Снайпер Роза Шанина

3 апреля Розе Егоровне Шаниной, советскому одиночному снайперу, кавалеру Ордена Славы II и III степеней, исполнилось бы 82 года. Она прожила короткую жизнь: всего 21 год. До Победы не дожила три с небольшим месяца.

Роза родилась в деревне Ельма Вологодской губернии (сегодня это Березницкое сельское поселение Архангельской области). В семье Шаниных было девять детей. Шестеро (двое дочерей и четыре сына) – родные. А трое – сироты, которых родители Розы, Егор Михайлович и Анна Алексеевна, взяли на воспитание. Семья была крепкой, дружной и весёлой. Работать умели, и отдыхать, и постоять друг за дружку.

Люди, узнавая, что доченьку назвали Розой, удивлялись: почему? Мать объясняла: в честь Розы Люксембург.

Судьба не баловала девочку лёгкими удачами. Она окончила начальную школу и решила учиться дальше – в средней. Правда, эта школа находилась в тринадцати километрах от дома и добираться туда предстояло только пешком. Ну что же – учиться-то надо! И Роза училась. И практически не пропускала занятий. Был такой случай: дорога частично пролегала по лесу, зимой приходилось опасаться волков. Роза брала с собой толстые сучья – сколько могла унести. Выходя из школы, зажигала их – так и шла все 13 километров.

Окончив среднюю школу, четырнадцатилетняя девочка одна отправилась в Архангельск – поступать в педагогическое училище. В нескольких источниках я нашла такой факт: до железнодорожной станции Роза в одиночку добиралась 200 километров по тайге…

В Архангельске Розе дали комнату в общежитии. Так началась новая жизнь, не менее трудная. Чтобы сводить концы с концами, девушка начала подрабатывать воспитателем в детском саду №2 Первомайского районо. Здесь ей предоставили жильё. Надо сказать, воспитатель из Розы получился очень хороший. Она обожала детей, и чувства эти были взаимны.

Наверное, если бы не война, Роза на самом деле нашла своё призвание в педагогике. Но грянул огненный 1941-ый год…

Снайпер Роза Шанина

На фронт сразу же ушли трое братьев: Михаил, Фёдор и Сергей. И в первый же год войны в семью Шаниных пришли две похоронки. Михаил погиб, отстаивая Ленинград. Фёдор — в битве за Крым. В дальнейшем погибнет и Сергей, домой с фронта из пятерых ушедших детей вернётся лишь сын Марат. Но пока, в конце 1941-го года, Роза зажглась желанием отомстить врагу. Сдерживало то, что сначала надо было окончить педагогическое училище: учиться предстояло ещё более года. Но, пожалуй, гораздо более этого сдерживал юный возраст: в военкомате шестнадцатилетнюю девушку не хотели даже слушать.

Тем временем в нашей стране развернулась подготовка женщин-снайперов. Как ни странно, в этом деле слабый пол проявлял больше выдержки, хитрости, гибкости. И в июле 1943 года Розу, уже прошедшую всеобуч, направили в Подольск. Здесь находилась снайперская школа, которую девушка окончила с отличием. Надо сказать, и направление в школу снайперов далось будущему бойцу Шаниной только благодаря небывалому упорству. Она каждый день ходила в военкомат. Убеждала, просила, плакала, кричала, даже оставалась ночевать под дверями.

И вот Роза на фронте, в 184-й стрелковой дивизии. Всего через три дня после прибытия она уже сделал первый выстрел. Вот строчки из дневника сержанта Шаниной: «Я на всю жизнь запомню свой первый выстрел. Сразу наповал. Это был фашист, гадина, убийца, мародёр. Но у меня задрожали руки и подкосились ноги. Я вспомнила о погибших братьях. Но это не помогло. «Ты убила человека, ты убила человека!» — стучало в голове…»

Читайте также  О Ленд-Лизе и его значении для СССР в годы Великой Отечественной

На борьбу с собой у молодого снайпера ушло несколько месяцев. Роза расправлялась с фашистами (уже в первый месяц службы их было 17), но чувствовала себя преступницей. Однако спустя семь месяцев в дневнике девушки (она вела его на протяжении всей фронтовой жизни) появились слова о том, что теперь Роза уничтожает фашистов хладнокровно. И если бы время могло повернуться вспять, она снова и снова поступила бы в снайперскую школу, чтобы приближать нашу Победу.

Стреляла Роза не просто метко, а виртуозно. Она без промаха била даже по движущимся целям. Только за пять дней — с 6-го по 11-е апреля 1944 года снайпер Шанина под артиллерийским и оружейным огнём уничтожила тринадцать фашистов. Вскоре её назначили командиром взвода. 18 апреля 1944 года Розу представили к Ордену Славы III степени.

Настало лето 1944 года — началась советская наступательная операция «Багратион». Роза получила приказ: двигаться на запад, однако не лезть в самое пекло, не подключаться к пехотным отрядам, дать девушкам передышку. Но Роза ослушалась приказа. Своими девушками она зря не рисковала, но сама отчаянно рвалась именно в самое пекло — уходила в самоволки.

В конце июня Роза случайно отстала от своих и отправилась вслед за батальоном, который воевал на передовой. Вместе с этим батальоном Шанина участвовала в боях под Витебском и в одиночку взяла в плен трёх фашистов!

«…Я сваливала фашистов, когда они выскакивали из горящих танков. После всего, когда увидела раненых и убитых, стало жутко. Но взяла себя в руки… Немного отдохнула и пошла искать наш женский взвод, упрятанный где-то в тылу. Вышла на дорогу. Случайно взглянула в сторону оврага и вижу — стоит немец. Крикнула: «Хенде хох!» — вдруг поднялось шесть рук. Значит, их трое. Один что-то пролепетал, я не поняла. Знай только кричу: «Быстрее, вперёд!» А винтовкой показала, ползите, мол, ко мне. Выползли. Оружие отобрала. Прошли немного, смотрю, немец в одном сапоге. Значит, он просил разрешения надеть второй сапог. Подвела их к деревне. Один спрашивает: «Гут или капут?» Я говорю: «Гут». И веду их дальше, в руке винтовка, за поясом гранаты и финка — ну как настоящий вояка. Пленных сдала, кому следует…»

Снайпер Роза Шанина

В тот день за нарушение приказа девушка получила комсомольское взыскание. А за мужество и героизм — Орден Славы II степени. Розу собирались отправить в тыл, но она обратилась к командующему 5-й армией, снова попросилась на передний край. Это сказать просто: обратилась к командующему Крылову. На деле же она сначала обращалась к командиру 144-дивизии, тот ей отказал. Роза попросила разрешения обратиться к генералу. Не думал командир, что у тоненькой светлоглазой девушки хватит на это смелости, вот и разрешил. А у неё хватило и смелости, и решительности. И с того дня она воевала только на переднем крае.

«…Какая-то сила влечёт меня туда. Чем объяснить? Некоторые думают, что стремлюсь к знакомому парню. Но я же там никого не знаю. Я хочу воевать! Я хочу видеть настоящую войну! Ухожу. Какое наслаждение «путешествовать» по передовой!..»

Читайте также  "Человек без тени": как советский разведчик стал переводчиком ТАСС

В июле того же года Роза билась за Вильнюс. Во время свои дежурств она не просто караулила фашистов — она очень умело выманивала их на линию огня. Надо сказать, за это девушку ругали однополчане, которые боялись за её жизнь. Но Роза была упряма. Каждый день пополнялся её личный счёт убитых немцев. К августу 1944 года их было уже более сорока.

Но, как и всякий солдат, Роза очень скучала по дому. Ей хотелось хоть на денёк съездить в Архангельск, повидать маму. «Одним только глазом взглянуть за свою землю, — писала девушка, — и сил бы прибавилось…» Отпуск ей предоставили — Роза одним днём, но побывала дома, увиделась с мамой. К тому времени девушке присвоили ещё один Орден Славы II степени. О ней писали во фронтовых газетах. Русоволосая, голубоглазая, с открытым лицом, девушка сама по себе была похожа на героиню патриотического плаката.

«Я сижу и размышляю о своей славе… Меня зовут лучшим снайпером в газете «Уничтожим врага», а «Огонёк» поместил мой портрет на первую страницу. Это странно даже представить, как те, кого я знаю, смотрят на эту иллюстрацию… Я знаю, что так мало делала до сих пор. Я сделала не больше, чем обязан советский человек, став на защиту Родины…»

А ведь земляки на самом деле «смотрели на эту иллюстрацию». И читали, и гордились. Много писем из родного края получила в те дни снайпер.

Розу первой из женщин-снайперов удостоили и медали «За отвагу».

Снайпер Роза Шанина

…Шли тяжёлые бои в Восточной Пруссии. Наступление наших солдат шло под сильным миномётным огнём фашистов. Роза перевели в 203-й армейский запасной стрелковый полк. Из семидесяти бойцов батальона, где служила девушка, в середине января 1945 года погибли семьдесят два. Роза не боялась смерти, хотя понимала, что близка к ней, как никогда. Ей, как и всем нашим солдатам, хотелось дожить до Победы. Роза мечтала стать педагогом и посвятить себя детям-сиротам. Но это не сбылось.

Вот строки из её последней записи в дневнике: «22 января наша самоходка успешно прошла противотанковый ров. В азарте мы продвинулись далеко вперёд, а так как не сообщили о своём местонахождении, по нам по ошибке ударила наша же «катюша». Теперь я понимаю, почему немцы их так боятся. Вот это огонёк!

Потом ходила в атаку, а вечером встретила своих дивизионных разведчиков. Предложили пойти с ними в разведку. Взяли в плен 14 фашистов. Сейчас продвигаемся вперёд довольно быстро. Немцы бегут без оглядки. Техника у нас! И армия движется — хорошо! Большой железный мост через реку прошли без помех. Шоссе красивое. Около моста валялись срубленные деревья — немцы не успели сделать завал…»

Жить девушке оставалось несколько дней…

Снайпер Роза Шанина

27 января 1945 года во время одного из сражений в районе деревни Ильмсдорф округа Рихау, ранило командира артиллерийского подразделения. Роза поспешила на помощь. Прикрывая его, она получила тяжёлое ранение в грудь и спустя несколько дней умерла в госпитале. Её последними словами были: «Я всё-таки сделала так мало…».

/Софья Милютинская, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя