Главная Аналитические статьи и мнения

Ударные БПЛА России: погоня за вчерашним днем

22
3850
Сможет ли наш «Охотник» хотя бы сравниться с американской «Жаткой»?

Как сообщает РИА «Новости», в Летно-исследовательском институте имени Громова начались испытания разведывательно-ударного беспилотного летательного аппарата «Иноходец», созданного компанией «Кронштадт» (до 2015 года компания называлась «Транзас»). Это серьезный беспилотник самолетного типа, вес которого равен 1200 кг, а масса полезной нагрузки, к которой относятся высокоточные ракеты класса «воздух-поверхность», — 300 кг.

В связи с этим событием появилась надежда на то, что в российской армии наконец-то появятся ударные беспилотники. По этому классу вооружения мы не просто отстаем от США — у нас его просто нет.

Правда, работы в этом направлении проводятся с конца нулевых годов. Однако пока можно условно похвастаться БПЛА «Дозор-600» той же питерской компании «Кронштадт», который совершил первый полет еще в 2010 году. В прошлом году начались его испытания. Однако ни о начале серийного производства, ни о поступлении в армию абсолютно ничего неизвестно.

Эта затяжка, несомненно, вызвана тем, что Минобороны хотело бы получить что-то более внушительное. Потому что «Дозор-600» и по весу, и по массе полезной нагрузки проигрывает американскому «Предатору» чуть ли ни вдвое. Если же сравнивать его с «Рипером», то получается совсем грустная картина. Полезная нагрузка «американца», представляющая собой ракеты и бомбы на шести точках подвески, — 1700 кг, у «Дозора-600» — 120 кг.

Из этого следует, что вместо этой разработки «Кронштадта» в армию должна прийти следующая, выполненная совместно с казанским ОКБ «Сокол», — ударный беспилотник «Иноходец». Правда, это будет не шаг на опережение, поскольку новая разработка по своей ударной мощи выйдет на уровень «Предатора», созданного еще в прошлом веке. Большая часть характеристик «Иноходца» засекречена. Поэтому можно лишь предположить, что авионика на российском беспилотнике будет посовершеннее, чем у «Предатора». И в этой области у российских производителей есть определенные преимущества. Они распространяются и на бортовые РЛС, и на средства РЭБ, и на системы управления вооружением. Но, как уже было сказано, «голое железо» примерно одинаковое.

ЛТХ БПЛА «Предатор» и «Иноходец»
Максимальный взлетный вес, кг: 1020 — 1200
Масса полезной нагрузки, кг: 200 — 300
Тип двигателя: поршневой — поршневой
Максимальная высота полета, м: 7900 — 8000
Максимальная скорость, км/ч: 215 — предположительно 210
Крейсерская скорость, км/ч: 130 — предположительно 120−150
Продолжительность полета, ч: 40 — 24

Пятитонка

По заказу Министерства обороны российская оборонка создает три ударных беспилотника. О самом легком (вес около одной тонны) мы уже сказали. Для того чтобы довести «Иноходца» до этапа испытаний компания «Кронштадт» потратила около миллиарда рублей. Однако это пока еще не государственные испытания летательного аппарата. И ожидать, что он придет в армию со дня на день не стоит. «Кронштадцы» утверждают, что намерены запустить новую разработку в серийное производство в 2018 году. Однако для этого необходимо иметь не только желание, но и сертификат, подтверждающий качество продукта, то есть соответствие его летно-технических характеристик требованиям технического задания. Но, повторимся, «Иноходец» позволит нам приблизиться ко вчерашнему дню американской ударной беспилотной авиации.

Дороже — 1,6 млрд. рублей — стоит создание ударного дрона весовой категории до 5 тонн. Тендер на этот заказ выиграло казанское ОКБ «Сокол» им. М.П.Симонова. Этот беспилотник, получивший название «Альтуис», находится на стадии подготовки прототипа к первому полету. Но и он позволит приблизиться к сегодняшнему дню американской ударной беспилотной авиации, которая к моменту принятия на вооружение «Альтуиса» уже уйдет вперед.

Характеристики БПЛА «Альтуис» также засекречены. Однако по сведениям, поступающим от заказчика, т.е. Министерства обороны, известно, что этот беспилотник по своим возможностям будет близок к американскому MQ-9 Reaper, разработанному компанией General Atomics Aeronautical Systems и эксплуатирующемуся с 2007 года. Поскольку о характеристиках «Альтуиса» ничего, кроме приблизительного веса машины, неизвестно, то приведем ЛТХ лишь одного «Рипера».

ЛТХ MQ-9 Reaper («Жатка»)
Длина — 11 м
Размах крыла — 20 м
Максимальная взлетная масса — 4760 кг
Масса полезной нагрузки — 1700 кг
Максимальная скорость — 400 км/ч
Крейсерская скорость — 250 км/ч
Дальность — 5900 км
Продолжительность полета — до 28 час
Практический потолок — 15000 м
Тип двигателя — ТВД
Мощность двигателя — 670 кВт

Тяжеловес

Третий российский проект создания ударного беспилотника, который реализуется по заказу Министерства обороны, должен вывести Россию в лидеры. БПЛА «Охотник» относится к классу сверхтяжелых беспилотников, его масса равна приблизительно 20 тоннам.

Проект не только сложный, но и иллюстрирующий драматизм развития отечественной авиастроительной отрасли. Во-первых, не драматизм даже, а настоящий трагизм, имевший место в 90-е годы, привел к тому, что ОКБ Туполева было вынуждено прекратить доводку уже летающего ударного дрона Ту-300 «Коршун». Эта серьезная машина с турбореактивным двигателем запускалась из транспортно-пускового контейнера при помощи двух твердотопливных ускорителей. Масса ракетно-бомбовой нагрузки превышала тонну. Шасси у самолета не было, выполнив задание, он приземлялся на парашюте.

Если бы в отрасли не существовало интриг и внутривидовой борьбы, в которой неизменным победителем оказывается ОКБ «Сухого», то совсем на подходе к принятию на вооружение уже находился бы уникальный ударный БПЛА «Скат», вес которого равен 20 тоннам. В 2007 году его полноразмерный макет представляло на авиасалоне МАКС ОКБ Микояна-Гуревича.

Однако совсем скоро самым чудесным образом финансирование проекта прекратилось. Хоть в отрасль уже начали поступать средства, способствующие ее возрождению. От перспективнейшей разработки отказались именно в тот момент, когда в армию США начали поступать MQ-9 «Жатки». Правда, у этого есть «объективная» причина — в этот момент на должность министра обороны заступил Анатолий Сердюков, который начал закупать высокотехнологическое вооружение за пределами страны. И, в частности, дроны. С легкими и средними разведывательными машинами было все в порядке — Израиль нам их охотно продавал. Однако тяжелыми машинами, обладающими высоким боевым потенциалом, коммерческий партнер не был настроен делиться.

По этой причине мы сейчас вынуждены догонять американские вчерашний («Предатор») и сегодняшний («Рипер») дни.

После окончания «сердюковщины» замороженный проект также самым чудесным образом отошел к ОКБ Сухого. Все наработки МиГа были переданы новому разработчику. При этом РСК «МиГ» участвует в совместных работах по созданию «Охотника».

ТЗ на «Охотника» было утверждено Министерством обороны в 2012 году. Его подробности не разглашаются. Однако имеются сведения о том, что новый дрон будет относиться к классу истребителей шестого поколения. Он будет построен по блочной схеме, что позволит применять его для решения широкого круга задач. Разработчики были полны решимости начать испытания прототипа в 2016 году и передать его в армию в 2020 году. Однако, как водится, сроки поплыли. В прошлом году первый полет прототипа был перенесен на 2018 год.

Поскольку о ЛТХ «Охотника» ничего не известно, мы приводим характеристики БПЛА «Скат». По логике вещей, показатели «Охотника» должны быть как минимум не хуже.

Длина — 10,25 м
Размах крыла — 11,5 м
Высота — 2,7 м
Максимальная взлетная масса — 20000 кг
Тяга двигателя ТРД — 5040 кгс
Максимальная скорость — 850 км/ч
Дальность — 4000 км
Практический потолок — 15000 м
Боевая нагрузка — 6000 кг на 4-х внутренних точках подвески.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

22 КОММЕНТАРИИ

  1. Денис

    Грустно… Даже в гражданке той же для патрулирования и наблюдения заменить вертолеты с экипажами экономический эффект есть.

    • Аноним

      Денис,я так понял;дороги в своей Белоруссии ты уже отремонтировал? И грусть твоя какая то радостная.

      • Дмитрий

        А у вас на Украине случайно родственников нет? А то от вас свидомизмом несёт, только с русским уклоном. Денис по существу всё сказал, не нравится — выключите комп и делайте уроки, завтра, таки, в школу идти.

        • Аноним

          Я так понял что у тебя усы отросли,а у дениса пух между ног,и вы готовы связаться.

  2. Юра

    У МиГа должен быть БПЛА «Гонщик» масса до 6 тонн. Но ничего не слышно.

  3. Юра

    Однако имеются сведения о том, что новый дрон будет относиться к классу истребителей шестого поколения.

    Я уверен, это ошибочное мнение, или слухи, или домыслы. Тактико-техническое задание на 6 поколение, громадное, вы не представляете, как всё то, что написано в ТТЗ на 6 поколение можно запихнуть в БПЛА длиной в 21 метр?

    Тем более беспилотник проектировали исключительно для дальности не более 800 км, истребитель 5 поколения летит на дальность 3 000 км, (без ПТБ), с 2 мя ПТБ на дальность приблизительно 4 300 км, что невозможно для БПЛА в принципе. (Внутренние баки БПЛА значительно меньше чем у истребителя) БПЛА с 2 мя ПТБ пролетит ну где то 1 500-2 000 км не более, так что очередная «мурзилка» не более того.

  4. Петька

    БПЛА эффективны там где уже подавлена ПВО и ВВС, так что БПЛА бомбер можно и из курузника сделать или су25. БПЛА это платформа ,для того чтобы увеличить дальность применения высокоточных ракет , это многоразовая » крылатая ракета», наземного базирования поэтому надо выходить из РСМД

  5. Юра

    Петька
    БПЛА эффективны там где уже подавлена ПВО и ВВС.

    Я извиняюсь, а нахрена они (БПЛА) в таком случае вообще нужны? Подавить ПВО может истребитель-перехватчик (Су 35С), или МиГ 35 как вариант. Более того, истребитель-перехватчик хоть и не обязан наносить удары по земле, но наносить удары именно по земле он могёт. Он же многофункциональный истребитель-перехватчик.

    На БПЛА нужно в таком случае нагрузить кучу функций. Вот тогда дело будет, но вот как всё это в небольшой фюзеляж запихнуть? Оправдание для разработки многофункционального БПЛА до 2020 года может быть, что он на ограниченном участке театра боевых действий временно заменяет или дополняет например Су 25.

    Тем более в РФ уже два КБ должны заниматься 6 поколением. (Сухой и МиГ). Но это не те «летающие крылья» «Скаты» разные. Я уверен, что эффективность истребителя 6 поколения раз в 10-15 будет больше чем у 5 поколения.

    • Аноним

      Юра, перечитай свой комментарий с вопросом — на хрена то на это.

    • Петька

      БПЛА может управлять обычный пацан геймер, а истребителем только профи, которого надо учить за миллионы , поэтому думаю БПЛА делают для разведки и нанесения ударов по земле где уничтожена ПВО или её нет вообще

  6. Юра

    «Юра, перечитай свой комментарий с вопросом — на хрена то на это.»

    Я не понял, что здесь имеется ввиду? Смысл вашего комментария абсолютно не понятен.

    • Аноним

      Как и твой комментарий, состоящий из набора слов типа — нахрена БПЛА против ПВО, с заменой на СУ.

  7. Юра

    Так и у тебя набор слов, и никто не жалуется. Пока есть пилотируемая авиация, смысл в УДАРНЫХ БЕСПИЛОТНИКАХ КАКОЙ?. РАЗВЕ ЧТО ГДЕ НИБУДЬ В ГОРАХ, И ТО БЕСПИЛОТНИК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ДЕШЕВЛЕ СУ 35, СУ 34, И ТО НА ОГРАНИЧЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ. В ОСТАЛЬНОМ ЭТО «ОТРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЙ», НЕ БОЛЕЕ ТОГО.

    • Аноним

      Эй плагиатор Юра, я так понял что ты свой мозги у проктолога лечишь? Перечитай свой комментарии,и определись за что ты,за ударные-без ударные,за самолёты вместо БПЛА или БПЛА вместо самолётов.
      Кидаешься из угла в угол,как застуканный женой,в постели на путанке,в момент «отработки технологий».

  8. Юра

    Кидаешься из угла в угол,как застуканный женой,в постели на путанке,в момент «отработки технологий».

    Э, ты аноним бронетанковый, чё тебя на поворотах заносит, если я написал нахрена, то это значит против, я смысла в них (беспилотниках) вообще не вижу, (тем более ударные, пока к ним специальное вооружение разрабят, пока в серию запустят) только когда в серию запустят, при условии финансирования при условии что «болячки» вылечат, здесь то чего непонятного?
    Даже 6 поколение не будет на 100% беспилотным. То-то его (6 поколение) проектируют в двух вариантах: Беспилотном, если будут проблемы с авионикой или ПО, то тогда под управлением пилотов, это тоже понятно как 2+2.

    • Аноним

      Эй импотент с плоскостопием,(ну то-есть;как в танках,так в авиации-профан),подгузник пододень,а то визжишь от раздражения,как будто от знаний в обсуждаемой теме.

      • Аноним

        Юра, СУ-25 ни один БПЛА не заменит — это понятно даже пацану из аэро-кружка.

  9. Аноним

    Бпла проще и делать их быстрее. И потерять не так жалко.