«Нет надежды в аду, ничто не собьет нас», – писал ведущий вокалист известной хард-рок группы Motorhead Лемми в своем сингле 1979 года «Bomber» (бомбардировщик). Уверенность Лемми в неуязвимости самолета может быть реализована только за счет конструкции и технологии.

В октябре 2015 года компания Northrop Grumman получила от ВВС контракт на разработку США стратегического бомбардировщика нового поколения. Этот контракт последовал после запроса предложений по новому бомбардировщику, опубликованного в июле 2014 года министерством обороны. Название нового самолета пока не выбрано, но свое обозначение B-21 (21 век) он получил на публичной презентации американских ВВС, проведенной на симпозиуме в Вашингтоне в феврале 2016 года.

o_sudbe_strategicheskogo_bombardirovschika_1B-21 станет первым стратегическим бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС США после B-2A (на фото)

История до настоящего время

ВВС США не получали новый стратегический бомбардировщик с тех пор как первый бомбардировщик-невидимка B-2A Spirit компании Northrop Grumman был принят в декабре 1993 года на вооружение авиаполка, дислоцированного на авиабазе в Миссури. ВВС в настоящее время имеют на вооружении 21 машину, усиленную 62 стратегическими бомбардировщиками B-1B производства Rockwell Collins/Boeing.

Бомбардировщики B-1B ограничены неядерным вооружением, поскольку после подписания договора о сокращении стратегических вооружений в 1991 году они лишились возможности нести крылатые ракеты воздушного базирования. Сегодня стратегический ядерный флот ВВС США включает самолеты B-2A плюс 78 стратегических бомбардировщиков B-52H Stratofortress компании Boeing.

o_sudbe_strategicheskogo_bombardirovschika_2Перспективный стратегический бомбардировщик B-21 (концепция)

ВВС США сделали всё для того, чтобы усилить свою стратегическую составляющую в промежуточный период между принятием на вооружение B-2A и сегодняшним днем за счет ввода в эксплуатацию самолета Lockheed Martin FB-22A. Производитель начал в 2002 году в инициативном порядке изучать возможность разработки варианта среднего бомбардировщика своего превосходного истребителя F-22A Raptor с намерением восстановить ту роль, которую играли средние бомбардировщики F/FB-111A/D/E/F/G производства General Dynamics. Впрочем, Оборонный обзор 2006 года, в котором представляется военная доктрина США на очередные 4 года, отменил эту инициативу. В следующие несколько лет не происходило никакого движения в этом направлении, пока в июле 2014 года не был выпущен запрос предложений (см. выше).

Когда во время правления американского президента Джимми Картера в конце 70-х — начале 80-х годов в рамках программы по современному бомбардировщику Advanced Technology Bomber (ATB) началась разработка B-2A, главной озабоченностью американских стратегов была угроза советских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Эти системы вооружения включали трехступенчатые твердотопливные ракеты РТ-2ПМ «Тополь» производства Воткинского машиностроительного завода (остаются на вооружении), разработка которых началась в 1977 году, и ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» железнодорожного базирования, которые предназначены для перевозки и запуска со специального поезда. Обе эти ракеты вызывали серьезную озабоченность у планирующих оборонных структур, особенно их мобильность, которая повышает их живучесть по сравнению со стационарными МБР в пусковых шахтах.

Площадь суши Советского Союза составляла 22 млн. квадратных километров и поэтому определение местоположения и уничтожение подобных целей можно сравнить с поиском движущейся иголки в стоге сена. Эту задачу позволил решить радар Raytheon AN/APQ-181 бомбардировщика B-2A, который обеспечивал высокоточное наведение за счет работы в радиочастотном Ka-диапазоне (33,4-36 ГГц), особенно подходящем для обнаружения и определения целей с высокой детализацией.

o_sudbe_strategicheskogo_bombardirovschika_4Американский малозаметный стратегический бомбардировщик B-2А Spirit, разработанный компанией Northrop Grumman

o_sudbe_strategicheskogo_bombardirovschika_5Сравнение конструкции бомбардировщиков B-21 (вверху) и B-2

Этот радар также может работать в режиме полета с огибанием рельефа местности, что было бы необходимым, если бы бомбардировщик B-2A должен был искать и уничтожать цели на территории Советского Союза. При выполнении этих задач B-2A вынужден был бы летать в возможно самом хорошо защищенном воздушном пространстве, поэтому его способность оставаться невидимым для радаров была обязательной. За эту способность B-2A получил свое прозвище «Stealth Bomber» (бомбардировщик-невидимка), а главной его узнаваемой и отличительной чертой стало странное «прилизанное» летающее крыло, похожее на бумеранг. Форма самолета и широкое применение углеродного волокна позволили достичь эффективной площади отражения (ЭПО) 0,01 м2. Важно отметить, что B-2A всё-таки виден для радаров, но его сложно обнаружить и, что особенно важно, трудно поймать активными или полуактивными радиолокационными головками самонаведения ракет класса «земля-воздух» или «воздух-воздух».

