Кто и зачем «придерживал за хвост» прекрасную боевую машину
Генеральный конструктор Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Коротков сообщил, что летные испытания истребителя МиГ-35 начнутся в конце августа, то есть уже через месяц. И продлятся до 2017 года. По завершении испытаний планируется заключить контракт на серийную поставку самолетов Министерству обороны РФ.
Эта прекрасная новость омрачается целым рядом обстоятельств. Причем, по большей части они не имеют непосредственного отношения к области военной техники — проектированию, изготовлению, эксплуатации. Дело в том, что, как ни нелепо это звучит, МиГ-35, подготовленный к летным испытаниям, — это не МиГ-35, о котором столь долго говорят в РСК «МиГ». Представители прославленной корпорации, чьи истребители блистают в небе с советских времен (чего стоит хотя бы лучший в мире перехватчик МиГ-31, созданный в 1981 году), признают, что под МиГ-35 они понимают усовершенствованный вариант истребителя МиГ-29М/М2. Потому что пока еще не готовы все системы истребителя поколения 4++. В связи с чем у машины отпадает один плюсик. И это спустя 14 лет после начала работ по созданию МиГ-35.
Главные причины огромной задержки кроются в том, что в постсоветский период ОКБ Сухого, десятилетиями соперничавшее с ОКБ Микояна и Гуревича, можно сказать, подмяло под себя конкурентов. И произошло это не столько за счет борьбы конструкторских идей, сколько при помощи аппаратно-бюрократических игр. РСК «МиГ» финансировалась по самому остаточному принципу. Как говорится, лишь бы ноги не протянули. Все перспективные разработки сильно тормозились.
Исторически сложилось, что ОКБ Сухого специализировалось на тяжелых истребителях, ОКБ Микояна и Гуревича — на легких. Когда в 2002 году встал вопрос о замене устаревших МиГ-29 на перспективные МиГ-35, лобби «Сухого» начало активно внедрять в высшие эшелоны руководства Минобороны идею о том, что заменять надо какой-либо «более основательной» машиной. Идея странная, поскольку для того, чтобы, скажем, разбомбить пару бронетранспортеров, привлекать Ту-160 довольно нелепо и слишком дорого. Однако эта идея в Минобороны неожиданно прижилась. Началось активное замещение легких истребителей тяжелыми.
В результате к настоящему моменту в нашей истребительной авиации сложилась весьма странное положение, противоречащее классическим принципам строительства военной авиации. Согласно общемировой концепции, доля легких истребителей во фронтовой авиации должна составлять примерно две трети от общего количества самолетов. Такая формула составлена с учетом целого ряда факторов. В том числе, и экономических. Производство и эксплуатация легких истребителей существенно дешевле. И их потери легче восполнять. В ВВС России картина обратная — легкие МиГ-29 различных модификаций составляют одну треть парка самолетов. В нынешней ситуации неплохо было бы начать считать деньги. И это отнюдь не означает снижение боеготовности.
Благодаря нетехническим и неэкономическим критериям задвигаются не только затевающиеся РСК «МиГ» новые разработки. Но и уже состоявшиеся. И чтобы увидеть достоинства перспективных машин семи пядей во лбу иметь не надо.
Красноречива история с палубным истребителем МиГ-29К. Его летные испытания завершились в 2006 году. Однако принимать эту машину на вооружение авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», заставленного тяжелыми истребителями Су-33, не спешили. На вооружение МиГ-29К был принят лишь в 2013 году. К этому времени подоспел еще один палубный истребитель — двухместный учебно-боевой МиГ-29КУБ.
При этом ВМФ не спешит заменять на крейсере не только палубные Су-33, которые и старее МиГов, и относятся к четвертому поколению, но и откровенно более слабые учебно-тренировочные околозвуковые Су-25УТГ, на которых отсутствует вооружение. Но при этом Индия с большим энтузиазмом закупает для своего авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») и строящегося нового авианосца именно МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Ситуация сложилась парадоксальная: ВМФ России эксплуатирует 24 МиГа (24 заказано), ВМФ Индии — 28 (30 заказано).
МиГ-29К в полтора раза легче и компактнее, чем Су-33. При этом, правда, он на столько же уступает в боевой нагрузке и дальности. Но при этом стоит вдвое дешевле. А час его эксплуатации дешевле в 2,5 раза. Вот такая получается арифметика.
