Макет атомного авианосца «Шторм» проекта 23000
Новый российский атомный авианосец пустит по миру не только Минобороны

Недавний спуск на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге самого мощного в мире атомного ледокола «Арктика» нового проекта 22220 сильно вдохновил российских кораблестроителей. Неназванный осведомленный источник в тот же день сообщил информационным агентствам, что, кроме всего прочего, «Арктика» станет испытательной площадкой для атомных реакторов РИТМ-200 на эксплуатационную пригодность. В случае успеха затем такие же планируется ставить и на перспективный атомный авианосец «Шторм» проекта 23000, контракт на строительство которого военное ведомство, по словам замминистра обороны Юрия Борисова, собирается подписать к концу 2025 года.

Для начала отметим, что недолгая пока история «Арктики» действительно сильно обнадеживает. Она показала, что отечественное судостроение потихоньку преодолевает многолетний кризис. И мы уже опять в состоянии строить серьезные современные суда и корабли. Ведь этот весьма немаленький ледокол (водоизмещением 33500 тонн, в полтора раза больше, чем, к примеру, у тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Петр Великий») был заложен сравнительно недавно, в ноябре 2013 года. То есть — менее трех лет назад. А уже через полтора года, если все пойдет по плану, займется своими прямыми обязанностями — станет ломать льды за Полярным кругом.

Сравните эти сроки хотя бы с теми, что ушли на создание, скажем, упомянутого «Петра Великого» (12 лет). Или с историей создания головного многоцелевого фрегата дальней морской зоны проекта 22350. «Адмирала Горшкова» заложили в 2006 году. И не ввели в боевой состав ВМФ до сих пор.

Макет атомного авианосца «Шторм» проекта 23000 Макет атомного авианосца «Шторм» проекта 23000

Понятно, что военные корабли по сложности конструкций не идут ни в какое сравнение даже с атомными ледоколами. Насыщенность современных крейсеров, эсминцев и фрегатов различными образцами оружия, электроникой, различными агрегатами и механизмами куда выше. И строить их намного сложнее.

Ну, так мы еще недавно и ледоколы строили как египетские пирамиды. Предыдущий покоритель полярных широт, названный «50 лет Победы», ввели в эксплуатацию, когда уже и 60-й юбилей славного 1945 года давно миновал. После закладки на стапеле в 1993 году до ввода в эксплуатацию прошло четырнадцать лет.

Только означают ли обнадеживающие вести с Балтийского завода, что мы уже вправе всерьез задумываться и о новом российском авианосце водоизмещением до 100 тысяч тонн с ядерной ГЭУ? Ведь это настолько грандиозный и амбициозный проект, что многие специалисты сомневаются в способности страны потянуть его даже в среднесрочной перспективе. И сомневаются, на мой взгляд, весьма резонно. Перечислим хотя бы некоторые из аргументов скептиков.

Первое и, наверное, главное, — цена. По опубликованным данным, она выйдет никак не меньше 15−20 миллиардов долларов (около триллиона рублей по нынешнему курсу). Только вряд ли даже столь циклопическая сумма не разбухнет по дороге со стапеля. Ведь мы собираемся строить аналог самой дорогой «игрушки» ВМС США — авианосца CVN 78 «Джеральд Р. Форд». А он обошелся Пентагону в 42 миллиарда долларов.

Причем, и без того поражающий воображение триллион рублей — это пока предварительная стоимость только самого российского корабля. Расходы на запланированное для «Шторма» авиакрыло в составе порядка 90 самолетов и вертолетов — отдельная статья расходов.

А между тем, это авиакрыло обещано сформировать, в том числе и из еще не принятых на вооружение наших Вооруженных сил многоцелевых истребителей пятого поколения Т-50, переделанных в будущем в палубный вариант. Во сколько обойдется каждый пока виртуальный перспективный авиационный комплекс палубной авиации (ПАК ПА)? Поскольку такового истребителя пока нет в природе, нет и точного ответа. Но определенные представления можете почерпнуть вот из чего: в свое время Индия соглашалась закупать каждый «простой», а не палубный Т-50 по 100 миллионов долларов. На «Шторме» ПАК ПА, напомню, должны базироваться десятками. Иначе нечего и огород городить. А коли так, дальше — пугающая результатами таблица умножения.

Читайте также  Наш флот превзойдёт американский - по типажу

Только и это не все. Полноценному авианосцу не обойтись без палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), позволяющего контролировать воздушную и надводную обстановку на дальних подступах к кораблю. В российской авиации ничего подобного никогда не было. Мы пытались построить такой для заложенного в последние советские годы в Николаеве атомного авианосца «Ульяновск», который прямо на верфи погиб вместе с той страной под «самостийными» украинскими автогенами.

Обидно, первый отечественный палубный самолет ДРЛОиУ был буквально на выходе, построили уже и полноразмерный макет. Предполагалось, что эта машина с экипажем в шесть человек и взлетной массой в сорок тонн сможет патрулировать в воздухе до шести часов на скорости до 700 километров в час. Одновременно наводить на цели она должна была до сорока истребителей. Назывался самолет Як-44. Но тот проект вместе с «Ульяновском» прихлопнули в 1992 году.

Понятно, что просто взять с пыльной полки в «яковлевском» КБ чертежи той машины и снова начать ее строить, не получится. За минувшие четверть века Як-44 технологически безнадежно устарел, так и не родившись. Значит, самолет ДРЛОиУ для «Шторма» придется конструировать заново. Каких денег это потребует?

Если хотя бы перечисленное обобщить, чтобы перевести дух, то выйдет вот что: авторитетные эксперты считают, что общая стоимость авиакрыла для «Шторма» неизбежно превысит расходы на сам корабль. То есть триллион рублей. На сколько превысит — время покажет.

Но бурная река предполагаемых бюджетных трат несет нас дальше. Неизвестно, каким получится сменщик Як-44 на «Шторме». Однако, несомненно, он тоже выйдет весьма тяжелым, поскольку такой по долгу службы обязан подолгу барражировать в воздухе в сотнях миль от авианосца. Это требует большого расхода топлива.

Словом, даже если взлетный вес неизвестно какого пока самолета ДРЛОиУ снова получится хотя бы порядка сорока тонн — это значительно больше, чем у самого тяжелого истребителя. С трамплина, как на «Адмирале Кузнецове», такому самолету не подняться. Нужна катапульта. Паровая, а лучше электромагнитная. Ни того, ни другого в России тоже никогда не делали. Но, выходит, сделать придется. И раскошелиться на катапульты тоже.

И так — куда ни кинь. Строить авианосец водоизмещением в 100 тысяч тонн негде. Нужен соответствующих размеров сухой док. Говорят, возводить его собираются в Северодвинске. К тому же там еще по решению Иосифа Сталина подготовили базу для спуска на воду тяжелых крейсеров и линкоров. Но эта база все равно тесна для современного атомного авианосца.

Далее. Делать сухой док открытым? То есть, годами собирать корпус корабля на свежем воздухе? Это сомнительно. Поскольку на берегах Белого моря большую часть года воздух куда свежее, чем, допустим, на море Черном.

Однако, допустим, мы все это преодолели, денег потратили — как на зимнюю Олимпиаду в Сочи. И готовый к бою «Шторм» уже режет форштевнем волны. Куда его ставить? В смысле — куда базировать?

Оставлять на швартовых бочках на рейде Североморска нельзя. Плавучий город ежесекундно нуждается в снабжении паром, электроэнергией, пресной водой. Если он станет все это вырабатывать собственными средствами — быстро сожрет сам себя. Как случилось на том же рейде с предшественниками перспективного авианосца времен Советского Союза — тяжелыми авианесущими крейсерами проекта 1143 «Киев» и «Баку». А на Дальнем Востоке — с такими же «Минском» и «Новороссийском».

Причалов для них никто даже и думал строить. Привязанные к застывшим на якорях бочкам крейсера беспрерывно молотили своими котлами и дизель-генераторами. Которые поочередно «сдыхали». Ремонт шел непрерывно. До той поры, пока и ремонтировать стало нечего.

Их печальную судьбы постарались учесть, когда ввели в строй Северного флота «Адмирала Кузнецова». Для него в сотне километров от Мурманска построили специальный причал в безлюдных сопках близ поселка Видяево. С котельной и электроподстанцией. Только снова ничего не вышло. Причин много, но про одну из них я услышал сам, когда в 1995 году был на борту «Кузи» в составе комиссии Минобороны РФ.

Читайте также  Ударные силы американских ВМС: варианты применения

Как выяснилось, никто не продумал, каким образом будет обеспечена противовоздушная оборона того пункта базирования. Своими средствами ПВО далеко оторванный от причалов стоявшей в Североморске, на другом берегу Кольского залива, эскадры авианосец тоже защититься оказался неспособен. Окрестные сопки оказались выше его антенн. По этой причине обнаруживать воздушные цели собственными РЛС экипаж корабля был не в силах.

Командир корабля неуверенно докладывал комиссии, что в случае военной опасности на вершины сопок выдвинет расчеты имевшихся на борту переносных зенитно-ракетных комплексов «Стрела». Это было совсем не смешно. И «Адмирала Кузнецова» вскоре пришлось перебазировать в поселок Роста на окраине Мурманска. Где он набирается сил и поныне.

Что в этом смысле ждет «Шторм»? Куда на Кольском полуострове ставить этот корабль? В Росту, где к моменту гипотетического появления нового авианосца на свет к 2030 году уже не будет «Адмирала Кузнецова»? Но перспективный «Шторм» вдвое массивней. И не факт что ему хватит причального фронта, занимаемого пока тоже внушительным «Кузей».

Строить новую базу? Где? И сколько такая будет стоить? Вон китайцы четыре года возводили причалы и прочие береговые сооружения для своего единственного пока авианосца «Ляонин», бывшего советского «Варяга». Полагаю, даже сам срок лихорадочного строительства дает некоторое представление и о масштабах финансирования.

Но, во-первых, китайцы поставили «Ляонин» в Циндао. А это совсем не заполярные края. А во-вторых, и этот корабль, как и «Адмирал Кузнецов», вдвое меньше «Шторма». Так что нам придется намного сложнее.

Тогда зачем мы все это собираемся городить? Зачем России авианосец, который догола разденет не только Министерство обороны? Подозреваю, разгадка в словах вице-премьера Дмитрия Рогозина, сказанных пару лет назад: «Строительство такого рода кораблей — вопрос не военно-технический, это вопрос геополитический». Сильно подозреваю, что в данном случае под геополитикой имеется ввиду не стратегическая целесообразность, а ложно понимаемый государственный престиж.

Может, вы не правы, Дмитрий Олегович? Может, читали: даже в Соединенных Штатах все настойчивей голоса, что авианосцы — это вчерашний день. С начала 2016 года за океаном опубликованы, как минимум, два серьезных аналитических доклада на эту тему.

Первый — в Washington Post под заголовком «Преимущество США за счет авианосцев подходит к концу». Статья написана в Центре новой американской безопасности высокопоставленной сотрудницей Пентагона Мишель Флурной, а также бывшим офицером разведки ВМС США и сотрудником госдепа Куртом Кэмпбеллом. По мнению этих людей, эра эффективного использования авианосцев в современных войнах стремительно кончается. Вероятные противники — Россия и Китай — своими береговыми ракетными комплексами большой дальности способны уничтожить эти огромные корабли раньше, чем те поднимут палубную авиацию для нанесения удара.

Разумеется, американские военные эксперты, горюющие по авианосцам, не стали в одночасье «голубями мира». Нет, они призывают высвобождающие в случае отказа от существующей кораблестроительной программы деньги вкладывать в другие виды современного оружия для войны на море. Скажем, в совершенствование электромагнитных пушек. Или в строительство многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами на борту, способных скрытно подбираться к чужому побережью на дистанцию залпа.

Приблизительно то же в другом докладе утверждает Бен Хо Ван Бенг, старший аналитик Школы международных исследований из Сингапура. Его взгляды, надо полагать, разделяет Военно-морской институт США, который и подготовил публикацию.

Так может и нам задуматься, как эффективней тратить триллионы? Особенно те, которых у страны нет?

/Сергей Ищенко, svpressa.ru/

77 КОММЕНТАРИИ

  1. И ещё нужно что бы в России каждый занимался своим делом,гинеколог своим-механик своим,и всё запланированное реализовывалось.

    У нас профессора дворики подметают, дантисты пластические операции делают…результат сами знаете какой.
    Я за порядок который у нас отобрали в 1991 году. Попробуйте окурок в Сингапуре мимо урны бросить…1000долларов штрафа, так ведь там ПОРЯДОК…не то что у нас…

    А ПВО например на крейсере «Пётр Великий» имеется, там она аналог сухопутной С-300, и весьма нужная для корабля система.

    Всё это надо для минобороны говорить. Они там обидчивые, сами знают, чего им строить, но ведь не всё достроено. Хотя вроде были обещания…к 2020 году многое изменить. Ждём-с.

  2. На суше С-300/С-400 Всегда не одиноко стоит, а в комплексе с авиацией. Без авиации ПВО, хотя бы 4-8 самолетов, С-300/400 на суше — просто слепая мишень, которая дальше радиогоризонта — НЕ ВИДИТ. Эсминцы для своей С-300/С-400 свою авиацию ПВО не имеют. Для этого им нужны авианосцы.
    Именно поэтому эсминцы без авианосцев в дальней мирской зоне, без прикрытия базовой авиации или палубной — мишени в тире. Даже с С-300/400
    И да, каждый должен своим делом заниматься…

  3. Вопрос для чего нам авианосец? И все сошлись во мнении, что для понтов: геополитический престиж, показать флаг и пр. Если он реально нужен и будет эффективен, то можно и потратиться. Но ради «престижа»? Как говорят — дешевые понты дороже всего обходятся. А тут понты не дешевые. Кроме указанных трат понадобятся корабли сопровождения, обслуживания. База нужна и для них, а не только для авианосца. И где их взять? Строить новые или надергать со всех флотов и ослабить их? По-моему, эффективнее и дешевле создать авиабазы в зонах наших интересов и оперативно перебрасывать на них войска. А во флоте делать ставку на ракетные крейсера и эсминцы.

    • «Кроме указанных трат понадобятся корабли сопровождения »
      «А во флоте делать ставку на ракетные крейсера и эсминцы. »
      — надо полагать, «ракетные крейсера и эсминцы» у автора — это совершенно другие корабли, нежели «корабли сопровождения» авианосца? Тут одно из двух — либо у написавшего есть какие-то тайные знания о неведомых «кораблях сопровождения» авианосца, радикально отличающихся от «ракетных крейсеров и эсминцев», либо просто проблемы с мозгом… Да и просто с обычной адекватностью. Ибо выкладки, почему «линкоры» вдали от дружественных берегов беспомощны — даны выше.

      • Против кого мы собираемся воевать?
        Если против папуасов и террористов, то авианосец нам в помощь.
        Если наш противник НАТО, то ракетные крейсера просто необходимы.
        Иными средствами АУГ не уничтожить.
        То и другое наша экономика не потянет и выбор, имхо, очевиден.
        Корабли сопровождения необходимы в любом случае, но Ракетная Ударная Группировка обойдется намного дешевле: корабли меньшего тоннажа, все технологии известны и отработаны, не нужно изобретать катапульты и переделывать самолеты, которых еще нет, практически.

        • Лавров по вам хорошо сказал… Какие «крейсера» против НАТО!? Без авианосцев любые крейсера в районе Гибралтара — просто мишени. Ясно? Еще со времен СССР так. Тогда СССР брал тупо числом. Авиации нашей в тех широтах — не было. Ту-142, Ту-95 — мизер против всего НАТО + 2,4,6-ой атлантические флоты США. Вся концепция надводного флота ВМФ СССР + дальней авиации была ущербной против этой мощи НАТО+США в Атлантике.

          Как написали вам, что крейсера без прикрытия с воздуха пустое место — так и есть! А там, где нет нашей авиации, там ВЕЗДЕ наши коммуникации будут перерезаны. И крейсера тут АБСОЛЮТНО бессильны. Сколько ни клепай в приступе идиотизма. Дешевле авианосцы построить и меньшим количеством крейсеров.
          Всё, дпебилизм устал комментировать.

          • Лавров, конечно, авторитетный эксперт.
            Еще более авторитетный был Сердюков.
            Сумел всех убедить, что без Мистралей мы завтра умрем.
            Та же история с авианосцем, тут пилить можно долго и много.

          • Только слепой не увидит,что «Мистрали», ох как сейчас пригодились бы в Сирии.
            А что касается усталости комментирования дебилизма,-так не пишите его и не будите комментировать.

          • Мистрали в Сирии? а что мешает вертушкам базироваться на земле?

          • Петька-начинай кукарекать по утрам,как говорится,-хоть шерсти клок.
            «Мистраль» помимо плав-аэродрома ещё и мобильный командный пункт,может использоваться как десантный корабль,перевалочный пункт,и многое другое.

          • я так и не понял, ты что собрался десант на Мистрале везти в Сирию, а может на ил76 через ИРан, так быстрее и дешевле в разы

          • Петька,тебе же сказали;займись своим делом,а именно кукарекай по утрам. С твоими птичьими мозгами,понять тебе что либо, не реально.

    • А для чего государству, армия, флот и авиация, для понтов? Они все не дешовые, может проще было войти в НАТО, раздвинуть ноги, поделится ресурсами и пусть Америка нас тоже защищает?

      • 31 марта 1954 года СССР отправил ноту западным странам с просьбой о вступлении в НАТО. Стать частью западного военного блока в разное время хотели и Сталин, и Хрущев, и Андропов, а также УССР и БССР.

  4. Запомните всего лишь одно волшебное слово — РАДИОГОРИЗОНТ. А для совсем непонятливых второе волшебное понятие: под радиогоризонт С-300/400 не стреляет. И С-500 тоже… Радиогоризонт для дальности 50 км — прибл. 50 метров. Радиогоризонт для 100 км — неск. сотен метров. 50-100 км — дистанция пуска Суперхорнетом «гарпунов» из-под радиогоризонта по крейсерам и эсминцам с внешним целеуказанием от Хоккая, или с другого Суперхорнета/спутника как вариант. Система тактического интернета link-16 в помощь… А в нынешнем варианте системы, «гарпуны» могут запускаться массово и с «Посейдонов», с безопасной дистанции 260-280 км. У новейших «гарпунов» именно такая дальность. А в прошлом для этих целей использовали и спец. адаптированные B-52. Это десятки гарпунов на одном стратеге при глобальной дальности. А могут и спец. «томагавк» откопать с ГСН «гарпуна», такие уже были в 80-х. Тупо закидают…

    Это — реальность. А не влажные фантазии на кухне.

    • Ну давайте начнём с того что, начнись большая войнушка-огребут и те и эти по полной программе.
      Так что тупо закидать не выйдет. Авианосец вещь полезная для освоения не освоенных территорий,и создания плацдармов для будущих войн. Ну и в локальных конфликтах вещь ценная.
      ВЫВОД:-Авианосец вещь нужная,но идеализировать эту вещь не стоит.

  5. Начался цирк: ну раз всех ядрено закидаем, зачем флот, танки, самолеты — РВСН и С-400 — больше ничего не нужно.

    Идеализировать нельзя ничего в принципе. Идеалы оставьте Богу.

    • Нет будем ждать,когда они над нами налетаются,всё разведают,узнают,без помех наведут.
      Чушь циркообразную не порите.

      • А что вам еще остается, кроме как ждать? Одними помехами и одними ЗРК воевать собрался, кухонный воен…

        • Пиндосёнок, ждать мы вас засранцев не будем,просто жахнем по принципу;мы умрём-но вы пиндосы сдохните следом. Но вам этого не понять.

  6. Океанский флот только там, где надводная компонента строится вокруг авианосцев. Точка. Везде так — от Китая, Индии, Бразилии, Японии до всех остальных.

    • Немцы в ВОВ неплохо вломили англичанам, которые имели и авианосцы и океанский флот.
      Надо было предупредить Кригсмарине, что так нельзя.

  7. Правильно, а а надводный флот после того как Бисмарка АВИАНОСЦАМИ на дно отправили, жался у стенки. Да и подводный в пролете оказался, а вбухали туда немерянно.

    • Да будет вам известно; «Бисмарк» был потоплен такими же кораблями как он сам. Японская авиация несла большие потери,атакуя линейные группы американцев,не добиваясь существенных результатов.
      А что касается подводных лодок,продлилась бы война ещё год,и союзники бы огребли от немцев на море по полной,так как немцы начали строительство принципиально новых судов.

      • Бисмарк потоплен торпедами авиагруппы авианосца Арк Ройял. Ямато и проч. потоплены авианосцами. Идите изучайте историю.

        • Для изучивших историю, «Бисмарк» атаковали 15 английских самолётов торпедоносцев, в результате в корабль попало две торпеды,одна из них попала в пояс,другая попала в корму и заклинила рули,тем самым сбила ход,что позволило Английским линейным кораблям настигнуть «Бисмарк» и потопить. Вопрос;а почему Англичане не стали добивать «Бисмарк» авиацией? Наверное потому что самолёты авиакрыла было слегка раздолбанна.
          Поинтересуйтесь американским линкором «Дакота», который отбился от 50ти атакующих его Японских самолётов,сбив пи этом 26 и получив одну бомбу,при этом прикрыл своим огнём, авианосец «Энтерпрайз».
          Что касается «Ямато» , то у данного корабля была относительно слабая(устаревшая)зенитная артиллерия, слабый экскорт, ну и для его уничтожения было выделено 400 самолётов. Да кстати,.»Тирпиц» так же атаковали Английские самолёты,но он их всех переколошматил.
          Так что если я иду учить историю,то вы весёлым галопом за мной,я вас научу историю учить.

          • Учить будете свою жену борщ варить. А пока просто слушайте и запоминайте: во-первых, не «сбили ход» Бисмарку, а, повредив рули, заставили его выписывать циркуляции, это означает ПОЛНУЮ потерю управляемости (=потопили в реале), во-вторых, ответ неверный, авианосцы второй мировой и нынешние авианосцы — это абсолютно разные корабли по уровню, по относительной цене (относительно линкоров, исключение — японский, Синано), авианосец Арк Ройал был всего лишь эскортным, в ДВА раза меньше по водоизмещению Бисмарка, авиагруппа очень слабая по количеству, свою задачу, перебить «ноги» и «выпустить кишки» она выполнила. Ничего общего с современными авианосцами Арк Ройал не имел (даже по концепции своего применения).

            По Дакоте. 30 самолетов — это в среднем половина авиакрыла авианосца второй мировой. На таких же по водоизмещению Ленсингтонах авиагруппа была 65 самолетов. Так что японцы атаковали в реале меньшими силами. Ясно? Тупо сравнивать количествами — это просто тупо сравнивать, не понимая сути, что вы и делаете. Если бы Дакоту атаковали 60 самолетов, она была бы полностью потоплена. Она и так чудом осталась на плаву, потеряла управление походу.

            По Тирпицу — чушь собачья. Потопила его именно авиабомба. У причальной стенки, кстати…

            Идите свою жену варить борщ и изучайте историю флота.

            А за интерес к флоту — плюс в карму)) Просвещайтесь. Развивайтесь)

          • Ааа, Ямато) Чем 60-тысячетонный Ямато с его зенитной артиллерией был «слабее» 45-тысячетонной Дакоты?