Однако, конфигурация фюзеляжа – это всего лишь часть всей истории. Самолет оборудован подсистемой активной защиты AN/ZSR-63 от Lockheed Martin. Понятно, информация по подсистеме AN/ZSR-63 недоступна, хотя предположительно в нем использована технология активного радиолокационного глушения, когда входящие радиопередачи определяются и анализируются и затем ретранслируются, возможно, без доплеровского сдвига частоты (феномен, когда радиосигнал несколько меняет свою частоту после того, как он отразится от движущегося объекта). Способность манипулировать доплеровским сдвигом может ввести в заблуждение оператора радара касательно позиции самолета или его скорости при условии, что он сможет распознать слабый сигнал, отраженный от самолета B-2A. Последнее, но не менее важное, скрытные режимы полета, например, огибание рельефа местности и экранирование излучения за счёт рельефа местности, помогают увести самолет в радиолокационную тень.

o_sudbe_strategicheskogo_bombardirovschika_6F- 22A должен был послужить основой проекта среднего бомбардировщика FB-22. Впрочем, этот проект так и не пошел дальше стадии «бумажного самолетика» и, в конечном счете, был закрыт

Запрет доступа/блокирование зоны

Малая заметность сделала B-2A, возможно, самым продвинутым бомбардировщиком, созданным в эпоху Холодной войны – конфликта, в котором ему так и не довелось участвовать. Самолет поступил на вооружение уже после распада Советского Союза в декабре 1991 года. Всё же это не помешало ВВС США применять этот самолет с его довольно низким уровнем демаскирующих признаков в последующих конфликтах. Хотя его роль была ограничена доставкой обычных вооружения, он заслужил признание 24 марта 1999 года, когда атаковал несколько целей в Сербии во время операции Союзная сила (ALLIED FORCE) – воздушной кампании под командованием США, целью которой было прекращение этнических чисток в Косово.

С тех пор самолет принимал участие в боевых операциях коалиционных сил в Ираке, Афганистане и в последний раз в Ливии в 2011 году. В конце концов, бомбардировщик B-2A создавался для участия только в одном потенциальном конфликте – ядерной войне с СССР и странами Варшавского договора, но впоследствии оказался в более сложном геополитическом пространстве, в котором продемонстрировал свою довольно высокую эффективность.

Читайте также  В погоне за «сенсацией» МиГ-31БМ обвинили в «близорукости»

ВВС США не забывают о меняющейся геополитической обстановке, разрабатывая B-21 для завтрашних боевых задач. «Бомбардировщик B-21 будет проникать сквозь современную систему ПВО и выполнять задачи несмотря на так называемое пространство с запретом доступа/блокированием зоны (ЗД/БЗ)», – отметил представитель американских ВВС майор Роберт Лиз. ЗД/БЗ является основной проблемой для ВВС США. Прежние и потенциальные противники Америки становились свидетелями способности этого самолета проходить сквозь их оборону и затем поражать особо важные цели, порой уничтожая или ослабляя систему наземной противовоздушной обороны для того, чтобы следующие следом воздушные ударные силы могли атаковать остальные цели с относительной безнаказанностью.

Серьезную озабоченность у США вызывает разработка новых систем, например зенитного ракетного комплекса С-400 «Триумф» производства Алмаз-Антей, который поступает на вооружение российских вооруженных сил, и который был продан в Китай. С-400 еще должен быть проверен в боевых условиях и заслужить уважение пилотов, которые будут летать в его зоне действия. Наземная панорамная радиолокационная станция воздушного наблюдения 91Н6E комплекса С-400 может обнаруживать цели с ЭПО 0,4 м2 на расстоянии 230 км, в то время как его ракеты 40Н6Е класса «земля-воздух» с полуактивным и активным радиолокационным наведением имеют дальность действия 400 км.

