Незадолго до майских праздников ведущие мировые средства массовой информации, ссылаясь друг на друга, сообщили об успешно проведенном в нашей стране испытании гиперзвуковой ракеты. О том, что разработки такого особо перспективного вооружения ведутся в США, России, Китае и, похоже, в Индии, на протяжении нескольких лет рассказывалось во множестве публикаций. И во всех отмечались возникшие, но пока никем не преодоленные научные и технологические сложности у разработчиков высокоскоростного оружия.
Стало понятно, что успеха в этом деле смогут добиться лишь там, где одновременно сумеют решить целый комплекс проблем: создадут стойкие к сверхвысоким температурам материалы, высокоэнергетическое горючее, принципиально новые способы управления гиперзвуковым летательным аппаратом (ЛА) в условиях чудовищного сопротивления атмосферы и так далее.
Однако официальных сообщений о том, что где-то добились таких комплексных решений, ни из одной из названных стран до недавнего времени не поступало. Хотя изредка появлялась информация о проведении испытаний экспериментальных гиперзвуковых ЛА. Как правило, неудачных, вместе с тем не подтверждаемых напрямую и не опровергаемых военными ведомствами, выступающими заказчиками подобного вооружения.
И вдруг сразу множество СМИ объявили Россию лидером в высокоскоростной гонке. При том, что Минобороны РФ и в этот раз опять воздержалось от каких-либо официальных комментариев на сей счет. Но что-то ведь убедило и отечественные, и зарубежные информагентства в реальности российского гиперзвукового прорыва?
У американцев сплошные проблемы
Еще в июле 2015 года мне довелось самому услышать, как один из высших руководителей Вооруженных сил РФ прокомментировал замечание об отсутствии у России адекватного ответа на приближение элементов американской ПРО к ее границам: «У нас есть чем ответить, и еще как ответить. Думаю, в какое-то ближайшее время американцам станут понятны бесполезность и бессмысленность всего того, что они делают». Генерал с ироничной улыбкой попросил тогда не спешить с тиражированием этой информации: «Пусть еще хорошенько потратятся, «строя «забор из противоракет» и выполняя абсолютно ненужную работу».
Как раз в те дни информагентства дружно сообщили о ведущейся в нашей стране опытно-конструкторской работе по разработке и созданию гиперзвукового летательного аппарата, получившего название «объект 4202». Утверждалось, что данный ЛА на крейсерской скорости, превышающей в 5–7 раз скорость звука (5–7 чисел Маха), сможет совершать маневры по тангажу (вертикальная плоскость) и рысканию (горизонтальная плоскость). Напомним, скорость, соответствующая 1 Маху, будет равна приблизительно 330 м/с или 1224 км/ч, то есть скорости звука в воздухе. При такой высоченной скорости и маневренности любая система ПРО, даже сумев, допустим, засечь аппарат, все равно не успеет среагировать на него и хотя бы попытаться уничтожить. Правда, о подтвержденных испытаниями возможностях «объекта 4202» год назад не сообщалось.
И вот 10 мая командующий Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев уже прямо заявил: «Угрозы для РВСН со стороны европейского сегмента ПРО носят ограниченный характер и в настоящее время не приводят к критическому снижению боевых возможностей РВСН. Это достигается и за счет сокращения участка разгона МБР, и за счет новых видов боевого оснащения с труднопрогнозируемой траекторией полета».
Похоже, случившийся конфуз с долгим, настойчивым и дорогостоящим продвижением американского проекта ПРО для Европы осознали в конце концов и в США. Как объявил неделей раньше глава Агентства по противоракетной обороне Джеймс Сайринг, в ближайшем будущем США намерены потратить 23 млн. долларов на разработку лазерного оружия, которое призвано все же обезопасить страну от гиперзвуковых ракет. Заслон глобальной ПРО в сложившейся ситуации представляется уже неэффективным.
Свою крайнюю обеспокоенность разработкой гиперзвукового оружия такими странами, как Россия и Китай, выразил также активный сторонник «меняющейся парадигмы» современной войны конгрессмен Трент Фрэнкс: «Приближается гиперзвуковая эра. США должны не только составлять конкуренцию в этой сфере, но и добиться превосходства, поскольку наши враги серьезно относятся к совершенствованию технологий и эффективно развивают их».
Но пока Америка не может похвастаться заметными успехами в собственных разработках гиперзвукового оружия. Скупая информация о проводившихся в США испытаниях экспериментальных гиперзвуковых ЛА свидетельствовала об их фактических провалах. Начиная с 2010 года их провели три. И после объявленного «частично успешным» последнего испытания гиперзвуковой ракеты X-51A Waverider в 2014 году все сведения о продолжении работ по проекту полностью засекретили.
И сейчас по западным и российским изданиям «гуляют» лишь ограниченные данные о том, что американские компании и военные испытывали три ракеты HyFly, способные летать на скорости более 6 чисел Маха (около 7 тыс. км/ч) и планеры HTV-2, разгоняемые вроде бы до 20 чисел Маха. В ходе этого проекта разработчики столкнулись с эффектом экранирования радиосигналов плазменной пленкой, образующейся на поверхности корпуса ракеты во время гиперзвукового полета в атмосфере и, по сути, делающей ее неуправляемой. Радиосигналы не могут пробиться ни к ракете извне, ни от нее наружу. И, похоже, решить данную проблему американцам не удалось до сих пор. Как, впрочем, и ряд других тоже.
Иначе чем объяснить тот факт, что месяц назад американское издание Aviation Week сообщило, что Исследовательская лаборатория ВВС США в ближайшее время даст старт новому проекту, основной задачей которого будет изучение поведения летательных аппаратов на гиперзвуковой скорости. Проект получит название HyRAX (Hypersonic Routine and Affordable Experimentation – регулярное и доступное экспериментирование с гиперзвуком). В рамках проекта будут изучаться материалы и конструкция летательных аппаратов, подходящие для полетов на гиперзвуковой скорости, управляемость и двигатели.
На первом этапе проекта лаборатория намерена заключить, по меньшей мере, два контракта с американскими компаниями на разработку летательного аппарата, который был бы способен на длительные полеты с гиперзвуковой скоростью. Второй этап проекта будет предусматривать постройку и летные испытания гиперзвукового аппарата. Сам аппарат должен быть относительно дешевым и многоразовым. Благодаря HyRAX исследователи рассчитывают получить достаточно данных, чтобы успешно проектировать гиперзвуковые летательные аппараты. Пока же о достигнутых успехах в проектировании речь не заводится.
У нас получилось
А в России, как видим, ситуация с гиперзвуком складывается прямо противоположная. 21 апреля Интерфакс, ссылаясь на источник, знакомый с ситуацией, распространил информацию об успешно проведенном испытании прототипа гиперзвукового летательного аппарата, предназначенного для оснащения существующих и перспективных межконтинентальных баллистических ракет. С полигона Домбаровский в Оренбургской области был выполнен пуск МБР РС-18 (по западной классификации – «Стилет»), оснащенной действующей моделью боевого блока в виде гиперзвукового летательного аппарата. Испытания признали успешными.
В Министерстве обороны, как обычно в подобных случаях, не стали комментировать эти сообщения. В ракетно-космической отрасли, в свою очередь, информацию о пуске не подтвердили и не опровергли. Однако бывший секретарь Совета безопасности РФ, академик РАН Андрей Кокошин, долго занимавшийся вопросами вооружения непосредственно в Минобороны, в связи с состоявшимся пуском сказал: «Думаю, создание такого гиперзвукового маневрирующего блока – это средство преодоления тех систем ПРО, которые могут возникнуть даже через 20–30 и более лет. Пока это демонстрация технической возможности, что тоже очень важно для обеспечения стратегической стабильности. Этап же массового развертывания этих средств наступит позднее».
Через два дня авторитетный журнал National Interest опубликовал статью, в которой утверждается, что в России проводятся государственные испытания гиперзвуковой ракеты, именуемой «Циркон». Издание подчеркивает, что проводящиеся в США работы над гиперзвуковыми ракетными технологиями пока даже близко не подошли к серийному производству подобных ЛА.
При этом в статье National Interest аналитик Дэйв Маджумбар, ссылаясь на российские СМИ, отмечает, что серийные гиперзвуковые ракеты, входящие в состав комплекса 3K22 «Циркон», будут впервые размещены на проходящем сейчас модернизацию тяжелом атомном ракетном крейсере (ТАРК) «Адмирал Нахимов» (проект 1144 «Орлан»). Вернуться в боевой состав флота этот корабль должен в 2018 году. Кроме того, после завершения модернизации в 2022 году другой атомный крейсер, «Петр Великий» проекта 1144, также будет оснащен этими ракетами. О том, что «Циркон» готов к испытаниям, сообщалось в середине марта 2016 года.
С этими данными очень даже сочетается заявление, сделанное заместителем министра обороны РФ генералом армии Дмитрием Булгаковым в середине февраля текущего года. Он объявил о принятии на снабжение Вооруженных сил РФ топлива Децилин-М, которое будет использовано в реактивных двигателях новых гиперзвуковых стратегических ракет. Скажите, надо ли финансировать, производить и начинать поставки такого топлива в войска, если гиперзвуковые ракеты еще не созданы и не станут выпускаться серийно в скором времени?
Опять же двигатель для гиперзвуковых ЛА… В серпуховском филиале Военной академии РВСН имени Петра Великого создали силовую установку для перспективного воздушно-космического самолета, который будет применяться как в Вооруженных силах РФ, так и в гражданской сфере. Представитель академии рассказал об этом журналистам еще в прошлом году на выставке «День инноваций Минобороны РФ – 2015». По его словам, НПО «Молния» ведет сейчас разработку НИРа по гиперзвуковому воздушно-космическому самолету, но у них нет пока своей двигательной установки, и академия предложила производственникам вести совместную работу. Но не только в этих двух организациях корпят над силовой установкой высокоскоростного ЛА.
Ученые Московского авиационного института (МАИ) разработали камеру сгорания для гиперзвукового двигателя. О чем тоже в 2015 году доложил декан факультета «Двигатели» МАИ Алексей Агульник на проходившей в Новосибирске научно-практической конференции «Аэродинамика, термодинамика, горение в газотурбинном двигателе и прямоточном воздушно-реактивном двигателе». Агульник рассказал следующее: «Камера сгорания выполнена из углеродных материалов, впервые в мире для таких материалов – прямоугольного сечения, а не круглая. То, что мы через 110 секунд, проведя испытания камеры, серьезных повреждений у нее не увидели, вселяет большую надежду».
Ну и по официальной информации, поступившей в СМИ из ЛИИ им. М.М. Громова, там на базе транспортного самолета Ил-76 создается летающая лаборатория для проведения экспериментов с отделяемым от самолета-носителя гиперзвуковым летательным аппаратом. По словам генерального директора ЛИИ Павла Власова, «гиперзвуковая летающая лаборатория ГЛЛ-АП разрабатывается с целью создания экспериментальной базы для проведения летных исследований демонстрационного высокоскоростного, прямоточного воздушно-реактивного двигателя, интегрированного с экспериментальным гиперзвуковым летательным аппаратом (ЭГЛА)». Демонстратор гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД) создается специалистами Центрального института авиамоторостроения (ЦИАМ) им. П.И. Баранова.
На самолете Ил-76МД ЛЛ намечено демонтировать один двигатель Д-30КП (внутренний на левой консоли крыла), а вместо него на внешней подвеске будет устанавливаться экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат (ЭГЛА). Во время испытательного полета ЭГЛА отделится от Ил-76 и уйдет в самостоятельный полет.
Если же к перечисленным наработкам добавить информацию из надежных источников в ОПК о том, что в России нашли способ использовать плазменную пленку вокруг гиперзвуковых ЛА в качестве радиолокатора, то можно смело утверждать: успешно решаются проблемы управляемости полетов на скорости выше 5 Махов, создания высокоэнергетического топлива, материалов для изготовления специальных двигателей.
Сей факт подтверждает, например, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) Борис Обносов. По его словам, КТРВ, обеспечивая координацию работ в области гиперзвука, тесно сотрудничает с Московским институтом теплотехники, Государственным ракетным центром им. В.П. Макеева (Миасс, Челябинская область), предприятием «Радуга», НПО «Машиностроение», многими академическими институтами и другими организациями. Возникла мощная научно-производственная кооперация, способная добиваться действительно прорывных решений. «У нас по гиперзвуковой тематике хорошее продвижение», – констатировал Обносов.
У кого больше возможностей
И ведь действительно – прогресс в разработке российского гиперзвукового оружия получился заметным.
Так, первый испытательный пуск новейшей тяжелой жидкостной ракеты «Сармат» с шахтной установки планируется осуществить во второй половине 2016 года. А запуск в серию МБР «Сармат» планируется до 2020 года. «Ориентировочно серийные поставки начнутся в 2018–2019 годах», – заявил журналистам замминистра обороны РФ Юрий Борисов. Как известно, МБР РС-28 «Сармат» разработки Государственного ракетного центра им. В.П. Макеева и производства Красноярского машиностроительного завода должна полностью заменить тяжелые МБР украинского производства Р-36М «Воевода» (по классификации НАТО – SS-18 «Сатана»).
Бывший начальник 4-го ЦНИИ Минобороны РФ генерал-майор Владимир Василенко отмечал, что разработка в России новой тяжелой жидкостной стратегической ракеты будет сдерживать планы США по развертыванию глобальной системы ПРО. По оценке эксперта, такое свойство тяжелой МБР, как многонаправленность азимутов подлета к цели, вынуждает противостоящую сторону обеспечивать круговую ПРО.
«А она намного сложнее в организации, особенно по финансам, нежели секторная ПРО. Это очень сильный фактор, – говорил Василенко. – Кроме того, огромный запас полезной боевой нагрузки на тяжелой МБР позволяет оснащать ее различными средствами преодоления ПРО, которые в конечном счете перенасыщают любую ПРО – как ее информационные средства, так и ударные». И одним из таких средств преодоления, как указывают теперь уже многие эксперты, будет гиперзвуковой боевой блок. Собственно для этого и проводился в канун майских праздников испытательный пуск МБР РС-18 с гиперзвуковым оснащением.
Таким же «объектом 4202» намечается оснащать подвижные грунтовые ракетные комплексы (ПГРК) РС-24 «Ярс», которыми сейчас последовательно перевооружают одно соединение РВСН за другим. То есть Ракетные войска стратегического назначения смогут пускать гиперзвуковые боевые блоки как с шахт, так и с ПГРК.
А еще «объекты 4202» будут стартовать в компоновке ракет «Циркон» с атомных подлодок «Хаски». Разработку этих перспективных АПЛ планируется завершить в 2018 году, сообщил вице-президент ОСК по военному кораблестроению Игорь Пономарев.
Сможет нести гиперзвуковые боевые блоки и Р-30 «Булава» – новейшая российская трехступенчатая твердотопливная ракета, предназначенная для вооружения перспективных атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей». До десяти гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения сможет нести каждая «Булава» и поражать цели в радиусе до 8 тыс. км.
И конечно же, крылатые ракеты воздушного базирования на стратегических бомбардировщиках Ту-160М и Ту-95М тоже получат оснащение «объектами 4202»…
В последние годы США эдак самоуверенно грозили миру своей концепцией глобального молниеносного удара, которая предполагает, что высокоточные средства должны быть способны в течение часа массированно поразить объекты в любой стране, объявленной врагом Америки. Разработка гиперзвуковых ракет является одним из краеугольных камней данной концепции. Только вот не США оказались лидером в обретении реальных возможностей для глобального молниеносного удара.
«Программу США, занимающуюся гиперзвуковыми глайдерами, можно назвать скромной, – считает бывший аналитик Пентагона Марк Шнайдер. – Я удивлюсь, если мы развернем хотя бы один. И даже если мы это сделаем, он, вероятно, будет неядерным. Российские гиперзвуковые аппараты, скорее всего, смогут нести ядерный заряд, так как это норма для России». Эксперт утверждает, что американская гиперзвуковая программа уступает российской и масштабами, и технологическими характеристиками.
/Олег Владыкин, nvo.ng.ru/
Ой только не перехвалите. а то за океаном одни придурки миллиарды на ветер бабосики выбрасывают, и ни хрена у них не получается.
Если бы не «советский задел» молчали бы наши генералы в тряпочку. Разве никто не знает, что тот же прототип Т-50 создавали на базе советской разработки МиГ МФИ, причём как выясняется современный прототип получился с изъянами, хотя авионикой планируется его нафаршировать по самое не хочу.
Рано вы генералы мать вашу обрадовались. Эта радость от того, что у Америки ни черта не выходит, вы бы на наши проблемы внимание обратили бы, а проблем в нашем отечестве…………….
У пиндосов всегда есть «запасной вариант» у них есть 7 000 «Томагавков» которые перенацелят на…Россию, и что делать тогда? Рано радуетесь Генералы, и это не есть хорошо.
На базе какого МИГ МФИ? За столько времени одно только материаловедение ушло далеко вперёд, не говоря уже об электронике, аэродинамике и других науках и отраслях. Схожесть только одна — из них обоих пытались/пытаются сделать самолёт 5-го поколения, а в остальном это разные машины
Т-50 машина пятого поколения.
Какие конкретно изъяны у Т-50?
Щассс,высосут изъяны у Т-50,из пальца,только не того,а из другого,- пиндосовского.
Гиперзвуковые блоки довольно длинные, если судить по фото. Как их собираются засунуть в существующие МБР и при этом не выйти за допустимые габариты? Только если заменить последнюю ступень?
Томагавки представляют некую угрозу, но даже при размещении их в Польше подлетное время будет минимум 30 минут (при атаке по Калининграду). Так что время на ответный у нас будет.
Боевые блоки МБР тоже не маленькие — чуть ли не с человеческий рост, к тому же те ракеты, что запускают с самолётов имеют разгонные ступени, которые в принципе не нужны при отстреле с орбиты, там разгоном гравитация заниматься должна. Хотя, нам, профанам в этом деле, остаётся только гадать, как оно устроено.
Вопрос не в модельном времени, а во времени от обнаружения до попадания в цель. Это баллистические ракеты видны и отслеживаютсчя почти сразу после запуска, а крылатые летают низко с огибанием рельефа, что сильно ограничивает возможности по их обнаружению. Отсюда и их опасность.
Гиперзвук нужен амерам для первого удара , а нам отвечать из Сибири всё равно придется МБР. лучше увеличьте дальность Искандерам, так дешевле и надежнее
Не понял в чем проблема у американцев, что их ракетки летают под 20М? Ну нет связи, пока с таким аппаратом и что? А у баллистических ракет что ли есть на конечном участке полета в атмосфере???.
Но у них то летают ракеты с такими скоростями, а у нас даже не мечтают про такие скорости!!!
Статья на троечку.
Особенно убило вывод про топливо… как будто у нас все такие честные… гы-гы-гы — бумага всё стерпит, за кардоном аналогично…
на 20м только в космосе летают а в атмосфере затормаживается всё до 4м
Доброжил
На базе какого МИГ МФИ? За столько времени одно только материаловедение ушло далеко вперёд, не говоря уже об электронике, аэродинамике и других науках и отраслях. Схожесть только одна — из них обоих пытались/пытаются сделать самолёт 5-го поколения, а в остальном это разные машины
Машины разные, это и козе понятно, просто «базой» или «платформой» для создания Т-50 был устаревший МиГ МФИ. Вот и всё что я хотел этим сказать.
Какие конкретно изъяны у Т-50?
Не всё вооружение входит внутрь, есть сомнения в его «малозаметности» двигатели 4+, не весь комплекс БРЭО до конца разработан.
В комплексе БРЭО отсутствуют: Сетецентрическая система обмена данными между АФАР истребителей 4++, и 5+. Отсутствует Оптико-Локационная система 5 поколения, т.к. в ней применяются уникальные ИК матрицы (Франция). Нет ИК прицельно-навигационной системы на подобии F 35. Двигатели тип 30 будут испытывать и доводить до серии не менее 10 лет.
О полимерах которые должны снижать «заметность» истребителя Т-50. Читайте.
В России полностью отсутствуют необходимые мощности для производства компонентов для полимерных композитов, например самих полимеров. Так же отсутствуют возможности получения высокочистых функциональных наполнителей (в том числе ультрадисперсных {нано}), необходимых для радиопоглощающих материалов. В России даже углеродные волокна «приличные» не делают, так же как и не делают приличного сырья для их производства.
——
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что крылья у ПАК ФА металлические, силовые элементы тоже. В России даже для крыльев гражданских самолетов не могут сделать полимерный композит, а тут военный стелс. Россия не конкурент США в области композитов, ни в одной из возможных областей. Иногда контрабандой из западных стран в Россию ввозят углеродные волокна для спец. изделий. Причем марки волокон экспорт которых в Россию естественно запрещен.
——
Если говорить о реальных РПМ которые могут быть использованы в специальных изделиях, то в России отсутствует производство всех без исключения термостойких полимеров, которые могли бы быть использованы в качестве матрицы (температурные режимы сверхзвука не позволят использовать каучуки, полиэтилен и полипропилен). Причем это касается как термопластов так и реактопластов. Из термопластов подошли бы полифениленсульфид, полиэфирэфиркетон, полиэфиримид, полифениленоксид. В России даже не налажен синтез термостойких эпоксидов, не говоря о современных сшитых полимерах, типа того же бисмалеинимида (матрица планера Раптора). А прогресс идет, на подходе качественно улучшенные полимеры, с температурой длительной эксплуатации под 300 градусов.
——
Так же отсутствует промышленное производство высокочистых наполнителей, с заданной структурой (аморфных металлов например).
Но наиболее принципиальный вопрос отсутствие производства высокомодульных углеродных волокон, без которых невозможно создать композитных планер. На данный момент российские углепластики имеют предел прочности меньше 2 ГПа, что не подходит даже гражданским самолетам (на западе материалы ПКМ в «гражданских крыльях» имеют прочность в 2,3 ГПа). РПМ включается в силовую структуру планера на стадии проектирования. И без полноценного композитного планера полноценного стелса не получить. А такой планер в России не могут создать.
Но у них то летают ракеты с такими скоростями, а у нас даже не мечтают про такие скорости!!!
У них ракета X-51 ажн несколько секунд пролетела на скорости 11М, а потом…ей кердык наступил, достижение однако. Спрашивается, нахрена её в космос запускали???.
Здравствуй жопа новый год! Опять двадцать пять! Вот конкретно на эти аргументы, по поводу композитов, я отвечал Еррору и ссылки на ВИАМ , Авиастар и ещё на что-то, не помню уже, давал.
В чём 1.44 был базой для Т-50? Планер? Не похоже. Может БРЭО? Тоже нет. Вооружение? Для Т-50 оно с нуля разработано. В чём тогда?
Что вы хотите что бы влезло в отсеки? Больше скажу: ни у F-22 ни у F-35 полная нагрузка в отсеки не входит.
Система обмена данными на МиГ-31 появилась ещё в 79-м году и сейчас для наших машин это стандарт.
Двигатель второго этапа уже на стенде. В серию через два-три года, но и с этими движками Т-50 удовлетворяет всем требованиям.
Какие ракеты? С какими скоростями? конкретнее можно?