США
Создание американского стратегического бомбардировщика нового поколения B-21 по части зрелищности и медийности идет, как и положено, полным ходом. Самолета еще долго не будет, но на минувшей неделе было торжественно заявлено, что его крестины состоятся в третьей декаде сентября на конференции ВВС США в Нэшнл-Харбор (Мэриленд) к югу от Вашингтона. Именно тогда бомбардировщику присвоят имя. Выбирать его будут из нескольких тысяч предложений рядовых американцев, которые уже три месяца засыпают письмами электронный ящик штаб-квартиры ВВС.
А перед этим было много эпохальных событий, помпезно поданных на телеканалах страны. В феврале всему миру показали фотографию еще не рожденного младенца (то есть что-то типа картинки УЗИ). Эмбрион конструктивно оказался летающим крылом. Еще раньше назначили отца, получившего право зачатия, то есть конструирования и производства самолета. И тут же начались судебные тяжбы… В общем, все очень телегенично, с привлечением серьезных рекламодателей.
Бомбардировщик B-2 Spirit
Тендер на создание В-21 выиграла компания Northrop Grumman. В связи с чем отвергнутые претенденты на получение громадного военного заказа в размере 80 млрд. долларов — Boeing и Lockheed Martin — обратились в суд с требованием отменить это решение. У проигравших были очень веские аргументы. Во-первых, Northrop Grumman уже сделала супер-бомбардировщик B-2 Spirit, который по всем статьям, кроме малозаметности, проигрывает американскому ветерану В-52 — и по боевой нагрузке, и по потолку, и по дальности, и даже по крейсерской скорости. В общем, самолет получился и неудачным, и запредельно дорогим, в итоге было произведено лишь 20 машин. Boeing в своем иске ставит вопрос ребром: не является ли преступлением выделение громадных бюджетных средств компании, которая истратит их впустую? То есть создаст неудачный и запредельно дорогой продукт.
Арифметика тут, действительно, абсолютно прозрачная. В бумагах, поданных на тендер, Northrop Grumman запросила за каждый произведенный бомбардировщик 560 млн. долларов. В то же время ее предыдущее детище — В-2 — стоит 2 млрд. долларов. Это самый дорогой самолет всех времен и народов. То есть должно произойти чудо, противоречащее всем фундаментальным законам: более сложный самолет будет стоить почти в 4 раза дешевле, чем более простой. Необходимо также учесть, что доллар 15-летней давности значительно весомее, чем теперешний.
Комиссия же, принимавшая решение о выдаче заказа на бомбардировщик, мыслила так, словно в ней собрались вчера родившиеся люди. Boeing и Lockheed Martin запросили за самолет больше денег, чем Northrop Grumman, поэтому денег им не дали.
Надо сказать, что процесс разработки сложнейших в техническом отношении видов вооружений напоминает процедуру варки каши из топора. И Boeing, несомненно, тоже превысил бы задекларированную сумму. Однако с большой долей вероятности можно сказать, он произвел бы лучший самолет. Поскольку компания Northrop Grumman уже продемонстрировала свою техническую несостоятельность.
Тяжба в американских судебных инстанциях еще не завершилась. Но с определенностью можно сказать: разработчик останется тем же. Поскольку шоу идет полным ходом: уже показано личико будущего самолета, и прожорливый малютка скоро получит имя.
Во всей этой истории довольно странно выглядят и слишком оптимистические сроки исполнения программы. Первые 21 В-21 должны быть переданы ВВС США уже в 2025 году. На что из бюджета отпущено 21,4 млрд. долларов. 80 млрд. выделены на всю партию из 100 бомбардировщиков, которые должны поступить в войска к 2037 году. Они пойдут на замену В-52 и частично В-1 В. Казалось бы, это не совсем верно, поскольку летно-технические характеристики В-1 В выше, чем у В-2. Однако по договору СВН-3 В-1 В не могут быть носителями ядерного оружия. Так что смысл их замены — усиление авиационной составляющей ядерной триады.
Стратегический бомбардировщик B-21
Трудно поверить в реализацию столь сжатых сроков разработки. На создание В-2 у Northrop Grumman ушло больше 20 лет. Разработка началась в 1979 году, первый полет прототипа — 10 лет спустя, а первый бомбардировщик был принят на вооружение в 2000 году.
В-2 Spirit создавался для того, чтобы превзойти по боевым возможностям советский стратегический ракетоносец Ту-160, эксплуатирующийся с 1987 года. Однако он не дотянул не только до советской машины, но и до своего предшественника — В-1.
О В-21 практически ничего не известно. Все запланированные характеристики держат в строгом секрете. Известно лишь, что он должен эксплуатироваться как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме. Ну, разве что, просочились сведения о дальности в 9000 км и ракетной нагрузке в 12 тонн. Но это скорее похоже на дезинформацию, слишком уж неубедительные цифры.
КНР
Стратегические бомбардировщики нового поколения создают еще две страны — Китай и Россия. Китайцы начали свою программу на год раньше нас — в 2008 году. Работы по созданию китайского стратегического самолета-невидимки H-20 проводятся в Шанхайском авиационном проектном и исследовательском институте (SADRI). Их предваряла проработка концепции стелс-самолета, которой с 2001 года занимались две специализированные компании — Xian Aircraft Industrial Corporation и Shenyang Aircraft Corporation.
В этой разработке Китай верен своим принципам — любыми путями перенимать и использовать опыт более продвинутых в технологическом отношении стран, чтобы потом опередить их. И это работает. Так, например, в области создания термоядерного реактора КНР уже опередила весь мир, добившись не только длительного удержания плазмы, но и превышения получаемой энергии над затрачиваемой на работу реактора. Зачастую опыт приходится перенимать достаточно вероломными способами. При помощи шпионажа — и промышленного, и военного.
Определенный вклад в создание бомбардировщика H-20 внес инженер Ношир Говади, проработавший 18 лет в компании Northrop Grumman. Он принимал участие в разработке бомбардировщика В-2 Spirit. А в 2011 году был приговорен к 32 годам заключения за шпионаж в пользу Китая.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что китайский самолет также имеет схему «летающее крыло». Еще о нем известно, что он должен контролировать все районы Южно-Китайского моря. Есть и другие условия: быть незаметным для ПВО противника, нести комплекс средств РЭБ, а также использовать обычное и ядерное вооружение. Об этом на одной из пресс-конференций заявил представитель Оборонного научно-технического университета Фу Гуаньгвэнь. Как видим, настроения у Пекина чисто оборонительные. Североамериканский материк не находится в зоне интересов стратегической авиации КНР. Хотя, конечно, слова зачастую расходятся с делами. Особенно на Востоке.
Начало эксплуатации Н-20 запланировано на 2025 год.
Россия
Примерно в эти же сроки намерено уложиться и ОКБ Туполева, создающее Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА). На 2021 год намечен первый полет бомбардировщика нового поколения, в 2023 году он должен поступать в части ВВС для опытной эксплуатации. Хотя, конечно, сроки могут и передвинуться. Это связано с тем, что ВВС России намеревается усилить дальнюю авиацию за счет начала производства глубоко модернизированных ракетоносцев Ту-160.
НИР по созданию ПАК ДА началась в 2009 году. Полномасштабная ОКР по проекту «80» стартовала в 2014 году. Новый бомбардировщик начнет заменять в следующем десятилетии вначале Ту-95, а затем и Ту-160.
ПАК ДА будет разительно отличаться от «Белого лебедя», как называют ракетоносец Ту-160. Это также будет «летающее крыло. Но дозвуковое. Потерю в скорости конструкторы намерены с лихвой перекрыть за счет невидимости самолета и высочайшего интеллекта всех его бортовых систем.
О характеристиках нового бомбардировщика известно больше, чем о вышеупомянутой китайской разработке. Но не намного. Приводим ожидаемый коридор характеристик.
Максимальная взлетная масса — 150−200 т
Масса топлива — до 50 т
Масса полезной нагрузки — 30−40 т
Радиус действия — 6000−9000 км
Также известно о том, что НИИ приборостроения им. Тихомирова завершил аванпроект радиолокационного комплекса для ПАК ДА, а Всероссийский НИИ радиоаппаратуры разработал систему управления вооружением.
Самолет будет оснащен как ракетами «воздух-земля», так и «воздух-воздух», а также свободно падающими и корректируемыми бомбами. Для нового бомбардировщика разрабатываются гиперракеты со скоростью полета 5 М и выше.
Двигатель создается на самарском СНТК им. Кузнецова. Предположительная максимальная тяга — 40000 кгс.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
Отечественное летающее крыло очень может быть будет беспилотным. Но это уже РОБОТИЗИРОВАННЫЙ УДАРНЫЙ КОМПЛЕКС, может даже поколения 5++, подобные разработки ведутся, но их покажут не ранее 2020 года, потом испытывать будут, путь не близкий.
Уменьшение сигнала в 10 000 раз это ровно 40 дб, но это невероятно трудная задача при размахе крыльев 52 метра, и очень дорого кстати тоже.
РПМ в 1943 году это угольная пыль, особым образом спрессованная, уложенная в соты и залитая клеем.
За это время мало что изменилось. Разве что углепластик внедрили, да и то, если сравнить современные РЛС и стелс, победа однозначно за РЛС. Электроника гораздо перспективнее чем полимеры (для снижения ЭПР).
Впрочем есть методы совершенствования полимеров, и это факт.