До второй половины 60-х годов прошлого столетия большинство западных военно-морских специалистов относились к управляемым противокорабельным ракетам (ПКР) пренебрежительно, не считая их действенным средством вооруженной борьбы на море. В то время Советский Союз сумел опередить США в области управляемого ракетного оружия, вооружив ПКР береговые комплексы, подводные лодки, эсминцы, катера и бомбардировщики. И хотя первые советские ракеты были по ряду параметров далеки от совершенства, их успешное применение в ходе арабо-израильского вооруженного конфликта 1967 года породило впоследствии настоящий «ракетный военно-морской бум».

kitaiskie_raketi_1

Наиболее массовая в то время отечественная ПКР П-15 имела маршевый жидкостный двухкомпонентный реактивный двигатель. В нём использовалось самовоспламеняющиеся при соприкосновении с окислителем горючее ТГ-02 («Тонка-250») и окислитель АК-20К (жидкий азотнокислый окислитель). Двигатель работал в двух режимах: разгонном и маршевом. На маршевом участке полёта ракета летела со скоростью 320 м/с. Дальность стрельбы первых модификаций ПКР П-15 достигала сорока километров.

На ракете П-15 устанавливалась автономная система наведения, в составе которой были радиолокационная или тепловая головка самонаведения (ГСН), автопилот и барометрический или радиовысотомер, что позволило удерживать высоту полёта в пределах 100-200 метров над поверхностью. Фугасно-кумулятивная боевая часть (БЧ) весом 480 килограмм была рассчитана на поражение боевых кораблей водоизмещением более 3000 т.

kitaiskie_raketi_2 Пуск ПКР П-15 с ракетного катера пр.183Р

ПКР П-15 вместе с носителями для ракетных катеров пр.183Р широко поставлялись на экспорт. Они имелись на вооружении ВМС: Алжира, Египта, Кубы, КНДР и Индонезии. В Китай кроме катеров и ракет была передана техническая документация на ПКР П-15М, что позволило в первой половине 70-х годов наладить их серийное производство на авиационном заводе № 320 в Наньчане. Процессу производства противокорабельных ракет в Китае сильно помешала «культурная революция». Репрессии против интеллигенции и общее падение культуры производства в то время сильно ограничили возможности китайской науки и промышленности в области создания современных образцов вооружения.

В КНР ракеты П-15 обозначались как SY-1, ими кроме ракетных катеров вооружались фрегаты пр. 053 (типа «Цзянху»), созданные на базе советского СКР пр. 50 и береговые ракетные части.

kitaiskie_raketi_3 ПКР SY-1 в музейной экспозиции

На первых порах эксплуатация SY-1 шла с большими трудностями, китайцам явно не хватало опыта, знаний и культуры производства, а качество изготовления первых ПКР было весьма низким. Нередкими были случаи утечки топлива и окислителя, которые при соприкосновении самовоспламенялись, что в ряде случаев приводило к взрывам и пожарам.

В конце 70-х в КНР был создан усовершенствованный вариант — ПКР SY-1А. Главными отличиями от ранней модели стало применение новой импульсной помехозащищенной ГСН и радиовысотомера. В модификации ракеты SY-1А удалось избавиться от утечек и добиться возможности достаточно длительного хранения ПКР в заправленном виде. Успехи в области повышения надёжности и безопасности хранения, транспортировки и применения ракеты SY-1А позволили создать на её базе первую китайскую ПКР воздушного базирования YJ-6, носителями которой стали дальние бомбардировщики Н-6. Этот вариант ПКР уже мог поражать цели на дальности до 100 км, вероятность поражения цели при отсутствии помех китайскими специалистами оценивалась – 0,7.

kitaiskie_raketi_4 ПКР SY-2

С учётом сложности эксплуатации и опасности применения ракет с ЖРД, работающих на едком окислителе и токсичном топливе, в КНР была разработана ПКР SY-2 с двигателем на твёрдом топливе. Однако дальность пуска ракет SY-2 не превышала 50 км, в связи с этим в 80-е годы была предпринята попытка создания ПКР SY-2A с турбореактивным двигателем (ТРД). Однако в то время для китайской промышленности освоение производства малогабаритного турбореактивного двигателя с высокой степенью надёжности оказалось сложной задачей. Поэтому разработка и производство новых модификаций ракет с простым и недорогим ЖРД продолжились.

Читайте также  С воды и из-под воды: атакует «Базальт»

kitaiskie_raketi_5

Дальнейшее развитие китайских ПКР было ориентировано на увеличение скорости и дальности полёта, помехозащищённости ГСН и мощности БЧ, что привело к созданию ракет серии HY-1. В целом китайские специалисты пошли по советскому пути совершенствования ПКР семейства П-15, но продвинулись в этом направлении гораздо дальше. В то время, когда в СССР уже были созданы новые конструкции современных противокорабельных ракет со сверхзвуковой скоростью полёта, в КНР продолжали совершенствовать старые конструкции, оснащая их твёрдотопливными и турбореактивными двигателями.

Ракетами HY-1 вооружались китайские эсминцы пр. 051. Усовершенствованные варианты с новой активной радиолокационной ГСН обозначались как — HY-1J и HY-1JА. Ракеты этого типа несли кумулятивную БЧ весом более 500 кг. Запуск ракеты с корабля-носителя или наземной пусковой установки осуществлялся с помощью твердотопливного ускорителя, а работа маршевого ЖРД начиналась уже в воздухе, на безопасном удалении. Это существенно повышало безопасность применения ракет, так как нередкими были случаи взрыва ЖРД в момент начала его работы.

Модернизация системы наведения HY-1 и увеличение геометрических размеров привело к созданию ПКР HY-2. Благодаря бакам большей емкости дальность полёта возросла до 100 км. Но в тоже время увеличение емкости баков увеличило габариты ракет, сделав невозможным их размещение на корабельных пусковых установках. По этой причине ПКР семейства HY-2 использовались только на береговых ракетных комплексах.

kitaiskie_raketi_6 ПКР HY-2G

Ракета модификации HY-2А – оснащалась инфракрасной ГСН, а HY-2B и HY-2G – моноимпульсными радиолокационными ГСН, HY-2С – телевизионной системой наведения. Вероятность поражения цели в случае её захвата радиолокационной ГСН оценивалась – 0,9. Применение на модификации HY-2G усовершенствованного радиовысотомера и программируемого контроллера позволило ракете использовать переменный профиль полёта.

Создание в КНР малогабаритного турбореактивного двигателя WS-11 позволило оснастить ими новые ПКР HY-4. Китайский WS-11 является клоном американского турбореактивного двигателя Teledyne-Ryan CAE J69-T-41A, который устанавливался во время Вьетнамской войны на разведывательные БПЛА AQM-34. Ракета HY-4 с дальностью пуска до 150 км, принятая на вооружение в 1983 году, представляла собой комбинацию систем наведения и управления от ПКР HY-2G с турбореактивным двигателем WS-11. Этот двигатель так же использовался на некоторых китайских БПЛА. Внешне ПКР HY-4 отличается от HY-2G наличием нижнего воздухозаборника. Модификация ракеты HY-4, предназначенная на экспорт, получила обозначение С-201W.

kitaiskie_raketi_7 ПКР HY-4

Усовершенствованная модификация ракеты получила обозначение HY-41. Согласно китайским СМИ, береговой ракетный дивизион комплекса HY-41 может уничтожать цели в секторе +/- 85 градусов, что при дальности пуска 250-300 км в зависимости от профиля полёта, позволяет покрыть морскую акваторию площадью 14000 квадратных километров.

kitaiskie_raketi_8 Опытный экземпляр ПКР HY-41

В середине 80-х в КНР была испытана и принята на вооружение авиационная ПКР YJ-61 (С-611), созданная на базе HY-2. , Вариант ракеты воздушного базирования имеет меньшую массу и на ней отсутствуют стартовые ускорители. По сравнению с ранними моделями китайских жидкостных ПКР, носителями которых были дальние бомбардировщики Н-6, ракета YJ-61 стала более простой в применении и безопасной в обращении. Увеличились дальность пуска и вероятность поражения цели.

kitaiskie_raketi_9 ПКР YJ-61

Другим вариантом развития ПКР HY-4 стала авиационная YJ-63(С-603), принятая на вооружение в 2002 году. Это первая китайская авиационная ракета класса «воздух-поверхность» оснащенная турбореактивным двигателем. YJ-63 способна поражать с высокой точностью как наземные, так и надводные цели. Внешне она сохранила многие черты предыдущих моделей противокорабельных ракет, но при этом имеет другую конструкцию хвостовой части.

Читайте также  Боевые машины на шасси БМД-3: боевая машина десанта БМД-4

ПКР YJ-63 на начальном участке полёта управляется инерциальной системой, на среднем участке происходит коррекция с помощью сигналов навигационной системы спутниковой навигации, а на конечном участке задействуется телевизионная система наведения. В 2005 году был продемонстрирован вариант ракеты с радиопрозрачным обтекателем головной части, под которым, по всей видимости, находится радиолокационная ГСН. Дальность пуска ПКР YJ-63 находится в пределах 180 км, но при дозвуковой скорости полёта эта весьма массивная ракета будет уязвима для корабельных средств ПВО.

kitaiskie_raketi_10 ТТХ китайских ПКР первого поколения

Первое поколение китайских противокорабельных ракет, основываясь на советских аналогах, прошло самостоятельный путь развития. Несмотря на архаичный внешний вид, китайские ПКР, созданные на базе советской ракеты П-15, всё ещё продолжают оставаться на вооружении береговых частей ВМФ НОАК, также их носителями являются дальние бомбардировщики. Но на боевых кораблях китайского флота старые ракеты с ЖРД уже практически все заменены современными ПКР китайского и российского производства с турбореактивными и твердотопливными двигателями.

Кроме, собственно, ПКР, на базе ракет SY-2, HY-1 и HY-2 для обеспечения процесса боевой подготовки расчётов ЗРК и испытаний новых противовоздушных систем большой серией строились и переделывались из выслуживших свой срок боевых ракет в радиоуправляемые мишени.

kitaiskie_raketi_11

Китайские ракеты, имеющие общие корни с советской П-15, поставлялись в Бирму, Кубу, КНДР, Иран, Ирак, ОАЭ Пакистан, Судан. В КНДР и Иране налажено собственное производство ПКР этого типа. Китайские противокорабельные ракеты береговых комплексов, известные на западе как «Силкуорм» (англ. Silk Warm – Шелкопряд), активно применялись во время Ирано-иракской войны и в ходе Войны в Персидском заливе в 1991 году. Так широкую огласку получил инцидент, произошедший в феврале 1991 года. Тогда по американскому линкору USS Missouri (BB-63), вёдшему обстрел побережья, были запущены две иракские противокорабельные ракеты HY-1. На одной ракете произошёл отказ системы наведения, и она сошла с курса, вторая была сбита зенитной ракетой «Си Дарт» с британского эсминца HMS Глостер (D96).

К середине 80-х китайским специалистам стало ясно, что заложенные в 50-е годы в ракету П-15 технические решения уже устарели и её модернизационный потенциал практически исчерпан. В связи с этим была предпринята попытка создания собственной сверхзвуковой ПКР берегового базирования — HY-3 (С-301).

kitaiskie_raketi_12 ПКР HY-3

Попытка оказалась не слишком удачной: ракета при массе около 3,5 тонн имела длину почти 10 метров, что сильно затрудняло её транспортировку и маскировку берегового ракетного комплекса на местности.

kitaiskie_raketi_13

В HY-3 использовалась БЧ и ГСН от ПКР HY-2G. Старт ракеты происходил с помощью четырёх твердотопливных ускорителей. Два маршевых прямоточных воздушно-реактивных двигателя, работающие на керосине, запускались после достижения скорости 1,8М и разгоняли ракету до скорости более 2,5М. Дальность пуска находилась в пределах 150-180 км, что для ракеты такой размерности было явно недостаточно.

Из-за чрезмерной массы и габаритов большого распространения ПКР HY-3 не получили, и производство ракет ограничилось опытной партией.

В начале 90-х на испытания поступила ПКР FL-7. Эта относительно небольшая ракета с ЖРД создавалась с расчётом достижения сверхзвуковой скорости. Она предназначалась для использования с вертолётов Z-8 и с истребителей-бомбардировщиков JH-7.

kitaiskie_raketi_14 ПКР FL-7

Но малая по современным меркам дальность пуска, не превышающая 35 км, и использование опасного в эксплуатации двухкомпонентного ЖРД – послужили причиной потери интереса ВМФ НОАК к этой ракете.

Продолжение следует…

/Сергей Линник, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Практически китайцы все слизывают с нас. Однако копии всегда хуже оригинала, тем более с качеством китайской продукции. Например, китайские ПЛА сейчас находятся в стадии разделки. Сами они это делать не умеют, а их лодки «фонят» так, что к ним подходить ближе чем на 50 метров опасно. Я думаю, что и качество их противокорабельных ракет весьма низкое. Но если их выпустить одновременно и много, то толк будет. Авианосец пиндосов они возможно утопят.

  2. Пиндосы уже достали. В наши внутренние моря влезли и в Черное и в Балтийское, а наше руководство все с этими партнерами заигрывает. Пускает старые самолеты без оружия. Да надо топить их, а этот урод Керри пускай готовит себе свежую могилку. Убей пиндоса!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя