На фоне глобальной нестабильности в мире отчётливо бросается в глаза тот факт, что Китай, проводя активную внешнюю политику, стремительно наращивает потенциал своей боевой авиации, которая в будущем может обрушить внезапный удар против стран-конкурентов.
Обзор ВВС КНР
После того, как Китай стал претендовать на статус сверхдержавы, ситуация в мире стала постепенно меняться в пользу Пекина. При этом, несмотря на геополитические трудности, китайское руководство медленно, но верно реализует свои великодержавные амбиции.
Если бросить ретроспективный взгляд, в этой связи необходимо отметить, что своим рывком в военно-экономической сфере КНР во многом обязана СССР (России). Так, ещё с начала 1950-х годов Советский Союз оказывал бескорыстную военную помощь Китаю; тем самым Поднебесная наращивала мощь своей боевой авиации. Однако в начале 1960-х годов, в связи с ухудшением отношений с СССР, ВВС Китая, недополучив значительную часть технической документации и запчастей, начали копировать советские самолёты. Несмотря на контракты и договорённости с Россией, китайское правительство продолжает их открыто нарушать: копирование отечественных боевых машин идёт до сих пор.
Нужно признать, что экспорт российской авиатехники и последующего её воспроизводства Китаем несёт угрозу национальной безопасности России: оружие отечественного производства может быть направлено против нашей страны в любой момент. Учитывая специфику внешней политики КНР, можно смело сказать, что после США Россия, по существу, является для Пекина «врагом номер два».
В настоящее время благодаря контрактам с РФ и обильной финансовой поддержке в Китае функционирует целая сеть военных корпораций и авиазаводов: Шэньянская, Сианьская и Шанхайская авиационно-промышленные корпорации, авиационно-промышленная компания «Чэнду», китайская национальная авиационно-промышленная группа «Гуйчжоу» и многие другие. Так, предприятия I корпорации включают в себя 47 крупных и средних компаний, 31 научно-исследовательское учреждение, 22 дочерних специализированных предприятия. Штаб-квартира корпорации находится в Пекине.
В состав II корпорации авиационной промышленности Китая входят 81 крупная и средняя компания, авиапредприятие, научно-исследовательская организация и специализированное учреждение. Штаб-квартира корпорации также находится в Пекине.
Военно-воздушные силы КНР насчитывают:
— 528 многоцелевых истребителей J-7III/J-7E/J-7G, являющихся копиями советской машины МиГ-21,
— 192 многоцелевых истребителя J-8II/J-8III (в его создании были заимствованы конструктивные решения от советских МиГ-23МС/МиГ-23БН, полученных из Египта),
— 205 машин J-11/J-11BS (копии российского перехватчика Су-27),
— 323 самолёта J-10А/J-10B/J-10S,
— 43 модернизированных истребителя Су-27СК и 32 Су-27УБК,
— 24 Су-30МК2,
— 73 Су-30МКК.
Но и это ещё не всё. Так, в ноябре 2015 года был заключён контракт по продаже Китаю 24 истребителей Су-35С поколения 4++ (сумма сделки – 2 млрд. долларов). Кроме того, интенсивно идёт подготовка к развёртыванию серийного производства машин пятого поколения J-20 и J-31.
Также на вооружении ВВС КНР имеется четыре многоцелевых истребителя FC-1 «Сяолун», 120 истребителей-бомбардировщиков JH-7А «Летающий леопард», 120 штурмовиков Nanchang Q-5C/Q-5D/Q-5E, 130 дальних бомбардировщиков и заправщиков H-6A/H-6M/H-6K (являются копией советского ракетоносца Ту-16).
Продолжается наращивание и группировки самолётов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Так, ещё в начале 1990-х годов в Китае была начата программа по созданию комплексов ДРЛО, близких по своим возможностям к американскому самолёту E-8 JSTARS. На первом этапе реализации проекта в роли базовой машины был выбран среднемагистральный пассажирский лайнер Ту-154М. На самолёт установили РЛС с синтезированной аппаратурой, которая располагается под фюзеляжем в обтекаемом контейнере. Первая машина, получившая индекс Tu-154MD (Dian – электронный), была выпущена в 1996 году (ВВС КНР имеют на вооружении от трёх до пяти лайнеров данного типа). В целях секретности Tu-154MD сохранили гражданские опознавательные знаки и окраску авиакомпании «China United Airlines».
Для обнаружения малозаметных целей и целей на фоне земли ВВС Китая вооружены 11 самолётами ДРЛО (четыре KJ-200 «Кунцзин-200», два KJ-500, четыре KJ-2000 и один KJ-3000). Так, KJ-200 и KJ-500 были созданы на базе транспортных машин Y-8 (копия советского Ан-12), а KJ-2000 и KJ-3000 во многом сходны с российским комплексом А-50, оборудованного многофункциональной импульсно-доплеровской надфюзеляжной РЛС.
Военно-транспортная авиация имеет в строю 300 лёгких самолётов Y-5 (копия советского биплана Ан-2), 65 тактических транспортных машин Y-8, 23 самолёта Y-7H (копия советских Ан-24/Ан-26), 20 тяжёлых «транспортников» Ил-76ТД/Ил-76МД, 15 Y-11, 10 многоцелевых Ил-18, от четырёх до семи Ту-154М, пять Y-9 (глубокая модернизация Y-8), 10 машин фирмы «Бомбардье» (пять RJ700, пять RJ200LR), пять Challenger CL-601 канадского производства, два лайнера Боинг-737-700, два Y-12, один заправщик Ил-78. Кроме того, в 2017 году готовится к принятию на вооружение новейший «транспортник» Y-20 (заявленная китайской стороной грузоподъёмность нового самолёта составляет 66 тонн).
Авиапарк учебно-боевых самолётов насчитывает 400 поршневых машин для первоначальной подготовки пилотов Nanchang CJ-6, 350 учебно-боевых JL-8 китайско-пакистанского производства, 200 истребителей JJ-7. Вместе с тем о количестве новейших сверхзвуковых учебно-боевых машин L-15 «Летающий Лев» и JL-9 «Шаньин» («Горный Орёл») до сих пор нет достоверных данных.
Вертолётные эскадрильи имеют в своём составе свыше 100 машин Z-6 различных модификаций (копия советского вертолёта Ми-8, в резерве числится 206 Ми-8Т/Ми-17/Ми-171/Ми-172), 32 многоцелевые машины Z-9, 20 Z-8, 10 транспортных вертолётов AS 332 «Super Puma» поставленных из Франции. При этом ВВС КНР держат в секрете количество новейших ударных вертолётов Z-19 (по некоторым данным, производительность завода в Харбине составляет более 40 машин этого типа в год) и аналогичных WZ-10 (в создании вертолёта принимало участие конструкторское бюро им. Н.И. Камова).
Авиация сухопутных войск имеет на вооружении более 350 многоцелевых вертолётов Z-9, 100 лёгких машин Z-11, восемь многоцелевых SA 342 «Газель» французского производства, однако в полётопригодном состоянии остались лишь один SA 342, 304 Z-9 (из них 12 в составе Воздушно-десантных войск, три в полиции), от 39 до 75 Z-11. Также в строю числятся 183 ударные машины (97 WZ-10 и 86 Z-19).
В качестве многоцелевых вертолётов используются 10 Ми-8 и 239 Ми-17 (в том числе пять в полиции), четыре тяжёлых «транспортника» Ми-26, 93 вертолёта фирмы «Еврокоптер» EС-120/HC-120 франко-немецкого производства, 23 многоцелевые машины S-70C (UH-60C), поставленных из США, 92 вертолёта Z-8 (в том числе 16 на вооружении Воздушно-десантных войск). Кроме того, в составе ВДВ эксплуатируются 11 транспортных самолётов (пять Y-5, четыре Y-8C и два Y-7).
Хотя армейская авиация Китайской Народной Республики пока отстаёт от других родов войск и является относительно слабой стороной армии, в последнее время она быстро развивается: правительство Китая не жалеет финансов на перевооружение.
Авиация Военно-морских сил КНР насчитывает 124 многоцелевых истребителя J-8II/J-8III, 60 штурмовиков Q-5I, 54 истребителя-бомбардировщика JH-7A «Летающий леопард», 30 самолётов J-7 различных модификаций, от 25 до 30 машин J-10А, 24 истребителя Су-30МК2, 24 машины J-16 (копия российского Су-30МК2), 12 учебно-боевых машин JL-8, три патрульных гидросамолёта SH-5, два самолёта ДРЛО KJ-500. Кроме того, в морскую авиацию Китая начал поступать истребитель J-15 (копия российского Су-33). Вертолётные эскадрильи имеют в строю 52 противолодочные машины (26 Z-8, 26 Z-9C), 11 Ка-28, девять вертолётов радиоэлектронной разведки и целеуказания Ка-31 и восемь многоцелевых Ми-8МТ.
Аэродромная сеть в Китае насчитывает свыше 400 аэродромов, в том числе 350 с твёрдым покрытием взлётно-посадочной полосы. Оперативная ёмкость аэродромов составляет 9 тыс. самолётов, что почти в три раза больше авиационного парка страны. Численность личного состава ВВС составляет 330 тысяч человек.
Анализируя состояние Военно-воздушных сил Китая, отметим, что многоцелевые истребители Су-27СК, Су-30МК2, Су-30МКК, J-10 и J-11 составляют основу боевой авиации Поднебесной; упомянутые самолёты являются машинами четвёртого поколения и поколения 4+, способные вести боевые действия в любых метеоусловиях днём и ночью, а также в случае применения противником средств радиоэлектронного противодействия. Тем самым авиасоединения КНР представляют внушительную угрозу РФ, особенно если учитывать пока недостаточное поступление новой авиатехники в состав ВВС России.
Авиация и геополитика: аппетиты Пекина растут
Как было уже сказано, желая упрочить своё геополитическое положение в мире, Поднебесная проводит широкомасштабное перевооружение своей авиации. Естественно, в этих условиях Китайская Народная Республика имеет свои далеко идущие планы. Рассмотрим лишь главные направления китайской внешней политики:
Первое. Ещё с 1960-х годов Китай стремится закрепиться в Сибири и на Дальнем Востоке; природные ресурсы России не дают покоя пекинской верхушке. Кроме того, по вине КНР усиливается геополитическая напряжённость из-за водных ресурсов (так, китайские дельцы давно «положили глаз» на озеро Байкал).
Второе. Китай, продолжая усиливать свои авиасоединения в районах Тайваньского пролива и Южно-Китайского моря, стремится во что бы то ни стало уничтожить прозападный режим на острове Тайвань с целью не только вернуть себе исконную территорию, но существенно упрочить своё военно-политическое положение в Юго-Восточной Азии.
Третье. В последнее время растёт напряжённость из-за островного архипелага Сенкаку (Дяоюйдао), который имеет спорный статус между КНР и Японией. Интерес к островам усилился после того, как ещё в 1999 году там были обнаружены значительные запасы природного газа, оцениваемые приблизительно в 200 млрд. кубометров.
Четвёртое. Официальный Пекин стремится получить геополитические дивиденды за счёт Вьетнама, Индии и Непала, однако занятость на других направлениях пока не даёт возможности китайскому руководству полностью включить упомянутые государства в орбиту своего влияния.
Ещё один существенный момент: КНР проявляет интерес к природным ресурсам Арктики, которая стала для России одним из приоритетных направлений внешней политики. Правительство РФ высказывает справедливые опасения насчёт конкуренции с Китаем, который создаёт мощные эскадры арктического и авианосного флотов. При этом американский эксперт, бывший капитан ВМС США, профессор международного права Джеймс Краск, призывает остерегаться Пекина: «Было бы разумно настороженно относиться к Китаю – стране, немного неуклюжей в бравировании своим растущим экономическим весом и порой склонной к грубому поведению».
Таким образом, китайское направление для России, на первый взгляд, не таит угроз, однако в среднесрочной перспективе обстановка может стать крайне напряжённой; при этом есть вероятность возникновения вооружённого конфликта (события 1969 года на острове Даманский – тому подтверждение). В этой непростой ситуации Вооружённым Силам России необходимо быть начеку; только наличие авиаполков и авиадивизий, оснащённых современной авиатехникой, несколько охладит амбициозный пыл пекинского руководства. РФ необходимо продолжать финансирование оборонных программ, не забывая вещие слова великого русского вице-адмирала Степана Осиповича Макарова: «ПОМНИ ВОЙНУ!»
/Олег Усик, novorus.info/
Так пишите петицию правительству, что б не продавало глупое ни су-35, ни с-400)))
Денис, мы как-нибудь сами решим что делать и какие петиции писать. Я тебе объяснил, что тебе следует завалить, что взять, куда идти — могу повторить ещё раз.
Удивительно на этом сайте прочитать такую точку зрения! Многие предыдущие статьи на тему Китая были о дружбе типа «русский с китайцем братья навек» и надо все новинки им продавать. Странно, что диаметрально противоположная оценка втс с китаем появилась здесь.
Политика вещь коварная,в ней всё смотрится через призму своих интересов,в общем закон курятника,-заберись повыше,клюнь ближнего,обделай нижнего.
Как показывают последние события;-в мире нет друзей,есть партнёры по обстоятельствам.
А технику Китаю продавать нужно,хотя бы потому что,технику своего производства намного легче нейтрализовать.
Продавать нужно, на один проданный построим себе два
Что за ужасная специфика внешней политики КНР?
Про аппетиты дайте хоть одно подтверждение, а то так же можно утверждать что автор ест детей и работает на иностранную разведку.
Объясните как можно без технологии и оборудования что-то скопировать?
Я вот в ателье просил сшить мне копию сумки итальянской, так ни мастера, ни оборудования не нашлось.
События 1969 года на острове Даманский – подтверждение тому что если нет Армии и Флота кто-то да придет.
Вы почему то про Калугу молчите? Там уже все немцы и французы купили.