эффект усиливается, при добавлении к малой ЭПР средств радиоэлектронного противодействия».
Графики из этой статьи приведены на рисунках №1 и №2.
Похоже, конструктора оказались немного умнее стандартного Российского Патриота. Вся проблема в том, что воздушный бой не представляет собой некую линейную характеристику. Если расчетным путем мы можем получить на какой дальности та или иная РЛС увидит цель с определенным ЭПР – то реальность получается немного иной. Расчет максимальной дальности определения дается в узкой зоне, когда известно место определения объекта, и вся энергия РЛС концентрируется в одном направлении.
Также у РЛС есть параметр диаграммы направленности (ДНА). Она представляет собой набор из нескольких лепестков, представлена схематически на рисунке №3. Оптимальное направление определения соответствует центральной оси главного лепестка диаграммы. Именно для него актуальны рекламные данные. Т.е. при обнаружении целей в боковых секторах, с учетом резкого уменьшения диаграммы направленности, разрешающая способность РЛС сильно падает. Поэтому оптимальный сектор обзора у реальной РЛС очень узок.
Теперь обратимся к основному уравнению радиолокации, рисунок №4. Dmax – показывает максимальную дальность определения объекта РЛС. Сигма – это есть величина ЭПР объекта. По этому уравнению мы можем рассчитать дальность обнаружения для любой, сколь угодно малой ЭПР. Т.е. с математической точки зрения все довольно просто. Для примера возьмем официальные данные по РЛС Су-35С «Ирбис». ЭПР=3 м2 она видит на дальности в 350 км. Примем ЭПР F-22 равной 0,01 м2. Тогда расчетная дальность определения «Раптора» для РЛС «Ирбис» составит 84 км.
Однако это все справедливо только для описания общих принципов работы, но не применимо в полной мере в реальности. Причина зарыта в самом уравнении радиолокации. Pr.min – минимально необходимая, или пороговая мощность приемника. Приемник РЛС не способен принимать сколь угодно малый отраженный сигнал! В противном случае, он бы видел одни шумы, вместо реальных целей. Поэтому математическая дальность обнаружения, не может совпадать с реальной, так как не учитывается пороговая мощность приемника.
Правда сравнение Раптора с Су-35с является не совсем честным. Серийное производство Су-35с было начато в 2011 г., а в этом же году производство F-22 было закончено! До появления Су-35с «Раптор» уже целых четырнадцать лет стоял на конвейере. Более близкий по годам серийного производства к F-22 является Су-30МКИ. Он пошел в серию в 2000 г., через четыре года после «Раптора». Его радар «Барс» был способен определять ЭПР 3 м2 на расстоянии в 120 км (это оптимистичные данные). Т.е. «Хищника» он сможет увидеть на расстоянии 29 км, и это без учета пороговой мощности.
Самым фееричным является аргумент со сбитым F-117 и метровыми антеннами. Тут обратимся к истории. В момент проведения «Бури в пустыни» F-117 совершил 1299 боевых вылетов. В Югославии F-117 совершил 850 боевых вылетов. В итоге из всех был сбит только один самолет! Причина в том, что с метровыми РЛС не все так просто как нам кажется. Мы уже говорили о диаграмме направленности. Самое точное определение – может обеспечить только узкий главный лепесток ДНА. Благо есть давно известная формула по определению ширины ДНА ф=L/D. Где L – длина волны, D – размер антенны. Именно поэтому метровые РЛС имеют широкие лепестки ДНА и не способны давать точные координаты цели. Поэтому от их использования все начали отказываться. Но метровый диапазон обладает меньшим коэффициентом затухания в атмосфере – поэтому способен просматривать дальше, чем сопоставимая по мощности РЛС сантиметрового диапазона.