Истребители пятого поколения, например Сухой ПАК-ФА и МиГ ЛМФС (легкий многофункциональный фронтовой самолет), разрабатываемые в России, а также китайский Shenyang J-31, могут в будущем серьезно осложнить жизнь американским самолетам.

Майор Лиз выразил мнение, что решение проблемы ЗД/БЗ фактически находится во главе угла проекта бомбардировщика B-21. «Потребность в B-21 основана на движении в направлении… к большей философии ЗД/БЗ. Следовательно, бомбардировщик B-21, способный работать в подобном пространстве, возможно взлетевший с континентальной части Соединенных Штатов, должен неизбежно держать цели всех типов под прицелом».

ВВС США планируют применять B-21 для непрерывного наблюдения за целями и нанесения по ним удара, при необходимости с использованием обычного или ядерного оружия. В отличие от B-1B, который отказался от своих ядерных обязательств, бомбардировщик B-21 «станет частью ядерной триады, являясь средством очевидного и гибкого ядерного сдерживания». В ядерную триаду входят подводные лодки американских ВМС класса «Ohio» с баллистическими ядерными ракетами (эти подлодки должны быть заменены в следующем десятилетии) и межконтинентальные баллистические ракеты шахтного базирования LGM-30G Minuteman-III.

Что касается вооружения, то к воздушному компоненту этой триады относятся ядерные бомбы B-61 Mod.3/4/7/11 с зарядом переменной мощности и свободнопадающие термоядерные авиабомбы B-83 также с зарядом переменной мощности. B-61 Mod.3/4/7/11 в настоящее время модернизируются по проекту B-61 Mod.12, в соответствии с которым будет снижена мощность бомбы до 50 килотонн в тротиловом эквиваленте при одновременном повышении ее точности до 30 метров. Это новое оружие будет образовывать относительно меньше радиоактивных осадков по сравнению с устаревшими бомбами B-61, которые имеют выбираемую мощность 0,3-1,5, 5, 10, 45,80 или 170 килотонн, тогда как B-61 Mod.11 имеет четыре варианта мощности, вплоть до 340 килотонн.

Производство управляемых бомб нового варианта B-61 Mod.12, как ожидается, начнется примерно в 2020 году. Американское министерство обороны получит до 500 новых бомб, которые заменят бомбы B.61 Mod.3/4/7, оставив при этом противобункерную B-61 Mod.11 (предназначена для пробивания грунта и уничтожения подземных объектов) в качестве единственной ядерной бомбы свободного падения, оставшейся на вооружении, поскольку запасы бомб B-83 будут сокращены (или даже полностью уничтожены) в следующем десятилетии.

Впрочем, B-21 может также нести ядерное оружие в виде крылатых ракет воздушного базирования LRSO (Long-Range Stand-Off – большого радиуса действия, вне досягаемости средств поражения), которые могут заменить существующие ядерные крылатые ракеты Boeing AGM-86B, устанавливаемые на бомбардировщик B-52H. Также ожидается, что LRSO будет закуплена и в обычном варианте с целью замены AGM-88C/D, которая вместе с AGM-88B будет снята с вооружения примерно в 2030 году. Выдача контракта на разработку LRSO ожидается в 2018 году, при этом американские СМИ утверждают, что будет закуплено до 1000 таких ракет. В марте 2016 года появились сообщения о запросе предложений, который готовится к опубликованию в июне этого же года. На него должны ответить компании Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman и Raytheon, готовые посоперничать за право разработки этого вооружения.

o_sudbe_strategicheskogo_bombardirovschika_7Учебная авиабомба B-83, являющаяся имитацией ядерной бомбы свободного падения B-83. Предназначенное для уничтожения объектов, находящихся глубоко под землей, это оружие может устанавливаться в будущем на бомбардировщик B-21

ВВС США поставили перед собой амбициозную задачу. По словам майора Лиза, они планируют закупить 100 новых самолетов. Хотя здесь есть и негативный опыт, когда ВВС изначально запросили 132 самолета B-2A, но тогдашний министр обороны Ричардом Чейни в 1989 году урезал это количество до 76 машин, а потом еще раз уменьшил объем закупаемых самолетов до 20 плюс один самолет для испытаний. Развал Советского Союза и ослабление напряженности в мире позволяли на тот момент сократить количество закупаемых самолетов.

