Азия готовится
На Дальнем Востоке южнокорейская судостроительная компания Kangman строит для своего флота суда противоминной борьбы с корпусами из армированного стеклопластика, проекты которых базируются на проекте итальянской судоверфи. В свою очередь токийская судоверфь Japan Maritime United Corporation (JMUC) в октябре 2015 года спустила на воду первый противоминный корабль водоизмещением 690 тонн, изготовленный из композитных материалов и армированного стеклопластика. Этот и еще два строящихся корабля предназначены для японских ВМС.
Другие азиатские и ближневосточные флоты кроме модернизации имеющихся флотов противоминных кораблей интересуются специализированными противоминными судами или многозадачными платформами, способными выполнять задачи и мероприятия противоминной борьбы. Индийская судоверфь Goa Shipyard была выбрана министерством обороны на постройку двенадцати новых противоминных судов в период с 2021 по 2026 год. Goa Shipyard в свою очередь пригласила несколько компаний, включая Kangnam, Intermarine, Navantia, Lockheed Martin, Thyssenkrupp и два российских судостроительных завода, подать официальные заявки, предусматривающие передачу технологий. Также были приглашены зарубежные поставщики средств и оборудования противоминной борьбы.
Двухсторонние инициативы
В интересах Франции и Великобритании Организация сотрудничества по вопросам вооружения OCCAR (Organisation Conjointe de Coopération en Matière d’Armement), которая управляет европейскими оборонными программами от имени Европейского Союза, в конце марта 2015 года выдала контракт стоимостью 23,9 миллиона долларов на реализацию программы разработки мер борьбы с морскими минами MMCM (Maritime Mine Counter Measures). Контракт был выдан промышленной группе, руководство которой осуществляют компании Thales и BAE Systems, и ее партнерам во Франции (ECA) и Великобритании (ASV, Wood и Douglas и Saab UK).
Целью французско-британской программы MMCM является снижение рисков и демонстрация надежной «комплексной» системы обнаружения, классификации, локализации и нейтрализации, которая бы соответствовала общим британо-французским потребностям. Архитектура MMCM, предлагаемая командой Thales/BAE Systems, включает АНА на базе усовершенствованного многозадачного надводного аппарата Halcyon (уже продемонстрировал свои автономные возможности британскому министерству обороны), оборудованный автономным гидролокатором обнаружения препятствий. Идентификация и нейтрализация угроз реализуется в рамках концепции MuMNS (Multi-Shot Mine Neutralisation System) компании Saab, базирующейся на запуске и возвращении многоразового телеуправляемого аппарата с выбранного заказчиком АНА.
Также программой MMCM предусматривается задействование буксируемого гидролокатора на базе новой гидроакустической станции SAMDIS (Synthetic Aperture and Mine Detection Imaging Sonar – гидролокатор с синтезированной апертурой и обнаружения мин) от Thales, которая будет спускаться с выбранных АНА и АПА, в свою очередь базирующихся на универсальном аппарате длительного действия ECA A-27M. Компании Thales и BAE Systems поставляют систему управления, тогда как надводную коммуникационную систему поставляют Wood и Douglas. Этап 1 программы MMCM должен быть завершен после критического анализа проекта к середине 2016 года. Контрактом также предусматриваются опционы на строительство и демонстрацию двух идентичных противоминных комплексов для оценки британским и французским флотами с целью перехода к их производству в начале следующего десятилетия.
Программа MMCM не включает платформу-носитель. Вместо нее французы разработают перспективную систему противоминной борьбы SLAMF (Systéme de Lutte Anti-Mines Futur), которая позволит обновить противоминные возможности флота после 2020 года, а британцы реализуют свою более крупную программу по противоминным мероприятиям и гидрографическим возможностям MHC (Mine Countermeasures and Hydrographic Capability), в которой MMCM является основной составляющей. Французское министерство обороны планирует для проекта MMCM использовать новый неспециализированный «корабль-носитель», который будет оставаться вне пределов опасной зоны, в то время как Великобритания хочет задействовать MMCM со своих кораблей класса «Hunt» и в конечном счете с судов, разработанных по программе MHС.
