В США рекламируют появление оружия, от которого нет спасения
Аналитик Шон Вудфорд на страницах Dupuyinstitute.org института The Dupuy, специализирующего на научных исследованиях и объективном анализе вооруженных конфликтов, оценил возможности перспективного американского гранатометного комплекса XM25, названного в США «Карателем». Скептицизм эксперта адресован не только чиновникам из Пентагона, но и некоторым заокеанским СМИ, которые позиционируют новинку, как «чудо оружие», мол, ни у кого в мире такого и близко нет.
«Армия США вводит инновационное солдатское вооружение, которое впервые с момента сражения при Кёниггреце в июле 1866 года имеет потенциал, чтобы революционизировать пехотные войны, — пишет военный эксперт The Diplomat Франц-Стефан Гади. — Та битва, ознаменовавшая начало конца пехотных атак в полный рост и в линию, показала революционное значение огневого превосходство прусских военных, вооруженных игольчатыми ружьями».
И вот теперь наступает время XM25 — компьютеризированного солдатского оружия. По мнению Франца-Стефана Гади, его появление можно сравнить с «рождением» танков, самолетов или ракет. О «Карателе» известно, что он предназначен для адресного уничтожения вражеских пехотинцев, защищенных естественными или специальными укрытиями. Напомним, что речь идет о полуавтоматическом с магазинным питанием гранатомете, который оборудован баллистическим вычислителем, лазерным дальномером и 4-кратным тепловизионным прицелом. Весит это «чудо-оружие» 6,3 килограмма, а его длина составляет 749 мм.
Разработчики из Heckler & Koch и Alliant Techsystems Inc. (ATK) утверждают, что «революционный» XM25 обеспечит рост вероятности ликвидации спрятавшегося неприятеля почти на 500%. Практически это выглядит так: пехотинец, обнаружив врага, выбирает точку, в которой должен произойти взрыв осколочного боеприпаса с радиусом поражения 6 метров. Например, боевик спрятался за стеной и периодически, высовываясь из-за неё, ведет огонь из автомата. Тогда армеец указывает цель сбоку (или сверху) и чуть позади укрытия и нажимает курок. Всё остальное берет на себя техника уничтожения.
Между тем, это уже второй старт XM25 после неудачного афганского дебюта, когда в феврале 2013 года из-за сбоя серьезно пострадал американский гранатометчик. Именно после того инцидента в армии США приостановили программу испытания «чудо оружия» до устранения проблем. И хотя Пентагон позитивно оценил первый опыт, военный корреспондент Мэтью Кокс сообщил о неоднозначных армейских оценках. В своем репортаже он рассказал о спорной эффективности. В боях гранаты заканчивались очень быстро, при этом рейнджеры охарактеризовали оружие, как тяжелое и громоздкое. Сначала талибы получали ранения или даже гибли. Но вскоре боевики стали придерживаться тактики «выстрелил-сменил дистанцию».
Помимо этого появились и другие неоднозначные моменты, которые также следует учитывать. На первый взгляд, в отличие от имеющихся сейчас в распоряжении пехоты США подствольных гранатомётов M203 и М320, которые в соответствии с действующими стандартами ограничены дистанцией поражения до 400 метров, XM25 бьет до 700 метров (эффективная дальность по одиночным целям до 500 метров). Наряду с точным пространственным подрывом это является бесспорным плюсом «умного гранатомета». Мол, боевики в Афганистане избегают открытой конфронтации и предпочитают стрелять из скрытых позиций, поэтому и должно проявиться преимущество «Карателя». Однако талибы, зная характеристики американских «подствольников», атакуют патрули чаще всего с расстояния 600 метров, используя пулеметы и снайперские винтовки.
Кроме того, «умный гранатомет» является автономным оружием, тогда как пехотинцы США предпочитали брать на задание штурмовую винтовку (весом около 4 кг с боеприпасами) и «подствольник» М320 (весом 1,36 кг). Тот, кому «посчастливилось стать обладателем XM25», в любом случае, был вооружен стрелковым оружием. Это не только неудобно, но и очень тяжело. Масса полного комплекта «Карателя» с боеприпасами может достигать 14 кг.
Так или иначе, Пентагон объявил о начале регулярного оснащения пехотных частей «умными гранатометами». Еженедельник Jane’s Defence Weekly сообщил, что в 2017 году военное ведомство США планирует закупить крупную партию «Карателей» и боеприпасов, зарезервировав на эти цели $ 9,5 млн., с постепенным увеличением финансирования до $ 25,7 млн. в 2021 году. Стоит XM25 не дешево: порядка $ 25 000−35 000 в зависимости от партии. Один выстрел из него обойдется американским налогоплательщикам в сумму $ 35−50.
Понятное дело, столь высокие траты необходимо оправдать хотя бы словесно. После провального «золотого истребителя-невидимки F35», появление «бриллиантового» гранатомета было встречено американской публикой с раздражением. «На первый взгляд, цена для XM25 кажется заоблачно высокой, — пытается оправдаться подполковник Крис Ленер, ответственный за пропаганду оружия. — Но если в военных конфликтах армия США сможет из-за применения XM25 уменьшить необходимый артиллерийский огонь и непосредственную авиационную поддержку, то финансовая выгода может появиться в среднесрочной перспективе».
Впрочем, скептики слабо верят, что гранатометный боеприпас (выстрел) 25×40 мм сможет заменить снаряд 155 мм-гаубицы или ракетный удар «вертушек». Они считают, что «эффективность будет зависеть только от того, против кого направят «Карателей». Если — на боевиков или солдат технологически отсталых стран, то XM25 и впрямь окажется «громовержцем». Если же — против равного противника, то результат будет минимальный.
Во-первых, гранатометчики окажутся главной целью для вражеских снайперов, количество которых, безусловно, увеличится. Во-вторых, уже сейчас понятно, что «электронные мозги» умного гранатомета станут жертвой, к примеру, российского или белорусского мощного радиочастотного оружия. В-третьих, осколочная опасность XM25 не страшна для многих современных бронежилетов и касок. В-четвертых, невысокая начальная скорость боеприпаса 210 м/с не гарантирует точность в ветреную или дождливую погоду. Существенные помехи также могут возникнуть из-за пыли или задымления.
Шон Вудфорд в этой связи отметил, что потенциальные противники с течением времени обязательно реагируют на любые новые военные возможности, причем, как правило, дешевле и адекватнее. Это позволяет им приспособиться к самым сложным инновациям уничтожения. Военная история является ярким подтверждением данного постулата. К примеру, еще лет 20 назад высокоточные крылатые ракеты были уделом исключительно Соединенных Штатов. Но сейчас Россия уже имеет подобное оружие, которое может нанести несравненно больший ущерб США в связи с её более высокой промышленной и инфраструктурной концентрацией, подчеркивает аналитик Эрик Теглер из Defense Media Network.
Короче говоря, если «умный гранатомет» и впрямь окажется эффективным, то уже через пару лет его аналоги появятся в Израиле и в Южной Корее (уже имеются успешные наработки) и, максимум, через пять-семь лет в КНР и в РФ, предполагает эксперт. На разработку по американским меркам уйдут «смешные деньги» и совсем мало времени.
Полковник Уильям г. Браун (в отставке.), профессор Института стратегических исследований армейского военного колледжа США, опираясь на опыт 2-х последних войн в Ираке, считает, что когда речь идет о боях между отрядами, самое большое значение имеет хорошая разведка, качественное наблюдение и правильная рекогносцировка. В частности, если против армейцев, вооруженных высокотехнологическим оружием, в том числе и гранатометами XM25, опытные комбатанты применят самодельные взрывные устройства и коммерческие беспилотные летательные аппараты, то неизвестно, кто победит.
Иными словами, «революция уничтожения», которую Пентагон пообещал миру, на деле оказалась одной из многих дорогостоящих программ американского ВПК по усовершенствованию ручных гранатометов. Впрочем, и недооценивать потенциального врага тоже не стоит.
/Александр Ситников, svpressa.ru/
Помнится, у них была мелкокалиберная пушка с таким же программируемым боеприпасом.
И эффективность такого оружия намного выше, чем неуправляемого.
Что касается эффективности боеприпаса, то наши гранаты ВОГ-25 вряд ли превосходят натовские, тем не менее они успешно используются и никто от них отказываться не собирается.
У них был станковый автоматический гранатомет который путем замены ствола и пары узлов превращался в пулемет. Причем здесь вог-25? Гранаты к подствольникам дешевы и их запасы значительны, даже при потере ими эффективности есть смысл израсходовать в конфликтах их запас, хотя бы из соображения не тратить деньги на их утилизацию. Разработка же и внедрение в армию дорогого вооружения и боеприпасов со схожими свойствами при потере эффективности действительно выглядит глупо. К тому же посмотрите кадры из Сирии- там часто кто-то из окон стреляет? Последние пару лет не особо. Ковыряют в стенке дырку и сквозь нее стреляют. В такую дыру из гранатомета не попадешь а долбить по 50$ за выстрел в ближайшие окна не значит попасть даже в ту же комнату где противник. И это подождите там лазерный дальномер стоит и при наличие у противника современной бронетехники источник луча (несчастный гранатометчик) будет идентифицировать мы противником как птур и уничтожаться со всей решительностью. Будут бегать с большими транспорантами «я не противотанковый, а противопехотный. Не убивайте пожалуйста». И действительно как он к РЭБ отнесется?
Я так и не понял, а в чём преимущество этого гранатомёта по сравнению с обычным подствольником? В ходе стрелкового боя очень трудно определить где ТОЧНО прячется противник. Огонь чаще ведётся на подавление. Даже с трёхсот метров солдата вряд ли будет определять, на каком расстоянии прячется противник, и в какой точке будет надо подрывать заряд. Если у него в руках есть автоматический гранатомёт он просто выпусти на глаза две-три гранаты, а дальше будет действовать по ситуации.