Более строгие правила ведения боевых действий и необходимость захвата первоочередных и быстро проходящих целей в сложном или удаленном пространстве определяют потребность в хирургически точном воздействии с низким косвенным ущербом. Выясним роль барражирующих боеприпасов в этой новой парадигме.
Быстро движущиеся множественные цели в сложных окружающих условиях в сочетании с более строгими правилами ведения боевых действий обуславливают потребности в тактическом, высокоточном, управляемом воздействии с укороченным циклом «сенсор-стрелок» с целью незамедлительной идентификации и поражения первоочередных, быстро проходящих угроз с минимальным косвенным ущербом.
Что касается возможностей, которые могли бы удовлетворить эти потребности – особенно в качестве штатных средств тактических подразделений, способных обеспечить поддержку огнем с закрытых позиций с целью снижения косвенных потерь, – запускаемые с земли (и в перспективе запускаемые с вертолетов) барражирующие боеприпасы (ББ) развиваются как недорогая и высокоточная альтернатива «один выстрел — одно поражение» неуправляемым артиллерийским снарядам (и управляемым артиллерийским снарядам с GPS-наведением) или свободно падающим бомбам, которая отличается существенно более быстрой последовательностью реагирования/уничтожения по сравнению со штурмовыми вертолетами или вооруженными и разведывательными беспилотными летательными аппаратами (БЛА), чьи возможности оптимизированы для относительно свободного воздушного пространства.
Британское министерство обороны четко классифицирует ББ как «недорогие, управляемые, высокоточные боеприпасы, которые определенное время могут находиться в воздухе в зоне ожидания и быстро атаковать наземные и морские цели, находящиеся вне прямой видимости. ББ находится под управлением оператора, который видит изображение цели и окружающей обстановки в реальном времени, что дает возможность контролировать точное времени, высоту и направление атаки неподвижной, перемещаемой или движущейся цели, а также вносит свой вклад в формальные процессы идентификации и подтверждения поражения цели».
По существу в барражирующих боеприпасах соединяются разведывательные и ударные возможности, они отличаются своей способностью предоставлять важную разведывательную информацию и/или определять местоположение и идентифицировать угрозы, а также оказывать высокоточное воздействие на важные, высокоподвижные/маневрирующие и быстро проходящие цели в ряде случаев, когда имеется дефицит в тактических разведывательных и ударных средствах.
ББ могут работать в сложной обстановке, включая застроенные территории, труднодоступные районы и сценарии ближнего боя, в которых есть высокий риск поражения своих войск и сопутствующего ущерба, и где традиционная артиллерия и ракетные атаки недоступны или неприемлемы, в том числе из-за своей боевой нагрузки и траектории. Барражирующие боеприпасы могут быть также развернуты в соответствии с комплексными правилами ведения боевых действий, когда небольшое высокоточное воздействие будет более эффективно, чем обстрел традиционной артиллерией или дорогими бронебойными ракетами класса «воздух-земля» или свободнопадающими бомбами.
«Среди наиболее значимых возможностей, которые предоставляют ББ, можно назвать уверенный контроль человеком вооружения этого типа, – сообщил представитель компании Lockheed Martin. – Солдатам на передовой предоставляется возможность поражать цели за пределами прямой видимости, переопределять цели во время полета при обнаружении более приоритетных вражеских средств после пуска и/или прерывать выполнение задачи при изменении информации или при повышении риска косвенного ущерба до неприемлемого уровня. Оператор получает обновляемое видео в реальном времени, что повышает осведомленность о боевой обстановке и упрощает быстрое принятие решений».
«Если говорить о цикле «сенсор-стрелок», то чистый выигрыш здесь заключается в том, что ББ уже присутствует на месте, – рассказывает специалист компании Israel Aerospace Industries (IAI). – Ведь при барражировании у вас достаточно времени, чтобы, используя разведывательный комплект, собрать всю необходимую информацию о цели и, в тот момент, когда цель захвачена, исполнительный компонент уже на месте и готов уничтожить цель. Поэтому здесь есть ощущение незамедлительности. Вы можете сказать, что имеете эту возможность с вооруженным БЛА, но это единственный в небе аппарат со всей своей уязвимостью. Например, та же самая ситуация и с классической управляемой бомбой, когда времени у оператора на идентификацию и подтверждения цели очень мало. А с ББ у вас существенно больше времени на идентификацию цели в сложном боевом пространстве, атаку с высокой точностью с гарантированным снижением косвенных потерь, а также на прекращение задания при необходимости».
Технологические драйверы
В то время как разработка барражирующих боеприпасов, несомненно, имеет корни в сфере БЛА, сторонники четких терминов говорят, что ББ – это ракеты, предназначенные для барражирования, и они не являются подклассом вооруженных беспилотников. Тем не менее, многие из нынешних возможностей ББ предоставляются разработчиками решений по БЛА, а прогресс в оптоэлектронике, микросистемах, средствах связи, роботизации, электродвигателях, емкости аккумуляторов и в технологиях наземных станций управления вполне применим для разработки обеих категорий.
Разработка переносных ББ, в частности, требует «уплотнения» значительного числа систем – устройств формирования изображений, авионики, аккумуляторов, боевых частей и т.д. – в небольшом объеме. Решения зачастую определяются современным уровнем миниатюризации компонентов, и, несмотря на то, что в настоящее время небольшие и легкие компоненты доступны для соответствия требованиям боевой задачи, необходимы компромиссы между размерами, массой, продолжительностью полета и возможностями при одновременном обеспечении ценовой доступности и «одноразовости» вооружения.
Источник энергии является одним из определяющих факторов, поскольку прогресс в технологии аккумуляторов позволяет увеличить время барражирования и уменьшить акустические и тепловые признаки заметности. Автомобильная промышленность с ее электромобилями и началом серии гонок на них под названием Formula E рассматривается в качестве основы для развития аккумуляторных технологий в сфере ББ. В Соединенных Штатах исследовательская лаборатория ВВС работает с рядом поставщиков решений по барражирующим боеприпасам над совместным соглашением по научно-исследовательской работе с целью развития этой технологии касательно меньшей массы и стоимости и большей мощности.
Перспективные разработки в области аккумулирования энергии, особенно в сфере технологий электрических движительных установок, могли бы обеспечить значительный потенциал для развития систем ББ, хотя пока этой теме уделяется недостаточно внимания.
Прогресс в аккумулировании электрической энергии в настоящее время в основном базируется на литий-ионной технологии, хотя следом уже появляются новые химические составы, включая серно-литиевые и литий-воздушные аккумуляторы с потенциально в пять-десять раз большей плотностью энергии. Другие технологии, например суперконденсаторы, которые начинают применяться, в частности, в автомобилях нового поколения, представляют собой многообещающую альтернативу, соответствующую растущим потребностям систем накопления энергии. Суперконденсаторы, отличаясь собственным механизмом накопления заряда, могут аккумулировать и отдавать энергию с относительно высокой интенсивностью (существенно большей, чем аккумуляторы).
Концептуальный прорыв совершила компания MBDA Missile Systems. Это произошло главным образом за счет комбинации ее технологий аккумулирования электроэнергии, материалов и компонентов для ракет в рамках реализации проекта Concept Visions 2012, направленного на создание до 2035 года концепции системы вооружения для беспилотников.
Интеллектуальным апофеозом этого процесса стало представление системы Caelus. Концепция ракеты с электрическим движителем, обладающая всепогодными возможностями разведки, сбора информации и кинетического воздействия, которая предназначена для барражирования в важнейших районах на протяжении двух часов, по истечении которых она могла бы захватывать цель напрямую или приземляться в безопасной зоне.
На данный момент нет никаких признаков того, что компания MBDA планирует изготовить Caelus, хотя эту концепцию ракеты с электрическим движителем никто не списывает в утиль, она лишь остановлена в ожидании прорыва в технологии аккумулирования электрической энергии.
Приоритетная программа
Довольно старая идея беспилотных, господствующих в воздухе боеприпасов породила ряд специфических решений по ББ, которые варьируются по размерам, дальности действия и времени барражирования.
Впрочем, недавние асимметричные боевые операции, особенно в Ираке и Афганистане, и до некоторой степени предшествующие операции Соединенных Штатов в Сомали, придали особый импульс разработке малоразмерных, переносных, одноразовых барражирующих систем для доставки высокоточного огня непрямой наводки, особенно (но не исключительно) в поддержку боевых действий тактического подразделения.
В начале 2010 года командование специальными операциями американской армии совместно с командованием специальными операциями ВВС США обсудили с американскими компаниями-производителями барражирующих и патрульных систем переносное решение, получившее обозначение LMAMS (Lethal Miniature Aerial Munition System – летальный миниатюрный воздушный боеприпас). В итоговом заявлении эта система описывается следующим образом: «переносная, высокоточная барражирующая система, запускаемая с земли, действующая вне прямой видимости, штатная для небольшого подразделения, которая позволяет обеспечить беспрецедентное поражение неприятеля и одновременно исключить попадание своих сил под прямой вражеский огонь.
Система LMAMS должна эффективно поражать днем и ночью живую силу и нестандартные транспортные средства противника, при необходимости быстро перенацеливаться… быстро обнаруживать, отслеживать и поражать приоритетные и быстро проходящие цели или противника за складками местности без подвергания оператора риску обстрела огнем из стрелкового оружия».
Боевая часть LMAMS должна оказывать «летальное воздействие на личный состав на открытой местности и личный состав в движущихся небронированных транспортных средствах (седаны, пикапы) при минимальном косвенном ущербе». Всё вместе, пусковая установка, боеприпас, сенсор и боевая часть должны иметь массу менее 2,49 кг, а длина менее 55,9 см. Продолжительность полета должна быть более пяти минут, а дальность действия более 3 км.
Впоследствии несколько систем приняли участие в испытаниях американской армии, включая Switchblade от AeroVironment, SkyStinger от IATech и T-RAMот Textron . В апреле 2010 года департамент американской армии по системам вооружения ближнего боя объявил о намерении выдать компании AeroVironment контракт на поставку 10 Switchblade LMAMS для дальнейшей оценки, а в июне 2011 года выдал этой компании начальный контракт стоимостью 4,9 миллиона долларов для срочного развертывания системы в боевых подразделениях.
На то время Switchblade (представляет собой развитие предыдущего проекта компании AeroVironment – беспилотника, запускаемого из пушки), пожалуй, был самым зрелым с технологической точки зрения кандидатом. С самого начала он разрабатывался под руководством Исследовательской лаборатории военно-воздушных сил для Командования силами специальных операций (USSOCOM).
Очевидно, что при массе 2,72 кг барражирующий боеприпас Switchblade должен иметь продолжительность полета 15-20 минут, дальность действия 5–15 км и скорость пикирования на цель до 161 км/ч. Он управляется при помощи модифицированного варианта той же станции наземного контроля, которая управляет беспилотниками Raven, Puma и Wasp компании AeroVironment.
Для пилотирования и поиска целей Switchblade оборудован передней и направленными вбок камерами плюс тепловизионной камерой. Боевая часть массой 0,3 кг с лазерным дистанционным взрывателем выбрасывает в направлении полета на разных высотах (9/7/5 метров) над целью вольфрамовые готовые поражающие элементы. Понятно, что нынешний заказ американской армии предусматривает поставку систем Switchblade с улучшенными ночными возможностями, которые дает модернизированная тепловизионная камера с увеличенным вдвое (10 мегапикселей) разрешением по сравнению со своей предшественницей.
Switchblade стал, по сути, первым приобретением, соответствующим армейским требованиям по LMAMS. На следующие этапы в рамках требований LMAMS пристально поглядывают поставщики решений в сфере ББ как из США, так и из других стран. Процесс потихоньку идет, но пока программа LMAMS не получила бюджетного приоритета, который необходим для ее продвижения в качестве официальной запланированной программы.
На сегодняшний день армия выпустила два запроса информации: один в августе 2012 года и его доработанный вариант в ноябре 2013 года. В нем она обозначила определенные целевые характеристики, которых она надеется достичь в следующей версии систем LMAMS. К ним относится продолжительность полета от 15 до 30 минут и дальность действия 5-10 км; кроме того, в этом запросе информации записано, что «система должна оказывать летальное воздействие на личный состав на местности и личный состав в движущихся легких транспортных средствах при минимальном косвенном ущербе».
Источник в оборонном ведомстве сообщил, что правительство «боролось за повышение уровня приоритета этой программы LMAMS; для этого приоритетная программа и требования к ней должны попасть в так называемый меморандум о целях программы POM (Program Objective Memorandum)».
POM представляет собой рекомендацию от родов войск и оборонных организаций касательно того, как они планируют распределять ресурсы для программы (программ) с целью соответствия Руководству по оборонному планированию. POM включает анализ задач, целей, альтернативных методов выполнения этих целей, распределение ресурсов, а также какую приоритетность получают включенные в него программы.
Представитель оборонного ведомства далее продолжил: «В недавней истории приоритет программы LMAMS был такой, что не попадал в меморандум POM. До тех пор пока она не попадет в POM, американское правительство не может потратить деньги на эту программу. Согласно нынешним оценкам, самое раннее, когда LMAMS может попасть в POM, – это 2019 год. Стратегия развития программы LMAMS вплоть до последних шести месяцев заключалась в налаживании производства. Считалось, что эта технология достаточно зрелая для всех заинтересованных сторон и поэтому с испытаниями можно закругляться и выбирать победителя. Когда же было принято решение о том, что программа не будет финансироваться до POM 2019, программа вернулась к стратегии разработки. То есть закупкам будет предшествовать период разработки. Это увеличивает общую стоимость всей программы».
По сути, это заставляет компании, которые поставляют решения в сфере барражирующих боеприпасов и которые заинтересованы в программе LMAMS, в настоящее время инвестировать и тратить средства из своих внутренних научно-исследовательских фондов не на свои собственные решения, а на разработку того, на что должна походить программа LMAMS.
Далее он заметил: «За исключением компании AeroVironment, которая уже поставила системы американскому правительству для заказчика, никто из других потенциальных участников LMAMS не получил какой-либо финансовой поддержки от государства, то есть все это деньги из собственных исследовательских фондов».
Среди западных стран, наверное, только Великобритания имеет приоритетную программу по барражирующему боеприпасу. Компания MBDA получила запрос от министерства обороны в 2008 году на срочную разработку системы ББ в рамках ее исследовательской программы по высокоточному боеприпасу IFPA (Indirect Fire Precision Attack).
С целью соответствия этим требованиям компания MBDA предложила систему Fireshadow: запускаемый с земли ББ, предназначенный для поражения неподвижных, подвижных и быстро проходящих наземных и морских целей на дальности около 100 км. При массе менее 200 кг и длине до 4 метров аппарат Fireshadow имеет эксплуатационную скорость полета 150-300 км/ч, рабочую высоту 4500 метров и время патрулирования около 6 часов. Компания MBDA в марте 2012 года поставила начальную партию из 25 систем, которые летом этого же года были испытаны на полигоне.
В докладе национального финансово-ревизионного управления по основным проектам, опубликованном в 2012году отмечается, что система соответствует основным характеристикам, предъявляемым к ББ, но ее коэффициент успешного выполнения ниже желаемого. В нем говорится: «Ответственный владелец (армия) принял решение не развертывать систему вооружения для тестирования в Афганистане, поскольку ее возможности недостаточно развиты с технологической точки зрения». Кроме того, в докладе отмечается, что несмотря на затраты на программу по ББ в размере 324 миллионов долларов, вся стратегия программы IFPA британского министерства обороны подлежит пересмотру.
В компании MBDA сообщили, что в настоящее время она не ведет разработок по барражирующим боеприпасам. Представитель компании MBDA сказал, что «MBDA предлагает большой ассортимент систем вооружения, которые точно, своевременно и эффективно оказывают летальное воздействие на поле боя, как с различных платформ, так и самостоятельно. В настоящее время наши заказчики обеспечены всеми летальными средствами и барражирующие боеприпасы это не те возможности, которые они хотят, хотя у нас есть опыт и технологии на случай, если подобная потребность возникнет».
Продолжение следует…
/Alex Alexeev, topwar.ru/