И это при том, что летные качества у самолетов примерно равны. Правда, МиГ несколько «проворнее». А вот авионика у него существенно лучше. Например, на МиГах установлена РЛС со щелевой антенной решеткой «Жук-МЭ», относящаяся к поколению 4+. На Су-33 стоит куда более скромная по возможностям РЛПК-27 (Н001), принятая на вооружение в 1985 году. Это была первая разработка НИИП им. Тихомирова.
Самолет МиГ-35 — прекрасный легкий истребитель, способный конкурировать с лучшими самолетами не только в своем классе, но и среди более тяжелых и мощных машин. Однако доказать это сейчас, когда он существует в виде незавершенного проекта, крайне сложно. Недавно МиГ-35, к которому проявляли интерес Индия и Египет, проиграл два тендера французскому «Рафалю». Обе страны даже пошли на большие затраты при покупке истребителя лишь бы иметь синицу в руке, а не журавля в небе.
Хотя самолет должен был появиться в войсках еще год назад. Главная причина этой задержки состоит в том, что пока еще не готова РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решеткой, что является одним из признаков принадлежности самолета к пятому поколения. РЛС, разработанную в концерне «Фазотрон-НИИР», ждут буквально «со дня на день», но все никак не дождутся.
Правда, уже существует экспортный вариант — «Жук-АЭ». Но его характеристики послабее. Вместо запланированной для МиГ-35 дальности обнаружения воздушных целей в 200 км на экспортном варианте РЛС этот показатель снижен до 150 км. Но все прочие функции отечественного варианта перенесены и на предназначенный для иноземцев. В частности, обе РЛС осуществляют картографирование местности и обеспечивает сверхзвуковой полет с огибанием этого рельефа.
Так что самолет, испытания которого начинаются в августе, вероятно, уже будет оснащен РЛС «Жук-АЭ». Все же остальное на нем уже стоит.
Принято считать, и небезосновательно, что наиболее приближенным по своим качествам к пятому поколению истребителей является Су-35, который также маркируется как 4++. Однако МиГ-35 готов с ним поспорить за этот титул. Но, разумеется, для этого необходимо как минимум пройти госиспытания. Как утверждают разработчики, на МиГе установлено самое «продвинутое» бортовое радиоэлектронное оборудование. Ни у одной «четверки», например, нет столь мощной системы радиоэлектронной борьбы. Да и летные качества у него отменные.
При проектировании самолета за счет создания прекрасной аэродинамики удалось на 50% повысить внутренний запас топлива по отношению к МиГ-29, а также вдвое увеличить полезную нагрузку. Таким образом, по вооруженности и дальности действия самолет сравнялся с тяжелыми истребителями.
Новый двигатель в бесфорсажном режиме немного не дотягивает до сверхзвуковой скорости, что по силам Су-35. Однако в отличие от своего более тяжелого собрата имеет электронную систему управления. Также конструкторам удалось рекордно повысить надежность двигателя. Во многом благодаря этому ресурс самолета превышает 6000 часов.
ЛТХ МиГ-35 и Су-35
В бортовой РЛС «Жук-А» использована активная фазированная антенная решетка. У БРЛС Су-35 решетка пассивная.
В системе управления вооружением используются также две оптико-локационные станции, имеющие телевизионный и тепловизорный каналы и лазерный дальномер и целеуказатель. У Су-35 лишь одна такая станция, работающая в передней полусфере. У МиГ-35 есть возможность обзора в нижней полусфере, что повышает эффективность поражения истребителем наземных объектов.
Облегчает работу пилота нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания.
Основные достоинства самолета, как уже было сказано, состоят в использовании самого современного бортового радиоэлектронного оборудования. К тому же БРЭО построено по принципу открытой архитектуры, что существенно упрощает интеграцию новых видов вооружения и оборудования.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Владимир Тучков — дурачок. Сравнивать по цене МиГ-35 с Су-33 может только идиот. И не может Су-33 стоить «дороже» МиГ-35 в два раза. Хотя бы потому, что производился еще в СССР… А если сравнивать по цене МиГ-35 и Су-30СМ, к примеру, их цена приблизительно одна и та же. А секрет прост: цена самолетов сейчас зависит не от «железа» в виде планера и двигателей, а прежде всего от электронного оборудования, его доля в цене машины — доминирующая.
Отсюда вывод: для сухопутных аэродромов, где размеры самолета +/- роли не играют, по соотношению цена/эффективность тяжелые истребители предпочтительнее. А вот для авианосцев предпочтительнее более легкие типы, поскольку каждая тонна топлива и веса/габаритов самолета сказывается непосредственно на количественном составе авиакрыла авианосца и его автономности.
Вот и все. И никакие дилетантские бредни про «заговор» тут не повлияют на голую реальность: мозги в авиации стали стоить дороже «железа», игры размеров которого в пределах неск. тонн роли никакой не играют в конечной цене…
тогда надо вообще не ставить дорогое БРЛО на миг, пускай группе мигов дает ЦУ су 35, мини авакс , или су-35 будет наводить БПЛА на базе миг21
было бы неплохо если бы небольшие легкие сверхзвуковые БПЛА ( только с олс — дешево) с ракетами ближней дальности ИК работали в стае, перекрывали по фронту сотни км, и наводились загоризонтным РЛС
Не зря в свое время две сверхдержавы пришли к созданию тандема «легкий и тяжелый истребители», у многих стран только легкие истребители и есть на вооружении. Задвигание в угол МиГовской продукции возможно была оправдана в те годы, но уничтожать этот класс авиатехники нельзя. И не только по экономическим причинам.
Ну тут и так понятно, Сухой и Погосян, хотели последнего конкурента задавить, а чтобы «замаскироваться» и не выдавать свои явные наезды они купили чиновников минобороны. Те с радостью купились и решили отказаться от неэффективной боевой машины, это всё так, но Погосян уже не президент ОАК, Сухой загружен работой по самые гланды, и проблем у Сухого как выясняется не меньше чем у других, а Слюсарь обещал, что у него не будет любимчиков.
Так у Сухого Т-50 тоже нет части БРЭО. Проектирование идёт с 1999года. 17 лет прошло, э…аля улю, шоб оснастить Т-50 под то что планировалось, пройдёт ишшо хрен знает ско-ко времени… Взять хотя бы двигатели…до 25 года 5 поколения мотора не будет. ИК прицельно-навигационная система, сетецентрическая система, обещали РОФАР, где всё ЭТО?!!!, нету, и до 25-году не будет. По любому, хочешь/не хочешь МиГ надо оставить в войсках, и перехватчики они такие проектируют….мама родная…
Поверьте, это не просто, там жалость к мигу, это объективная реальность. Ну вона оставили в Америке один Локхид проектировать F 35 так проблем с этим говном…был бы альтернативный проект Боинга, хотя…тоже не гарантия успеха. Кстати, 6 поколение, истребителей уже проектируют независимо друг от друга, один огромный Локхид, другой меньше Боинг, так же и в китае, но у них пока 5 поколение, работают над 6 поколением.
Сколько нашёл помоев и вранья всё выплеснул, а что не нашёл сам придумал.
Не сказано еще о том,что КБ Микояна намерено разрушалось не без помощи чиновников правительства….А для сухопутных войск,Аноним,предпочтительнее именно МИГ а не СУ,т.к.задачи у нис диаметрально разные….И цена,раз затронули это вопрос,МИГа несомненно ниже аналогичного СУ.А Погосян просто подлец ….
Подлецы — это те, кто стравливает людей внутри страны под разными предлогами, а потом геволюции устраивает. А дебилы — это те, кто ведутся на это, не имея ни знаний, ни мозгов…
Опять старая песня: бедный МиГ, злой Погосян. Может хватит. В лихие девяностые, когда Сухой крутился как мог, чтобы сохранить заводы, кадры МиГ сложил лапки и лёг помирать, а когда ВВС быстро понадобились машины у Сухого были и уже серийные машины и производственные мощности, чтобы их поставить в срок и в нужном количестве, а у МиГа были только опытные машины. Но всё выше сказанное не отменяет того факта , что МиГ-35 прекрасная и нужная машина, а МиГ нуждается в поддержке.
Подлец и негодяй это Погосян, щаз ректором МАИ стал, ох надо за коррупцией в МАИ следить.
Сухому очень сильно повезло с концепцией тяжёлой машины, именно потому шта она дальше летит, больше вооружения несёт.
Минусы остались, куда же без них: 1. Заливать топливо аж 10 тонн надо, 2. Для сравнительно небольших государств слишком дорогая техника. 3. По «земле» Су 27 практически никогда не работал.
Причины проигрыша ОКБ МиГ Сухому. Сухой вовремя наладил производство модернизированных версий Су 27/Су 30/Су 33/Су 34. МиГ в своей линейке двигался ГОРАЗДО МЕДЛЕННЕЕ, потому шта меньше было заказов на МиГ 29 всех модификаций, кроме того Миг тянул разработки которые как выяснилось позже никому не нужны, а именно: С советских времён и по 1993 год, шла разработка МиГ 70.1 здоровенный перехватчик, отнимающий уйму времени и сил, проект гиперзвуковых МиГ 301/321, эти монстры были ещё больше чем МиГ 70.1, наконец тянули проект МиГ МФИ (1.42) эту тему тоже закрыли, в добавок очень медленно тянулась тема МиГ ЛФИ или по современному МиГ ЛМФС, как раз таки последний должен сменить в составе ВВС МиГ 29 и Су 25, вроде бы на 2018 год чего то там наметили. Да на 100% административный ресурс тоже мешал, но не надо всё в одну кучу мешать. Разработки отдельно, административный ресурс отдельно. И МиГу помогать надо, хотя бы потому шта найдите щаз толковых инженеров, чёрта с два найдёте, так хоть два КБ в стране останутся, и для престижа страны это плюс несомненный.
Виталий нам никто и 10% правды никогда не скажет. А вы бы Сми почитали, что делал Погосян, что делал Погосян, и Алексанян…просто два армяна урода.
заказная статейка. причем грязная до омерзения. как уже писал SLS, микояновцы сами кузнецы своих несчастий — а не какие-то «страшлые и ужаслые» подковерные игры… тем более, что в советские времена именно КБ Микояна не стеснялось никаких методов, из-за чего на вооружении СССР практически не было других истребителей, окромя МиГ-ов. тяжелый истребитель продавали куда только можно, индусам, египтянам и т.п., а МиГи раздавали, и то не все хотели брать! у нас же все аэродромы были забиты только МиГами. но, как только денег стало не хватать, вдруг оказалось, что МиГ-29 серьезно уступает Су-27! не только во взлетной массе — в первую очередь в авионике и перспективах модернизации. достаточно вспомнить, что Су-27 взлетел с управлением ЭДС, а МиГ-29 все на гидравлике ковылял, и для его модернизации (читай, почти полной переделке!!!) требовались немалые средства! с РЛС все было аналогично управлению… добавить к этому куда более узкий спектр применения легкой машины — по сути, только как фронтовой истребитель-перехватчик, и не более — и при том, что двух типов машин государству было не потянуть, выбор закономерно был сделан в пользу более современной и разноплановой машины.
для микояновских данная ситуация оказалась шоком — они же так привыкли быть почти безальтернативными хозяевами, что буквально опешили от перспектив самим проталкивать свои творения. цена их техники даже если и уступала машинам сухих, то не намного, а боевые возможности Су-27 заказчикам нравились куда больше. а вовсе не какие-то невнятные «злобные чиновники» виноваты в бедах белых и пушистых микояновцев! современные сравнения, к моему сожалению, толком провести не могу, но, не удивлюсь, ситуация во многом аналогична может быть — уж слишком старательно некий Тучков обгаживает КБ Сухого, кажись, микояновцы взялись за привычное дело на новом витке — научились непрямым воздействиям? даже в таблице, приведенной в этой статейке и сравнивающей ТТХ ТОЛЬКО по критерию масса/размер видно, что Су имеет свои преимущества как минимум по высотности, боевой нагрузке, количеству узлов подвески боезапаса, боевом радиусе! ну, кто скажет, что это все фигня, а главное РЛС??? и далеко не факт, что у Су она хуже только потому, что так сказал Тучков! так что — понятно, кто аффтырю забашлял, но какая мерзкая попытка… микояновцы, а вы все же зас…анцы!!!
Либералы демократического толка снюхались, слс и трорк, это про вас.
дурень и не лечишься, напрягись по теме писать, а не политику везде пихать, ущербный…