Все же геополитические реалии не были единственным фактором. Стоимость тоже имела немаловажное значение, ведь разработка самолета B-2A всегда считалось дорогим удовольствием. В ценах 2015 года стоимость бомбардировщика составляла 1,1 миллиарда долларов и ВВС США очень хотят, чтобы такие цены не появились в программе по B-21 по мере ее развития. Там определили среднюю закупочную стоимость за штуку не более 564 миллиона долларов в ценах 2016 года при объеме закупки 100 машин, хотя стоимость может повыситься при заказе меньшего количества самолетов. Финансирование со стороны ВВС США предусматривает оплату этапа полномасштабной разработки и подготовки серийного производства EMD (Engineering and Manufacturing Development) в рамках проекта по дальнему бомбардировщику LRS-B (Long Range Strike Bomber), в который входит и программа по B-21. Контракт стоимостью 21,4 миллиарда долларов на строительство первых пяти серийных самолетов был выдан компании Northrop Grumman в октябре 2015 года. В целом же в рамках этапа EMD будет построен 21 самолет общей стоимостью 23,5 миллиарда долларов.

ВВС США уклоняются от предоставления конкретных данных, хотя майор Лиз заявил, что начальная эксплуатационная готовность самолета ожидается в середине 20-х годов, при этом дата первого полета и дата принятия на вооружение этого самолета остаются засекреченными. Достижение начальной готовности за 10 лет кажется довольно амбициозной задачей, хотя Лиз утверждает, что ВВС разработали программу «снижения рисков».

Читайте также  Боевые самолёты: истребитель ЛаГГ-3

«За последние три года управление LRS-B, осуществляющее координацию проекта для ВВС США, тесно работало с промышленностью, чтобы обеспечить стабильность проектов и требований… с целью снижения рисков в эту программу было инвестировано порядка 1,9 миллиарда долларов. Управление завершило предварительный анализ проекта и готовности к производству и определило более высокий уровень технологической готовности по сравнению с любой другой новой программой разработки самолета на сегодняшний день. Проектирование платформы в настоящее время находится на подсистемном уровне: идет координация технических решений касательно общей конструкции, электроники, гидравлики, двигателей, систем данных и технологии малой заметности».

Действительно, в проекте в качестве поставщиков подсистем для программы B-21 участвуют еще ряд компаний, например BAE Systems, GKN Aerospace, Janicki Industries, Orbital ATK, Pratt and Whitney, Rockwell Collins и Spirit Aerosystems. Кроме того, ВВС США спроектировали самолет до некоторой степени «устойчивый к будущему», использовав открытую архитектуру за счет внедрения так называемого стандарта Air Force Open Mission System. «Чтобы самолет был способен принять и интегрировать новую технологию и реагировать на будущие угрозы во всем спектре боевых операций», – добавил Лиз.

Дебаты

В конечном счете, осуществимо ли желание ВВС США иметь 100 бомбардировщиков, которые начиная с середины следующего десятилетия будут готовы к поступлению на вооружение, по цене примерно 564 миллиона долларов за штуку? Дуглас Барри, аналитик авиационно-космической промышленности в международном институте стратегических исследований, считает, что это вполне возможно. Хотя разработка нового военного самолета может «занять больше времени, чем вы думаете, и стоить гораздо больше, ведь вполне очевидно, что военно-воздушные силы начинают с чистого листа бумаги».

Принимая во внимание, что B-2A был по существу новым проектом, несмотря на уже проводившееся в Соединенных Штатах исследования в проектах по летающему крылу и технологиям снижения ЭПО, реализация B-21 начинается в период истории ВВС, когда там уже приняты на вооружение и эксплуатируются несколько проектов с низкой ЭПО, включая штурмовик F-117A Nighthawk, истребители F-22A и F-35A Lighting-II, не говоря уже о самолетах с низким уровнем заметности B-2A и B-1B, а также сверхсекретных программах, например по разведывательному беспилотнику RQ-180 компании Northrop Grumman. Существование подобных инициатив означает, что «имеется значительный объем исследований и разработок, которые уже засекречены. Но это говорит о том, что для ВВС США доступна большая совокупность знаний по технологиям малой заметности», – соглашается вице-президент аналитического департамента в исследовательской компании Teal Group Ричард Абулафья, заявив при этом, что предшествующий опыт показал, что «у военно-воздушных сил есть идея, как создать самолет подобный этому».

Впрочем, закупки будут зависеть от финансовой ситуации. С оборонными расходами сейчас в США сложилась непростая ситуация, как прочем и в Европе. «Поскольку программа по B-21 представляет собой очень дорогой процесс разработки с нуля, то он, несомненно, будет яростно конкурировать за скудные финансовые ресурсы с крупномасштабными программами военных закупок, например по истребителю F-35A и топливозаправщику Boeing KC-46A», – заявил Рей Яворовски из исследовательской компании Forecast International.

«Сюрпризом явно не будет, если бюджетная напряженность станет причиной сокращения общего количества 100 бомбардировщиков примерно до 80 самолетов. Конечно, уменьшение общего количества приведет к увеличению стоимости за штуку, поэтому экономия от такого сокращения будет меньше, чем можно было бы предположить. Любые финансовые проблемы могут также повлиять на график, – добавил Яворовски. – Планами ВВС предусматривается развертывание B-21 в середине 20-х годов. Бюджетные ограничения могут значительно сдвинуть выполнение программы B-21 вправо, а в самом худшем случае привести даже к закрытию. На данный момент отмена кажется маловероятной, но отставание от графика вполне реально».

Господин Абулафья заметил, что бюджеты, конечно, явление переменчивое и нет гарантий, что министерство обороны не срежет финансирование программы по бомбардировщику B-21 в будущем. «Стоимость за единицу вполне оправдана, учитывая размер закупок, но размеры закупок зависят от размера бюджета», – напомнил он. ВВС США реализуют три основные программы, включая B-21, F-35A и топливозаправщик KC-46A. Хотя финансирование KC-46A министерством обороны фактически защищено от сокращений, но это не касается F-35A, что означает конкуренцию закупок F-35A с закупками B-21. Вместе с тем, исходя из возраста нынешних стратегических бомбардировщиков, ВВС не остается ничего другого как заменять эти самолеты. «Там реально необходим этот тип самолета и альтернатив совершенно немного».

Абулафья также выразил озабоченность касательно конструкции самолета. Хотя ВВС не опубликовали никакой информации по летно-техническим характеристикам, корпус воздушного судна будет меньше по размерам, чем корпус B-2A. «Меня больше всего волнует то, что меньшие размеры подразумевают меньшую дальность. Как следствие, ВВС станут сильнее зависеть от самолета-заправщика, поскольку самолету необходимо находиться в воздухе. Впрочем, большая часть китайских инвестиций в технологии ЗД/БЗ идет на такие средства обеспечения и поддержки, как например топливозаправщики».

Сейчас военно-воздушные силы заявляют, что хотят купить 100 новых самолетов, но есть вероятность заказа дополнительных платформ более этого количества, особенно если ВВС и компания Northrop Grumman смогут снизить стоимость при поставке уже работоспособного серийного самолета. Господин Барри считает, что в рамках этого проекта можно было бы создать также разведывательным самолетом с возможностью беспилотных полетов, хотя продолжительность полетов, направленных на сдерживание потенциального противника, определяет наличие экипажа в кабине, как в случае с проектом B-21. Стоит напомнить, что в прошлом бомбардировщики служили основой для разведывательных платформ, например, несколько лет назад восемь стратегических бомбардировщиков британских ВВС Avro Vulcan B.Mk.2 были переделаны в морские разведывательные самолеты.

Подводя итог, Абулафья заявил, что проект B-21 осуществим «пока есть финансирование и выдерживается график». По поводу перспектив разработки и приятия на вооружение бомбардировщика B-21 эксперты в области военной авиации, представители ВВС и промышленности выражают осторожный оптимизм. Американские военно-воздушные силы и промышленность, несомненно, должны выполнить свою работу по разработке нового самолета, но на сегодняшний день обе стороны уверены, что программа достигнет, в конечном счете, этапа закупок, и это позволит вовремя удовлетворить потребности страны в стратегических бомбардировщиках в рамках запланированного бюджета, а еще лучше за меньшие деньги.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

16 КОММЕНТАРИИ

  1. А никто не знает, почему это B-2 которому в 2058 году стукнет 70 годков, будет использоваться столь продолжительное время? Да над слабыми зонами ПВО он вполне уверенно себя чувствует, но пусть подлетит к району дежурства С-400 тогда и посмотрим на всю эту стелс дребедень технологию.

    Системы ПВО С-400 и многофункциональные истребители ПАК ФА и МиГ ЛМФС осложнят жизнь американскому хряптору? Начнём с того, что МиГ ЛМФС пока не представлен даже на испытания, хотя он нам нужен, для прикрытия части огромной территории РФ, один тяжёлый Т-50 такую задачу явно не потянет.

    Надо же даже о МиГе изредка вспоминают…лучше конечно бы по чаще…..

  2. Я желаю Америке…обанкротится. Ударники у них расплодятся аж 6 машин, это ж сколько бабла угрохано, а сколько ещё будет угрохано…..На один F 35 угрохали $ 400 000 000 000. Дебилизм дело очень затратное, и распил бабла…….

    • Они не угрохали, а вложили в разработку и производство, а это помимо НИОКР еще и рабочие места, создание инфраструктуры и прочее, Американцы любят и умеют делать деньги, так что если проект и дорогой то это вовсе не значит что деньги ушли зря

      • Локхид и Боинг не построил ни одного нового завода с 2002 года, так что эти закупки лишь для поддержания имеющихся, надо отметить больших производственных мощностей.

  3. Вот и проблема вылезла.
    ЭПО В-2А — 0,01 м2

    А радар 91Н6E обнаруживает цели с
    ЭПО 0,4 м2 на расстоянии 230 км

    Делим 0,4/0,01=40 затем 230/40=5,75
    То есть наш радар С-400 способен обнаружить В2-А на расстоянии менее 6 км
    Конечно, там нелинейная зависимость, но даже если эта дистанция будет 25 км это слишком мало для идеальных условий расчетов. В реале мы их можем вообще не заметить.

  4. Я слышал, что F 35 якобы малозаметный может быть обнаружен Су 35 на расстоянии 58 км, и это правда. Слухи о невероятных способностях самой стелс технологии сильно преувеличены. Существуют технологии усиления сигнала и РЛС в том числе, на дальние расстояния, стелс напомню рассеивает, частично поглощает сигнал, но 20% приходят в приёмник РЛС далее усиливается до 80дб (если вы знаете, что такое децибелы), и получаете на выходе ах…й результат.
    В противостоянии стелс РЛС с УСИЛИТЕЛЕМ побеждает РЛС и УСИЛИТЕЛЬ, так что где там…F35?

    • А также ваш усилитель усиливает все помехи и ложные сигналы. Не забываем, что на бомберах устанавливают мощную систему РЭБ, которая может работать в режиме «поглощения» сигнала. То есть, когда радиоволны одинаковой частоты, поляризации и амплитуды, но с обратной фазой, налагаясь друг на друга, превращаются в тепловое излучение.

  5. Да будет вам известно, что ЛЮБОЙ усилитель имеет в своём составе ФИЛЬТРЫ, иначе все бы эти усилители выкинули бы нахрен, и разработчиков этих….отправили работать…дворниками.
    Разумеется эти фильтры не идеальны, но КПД работы всё равно не менее 50%, они просто обязаны «отсеивать» шумы в радиоканале, вам бы этого не знать!!!.
    РЭБ это постановщик помех, при определённых условиях, а именно, при небольшой мощности РАДИОПЕРЕДАТЧИКА, он действительно поглощает часть, именно часть радиосигнала, но стоит УВЕЛИЧИТЬ МОЩНОСТЬ РАДИОПЕРЕДАТЧИКА, он засирает радиоэфир, превращаясь в ПОСТАНОВЩИКА ПОМЕХ.
    Были не раз и не два скандалы внутри ПЕНТАГОНА. НАХРЕН тратить 2,1 миллиарда долларов на ЛК, которое вполне себе оказывается ЗАМЕТНОЕ. ЗАКОНЫ ФИЗИКИ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ. ЕЩЁ РАЗ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДО 80% СИГНАЛА, РАССЕИВАЕТСЯ, ПОГЛОЩАЕТСЯ, но оставшиеся 20% можно впоймать, отфильтровать, усилить, и получить РЕЗУЛЬТАТ.

  6. Раптор, согласно официальным сообщениям Локхида и компании, проводившей тестирование по заказу Пентагона, имеет фронтальную
    ЭПР 0,0001 м² — примерно ЭПР металлической бусинки.
    ЭПР Су-35: 0,7—2 м² (без подвесок оружия)
    Радар «Ирбис» стоящий на Су-35 обнаруживает цель с ЭПР 1 м² на расстоянии 300 км
    Для целей с ЭПР 0,01 м² — 90 км
    ЭПР Т-50 сравнима с F-35, но хуже чем у F-22
    Но радар у нас мощнее.

    • минимальная эпр, если рлс су35 будет находится прямо по курсу невидимки, су35 будет облучать невидимку с боку сверху(снизу) ,плюс есть L радары в крыльях су35

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя