Основные компании-поставщики высокоточных боеприпасов стремятся сделать свои изделия еще более точными и разрабатывают все более надежные и точные системы наведения, которые могут выдержать глушение противником.
Высокоточные боеприпасы являются одним из важнейших элементов современных сухопутных сил, а необходимость сокращения в нынешних конфликтах потерь среди гражданских лиц и союзников и снижения ущерба инфраструктуре предъявляет высокие требования к их точности.
Афганистан, 2011 год. Морские пехотинцы стреляют снарядом M982 Excalibur из гаубицы M777
В секторе высокоточных боеприпасов существует несколько различных направлений, от стандартной 155-мм артиллерии НАТО до минометных комплексов. «Одним из основных направлений возможного развития является рынок управляемых минометных выстрелов, – сказал руководитель программы Excalibur в компании Raytheon Пол Дэниелс. – А в сфере калибра 155 мм Raytheon разработала высокоточный артиллерийский снаряд дальнего действия Excalibur».
«Рынок управляемых мин новый и перспективный для компании Raytheon и всей промышленности, – добавил он. – Учитывая огромное, можно сказать глобальное количество 120-мм минометов, потенциал рынка очень многообещающий».
Неизменные потребности
Значительное событие в этой части сектора произошло в декабре 2015 года, когда компания Raytheon получила контракт стоимостью 98 миллионов долларов на выполнение требования корпуса морской пехоты (КМП) США по высокоточному снаряду увеличенной дальности PERM (Precision Extended Range Munition) в части 120-мм минометного снаряда. Дэниелс сказал, что «PERM сможет повысить дальнобойность минометных стволов КМП США с первоначальных 8 км до более чем 16 км, кроме того, он имеет точность, схожую с точностью системы Excalibur, плюс PERM можно назвать Excalibur для минометов».
Управляемый снаряд M982 Excalibur компании Raytheon
Компания в настоящее выполняет программу квалификации PERM. За ней последует начальное производство небольшой партии, после чего начнется полномасштабное производство. Дэниелс сказал, что PERM пока не продавался за рубеж, поскольку программа находится на начальных этапах. Впрочем, он сообщил, что «несколько стран проявили интерес к возможности его приобретения» в рамках закона продажи вооружений иностранным государствам.
Американская армия также имеет потребность в подобном 120-мм управляемом минометном боеприпасе и в связи с этим начала свою программу по осколочно-фугасному управляемому минометному выстрелу HEGM (High Explosive Guided Mortar). Контрактное управление армии США объявило в апреле 2015 года о том, что проводит исследование рынка с целью определения подрядчиков на выполнение программы по своей минометной системе.
Система должна быть способна работать во всем диапазоне военных операций, на всех типах местности, при любой погоде и, как говорится в выпущенном компанией заявлении, «должна включать возможности по выведению из строя живой силы, находящейся внутри зданий и за укреплениями, или небронированные стоящие транспортные средства, а также людей на открытой местности при минимуме косвенных потерь».
Это позволило определить ряд требований для HEGM, включая уменьшение кругового вероятного отклонения с 10 метров до одного метра, способность работать в отсутствие сигнала GPS или при его глушении и способность поражать цели, движущиеся со скоростью до 24 км/ч. «Сам снаряд дульного заряжания, им можно будет вести огонь из нынешних и будущих 120-мм гладкоствольных минометных систем американской армии», – говорится в заявлении. Армия прогнозирует объем производства в количестве 15000 выстрелов; трехлетний цикл производства начнется в 2020 году.
Компания Raytheon рассматривает HEGM в качестве интересной возможности для PERM, так как требования у них схожи. «Хотя КМП США имеет на вооружении 120-мм нарезные минометы, Raytheon спроектировала PERM так, что он также совместим с гладкоствольными минометными стволами, – пояснил Дэниелс. – Ведь американская армия имеет на вооружении гладкоствольные минометы».
Он заметил, что армия может использовать опыт, полученный КМП США при разработке своего управляемого боеприпаса, с целью ускорения и удешевления своей программы HEGM. «КМП закупил разработанный армией Excalibur. Теперь армия может сделать то же самое с разработанным Корпусом морской пехоты снарядом PERM».
В программе HEGM у компании Raytheon есть сильный конкурент. Orbital ATK проиграла Raytheon контракт по PERM для КМП, но предлагает свою новую высокоточную минометную систему в качестве варианта для армейских требований.
Трансформация боеприпасов
Компания Orbital ATK разрабатывает свою систему Scorpion, которая является дальнейшим развитием ее высокоточного минометного боеприпаса XM395, который американская армия предлагает для своей инициативы APMI (Accelerated Precision Mortar Initiative – ускоренная инициатива по высокоточному боеприпасу). APMI сама основывалась на комплекте высокоточного наведения PGK (Precision Guidance Kit) от Orbital ATK для 155-мм артиллерийских снарядов, который предназначался для трансформации обычных снарядов в высокоточные боеприпасы.
Система повышения точности минометных мин Scorpion компании Orbital ATK
Программа APMI в настоящее время близка к завершению, но представитель компании сообщил, что в Orbital ATK уверены, что смогут использовать опыт инициативы APMI и обеспечить армию подходящим решением для программы HEGM. Решение PGK позволяет переделать стандартный 155-мм артиллерийский снаряд в высокоточный боеприпас с GPS-наведением за относительно низкую стоимость. Система PGK способна значительно уменьшить рассеивание артиллерийского снаряда, примерно с 200 метров до 30 метров.
В компании Orbital ATK заявляют, что PGK «заполняет брешь в эффективности между традиционными артиллерийскими и продвинутыми интеллектуальными боеприпасами» и, что он позволяет сделать это за меньшую стоимость при более высокой надежности. Блок наведения размером со стандартный взрыватель, устанавливающийся в гнездо штатного взрывателя снаряда, обеспечивает традиционные режимы точечной детонации и воздушного подрыва.
PGK находится на первом этапе своего контракта на серийное производство, получив одобрение на полномасштабное производство, но необходимо еще окончательное разрешение прежде, чем этот комплект будет развернут в больших количествах в КМП и армии США.
«С добавлением взрывателя PGK артиллерийский расчет в полевых условиях сможет программировать взрыватель точно так же, как он программирует любой другой стандартный взрыватель, – заметил представитель компании. – Теперь снаряд знает, куда ему лететь, и как корректировать себя, чтобы попасть в цель. Точность вооружения повышается до очень хорошего уровня».
Представитель компании сказал, что пока PGK не может сделать обычный боеприпас таким же точным как продвинутый боеприпас нового типа, но он оказался существенно дешевле и, тем не менее, в зависимости от вида боевой задачи от него можно добиться необходимой точности. В компании Orbital ATK считают, что PGK мог бы стать удобным вариантом для армий многих стран мира, так как он позволяет сохранить складские запасы традиционных боеприпасов.
«У артиллерийского подразделения большое количество традиционных снарядов и зачастую им совсем не нужно быть точнее 5 метров, поскольку 155-мм снаряд создает такой взрыв, что эти метры совсем не нужны».
Компания Orbital ATK работает над адаптацией технологии, используемой в PGK, к боеприпасам среднего калибра. Представитель сказал, что компания работает с НИЦ вооружений американской армии также по адаптации технологии, используемой в PGK, к снайперской пуле калибра 12,7 мм.
«Если цель движется во время ведения снайпером стрельбы, мы можем изменить полет пули мгновенно, чтобы направить ее на цель. Аналогичным образом, внешние факторы, которые могут повлиять на пулю, также будут учтены на протяжении всего полета пули».
GPS-угроза
Что касается будущих разработок, то многие компаний обращают особое внимание на потенциальную угрозу, исходящую от глушителей сигнала GPS, а часть из них считает, что необходимо направить усилия на развитие технологии головок самонаведения, которые смогут полностью исключить потребность в GPS.
Представитель компании Orbital ATK сообщил, что PGK слабо защищен от подобных глушителей, но в компании рассчитывают решить эту проблему в будущем. «То, как работают подобные технологии, означает, что в настоящее время мы видим очень ограниченные возможности противодействовать глушению GPS в нашем комплекте высокоточного наведения Precision Guidance Kit. Но здесь есть над чем подумать, и мы намерены решить эту проблему в нашем PGK следующего поколения».
Господин Дэниелс из Raytheon сказал, что система Excalibur имеет надежные возможности противодействия глушению сигнала GPS. Впрочем, он указал на потенциал снижения зависимости от систем наведения по GPS в будущем за счет непрерывного развития технологий головок самонаведения (ГСН).
«Самыми многообещающими направлениями технологического развития в рассматриваемой нами области являются непрерывные разработки ГСН. Для наших военных это заключается в надежном поражении перемещенных или движущихся целей и в дальнейшем снижении негативного влияния глушения противником сигнала GPS, – продолжил он. – Еще одно направление технологического развития заключается в способности доставлять до целей высокоточный огонь с небольшой зависимостью от сигнала GPS или совсем без него. Угрозы для системы GPS продолжают развиваться, и мы видим критическую необходимость ослабить влияние GPS в высокоточном вооружении».
Дэниелс отметил прогресс в технологии ГСН в последние несколько лет и назвал его ключевым аспектом технологического преимущества. Компания Raytheon Missile Systems провела успешную демонстрацию своей новой системы Excalibur S в 2014 году. Снаряд Excalibur S помимо наведения по GPS имеет полуактивную лазерную ГСН.
«Снаряд был запрограммирован лететь до цели по координатам GPS, но когда ГСН включилась и начала поиск по отраженному от цели лучу, она определила, что цель находится не в заранее запрограммированном месте. В этом случае от снаряда потребовалось совершение быстрого маневра и выход на корректные координаты. В результате, в этом самом первом тесте снаряд попал прямо в цель».
Компания Lockheed Martin проведет модернизацию тактического ракетного комплекса сухопутных войск ATACMS в соответствии с контрактом стоимостью 78 млн. долларов, объявленным в январе 2016 года
Повышение летальности
Основным продуктом компании Raytheon в области 155-мм артиллерии является Excalibur Ib (M982A1) – высокоточный снаряд дальнего действия с GPS-наведением, который, по словам Дэниелса, в боевых условиях был отстрелян уже более 827 раз.
«Excalibur увеличивает дальность действия американских гаубиц с 30 до 40 км и обеспечивает среднюю ошибку по дальности менее двух метров на всех дальностях,– сообщил он. – Его вертикальный угол падения на цель максимально повышает летальность и снижает риск косвенного ущерба».
Дэниелс сказал, что Excalibur однажды был отстрелян по цели, в радиусе 75 метров от которой находились свои солдаты, и это было «реальным доказательством его точности и доверия солдат и морских пехотинцев к характеристикам и надежности снаряда Excalibur». Excalibur состоит на вооружении армии и КМП США и нескольких зарубежных покупателей, включая Австралию, Канаду, Нидерланды и Швецию. Также в очереди на него стоит несколько заказчиков, которые могут рассчитывать на участие в программе продажи военного имущества иностранным государствам.
Также есть ряд поставщиков в сфере 120-мм и 155-мм боеприпасов, включая компании Nammo и Finmeccanica. Исполнительный директор компании Nammo Вегард Санд сообщил о новом 155-мм осколочно-фугасном снаряде увеличенной дальности, который имеет значительно меньшее рассеивание по сравнению с предыдущими системами.
По словам Санд, компания Nammo более 15 лет также непрерывно вела работы по разработке и модификации новых вариантов своего 120-мм снаряда для танка Leopard 2. С 2002 по 2009 годы она работала над новым инертным осколочно-фугасным снарядом Insensitive Munition High Explosive–T. В сотрудничестве с компанией KMW он был квалифицирован для танка Leopard 2A4 норвежской армии и был поставлен в другие страны, включая Канаду, Чили, Норвегию и Испанию.
Первые поставки взрывателей PGK в Австралию были проведены с декабря 2015 по январь 2016 года
Работа для HATCHET
Сверхмалый планирующий управляемый боеприпас Hatchet компании Orbital ATK предназначен для сброса с легких летательных аппаратов. Компания видит несколько ролей для своей системы, включая применение в связке с беспилотными летательными аппаратами (БПЛА). По данным компании, при ведении огня из реактивной залповой установки снаряд Hatchet «утроит высокоточную боевую нагрузку самолета специальных операций AC-130». Самолет имеет устройство крепления, которое может принять различные пусковые установки с малым лобовым сопротивлением.
AC-130 — летающая артбатарея непосредственной поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя
Впрочем, по словам представителя компании, прежде всего эта система вооружения рассматривается в тесной связке с БПЛА. «Hatchet примерно вписывается в корпус 60-мм минометного выстрела. Беспилотники отлично подходят для новой системы, поскольку у нее небольшие размеры. БПЛА в основном используются для разведки, но мы размышляли над тем как им помочь стать не только разведывательными, но и вооруженными аппаратами», – пояснил он.
Сверхмалый планирующий управляемый боеприпас Hatchet компании Orbital ATK
Представитель компании также сказал, что разработка Hatchet была обусловлена возросшей потребностью в более высокой точности. Снаряд очень небольшой, но поскольку метательного вещества в нем нет, то мощность его боевой части может быть максимально увеличена. Более половины массы снаряда занимает боевая часть.
«Мы видим перспективы для подобных систем, поскольку их высокая точность позволяет применять именно столько летальности, сколько необходимо для данной цели. То есть у нас в небольшом форм-факторе кроется очень хорошая летальность и очень высокая точность».
Программируемые вариации
Немецкая компания Rheinmetall производит боеприпасы разных типов и всех популярных калибров. В сфере калибра 120 мм она изготавливает гладкоствольную пушку, которая является основным вооружением танков Leopard 2 и Abrams M1A1, состоящих на вооружении многих стран. В последнем пресс-релизе компания представила информацию о своем новом 120-мм танковом боеприпасе HE Temp DM11, который имеет программируемую боевую часть и программируемый взрыватель воздушного подрыва, работающий на дальностях до 5 км.
Компания также предлагает менее дорогой вариант HE SQ (high-explosive super quick – фугасный супербыстрый) RH31. В пресс-релизе говорится, что снаряд RH31 «имеет функцию ударного взрывателя без задержки, которая не требует модификации всей системы». Несколько операторов танков M1 и Leopard 2 разместили заказы на боеприпасы обоих типов.
Под обозначением «Multi-Purpose DM11», КМП США уже использовал снаряд DM11 для борьбы с небронированными и легко бронированными целями в асимметричных конфликтах, например в Афганистане.
Компания Finmeccanica также является заметным игроком, предлагая на рынке свое семейство 155-мм боеприпасов Vulcano. Представитель компании обратил внимание на повышенную точность современного вооружения. Своей линейкой боеприпасов корпорация Finmeccanica обязана компании OTO Melara–производителю современных вооружений, которая уже много лет производит боеприпасы и орудийные системы. Она полностью вошла в корпорацию Finmeccanica в начале 2016 года.
Семейство Vulcano управляемых боеприпасов включает несколько типов снарядов, в том числе 155-мм вариант, который использует инерциальное наведение и наведение по GPS, а также лазерное полуактивное самонаведение для наведения на конечном участке траектории. По словам представителя компании, в середине этого года начнется квалификация 155-мм снаряда Vulcano итальянским и немецким министерствами обороны.
Руководитель направления по высокоточным системам в компании Lockheed Martin Мисти Холмс также затронула тему повышения точности высокоточных боеприпасов в последние годы. «Основной технологический прорыв заключается в повышении точности с целью снижения косвенного ущерба и снижения количества неразорвавшихся суббоеприпасов кассетного вооружения».
Холмс также не могла обойти стороной высокомобильную реактивную систему залпового огня HIMARS (High Mobility Artillery Rocket System) своей компании, которая позволяет производить высокоточные удары на дальностях от 15 до 300 км. HIMARS может производить пуски ракетами ATACMS (Army Tactical Missile System – тактический ракетный комплекс сухопутных войск) и GMLRS (Guided Multiple Launch Rocket System –управляемая ракета для систем залпового огня). Основными заказчиками являются американские армия и морская пехота, но Холмс также сказала, что растет портфель заказов из Европы и Ближнего Востока.
«Система может бесшовно интегрироваться в архитектуру совместных ударов по глубокому тылу противника и своевременно уничтожать и нейтрализовывать вражеские ракетные позиции, пункты оперативного управления и приоритетные цели», – добавила она.
Израильская компания MTC поставляет системы для высокоточных боеприпасов для сухопутных войск, включая пиротехнические устройства для ракет и планирующих бомб и механические гороскопы для измерения крена противотанковых ракет, например Rafael Spike.
Дополнительное устройство для наведения ракет и минометных снарядов Canard Actuation System от израильской компании MTC
Директор компании по производственным вопросам рассказал о блоке управления для наведения ракет и минометных снарядов Canard Actuation System (CAS). Система имеет четыре независимых крыла, которые развертываются и управляются четырьмя электродвигателями постоянного тока.
В компании MTC видят несколько путей расширения своего бизнеса. Ее представитель заметил, что Индия является новым рынком для компании и, кроме того, США также представляют собой громадный рынок для системы CAS. Он рассказал, что его фирма наряду с другими компаниями в этом секторе сделала акцент на повышении дальности и точности. Но все это должно достигаться при сохранении стоимости на одном уровне.
«Главная наша задача сегодня – это повышение уровня точности боеприпасов, но за существенно меньшие деньги, – сказал он. – Потребность в недорогих, но высокоточных боеприпасах очень высока».
/Alex Alexeev, topwar.ru/