Изначально ударные вертолеты создавались для поддержки Сухопутных войск. Они обеспечивали превосходство над противником на поле боя. Используя свой внушительный арсенал и продвинутые системы обнаружения, вертолет все видит и стремительно действует по вводным любого уровня сложности. Уничтожает живую силу и бронетехнику врага или же координирует боевые действия своих – для ударного вертолета невыполнимых задач нет.
Американский АН-64 «Апач» и российский Ка-52 «Аллигатор» – наиболее известные «личности» в своем семействе. Их конкуренты из других стран просто не имеют шансов в борьбе с ними. Давайте же разбираться, кто «круче».
АН-64 «Апач»
Американский вертолет в свое время сделал настоящий прорыв в области вертолетостроения. Еще в 70-х годах прошлого столетия Пентагон уже видел в своих рядах не просто геликоптер с парой пушек, а перспективную машину огневой поддержки. Запросы соответствующие: в условиях активного противодействия ПВО и РЭБ в любое время суток и при любой погоде «Апач» должен был вскрывать вражеские танки, как консервный нож жестяные банки.
Корпус вертолета выполнен из высокопрочных материалов, однако таковыми они являются лишь на бумаге. У «Апача» тандемное расположение сидений, где первым сидит пилот-стрелок, а чуть выше (для лучшего обзора) находится сам пилот. Кабина экипажа усилена кевларом и полиакрилатом, дабы увеличить живучесть. Если брать «непоказные характеристики», то крейсерская скорость «Апача» равна 293 км/ч, дальность полета – 480 км, грузоподъемность – 770 кг.
На четыре узла подвески, находящиеся под короткими крыльями, можно уместить довольно внушительный арсенал: до 16 противотанковых ракет «Хеллфайр» (тех самых, которые воплощают принцип «выстрелил и забыл»); блоки неуправляемых ракет; пушки М230Е1 «Чейн Ган», ну и парочка «Стингеров» по бокам для воздушных баталий. Под кабиной находится встроенная установка с подвижной 20-мм автоматической пушкой.
Сейчас на вооружении США стоит модификация «Апач Лонгбоу». От прежней модификации ее отличают мощный радар, размещенный над втулкой несущего винта, улучшенная авионика. На этом, собственно, все.
Ка-52 «Аллигатор»
Любимец российской публики и, действительно, уникальный вертолет нового поколения. Главный конструктор Сергей Викторович Михеев попытался создать мощнейший «ударник» в лучших традициях советской школы, но с учетом современных требований. И у него это получилось.
Маневренный, всепогодный, хорошо бронированный, высокотехнологичный, вооруженный до зубов… В конце концов, он просто хорош собой. Ка-52 является поистине удачным продолжением линейки машин КБ Камова, где ранее, в годы так называемой «перестройки», незаслуженно похоронили праотца «Аллигатора» – Ка-50 «Черная акула».
Ка-52 выполнен по соосной схеме (пара винтов вращаются в противоположных направлениях), что позволяет совершать чудо-маневры. Порыв ветра в 140 км/ч? Не проблема. Маневренность вертолета не ухудшается. К тому же, благодаря такой схеме винтов, вертолет может летать и боком, и «спиной», не разворачивая фюзеляж в нужную сторону.
Ка-52, как и его предшественник Ка-50, способен совершать уникальный маневр – так называемую воронку – сдвигаться в боковом полете по широкому кругу над наземной целью с наклоном вниз и точным прицелом на нее (в основном для активного уклонения от наводимой ПВО).
Корпус хорошо защищен от крупнокалиберных пулеметов и малокалиберных пушек (Афганистан научил). «Аллигатор» оснащен уникальной системой катапультирования пилотов, не имеющей аналогов в мире, а, если точнее, единственной в своем роде.
Крейсерская скорость – 250-300 км/ч, дальность полета – 460 км, грузоподъемность более 2000 кг. Оснащен «всевидящим глазом» ГОЭС «Самшит», размещенным под фюзеляжем (это и тепловизор, и прочие чудеса техники), а также другой самой современной авионикой.
С боевой мощью Ка-52 не сравнится ни один ударный вертолет из ныне существующих. Подкрыльевые держатели позволяют содержать внушительный арсенал, а именно: до 12 ПТУР последней модификации («Атака» с наведением по лазерному или радиолокационному лучу), до 80 неуправляемых ракет, 4 ракеты «Игла» для воздушного боя и еще что-нибудь по желанию клиента, так сказать (подвесные пушки, управляемые ракеты, авиабомбы и т.д.). На правом борту фюзеляжа имеется встроенная подвижная 30-мм пушечная установка.
Кто кого?
Посмотрим на силовые установки вертолетов. Две установки по 2700 лошадиных сил у «Аллигатора» куда мощнее, чем две по 1890 л.с. у «Апача». Благодаря столь мощному «железу», Ка-52 может поднимать намного больше вооружения, однако по дальности полета лишь слегка уступит американцу. С маневренностью также все хорошо. Соосная схема плюс ловкость рук – неуловимая цель для ПВО противника.
Возвращаемся к бронированию корпуса. Полиакриловые бронеплиты «Апача» смогут отразить разве что одиночную очередь Калашникова, да и то не факт. Хоть в параметрах «американца» и есть графа «улучшенная живучесть», случаи поражения вертолета из автомата были официально задокументированы.
Разработчики из США решили сделать акцент на маневренности и малозаметности, но при этом оставили без внимания такой немаловажный параметр, как бронирование. Ка-52 же в лучших традициях советского военпрома щедро и стильно «укутан» бронеплитами. Ну, и конечно же, катапульта – не забудем о ней! Так кто более живуч?
Касаемо вооружения. Перед «Апачем» наш «Аллигатор» имеет три самых главных преимущества:
— во-первых – это возможность поднять боеприпасов и ракет столько, сколько нужно, а не сколько позволяет маленькая грузоподъемность «американца»;
— во-вторых – наличие идентичного вооружения на других видах российской военной техники. Такая же пушка стоит и на БТР и на БМП, а ПТУР – на штурмовиках. Кроме того, наш 30-мм снаряд по могуществу в разы превосходит малокалиберный снаряд пушки «Апача»;
— в-третьих – огонь по противнику из Ка-52 могут вести оба пилота (четыре руки больше, чем две).
И, наконец, стоимость. За последнюю модификацию «Apache Longbow» заказчик отдает порядка 55 млн. долларов. За российский Ка-52 – всего лишь 16 млн. долларов. Три «Аллигатора» или же один «Апач»? Выбор, думаю, очевиден.
«Апач» идеально подходит для четко спланированных задач. Когда есть координаты, есть поддержка с земли, есть ничего не подозревающий противник… Но если американский «ударник» бросить на патрулирование местности городского типа, то он станет легкой добычей для врага. Слабобронированный корпус элементарно не сможет спасти экипаж от «горящей стрелы» ПЗРК или крупнокалиберного пулемета.
Наш Ка-52 тоже не «патрульная» машина, однако тактико-технические характеристики полностью позволяют «Аллигатору» работать абсолютно в любых ситуациях, будь то разведка, сопровождение, или же полноценная войсковая операция с применением всех типов вооружения.
Так что, как говорится, от винта!
/Виктор Губрий, otvaga2004.ru/
В данной статье есть фундаментальная ошибка (на мой взгляд)-забыли добавить слово «теоретически».Теоретически съест,теоретически превзойдёт.Когда этих вертолётов будет в армии полчище,чтоб ещё и на запчасти их хватало,когда пилоты будут в совершенстве знать технику управления данным типом машин-тогда и можно будет говорить,что съедим (съедаем) апачей.Поганый лозунг статьи,особенно на фоне того,что наш ми-28 был потерян в Сирии (при довольно таки непонятных условиях,отговорки в стиле «она утонула» тут не подействуют).Я толком ничего не знаю,все мои знания основаны на информации с этого и некоторых других сайтов,но меня коробит иногда с подачи подобных новостей-«съедим,уничтожим,победим»;в тоже время на этом же сайте приводятся примеры уязвимых мест наших Вооружённых Сил.Редактор,будь любезен редактировать подающуюся здесь информацию так,чтоб это было объективно.
Костя,на данный момент крупная партия этих Ка-52 не нужна,как и другие типы техники. Так что здесь фундаментальной ошибки нет, пока в мире мир.
И не стоит наезжать на редактора, редактор даёт информацию к размышлению, а наше дело размышлять, дискутировать, отстаивать свою точку зрения, предварительно штудируя литературу на ту или иную тему
Почитал комменты, аналитиков нет! Где воевал Апач, если повоевал, в каких условиях, с какой ПВО, на каких театрах, в каких климатических условиях…? Насколько правдиво освещалось боевое применение Апач? То что, амеры большие лгуны и укрыватели правды, известно со времен Джека Лондона. Так что, насчет «Боевого» применение лучше помолчать. Боевое, когда получаешь достойное, равное сопротивление. Поэтому, подождем, когда Апач по настоящему будет участвовать в боях, тогда и поговорим! Машинка неплохая, но относительно. Нежная, как американцы и вся американская техника, требует чуткого отношения и тщательного ухода. Информация о результатах боевого применения нигде не присутствует. Так что, приверженцы американского чуда, успокойтесь и скромнот помолчите, может за умных сойдете.
у ка52 соосная схема винтов. она очень шумная, поэтому на ка52 невозможно внезапно атаковать. его издалека услышат, успеют перекурить и спрятаться.
Аноним, вы хоть какой-нибудь вертолёт в полёте видели, акромя игрушечного.
У Апач 30 мм пушка а не 20 мм ….
Редко читаю мнения российских специалистов о нашей технике. На мой взгляд интереснее мнения спецов вероятного противника. Вы отклонились от главного вопроса — сколько апачей размажет по земле Аллигатор?! По мнению западных спецов Аллигатор съест апачи вне всяких сомнений! Если они встретятся один на один. Спецы единогласны на 99%. Спорят они о другом — сколько Аллигатор съест два или три апачи! По их мнению Апачи — это стая ворон, которые атакуют стаей, а Аллигатор — это сокол-сапсан, который справится с одной-двумя воронами, но со стаей тягаться не сможет! Апачи — это вертолет поддержки для наступления со значительным превосходством, а Аллигатор способен выполнять и индивидуальные задачи. Еще добавлю, что такие Машины, как Ка-50, Ка-52, Ми-28 — один на один не оставят и мокрого места от апачи. Если апачи повезет, то по мнению их спецов он может навредить Ми-24, хотя пилоты тех же апачей не хотели бы повстречать Ми-24 один на один! Вот мнения пилотов 20 летней давности: http://www.airforce.ru/content/daidzhest-1/126-mi-24-v-ssha/ Не стоит забывать, что стратегия американского наступления рассчитана на десятикратное превосходство при наступлении. Апачи полностью соответствует этой цели! Для наступления на не профессиональную «армию» после зачистки ракетами и бомбами со значительным численным превосходством Ка-52 не нужен, достаточно апачей. Ка-52 — это для долгой войны с серьезным противником. Американцы на это не пойдут, кока-кола и чипсы закончатся. Это уже от себя!
Как обычно у ура- патриотов: шапками закидаем! А вот не дай Бог им в реальности схлестнуться !