США
Создание американского стратегического бомбардировщика нового поколения B-21 по части зрелищности и медийности идет, как и положено, полным ходом. Самолета еще долго не будет, но на минувшей неделе было торжественно заявлено, что его крестины состоятся в третьей декаде сентября на конференции ВВС США в Нэшнл-Харбор (Мэриленд) к югу от Вашингтона. Именно тогда бомбардировщику присвоят имя. Выбирать его будут из нескольких тысяч предложений рядовых американцев, которые уже три месяца засыпают письмами электронный ящик штаб-квартиры ВВС.
А перед этим было много эпохальных событий, помпезно поданных на телеканалах страны. В феврале всему миру показали фотографию еще не рожденного младенца (то есть что-то типа картинки УЗИ). Эмбрион конструктивно оказался летающим крылом. Еще раньше назначили отца, получившего право зачатия, то есть конструирования и производства самолета. И тут же начались судебные тяжбы… В общем, все очень телегенично, с привлечением серьезных рекламодателей.
Бомбардировщик B-2 Spirit
Тендер на создание В-21 выиграла компания Northrop Grumman. В связи с чем отвергнутые претенденты на получение громадного военного заказа в размере 80 млрд. долларов — Boeing и Lockheed Martin — обратились в суд с требованием отменить это решение. У проигравших были очень веские аргументы. Во-первых, Northrop Grumman уже сделала супер-бомбардировщик B-2 Spirit, который по всем статьям, кроме малозаметности, проигрывает американскому ветерану В-52 — и по боевой нагрузке, и по потолку, и по дальности, и даже по крейсерской скорости. В общем, самолет получился и неудачным, и запредельно дорогим, в итоге было произведено лишь 20 машин. Boeing в своем иске ставит вопрос ребром: не является ли преступлением выделение громадных бюджетных средств компании, которая истратит их впустую? То есть создаст неудачный и запредельно дорогой продукт.
Арифметика тут, действительно, абсолютно прозрачная. В бумагах, поданных на тендер, Northrop Grumman запросила за каждый произведенный бомбардировщик 560 млн. долларов. В то же время ее предыдущее детище — В-2 — стоит 2 млрд. долларов. Это самый дорогой самолет всех времен и народов. То есть должно произойти чудо, противоречащее всем фундаментальным законам: более сложный самолет будет стоить почти в 4 раза дешевле, чем более простой. Необходимо также учесть, что доллар 15-летней давности значительно весомее, чем теперешний.
Комиссия же, принимавшая решение о выдаче заказа на бомбардировщик, мыслила так, словно в ней собрались вчера родившиеся люди. Boeing и Lockheed Martin запросили за самолет больше денег, чем Northrop Grumman, поэтому денег им не дали.
Надо сказать, что процесс разработки сложнейших в техническом отношении видов вооружений напоминает процедуру варки каши из топора. И Boeing, несомненно, тоже превысил бы задекларированную сумму. Однако с большой долей вероятности можно сказать, он произвел бы лучший самолет. Поскольку компания Northrop Grumman уже продемонстрировала свою техническую несостоятельность.
Тяжба в американских судебных инстанциях еще не завершилась. Но с определенностью можно сказать: разработчик останется тем же. Поскольку шоу идет полным ходом: уже показано личико будущего самолета, и прожорливый малютка скоро получит имя.
Во всей этой истории довольно странно выглядят и слишком оптимистические сроки исполнения программы. Первые 21 В-21 должны быть переданы ВВС США уже в 2025 году. На что из бюджета отпущено 21,4 млрд. долларов. 80 млрд. выделены на всю партию из 100 бомбардировщиков, которые должны поступить в войска к 2037 году. Они пойдут на замену В-52 и частично В-1 В. Казалось бы, это не совсем верно, поскольку летно-технические характеристики В-1 В выше, чем у В-2. Однако по договору СВН-3 В-1 В не могут быть носителями ядерного оружия. Так что смысл их замены — усиление авиационной составляющей ядерной триады.
Трудно поверить в реализацию столь сжатых сроков разработки. На создание В-2 у Northrop Grumman ушло больше 20 лет. Разработка началась в 1979 году, первый полет прототипа — 10 лет спустя, а первый бомбардировщик был принят на вооружение в 2000 году.
В-2 Spirit создавался для того, чтобы превзойти по боевым возможностям советский стратегический ракетоносец Ту-160, эксплуатирующийся с 1987 года. Однако он не дотянул не только до советской машины, но и до своего предшественника — В-1.
О В-21 практически ничего не известно. Все запланированные характеристики держат в строгом секрете. Известно лишь, что он должен эксплуатироваться как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме. Ну, разве что, просочились сведения о дальности в 9000 км и ракетной нагрузке в 12 тонн. Но это скорее похоже на дезинформацию, слишком уж неубедительные цифры.
КНР
Стратегические бомбардировщики нового поколения создают еще две страны — Китай и Россия. Китайцы начали свою программу на год раньше нас — в 2008 году. Работы по созданию китайского стратегического самолета-невидимки H-20 проводятся в Шанхайском авиационном проектном и исследовательском институте (SADRI). Их предваряла проработка концепции стелс-самолета, которой с 2001 года занимались две специализированные компании — Xian Aircraft Industrial Corporation и Shenyang Aircraft Corporation.
В этой разработке Китай верен своим принципам — любыми путями перенимать и использовать опыт более продвинутых в технологическом отношении стран, чтобы потом опередить их. И это работает. Так, например, в области создания термоядерного реактора КНР уже опередила весь мир, добившись не только длительного удержания плазмы, но и превышения получаемой энергии над затрачиваемой на работу реактора. Зачастую опыт приходится перенимать достаточно вероломными способами. При помощи шпионажа — и промышленного, и военного.
Определенный вклад в создание бомбардировщика H-20 внес инженер Ношир Говади, проработавший 18 лет в компании Northrop Grumman. Он принимал участие в разработке бомбардировщика В-2 Spirit. А в 2011 году был приговорен к 32 годам заключения за шпионаж в пользу Китая.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что китайский самолет также имеет схему «летающее крыло». Еще о нем известно, что он должен контролировать все районы Южно-Китайского моря. Есть и другие условия: быть незаметным для ПВО противника, нести комплекс средств РЭБ, а также использовать обычное и ядерное вооружение. Об этом на одной из пресс-конференций заявил представитель Оборонного научно-технического университета Фу Гуаньгвэнь. Как видим, настроения у Пекина чисто оборонительные. Североамериканский материк не находится в зоне интересов стратегической авиации КНР. Хотя, конечно, слова зачастую расходятся с делами. Особенно на Востоке.
Начало эксплуатации Н-20 запланировано на 2025 год.
Россия
Примерно в эти же сроки намерено уложиться и ОКБ Туполева, создающее Перспективный авиационный комплекс Дальней авиации (ПАК ДА). На 2021 год намечен первый полет бомбардировщика нового поколения, в 2023 году он должен поступать в части ВВС для опытной эксплуатации. Хотя, конечно, сроки могут и передвинуться. Это связано с тем, что ВВС России намеревается усилить дальнюю авиацию за счет начала производства глубоко модернизированных ракетоносцев Ту-160.
НИР по созданию ПАК ДА началась в 2009 году. Полномасштабная ОКР по проекту «80» стартовала в 2014 году. Новый бомбардировщик начнет заменять в следующем десятилетии вначале Ту-95, а затем и Ту-160.
ПАК ДА будет разительно отличаться от «Белого лебедя», как называют ракетоносец Ту-160. Это также будет «летающее крыло. Но дозвуковое. Потерю в скорости конструкторы намерены с лихвой перекрыть за счет невидимости самолета и высочайшего интеллекта всех его бортовых систем.
О характеристиках нового бомбардировщика известно больше, чем о вышеупомянутой китайской разработке. Но не намного. Приводим ожидаемый коридор характеристик.
Максимальная взлетная масса — 150−200 т
Масса топлива — до 50 т
Масса полезной нагрузки — 30−40 т
Радиус действия — 6000−9000 км
Также известно о том, что НИИ приборостроения им. Тихомирова завершил аванпроект радиолокационного комплекса для ПАК ДА, а Всероссийский НИИ радиоаппаратуры разработал систему управления вооружением.
Самолет будет оснащен как ракетами «воздух-земля», так и «воздух-воздух», а также свободно падающими и корректируемыми бомбами. Для нового бомбардировщика разрабатываются гиперракеты со скоростью полета 5 М и выше.
Двигатель создается на самарском СНТК им. Кузнецова. Предположительная максимальная тяга — 40000 кгс.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
«НИР по созданию ПАК ДА началась в 2009 году. Полномасштабная ОКР по проекту «80» стартовала в 2014 году. Новый бомбардировщик начнет заменять в следующем десятилетии вначале Ту-95, а затем и Ту-160.»
Ту-160М2 никто менять на летающее крыло не будет. Ту-160М2 по предварительным оценкам будет летать до 2060 года, иначе нет смысла тратить деньги на его модернизацию, и возобновление производства.
«Потерю в скорости конструкторы намерены с лихвой перекрыть за счет невидимости самолета и высочайшего интеллекта всех его бортовых систем» — наши конструкторы прям новаторы))
наверно упор делают на системы обороны самолета, самолет дозвуковой но сбить его будет невозможно , а вообще надо разрабатывать ракеты с БЧ ввиде спутника , запускаемые с самолета миг31 в ближний космос , и с орбиты «спутник » падает на цель
я бы не стал тратить бабки на неведимку, которую будет видеть ПВО с РОФАР, надо пилить гиперзвук ракеты и делать ту160 невидимым с помощью рэб, плюс системы которые будут сбивать , слепить и т.д зенитные ракеты,
зачем вообще нужен бомбер псевдоневидимка, если в зону ПВО бомбер не будет входить, пока ПВО не будет подавлено,
По договору снв3 низзя низзя
На рисунке ПАК ДА нет остекления. Планируется использовать технологию «прозрачного самолета»? Для ПАК ФА разрабатывают шлем «КРЭТ», думаю, и для бомбера сделают что-то с виртуальной или дополненной реальностью.
возможно пилоты будут не нужны
У всех конечно бодрые оптимистичные сроки. У всех были кучи срывов постановки на вооружение разрекламированных образцов. Поэтому, в статье было бы желательно указать, что это ЖЕЛАЕМЫЕ сроки)
«Во-первых, Northrop Grumman уже сделала супер-бомбардировщик B-2 Spirit, который по всем статьям, кроме малозаметности, проигрывает американскому ветерану В-52 — и по боевой нагрузке, и по потолку, и по дальности, и даже по крейсерской скорости.»
>>ха. в натуре тупари. тоже самое надо сказать про отечественного производителя, но уже что-бы звучало положительно:
«ПАК ДА будет разительно отличаться от «Белого лебедя», как называют ракетоносец Ту-160. Это также будет «летающее крыло. Но дозвуковое. Потерю в скорости конструкторы намерены с лихвой перекрыть за счет невидимости самолета и высочайшего интеллекта всех его бортовых систем.»
а может всё проще? малозаметность налагает определенные ограничения. и всё
Малозаметность это определенная геометрия, которая далека от оптимальной для сверх звука.
Если тот же В-2 разогнать до 2М, то пожалуй он минут через 5 развалится.
Вот и приходится выбирать скорость или незаметность.
Для бомбера скорость не так важна — от зенитной ракеты он все равно не уйдет даже на сверхзвуке. Так что лучше быть незаметным.
ПАКДА -это попытка создать Русский B-2 Spirit.
Да и Ту-160м2- это тот же путь модернизации, что и с B-1A. Сначала заменят авионику, научат его стрелять тактическим оружием , сделают его менее заметным, а отсюда вытечет и уменьшение скорости. В итоге появится B-1b только с названием 160м2. Вся эта тенденция очень радует, наконец-то перестали велосипед придумывать)
ПАКДА -это попытка создать Русский B-2 Spirit.
Вы будете смеяться, но они и похожи будут друг на друга, но за меньшие деньги. По предварительным данным стоимость отечественного аналога вряд ли превысит $ 300 000 000?, для заокеанского бомбера (B-2) эта сумма в 7 раз больше, но вот что тревожит: Идеальной незаметности не будет, будут ли ГИПЕРЗВУКОВЫЕ КР тоже вопрос, плюс желательно «сопровождение дальнего истребителя-перехватчика» чтоб враги не «заклевали» ну и так далее.
Насчёт модернизации B-1B там же три небольших отсека, в них большую КР не запихнёшь, в результате теряется смысл применения дальних КР, и только остаётся прикрываться «невидимостью» и входить в зону действия ПВО, а это… ну в общем модернизация была, машина неплохая (по спектру вооружения), но как говорится не орёл…
Да я не буду смеяться, я и говорю что ПАКДА это Русский B-2))
Да и с ценой не торопитесь, про цену у нас умалчивают до последнего, пока не проиграем тендер на поставку оружия из-за цены))
Если тот же В-2 разогнать до 2М, то пожалуй он минут через 5 развалится.
Аэродинамика у них херовая, херовая, их нельзя больше 950 км/ч разгонять, ни одна ЭДСУ в мире не удержит. Устойчивость на таких скоростях (М=2) никакая. Абсолютно.
Да и с ценой не торопитесь, про цену у нас умалчивают до последнего, пока не проиграем тендер на поставку оружия из-за цены))
Это только предположение. Да и потом, у нас таких денег, которые были истрачены на B-2 нет, и не предвидится. Кроме того, у B-2 есть один наиболее существенный недостаток: Большие топливные баки, ограничивают место под вооружение, и на кой чёрт вообще нужно это «летающее крыло?» Места под баки больше будет у B-1 и нашего Ту 160м2, но и у того и другого заметность…Пытаются снизить, но это же не 20 метровый ПАК ФА, это же 55 метровый Ту 160, заметность очень сильно не снизить, хоть старайся, хоть не старайся. У любой техники своих недостатков…
«Летающее крыло» имеет максимальный внутренний объем при минимальной площади поверхности, при этом способное летать. К тому же с подобной формой проще добиться малозаметности.
«Летающее крыло» имеет максимальный внутренний объем при минимальной площади поверхности, при этом способное летать.
Про внутренний объём спорить не буду, однако где разместить топливные баки внутрь которых можно закачать до 76 тонн керосина, при том что длина ФЮЗЕЛЯЖА B-2 21метр? Там в крыльях баки. Да в крыльях баки есть, но крыло (профиль крыла) тонкое, столько сколько не жалко, не закачаешь.
минимальной площади поверхности, (уточните что под этим термином имеете ввиду?) Отражающая поверхность, может это имеется в виду?
Площадь крыла у B-2 огромная (более 460 кв метров), и если бы не РПМ то светилась бы эта конструкция как новогодняя ёлка на ЛЮБЫХ радарах, ЛЮБОЙ ПВО.
То что перелетит через океан, не подлежит сомнению, над Британией дозаправка, далее боевое задание проникновение в ГЛУБЬ территории любого государства оставаясь не замеченным, но РЛС развиваются гораздо быстрее чем «Стелс», так что новое поколение РПМ будет точно, но насколько эффективными и не ультра дорогими они будут, покажет время.
Для уменьшения дальности обнаружения в 10 раз, ЭПР объекта следует уменьшить в 10 тыс. раз.
Так что форма самолета дает больший результат «незаметности», чем уменьшение ЭПР.
РПМ совершенствуются с 1943 года и это, видимо, бесконечный процесс. Проблема в том, что РПМ не является универсальным средством и «заточено» для поглощения конкретной частотной полосы радиоизлучения.