Появление противолодочного «Медведя» (Ту-142М3) на Ближнем Востоке население северо-западной части Сирии определило по «фирменному» басистому гулу 4-х 15000-сильных турбовинтовых двигателей НК-12МП, а также по характерным очертаниям планера с выдающимся подфюзеляжным каплевидным радиопрозрачным обтекателем радиолокационной станции ППС «Коршун-Н». Это означает лишь одно: мир выходит на тропу глобального противостояния, начиная с морского театра военных действий.
После прибытия в Восточное Средиземноморье 2-х американских АУГ для псевдоборьбы с ИГИЛ, наш военный контингент в Тартусе и на авиабазе Хмеймим оказался в неприятной ситуации плохой осведомлённости, поскольку американские АУГ, включая подводную компоненту, расположились на значительном удалении от сирийских берегов (более 500 км), и обычными корабельными радиолокационными и гидроакустическими средствами узнать происходящее внутри их группировок не представлялось возможным. Нецелесообразно вести морскую разведку и силами тактических Су-34, которые задействованы в нанесении ракетно-бомбовых ударов по позициям ИГ.
Единственным, и наиболее верным решением стали регулярные полёты Ту-142М3. Не секрет, что машины сегодня проходят несколько этапов модернизации, касающихся обновления бортового радиоэлектронного оборудования, а серийные «Медведи» всё ещё обладают полноценным запасом оборудования для ведения морской разведки. Более совершенная радиогидроакустическая система «Заречье» способна одновременно принимать и анализировать информацию от 8 РГБ-16, каждый из которых способен работать одновременно на 64-х частотных диапазонах. Также с системой унифицированы низкозвуковые пассивные РГБ-26 и активно-пассивные РГБ-36; «Заречье» имеет 108 радиоканалов получения акустической информации от данных типов буёв, что позволяет одновременно сопровождать большое количество обнаруженных подводных целей.
Годами муссируемый нашими и западными военными экспертами, политологами и СМИ факт того, что именно с Сирийского ТВД медленно развивается новый затяжной виток холодной войны, находит своё подтверждение всё чаще. С целью защиты стратегически важной военно-морской инфраструктуры ВМФ России в Тартусе, АвБ Хмеймим и правительственных войск САР от вероятной агрессии со стороны Турции и поддерживающих ДАИШ государств «аравийской коалиции», воздушное пространство САР регулярно патрулируется лучшими серийными многоцелевыми истребителями завоевания превосходства в воздухе поколения «4++» Су-35С, а с целью дальней воздушной и наземной разведки и целеуказания применяются самолёты ДРЛОиУ А-50У и оптико-радиотехнической разведки Ту-214Р.
Как известно, последняя машина в разы превосходит американский аналог E-8C «J-STARS» за счёт многочастотных режимов сканирования радиолокационного комплекса с АФАР МРК-411, которые позволяют осуществлять подповерхностную радиолокацию с обнаружением военной инфраструктуры в толще грунта, песков, снега. Это даёт Генштабу РФ наиболее полную картину происходящих перемещений военных подразделений в сопредельных с Сирией, дружественных США, государствах. Но есть ещё Красное и Средиземное моря, градус опасности из которых может скоро превысить «красную отметку», что не могло не вызвать появления в сирийском небе совершенно несвойственных для этого региона типов стратегической авиации.
Так, над сирийским городом Идлибом, на предоставленной местным населением видеозаписи, можно увидеть дальний противолодочный самолёт Ту-142М3, несущий дежурство всего в 65 км от Средиземноморского побережья. Как сообщают местные жители, подобный самолёт появляется над провинцией уже в пятый раз, что говорит о регулярном патрулировании побережья и морских рубежей Сирии.
Основным преимуществом применения Ту-142М3 перед Ил-38Н над Восточным Средиземноморьем является стратегический радиус действия первого, составляющий 6500 км. «Bear-F Mod 4», взлетая с авиабаз Краснодарского края, и пролетая над Каспийским морем, Ираном и Ираком, может без дозаправки несколько часов барражировать над Сирией, возвращаясь в РФ (посадка на сирийских авиабазах также не требуется), расстояние до российских аэродромов всего около 2500 км.
Вторым достоинством является больший практический потолок применения 13500 м для увеличенного радиогоризонта наблюдения за АУГ противника. Наблюдение это как никогда важно, когда надводные боевые корабли и подлодки ОВМС НАТО держатся на значительном от Сирии расстоянии, близ западных берегов Кипра, что обусловлено присутствием в САР «Бастионов». Вынужденные же дежурить близ Тартуса наши СК и МПК не могут достоверно выяснить все действия и состав удалённой КУГ, а в особенности её подводного прикрытия, находящегося за пределами второй дальней зоне акустической освещённости (более 140 км).
Также морской «Медведь» может длительное время дежурить в воздушном пространстве близ Суэцкого канала, отслеживая расстановку авианосных ударных группировок ВМС США, заходящих в Красное море. Совместно с менее дальнобойными Ил-38Н, «Медведи» могли бы сформировать эшелонированную противолодочную оборону, учитывая, что «Ильюшины» на данный момент оснащены более продвинутой ППС (поисково-прицельной системой) «Новелла», способной собирать акустическую информацию с большинства типов известных и разрабатываемых активно-пассивных РГБ, анализировать её и передавать на другие объекты ВМФ и ВВС по кодированным радиоканалам обмена тактической информацией.
Противолодочный «Медведь» над Сирией — событие очень важное, из ряда предвестников приближающейся глобальной военно-стратегической напряжённости. И его появление здесь — абсолютно адекватный асимметричный ответ на внезапную мобилизацию большинства американских АУГ, а также на применение палубных тактических истребителей в нанесении ракетно-бомбовых ударов по опорным пунктам ИГИЛ, которые впервые с момента проведения операции «Operation Iraqi Freedom» (2003 год) поднялись с палубы атомного авианосца класса «Нимиц» CVN-75 USS «Harry S. Truman» с целью боевой миссии в Передней Азии. Очередное показательное представление ВМС США исполнили: мы знаем об «эффективности» использования тактической авиации коалиции в Сирии, но какая цепь событий скрывается за приходом АУГ «Гарри Трумэна» в Средиземное море, узнать гораздо интересней.
Согласно данным агентства «Defense News», со ссылкой на компетентное лицо ВМС США, командование флота, впервые за 4 года, приняло решение об отправке на «глобальное» дежурство сразу 4-х АУГ. Таким образом, общее количество развёрнутых группировок возросло до 6. Сейчас, в подкрепление АУГ во главе с CVN-75 «Гарри Трумэн», в Средиземноморье направляется АУГ во главе с CVN-69 USS «Dwight D. Eisenhower», отправленная 1 июня с восточного побережья США. В Тихий океан из военно-морской базы Йокосука выдвинулась АУГ во главе с авианосцем CVN-76 USS «Ronald Reagan», очевидно, для перехода и патрулирования в Восточно-Китайском море, Южно-Китайское море же продолжает оставаться под наблюдением CVN-74 USS «John C. Stennis».
Таким оперативным методом развёртывания большей части АУГ, Вашингтон шустро пытается взять под контроль все ключевые стратегические направления вокруг горячих точек, входящих в список американских интересов (применительно к Сирии), а также вокруг государств-противников (с Россией сделать это практически невозможно, а вот с Китаем вполне удачно получается).
Авианосцы CVN-70 USS «Carl Vinson» и CVN-73 USS «George Washington», покинув ВМБ на Тихоокеанском и Атлантическом побережьях США, отправились на военно-морские учения, а авианосец CVN-77 USS «George H. W. Bush», относящийся уже к 7-й АУГ, которая будет развёрнута в ближайшее время, проходит предпоходную подготовку. Куда будут направлены 3 данные авианосные ударные группировки, командование ВМС США официально не сообщает, но некоторые весомые размышления на эту тему уже имеются.
В прикрытии Североамериканского континента силами авианосного флота Штаты вовсе не нуждаются. Действующие в структуре Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD, — North American Aerospace Defense Command) истребители завоевания господства в воздухе 4-го и 5-го поколений F-15C «Eagle» и F-22A «Raptor», а также канадские F/A-18C «Hornet», координируемые более, чем 15 самолётами ДРЛОиУ E-3C, вполне способны частично прикрывать территорию США от ограниченных ударов стратегическими крылатыми ракетами противника, запущенными с бортов стратегических ракетоносцев, а также многоцелевых АПЛ.
