Британия вскрывает «арктический панцирь» России

Английские субмарины подбираются к нашим берегам с Северного полюса. Как сообщает The Sunday Times, британские подводные лодки возвращаются к практике патрулирования Арктики подо льдами.

Оно было прекращено в 2007 году, когда на АПЛ Tireless в ходе экстренного всплытия через толщу льда произошел взрыв, в результате которого погибли два моряка. Под ледовый панцирь планируется отправить семь ударных субмарин Королевского военно-морского флота Великобритании.

Натаскать своих британских партнёров, чтобы нырять под «арктический подол» России, взялись «старшие товарищи» по НАТО. Офицеры-подводники Её Величества прошли курсы повышения квалификации на американской подводной лодке. Первым был экипаж атомной субмарины класса «Трафальгар». В ходе тренировки британцы получили навыки безопасного плавания подо льдами. В условиях, когда работа системы GPS и гидроакустических навигационных приборов осложнена низкими температурами.

По словам контр-адмирала Джона Уила, эта тренировка стала «ключевым шагом к возвращению наших ударных подводных лодок на подлёдное боевое пространство». В перспективе в арктических походах примет участие вся британская флотилия атомных субмарин.

Британия вскрывает «арктический панцирь» России

Судя по объёму финансовых вложений в эту военно-морскую спецоперацию (порядка 20 миллиардов фунтов стерлингов, включая средства на запуск дополнительного спутника GPS, который способен устойчиво принимать сигналы, несмотря на арктические помехи), Великобритания претендует на возвращение утраченного ею статуса «Владычицы морей».

Британское издание объясняет необходимость расширения военного присутствия стран НАТО на северной «шапке» Земли сокращением площади ледяного покрова в Арктике. Ссылаясь на активные шаги России по установлению контроля над огромными запасами полезных ископаемых (в частности, нефти и газа) в регионе. Напомним, в прошлом году РФ на основании проведённых научных изысканий подала в ООН пересмотренную заявку на расширение границ континентального шельфа в Арктике за счет присоединения хребта Ломоносова и Менделеева.

Следует также отметить, что британские подлодки продолжали барражировать вдоль российских приарктических границ и в 1990 гг. То есть, уже после окончания холодной войны, когда ельцинское руководство не демонстрировало каких-либо амбиций в регионе. И, более того, сворачивало военное присутствие РФ даже на материке (в Заполярье), не говоря уже о Северном Ледовитом океане.

По мнению директора Центра стратегической конъюнктуры Ивана Коновалова, активизация британских АПЛ в Арктике — это производная от стратегии США.

— Великобритания — ближайший американский союзник. Поэтому я бы не стал оценивать любой военно-политический шаг Лондона, как самостоятельную акцию. Обычно он обусловлен позицией Вашингтона. Причём это тот случай, когда не стоит делать акцент на подчинении или навязывании. Просто точки зрения участников англосаксонского дуэта часто совпадают. То есть, возвращаясь в Арктику, британцы не столько выполняют задание НАТО, сколько солидаризируются с США по двусторонней линии. В этой связи можно вспомнить выражение, что Британия — это «непотопляемый авианосец» Америки в Европе.

«СП»: — Чем угрожает России расширение военно-морского присутствия Великобритании в северных широтах?

— Географическое положение этой страны представляет удобный плацдарм для военной активности в Арктике. Плюс у Лондона есть свой атомный флот. На боевом дежурстве находятся четыре атомные стратегические подводные лодки «Вэнгард» с баллистическими ракетами (часть ядерных сил Великобритании), а также несколько новейших субмарин типа «Эстьют» (доработка АПЛ «Трафальгар»), оснащённых крылатыми ракетами и торпедами.

В общем, британские АПЛ представляют хорошее подспорье для демонстрации силы в Северном Ледовитом океане.

«СП»: — Каким образом России следует реагировать на этот вызов?

— На самом деле, это уже происходит. Как известно, у нас есть четыре военных округа. Учитывая, что арктическое направление требует особого подхода, Северный флот получил отдельный статус в рамках Объединённого стратегического командования «Север». В состав последнего входят подводные и надводные силы, морская авиация, береговые войска и система ПВО. По сути, это пятый военный округ, который расположен за Полярным кругом.

Читайте также  Чем тише гавань, тем больше вокруг подводных лодок

Впрочем, структурной реорганизацией дело не ограничивается. В состав Северного флота в прошлом году вошёл «Северодвинск» — головной корабль проекта 885 «Ясень». Строятся — «Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и «Архангельск». Это многоцелевые атомные подводные лодки c крылатыми ракетами четвёртого поколения («Оникс», «Калибр», в планах Х-101). Всего арктическую группировку пополнят 8 новейших АПЛ.

Плюс такое же количество «Бореев» (проект 955— ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Головной корабль в составе Северного флота — «Юрий Долгорукий». На этих крейсерах установлены до 16 твердотопливных баллистических ракет «Булава» (каждая может нести 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью до 150 килотонн).

Здесь же находится наш единственный тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

«СП»: — Наш флот готов к возможной военной конфронтации с Западом в самом северном регионе планеты?

— Северный флот ещё в советские времена оставался наиболее свободным в плане акватории и выхода в Атлантический океан. Западное направление и сегодня остаётся для нас приоритетным.

Естественно, что корабли, авиация, силы ПВО Объединённого стратегического командования «Север» выступают объектом сдерживания со стороны НАТО. В этом плане Британия — главный союзник США по действиям в северных широтах.

«СП»: — А что касается других приарктических членов НАТО — Норвегии, Канады?

— У Норвегии есть серия (шесть) дизель-электрических подводных лодок типа «Ула», которые были построены на верфях Германии. Они оснащены торпедно-минным вооружением. Конечно, это не последнее слово техники, зато на территории Норвегии, которая граничит в северных широтах с Россией, размещены радары, авиация.

Канадский подводный и надводный флот посерьёзнее, чем норвежский. Но я бы, вообще, рассматривал совокупный потенциал этих пяти стран НАТО, которые способны действовать на потенциальном арктическом театре военных действий. Есть ещё Дания, но у неё непростые отношения с США, поскольку Штаты перетягивают Гренландию под свой протекторат. Но противоречия есть и с нами — датчане доказывают, что хребет Ломоносова и хребет Менделеева это не часть геологических структур, уходящих с нашего материка, а продолжение Гренландии.

На сегодняшний день пять государств на основании двухсторонних договоров определили свои границы (сектора) в Арктике, то есть, вся её территория принадлежит только этим пяти государствам. Как следствие, их границы не исчерпываются 200-мильной зоной, а простираются до самого полюса. Остальной же мир настаивает на том, чтобы к этому региону применялось международное морское право. В том числе Китай. Хотя Пекину проще договориться с Москвой на двусторонней основе. Тем не менее, китайцы считают, что Арктика в перспективе должна быть равнодоступной — как Атлантика или Тихий океан.

«СП»: — КНР интересует перспективная логистика с учётом того, что потепление климата и таяние льдов создают предпосылки для круглогодичной навигации по Северному морскому пути?

— Да, но здесь есть нюанс — он проходит вблизи наших границ. Главное, чтобы Севморпуть функционировал бесперебойно, пусть под присмотром наших ВМФ и ВМС. Это позволит удешевить транзит китайских товаров в Северную Европу.

Что касается ресурсной обеспеченности региона, то разведанные запасы арктической нефти составляют 100 млрд. тонн, а газа — 50 трлн. кубометров. Пока на нынешнем уровне технологического развития, тем более, в эпоху низких цен на углеводороды разрабатывать эти месторождения нерентабельно, но кто знает, что будет потом. Так что в перспективе схватка за такой лакомый кусок практически неизбежна.

Читайте также  Операция «Бегемот»: ракетная «очередь» советского «стратега»

Более того, последние годы показали, что конфронтация может обостриться по поводу чего угодно, чуть ли не на ровном месте. А в Арктике для этого есть все условия — столкновение экономических интересов, вопросы государственного престижа. Сирийский трек давления на Россию не оправдал себя для американцев. То же самое касается Украины. Почему бы, тогда не попытаться зайти на РФ с другой стороны.

Военный эксперт Владимир Щербаков согласен, что британский ВМФ выполняет свою функцию в рамках системы «разделения труда» в блоке НАТО.

— До недавнего прошлого подлодки на службе Её Величества регулярно появлялись в нашем секторе Арктики. Чуть более месяца назад в Северном Ледовитом океане стартовали учения ICEX под эгидой ВМС США с участием Великобритании, Канады и Норвегии. Это достаточно масштабное мероприятие. В ходе манёвров в море Бофорта были задействованы около 200 военнослужащих, две ударные подводные лодки, два автономных аппарата, беспилотники и спутники.

А в прошлом году на севере Европы начались масштабные учения истребительной авиации Arctic Challenge Exercise 2015, в которых приняли участие более 100 самолетов из армий стран Европы и США.

Натовские подлодки (в пропорции: 2 американские, 1 британская) ещё в период холодной войны регулярно всплывали во льдах в районе Северного полюса. Честно говоря, запретить мы им не можем — это международные воды.

«СП»: — Вы хотите сказать, что ничего экстраординарного не происходит?

— Нужно продолжать наращивать, а, точнее, восстанавливать, тот «арктический кулак», который у нас был в советское время. Минобороны РФ в координации с другими органами власти создаёт в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения.

Россия уже развернула в Заполярье два отдельных зенитных ракетных полка, оснащенных системами ПВО С-400 «Триумф» (на архипелаге Новая Земля и в якутском Тикси). Для их прикрытия от воздушных атак размещены батареи ракетно-артиллерийских комплексов «Панцирь». На Новой Земле установлен береговой ракетный дивизион, оснащенный комплексами «Бастион». Все эти подразделения несут круглосуточное боевое дежурство. Продолжается работа над созданием целой сети военных городков и аэродромов на Земле Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), на Новой Земле, на острове Средний, на мысе Отто Шмидта, острове Врангеля и острове Котельный (Новосибирские острова). Помимо этого нужно заниматься единой системой мониторинга подводной обстановки.

Реальная опасность состоит в том, что при резком увеличении количества подводных лодок, задействованных в патрулировании арктических пространств, повышается вероятность непроизвольных столкновений. Подлёдное плавание — самый сложный вид маневрирования. А слежение друг за другом в ледовой обстановке это вообще высший пилотаж.

«СП»: — Смогут ли натовские АПЛ наблюдать за российскими военными объектами за Полярным кругом?

— Безусловно. Наши противники знают, где базируются российские подлодки. Достаточно приблизиться на расстояние до 100 км., чтобы запеленговать, когда они выходят на боевое дежурство. В такой ситуации можно возвращаться назад — дежурство теряет смысл, поскольку скрытность потеряна.

Был такой случай в советское время, когда американский головной ракетоносец «Огайо» выходил на первое боевое дежурство, наша подлодка засекла этот момент. Потом, фактически, прицепилась к американцу, сорвав всю миссию. Если по пятам за тобой следует охотник, он просто не позволит в случае необходимости нанести удар.

/Василий Ваньков, svpressa.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Было бы интересно узнать, а каков ЛИЧНЫЙ опыт «эксперта» и автора статьи в «самом сложном виде маневрирования»? На основании чего, «эксперт» и автор, даже не имеющие понятия о том, что Средний, никогда ОСТРОВОМ не был, а является полуостровом, между п-овами Кольский и Рыбачий, могут делать такие выводы, абсолютно не понятно. Как же в таком случае можно объяснить успешное выполнение операций «Апорт» и «Атрина»?
    Не говоря уже о том, что, «инструктора-американцы» сами (по собственным словам в личных разговорах) не испытывают особого удовольствия от необходимости «идти под лёд». В случае проблем с ГЭУ, и невозможностью всплыть во льдах, у лодки запас хода всего 6 миль. И это обстоятельство для американцев значительно перевешивает их патриотизм.

    • Наверное автор жертва «егэ»,если так,то тогда простительно. Псака же гоняла американский флот к берегам Белоруссии,а тут всего лишь остров с полуостровом попутал,фу какая мелочь.
      А можно подробнее об обстоятельствах,которые превышают амерский патриотизм.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя