Ракетный крейсер «Маршал Устинов»
Зачем Черноморскому флоту ракетный крейсер «Маршал Устинов»?

Главный штаб ВМФ России вынужденно меняет планы боевой службы в Средиземном море и спешно пытается хоть чем-то заткнуть опасные дыры в корабельном составе. Хотя бы в самом тонком месте. А наиболее тонкое место у военных моряков на сегодняшний день — на Черноморском флоте.

Очевидно, такой вывод следует из свежего сообщения в наших СМИ неназванного источника из Министерства обороны РФ. По словам этого источника, сегодня всерьез рассматривается план передачи на Черноморский флот (пока, как утверждают, временный) выходящего из пятилетнего ремонта в Северодвинске ракетного крейсера Северного флота «Маршал Устинов» (проект 1164 «Атлант»).

Почему именно «Маршала Устинова» и почему именно в Севастополь? Полагаю, ответ на этот вопрос в первую очередь следует поискать в Средиземном море. Не тайна: с 2013 года там несет службу постоянное оперативное соединение ВМФ РФ, больше известное как Средиземноморская эскадра. Соединение потому и оперативное, что формируется за счет меняющих один другого боевых кораблей и вспомогательных судов всех четырех наших флотов.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» Ракетный крейсер «Маршал Устинов»

Оговоримся сразу: не станем принимать во внимание возможность наличия в нынешнем составе Средиземноморской эскадры одной-двух российских многоцелевых атомных подводных лодок. Учитывая военно-политическую ситуацию вокруг Сирии, наверняка они там несут службу и сегодня. Но факт присутствия или отсутствия где-либо наших подводных атомоходов вполне резонно никогда не комментируется Министерством обороны РФ.

Как не будем рассуждать и о том, войдет ли в состав этого соединения хотя бы на непродолжительное время новенькая дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол» проекта 636.3 «Варшавянка» с крылатыми ракетами «Калибр» на борту? В надводном положении и в сопровождении буксира она сегодня совершает свой первый дальний поход из Баренцева в Черное море, к месту постоянного базирования. Однако полгода назад проследовавшая тем же маршрутом такая же едва сошедшая со стапелей «Варшавянка», только по имени «Ростов-на-Дону», по дороге из акватории Средиземного моря нанесла ракетный удар из-под воды по позициям террористов в Сирии. Почему бы тем же самым и столько же эффектно не заняться теперь и «Старому Осколу»?

Однако, повторяю, не в этот раз о подводных лодках. Поведем мы речь лишь о том, что на поверхности. То есть — исключительно о надводных кораблях.

Так вот, за все минувшие годы состав этой так называемой эскадры никогда не был столь хилым, как сегодня. А нынче близ пылающего Ближнего Востока у нас (по сообщениям открытой печати на конец мая) очень, мягко говоря, немолодой сторожевой корабль Черноморского флота «Пытливый», балтийский сторожевик «Ярослав Мудрый», малый ракетный корабль на воздушной подушке «Самум» (ЧФ) и три больших десантных корабля с Севера и Балтики. Рядом с находящимися там же двумя авианосными ударными группами 6-го флота ВМС США во главе с АВ «Гарри Трумэн» и АВ «Дуайт Эйзенхауэр» — это как слон и моська. Где слон, естественно, не мы.

Однако вспомним: в разное время в состав постоянного соединения ВМФ РФ в Средиземном море входили практически все оставшиеся в строю наши надводные корабли ближней и дальней океанской зоны. Максимальное напряжение в боевой службе в регионе было достигнуто с началом операции против террористов в Сирии. Всех, кто был в состоянии оторваться от причала, Главный штаб ВМФ по очереди отправлял туда.

Читайте также  Нестерпимый жар «Калибра»

В итоге временами мы имели у сирийских берегов пусть не те, что в советские времена, но все же внушительные силы в составе больших противолодочных кораблей первого ранга, корветов, тральщиков, малых ракетных кораблей и сторожевиков. Практически постоянно флагманскими кораблями там были ракетные крейсера. В основном — «Москва» (Черноморский флот), только в течение 2015 года трижды выходившая из Севастополя к Сирии.

Помимо всего прочего, этот корабль выполнял в восточном Средиземноморье важную миссию — его зенитная ракетная система большой дальности С-300М «Форт» месяцами была важной частью объединенной системы противовоздушной обороны нашей авиабазы «Хмеймим». Вместе с поставленной на боевое дежурство под Латакией российской наземной ЗРС С-400 «Триумф» и прикрывающими ее комплексами ПВО малой дальности «Панцирь-С1».

Когда в январе 2016 года «Москву» по причине крайней изношенности пришлось надолго возвращать в главную базу, на смену ей аж из Владивостока вынужденно пригнали однотипный с этим кораблем гвардейский ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Решение, заметим, точно не лучшее. С хождением «Варяга» «за три моря» на всем гигантском пространстве Тихого и Индийского океанов у нашей страны тогда не оставалось ни одного серьезного ударного надводного корабля. Но, повторяю, ничего лучшего адмиралам сложившаяся ситуация не оставила.

В апреле нынешнего года и «Варяг» технически изнемог и отправился восвояси, с Ближнего на Дальний Восток. С этих пор сильно ослаблена не только система ПВО нашей авиабазы в Сирии. Средиземноморская эскадра тоже вряд ли впечатляет воображение коллег-американцев совокупной боевой мощью. Но чем ее усилить?

Третий и последний наш ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов» застрял в северодвинском заводе «Звездочка» с 2011 года. Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий» ремонтировался в 82-м заводе под Мурманском и впервые за два года вышел в море лишь в минувшем мае. Его собрат «Адмирал Нахимов» как минимум до 2018 года на модернизации в Северодвинске. А больше из подобных кораблей ничего и не осталось. Если не считать тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев», давно ржавеющий на Тихом океане в полной неизвестности относительно своей дальнейшей судьбы.

Понятно, что в планы адмиралов этот средиземноморский стратегический вакуум совершенно точно не входил. Несомненно, в планах было совершенно другое — поддерживать российское боевое присутствие в Средиземноморье на постоянном и более-менее пристойном уровне. Однако для этого много чего следовало сделать. Но в силу разных причин сделано не было.

Давно, еще с 2014 года, на Черноморский флот должны были поступать новые фрегаты проекта 1135.6, которые строятся в Калининграде. Пока в Севастополь месяц назад пришел только первый из шести — «Адмирал Григорович». Второй фрегат этого проекта — «Адмирал Эссен» — только готовится на Балтике к переходу в Севастополь. В силу сложившихся обстоятельств «Адмирал Григорович», вне всякого сомнения, будет отправлен к Сирии в тот же день, как только это станет возможным. Но достойной заменой крейсерам все же не станет.

Читайте также  АТАКР «Ульяновск»: последний флагман советского флота

Давно, еще в 2011 году, в строй должен был войти «Адмирал Горшков» — головной из серии в десять таких кораблей. Не вошел и доселе, проходит испытания в Заполярье.

В 2011 году должен был завершиться средний ремонт и модернизация «Адмирала Устинова». Поскольку в 2010 году речь вообще шла не о столь масштабных работах, а о простом сервисном обслуживании на заводе «Звездочка». Потом в Москве заодно решили вдохнуть в крейсер новую жизнь. Поставить новое оружие, заменить электронику, кабельные трассы и почти все механизмы.

Только на «Звездочке» с крупными надводными кораблями никогда не делали ничего подобного. К тому же крейсера проекта 1164 строил украинский теперь город Николаев, вся проектная документация осталась там. И уже российским инженерам пришлось заново изобретать на ракетном крейсере не один велосипед.

Итог известен: с «Маршалом Устиновым» на «Звездочке» все затянулось самым безобразным образом. Настолько, что в конце нынешнего мая в Северодвинск, на крейсер, вынужден был срочно вылетать вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонку. Потому что этот корабль сегодня нам до зарезу нужен именно у Сирии.

Ситуацию усугубляет то обстоятельство, что на освобождающееся место у заводского причала вот-вот встанет «Москва». Которая пройдет те же ремонтные процедуры, что и ее североморский собрат. И займет это (даже по планам, которые у нас известно как выполняются) не менее четырех лет.

Немедленно возникает другая проблема: а как столько времени Черноморский флот будет обходиться без своего флагмана? Который при любом обострении обстановки в Средиземном море вылетал туда от крымских берегов как пожарная команда? Желанием решить эту проблему и объясняется зреющее в Минобороны решение на годы приписать «Маршала Устинова» к Севастополю. На ближайшие годы он станет главной опорой нашей Средиземноморской эскадры.

Одновременно из логики событий и по отдельным сообщениям в СМИ становится понятным, каким образом в ближайшие год-два станут меняться ударные возможности постоянного оперативного соединения российского ВМФ в тех краях.

В октябре к Сирии, скорее всего, отправится только что завершивший восстановление технической готовности авианосец «Адмирал Кузнецов». Впервые — с новым авиакрылом в составе тяжелых многоцелевых истребителей Су-33 и легких МиГ-29К. Вероятно — в сопровождении тоже срочно завершившего ремонт и не вылезающего сегодня из полигонов в Баренцевом море тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий» и большого противолодочного корабля «Североморск». Ничего подобного в тех широтах у нас не было давно. И это точно произведет впечатление на кого угодно. Даже, предполагаю, на 6-й флот ВМС США.

К весне в Средиземном море их сменит модернизированный-таки «Маршал Устинов». Вместе с кораблями помельче, этот ракетный крейсер обеспечит достаточную весомость нашего военно-морского присутствия там хотя бы до осени 2017 года. А потом вместо Заполярья уйдет в Севастополь.

Но какими силами мы будем располагать в Средиземном море до октября 2016-го? И что будет после осени 2017-го? Стоит ли тщиться заглядывать так далеко? Особенно в России?

/Сергей Ищенко, svpressa.ru/

10 КОММЕНТАРИИ

  1. Если бы Сирии не случилось, то ее надо было придумать.
    Эта война, надеюсь, заставит наше руководство открыть глаза и увидеть реальное положение, а не розовые сны. Кто бы им еще разул глаза на нашу экономику.
    ПС т.к. деньги на перевооружение уже расписаны на 10 лет вперед, то мы так и будем латать тришкин кафтан. Вместо покупки американских бумаг и бестолкового накачивания стабфонда, кинули бы эти деньги на развитие промышленности.
    Недавно экономист выступал. Говорит, валюты у нас дофига и больше. Но на внутренний рынок ее пустить нельзя, а на внешнем нам только американские облигации продают. Вот и вся экономика.

    • я думаю наоборот, валюты не хватает, поэтому рубль на протяжении 25 лет обесценивается, в РФ огромный спрос на валюту, большая доля импорта , плюс народ вынужден покурпать валюту чтобы сберечь свои накопления, плюс иностранный бизнес в РФ , да производит товары, но он эти товары не вывозит на экспорт, а продает в РФ, получая огромные прибыли, по сути это тот же импорт, а потом засланцы свою огромные прибыли ( одних только мерсов и тойот продают в год почти на 300млрд руб) продают конвертируют в валюту( им рубли даром не нужны) плюс казнокрады в офшоры( которые Вовка закрывать не собирается) выгребают десятки миллиардов в валюте, и так на протяжении 25 лет, продолжается Кудриномика от девальвации к очередной девальвации, от этого только экспортеры олигархи-сионисты выигрывают, остальной народ в беспросветной нищите сидит

  2. Вообще-то, Ищенко про-российский публицист.
    Недавно была его статья ««Стилетом» в спину Москвы». О том как Лукашенко плотно и успешно сотрудничает с Киевом в создании ЗРК.

    • Вообще-то,перлы Ищенко рассчитаны на недалёкую аудиторию, пиндо-рассеяновской направленности.

  3. Выявлены многомиллионные хищения средств при ремонте кораблей Северного флота РФ
    Вчера, 16:52
    Информационное агентство ТАСС со ссылкой на управление пресс-службы и информации ФСБ сообщает о выявлении крупных хищений при ремонте кораблей из состава Северного флота РФ. В сообщении говорится, что по факту хищений возбуждено 15 уголовных дел, несколько из которых уже рассматриваются судами.

    Согласно материалам, опубликованным на страницах ТАСС, совокупный ущерб превышает сумму в 100 млн рублей, а извлечённый незаконный доход достигает суммы в 150 млн рублей. Из сообщения:

    На данный момент возбуждено, расследуется и рассматривается в судах более 15 уголовных дел, связанных с противоправными проявлениями, выявленными в ходе ремонта подводных лодок и кораблей Северного флота.

    Не так давно по вердикту суда к 8,5 годам лишения свободы был приговорён экс-директор завода «Звёздочка» Фёдор Барашко. Барашко был признан виновным в совершении коррупционного преступления. Речь идёт о присвоении денежных средств, выделенных в своё время на ремонт крейсера «Пётр Великий». Тогдашний директор завода подписал акт выполнения работ, которые на самом деле выполнены не были.

    Выявлены многомиллионные хищения средств при ремонте кораблей Северного флота РФ

    К новым выявленным коррупционным схемам относятся хищения средств государственного бюджета, выявленные в ходе проведения ремонтных и модернизационных работ на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя