Ни здравый смысл, ни последовательное выполнение Россией Минских соглашений, ни ее членство в ВТО не меняют санкционного подхода. США продолжают душить нас, принуждая Европу, Канаду, другие страны действовать так же. При этом отлучив, как считают в Вашингтоне, Россию от рынка высоких технологий, сами по-тихому модернизируют свое ядерное оружие, пытаясь всяческими путями обойти Договор об ограничении и нераспространении.
В настоящее время США располагают 5113 ядерными боеприпасами, включая стратегические, тактические и находящиеся на складах. 1654 находятся на развернутых 792 стратегических средствах доставки: МБР и ракетах, запускаемых с ПЛАРБ, стратегических бомбардировщиках. Согласно данным Федерации американских ученых на складах и в хранилищах лежит около 2800 ядерных боеприпасов, а арсенал оперативно-тактических ракет составляет порядка 750 единиц.
Что касается России, то у нас, по некоторым данным, около 1480 готовых к пуску ЯБЧ на стратегических средствах. Еще 1022 боеголовки не развернуты на соответствующих носителях, около 2000 предназначены для оперативно-тактических средств доставки. Дополнительное количество ядерных боеприпасов (как и в США) находится в состоянии ремонта, демонтажа или обслуживания.
Никакой самодеятельности
Американцы не только хранят и ремонтируют ядерные боеприпасы, но и активно их совершенствуют. В частности, модернизируют термоядерные бомбы B61, которые пошли в серию еще в 1967-м и находятся на вооружении стратегических бомбардировщиков B-2 и B-52. В арсеналах ВВС США – 750 бомб этого типа. По планам Пентагона они останутся на вооружении до 2020-х годов. И не потому, что американцы хотят сэкономить. О глубине модернизации можно судить по такому факту. В конструкции B61, доведенной до уровня В61-12, будет заменено шесть тысяч элементов! По существу у наших «партнеров» появится боеприпас с совершенно новыми характеристиками.
Дабы скрыть это, Пентагон заявляет, что предусматривается использовать такие ядерные бомбы для поражения хорошо защищенных и заглубленных объектов (ракетных шахт, подземных командных пунктов). Однако серьезные эксперты говорят об обратном: создаваемые В61-12 предназначены в основном для поражения населенных пунктов и проживающих в них людей. Бомбами планируется вооружать новые американские F-35 и использовать как на европейском ТВД, так и на Ближнем Востоке.
С 1945 по 1986 год в США произведено и поставлено в войска 60 262 ядерных боеприпаса 71 типа для 116 видов оружия. Из них 42 типа сняты с вооружения и в последующем демонтированы, остальные 29 находились на вооружении частей и соединений США и НАТО, определенных для ведения боевых действий с применением ЯО. 43 предназначены для ВВС США, 34 – для ВМС и морской пехоты, 21 – для сухопутных войск.
США продолжают заниматься испытаниями ЯО. Сейчас это делается на компьютерном уровне, но в свое время проводились и натурные испытания. На 1 января 1986 года в США были подорваны в различных вариантах исполнения 820 ядерных изделий. 774 испытаны на американских полигонах. Результаты использованы в интересах вооруженных сил США.
Ядерные боеприпасы разрабатываются, испытываются и производятся на государственных заводах, переданных в аренду частным компаниям (Government owned – contractor operated, GOCO). Там в отношении столь важных оборонных предприятий не звучит слово «приватизация», как у нас. Это только нам рекомендуется разгосударствление оборонного комплекса, причем за головными инвесторами торчат уши западных хозяев и конкурентов.
Атомные заводы США располагаются в 13 штатах страны и имеют общую площадь около 3900 квадратных миль (порядка 7800 кв. км). В комплексе по созданию и производству ядерных боеприпасов заняты около 90 тысяч рабочих и служащих. Все это красноречиво говорит о том, что, несмотря на существование договоров с Россией, в США не наблюдается застоя в совершенствовании или хранении ЯО. Этот арсенал находится там в каждодневном постоянном движении: какие-то боеприпасы разрабатываются, производятся и поступают на вооружение, другие демонтируются. Причем ядерный запас, как и темпы проведения отдельных мероприятий, пожалуй, самые высокие за последние 40–50 лет его существования.
Дымовая завеса
В настоящее время темпы производства, снятия с вооружения и модернизации ядерного арсенала США зависят от объема проводимых работ, наличия места для производства боеприпасов, времени и мероприятий. В среднем этот кругооборот составляет примерно 3500–4000 единиц ядерных боеприпасов (ядерных головных частей) в календарный год. Чтобы поддерживать такие темпы, Министерство энергетики запрашивает у конгресса США соответствующие денежные средства с учетом инфляции, других расходов. Так, за 1986 финансовый год было затребовано около 7,2 млрд. долларов. А на последующие четыре года – еще 36 млрд. дополнительно. Примерно такие же средства выделялись и в последующие годы.
Даже с поправкой на инфляцию эти суммы превышают те, что были вложены правительством США в Манхэттенский проект и приближаются по объему к американским расходам на ядерные программы в конце 50-х – начале 60-х, когда работы в этом направлении достигали пиковых характеристик. Тогда, напомним, возможности ядерного комплекса США позволяли производить около шести тысяч боеприпасов в год, причем большинство – новинки, которых не было на вооружении ВС США.
Что же сегодня подвигло американцев на предложения по существенному сокращению оперативно-тактических и тактических ядерных боеприпасов?
Как считают эксперты, за этим стоит желание до минимума снизить угрозу собственным войскам от возможного нанесения по ним ядерного удара в Европе. На последних переговорах по тактическому и стратегическому ЯО легко просматривалось желание Вашингтона в очередной раз ввести российскую сторону в заблуждение и скрыть истинные намерения. В частности, американское военно-политическое руководство хотело бы, чтобы мы убрали из наших арсеналов российское тактическое и оперативное ядерное оружие. Почему именно сегодня?
Ларчик открывается просто. Если США удастся достичь выгодного для них соотношения ядерных наступательных средств, то Россия даже теоретически не сможет противостоять войскам НАТО в Европе, где, вероятно, и развернутся основные боевые действия. Главные события четвертой мировой войны, считают аналитики, будут происходить именно на европейском ТВД. Это объясняет активность американцев на дипломатическом уровне, их желание втянуть нас в переговорный процесс. И, увы, свидетельствует о начавшейся подготовке США к грядущей войне. Это же подтверждают беспрецедентные по численности привлекаемых войск крупномасштабные учения НАТО в Прибалтике.
Имея даже сравнительно небольшой запас ядерных средств, США получат значительные преимущества, а противостоящая России объединенная группировка стран НАТО в Европе не только будет чувствовать себя более уверенно, но и сможет диктовать условия. Ведь без тактического и оперативно-тактического ЯО наша страна значительно снизит боевой потенциал. В целом же, по замыслам американских стратегов, у Российской Федерации тогда останется одно из двух: либо полностью отказаться от вооруженной борьбы и сложить оружие, либо начать боевые действия, заранее предвидя поражение и полный разгром.
Арсеналы молчунов
Есть еще аспект. В области сокращения СЯС мы подошли к этапу, за которым должны начинаться аналогичные шаги со стороны других ядерных держав. О них почему-то не принято вспоминать, хотя уже после 1998 года их стало на две больше (Индия и Пакистан). Стоит назвать и теневых членов «ядерного клуба», таких как Израиль, а в последнее время – КНДР.
Все это говорит о том, что появились многоуровневые конфигурации, в которых обеспечение стратегической стабильности определяется гораздо более сложной формулой, чем во взаимоотношениях США и России. Договариваться только с американцами сегодня уже малопродуктивно без учета фактора других ядерных держав. Но этот вопрос пока даже в сугубо предварительном политико-дипломатическом плане не проработан. Более того, нет уверенности в том, что некоторые ядерные державы, в том числе постоянные члены Совета Безопасности ООН, готовы подключаться к этому процессу.
Как, например, намерена использовать ядерное оружие Британия, которая полностью встроена в американскую систему ядерного планирования, технологически зависима от США? БРПЛ у британцев американские, но сами боеголовки и лодки английские. Лондон не отказывается от ядерного оружия, хотя российской стороной много раз поднимался этот вопрос. Поэтому надо рассматривать английские ядерные силы как фактическую добавку к американскому потенциалу. По некоторым данным, в вооруженных силах Британии развернуто на стратегических средствах доставки около 160 ядерных боеприпасов, а общее их количество составляет 225 единиц.
Франция декларативно придерживается независимой ядерной политики, имея около 300 ядерных боеприпасов, которые, однако, не могут обслуживаться без участия США и глубоко интегрированы в систему НАТО.
В отличие от России и США Китай и КНДР, Индия и Пакистан совсем не афишируют планов использования ядерного оружия. Не говоря уже о других его обладателях, таких как Израиль, ЮАР, Саудовская Аравия, Иран. Эти государства вряд ли готовы объявить о наличии и количестве имеющихся у них ядерных боеприпасов, тем более о согласии на переговоры об ограничении и сокращении.
Таким образом, за американскими предложениями по дальнейшему сокращению ядерных средств, особенно тактического и оперативно-тактического ЯО, хорошо просматривается желание обезопасить прежде всего себя. А главное – до минимума снизить наш потенциал и тем самым подтолкнуть Европу к началу боевых действий с обескровленной Россией. Это, безусловно, отведет угрозу от континентальной части США, как это было в годы Второй мировой войны.
Напомним, что Договор СНВ-3 ограничил развернутые стратегические носители в 700 единиц и в 1550 ядерных боеголовок на них. А Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний до сих пор не ратифицировали США, КНР, Израиль, Иран и другие страны.
России нельзя допустить даже малейшую самонадеянность и беспечность. Любая американская инициатива о переговорах по ограничению российского тактического, оперативно-тактического ядерного оружия направлена на одно – на снижение нашей обороноспособности.
/Григорий Яковлев, постоянный представитель начальника Генштаба ВС СССР
и ВС России в ВШК СБ ООН (1989–1992), генерал-майор, vpk-news.ru/
В В61-12 «модернизировано» 6000 элементов.
У нас так ВАЗ-2101 модернизировали, теперь у нас есть ВАЗ-2190.
И вообще, давно пора считать ядерные заряды всех потенциальных противников, а не только США или даже НАТО. У китайцев с индусами тоже много чего есть и Израиль с арабами чего-то делают втихаря. Сегодня они нейтралы и даже друзья, а завтра кто знает, как повернется.
Правительственные круги России утверждают-Россия не является участником конфликта на Украине, а ежели она не участвует,то почему она должна выполнять какие то там соглашения которые её не касаются,хоть они и Минские.
Господин генерал,можно узнать от вас,-почему Россия должна выполнять соглашения,которые её,как утверждает правительство России, не касаются.