Поставляемые в вариантах установки на корабле и в контейнере интегрированные противоминные системы с набором гидролокаторов, АНА, АПА и средства управления предлагаются сегодня несколькими производителями, например компанией Atlas Elektronik. Интегрированная противоминная система IMCMS (Integrated MCM System) этой компании состоит на вооружении флотов Бельгии, Финляндии, Германии, Нидерландов и Швеции. Специальные модули противоминной борьбы Triton и MCM компании ECA включают комплект гидролокаторов от компании Thales (как правило, Sonar-2193, 2093 VDS и TSM-2022 Mk.III) и трехчастотный широкополосный гидролокатор от Atlas Elektronik HMS-12M.
Необитаемые
В сфере АНА кроме UISS компании Textron Systems и систем ARMICS и MMCM компании Atlas Elektronik французская фирма ECA предлагает свой автоматический надводный аппарат Inspector Mk.II, который уже был поставлен французскому флоту для боевой подготовки к противоповстанческим действиям. L-3 Communications Calzoni, тем временем, предлагает свое семейство аппаратов U-Ranger и Mini-Ranger, которые были выбраны итальянским флотом. Кроме того, Сингапур представил в ноябре 2015 года 16-метровый вариант своего АНА Venus, разработанный Singapore Technologies Electronics, на который может устанавливаться комплект противоминной борьбы, включая опускаемый гидролокатор от Thales и буксируемый гидролокатор с синтезированной апертурой, а также аппараты нейтрализации мин K-Ster.
Подводные аппараты семейства Remus, включая малогабаритный Remus-100 и более крупный Remus-600, входят в каталог компании Kongsberg вместе с более специализированным и более крупным аппаратом картографирования морского дна и поиска подводных объектов HUGIN-1000, который может доставлять гидролокатор высокого разрешения на глубины до 3000 метров. ECA group, между тем, предлагает полную линейку АПА на базе аппаратов своего семейства Alister, которые могут оборудоваться различными сенсорами.
Малогабаритный переносной A9-M был разработан для мелководья, тогда как средний и большой аппараты A18-M и A27-M, оборудуемые гидролокатором с синтезированной апертурой, имеют продолжительность работы до 30 часов и рабочие глубины до 300 метров. Компания Saab предлагает свой AUV62-MR для надводных и подводных платформ, в свою очередь Atlas Elektronik предлагает подводные аппараты SeaCat и SeaOtter Mk.II; последний может работать автономно без кабеля или в телеуправляемом режиме.
Обнаружение
Система SeaFox компании Atlas Eletronik, предназначенная для обнаружения, локализации, идентификации и нейтрализации мин, выпускается в вариантах боевой подготовки/инспекции и разового применения (непосредственное обезвреживание мин) и в настоящее время состоит на вооружении десяти флотов. Компания Saab предлагает семейство более тяжелых и соответственно более функциональных аппаратов Double Eagle, в которую входят аппарат уничтожения мин Mk.II MDV (Mine Disposal Vehicle) и аппарат разведки мин с глубинным гидролокатором Mk.II/Mk.III PVDS (Propelled Variable Depth Sonar). К семейству Double Eagle относятся также полуавтономный вариант Double Eagle SAROV и новая многоразовая система нейтрализации мин Multi-Shot Mine Neutralisation System (MuMNS), уже отобранная для программы MMCM (см. выше).
Бельгия, Эстония, Германия (возглавляет проект), Нидерланды, Норвегия и Швеция участвуют в совместном исследовательском проекте развития перспективных морских противоминных систем, запущенном в октябре 2014 года. В рамках этого трехлетнего проекта, получившего название MCM-NG (New Generation – новое поколение) страны работают над выработкой общих требований к судам и системам противоминной борьбы следующих поколений, которые могли бы поступить на вооружение до 2030 года. Эта инициатива, однако, могла бы дать зеленый свет более крупной и долгосрочной общеевропейской программе в области противоминной борьбы, поскольку европейские флоты (в общем и флоты всего мира) продолжают направлять силы и средства на нейтрализацию угроз, идущих из морских глубин.
/Alex Alexeev, topwar.ru/
Мне не понятно, почему корпуса делают из стеклопластика? Чтобы не обнаружили?
Это, а так же большая долговечность.