            Янки над количеством думают, когда его мало. А когда много — не стесняются. Были бы 1000 самолетов — бросили бы 1000 против него. К сведению: Ямато был вполовину тяжелее среднего авианосца второй мировой. Это как если бы в нынешнее время какой-то идиот решил построить 150-тысячетонный крейсер против Нимицев)))) Таких — нет и не будет))

          • Жертве википедии мечтающей о борще:
            1) Что бы кто либо тебя слушал,освой тему,в которой ты сударь пустозвон.
            2) С повреждёнными рулями «Бисмарк» мог держатся на курсе на малом ходу. Это и называется сбить ход.
            3) Бисмарк бы ушёл от преследования,если бы не выдал себя радиограммой.
            4) Что касаемо кишок «Бисмарка»,которые ему выпустили торпедоносцы,это всё равно что ты себе презерватив, перед тем как,натянешь на голову.
            5) Историк кислого борща,если бы ты интересовался историей,то знал бы что,авиация Японцев базировалась не только на кораблях но и на островах,это то что касается «Дакоты», и боеспособность она сохранила полностью.
            6) Тирпиц до того как утопить у причальной стенки,атаковали и в северной Атлантике.
            7) Что касается не верного ответа;-нет оно на свет вытащило авианосцы второй мировой,как потом выяснилось не в тему,и теперь строит из себя знахаря не порочного.
            8) Что касается «Дакоты-Ямато», помимо количества есть качество, 60 тысяч нужно помимо вооружения ещё защитить и двигать.

            Так что,жертва википедии,вычистите себе носик,сходите в столовку,поешьте хоть столовского борща(бедняга,борща не пробовал,ну сам себе бабу выбрал),завязывай мастерить из газет кораблики и запишись в библиотеку.

          • Соплненосец, ваши домыслы не заменят знания и понимания. Тему вы не знаете.
            1) По поводу рулей и «кишок». В 20.47 в Бисмарк попали две торпеды, одна намертво заклинила рули на 12 градусов. Рулевой отсек и соседний были затоплены. Вторая повредила корпус в районе цистерн, Бисмарк стал терять топливо и набирать воду. Лютьенс радировал: «Корабль неуправляем. Будем драться до последнего снаряда. Да здравствует фюрер!»

            По курсу следуют ТОЛЬКО управляя кораблем. Бисмарк НЕ МОГ следовать определенным курсом. ОН ВЫПИСЫВАЛ ЦИРКУЛЯЦИИ И РЫСКАЛ. Прежде чем открывать рот на тему, полезно хоть что-то понимать в вопросе. Проблемы ваших соплей, презервативов и проч. — не аргумент. Как и болезненная для вас тема борща. С этим на другой сайт. И да, рот прополощите, когда с людьми общаетесь. Не только нос…

            Далее. Бисмарк не никуда бы не ушел в любом случае. Его полностью обложили.

            2) Дакота у него сохранила «боеспособность» ПОЛНОСТЬЮ. Так «сохранила», что чуть не протаранила свой же авианосец, находясь до того с ним в одном ордере… «Полная боеготовность» — это совсем иное состояние корабля…

            3) То, что вы знаете про береговую авиацию японцев — это радует. Не по теме.
            По поводу авианосцев, количества авиации на них, сравнение водоизмещения — это все к вопросу отношения боевая эффективность/стоимость, сравнивать нужно по одной базе сравнения, иначе это тупость. Сравнивать по боевой эффективности линкор, в два раза больше по водоизмещению Арк Ройала — глупо. К теме отношение имеет непосредственное. Я понимаю, что до вас это не доходит, но это уже ваши проблемы и не проблемы авианосцев.

            4. Ваши фантазии по поводу уничтожения «всей» английской авиации Тирпицем — это к психиатру. То, что он несколько самолетов уронил — не оправдало той стали, которая на него пошла. Ясно? С такими проблемами в мозгах, у вас даже свою жену борщу научить не получится, мда…

            5. Качество «Ямато» применительно к теме, только одно: он на дне. Без прикрытия авианосцев линкоры — не жильцы. Авианосцы без качественного прикрытия — тоже. Т.е. если бы у вас были мозги и образование, а не сопли и проч. грязь в голове, вы бы понимали, что это синергия. Другими словами, если сравнивать по три корабля одной стоимости с каждой из сторон, с одной стороны, и три корабля той же стоимости, но в составе которых есть один или два авианосца, шансов на победу при одинаковой выучке их команд будет больше у той группы, где есть авианосцы. Разумеется, стоимость авиакрыльев нужно включать.

          • Цистерны у «Бисмарка»были вскрыты в бою с Английскими кораблями,до торпедной авиа атаки. Далее комментировать сей бред сопливого википедиста,только время тратить.
            Я тебе сказал же,умойся от соплей,заканчивай с бумажными корабликами,и запишись в библиотеку.

          • Вскрыто здесь оказалось лишь ваше дремучее невежество, а не цистерны «Бисмарка».

          • Эй википидист,борща не вкушавший,хорош вешать свои ущербности на других.
            Тебе же сказано,умойся и запишись в библиотеку.

  8. На суше С-300/С-400 Всегда не одиноко стоит, а в комплексе с авиацией. Без авиации ПВО, хотя бы 4-8 самолетов, С-300/400 на суше — просто слепая мишень, которая дальше радиогоризонта — НЕ ВИДИТ. Эсминцы для своей С-300/С-400 свою авиацию ПВО не имеют. Для этого им нужны авианосцы.
    Именно поэтому эсминцы без авианосцев в дальней мирской зоне, без прикрытия базовой авиации или палубной — мишени в тире. Даже с С-300/400
    И да, каждый должен своим делом заниматься…

    Вот здесь с вами согласен на 100%. Лишь бы нашей не совсем здоровой економыке денег хватило, и промышленность наша не «буксовала» Бывали такие случаи, когда институты и КБ свою работу сделали, или доделывали, а промышленность…даже при наличии денег.
    А как по вашему (просто ваше мнение) как прикрыть боевую авиацию (например Су 27) если нет береговой ПВО (С-400), а других средств прикрытия для боевой авиации нет?

    P.S. Бриты во время второй мировой растерзали Бисмарк. И правильно сделали. Так что не всегда немцы всем…давали. К большому сожалению, сейчас вся эта фашисткая шваль из могилы поднимается. Надо на них объёмную бомбу сбросить. Чудовищная сила от её взрыва. Говорят скалы (горы) плавятся. И с фашистами так и надо. А то они нам свои условия пытаются диктовать.

    • «А как по вашему (просто ваше мнение) как прикрыть боевую авиацию (например Су 27) если нет береговой ПВО (С-400), а других средств прикрытия для боевой авиации нет?»

      А тут невозможно комментировать. Так просто не бывает. Аэродромы с Су-27 базовой авиации ВСЕГДА прикрываются мощной ПВО. Поскольку и то и другое прикрывает стратегически важные объекты флотов, главные базы флотов. На суше всегда так, это азы. И в океане должно быть так же)

  9. Появилось очередное доказательство полной деградации украинской власти: Порошенко хочет нанести удар по России боевыми истребителями. Правда самих истребителей на украине не осталось. И мозгов у укродебилов не осталось.

  10. Я не верю, что его вообще строить будут. Это же триллионы рублей. Нужна ннфраструктура, поставщики, графики финансирования, точно ли в срок изготовят реакторы, даже аэрофинишёры, да тот же Т-50 только в сухопутном варианте. Если в ангаре 20-30 машин стоять будут, то тогда смысл такую громадину строить? Кроме того, там же на авианосце должны быть аналоги ЯК 44, там же должна быть система аналогичная С-500. Да много чего должно быть. Если сроки сдвинуть «вправо» то на какое время? У нас могут и 3 раза так сроки будут сдвигать, то получим устаревший авианосец ишшо не разу не вышедший из строительного дока.

    Я не потому это написал, что «фома неверующий» а потому что надо либо заранее док, финансирование, поставщиков, технику (палубные варианты) истребителей готовить, у нас как всегда «конь не валялся», а зачем столько денег на ветер выбрасывать?

    • Создаётся впечатление,что вы лично по конюшне ходили и смотрели,где какой конь валялся.
      А ещё,как правило авианосцы не несут корабельных вооружений,им собственно самолётов хватает,а для ракет,пушек,торпед,существуют корабли экскорта.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя