Через три дня восьмой прототип истребителя пятого поколения Т-50, созданный в ОКБ Сухого по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), совершит первый полет. Именно эта машина полностью удовлетворяем требованиям технического задания, именно она укомплектована запланированным оборудованием и системами. Именно восьмой прототип станет тем самым самолетом, который начнет поступать в ВКС в 2017 году.
То есть Т-50 уже полностью готов к серийному производству. Осенью Объединенная авиастроительная корпорация намерена подписать контракт с Министерством обороны на выпуск первой установочной партии в составе 12 машин. Собственно, их выпуск уже начат: на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре сейчас достраиваются еще 4 истребителя, которые в скором времени придут в строевые части.
От момента первого полета первого прототипа Т-50 прошло сравнительно мало времени — всего шесть с половиной лет. Это третий в мире истребитель пятого поколения. Первый — F-22 Raptor — компания Lockheed Martin вела от первого полета до внедрения в части ВВС США с 1990 года по 2005 год. На второй — F-35 Lightning II — та же компания потратила примерно столько же времени. Однако самолет оказался настолько сырым, что он все еще находится в опытной эксплуатации. Так что, судя по всему, Т-50 должен стать не третьим, а вторым истребителем пятого поколения, доведенным до полной боевой готовности.
Предполетный цикл разработки занял у ОКБ Сухого не так уж и много времени — над принципиально новой машиной начали работать в 2002 году. Довольно долго не только детали разработки, но и факт создания супер-истребителя держался в строгом секрете.
Правда, Т-50 создавался не совсем с нуля. В 1988 году Минобороны сформулировало требования к фронтовому истребителю пятого поколения, который должен был заменить МиГ-29 и Су-27. В бой по традиции ринулись ОКБ Микояна и ОКБ Сухого. В конкурсе заявок победила перспективная машина Су-47. Дело дошло даже до изготовления прототипа. Однако вскоре проект был закрыт в связи разрушением экономики и развалом авиастроительной отрасли.
Когда в 2002 году вернулись к идее создания супер-истребителя, предыдущие наработки уже устарели. Появились новые материалы, новая элементная база для авионики, новые алгоритмические принципы. Поэтому задел удалось использовать лишь по самому минимуму, начав конструировать совершенно новую машину.
Т-50 оснащен системами и агрегатами, существенно превышающими показатели аналогичных систем самолетов предыдущего поколения. Да и два вышеупомянутых «американца» до них не дотягивают. Важнейший компонент — турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1 — был создан на НПО «Сатурн». На нем летали прототипы с первого по седьмой. Была заявлена и его модификация «Тип 30», превосходящая АЛ-41Ф1 на 20−25%. Скептики утверждали, что значительная часть первых серийных самолетов модифицированный вариант не получат. Однако более совершенный двигатель уже установлен на восьмой прототип.
Двигатель обладает плазменной системой зажигания и полностью цифровой системой управления. Что позволило и существенно повысить мощность, и оптимизировать расход топлива. В связи с чем дальность у Т-50 для американских конкурентов — F-22 и F-35 — недостижимая.
Одно из основных требований, предъявляемых к истребителям пятого поколения, обеспечение сверхзвукового полета в бесфорсажном режиме. У F-35 в этом отношении совсем плохо. В технических характеристиках бесфорсажная скорость околозвуковая. И лишь президент Lockheed Martin на пресс-конференциях уверяет въедливых журналистов, что она равна 1,2 М. У Су-35 (самолета поколения 4++) максимальная бесфорсажная скорость — 1,1 М, у Т-50 — 2,1 М, у F-22 — 1,8 М. Такая тихоходность «эталона пятого поколения» объясняется тем, что с целью создания универсального самолета и для ВВС, и для ВМС планер «располнел», у него получилось чрезмерное лобовое сопротивление.
Примерно так же обстоят дела с «органами зрения» Т-50. На истребителе установлена РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) Н036 «Белка». На «американцах» РЛС того же типа. Но по одной на самолет. На Т-50 их пять: фронтальная (Н036−01−1), две бокового обзора (Н036Б) и две, расположенные в законцовках крыла (Н036Л). То есть самолет обладает круговым «зрением».
Характеристики «Белки» засекречены. Но она пришла на смену РЛС «Ирбис» с истребителя Су-35, о которой известно достаточно, чтобы сравнить ее американской РЛС AN/APG-77 с F-22. «Ирбис» обнаруживает цели с эффективной площадью рассеивания (ЭПР) в 1 кв.м. на расстоянии в 300 км, а у американской станции этот параметр на 75 км хуже. Разумеется у «Белки» «острота зрения» еще выше.
На F-35 установлена станция AN/APG-81, у которой мощность излучения ниже, чем у всех предшествующих РЛС. Это сделано для того, чтобы облучаемый самолет не уловил момент своего обнаружения. Поэтому РЛС F-35 звезд с неба не хватает. Этот недостаток компенсируется тем, что истребитель работает в тесной связке с самолетами ДЛРО и космическими средствами обнаружения и наведения. Поэтому по своим характеристикам станция AN/APG-77 сопоставима с «Ирбисом».
Вполне понятно, что Т-50 в обозримом будущем будет модернизироваться. И первой в очереди на усиление авионики стоит РЛС с РОФАР — радиооптической фазированной антенной решеткой. Ее, как и РЛС «Белка», разрабатывает концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В начале 2018 года должен быть готов натурный образец РЛС. Ее серийный выпуск можно ожидать в начале 20-х годов.
Разрешающая способность радиооптической РЛС должна возрасти в десятки раз. То есть радар сможет получать четкое изображение (объемное телевизионное, как утверждают в КРЭТ) объекта, удаленного на сотни километров. Более того, появится возможность сканирования внутреннего пространства самолета. Столь внушительный результат дает использование теоретических и практических наработок в области радиофотоники, которая началась всего лишь 35 лет назад с внедрения оптоэлектронных кабелей.
Еще одно достоинство, которое должно сделать самолет Т-50 в следующем году лучшим истребителем мира — вооружение. Российские оружейники специально для Т-50 создали 14 новых видов высокоточных ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», которые перекрывают весь диапазон как по дальности нанесения удара, так и по скорости и маневренности воздушных целей. Среди них есть уникальные, самостоятельно обнаруживающие и захватывающие цели в процессе автономного полета.
При примерно одинаковой боевой нагрузке у «американцев» наблюдается большой сдвиг в сторону ракет для воздушного боя. Так, на F-22 используются лишь корректируемые бомбы для нанесения ударов по наземным целям. Однако и в ближнем воздушном бою оба «американца» чувствуют себя совсем неуверенно. В результате теоретического моделирования было установлено, что вероятность успеха F-35 при таком боестолкновении даже с Су-35 составляет 0,28. И в значительной степени это было предопределено превосходством боеприпасов российского истребителя. В случае столкновения с Т-50 ситуация для «американца», разумеется, будет похуже. Правда, F-22 более приспособлен к завоеванию господства в воздухе, но и у него вероятность победы не дотягивает до 50%. Еще одна причина выигрышного положения российского самолета состоит в том, что у него в 2 раза (!) меньше нагрузка на крыло, чем у F-35, что говорит о прекрасной маневренности.
В арсенале Т-50 есть такие уникальные ракеты «воздух-воздух», как, например, КС-172, имеющая дальность в 400 км.
Помимо самого самолета создается и инфраструктура, благодаря которой Т-50 будет интегрирован в информационную систему ВКС. То есть самолет будет работать в единой связке с техническими средствами, наземными и воздушными, а также со спутниковыми сетями.
В заключение необходимо сказать, что еще две страны занимаются созданием истребителей пятого поколения: Китай и Япония.