Конечно, построить полноценную океанскую ПРО от наших ВКС и подлодок ВМФ России у ВМС США не получится даже с учётом десятка РКр УРО класса «Ticonderoga» и двух-трёх десятков ЭМ УРО класса «Arleigh Burke», учитывая мощную противолодочную оборону, продержаться они смогут достаточно долго, поэтому 3 вышеуказанные АУГ будут распределены на наиболее стратегически важных ОН Евразийского континента.
Исходя из того, что смешанная усиленная средиземноморская АУГ ОВС НАТО, представленная как американскими авианосцами «Гарри Труман» и «Дуайт Эйзенхауэр», так и французским «Шарль де Голль», способна удерживать контроль над частью Сирии и одновременно участвовать в долгоиграющем военном конфликте в Йемене, ни одна из 3-х оставшихся группировок не будет направлена к берегам Передней Азии, но вполне может остановиться в районе Бенгальского залива (северо-восточная часть Индийского океана, между Индией и Индокитаем). Этот участок имеет для ВМС США стратегическое значение в противостоянии с Поднебесной. Секрет заключается в том, что Бенгальский залив расположен всего в 1500 км от Южно-Китайского моря, что позволит палубным многоцелевым истребителям F/A-18E/F, базирующимся на борту «Карла Винсона» или «Джорджа Буша», оказывать поддержку авиакрылу авианосца «Джон Стеннис», находящемуся сейчас в Бьендонге.
Поскольку между США и Таиландом с 2015 года установлены достаточно «натянутые» отношения относительно использования авиабазы на острове Пхукет, с военных аэродромов на Филиппинах потребуется поддержка со стороны самолётов-заправщиков ВВС США, которые смогут дозаправлять следующие через Сиамский залив в Южно-Китайское море палубные истребители. Здесь к месту упомянуть суть нашей предыдущей статьи: если бы американцы сохранили и продвинули во флоте F-14D+, воздушные танкеры бы не понадобились, боевой радиус действия «Супер Томкэтов» с ПТБ мог достигать 1700 км.
Американская АУГ, расположенная в Бенгальском заливе, имеет неоспоримые преимущества перед дружественными группировками, находящимися в Южно-Китайском море. Данную АУГ будет невозможно уничтожить китайскими береговыми ПКРК YJ-62A/C и даже противокорабельными баллистическими ракетами средней дальности DF-21D, обладающих дальностью до 2000 км. Для первых Бенгальский залив расположен вне зоны досягаемости, вторым же потребуется преодолеть противоракетную оборону, осуществляемую вьетнамскими С-300ПМУ-2, которые в данном случае будут на руку американскому флоту.
На южном стратегическом направлении КНР Военно-морским силам США понадобится в разы более сильная группировка, нежели на восточном СН, поскольку здесь отсутствуют развитые флоты Республики Корея и Японии, а Индия в конфронтацию по архипелагу Спратли старается не вмешиваться не только на военно-тактическом, но и на геополитическом уровне.
Итак, остаётся узнать, где будут нести дежурство ещё 2 оставшиеся американские АУГ. Наиболее предпочтительным для них направлением похода может стать Северная Атлантика, где в споре за арктический шельф схлёстываются интересы 5 основных арктических государств (России, США, Канады, Норвегии и Дании), а также 12 других стран Западной, Центральной и Северной Европы. Здесь главной целью американского флота будет поддержка натовских ВМС в арктическом противостоянии с РФ, а также наблюдение за нашими новыми подлодками и надводными кораблями, осуществляющими океанский переход из «Северной Верфи», «Севмаша» и «Адмиралтейских верфей» в Средиземное и Чёрное моря.
Не будем забывать и о внутриблоковых «тёрках» НАТО, где американцы наверняка не хотят упускать прилегающую к Атлантике часть арктического шельфа, из чего делаем однозначный вывод: Вашингтон будет оказывать большую поддержку по вопросам шельфа далеко не Великобритании с её современными авианосцами и эсминцами класса «Дэринг», а именно Дании, поскольку последняя обладает громадным островом Гренландия, имеющим прямое отношение к Арктике, и именно на нём сегодня развёрнуты американские элементы СПРН-ПРО, а в частности, РЛС AN/FPS-132 EWR. Тонкостей здесь огромное количество, и на их рассмотрение могут потребоваться годы.
