По последним данным, Корпус морской пехоты США планирует провести модернизацию десантных машин AAV7A1, что позволит эксплуатировать их, как минимум, до начала тридцатых годов. Согласно более старым планам, к настоящему времени должно было стартовать серийное производство новой аналогичной машины, которая предназначалась для замены существующей техники. Тем не менее, проект EFV так и не был реализован в полной мере и доведен до логического конца, из-за чего КМП вынужден продолжать эксплуатацию имеющейся техники.
Проект EFV (Expeditionary Fighting Vehicle – «Экспедиционная машина») стартовал в первой половине восьмидесятых годов под названием AAAV (Advanced Amphibious Assault Vehicle – «Улучшенная амфибийная десантная машина»). Задачей этого проекта было создание перспективной десантной бронемашины, приспособленной для осуществления т.н. загоризонтной высадки. Основные требования к проекту касались уровня защиты, огневой мощи и высокой скорости движения по воде. Перспективная амфибия должна была развивать высокую скорость на суше и на воде, а после выхода на берег защищать войска и поддерживать их огнем.
В первой половине восьмидесятых был утвержден первый график проекта AAAV. До середины девяностых годов планировалось сформировать техническое задание к проекту, а также провести некоторые необходимые исследования. При этом первая половина девяностых отводилась для создания предварительных проектов фирмами, претендующими на контракт. Во второй половине девяностых следовало выбрать один из предложенных проектов для дальнейшего развития. На середину двухтысячных были запланированы испытания, а во второй половине десятилетий машины AAAV должны были пойти в серию. Следует отметить, из-за массы серьезных проблем работы по проекту выполнялись со значительными отставаниями от графика на всех стадиях.
Специфические требования, связанные с высокой скоростью движения по воде, привели к появлению нескольких серьезных конструкторских задач. Так, для разгона для требуемых 40-50 км/ч следовало разработать подходящий корпус и оснастить машину соответствующей силовой установкой, способной обеспечивать ход по воде и по суше. Одновременно с этим машина AAAV должна была получить броневой корпус с защитой не ниже 4 уровня по стандартам НАТО. Таким образом, возникали серьезные проблемы с сочетанием прочности и веса конструкции. Наконец, в ходе работ были сформулированы еще несколько основных задач, без решения которых нельзя было выполнить разработку проекта.
Свои варианты перспективной бронемашины для участия в проекте AAAV предложили компании General Dynamics Land Systems (GDLS) и United Defense Limited Partnership (UDLP). Предварительные проекты двух амфибий были разработаны уже в конце восьмидесятых годов, что позволило перейти к опытам на макетах и прототипах. До середины девяностых участники проекта собрали шесть прототипов различного назначения, предназначавшихся, в первую очередь, для проверки тех или иных решений. К примеру, опытная машина HWSTD 1989 года при массе более 16 т оснащалась водометными движителями, при помощи которых могла разгоняться на воде до 56 км/ч.
В середине девяностых, после анализа представленных проектов, победителем конкурса была выбрана компания GDLS. В качестве субподрядчиков она привлекла к работам несколько других организаций, в том числе немецкое двигателестроительное предприятие MTU. Оно должно была отвечать за создание перспективного двухрежимного двигателя, предназначенного для движения по воде и по суше.
Проект AAAV от компании General Dynamics был признан полностью соответствующим требованиям заказчика и стал победителем конкурса. В этом проекте предлагались несколько оригинальных идей и решений, которые позволяли обеспечить требуемые характеристики и решение поставленных боевых задач. Были предложены оригинальный облик броневого корпуса, нестандартная силовая установка, ходовая часть и т.д. Кроме того, проектом предусматривался набор средств, предназначенных для улучшения гидродинамических характеристик корпуса.
Перспективная десантная амфибия должна была получить броневой корпус, способный выдерживать попадания 14,5-мм пуль, а также обеспечивающий защиту от осколков артиллерийских снарядов. При этом он должен был иметь минимально возможный вес, не ухудшающий характеристики машины на воде. Невозможность применения гомогенной брони с требуемыми характеристиками заставило авторов проекта использовать комбинированную защиту на основе титановых и алюминиевых сплавов, а также некоторых композитов и керамических материалов.
Сообщалось о возможности оснащения машины навесными модулями дополнительного бронирования, повышающими уровень защиты. Кроме того, в 2010 году начались работы по созданию новой композитной защиты, которую планировалось внедрить в новые модификации AAAV. Задачей этого проекта было сохранение требуемой защиты при снижении веса конструкции.
В проекте предусматривалось оснащение машины дополнительными средствами защиты. Набор специальных датчиков должен был фиксировать лазерное излучение систем противника, после чего следовало использовать помеху соответствующего типа: дымовую завесу, инфракрасный прожектор и т.п.
С точки зрения формы корпуса AAAV не должна была отличаться от иной подобной техники. Проектом предусматривалась коробчатая форма корпуса с лобовой частью, состоящей из двух основных бронелистов. Одновременно с этим машина получила днище специального профиля, предназначенное для оптимизации обтекания при движении по воде.
Компоновка корпуса была сформирована с учетом решения основных технических задач. Переднюю часть корпуса выделили под размещение трансмиссионного отделения, позади которого должно было располагаться отделение управления. За последним поместили боевое отделение с башней. В центре корпуса размещался сравнительно крупный моторный отсек с основными агрегатами силовой установки. Кормовая часть корпуса отдавалась под размещение десантного отделения.
В отделении управления было предложено разместить водителя (слева) и командира десанта (справа). Командир машины и наводчик располагались в башне, а кормовой отсек вмещал 16 бойцов с оружием. При необходимости вместо десанта можно было перевозить до 2,5 т груза. Экипаж машины и командир десанта располагали собственными люками в крыше корпуса и башни, а десант должен был использовать опускаемую аппарель в кормовом листе корпуса.
Для перемещения по земле или по воде амфибия AAAV должна была использовать двухрежимный двигатель MTU 833 переменной мощности. При движении по суше двигатель использовал жидкостное охлаждение с радиатором и мог выдавать мощность не более 850 л.с. При этом крутящий момент передавался на передние ведущие колеса при помощи механической трансмиссии с автоматической коробкой передач. При спуске на воду предлагалось применять охлаждение забортной водой и передавать мощность двигателя на два водометных движителя диаметром 23 дюйма (584 мм) в корме. Охлаждение забортной водой позволяло развивать мощность до 2702 л.с.
Специально для AAAV была разработана оригинальная ходовая часть, обеспечивающая некоторое повышение характеристик при движении по воде. На каждом борту машины располагалось по семь обрезиненных опорных катков сравнительно малого диаметра с индивидуальной гидропневматической подвеской. При выходе на воду предлагалось поднимать катки в верхнее положение и подтягивать гусеницу. При этом гусеница должна была подниматься на уровень днища, помещаясь между ним и бортовыми экранами.
Водометный движитель выполнили в виде двух блоков в кормовой части корпуса. Забор воды осуществлялся через окна в днище, выброс – через соответствующие окна в кормовом листе. Для управления по курсу предлагалось использовать частичное закрытие выходных окон. В бортах предусматривались открывающиеся створки реверса. По имеющимся данным, 2702-сильный двигатель и водометы позволяли развивать тягу порядка 10 т.
Исследования показывали, что разгон бронемашины до высоких скоростей возможен только в режиме глиссирования. Для этого AAAV получила набор дополнительных средств. В лобовой части корпуса были установлены два листа с гидравлическими приводами. На корме располагалась П-образная конструкция. Опускаясь вниз, лобовые листы должны были образовывать щит требуемых размеров и конфигурации. Кормовой щиток, в свою очередь, располагался в горизонтальном положении. Опущенные щиты дополняли профиль днища и дополнительно снижали сопротивление воды, позволяя увеличивать скорость движения.
В боевом отделении предлагалось устанавливать поворотную двухместную башню с вооружением. Главным оружием бронемашины определили автоматическую пушку Mk44 Bushmaster II калибра 30 мм. На одной установке с ней монтировался 7,62-мм пулемет M240. Башня оснащалась стабилизатором вооружений и набором различного оборудования для наблюдения, поиска и обстрела целей. Возимый боекомплект состоял из 600 снарядов для орудия и 2400 патронов для пулемета. На бортах башни располагались дымовые гранатометы.
Сравнительно высокие требования по грузоподъемности привели к тому, что машина AAAV получилась достаточно крупной и тяжелой. Длина машины (по корпусу) составляла 9,33 м, при раскрытии переднего щита продольные размеры увеличивались до 10,67 м. Ширина машины равнялась 3,66 м, высота (по крыше башни) – 3,28 м. Боевая масса определялась на уровне 36 т.
Расчетная максимальная скорость движения по шоссе составляла 70 км/ч. На воде AAAV должна была разгоняться до 45-50 км/ч. Топливные баки общей емкостью 325 галлонов (1230 л) обеспечивали запас хода по шоссе свыше 520 км и до 120 км по воде.
В рамках проекта AAAV изначально разрабатывались две основные модификации. Основной была десантная машина для перевозки личного состава, известная как AAAV(P). Кроме того, предлагалась командно-штабная модификация AAAV(C). От базовой версии она отличалась иным оснащением десантного отсека, в котором располагалось лишь семь мест для экипажа, а также предусматривался набор специального оборудования для получения, обработки и передачи данных, а также для осуществления управления войсками.
К концу девяностых годов компания GDLS, выбранная победителем конкурса, была готова к постройке опытной машины нового типа. Предполагалось, что в ближайшем будущем будет построен первый прототип, который вскоре выйдет на испытания. На этом этапе было принято решение изменить название проекта. Теперь десантная машина должна была именоваться EFV. Это название применялось до самого конца проекта.
Готовый прототип амфибии AAAV/EFV к середине двухтысячных годов прошел необходимые наземные испытания, после чего стартовали проверки на воде. Несмотря на различные мелкие проблемы и «детские болезни», машина в целом справлялась с возложенными на нее задачами. Опытным путем было доказано, что EFV может развивать требуемую скорость и осуществлять доставку десанта на берег при загоризонтной высадке.
Необходимо отметить, масса сложностей технического и технологического характера несколько раз приводила к заметным смещениям сроков выполнения тех или иных работ. Как следствие, исходные планы не были реализованы. Кроме того, проявилась заметная проблема в виде постоянного удорожания проекта, который еще не был готов к запуску серийного производства. По состоянию на середину 2010 года старт сборки установочной партии из сотни машин планировался на 2012 год. Запуск полномасштабного производства запланировали на 2015 год. К этому времени на проект было потрачено порядка 15,2 миллиарда долларов.
Сложность и дороговизна проекта привели к колебаниям потенциального заказчика и эксплуатанта, а также к корректировке планов. Так, изначально планировалось, что установочная партия будет состоять из 100 амфибий, а полноценный заказ составит 1013 единиц новой техники в двух модификациях. Из-за наметившегося удорожания проекта, в связи с которым цена серийной бронемашины перевалила через 22 миллиона, в 2007 году было решено сократить будущий заказ до 573 машин. В дальнейшем не исключались новые сокращения планов, связанные с ростом стоимости всего проекта в целом и единичной машины в частности.
Постоянное удорожание проекта совпало с планами нового руководства США по сокращению военного бюджета. Получив задание сократить расходы, Пентагон был вынужден свернуть ряд перспективных проектов, дальнейшая реализация которых была связана с неприемлемо высокими тратами. Среди прочих разработок под сокращение попала десантная амфибия EFV. В начале 2011 года стало известно, что в проекте военного бюджета на 2012 финансовый год не предусматриваются никакие траты на разработку перспективной бронемашины для морской пехоты. Все работы были остановлены ввиду отсутствия финансирования и интереса со стороны заказчика.
Остановка проекта также привела к отмене планов по развертыванию серийного производства. С 2012 года компания General Dynamics Land Systems должна была построить и передать заказчику первую сотню бронемашин, а затем поставить еще 573 единицы. По понятным причинам, в итоге выпуск машин EFV ограничился только опытной техникой.
Проект десантной боевой машины AAAV/EFV имел ряд положительных черт, но при этом не был лишен недостатков. Основным плюсом считалась высокая скорость движения по воде, достигавшая 45-50 км/ч. Это позволяло доставлять на берег взвод морских пехотинцев и в дальнейшем поддерживать их огнем. Для создания подобной техники пришлось провести ряд важных исследований и опытных работ, по результатам которых были решены основные конструкторские задачи.
Главным минусом проекта считалась его стоимость. При наблюдавшемся росте стоимости программы продолжение работ сочли неприемлемо дорогим. Кроме того, еще до закрытия, к проекту предъявлялись некоторые другие претензии. К примеру, поводом для критики стало профилированное днище корпуса, разработанное для движения по воде в режиме глиссирования. Справляясь со своей основной функцией, оно не соответствовало современным взглядам на защиту от взрывных устройств. Кроме того, отмечалась излишняя сложность проекта.
Работы по проекту EFV остановились в 2011 году. Предпринимаются попытки использовать полученный опыт в новых проектах, но общие тенденции в области американской бронетехники не позволяют в полной мере реализовать его. По последним данным, некоторые наработки по AAAV/EFV могут быть использованы в перспективном проекте, который стартует в обозримом будущем. Согласно текущим планам, в начале тридцатых годов на вооружение Корпуса морской пехоты США должна поступить перспективная десантная амфибия, обозначаемая как ACV 2.0. При ее создании предполагается применять имеющийся опыт, накопленный в ходе проекта EFV.
Проект ACV 2.0, который, возможно, будет дальнейшим развитием AAAV/EFV, стартует лишь через несколько лет. Тем не менее, КМП по-прежнему нуждается в десантно-высадочных средствах. Ввиду отсутствия новых машин-амфибий этого класса принято решение провести модернизацию имеющегося парка старых AAV7A1. Из-за неудачи перспективного проекта EFV устаревшей технике придется служить еще два десятилетия.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/