Главная Аналитические статьи и мнения

ВМФ России: «Шторм», грозящий смыть триллионы

77
8821
Новый российский атомный авианосец пустит по миру не только Минобороны

Недавний спуск на воду на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге самого мощного в мире атомного ледокола «Арктика» нового проекта 22220 сильно вдохновил российских кораблестроителей. Неназванный осведомленный источник в тот же день сообщил информационным агентствам, что, кроме всего прочего, «Арктика» станет испытательной площадкой для атомных реакторов РИТМ-200 на эксплуатационную пригодность. В случае успеха затем такие же планируется ставить и на перспективный атомный авианосец «Шторм» проекта 23000, контракт на строительство которого военное ведомство, по словам замминистра обороны Юрия Борисова, собирается подписать к концу 2025 года.

Для начала отметим, что недолгая пока история «Арктики» действительно сильно обнадеживает. Она показала, что отечественное судостроение потихоньку преодолевает многолетний кризис. И мы уже опять в состоянии строить серьезные современные суда и корабли. Ведь этот весьма немаленький ледокол (водоизмещением 33500 тонн, в полтора раза больше, чем, к примеру, у тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Петр Великий») был заложен сравнительно недавно, в ноябре 2013 года. То есть — менее трех лет назад. А уже через полтора года, если все пойдет по плану, займется своими прямыми обязанностями — станет ломать льды за Полярным кругом.

Сравните эти сроки хотя бы с теми, что ушли на создание, скажем, упомянутого «Петра Великого» (12 лет). Или с историей создания головного многоцелевого фрегата дальней морской зоны проекта 22350. «Адмирала Горшкова» заложили в 2006 году. И не ввели в боевой состав ВМФ до сих пор.

Макет атомного авианосца «Шторм» проекта 23000

Понятно, что военные корабли по сложности конструкций не идут ни в какое сравнение даже с атомными ледоколами. Насыщенность современных крейсеров, эсминцев и фрегатов различными образцами оружия, электроникой, различными агрегатами и механизмами куда выше. И строить их намного сложнее.

Ну, так мы еще недавно и ледоколы строили как египетские пирамиды. Предыдущий покоритель полярных широт, названный «50 лет Победы», ввели в эксплуатацию, когда уже и 60-й юбилей славного 1945 года давно миновал. После закладки на стапеле в 1993 году до ввода в эксплуатацию прошло четырнадцать лет.

Только означают ли обнадеживающие вести с Балтийского завода, что мы уже вправе всерьез задумываться и о новом российском авианосце водоизмещением до 100 тысяч тонн с ядерной ГЭУ? Ведь это настолько грандиозный и амбициозный проект, что многие специалисты сомневаются в способности страны потянуть его даже в среднесрочной перспективе. И сомневаются, на мой взгляд, весьма резонно. Перечислим хотя бы некоторые из аргументов скептиков.

Первое и, наверное, главное, — цена. По опубликованным данным, она выйдет никак не меньше 15−20 миллиардов долларов (около триллиона рублей по нынешнему курсу). Только вряд ли даже столь циклопическая сумма не разбухнет по дороге со стапеля. Ведь мы собираемся строить аналог самой дорогой «игрушки» ВМС США — авианосца CVN 78 «Джеральд Р. Форд». А он обошелся Пентагону в 42 миллиарда долларов.

Причем, и без того поражающий воображение триллион рублей — это пока предварительная стоимость только самого российского корабля. Расходы на запланированное для «Шторма» авиакрыло в составе порядка 90 самолетов и вертолетов — отдельная статья расходов.

А между тем, это авиакрыло обещано сформировать, в том числе и из еще не принятых на вооружение наших Вооруженных сил многоцелевых истребителей пятого поколения Т-50, переделанных в будущем в палубный вариант. Во сколько обойдется каждый пока виртуальный перспективный авиационный комплекс палубной авиации (ПАК ПА)? Поскольку такового истребителя пока нет в природе, нет и точного ответа. Но определенные представления можете почерпнуть вот из чего: в свое время Индия соглашалась закупать каждый «простой», а не палубный Т-50 по 100 миллионов долларов. На «Шторме» ПАК ПА, напомню, должны базироваться десятками. Иначе нечего и огород городить. А коли так, дальше — пугающая результатами таблица умножения.

Только и это не все. Полноценному авианосцу не обойтись без палубного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), позволяющего контролировать воздушную и надводную обстановку на дальних подступах к кораблю. В российской авиации ничего подобного никогда не было. Мы пытались построить такой для заложенного в последние советские годы в Николаеве атомного авианосца «Ульяновск», который прямо на верфи погиб вместе с той страной под «самостийными» украинскими автогенами.

Обидно, первый отечественный палубный самолет ДРЛОиУ был буквально на выходе, построили уже и полноразмерный макет. Предполагалось, что эта машина с экипажем в шесть человек и взлетной массой в сорок тонн сможет патрулировать в воздухе до шести часов на скорости до 700 километров в час. Одновременно наводить на цели она должна была до сорока истребителей. Назывался самолет Як-44. Но тот проект вместе с «Ульяновском» прихлопнули в 1992 году.

Понятно, что просто взять с пыльной полки в «яковлевском» КБ чертежи той машины и снова начать ее строить, не получится. За минувшие четверть века Як-44 технологически безнадежно устарел, так и не родившись. Значит, самолет ДРЛОиУ для «Шторма» придется конструировать заново. Каких денег это потребует?

Если хотя бы перечисленное обобщить, чтобы перевести дух, то выйдет вот что: авторитетные эксперты считают, что общая стоимость авиакрыла для «Шторма» неизбежно превысит расходы на сам корабль. То есть триллион рублей. На сколько превысит — время покажет.

Но бурная река предполагаемых бюджетных трат несет нас дальше. Неизвестно, каким получится сменщик Як-44 на «Шторме». Однако, несомненно, он тоже выйдет весьма тяжелым, поскольку такой по долгу службы обязан подолгу барражировать в воздухе в сотнях миль от авианосца. Это требует большого расхода топлива.

Словом, даже если взлетный вес неизвестно какого пока самолета ДРЛОиУ снова получится хотя бы порядка сорока тонн — это значительно больше, чем у самого тяжелого истребителя. С трамплина, как на «Адмирале Кузнецове», такому самолету не подняться. Нужна катапульта. Паровая, а лучше электромагнитная. Ни того, ни другого в России тоже никогда не делали. Но, выходит, сделать придется. И раскошелиться на катапульты тоже.

И так — куда ни кинь. Строить авианосец водоизмещением в 100 тысяч тонн негде. Нужен соответствующих размеров сухой док. Говорят, возводить его собираются в Северодвинске. К тому же там еще по решению Иосифа Сталина подготовили базу для спуска на воду тяжелых крейсеров и линкоров. Но эта база все равно тесна для современного атомного авианосца.

Далее. Делать сухой док открытым? То есть, годами собирать корпус корабля на свежем воздухе? Это сомнительно. Поскольку на берегах Белого моря большую часть года воздух куда свежее, чем, допустим, на море Черном.

Однако, допустим, мы все это преодолели, денег потратили — как на зимнюю Олимпиаду в Сочи. И готовый к бою «Шторм» уже режет форштевнем волны. Куда его ставить? В смысле — куда базировать?

Оставлять на швартовых бочках на рейде Североморска нельзя. Плавучий город ежесекундно нуждается в снабжении паром, электроэнергией, пресной водой. Если он станет все это вырабатывать собственными средствами — быстро сожрет сам себя. Как случилось на том же рейде с предшественниками перспективного авианосца времен Советского Союза — тяжелыми авианесущими крейсерами проекта 1143 «Киев» и «Баку». А на Дальнем Востоке — с такими же «Минском» и «Новороссийском».

Причалов для них никто даже и думал строить. Привязанные к застывшим на якорях бочкам крейсера беспрерывно молотили своими котлами и дизель-генераторами. Которые поочередно «сдыхали». Ремонт шел непрерывно. До той поры, пока и ремонтировать стало нечего.

Их печальную судьбы постарались учесть, когда ввели в строй Северного флота «Адмирала Кузнецова». Для него в сотне километров от Мурманска построили специальный причал в безлюдных сопках близ поселка Видяево. С котельной и электроподстанцией. Только снова ничего не вышло. Причин много, но про одну из них я услышал сам, когда в 1995 году был на борту «Кузи» в составе комиссии Минобороны РФ.

Как выяснилось, никто не продумал, каким образом будет обеспечена противовоздушная оборона того пункта базирования. Своими средствами ПВО далеко оторванный от причалов стоявшей в Североморске, на другом берегу Кольского залива, эскадры авианосец тоже защититься оказался неспособен. Окрестные сопки оказались выше его антенн. По этой причине обнаруживать воздушные цели собственными РЛС экипаж корабля был не в силах.

Командир корабля неуверенно докладывал комиссии, что в случае военной опасности на вершины сопок выдвинет расчеты имевшихся на борту переносных зенитно-ракетных комплексов «Стрела». Это было совсем не смешно. И «Адмирала Кузнецова» вскоре пришлось перебазировать в поселок Роста на окраине Мурманска. Где он набирается сил и поныне.

Что в этом смысле ждет «Шторм»? Куда на Кольском полуострове ставить этот корабль? В Росту, где к моменту гипотетического появления нового авианосца на свет к 2030 году уже не будет «Адмирала Кузнецова»? Но перспективный «Шторм» вдвое массивней. И не факт что ему хватит причального фронта, занимаемого пока тоже внушительным «Кузей».

Строить новую базу? Где? И сколько такая будет стоить? Вон китайцы четыре года возводили причалы и прочие береговые сооружения для своего единственного пока авианосца «Ляонин», бывшего советского «Варяга». Полагаю, даже сам срок лихорадочного строительства дает некоторое представление и о масштабах финансирования.

Но, во-первых, китайцы поставили «Ляонин» в Циндао. А это совсем не заполярные края. А во-вторых, и этот корабль, как и «Адмирал Кузнецов», вдвое меньше «Шторма». Так что нам придется намного сложнее.

Тогда зачем мы все это собираемся городить? Зачем России авианосец, который догола разденет не только Министерство обороны? Подозреваю, разгадка в словах вице-премьера Дмитрия Рогозина, сказанных пару лет назад: «Строительство такого рода кораблей — вопрос не военно-технический, это вопрос геополитический». Сильно подозреваю, что в данном случае под геополитикой имеется ввиду не стратегическая целесообразность, а ложно понимаемый государственный престиж.

Может, вы не правы, Дмитрий Олегович? Может, читали: даже в Соединенных Штатах все настойчивей голоса, что авианосцы — это вчерашний день. С начала 2016 года за океаном опубликованы, как минимум, два серьезных аналитических доклада на эту тему.

Первый — в Washington Post под заголовком «Преимущество США за счет авианосцев подходит к концу». Статья написана в Центре новой американской безопасности высокопоставленной сотрудницей Пентагона Мишель Флурной, а также бывшим офицером разведки ВМС США и сотрудником госдепа Куртом Кэмпбеллом. По мнению этих людей, эра эффективного использования авианосцев в современных войнах стремительно кончается. Вероятные противники — Россия и Китай — своими береговыми ракетными комплексами большой дальности способны уничтожить эти огромные корабли раньше, чем те поднимут палубную авиацию для нанесения удара.

Разумеется, американские военные эксперты, горюющие по авианосцам, не стали в одночасье «голубями мира». Нет, они призывают высвобождающие в случае отказа от существующей кораблестроительной программы деньги вкладывать в другие виды современного оружия для войны на море. Скажем, в совершенствование электромагнитных пушек. Или в строительство многоцелевых атомных подводных лодок с крылатыми ракетами на борту, способных скрытно подбираться к чужому побережью на дистанцию залпа.

Приблизительно то же в другом докладе утверждает Бен Хо Ван Бенг, старший аналитик Школы международных исследований из Сингапура. Его взгляды, надо полагать, разделяет Военно-морской институт США, который и подготовил публикацию.

Так может и нам задуматься, как эффективней тратить триллионы? Особенно те, которых у страны нет?

/Сергей Ищенко, svpressa.ru/

77 КОММЕНТАРИИ

  1. Аноним

    Ищенко-Российские военные сами решат что да как. Без ваших пЁрлов.
    Лучше строчите пЁрлы о своём хохлофлоте,там тема бездонная.

    • Петька

      я не против авианосца, если его будут строить за счет 100 миллиардеров РФ, но боюсь будут как всегда трясти пенсионеров и простой люд, взвинчивая тарифы и цены

      • Петька

        или давайте строить авианосцы на экспорт , а потом можно и себе построить на доходы полученные от экспорта авианосцев

        • Петька

          по любому одна МБР с гиперзвуковыми глайдерами сможет уничтожит авианосец, и такие ракеты уже есть у китайцев а нам не позволяет иметь такие ракеты договор РСМД

          • Петька

            ну что будем считать : если 100 миллиардеров сбросится по лярду, это мы получим 100 млрд баксов , значит можно будет 5 АУГ сделать по 10 лярдов и ещё остается 50 млрд, ну предлагаю апл Ясени наклепать штук 10 это ещё 15 млрд , остается 35 млрд, сделаем 100 ПАКФА это на 10 млрд, ещё 25 млрд остается … с500 20 дивизионов по миллиарду , остается ещё 5 млрд, на 1000 шт Арматы

    • Петька

      рос. народ живет не лучше хохлов, опа по стране сплошная , при этом страна с огромными ресурсами , и все ресурсы -богатства у пархатых либероидов-казнокрадов

  2. a2s134ru

    Автор, рассуждает на основе «я слышал» и «мне сказали», попутно пытаясь считать чужие деньги, которые может быть потратят на может быть постройку может быт авианосца. Который к слову вполне пригодится нашему флоту. Хоть и не нужны нам, как америке, большое количество авианосцев, но пару иметь нужно и это факт.

    • Петька

      да авианосцы нам не помешают, надо только стряхнуть 5-7млрд баксов с олигархов хотя бы на один АУГ

  3. Павел

    А то что постройка все го перечисленного автором это десятки тысяч рабочих мест, это огромный шаг в НТР для всей страны, отсутствие инфраструктуры для стройки и базирования это не повод не строить флот, это повод развивать её.

    • Петька

      рабочие места надо создавать производя товары для своего рынка и на экспорт , или тупо печатать триллионы фантиков как амеры, но мы не амеры , мы всего лишь бнзоколонка, как бы нам не нравился этот факт, но это так и есть, благодаря либероидам и Вовки

        • Петька

          ты это скажи сотне пархатых олигархов ПУтина, вот за их счет пускай строят, хоть звездолет на Марс

    • ЛёхаАрхангельский

      Согласен! И считаю что надо строить, и не один. И не просто авианосец, а авианосную ударную группу. Для размеров нашей страны как минимум три таких группы требуется и именно сегодня. О полномасштабной войне говорить не хочется, но мелко очаговых конфликтов нам, товарищи из-за океана, ещё лет так на 50 организуют. И к слову, авианосец живёт примерно пол века.. И главное в нём самолёт ДРЛО! глаза и уши. Имея нынешнее модифицированное, то что поступило уже из нового вооружения, собрать в авианосную ударную группу это уже не гвоздь в кеде, а ёж в штанах. И конечно же есть НО. Ну не надо нам ста тысячного на сто самолётов. 50 тысяч тон водоизмещения и на 30 самолётов за глаза! Не надо делать из плавающего аэродрома салат. Пусть будет хорошая ударная группа! А авианосец выполнял свои задачи: хорошая быстро заряжаемая катапульта, самолёт ДРЛО, огромный запас автономии. А строить надо. Вложение в страну, наилучшее вложение. Пусть олимпиада, мост в Крым, космодром, это всё работа обычным людям.

  4. неопределённость

    Парой авианосцев мы папуасов пугать будем? Рабочие места? А расходы федерального бюджета, вдруг они превысят экономический эффект от рабочих мест.
    Истребитель 5 поколения нужен, и это факт, танк 4 поколения нужен, и это факт, ПВО 5 поколения, АПЛ 5 поколения, всё это нам очень нужно, а ишшо МБР Сармат, ЯРС,система «периметр» тоже очень нужно.
    Летающее крыло (бомбардировщик), белый лебедь после глубокой модернизации (бомбардировщик), замена для МиГ 31, у наших границ столько не прошенных гостей скопилось, а 31-й МиГ самая главная сдерживающая эту шваль сила, это тоже очень нужно.

    А авианосец? Тем более за такие деньги? Не уверен.

    • Аноним

      У экономистов есть такой термин, «отрицательная прибыль «,то есть в производственном цикле предусмотрены не окупаемые расходы. И порой эти не окупаемые расходы очень большие,но с ними мерятся,так как это двигатель прогресса,усовершенствования производства, даже если это всё в далёкой перспективе.
      И что за протухшие штампы на тему папуасов. В мировом океане очень много богатых ресурсами мест,которые АПЛом не застолбишь и флаг не продемонстрируешь.

    • Булат

      Совсем согласен, но Миг -31 это перехватчик ,а Ту -160 бомбардеровщик

  5. тертый

    У меня тоже есть сомнения по авику. И не надо сразу вспоминать хохлов. Это действительно вопрос очень серьёзный.
    Когда я смотрю, как наши самолеты облетают Дональда Кука, я не хочу, чтобы тоже делали амеры с нашим новым эсминцем «Лидер»……….
    Полагаю вопрос по постройке авика будет открытым, пока не войдут в строй порядка 7-8 эсминцев серии Лидер. Эти эсминцы будут в состоянии закрыть дырки на всех 4 флотах России. И только после этого встанет вопрос прикрытия с воздуха. Но это уже будет совсем другая страна.
    Если все же будет политическое решение о строительстве, думаю проект урежут и деньги и размер, может добавят количество. Да и постройка уже будет идти в Николаеве в нашем российском городе.

    • Аноним

      По поводу хохлов;-пусть не суют свой нос,куда не попадя.
      Что касается облётов;-во времена Союза,облёты в меж.водах,происходили везде и всюду и всего,как теми так и этими,и никакой истерики,это пиндосы отвыкли за 25лет вот и истерят.
      Если авианосец будет строится,то следовательно он будет строится в составе АУГ,в одиночку он бороздить водные просторы не будет,это и к бабке ходить не надо.
      Ну и давайте предположим что,Сирия находилась бы где нибудь на юге Африки……..
      А жители Николаева,авику спасибо скажут.

    • Павел

      А что будет им мешать облетать? В годы Советского флота и облетали и фотографировали и толкались бортами, да и сейчас не чего не мешает, просто в СМИ надо образ нашей крутости и их враждебности и лошистости культивировать, вот они стараются

  6. неопределённость

    Эти Укры дебилы столетия: Они вечно бухие, в вышиванках, и бред пьяных дебилов несут. То они мини субмарины строить захотели, (6 штук), то они с Поляками хотят «спроектировать» свой истребитель 5 поколения, ихнему бреду нет предела. Нация деградировала окончательно, и финансово, и умственно, политически, технически, технологически. Как же прав был Аваков когда назвал Украину-страной Сомали. Они друг друга стоят.

    P.S. Значительно удешевить стоимость строительства авианосца не получится. Если будут экономить на ВСЁМ, то получится «Хотели как лучше»…..Экономить надо, но до определённого предела.

    • Павел

      при чем тут УкроСМИ и украинцы, и что за нация такая украинцы?

  7. Аноним

    Ищенко — идиот. «42 миллиарда долларов» за «Форд» — это чушь собачья. В четыре раза дешевле — его цена. Проект нашего авианосца пару лет назад оценивали в 100-150 миллиардов РУБЛЕЙ. Такой порядок. Из-за девальвации в долларах все подешевело. Дались Ищенко эти доллары.

    Во-вторых, авианосец — это авианосец. Цену авиакрыла считать, сравнивая его как платформу с сухопутными платформами-аэродромами — идиотизм. Поскольку ПАК ФА он на суше не бесплатен, то есть вопрос базирования — это не вопрос цены самолетов. Это — отдельно все. Так же как и с охранением из эсминцев и проч. Охранение — оно и без авианосца будет строиться, флот эсминцев будет строиться в любом случае. Просто в случае авианосца флот строится вокруг них, как вокруг боевых ядер. Так что считаем ТОЛЬКО сам корабль, то есть авианосец. Цена вопроса ок. 150 млрд. рублей. 6 штук — триллион. Лет за двадцать. Год — 50 миллиардов рублей. Дорого? Дорого. Но это ничто по сравнению с общей программой перевооружения.

    А дебильные охи-ахи — в сторону.

  8. Аноним

    А, Як-44… Там цена вопроса — НЕ существенна на общем фоне. Все технологии — ЕСТЬ.

  9. неопределённость

    А, Як-44… Там цена вопроса — НЕ существенна на общем фоне. Все технологии — ЕСТЬ.

    Да согласен, тут как говорят, дело не в цене. Тут главное, у него ЯК 44 (кажись) тарелка над фюзеляжем, и ДВИГАТЕЛИ. Вопрос может ли наша промышленность эти два двигателя сделать? Или новые турбовентиляторные ставить? Если да, то вперёд и с музыкой, если не могём такие двигатели ставить, то нужны 5 поколения, опять таки деньги в разработку, (двигателей ЯК 44), потом в испытания, определить завод …ну и так далее.

    Ищенко — идиот. Где же этот идиот возьмёт 42 миллиарда? Да и потом, семейство Форд, юридически так оформило компанию, что в ЛЮБОМ СЛУЧАЕ, последнее слово будет за ними, а Ищенко хай пидэ курям посыпэ.

    Авианосец с точки ЗРЕНИЯ развития науки, техники, технологии ОЧЕНЬ ПОЛЕЗЕН. НО экономика штука крайне непредсказуемая. А вдруг избирут нового президента России (хотя будет новый-старый президент-узурпатор власти), и якобы новому президенту не понравится слишком дорогой проект? Там и так надо эсминцы строить. Это уже не дёшево. С точки зрения экономики при цене за баррель $30? проект крайне сомнителен. Очень хочется, чтоб цена за баррель была $ 65, но… увы, хотя всё возможно.

    • Аноним

      Для начала;давайте не будем натягивать яйцо на глаз,это по поводу 30 долларов за нефте-бочку.
      То что касается смены власти и всего остального что из этой смены вытечет,то тут самим нужно выбирать такую власть-линия которой будет постоянной, как во внешней,так и внутренней политике,и ежели политик дорвавшийся до власти начнёт сдавать интересы России и её населения,в угоду третьих стран,как это было при Горбачёве и Ельцине,то он тут же должен отстранятся от власти вплоть до посадки или стенки.
      И ещё нужно что бы в России каждый занимался своим делом,гинеколог своим-механик своим,и всё запланированное реализовывалось.

  10. Аноним

    Строить эсминцы без авианосцев — деньги на ветер. Боевая устойчивость кораблей без прикрытия с воздуха (в дальней морской зоне, например) — никакая и лимитируется радиогоризонтом, который и используется для воздушных атак кораблей на ПМВ.

    • Аноним

      Пусть для начала хоть что то строят,и корабельную ПВО ни кто не отменял.