А самое занимательное заключается в том, что за каждой авианосной ударной группировкой американского флота, во-первых, стоит от 1-го до 2-х «Иджис» РКр УРО класса «Тикондерога», от 3-х до 4-х эсминцев УРО класса «Арли Бёрк» и от 1-й до 3-х МАПЛ класса «Los Angeles», несущих от 12 до 36 КР «Томагавк» (фрегаты «Оливер Перри» и корабли обеспечения в счёт не берём, так как их ударный и оборонительный потенциал сегодня, мягко говоря, «на уровне бордюра»). Теперь стоит посмотреть на цифры.
В «свободном плавании», вне АУГ, остаётся от 20 до 30 ЭМ класса «Арли Бёрк», от 5 до 10 «Тикондерог» и до десятка «Лос-Анджелесов». Они могут быть равномерно распределены на наиболее опасных СН для Штатов и НАТО — северная часть Тихого океана, Арктический регион и Балтия, что потребует от нашего ВМФ колоссальных усилий для создания должного стратегического «противовеса». Особенно ощутимо это скажется на расстановке сил после начала модернизации американских «Иджис»-эсминцев перспективными Х-диапазонными многоканальными МРЛС AMDR, способными работать и по Х-55СМ, и по «Калибрам» гораздо эффективней, нежели устаревающие AN/SPY-1D c одноканальными радиолокационными «прожекторами» AN/SPG-62.
А у нас в Северном Флоте всего одна лучшая в мире многоцелевая атомная подлодка пр. 885 К-560 «Северодвинск» (класс «Ясень») и более 5 действующих «Антеев», по-видимому, стоит ускоряться. Сегодня к спуску готовятся также «Казань», «Новосибирск», «Красноярск», «Архангельск» и «Пермь». Уровень этих подводных ракетных крейсеров уже превосходит именитые «Sea Wolf», но количества однозначно недостаточно. Большие усилия в этом направлении делаются и с китайской стороны.
Чего только стоит перспективная программа по оснащению многоцелевых атомных подводных лодок типов 093 и 095 сверхзвуковыми противокорабельными ракетами YJ-100, способными уничтожать надводные цели противника на дальности до 300 км. Строящиеся на судоверфи Бохай (Жёлтое море) многоцелевые атомные субмарины Тип 93 «Шань», в сравнении с предыдущим проектом «Хань», обладают пониженной акустической шумностью, а также значительно более совершенным гидроакустическим комплексом и современной БИУС.
Если взглянуть на модификацию Тип 93Т на эскизах, представленных в китайском Интернете, то на каждом её борту можно увидеть 4 большие пассивные акустические антенные решётки, с помощью которых могут быть обнаружены подводные и надводные цели в дальних зонах акустической освещённости. Шестилопастной винт имеет повышенную эффективность в сравнении с семилопастными (на версиях Тип 093 и Тип 093А), но имеет повышенный уровень шумности, что является недостатком при наличии у всех американских кораблей УРО мощных ГАК SQS-53(V)2/SQS-53C, входящих в состав противолодочных боевых систем семейства AN/SQQ-89.
Достоинством этой подлодки также является наличие мини-подлодки для переброски боевых пловцов «SDB». Подлодка оснащена 6 533-мм торпедными аппаратами, которые могут из подводного режима запустить по американским АУГ более десятка 4-маховых ПКР YJ-100 (о них немного позже). Но на классе «Шань» китайцы не останавливаются, и на базе данных субмарин стратегического ударного назначения работают над проектом Тип 095, который объединит в себе все лучшие качества подлодок «Шань» с российской и европейской концепциями малошумности для современных дизельных и атомных подводных лодок.
Об атомных ударных подводных крейсерах Тип 95 известно не очень много. Есть эскиз, а также информация относительно архитектуры комплекса вооружений новых подлодок, от чего мы и будем в дальнейшем отталкиваться. Первое, на что стоит обратить внимание, — шахтная универсальная пусковая установка вертикального типа для запуска стратегических крылатых и противокорабельных ракет. Она имеет сходство с УВПУ отечественных ДЭПЛ пр. 677 «Лада», но количество пусковых модулей у китайской подлодки составляет 16, у нашей — 10. Всё закономерно, ведь МАПЛ Тип 095 имеет в 3 раза большее водоизмещение, и, соответственно, — внутренние объёмы.
