Высокотехнологичные и сверхдорогие истребители – тупиковая ветвь эволюции
С советских времен повелось, что все оружие, коим может похвастаться супостат, обязано иметь отечественный аналог. Хотя наш же опыт говорит: есть куда более эффективные средства борьбы, нежели копирование идей. И чем пытаться догонять, особенно в областях, где мы не особо сильны, не лучше ли поискать иные решения, которые сведут на нет технологические преимущества вероятного противника?
F-22 «Раптор» – машина запредельной стоимости, приближающейся к тремстам с лишним миллионам долларов, и с минимальной для истребителя серийностью производства (сто сорок пять штук). По здравому размышлению эту «хищную птицу» вряд ли можно отнести к новому поколению боевых самолетов с возможностями широкого и массового применения. Но так уж получилось с пресловутым пятым поколением, что амбициозные американцы сами себе придумали новый бренд, поверили в него и вбухали сумасшедшие деньги. Что ж, дело хозяйское. Но зачем и почему на авиационную авантюру поддались мы со своим ПАК ФА?
Нас утешают, что стоить он будет гораздо дешевле – миллионов сто. Спасибо, конечно, но зачем платить по сто миллионов за самолет, который в лучшем случае удастся изготовить в количестве 50–70 единиц? И то, если дело дойдет до производства. Все это происходит в стране, где основу ВВС (ныне ВКС) все еще составляют самолеты советской постройки (70–80-х годов) и которая едва справляется с производством для своих ВКС 60–70 боевых и военно-транспортных самолетов в год.
Гонка за американцами по ими же проложенной колее – дело безнадежное и бессмысленное. Догнать все равно не сможем, а поучаствовать в их глупости в качестве аутсайдера и проигравшего зачем-то стараемся. Туда же и китайцы. Но американские замашки при нашей российской бедности и накопившейся технологической отсталости – это уже не просто расточительство.
Российская закомплексованность по поводу пятого поколения имеет несколько объяснений. Возможно, сказываются наши еще с советских времен опасения отстать от американцев в чем-то очень важном, существенном и перманентное соперничество с ними. Но Союза с его мощью нет, и такая рефлексия неуместна. Ан нет. Сокрушив свою гигантскую авиапромышленность, не являясь уже сверхдержавой и догрызая последние сухарики советского авиапрома, мы делаем вид, что ничего страшного не произошло. И теперь, после двадцатилетней деградации и нами же учиненной разрухи, за что американцы и европейцы наверняка считают нас недоумками, мы пробуем надувать щеки и участвовать в споре «взрослых дядей».
Наше страстное стремление попасть в «пятый класс» имеет под собой и вполне корыстное, прагматическое объяснение. Это нацеленность Объединенной авиастроительной корпорации вместе с КБ «Сухой» на бюджетные щедроты. А деньги под «пятый класс» выделены огромные.
Поколение обнуления
Теперь от субъективных оценок и мнений обратимся к здравому смыслу. Говорят, «Раптор» – замечательный самолет. В компьютерных боях со всеми гипотетическими противниками, включая наши Су и МиГ, он громит их с сухим счетом, не оставляя шансов. Поверим и допустим. Но возникает резонный вопрос: а зачем против такой сверхсовременной и дорогущей американской машины с наверняка лучшей электронной начинкой выставлять непременно нашу, тоже очень дорогую, но гораздо менее совершенную? Что, у нас с американцами на сей счет есть договор, обязывающий действовать по дуэльным правилам мушкетерского средневековья?
Ведь очевидно, что весь хилый авиапарк «Рапторов» (всего-то 140 штук), раз уж они так хороши и бесценны, можно выводить из строя куда более дешевыми по стоимости ракетами ПВО «земля-воздух», не доводя свою авиацию до встречи с этим «хищником». Получится и дешево, и сердито. При этом мы не рискуем своими летчиками и самолетами. В современной обычной войне при достаточной плотности систем ПВО с ракетными комплексами С-300, С-400 и им подобными вся стая пятого поколения будет уничтожена за две-три недели интенсивных боевых действий. После чего о существовании «Рапторов» можно забыть.
В обычной войне с серьезным противником, имеющим мощные наземные средства ПВО, жизнь дорогостоящего истребителя, скажем, того же «Раптора», сведется к одному-двум самолетовылетам. Исходя из этой логики машина пятого поколения всего лишь дань амбициям или платформа для отработки новых технических решений, не более. Иначе говоря – эксперимент.
Есть еще один довод, абсолютно убийственный для всех перенасыщенных электронной начинкой современных боевых самолетов как четвертого, так и тем более пятого поколения.
Ни один из них со всей своей компьютерной начинкой не рассчитан на применение в среде электронных сверхвозмущений, вызванных взрывами даже небольшого количества ядерных боеприпасов. Теперь представим себе, что может случиться со всей этой сверхчувствительной системой, ее программным обеспечением, самими исполнительными механизмами, окажись они в поле воздействия ядерного взрыва или его последствий. Техника попросту сойдет с ума. Самолет превратится в неуправляемое тело. Последствия понятны. И вывод напрашивается единственный и печальный: современная воздушная техника производится не для реального боевого применения в будущей войне, а ради поддержания самого авиационного производства и как фактор устрашения.
Стало быть, подобные проекты лишь способ выкачивания огромных средств из государственных бюджетов своих стран. И тут нужны весомые аргументы для воздействия на политиков, которые, как правило, являются малосведущими в технике людьми.
Подобные системы способны работать только в щадящих условиях, да и то при многократном общем превосходстве одной из сторон противоборства, как в конфликтах НАТО – Сербия, США – Ирак или США – Афганистан. Столкновение же с участием ядерных держав даже при ограниченном применении ими ядерного оружия в ближнем космосе и в воздухе (в диапазоне высот боевой авиации) одномоментно обнуляет весь их авиационный потенциал и саму возможность его использования.
Зададимся еще таким вопросом: с каких аэродромных покрытий сегодня взлетает вся боевая авиация? С бетонных полос длиной от полутора километров. Какие объекты с началом боевых действий всегда бомбят в первую очередь? Как раз эти самые аэродромы с бетонными полосами и стоянками самолетов. Применение крылатых ракет превратило авиабазы в самые уязвимые и беззащитные объекты атак. Таким образом, жесткая привязка современных боевых самолетов к аэродромам и бетону в случае нанесения по ним превентивных ударов превращает авиацию в идеальную мишень. Именно так израильтяне разнесли авиацию Египта в шестидневной войне. То же произошло с югославскими, иракскими, ливийскими ВВС.
Какие же следуют из этого выводы? Смешанный (грунтово-бетонный) тип базирования и применения боевой авиации является важнейшим фактором выживания самолета на земле. Это значит, что в любом следующем поколении боевой истребительно-штурмовой авиации непременно должна быть реализована техническая возможность ее грунтового базирования и работы с временных передовых аэродромов. Значит, самолет шестого поколения должен непременно взлетать с утрамбованного грунта и на него же садиться. А стало быть, он должен иметь взлетно-посадочную скорость не более 130–140 км/час, а не за 250–270 км/час, как сейчас.
И тут мы приближаемся к главному критерию, определяющему принадлежность самолета к поколению «пять–шесть». Во всяком случае, для России (оставим американцев в покое).
Будущее в прошлом
В современных боевых самолетах ручка или штурвал (на тяжелых транспортных) в руках пилота по сути лишь джойстик, подающий сигналы на мощный компьютер, заряженный необходимыми управляющими программами. Из того же компьютера – боевого информационного центра – обработанные сигналы управления по электрическим или оптико-волоконным сетям подаются на исполнительные механизмы и приводы, а уже от них – на аэродинамические рули и двигатели. Как мы видим, здесь нет непосредственной связи между пилотом и машиной, фактически все функции управления берет на себя электронная начинка самолета. И пилот бессилен что-либо сделать, если противнику удается выключить «мозги» самолета.
Помимо систем РЭБ мощнейшим фактором воздействия на электронику самолета является уже упомянутое влияние ядерных взрывов: электромагнитных и иных облучений высокой интенсивности. Так что никто сегодня не может поручиться, что в чрезвычайных, а тем более фатальных обстоятельствах сложная и дорогостоящая авиационная техника не превратится одномоментно в хлам.
Из вышеизложенного возникает видение облика нашего российского самолета шестого, скажем так, поколения. Это должна быть пилотируемая, инертная ко всем внешним видам и источникам воздействия (РЭБ, последствия ядерного взрыва), массовая, сравнительно дешевая, без электронных излишеств машина с обычной, как у того же МиГ-15, тросово-бустерной системой управления. Функции пилота, как обычно, сводятся к пилотированию, выбору целей и принятию решений на применение оружия. Все остальное – дело головок самонаведения его управляемого оружия.
Уникально низкая взлетно-посадочная скорость (около 140 км/час) обеспечит возможность мобильного базирования самолета и его работу с передовых грунтовых аэродромов, поскольку необходимые для современных образцов бетонные ВПП уничтожаются противником в первую очередь и куда более уязвимы, нежели сами самолеты.
Стоимость машины должна позволять производить ее тысячами экземпляров. В этом смысле боевой самолет своего рода авиационный «Калашников».
Для нас генеральным критерием является низкая стоимость, отсюда – возможность массового производства тысячными сериями. Новый самолет должен брать на борт боевую нагрузку в пределах полутора-двух тонн, быть малозаметным благодаря планеру из композитных материалов, иметь двигатель с изменяемым вектором тяги и, как уже говорилось, взлетать и садиться на грунт. Взлетный вес такой однодвигательной машины – около 4,75–5 тонн. Для экстренного взлета необходимо предусмотреть возможность принудительного вертикально-горизонтального старта с транспортной платформы с нормальной затем посадкой на грунт или бетон. На борту может устанавливаться компактная система следования рельефу местности, аналогичная работающим на дальнобойных крылатых ракетах авиационного и морского базирования класса Х-55, Х-101, «Калибр».
Именно таким, по моему глубокому убеждению, должен быть прообраз нашего российского боевого самолета шестого поколения.
Предположим, будет наш собственный «Рэптор» красоваться на авиасалонах вместе со своим американским братом-близнецом, носиться, выделывать фигуры высшего пилотажа, словом, вовсю пиариться. И что? Кому он, штучный и дико дорогой, будет нужен при отсутствии у нашей авиации своей рабочей лошадки, которой и надлежит делать всю черную работу. Непонятно также, зачем гордиться запредельной стоимостью абсолютно ненужного и бесполезного предмета при нашей вопиющей неготовности к предстоящим неизбежным испытаниям. Поэтому и стоит задуматься над альтернативой: не лучше ли производить 40–50 нужных машин против одной, абсолютно бесполезной в предстоящей нам серьезной «драке».
МиГ-15 XXI века – наш асимметричный ответ навязанной миру американской авиационной моде. Это будет и зубодробительным ударом в челюсть любому искателю приключений на российской территории и одновременно государственным заказом для хиреющих или почти умерших авиазаводов: Саратовского, Смоленского, имени Мясищева и др.
/Александр Сардури, vpk-news.ru/
Были у нас уже примеры «УДЕШЕВЛЕНИЯ» боевых истребителей (МиГ 29), результат прямо противоположный. На эту машину, многие обратили бы свои взоры, кабы не две очень проблемные области боевого применения.
1. МиГ не несёт достаточного запаса ВООРУЖЕНИЯ.
2. и не было у него СОВРЕМЕННОЙ Авионики.
Результат, упущенное время и выгода от продажи на экспорт. Нужно искать «золотую середину», если 82 миллиона долларов за новый Т-50 очень дорого, то скажем 55миллионов за более дешёвую машину, выглядят вполне вменяемой суммой, причём, надо думать, что лёгкая машина (может быть представлена в 2017 году), не уступит Т-50 по уровню авионики (электроники), но сэкономят на меньшем запасе топлива, немного меньшем запасе боевой нагрузки.
Впрочем и эту концепцию можно критиковать: 1. Небольшая дальность. 2. Невысокая эффективность поражения наземных целей.
Но всё равно это уже не так дорого, и не так сложно, как Т-50.
можно ту — 160 переделать в истребитель , оснастить мощным радаром, в том числе и дециметровым в крыльях, и дальнобойными ракетами воздух-воздух ) дал залп сразу 50 дальнобойными ракетами типа «пустил-забыл» и на сверхзвуке домой
У МиГ-29 была боевая нагрузка токая-же как у одноклассников, а система управления вооружением после знакомства с немецкими Мигами неприятно удивила амеров.
Раптор — оборонительный истребитель-перехватчик он никогда не использовался в наступательных войнах и никогда не будет использоваться. Его аналог у нас это МИГ-31. И исходя из этого его никто никогда не сможет сбить зенитной ракетой т.к он летает только над подконтрольной территории. Вот в качестве истребителя ПВО он и будет сбивать наши ракеты и самолеты.
раптор будут использовать в первую очередь, для уничтожения ПВО и истребителей 4 поколения противника
Ф-35 для уничтожения ПВО использовать будут, Раптора никогда для этих целей привлекать не будут. У него даже радар картографию местности не делает… и по земле Раптор работать не умеет, у него другая задача.
Автор явно находился под воздействием каких-то веществ, когда писал эту «статью».
Гонка вооружений — самый эффективный инструмент для развития цивилизации. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Представьте, как бы мы жили, без холодной войны. Парадокс, но именно ей мы обязаны нынешними компьютерами, мобильными телефонами, интернетом, исследованию космоса да и вообще чуть ли ни всеми научно-техническими достижениями последних 60 лет.
Авиационная промышленность весьма ресурсо- и наукоёмка, она тянет за собой множество отраслей.
Автор пишет, что взлётно-посадочные полосы крайне уязвимы, но чуть ранее утверждает, что надёжная система ПВО является более адекватным ответом появления у противника новых самолётов. Зачем тогда нужна эта ПВО и что она должна прикрывать, если оставляет без защиты ВПП, штабы, ангары и прочее? К тому же ещё со времён СССР отрабатывалась возможность использования гражданских дорог в качестве запасных ВПП.
И ещё автор почему-то думает, что если электроника современного боевого самолёта перестанет работать под действием электромагнитных всплесков и средств РЭБ противника, то не менее чувствительные электронные системы ГСН ракет почему-то уцелеют. Странно, может его другой физике в школе учили?
На что способен максимально удешевлённый (упрощённый) самолёт без нормального радара и системы управления вооружением? Правильно, лишь только на то, что бы стать лёгкой беззубой мишенью для противника.
Давайте тогда уж восстановим производство Т-54/55, которых в своё время и без того наклепали бесчисленное множество. А что, дёшево же. А ещё лучше легендарный Т-34! Он ещё проще и дешевле, там электроники нет никакой, кроме ламповой радиостанции. Она легко переживёт любой электромагнитный импульс. Построим их 100500 штук и ни один пиндос к нам не посмеет сунутся!
Как писали раньше: афтар, выпей йаду
Да Хряптор F22 перехватчик, но так же (он же) обязан обеспечивать превосходство в воздухе, но какое там превосходство, когда «Рафаль» спокойно и без проблем выиграл у Раптора учебные воздушные бои со счётом 4:1.
Нахрена он нужен с ценником $ 412 000 000? Он же не летает, там где есть развитая и мощная ПВО, он же не летает на высотах более 8 000метров (OBOGS) не работает, у него же отказ двигателей в процентном соотношении равен 40% от всего времени проведённого в воздухе.
Кто бы спорил, технологии там куда лучше чем у наших Су 27 и МиГ 29, но мы так по миру с протянутой рукой отправимся, ЭКОНОМИТЬ надо не в ущерб БОЕВОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ. Но где эта грань, никто не знает. У каждого КБ свой взгляд на ЭФФЕКТИВНОСТЬ.
Одни предпочитают «полный фарш» (Су), другие меньше размеры и масса (МиГ), но золотой середины НЕТ. Лично я «за» «МиГ».
Как абсолютно справедливо указал Доброжил, с чего ГСН ракет оказаться более помехозащищенными чем сам самолет. Плюс первоначально радар самолета находит цель, а уж потом идет захват ракетами. Иначе, получается, автор советует вооружить армию мечом из Звездных войн вместо автоматов. Только в реальной жизни вряд ли ими отобьешься от пуль.
Второй аспект проблемы, на мой взгляд, трактовка автором состояния ядерной войной или миром. Но после Второй Мировой до нашего времени мир находится в другом состоянии. Возможно и очень долго будет находится и далее. Военные конфликты с применением неядерных сил и средств. И тут, конечно же, развитие технологий для совершенствования техники безусловный плюс. В конце концов кто знает до чего дойдут беспилотники. И не будет ли однотонная блоха впоследствии более эффективно крошить 5-ти тонные миги 21 века с пилотами. А их восполнить как технику невозможно.
для обороны своей территории . конечно дешевле в разы использовать тысячи зенитных ракет( например от Бука) , чем тысячи самолетов, надо только иметь эффективные средства ЦУ для наземной ПВО . способные обнаруживать невидимки, можно например сделать электрический квадрокоптер с РЛС +олс от Су -35, питать можно по кабелю с земли , хватит думаю высоты 200-400 метров , чтобы далеко обнаруживать крылатые стелс ракеты . и прикрывать всё это хозяйство Панцирем. для завоевания неба на чужой территории конечно надо истребитель с активной системой обороны, защищающая от всех ракет приближающихся к истребителю
У Раптора лучшая электронная начинка?
Да там начинка уровня 80х годов!
Аффтар дебил-провокатор.
Прочитав комментарии,решил прочитать статью.
Если смысл статьи перевести в автомобильную тематику,то автор предлагает отказаться от пневматических колёс, и вернутся к деревянному колесу от телеги.
А что касается электромагнитного импульса,то думаю что в КБ над этой темой работают,с времён первых ядерных взрывов,и скорее всего успешно.
Хотите я вам анекдот (ну не анекдот, реальная история, канфуза разрабов РАПТОРА), они хотели сделать истребитель ПО-ДЕШЕВЛЕ (СТОИМОСТЬ НЕ БОЛЕЕ $40 000 000), но потом произошёл ГРАНДИОЗНЫЙ СКАНДАЛ (опытная модель хряптора не отвечала требованиям СТЕЛСА), он был очень даже видимый.
Далее хотели Авионику по-дешевле запихнуть, но выяснилось, что ДЕШЁВАЯ АВИОНИКА нихрена не могёт, к тому же Интел наотрез отказался продлевать выпуск 486 камня (ПРОЦЕССОРА), пришлось всё «железо» перепроектировать, под более-менее новую начинку.
Вдобавок Китайсы закупали очень древние 486 процессоры, спиливали маркировку, наносили новую маркировку ОЧЕНЬ МОЩНОГО И КРУТОГО ПРОЦЕССОРА который после тестов нихрена не умел работать так, как надо. И это дерьмо ставили на Хряпторы.
Потом с двигателями проблемы, с системами жизнеобеспечения, ну в общем «Локхид» и Боинг» очень хорошо погрели руки на проекте с которым на самом деле был ОКЕАН ПРОБЛЕМ.
Да прототип YF 23 был гораздо менее заметен, чем YF 22. Но не умение вести переговоры с Пентагоном «Нортропа» и «Макдоннела», и якобы нестабильное ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ вроде БОИНГА на момент 1990 года поставили крест раз и навсегда на проекте YF 23, о чём неоднократно наверняка кусали локти представители Пентагона. Но «Локхид» и «Боинг» это рассадник коррупции, за откаты и взятки для Пентагона они этому Пентагону такое дерьмо всучили, потом раз пять наверное это дерьмо «модернизировали», в общем бабло в конкурсе победило, а зря, очень зря отказались от YF 23.
Самое интересное;с ихнем Абрамсом,точно такая же петрушка. А что касается 23го,тут скорее всего подгадили демонстрационные полёты МиГ и СУ. Но это чисто моя гипотеза.
Точно такой же анекдот произошёл и с ихнем Абрамсом.
В принципе с идеей сверх дешёвого истребителя согласен если это будет беспилотник.