Однако часты утверждения, что РЛС метрового диапазона не чувствительны к СТЭЛС технологиям. Но такие конструкции основаны на рассеивании падающего сигнала, и наклонные поверхности отражают любую волну, не зависимо от ее длины. Проблемы могут возникнуть с радиопоглощающими красками. Толщина их слоя должна быть равна нечетному числу четвертей длины волны. Тут, скорее всего, будет сложно подобрать краску и для метрового и для сантиметрового диапазона. Но самым важным параметром для определения объекта остается ЭПР. Основными факторами определяющими ЭПР являются:
— электрические и магнитные свойства материала,
— характеристики поверхности цели и угол падения радиоволн,
— относительные размеры цели, определяющиеся отношением ее длины к длине волны.
Т.е. помимо прочего, ЭПР одного и того же объекта различна при разных длинах волн. Рассмотрим два варианта:
1. Длина волны несколько метров – следовательно, физические размеры объекта меньше длины волны. Для простейших объектов, попадающих под такие условия, есть формула расчета, представленная на рисунке №5.
Из формулы видно, что ЭПР обратно пропорциональна четвертой степени длины волны. Именно поэтому большие метровые локаторы и загоризонтные РЛС не способны обнаруживать небольшие самолеты.
2. Длина волны в районе метра, что меньше физического размера объекта. Для простейших объектов, попадающих под такие условия, есть формула расчета, представленная на рисунке №6.
Из формулы видно, что ЭПР обратно пропорциональна квадрату длины волны.
Упрощая приведенные формулы в учебных целях используется более простая зависимость:
Из выше изложенного можно сделать достаточно прямолинейный вывод о длинноволновых локаторах. Но картина будет не полной, если не упомянуть, как определяется ЭПР сложных объектов в реальности. Ее невозможно получить расчетным путем. Для этого используются безэховые камеры, либо поворотные стенды. На которых ЛА облучают под разным углом. Рис. №7. На выходе получается диаграмма обратного рассеивания, по которой и можно понять: где происходит засветка, и какое будет среднее значение ЭПР объекта. Рис.№8.
Как мы уже разобрались выше, и как видно из рисунка №8 при увеличении длины волны диаграмма получит более широкие и менее выраженные лепестки. Что приведет к уменьшению точности, но в тоже время и к изменению структуры полученного сигнала.
Теперь поговорим о включении радара F-22. В сети часто можно встретить мнение, что после его включения он станет прекрасно виден нашим «Сушкам» и как котенок будет расстрелян в тот же момент. Для начала у дальнего воздушного боя есть много различных вариантов события и тактик. Основные исторические примеры мы рассмотрим позже – но часто предупреждение об облучении не сможет даже спасти свою машину не то, что атаковать противника. Предупреждение может показывать тот факт, что противник уже знает примерное положение и включил радар для финальной наводки ракет.
Но подойдем к конкретике по этому вопросу. У Су-35с есть станция предупреждения об облучении Л-150-35. Рис.№9. Данная станция способна определять направление излучателя и выдавать целеуказание ракетам Х-31П (это актуально только для наземных РЛС). По направлению – мы можем понять направление излучения (в случае с ЛА зону – где противник). Но мы не можем определить его координаты, так как мощность излучаемой РЛС не постоянная величина. Для определения нужно задействовать свой радар.
Тут важно понимать одну деталь, сравнивая самолет 4-го поколения с пятым. Для радара Су-35С встречное излучение будет являться помехой. Это особенность радара АФАР F-22 – который одновременно может работать в разных режимах. Такой возможности нет у ПФАР Cу-35С. Помимо того, что Сушка получает встречную активную помеху – ей по-прежнему нужно определить и поставить на сопровождение (разные вещи, между которыми проходит определенное время!) «Раптора» с элементами СТЭЛС.
Помимо этого F-22 может действовать в зоне постановщика помех. Как выше указывалось в графиках из публикации вестника РАН, что приведет к еще большему преимуществу. На чем это основано? Точность определения есть разница между накоплением отраженного от цели сигнала и шума. Сильные шумы могут полностью забить приемник антенны или, по крайней мере, осложнить накопление Pr.min (о нем говорили выше).