Длина китайской подлодки составляет около 110 метров, а ширина — 11 метров, что делает её одной из самых компактных многоцелевых АПЛ в сравнении с другими изделиями. Так, в аналогичном водоизмещении находятся американская «Си Вульф» и британская «Эстьют». Проект 885 «Ясень», к примеру имеет длину 139,2 м, а ширину корпуса — 13 м, при водоизмещении 13800 тонн. Максимальная глубина погружения бохайской новинки не блещет, но и не находится на нижней планке: она приближается к 450 м, что заметно лучше, нежели у британских «Astute» (300 м), и на уровне с французскими МАПЛ класса «Barracuda» (400 м).
Обещанная китайским производителем скорость Тип 095 должна доходить до 33 узлов в подводном режиме, что немного выше, чем у «Ясеня» (31 узел) и ниже, чем у «Си Вульф» (35 узлов). Параметры достойные. А что же относительно шумности китайской «убийцы авианосцев»?
Здесь китайские специалисты решили сконструировать оригинальную схему водомётного движителя, где вместо стандартной для российских и западных подводных лодок конструкции кольцевого водозаборника водомёта была применена конструкция с 2-мя фронтальными водозаборниками, удлинённым водоводом, внутренним импеллером (винтом) и малым сопловым отверстием, площадь которого значительно меньше, чем суммарная площадь водозаборников. Очевидно, что 2 водоточных канала объединяются перед гребным винтом в один большой водовод.
Такая схема имеет ряд достоинств перед стандартными «кольцевыми» водомётными установками. Во-первых, импеллер находится не в отдельном кольцевом кожухе, а внутри корпуса подлодки, что даёт возможность его конструктивного отдаления от водозаборных и соплового отверстий, а это в разы снижает гидродинамические возмущения воды и шумность подлодки; также для снижения шумности на корпусе может быть использовано большее количество звукопоглощающих материалов, которые на кромках сопла «кольцевого» водомёта прикрывают винт лишь в небольших углах относительно продольной оси подлодки: все 150—160 градусов от продольной оси в задней полусфере находятся в пределах прямой видимости для пассивных ГАК противника.
Гидроакустические колебания склонны отлично распространяться и при наличии препятствий, а поэтому частично звуки могут распространяться даже из самого воздухозаборника. На МАПЛ Тип 095 водозаборники, во-первых, имеют большое удлинение, а во-вторых, лёгкий конструктивный изгиб, образованный сужением задней части корпуса, распространение звуков из этих геометрически сложных водоводов минимальное.
Благодаря тому, что винт скрыт в недрах корпуса, происходит также снижение радиолокационной сигнатуры подлодки в момент вероятного надводного режима хода. С этой же целью примерно в 2 раза уменьшены габариты рубки и разработано оригинальное компактное хвостовое оперение, представленное одним вертикальным стабилизатором с горизонтальными плоскостями управления. Внутрикорпусная водомётная установка также позволяет улучшить систему охлаждения водо-водяных атомных реакторов за счёт увеличенного гидродинамического напора непосредственно из водозаборников.
В начале описания перспективной китайской МАПЛ мы обещали подробнее рассмотреть её комплекс вооружения. Уже сейчас подлодки Тип 095 планируется вооружить ПКР YJ-100 (второе название YJ-81). Согласно найденному «Военным паритетом» в китайском Интернете отсканированному эскизу новой универсальной пусковой установки для многоцелевых АПЛ, перед нами слегка переделанная и усовершенствованная ВПУ типов Б-203А/Б-204, 6-ячеистая неподвижная версия которых установлена сегодня на китайских эсминцах УРО Тип 052С «Ланьчжоу». Новая УВПУ получила 2 дополнительные центральные пусковые ячейки и стала 8-ячеистой.
«Военный паритет», со ссылкой на блогеров и других интернет-обозревателей, заявил, что одна подлодка Тип 095 способна разместить на борту всего 4х8 УВПУ (32 ПКР), тем не менее, чертежи говорят о том, что все 16 пусковых модулей могут быть «заряжены» одной УВПУ на 8 пусковых ячеек, т.е. вся ШПУ может нести 128 противокорабельных ракет, способных стереть с любого участка морского ТВД полноценную американскую АУГ. Учитывая, что эта подлодка атомная и сверхмалошумная, даже при наличии «Посейдонов», главные военно-морские «сателлиты» американской демократии могут последний раз в жизни увидеть подводный залп сотни высокоскоростных YJ-100 c расстояния чуть более сотни километров в любом участке Мирового океана.
Сама YJ-100 является высокоскоростной ПКР, способной развивать скорость до 4200 км/ч. Корпус большого удлинения с развитыми крыльями большой стреловидности позволяет поддерживать высокую сверхзвуковую скорость даже после выгорания топлива силовой установки. На ПКР не видно воздухозаборников, что могло бы свидетельствовать о наличии маршевого ТРДД для выхода на цель на околозвуковой скорости. Наиболее вероятно, что ракета имеет баллистическую траекторию полёта с выходом в стратосферу, с разгоном до 4М и пикированием на 2—3-маховой скорости. Перехватить YJ-100 модернизированными «Иджисами» не составит большого труда, но их количество и близость запуска не позволит эскортирующим авианосец «Тикондерогам» и «Арлей Бёркам» и «пикнуть», как большая часть АУГ будет уничтожена.
YJ-100 имеет аэродинамическое сходство с нашей противорадиолокационной ракетой Х-58У, благодаря чему мы и видим высокие ЛТХ китайской ракеты. Осознавая тот факт, что баллистическая траектория полёта противокорабельной ракеты вовсе не является перспективной стороной YJ-100, можно предположить, что уже сейчас для нё разработан турбореактивный двухконтурный маршевый двигатель и специализированный твердотопливный ускоритель для сверхзвуковой боевой ступени. Подобный принцип применяется в нашей противокорабельной модификации крылатой ракеты «Калибр» — 3М54Э. Единственная деталь заключается в том, что для пусковых ячеек китайской ПКР необходима специализированная версия YJ-100 со складными аэродинамическими плоскостями меньшего размаха.
Бурное развитие радиоэлектронных технологий Поднебесной за последние два десятилетия позволило на порядок ускорить прогресс в области радиолокационных и гидроакустических систем военного назначения. Устанавливаемые на китайские МАПЛ гидроакустические комплексы с распределённой синтезированной апертурой H/SQS-207 можно считать настоящим венцом военно-морских технологий КНР. Открытая архитектура ПО комплекса позволяет интегрировать любое количество акустических антенн на борта корпуса, носовой активно-пассивный ГАК, а также буксируемую ГАС, выдвигающуюся из обтекателя на хвостовом стабилизаторе.
Для новой подлодки Тип 095 может быть выбрана любая конфигурация бортовых акустических антенных решёток, которая может быть принята в соответствии с любой версией подлодок класса «Шань». Так, если базовая подлодка Тип 093 оснащается 6 пассивными акустическими АР (по 3 на каждом борту), то модификация Тип 095G имеет 4 АР (по 2 с каждой стороны, при этом, первая АР имеет площадь апертуры, равную 4-м малым решёткам, что делает Тип 093G не менее совершенной, чем Тип 093Т). Тип 93G также считается первой среди класса «Шань» атомной субмариной, оснащённой модульной УВПУ для КР и ПКР, приравнивая её ударный потенциал к Типу 095.
Не будем забывать, что огромный успех программы разработки китайских МАПЛ Тип 93/95 обязан исключительно российским проектам торпедных многоцелевых АПЛ 2-го поколения 671 «Ёрш» и 671РТМ(К) «Щука» (в соответствии с классификацией НАТО — «Victor-I» и «Victor-III»), которые пошли в серию в конце 60-х гг. Данные подлодки ещё тогда отличались максимальной глубиной погружения, составляющей 600 — 650 м, продвинутой БИУС, а также скоростью подводного хода, составляющей 31 узел.
Установленный на «Щуке» ГАК «Скат» способен был обнаружить звукоизлучающую цель на удалении до 230 км (вторая дальняя зона акустической освещённости), а собственная шумность оставалась на столь низком уровне, что 29 февраля 1996 года произошла из ряда вон выходящая ситуация, когда более, чем в 250 км от Гебридских островов натовская КУГ, проводившая противолодочные учения, не смогла обнаружить присутствия российской атомной торпедной подлодки К-448 «Тамбов», пока последняя не всплыла с просьбой доставить одного из членов экипажа в британскую клинику для лечения перитонита, который возник после операции по удалению аппендицита.
Интересно то, что изначально британские СМИ намеренно исказили информацию относительно невыявленной российской подводной лодки, причислив её более современному проекту 971 «Щука-Б». Позднее же выяснилось, что это была подлодка, проект которой был разработан 20 лет назад, что окончательно развеяло западные мифы об отставании технологий подводного флота России от достигнутого в ОВМС НАТО.
Китай смог приумножить все достоинства нашего проекта, в частности, добиться большего снижения шумности и увеличения ударного потенциала, сохранив превосходство в количестве экипажа перед американскими МАПЛ класса «Лос-Анджелес» (105 против 127). Тип 093 и Тип 095 заставляют Вашингтон долго и мучительно обдумывать действия своих ВМС в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях прежде, чем нарушать территориальные воды близ Спратли и особо «активничать» у берегов Дяоюйдао, ведь теперь за это можно и схлопотать, и схлопотать уже не у самой Поднебесной, а совершенно в любой точке всех океанов. Это также может являться одной из первопричин мобилизации большинства американских АУГ, которым приказано действовать на упреждение, отслеживая любую подводную деятельность Военно-морских сил Китая в ИАТР.
Настоящую панику в американских военных кругах также сеет уникальное расположение строительных объектов «Bohai Shipbuilding Heavy Industry», где происходит сборка новейших китайских атомных многоцелевых подлодок. Практически все сборочные мощности и стапели находятся в глубоком подземном помещении, там же находится и «подземная гавань». Такая конструкция позволяет спускать на воду перспективные субмарины вне наблюдения разведывательных спутников противника. Не могут вести наблюдение за стапелями и самолёты наземного целеуказания типа E-8C «J-STARS» и P-8A «Poseidon», действующие с южнокорейских авиабаз, поскольку глубокое размещение не позволяет сантиметровым волнам их РЛК проходить сквозь толщу грунта. Американцы до последнего остаются в полном неведении о модификациях стратегических подводных ударных ракетных крейсеров КНР, выходящих на боевое дежурство.
Очень важно то, что даже 5-10 подлодок Тип 093G/095 способны полностью изменить расстановку сил в Индийском и Тихом океанах, ставя американские АУГ в сложное положение, а ещё больше американцев напрягают темпы спуска новых китайских надводных кораблей и подлодок, которые не уступают производительности штатовских судостроительных верфи и компании «Bath Iron Works» и «Ingalls Shipbuilding», осуществляющие серийное производство эсминцев «Арлей Бёрк» и ракетных крейсеров «Тикондерога».
С военно-стратегической точки зрения, все развёрнутые авианосные ударные группировки США могут усложнить действия китайских надводных КУГ в Мировом океане, но масштабное развитие малошумного подводного флота постепенно сместит равновесие в сторону НОАК, что позднее подкрепится появлением перспективных китайских сверхзвуковых малозаметных стратегических ракетоносцев YH-X, дальних бомбардировщиков H-20, а также гиперзвуковых БПЛА-носителей высокоточного оружия, способных достигать не только 3-й оперативной зоны концепции «трёх цепей» (Гавайские острова), но и самой территории США.
/Евгений Даманцев, topwar.ru/
Ооо, Евгений Даманцев! Давненько вас видно не было.
Интересную лодку забабахали китайцы. Им нужно установить на нее управляемое сопло и совсем отказаться от рулей.
Появление противолодочного «Медведя» (Ту-142М3) на Ближнем Востоке население северо-западной части Сирии определило по «фирменному» басистому гулу 4-х 15000-сильных турбовинтовых двигателей НК-12МП, а также по характерным очертаниям планера с выдающимся подфюзеляжным каплевидным радиопрозрачным обтекателем радиолокационной станции ППС «Коршун-Н». Вы уверены что именно население, да еще и с такими подробностями? Может было по другому? — Типа это, пацаны зацените что я снял на новый айфон? А уже потом диванные эксперты его опознали и даже тип установили,
а?
Даманцев в своём репертуаре,то узреет корейскую «чёрную пантеру» под Донецком,то Российские войска на Донбассе,теперь у него Сирийские крестьяне узрели «медведя» на 15ти километровой высоте,во всех деталях.