Главная Аналитические статьи и мнения

ВВС США: шаг вперед, два назад

19
2268
Американцы «Раптором» пытаются заткнуть технологическую дыру

В США обеспокоены отставанием в области военной авиации от России и Китая. И оно постоянно увеличивается. В то время как ВВС и ВМС США ожидают появления долгожданных истребителей F-35, в России полным ходом наращивают численность боевых машин поколения 4++ и совсем скоро в серию будет запущен истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА ОКБ Сухого.

В то же время судьба F-35 остается неопределенной. Его доведение до боеспособного состояния продолжается уже свыше десяти лет. При этом начались разговоры, что это «промежуточный самолет», что он будет использован в качестве платформы для создания самолета шестого поколения. И уж тогда-то себя покажет. Правда, непонятно, сколько десятилетий на это уйдет.

Журнал Defense News, описывая сложившую ситуацию, утверждает, что Конгресс США настолько обеспокоен сложившимся положением вещей, что намерен «повернуть время вспять». То есть рассматривается вопрос о том, чтобы возобновить производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor, остановленное в 2011 году.

Как сообщает издание, «подкомитет боевой авиации и сухопутных войск при Комитете по Вооруженным силам США поручил секретарю ВВС провести анализ расходов, связанных с возможным производством, по меньшей мере, еще 194 самолетов».

Оценка расходов на производство этих самолетов — дело архиважное. Дело в том, что на этом пункте их выпуск захлебнулся. «Раптор» — самый дорогой в мире истребитель. И бюджет США просто не потянул всю запланированную серию из 750 машин, за каждую из которых приходилось выплачивать производящей компании Lockheed Martin 411 млн. долларов. Если бы F-22 делали из чистого золота просто в виде модели без двигателей и авионики, то это было бы дешевле. Эквивалентный вес золота, потраченного на это дело, стоит всего лишь 350 млн.

И в 2011 году министр обороны США Роберт Гейтс принял решение об ограничении выпуска «золотого истребителя» 187-ю самолетами.

На первый взгляд, чисто арифметический, особенно волноваться американцам не стоит. Они имеют очень серьезный парк истребительной авиации: 160 F-22, 330 F-15, и более 800 легких истребителей F-16. 130 недоделанных F-35 в расчет мы не принимаем. Однако лишь «Раптор» полностью удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня. Два других самолета — это уже вчерашний день, несмотря на то, что они периодически модернизируются.

F-15 был принят на вооружение в 1976 году. Окончание срока его эксплуатации назначено на 2025 год. То есть уже не за горами. Но при этом заменять его в обозримом будущем будет нечем, в связи с чем срок службы, как водится, будет увеличен. Правда, F-15E поновее, он был принят на вооружение в 1986 году. И относится уже к поколению 4++. Но и его производство уже давно прекращено.

А вот F-16 продолжает вовсю выпускаться, хоть и появился в ВВС США в далеком 1979 году. Правда, для своих нужд американцы закупили последний такой самолет у Lockheed Martin в 2005 году, то есть 11 лет назад. Самый серийный истребитель в мире продолжают делать исключительно для продажи на внешнем рынке. И преимущественно в третьи страны, где он пользуется популярностью в связи с относительно невысокой ценой.

То есть получается, что в настоящий момент американский авиапром работает в основном не на национальную оборону, а на получение заграничных прибылей. Правда, существует некоторое отклонение от этой «генеральной тенденции». Активно производятся ударные беспилотники MQ-9 Reaper. А также осуществляется разработка перспективного стратегического бомбардировщика.

Но в области истребительной авиации наблюдается застой. Монстр американской военной промышленности — компания Lockheed Martin, которая 95% своих доходов получает от Пентагона, — усиленно борется за победу в тендерах во всех частях света: в Бразилии, в Индии, в Египте… Ну, и продолжает доводить до ума F-35, от которого, похоже, вскоре все отвернутся. Потому что воевать на самолете с неэффективными средствами РЭБ, с ненадежной системой управления оружием, с взрывоопасной топливной системой, с катапультой, способной убить пилота etc. невозможно.

Российская динамика

Если опять же воспользоваться исключительно арифметическими критериями, то у ВВС России с самолетами дело обстоит скверно.

360 Су-27, 80 Су-30, 75 Су-34, 48 Су-35, 225 МиГ-29, 140 МиГ-31.

В сумме 950 против 1300. То есть почти на треть меньше.

Из них Су-27, МиГ-29 и МиГ-31 относятся к советскому периоду. Хоть немного и посвежее американских «долгожителей», относясь не к 70-м, а к 80-м годам. При этом они, как и «американцы», также периодически модернизируются. Ну, а перехватчик МиГ-31 до сих пор является самым скоростным самолетом мира и, как никакой иной самолет способен решать возлагаемые на него боевые задачи.

Но вот динамика совершенно противоположная. Парк боевых самолетов ВВС России постоянно обновляется за счет вытеснения «старослужащих» новыми самолетами поколения 4++. Причем все они прошли генеральные смотрины в Сирии. И их результативность произвела сильное впечатление на американских стратегов, которые привычно впряглись в пропахшую потом старинную лямку: Россия представляет главную угрозу для США. Ну, и естественно, для всего остального мира.

При этом российский ВПК совмещает «приятное с полезным» — новые крылатые машины производятся и для российской армии, и для продажи за границу.

Тяжелый двухместный многоцелевой истребитель Су-30, начал эксплуатироваться в 1992 году. А его последняя модификация — Су-30СМ -стал поступать в войска совсем недавно. Всего намечается передать в ВВС более 60 этих истребителей в дополнение к 80-и имеющимся.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 начал эксплуатироваться в 2014 году. Способен работать в качестве бронированного штурмовика, а также отражать атаки истребителей противника. До 2020 года предполагается поставить 124 самолета к 75-и имеющимся.

Еще одна новейшая разработка ОКБ Сухого — многоцелевой истребитель Су-35, который начал поступать в войска также в 2014 году. Самолет наиболее близок к пятому поколению и способен на равных соперничать с «Раптором». А в ближнем бою, обладая фирменной сверхманевренностью «сушек», не оставляет «американцу» ни малейших шансов на победу. Оснащен мощной авионикой. Двигатель обеспечивает сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Был введен в сирийскую авиагруппу после того, как турки сбили наш бомбардировщик. Тем самым была обеспечена 100-процентная безопасность полетов российских бомбардировщиков и штурмовиков. Эксплуатируются 48 самолетов Су-35С. К 2020 году должны появиться еще столько же.

Однако это не все. Сюда следует добавить вышеупомянутый многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50, серийное производство которого должно начаться в этом году. А также легкий многоцелевой истребитель МиГ-35, поставки которого должны начаться совсем скоро. Этот самолет по степени приближения к пятому поколению способен поспорить с Су-35. На нем, в частности, должна устанавливаться РЛС с АФАР — одно из требований к «пятипоколенцам». А по маневренности с ним не способен сравниться ни один из существующих истребителей.

Есть и еще одна новинка, которую разработало ОКБ Яковлева — учебно-боевой Як-130. Сейчас в ВВС находится 60 таких машин. И поставки продолжаются. При этом у яковлевцев, которые в последние годы, что называется, застоялись, громадная жажда деятельности. Они намереваются на базе сто тридцатого создать легкий штурмовик, а также ударный беспилотник.

И напоследок необходимо сказать несколько слов о такой характеристике современных самолетов, как малозаметность. Это, конечно, важное качество. Однако с самолетами-невидимками можно эффективно бороться. Для этого необходимо иметь мощные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В России это научно-техническое направление прекрасно развито. И США тут от нас изрядно отстают. Что связано со стратегическим маневром после терактов 11 сентября, когда усилия научной и инженерной мысли направили на создание высокоточного оружия, способного точечно уничтожать террористов. Ну, а РЭБ предали забвению.

В прошлом году бывший начальник управления РЭБ Сухопутных войск США, гендиректор компании Corvus Group Лори Бакхут заявляла, что потенциал России по подавлению радиосвязи превышает возможности США на порядок.

Ей вторит руководитель подразделения электронной борьбы полковник Джеффри Чёрч: «У нас нет технических средств. Мы работаем над этим, но мы пока только занимаемся разговорами, потеряв годы, в то время как наши противники делают это прямо сейчас».

И, наконец, командующий американскими войсками в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес характеризует российский потенциал РЭБ как «умопомрачительный».

Следовательно, принцип «первый увидел — первый выстрелил», который заложен в американский самолет-невидимку «Раптор», утрачивает свою силу при встрече с российскими истребителями четвертого поколения. Тут решающей становится сверхманевренность, которая у «американца» не на высоте.

/Владимир Тучков, svpressa.ru/

19 КОММЕНТАРИИ

  1. Доброжил

    «В США обеспокоены отставанием в области военной авиации от России и Китая.»
    Интересно, в чём именно заключается это самое отставание? Что все прицепились к этому F-35? Ну не летает он так, как надо, и фиг с ним. Уж столько статей про это написали, столько слюны на мониторы и клавиатуры набрызгали, вот, мол, какие американцы идиоты, самолёты у них такие поганые, что не никак запустить их не могут. А между тем, США обладают самым мощным как по численности, так и по качеству воздушным флотом, в состав которого входят единственные в мире серийные самолёты 5-го поколения. И пилоты у них летают регулярно, в том числе в боевых условиях. Отрицать это глупо.
    Чуть ли не в каждой статейке в умы читателей вдалбливают идею о том, что пиндосов очень легко победить, стоит только валенком замахнуться и готово — можно вешать триколор на шпиле белого дома.

    • Чапай

      конечно легко победить пиндосов, запустил сотни МБР и всё, нет пиндосии ) не надо забывать что амеры печатают триллионы фантиков, по сути им вооружения достаются по цене макулатуры, а не по цене золота, но пирамида доллара должна рухнуть, как и пирамида МММ. и нам нечего бояться у нас есть всё , чтобы защитить себя

      • Доброжил

        На сотни запущенных в сторону америки МБР оттуда прилетит столько же, если не больше.
        А на счёт «фантиков» не надо так заблуждаться и верить всему, что по первому каналу показывают. Если верить новостям, запад давно уже был должен окончательно загнить, но там по-прежнему живут лучше нашего и даже не подозревают, что у них всё так плохо. Наше ТВ вообще иногда смахивает на северокорейское телевидение. В ютубе можно найти ролик новостного выпуска КНДР, где показывают каких-то ободранных бомжей, толкущихся возле волонтёров, раздающих бесплатную еду. Голос за кадром не без пафоса сообщает корейским труженникам о том, что все американцы живут на улицах, облачены в грязное тряпьё и едят отбросы со столов толстых капиталистов. Но сердобольные северокорейские журналисты организовали им бесплатное кофе и закуски.

    • Геморр

      Вопрос не в том легко ли их победить. Россия и не планирует нападать на США. Это американские базы приближаются к нам. Задача дешево и с максимальной эффективностью создать условия при которых агрессия со стороны США гарантировала бы для них неприемлемые потери. Это и будет лучшей гарантией не нападения пендосов. Наглосаксы вообще, как показывает история, до войны не охочи и воюют лишь против заведомо более слабого противника или чужими руками. России нужнотразвивать в этой ситуации два направления: первое типа С-500 для поднятия «цены» агрессия для блока НАТО; второе системы вооружений способные эффективно но не дорого бороться с различными вариантами опосредованно войн, что кстати и было продемонстрировано в Сирии. А в тупую соревноваться с пиндосами у кого чего больше( или длиннее) так это не эффективно. Гонку вооружений мы уже проходили и результат я думаю большинству не понравился. Потому нужны просчитанные ассиметричные ответы. У вас 1000 самолётов — флаг вам в руки. А у нас нужное количество значительно более дешевых зенитных ракет. У вас шесть авианосных флотов с кораблями в лярды баксов, а у нас скромные малые ракетные катера но вы видели что они перевозят. И .т.д. Авиации же Р.Ф. пока отводится роль дополнения к ПВО, и обливание желания у всяких подпиндосных шавок поиграть в войну. Таким шавкам пендосы ничего кроме ф-16 не продают, а уж его превосходят все до единого российские самолеты производства последних 15 лет. Почему скажу еще раз нельзя и не нужно быть лучше во всем. Помните игру в камень-ножницы-бумагу? Идея подобрать «инструмент» против действия противника типа на раменский «камень» выставить «бумагу», а не на американский » камень» пытаться поднять камень побольше, потом они побольше… и так пока кто-то не надорвется. Пока военно-политическое руководство Р.Ф. выбирает против камня бумагу и именно это нешуточное беспокоит пендосов — они кроме горы булыжников разных размеров в своем арсенале ничего и не запасом.

      • Геморр

        Старый андроидский словарь перекаверкал половину слов… 🙁

      • Аноним

        Россия ничего всерьез не добьется, пока не будет ликвидирована доходящая до 70% коррупционная рента.

        • Аноним

          Кто о чём,а подпиндосник о том-что пиндосы приказали.

  2. аспид

    Комментарий:ф 35 плохой?вопрос,необкатаные технологии еще с ф 22 да скорее всего,но у нас пакфа еще тоже не обкатали и их у нас на порядок меньше.и вообще че париться если будет война то война ядерная и не ф 35 не пакфа летать не будут вообще ничего кроме радиоактивного пепла летать не будет а с терорристами и на су 25 можно воевать.

    • Чапай

      МБР Рубеж превратит ЕС в кладбище за минуты , нашли кого пугать видимой «невидимкой » )

  3. SLS

    Наличие у РФ МБР это не 100% гарантия защиты нашей страны. МБР+система ПЕРИМЕТР это есть 100% гарантия независимости РФ в этом мире.

    Раптор поступил в войска в 2005 году, но из-за недоработок первое время был практически немощен как котёнок. Многочисленные модернизации немного исправили ситуёвину, но тут и Рафаль Раптору задницу надрать может, и Су 35 задницу надрать тоже может, в общем нелёгкая судьба…Раптора. Если Китайский J-20 тоже модернизируют, тогда туши свет, сливай водичку Хряптор, тут уже никакие оправдания типа «манёвренность Хряптору нахрен не нужна» не проканают, и они же на F 35 надеялись, что он «разорвёт русские истребители» а получается с точностью до наоборот. Самая большая ошибка Пентагона это слова ХАЧУ. ХАЧУ чтобы F35 вертикально взлетал и садился, ХАЧУ чтобы у него было 8 тонн керосина, ХАЧУ чтобы было 8,2 тонны вооружений, ХАЧУ ещё сэкономить (один двигатель выкинули), потом уже ХАЧУ увеличенную боевую нагрузку тонн эдак 9, может 9,5 тонны. Ну вот и получился…..беременный пингвин. Хотя это уже проблема Локхида и Пентагона

  4. Эээээ

    У Германии больше половины парка приковано к перрону на вечно.

    У пиндосов такая же тенденция, у ВВС морской пехоты уже меньше половины могут взлететь (не воевать) и то на заплатках кое-как. А ведь чуть что, так где ближайший авианосец и наши морпехи.

    И те и другие больше работают на экспорт! А свой хлам теряющий ресурс кто обновлять должен?

    Нет у НАТО шансов, парк старый и слабый, только туземцев бомбить. Это не ура патриотизм, это факт!
    Это только в Голливуде всё гладко, на деле хуже нашего и с налётом тоже, причём в США, Европа давно уж не боец.

  5. SLS

    Мужики, мне вообще эту ситуёвину трудно пережевать (понять) какой им смысл этот F 22 возобновлять, ну видать пока до 6 поколения ещё далековато, F 35 в небе ещё хуже летает чем МиГ 23 (это я серьёзно, у МиГа перегрузка тоже была ограничена, но МиГ летал явно лучше), у F35 на виражах ограничили перегрузку 4,6 g, это не в какие ворота. Отказаться от F 35 уже невозможно, в общем чемодан без ручки. И вот ещё прикол: у F 35 неполадки с топливной системой, если откажет главный топливный насос…..F 22 будут пробовать реанимировать ради престижа мать вашу, хотя если что, БВБ Раптор не прошедший модернизацию «сольёт» БВБ любому истребителю 4 поколения с нашлемной системой целеуказания (именно эта система как доказывают лётчики позволяет одержать безоговорочную победу над Раптором).

    Насчёт типичного американского «бардака» это у них повсюду. Им как два пальца об асфальт стукнуть и растратить триллион зелени на МБР «Пейскипер» а потом взять и снять эту хрень с боевого дежурства без объяснения причин что же там произошло.

    У них лаборатория в Лос-Аламосе была, ядерные материалы хранились, видать охрану сняли… материалы неизвестно кто растащил…короче лабораторию закрыли…то что не успели растащить перевезли на новое место хранения. Или например B-52 у них имеется, так двигатели никто для него не выпускает, так техники, снимают детали с двигателей которые свой ресурс отработали… и ставят на то, что ещё может летать…Один B-52 только-только оторвался от земли… и рассыпался на высоте ну не помню, у земли короче. Армия США действительно печальное зрелище, но там же альянс НАТО… вот они и выживают… там же никто в качестве взносов ничего не платит…Америка закапывается в долги, но содержит альянс…ради престижа??? Ради поддержания мирового жандарма. А если их хорошо припугнуть…разбегутся военнослужащие США как тараканы под плинтуса, это к гадалке не ходи…

  6. Аноним

    «БВБ Раптор не прошедший модернизацию «сольёт» БВБ любому истребителю 4 поколения »

    Вполне может быть. Только сближаться наверняка спешить не будет. Из далека ракетами закидает

    • Аноним

      Ну не будет он сближаться,а толку,всё равно в момент пуска ракеты он себя обнаружит на все 110%,и ему придёт гарантированный гаплык. А его ракеты,так же гарантированно не достигнут цели,по причине обнаружения их в момент пуска.

      • T50!!!

        «в момент пуска ракеты он себя обнаружит»
        кто сказал? зайдёт в хвост/бок и оттуда начёт кидатся. и вести ракеты до цели.
        Думаете группа истребителей постоянно 360 градусов просматривает? Даже если и так, будут в ответку швырять каждый раз как а радаре чёто-то вспыхнет на секунду/другую? а если это свои?
        Ф22 имеет больше времени на ориентацию, на посовещаться с выше стоящими товарищами, и т.д. СУ должен постоянно держать палец на кнопке. кстати, сколько времени нужно на захват и запуск?
        Ну даже если СУ успеет ответку вовремя по правильному адресу. Вести ракету не сможет, потому как уже сам не видит. Пока она голубушка на место дойдёт, там уже никого нет…
        Но даже если можно вести… А если этот 22й не один, а с друзьями? которые не стреляют, а ждут когда к ним боком повернут. И тогда начнут, опять же с далека, поливать.
        Короче говоря, если не сильно припечёт, Ф22-ые в бой вступать не будут пока наверняка не гарантирована победа. Если бой начался, то либо их больше, либо засада, либо на базу позарез и свернуть никак. Поди разберись…
        И так пока Т50 не выйдет в крупную серию…

      • T50!!!

        «А его ракеты,так же гарантированно не достигнут цели,по причине обнаружения их в момент пуска.»
        Ну да… Если по тебе тройкой-другой жахнули с разных ракурсов, то никакая «сверх-манявренность“ не поможет, особенно когда загружен горючим и боезапасом.

        • Аноним

          Как я понял,вы сударь Т50!!! знаниями не оснащены,как и собственно Т50 бронированием. Поищите хроники войн на Ближнем Востоке и Вьетнаме. Нет я понимаю,что вы за гранты гадите и мать свою снасилуете, но хотя бы поверхностно с темой ознакомится надо.
          Так что,пока будешь-ПСАКА50!!!.