Дополнительно, снижение ЭПР позволяет расширить тактику применения самолета. Рассмотрим несколько вариантов тактического действия в группах, известных из истории. Дж Стюарт в своей книге приводил ряд примеров тактики Северной Кореи во время войны:
1. Прием «Клещи»
Две группы идут на встречных курсах к противнику. После взаимной пеленгации, обе группы разворачиваются в обратном направлении (Домой). Противник пускается в погоню. Третья группа – вклинивается между первой и второй и на встречных курсах атакует противника, в то время как тот занят погоней. При этом малая ЭПР третьей группы очень важна. Рис. №10.
2. Прием «Отвлечение»
Группа ударных самолетов противника наступает под прикрытием истребителей. Группа обороняющихся специально дает себя засечь противнику и заставляет сконцентрироваться на себе. С другой стороны вторая группа обороняющихся истребителей атакует ударные наступательные самолеты. При этом малая ЭПР второй группы очень важна! Рис. №11. В Корее этот маневр корректировался с наземных РЛС. В современное время это будет делать самолет ДРЛО.
3. Прием «Удар снизу»
В районе боевых действий одна группа идет на стандартной высоте, другая (более квалифицированна) на предельно малой. Противник обнаруживает более явную первую группу и входит в бой. Вторая группа атакует снизу. Рис. №12. При этом малая ЭПР второй группы очень важна!
4. Прием «лестница»
Состоит из пар самолетов, каждая, из которой, идет ниже и сзади ведущей на 600 м. Приманкой служит верхняя пара, когда противник сближается с ней, ведомые набирают высоту и выполняют атаку. Рис. №13. ЭПР ведомых, в данном случае очень важна! В современных условиях «лестница» должна быть немного просторнее, но суть остается.
Рассмотрим вариант, когда ракета по F-22 уже пущена. Благо наши конструкторы смогли обеспечить нас большой номенклатурой ракет. Прежде всего, остановимся на дальней руке Миг-31 – ракете Р-33. Она обладала великолепной дальностью для того времени, но не способна была бороться с современными истребителями. Как уже говорилось выше, Миг был создан, как перехватчик разведчиков и бомбардировщиков, не способных к активному маневрированию. Поэтому максимальная перегрузка поражаемых целей ракетой Р-33 равна 4g. Современная длинная рука – это ракета КС-172. Однако ее очень давно показывают в виде макета и до принятия на вооружение дело может и не дойти.
Более реальной «длинной рукой» является ракета РВВ-БД, основанная на Советской разработке ракеты Р-37. Дальность, указанная производителем составляет 200км. В некоторых сомнительных источниках, можно встретить дальность в 300км. Скорее всего, это основано на испытательных пусках Р-37, однако между Р-37 и РВВ-БД есть разница. Р-37 должна была поражать цели маневрирующие с перегрузкой в 4g, а РВВ-БД уже способна противостоять целям с перегрузкой в 8g, т.е. конструкция должна быть более прочной и тяжелой.
В противостоянии с F-22 все это мало актуально. Так как засечь на таком расстоянии его силами бортовой РЛС не представляется возможным, а реальная дальность ракет и рекламная сильно различаются. Основано это на конструкции самой ракеты и испытаниям на максимальную дальность. В основе ракет лежит твердотопливный двигатель (пороховой заряд), время работы которого составляет пару секунд. Он, в считанные мгновения, разгоняет ракету до максимальной скорости, а далее она идет по инерции. Рекламная максимальная дальность основана на пуске ракет по цели, горизонт которой находится ниже атакующего. (Т.е. не требуется преодолевать силу притяжения земли). Движение проходит по прямолинейной траектории до скорости, на которой ракета становится уже не управляемой. При активном маневрировании инерция ракеты будет стремительно падать, а дальность сократиться в разы.
Основной ракетой при дальнем воздушном бое с «Раптором» будет РВВ-СД. Рекламная дальность ее немного скромнее в 110 км. Самолеты пятого или четвертого поколения, после захвата их ракетой, должны попытаться сорвать наведение. Ввиду необходимости ракеты после срыва активно маневрировать, энергетика будет потрачена и повторно навестись уже останется мало шансов. Любопытен опыт войны во Вьетнаме, там эффективность поражения ракетами средней дальности составляла 9%.
Во время войны в Заливе эффективность ракет немного выросла, там уходило три ракеты на один сбитый самолет. Современные ракеты, конечно, повышают вероятность поражения, однако самолеты поколений 4++ и 5 тоже имеют не мало контраргументов. Данные, с какой вероятностью ракета воздух-воздух поразит цель, дают сами производители. Эти данные получены при учениях и без активного маневрирования, естественно имеют мало общего с реальностью. Тем не менее, вероятность поражения у РВВ-СД составляет 0,8, а у AIM-120C7 0,9. Из чего будет складываться реальность? Из возможностей самолета сорвать атаку. Это можно сделать несколькими способами – активным маневрированием и применением средств РЭБ, технологией малой заметности. Про маневрирование мы поговорим во второй части, где рассмотрим ближний воздушный бой.
Снова возвращаемся к технологии малой заметности, и какое преимущество получит самолет пятого поколения над четвертым при ракетной атаке. Для РВВ-СД разработан ряд головок самонаведения. В настоящий момент применяется 9Б-1103М, которая способна определять ЭПР 5 м2 на расстоянии 20 км. Есть также варианты ее модернизации 9Б-1103М-200, которая способна определять ЭПР 3 м2 на расстоянии 20 км, но скорее всего они будут установлены на изд. 180 для Т-50. Ранее мы принимали ЭПР «Раптора» равной 0,01 м2 (мнение, что это в передней полусфере – видится ошибочным, в безэховых камерах как правило дают среднее значение), при таких значениях дальность обнаружения «Раптора» будет 4,2 и 4,8 км соответственно. Такое преимущество явно упростит задачу по срыву захвата ГСН.
В англоязычной прессе приводились данные по атаке целей ракетой AIM-120C7 в условиях РЭБ противодействия, они составляли порядка 50%. Аналогию можем провести и для РВВ-СД, однако помимо возможного электронного противодействия, ей придется еще бороться с технологией малой заметности (снова отсылка к графикам из вестника РАН). Т.е. вероятность поражения становится еще меньше. На последней ракете AIM-120C8 или как ее еще называют AIM-120D, применена более продвинутая ГСН, с другими алгоритмами. По заверениям производителя при РЭБ противодействии вероятность поражения должна достигнуть 0,8. Будем надеяться, что наша перспективная ГСН для «изд. 180», даст аналогичную вероятность.
В следующей части рассмотрим развитие событий в ближнем воздушном бою.
Продолжение следует…
/Кирилл Соколов, topwar.ru/
Хорошая статья. Очень верно автор также поддел горлопанов, тыкающих в стоимость военных программ пентагона, тратящего деньги на глупости, видные «экспертам» отсюда. Как видно, существует огромное число величин, влияющих на вероятность поражения самолета. И спокойно сидеть и радоваться глупости врага- это значит, работать на этого самого врага.
враг США и ЕС печатает триллионы фантиков, которые потом втюхивают ( чтобы не обвалить курс бакса) по своим колониям ( обесценивая их нац. валюты) . а нам нечего печатать у нас нет колоний )) Нам остается создавать РОФАР , для ПВО и истребителей 4 поколения который нивелирует стелс до нуля
Для меня ваще не понятно, чем занимается ВИАМ? Как таковых РПМ материалов серийного производства никто в глаза не видел!!! У двигателя изделие тип 30 тоже есть материалы разработанные в ВИАМЕ и где эти материалы??? Нет. Ракета КС 172 оказывается вполне может и остаться макетом. комплекс БРЭО тоже до конца не разработан (для Т-50). Это ушат холодной воды. Вот именно сейчас и до 2025 года нам очень нужны МиГ 31БМ, Су 34, Су 35С, МиГ 35. Это всё что есть у нас. 5 поколение надо не один год ещё дорабатывать.
Пока время есть, надо не сидеть, и мух на потолке не считать, работать надо, тем более F 35 уже проходит программу модернизации, нам это надо учитывать.
Не всё так плохо, однако если бы не эти шальные 90-е, мы бы многое бы сделали именно во благо, а не наоборот.
Слушайте больше всяких умников.
Первый 117й был сбит в Ираке в 1991м году.
Статья аналогична статьям в автожурналах,где корреспонденты не способные отличить фаркоп от храповика,так же грузят читателя неопределённой интегральной информативностью.
Справка;по 117м невидимкам стреляли всего лишь два раза,и оба раза успешно. Нет невидимость вещь хорошая,как говорят-зелёную пушку в зелёном лесу,найти намного сложнее чем красную в том же лесу,но помимо окраса у неё должны быть и другие преимущества,а тут-ах какой 22й невидимый,ну и что что СУ намного манёвреней,это для цирка хорошо,а в бою не пригодится,-это так на западе и в америке говорят,и тут же начинают учить свои самолёты элементам сверх маневренности. Так что данной статье до истины,как с Камчатки до Москвы задним ходом.
Аноним вы правы в том, что стелс в теории хорошая штука, проблема только в том, что нет идеальных стелсов, нет РПМ которые поглощают и рассеивают электромагнитные волны на 100%, поглотить волну можно на 80%, но 20% всё равно так или иначе, вернутся в приёмную антенну, потом, отфильтруют, усилят и обработают для точного определения координат противника.
Америке до сверх манёвренности как от Магадана до Южного полюса. Там проблем….Можно обозначить всего лишь две. 1 Масса F 22 38 000 кг заставьте такую массу маневрировать, так как вам надо.
2. У них нет управляемого вектора тяги. Да и нормы прочности надо пересмотреть, естественно в сторону увеличения этой самой прочности.
НО это всё совсем не означает, что Хряпу можно завалить одной левой. Это утопия. Нужен системный подход. Нужно доделывать Т-50. Без ракеты Кс 172 как можно говорить о превосходстве? То что Т-50 или как там его Шойгу назовёт (своим приказом), это будет «первоначальная боевая готовность» т.е. есть что переделать (БРЭО) и двигатели, и есть что снизить (ЭПР).
Изменяемый вектор тяги у 22го есть,только углы склонения у него ограниченны,у СУшки ограничений нет.
Так само технологию снижения заметности, почему-то с легкого бряцанья журналистами (хотя понятно почему, такой уровень грамотности) упорно величают «невидимкой». Во всех родах войск, любую технику, отдельного пехотинца- всегда стремились сделать менее заметными. Это не что-то- внезапно открытое и коренным образом изменившее военные доктрины. И отрицать полезность этого- так же как отрицать полезность увеличения радиуса действия или полезной нагрузки, без явных перекосов в сторону этого.
Почему в рассуждениях о самолетах всплывают радары с метровыми волнами и злополучной югославией? Где метровые радары на истребилях или перехватчиках? Или число аваксов равно числу авиаполков? Или самолеты только летают в радиусе действия ПВО?
С маниакальным упорством некоторые товарищи пытаются сказать, снайпер- это плохо, он проиграет в ближнем бою обычному пехотинцу в автоматом. На войне авиация будет неприменно долбаться в ближнем бою и никак иначе, пилоты должны неприменно двигаться на встречных курсах друг к другу и рубаться шашками как настоящие мужики.
ребята, вот не поверите…. технологии стейл у америкосов и f22 у них вообще крутой, пака он не пересёк нашу границу, в америке так и думали))))))) вы можете , ребята, рассуждать сколько угодно, о том что раптор со своими ракетами и спокойно победит любой наш истребитель 4++, ещё на дальнем рубеже))))))) вот прочёл эту статью и задался вопросом:- а знает ли автор о «маркерах» в наших рлс , лазерном, тепловом, виз. наведениях, а учёл он в своих выводах, что в отличии от американцев, мы специально занижаем оф.характ всего вооружения, в том числе и самолётов и ракет типа вв, а видел ли он хоть раз , хотя бы на видео, как в реале работают и коке цели поражают наши ракете вв!!!!!!!!!!?????????????? на мой взгляд, он конечно, взгляд ПАТРИОТА, но всё же — ф22 и ф35 даже рядом не стояли с нашими машинами…. начиная с войны в Корее…. Ф 15 И все его младшие собратья , конечно не скажу что , совсем кокашечка, но пахнет от их славы не очень…. конечно мы может и выпускали свои машины позже, чем наш враг, но эти машины всегда были на голову выше, зубастее, ловчее и быстрее чем выше перечисленные Ф-ки)))))))) так что на счёт Т-50 (пагфа) я вообще не сомневаюсь, что это вновь будет ,что-то не достижимое, для соперников из вне…. вот как-то так!!!!! Я ТАК ДУМАЮ!!!!!
И во время второй мировой, и в Корее и во Вьетнаме и в других конфликтах матрасники бомбили всё что хотели. И чем позже конфликт тем меньше потерь по отношению к самолёто-вылетам. Этот факт не значит что аппараты лучше. Но точно значит что концепция развития и примирения на высоком уровне
Судя по всему, Америка делает то, что обеспечивает определённое равновесие между характеристиками, количеством и ценой. У нас же, главное чтобы лучше всех, а то что произвести это чудо в достаточных количествах не представляется возможным, похоже не имеет значения. И это в мирное время в отсутствии стратегических бомбардировок
Комментарий типичного засланного казачка, из фашингтона.
Вы видите равновесие между ценой 22-го и их количеством? я вот что-то не наблюдаю никакого равновесия. Америка, в данный момент, может себе позволить все, ну почти все, вот и вся арифметика.
Вижу как на выделенные деньги там за бугром стараются доставить в войска как побольше при определённых характеристиках. Поэтому и не модернизируют f22.
И совершенно не могут позволить себе всё… Уже очень долго Пентагон тратит порядка 100 лярдов на новое оборудование в год. Учитывая что у них всё дороже в разы при прочих равных, получается у них организация более оптимизированная
Что??
«у них всё дороже в разы при прочих равных, получается у них организация более оптимизированная»
А где-то иначе?
«Вижу как на выделенные деньги там за бугром стараются доставить в войска как побольше при определённых характеристиках. «
Эй Аноним, завязывай с куревом, а то тебя понесло.
Странно что при подобных сравнениях никто не учитывает количество ЛА.
К тому же, надо понимать при каких условиях принимались решения по дизайнам характеристикам. Сколько времени требуется на разработку и производство… А потом надо воевать с тем что есть
Тогда почему ф-22 ни разу ни кого не бомбил, ну чиста для обкатки систем и вообще? Раньше новинки сразу кидали на фронт.
Почему недавно поступил заказ на ф-18, а не ф-22? Вот только не надо мне про дороговизну ля-ля, доллары они сейчас даже не печатают, а рисуют в кампутаре, да и чем дороже, тем больше инвестиций в экономику и на счета лоббистам.
Почему такой крутой самолёт не получает элитное обслуживание и всего-лишь половина ф-22 сможет принять участие в боевых дествиях? Ведь это же главная надежда усмирить русских.
Почему его не модернизируют? Ведь там проц 82 года, любой телефонный медиатек своей производительностью его уделает в несколько раз.
Ну про всякие почему он то и почему он сё уже молчу, то что его стелс от дождя линяет (а тут оппа и наш Су-35), не летай выше 5км, дыши аккуратно, а то задохнёшься и пр и пр и пр.
Если они так просто печатают фантики, то почему долг то в размере годового ВВП? Пусть центробанк напечатает свои фантики, … если это так просто! В чем проблемма напечатать 100трл. рублей и модернизировать армию, повысить пенсии, зарплаты гос сектору … ведь это, по твойму, так просто? Может пора перестать думать тем, на чем сидишь и кидаться затертыми до дыр фразами из рунета, включить ГОЛОВУ и подумать — почему они могут, а ПУ не может. В чем хранит свои сбережения тетя Клава и дядя Петя — … в баксах. Легко драть горло и быть ура-патриотом — … а просто быть … ПАТРИОТОМ — легко ли???
А зачем им тратиться на модернизацию 22го когда 35й на подходе? Он и будет бомбить. 22ой не особо по земле и работать может если судить по характеристикам радара.
Насчёт всяких ограничений вы зря ехидничаете: довольно часто амеры и в Европе «заземляют» тот или иной тип аппаратов в случае немонятной поломки. Так это в мирное время. Потом починят и опять летают.
Кстати, f18 используют исключительно на морском флоте, а f22 исключительно в ВВС. Не взаимозаменяемые.
На кампутаре рисует ФРС, т.к. бакс это их валюта, а США выписывают ей долговую расписку (трежери). У США всегда дефицит ибо потребляют они больше, чем производят, а ФРС всегда им даёт в долг и как правило безналом, тупо виртуально. Нагуляли уже на 20 трюликов, но главное что миру навязали свой бакс и можно ни в чём себе не отказывать.
Ф-18 есть и в Афгане, но ближайший авианосец там за тысячи км.
И насчёт заземляют разные типы, ихние генералы регулярно воют, что заземляют их по простой причине — или нет запчастей или трещины или ещё что.
Только за последний год было пару заметок, что теже ф-18 чинят за счёт других ф-18 ибо просто нет зипа и к полёту готово дай бог 40%.
Ф-35 такое же миролюбивое фуфло, что и ф-22, которое только на сотом экземпляре удосужилось сбросить бомбу!
Вот как так? Выпустили 100 самолётов без испытаний основного оружия.
Кароче пиндосы так и будут надеятся в реальных делах на свою классику ф-15 -16 -18, а не новые игрушки, от которых отнекались и Австралия и Канада и др.
Нахрена Америке F 35? Как ни крути проблемы с ним будут до 19 года. F 15, F16 пока можно оставить на службе, и сразу перескакивать через поколение вместо 4 поколения сразу на 6 поколение, шоб башка не трещала по поводу F 35. Но амеры не могут «бортануть» всех своих вассалов.
Су 35 разрабатывали долго, потом испытания, щаз серия, но думается мне тактические истребители типа F 22 ни при каких обстоятельствах границы РФ не пересекут. Они с большой радостью заменят сверхдорогие F 22 на F 16 или откровенно старый «Торнадо», это чисто по американски.
Про воздушные бои им вообще думать некогда. У них F 16, F15, F 18 и не исключено что после 2020 года надо менять F 22, куда уж тут до воздушных боёв?
И прототип Т-50 тоже нуждается в большой доработке, не слушайте Рогозина, который утверждает, что Т-50 практически не требует к себе внимания со стороны КБ. Полнейший бред. Ещё как требует и внимания, и замены двигателей как минимум, и БРЭО нуждается в доработке.
Даже если автор не дооцениват наши образцы. Лучше так, чем шапкозакидательством заниматься. Мы этим часто грешим. Лучше приятно удивится, чем разочароваться. По крайне мере доводы аргуменированы. Есть о чем подумать. Весьма интересная и при этом доступная статья. Тоже могу сказать и о следующей статье…
Спасибо автору.
Термин шапкозакидательство,аналогичен термину-Потёмкинская деревня,как бы тему этих деревень не мусолили,но турок Потёмкин из Чёрного моря выдавил и в Великой Отечественной мы были победителями,а автор в авиации разбирается как бык в ботанике. А что касается следующей статьи,бредятина ещё та.