Через три дня восьмой прототип истребителя пятого поколения Т-50, созданный в ОКБ Сухого по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), совершит первый полет. Именно эта машина полностью удовлетворяем требованиям технического задания, именно она укомплектована запланированным оборудованием и системами. Именно восьмой прототип станет тем самым самолетом, который начнет поступать в ВКС в 2017 году.
То есть Т-50 уже полностью готов к серийному производству. Осенью Объединенная авиастроительная корпорация намерена подписать контракт с Министерством обороны на выпуск первой установочной партии в составе 12 машин. Собственно, их выпуск уже начат: на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре сейчас достраиваются еще 4 истребителя, которые в скором времени придут в строевые части.
От момента первого полета первого прототипа Т-50 прошло сравнительно мало времени — всего шесть с половиной лет. Это третий в мире истребитель пятого поколения. Первый — F-22 Raptor — компания Lockheed Martin вела от первого полета до внедрения в части ВВС США с 1990 года по 2005 год. На второй — F-35 Lightning II — та же компания потратила примерно столько же времени. Однако самолет оказался настолько сырым, что он все еще находится в опытной эксплуатации. Так что, судя по всему, Т-50 должен стать не третьим, а вторым истребителем пятого поколения, доведенным до полной боевой готовности.
Предполетный цикл разработки занял у ОКБ Сухого не так уж и много времени — над принципиально новой машиной начали работать в 2002 году. Довольно долго не только детали разработки, но и факт создания супер-истребителя держался в строгом секрете.
Правда, Т-50 создавался не совсем с нуля. В 1988 году Минобороны сформулировало требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако вскоре проект был закрыт в связи разрушением экономики и развалом авиастроительной отрасли.
Когда в 2002 году вернулись к идее создания супер-истребителя, предыдущие наработки уже устарели. Появились новые материалы, новая элементная база для авионики, новые алгоритмические принципы. Поэтому задел удалось использовать лишь по самому минимуму, начав конструировать совершенно новую машину.
Т-50 оснащен системами и агрегатами, существенно превышающими показатели аналогичных систем самолетов предыдущего поколения. Да и два вышеупомянутых «американца» до них не дотягивают. Важнейший компонент — турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1 — был создан на НПО «Сатурн». На нем летали прототипы с первого по седьмой. Была заявлена и его модификация «Тип 30», превосходящая АЛ-41Ф1 на 20−25%. Скептики утверждали, что значительная часть первых серийных самолетов модифицированный вариант не получат. Однако более совершенный двигатель уже установлен на восьмой прототип.
Двигатель обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило и существенно повысить мощность, и оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американских конкурентов — F-22 и F-35 — недостижимая.
Истребители ВВС США F-22 Raptor
Одно из основных требований, предъявляемых к истребителям пятого поколения, обеспечение сверхзвукового полета в бесфорсажном режиме. У F-35 в этом отношении совсем плохо. В технических характеристиках бесфорсажная скорость околозвуковая. И лишь президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых журналистов, что она равна 1,2 М. У Су-35 (самолета поколения 4++) максимальная бесфорсажная скорость — 1,1 М, у Т-50 — 2,1 М, у F-22 — 1,8 М. Такая тихоходность «эталона пятого поколения» объясняется тем, что с целью создания универсального самолета и для ВВС, и для ВМС планер «располнел», у него получилось чрезмерное лобовое сопротивление.
Примерно так же обстоят дела с «органами зрения» Т-50. На истребителе установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На «американцах» РЛС того же типа. Но по одной на самолет. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет обладает круговым «зрением».
Характеристики «Белки» засекречены. Но она пришла на смену РЛС «Ирбис» с истребителя Су-35, о которой известно достаточно, чтобы сравнить ее американской РЛС AN/APG-77 с F-22. «Ирбис» обнаруживает цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) в 1 кв.м. на расстоянии в 300 км, а у американской станции этот параметр на 75 км хуже. Разумеется у «Белки» «острота зрения» еще выше.
На F-35 установлена станция AN/APG-81, у которой мощность излучения ниже, чем у всех предшествующих РЛС. Это сделано для того, чтобы облучаемый самолет не уловил момент своего обнаружения. Поэтому РЛС F-35 звезд с неба не хватает. Этот недостаток компенсируется тем, что истребитель работает в тесной связке с самолетами ДЛРО и космическими средствами обнаружения и наведения. Поэтому по своим характеристикам станция AN/APG-77 сопоставима с «Ирбисом».
Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первой в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.
Разрешающая способность радиооптической РЛС должна возрасти в десятки раз. То есть радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей.
Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет Т-50 в следующем году лучшим истребителем мира — вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 14 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.
При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. Так, на F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако и в ближнем воздушном бою оба «американца» чувствуют себя совсем неуверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при таком боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено превосходством боеприпасов российского истребителя. В случае столкновения с Т-50 ситуация для «американца», разумеется, будет похуже. Правда, F-22 более приспособлен к завоеванию господства в воздухе, но и у него вероятность победы не дотягивает до 50%. Еще одна причина выигрышного положения российского самолета состоит в том, что у него в 2 раза (!) меньше нагрузка на крыло, чем у F-35, что говорит о прекрасной маневренности.
В арсенале Т-50 есть такие уникальные ракеты «воздух-воздух», как, например, КС-172, имеющая дальность в 400 км.
Помимо самого самолета создается и инфраструктура, благодаря которой Т-50 будет интегрирован в информационную систему ВКС. То есть самолет будет работать в единой связке с техническими средствами, наземными и воздушными, а также со спутниковыми сетями.
В заключение необходимо сказать, что еще две страны занимаются созданием истребителей пятого поколения: Китай и Япония.
Китайский истребитель J-20, если исходить из скупых сведений о нем, продолжает китайскую традицию «учиться у передовиков», чтобы в дальнейшем обойти их. Самолет имеет сходство и с американскими, и с российскими разработками. В свое время китайские исследователи закупили множество списанных двигателей АЛ-31Ф. И воспроизвели их, вероятно, с улучшением характеристик. Сведений о боевых параметрах самолета практически нет. Известно, что уже построено 11 прототипов, которые вовсю летают. ВВС КНР рассчитывает получить первую партию самолетов в период от 2017-го до 2019 год.
Единственный прототип японского истребителя Mitsubishi X-2 Shinshin совершил первый полет в апреле этого года. По-сути, это опробование планера, поскольку и двигатель, и авионика для самолета пока еще находятся в стадии разработки.
ЛТХ Т-50 (ПАК ФА), F-22 и F-35А:
Длина: 19,7 м — 18,9 м — 15,57 м
Высота: 4,8 м — 5,09 м — 4,38 м
Размах крыла: 14,0 м — 13,6 м — 10,67 м
Площадь крыла: 90 кв.м. — 78 кв. м — 42,7 кв.м.
Масса пустого: 18500 кг — 19700 кг — 13290 кг
Максимальная взлетная масса: 37000 кг — 38000 кг — 24350 кг
Масса топлива: 11100 кг — 8200 кг — 8278 кг
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе: 394 кг/кв.м. — 487 кг/кв.м. — 734 кг/кв.м.
Тяга двигателей: 2×11000 кгс — 2×10000 кгс — 1×13000 кгс
Тяга на форсаже: 2×18000 кгс — 2×15876 кгс — 1×19500 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2600 км/ч — 2700 км/ч (в мирное время ограничена до 2М) — 1700 км/ч
Максимальная бесфорсажная скорость: от 2,1 М до 2,35М — 1826 км/ч — от 1 М до 1,2 М
Крейсерская скорость: от 1300 до 1800 км/ч — 850 км/ч — 850 км/ч
Продолжительность полета: до 5,8 час — н/д — 2,6 ч
Боевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км — 760 км — 1080 км
Боевой радиус на бесфорсажной сверхзвуковой скорости: 1000 км — 185 км — н/д
Боевая нагрузка: до 10000 кг — 10370 кг — 9100 кг.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
зря торопятся, лучше подождать когда будет готово двигло 2 этапа
Знаете когда двигло 2 этапа готово будет…лет через 10 не ранее. Испытания нужны… Двигло внутри себя содержит…правильно 36 000 деталей, они должны быть испытаны. А су 27 и МиГ 29 надо менять в 2017, они свой срок отлетали, поэтому и спешат их заменить.
Рогозин это вообще личность. Много чего обещает, но ВПК мало чего ДЕЛАЕТ. Ему верить, себя не уважать. Обещали поднять «Русский аналог B-2 в 2020 году, перенесли аж на три года» Таперичи поднимут не ранее 2023 года. Никому кроме Путина Рогозин на доклад не ходит. Читайте почаще, в открытых источниках прочитать инфу не сложно, нужно только желание.
P.S. Рофар на стадии НИР. То есть до опытного экземпляра…ну минимум до 2020 года, а там и сроки сдвинут, это как два пальца об асфальт стукнуть. КРЭТ щаз по самые гланды занат. Там авионику для Ту 160М2 надо делать, навигацию для «летающего крыла» и в довесок РОФАР, хотя штукенция уникальная. Очень быстрая, и ПОМЕХОУСТОЙЧИВАЯ.
Но что Рогозин ходит на доклад только к Путину,это вам сам Рогозин сказал-по секрету.
Это же надо писать хрень типа; сколько,каких,где,когда,и на полном серьёзе.
Я понимаю Виталий,который работает в авиа-отрасли,но не понимаю тех кто нахапался шапок в интернете.
Вы знаете, ИАПО намного меньше КнААПО, но однако же тянет и МС-21 и Су-30СМ и Як-130 и Як-152. Я вам больше скажу: есть ещё потенциал для увеличения объёмов. И для КнААПО такие объёмы не проблема. Тем более, что работает он в кооперации с кучей смежников. А то, что заказали 12 шт так это не по причине отсутствия денег, ибо деньги в подготовку производства уже вложены, я мыслю, что именно движок второго этапа ждут. А то, что сроки сдвигаются так это закономерно, машины сложные, так всегда было и не только у нас.
К сожалению, помимо двигателя, у данного проекта гораздо больше проблемных мест чем хотелось бы.
Насчёт КНААПО. Грустно, но факт. Италия убедилась в экономической бесперспективности перджета, это для тех, кто 100 000 000 000 рублей потратил на «поддержку» перджета.
Т-50 в больших количествах на экспорт продавать не будут, остаётся Су 35, это икона КНААПО вот может быть он и «вытащит» предприятие на новый уровень развития.
Ваш комментарий очень похож на статьи в авто журналах,в которых восхваляется западное и опускается отечественное,и как правило это делают те,кто темой совсем не владеет,но терминами «тазы»,»ванны с гайками»,»перджет»,разбрасываются на право и на лево.
У Т-50 боевая нагрузка 7400 кг, есть возможность повысить нагрузку за счёт внешних подвесок.
Итого: 18 500 (пустой)+11 100 (топливо)+5000 (боевая нагрузка)+7000 (подвесные топливные баки и повышение живучести) = 41 600. Не летает этот самолёт с полной боевой загрузкой (10 000 кг) и 4-мя ПТБ так как не рассчитан на такие перегрузки.
Вот это тушканчик!!! Интересно найти рынок сбыта для этого танка, есть желающие?, цена вопроса всего-то $ 90 000 000. Экспортная цена приблизительно на $30 000 000 больше.
Как будто чувствовал, что геморрой у военных и КБ Сухого еще долго будет мучать и тех кто в КБ и тех кто в МИНОБОРОНЫ ШТАНЫ ПРОСИЖИВАЕТ.
1. Ракета Кс 172 ее бедную ну никак до ума не доведут, будет ли она в составе ПАК ФА это большой вопрос…
2. Двигатели изд 30…вроде бы станут серийными…а что в небе их испытывать будут 2-3 года и все в серию, так шо ли?
3. Малозаметность это тоже больщой геморрой. Из данных Локхида у них ЭПР это 0,0001м у нашего Т-50 ЭПР 0, 4 ЭТО ЯВНО БОЛЕЕ ХУДШИЙ РЕЗУЛЬТАТ ЧЕМ ХОТЕЛОСЬ БЫ…..
4. Цена Погосяновского чуда растет темпами 6% в год. Если в 2017 он стоит 90 миллионов долларов сша, то в 2018 этот же самолет будет стоить 95,4 миллиона долларов…дорого однако…бюджет и так по швам трещит…
5. Оказывается 6 типов ракет для ПАК ФА будут серийными в 2018 году, еще 6 типов ракет поставят в серию в 2020 м а что именно сейчас из себя представляет Т-50?……