Китайский истребитель J-20, если исходить из скупых сведений о нем, продолжает китайскую традицию «учиться у передовиков», чтобы в дальнейшем обойти их. Самолет имеет сходство и с американскими, и с российскими разработками. В свое время китайские исследователи закупили множество списанных двигателей АЛ-31Ф. И воспроизвели их, вероятно, с улучшением характеристик. Сведений о боевых параметрах самолета практически нет. Известно, что уже построено 11 прототипов, которые вовсю летают. ВВС КНР рассчитывает получить первую партию самолетов в период от 2017-го до 2019 год.
Единственный прототип японского истребителя Mitsubishi X-2 Shinshin совершил первый полет в апреле этого года. По-сути, это опробование планера, поскольку и двигатель, и авионика для самолета пока еще находятся в стадии разработки.
ЛТХ Т-50 (ПАК ФА), F-22 и F-35А:
Длина: 19,7 м — 18,9 м — 15,57 м
Высота: 4,8 м — 5,09 м — 4,38 м
Размах крыла: 14,0 м — 13,6 м — 10,67 м
Площадь крыла: 90 кв.м. — 78 кв. м — 42,7 кв.м.
Масса пустого: 18500 кг — 19700 кг — 13290 кг
Максимальная взлетная масса: 37000 кг — 38000 кг — 24350 кг
Масса топлива: 11100 кг — 8200 кг — 8278 кг
Нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе: 394 кг/кв.м. — 487 кг/кв.м. — 734 кг/кв.м.
Тяга двигателей: 2×11000 кгс — 2×10000 кгс — 1×13000 кгс
Тяга на форсаже: 2×18000 кгс — 2×15876 кгс — 1×19500 кгс
Максимальная скорость на высоте: 2600 км/ч — 2700 км/ч (в мирное время ограничена до 2М) — 1700 км/ч
Максимальная бесфорсажная скорость: от 2,1 М до 2,35М — 1826 км/ч — от 1 М до 1,2 М
Крейсерская скорость: от 1300 до 1800 км/ч — 850 км/ч — 850 км/ч
Продолжительность полета: до 5,8 час — н/д — 2,6 ч
Боевой радиус на крейсерской скорости: 1350 км — 760 км — 1080 км
Боевой радиус на бесфорсажной сверхзвуковой скорости: 1000 км — 185 км — н/д
Боевая нагрузка: до 10000 кг — 10370 кг — 9100 кг.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Максимальная взлетная масса: 37000 кг
Масса пустого: 18500 кг
Масса топлива: 11100 кг
37000-(18500+11100)=7400
Боевая нагрузка: до 10000 кг
До 10000 кг это 7400 кг или я что-то неправильно посчитал?
А в остальном отличный самолет.
Можно заправиться не полностью.
Чтобы выравняться по грузоподъемности нужно залить керосина на 3 тонны меньше.
А это -30% к дальности. То есть боевой радиус будет как у F-35А, при примерно одинаковой боевой нагрузке. Превосходство в скорости остается.
Но Т-50 это все же истребитель, а не бомбардировщик и 7 тонн должно хватить.
Это американцы пытаются сделать универсальный самолет и имеют все связанные с этим проблемы.
А у F-35 Вы думаете полная нагрузка при полной заправке?
Тут дело в другом,а именно в подаваемой информации,согласитесь-если перегоночная дальность выдаётся за радиус действия,то это уже не хорошо.
Так ведь я про то и говорю.
зря торопятся, лучше подождать когда будет готово двигло 2
этапа
если установить РОФАР на су35 и миг 35. то и дорогой ПАКФА будет не нужен
Вот потому и зовут этих писак-шилкопёрами,с Гоголевских времён. Ну и что-что дебет с кредитом на шьётся,главное текст.
Ну да. За уши притянуто. Писать следует скажем: дальность на крейсерской скорости при полной боевой нагрузке скажем 10 тонн — такая-то… А то выдергивают по отдельности взаимосвязанные максимальные характеристики и пишут чушь для таких же долбаков. Вот что значит модернизированный движок лучше базового на 20-25%??? Мощность у него больше на 25% при прочих одинаковых параметрах? Тяга у небо больше при одинаковом расходе? Расход у него меньше на 25% при одинаковой тяге? Хочется сказать только одно слово, произнесенное Лавровым…
Ну очень хочется увидеть сравнение ЭПР(заметность), ведь это один из главных признаков 5 поколения.
Есть предположение — коли не написано — значит будет похуже амера. Повторяю предположение.
Какие у вас ребят варианты?
F-35 менее заметен, тут и гадать не нужно, все и так видно.
реальные цифры никто не скажет, как и не скажет в каких проекциях под какими углами и в каких условиях производили замер.
Вызывают сомнения два момента:
1 Ракета КС 172 с дальностью 400 км
2 Двигатель тип 30 на 8 прототипе
В дальности и грузоподъемности противоречия нет, аэродинамическое качество меняется с изменением нагрузки у любого самолета.
Площадь отражающей поверхности:
ПАК ФА — 0,5 кв.м.
Су 30МКИ — 20 кв. м.
Cерийный? И шо мы будем делать с 12 штуками? Защищать территорию более чем 17 000 000 км2? Ой не смешите меня минобороны, эффективная защита будет со множеством дыр. Кстати это первоначальная боевая готовность. Двигатели со 100% уверенностью менять будут, вооружение дополнять и впихивать внутрь фюзеляжа, и так далее. Там много чего заменить надо. Будут «докупать?» Так ведь КНААПО работает на пределе, там же Су 35С и перджет делают, им не до 5 поколения, им бы остальные поставки не сорвать. Скорее всего минобороны обрадовались 5 поколению, посчитали сколько им надо «заменить» Су 27, и прослезились, срезали заказ с примерно 120 машин, до 12 машин, вот это защита рубежей родины, вот это я понимаю…
прежде чем запускать конвейер, всегда проверяют контрольными партиями серийные образцы.
А прежде чем что-то писать, нужно включать мозг. Собственно Ваш ник, отражает состояние серого вещества в Вашей башке.
Хвалебная статья, все круто и хорошо. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Жизнь покажет. На такой стиль статьи напрашивается желчная ирония.
Артём, это вы не поняли, даже если в этой разработке всё сделано на 4+ (хотя это не так), там есть ещё чего дорабатывать, это понятно? Далее я же русским языком написал КНААПО загружен ДРУГИМИ ЗАКАЗАМИ СУ 35С и ПЕРДЖЕТ, куда там ишшо и 5 поколение строить? Недавно нефть стоила более 80 долларов за баррель, (2008 год) потом «рухнула», щаз приподнялась, но и этого мало, бюджет у нас как друшлак. Пусть у минобороны башка пухнет, сколько нужно, и сколько в реальности они купят. Планы на бумаге, и реальность, две совершенно разные вещи.
А вы, извиняюсь, на КнААПО работаете или в МО закупками вооружений ведаете?
А вы, извиняюсь, на КнААПО работаете или в МО закупками вооружений ведаете?
Так давно уже объявили (минобороны) что закупят вместо 52 машин 5 поколения Т-50 всего 12 машин Т-50 (исходя из нехватки денег), а по русски, в самой машине много доработок надо доделывать, это повторюсь известно…..не помню, но около года назад
Относительно КНААПО так это совсем легко узнать, чего они там выпускают. Названия машин надеюсь, никто засекречивать не будет?
Очередной профЭссор который с лёгкостью узнаёт что,где,сколько,выпускают. Наверное к нему на доклад сам Рогозин приходит.
Виталий,это вам не на авиа-заводе вкалывать.
Во-во сижу в своём тех. бюро и не знаю, понимаешь, что в авиации творится.