Программа AEORDS
По программе AEODRS Командования военно-морских систем ВМС США (NAVSЕA) разрабатывается новое семейство способных к взаимодействию роботизированных систем по обезвреживанию взрывоопасных предметов. Подобный подход основан на государственной архитектуре, которая использует общие физические, электрические и логические интерфейсы. Он позволил получить семейство наземных мобильных роботов (НМР) с высокой степенью взаимодействия и взаимозаменяемости, чтобы можно было быстро внедрять новые технологии в трех роботах AEODRS: малом, среднем, большом.
Концепция продвинутой роботизированной системе обезвреживания взрывоопасных предметов AEODRS
Вариант Increment One вошел в этап интеграции в октябре 2015 года вслед за выдачей в сентябре 2015 года контракта компании Northrop Grumman как головному разработчику. Это первый из трех этапов программы, в его рамках будет разрабатываться самый маленький вариант массой около 15 кг для спешенных операций и выполнения в основном разведывательных задач; этот малоразмерный робот должен быть достаточно легким для переноски в заплечном ранце.
В качестве головного подрядчика Northrop Grumman при поддержке компании Remotec поставит и интегрирует различные компоненты, включая ручной блок управления оператора и его средства связи плюс модули: мобильный, основной, питания, манипулятор, захватное устройство манипулятора, модули технического зрения и автономного режима, а также другие второстепенные компоненты (все они будут поставлены другими поставщиками), что всё вместе и позволит получить искомую систему для спешенных операций.
«Программа построена так, что головное предприятие или системный интегратор не может предоставить какой-то из девяти основных модулей; мы являемся системным интегратором и должны создать систему и обеспечить для нее материально-техническую поддержку, – сказал Кочак. – У нас есть спецификации от государства, и мы должны гарантировать, что после сборки всех девяти модулей система будет соответствовать этим спецификациям».
В ближайшее время, не позднее 2016 года, команда Northrop Grumman должна поставить шесть прототипов робота в варианте обезвреживания взрывоопасных предметов. По словам исполнительного директора компании Remotec, программа быстро продвигается. На февраль запланирован критический анализ проекта, который должен продемонстрировать заказчику соответствие требованиям основных модулей, после чего компании Northrop Grumman и Remotec приступят к интеграции модулей и проверке их соответствия в свою очередь системным требованиям.
«Это первый в мире взаимодействующий робот, поэтому стоит задача без раскачки продолжать работать, то есть даже перед получением контракта мы должны подготовиться так, чтобы все задержки субподрядов были исключены, поскольку график очень агрессивный. Строго говоря, это определяет правильное течение традиционного системного проектирования – все требования были выполнены и всё с самого начала происходило на модульном уровне. Это только первый этап, но пока все хорошо».
Легкий и компактный НМР 310 компании iRobot можно переносить в заплечном ранце стандарта MOLLE, что позволяет предоставить этот превосходный разведывательный инструмент в распоряжение отдельного солдата
Заказы поступают
Компания iRobot продолжает выполнять потребности американских военных, у которых на вооружении уже имеются несколько моделей этой компании. При этом в 2015 году объявлено о заключении еще нескольких новых контрактов. В августе 2015 года компания объявила о том, что получила заказ от ВМС США на 110 систем FirstLook и вспомогательного оборудования; эти поставки должны завершиться в феврале 2016 года.
Роботизированная система FirstLook компании iRobot имеет оптоэлектронику для ведения разведки в реальном времени в темноте, туман, дым и других визуально неблагоприятных условиях. Робот может вести химическую разведку при установке сенсоров сторонних производителей
Робот FirstLook предназначен для ведения постоянного наблюдения и разведки и повышения уровня ситуационной осведомленности солдат и аварийно-спасательных служб. Робот массой 2,2 кг имеет достаточно прочную конструкцию, чтобы его можно было забросить в помещение или здание через окно или вниз по ступеням, при этом он выдерживает падение на бетон с высоты 4,8 метра. Система самовосстанавливается при приземлении «на спину» или переворачивании, она может поворачиваться на месте, а также преодолевать препятствия высотой до 178 мм, в том числе бордюрные камни.
На аппарат устанавливаются различные оптико-электронные устройства, а также датчики самых разных типов для обнаружения следов взрывчатых веществ в реальном времени. Вся эта функциональность позволяет пользователю посылать НМР в ограниченные пространства, например туннели, подозрительные здания, поврежденные машины, подземные сооружения и промышленные объекты для определения и идентификации опасных веществ или проверки маршрутов/зданий для того, чтобы специалисты получить данные и разработать действенный план входа.
Также в августе 2015 года компания получила от американского корпуса морской пехоты заказ на малые наземные роботы Small Unmanned Ground Vehicle (SUGV). Поставки 75 штук будут завершены к середине 2016 года. SUGV массой 13,6 кг легко переносится в ранце, он может забираться по ступеням, манипулировать предметами. Он обеспечивает взрывотехников возможностями неразрушающей проверки и обнаружения взрывчатых веществ в багаже и подозрительных пакетах.
Наблюдение за морем
Рынок морских автоматических надводных аппаратов (АНА) поначалу был сконцентрирован на безлюдных технологиях в сфере противоминной борьбы, но новые разработки позволил производителям перейти к другим направлениям, обусловленным новыми потребностями военных заказчиков. В сентябре 2015 года австралийская компания Ocius объявила о том, что построит демонстрационный образец надводного необитаемого аппарата для борьбы с подводными лодками ASWUSV (Anti-Submarine Warfare Unmanned Surface Vessel) в рамках контракта от австралийского министерства обороны стоимостью 3 миллиона долларов.
Компания будет работать совместно с австралийским подразделением Thales с целью демонстрации «недорогих, возможностей дальнего действия и постоянного слежения, которые повысят способность надводных сил обнаруживать и отслеживать современные подлодки и торпеды на реальных дистанциях удаления без входа в зону поражения боевых средств противника».
Аппарат OCIUS Bluebottle, работающий на солнечной энергии, получил свое название в честь австралийской медузы
В рамках программы будет разработан АНА Bluebottle с буксируемой интегрированной системой гидроакустических станций. Демонстрационный образец будет акустически бесшумным и будет способен развертываться самостоятельно на значительных дистанциях от оперативной группы. Работающая фактически в качестве дополнительной внебортовой системы борьбы с подлодками, она повысит уровень ситуационной осведомленности за счет данных дистанционного сонаров, позволит заранее обнаруживать угрозы и, тем самым, командирам принимать более эффективные решения по борьбе с угрозой подводных лодок.
Безэкипажная система с автономными функциями, ведущая постоянный и продолжительный мониторинг, продемонстрирует то, насколько снизятся расходование средств и людских ресурсов по сравнению с обитаемыми платформами противолодочной борьбы, например фрегатами и подлодками, буксирующими системы сонаров, а также самолетами.
Компания Ocius вскоре начнет работы над постройкой удлиненного варианта своего океанографического АНА Nemo (длина 2,8 метра), построив судно длиной 5,8 метра под названием Stinger. Новые суда компании получат название Bluebottle по имени австралийской медузы (разновидность «португальского кораблика»). Эти АНА получают энергию от солнца ветра и энергии волн, что позволяет им оставаться в море неделями или месяцами. Экономические и оперативные преимущества проекта включают сокращение капитальных затрат на квадратную милю водной поверхности, уменьшение эксплуатационных расходов, непрерывное слежение, исключение ошибок, связанных с утомлением человека, и, наконец, снижение рисков для личного состава.
Охотники за подлодками
В то время как австралийское правительство еще только начинает свой путь в направлении безэкипажных систем борьбы с подводными лодками, Управление DARPA в США уже достаточно много сделало в этой области. В рамках своей программы по противолодочному безэкипажному судну постоянного слежения ACTUV (ASW Continuous Trail Unmanned Vessel) оно разрабатывает необитаемый аппарат, оптимизированный для непрерывного слежения за подводными лодками с обычными энергетическими установками.
Целью программы является демонстрация свободного от конструктивных недостатков экипажных судов АНА с высокими характеристиками, которые позволят обеспечить «пропульсивное превосходство» над традиционными противолодочными субмаринами при значительном сокращении эксплуатационных расходов. В рамках этой программы разработчики надеются повысить автономность АНА для того, чтобы независимо развертываемые системы могли выполнять свои задачи.
Как поясняют в DARPA «…дальность действия которых измеряется тысячами километров, а продолжительность плавания месяцами при минимальном дистанционном управлении и контроле». К «минимальному дистанционному управлению и контролю» относятся способность к самостоятельному соответствию законам мореплавания и конвенциям по безопасной навигации, самоуправление системы для эксплуатационной надежности и самостоятельное взаимодействие с «умным» противником.
Программа ACTUV появилась в ответ на осязаемую угрозу фактически бесшумных традиционных (неатомных) подводных лодок. Эти подлодки, имеющие рабочий шум около 75 децибел (тише горбатого кита), трудно обнаружить и отследить даже для технологически продвинутых флотов и их становится всё больше в таких странах, как например Россия, которая к тому же продает подлодки с подобной технологией. В результате эти субмарины представляют собой всё большую угрозу для военно-морских операций и коммерческих судов.
По этой программе в 2012 году компания SAIC (в настоящее время Leidos) получила от DARPA контракт на разработку, постройку и испытания прототипа судна, который базируется на ее работах по первому этапу программы создания быстроходного тримарана. Судно, которое будет базироваться на концептуальном проекте Leidos, должно уметь самостоятельно занимать определенную позицию «как меняющий правила игры противолодочный инструмент» при минимальном удаленном контроле. В конечном счете, программа должна упростить и ускорить переход к новым возможностям с целью обеспечения оперативных потребностей американского флота.
Прототип судна, представляющий собой морскую автономную систему, установленную на вспомогательный катер длиной 12,8 метров, послуживший в качестве временной базы, совершил свое плавание в автоматическом режиме по реке Миссисипи в январе 2015 года, продемонстрировав, что он способен работать при минимальном контроле и безопасно идти в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море. Во время плавания протяженностью 62 километра катер обошел все препятствия, буи, землю, мелководье и другие суда в этом районе без заранее определенных координат или вмешательства человека. Разработка и испытания этого проекта продолжаются.
Австралийское отделение компании Saab разрабатывает концепцию АНА Bonefish для борьбы с подлодками, а также для противоминных задач, наблюдения и борьбы с пиратством. Эта система с самого начала проектируется так, чтобы ее легко можно было адаптировать под требования заказчика. В ее состав входят комплект целевой аппаратуры, включающий цифровой радар, сонар и фотореалистичный сонар, а также дневные и ночные камеры плюс метеостанция и датчики позиционирования.
Судно будет оборудовано прожектором, микрофонами дальнего действия и громкоговорителем, средствами высокочастотной (30-300 МГц) локальной связи, системами беспроводной WiFi и спутниковой связи, системой автоматической идентификации судов AIS (Automatic Identification System), регистратором данных и системой контроля технического состояния аппаратуры. Также возможна интеграция системы управления боем. Аппарат Bonefish строится с различными уровнями автономности, включая дистанционно управление, независимую остановку в аварийной ситуации и навигацию по промежуточным точкам.
Кроме того, научно-исследовательские работы предусматривают интеграцию системы обнаружения и избежания возможных столкновений и возможности совместной работы. Технология системы Bonefish, представленная в 2014 году, предназначена для надводных судов, например тримаранов, катамаранов и моностабильных корпусов, позволяя их операторам выполнять задачи дистанционной борьбы с возникающими морскими угрозами и при этом не подвергать риску своих военнослужащих.
Дерек Роджерс, технический руководитель в австралийском центре Saab по разработке автономных судов, сообщил, что в октябре 2015 года компания продемонстрировала работоспособный надводный аппарат Bonefish USV Mission System на главной австралийской морской выставке Pacific 2015.
«USV Mission System состоит из переносной станции управления и герметичных электронных систем, последние установлены в двух башенках, подходящих для быстроходных жесткокорпусных надувных катеров типа RHIB (Rigid Hulled Inflatable Boat), – продолжил Роджерс. – Значительный интерес к этому проекту был проявлен как со стороны Австралии, так и на международном уровне, включая Нидерланды, Китай, Сингапур и США. Что касается контроля и управления, то мы продемонстрировали предварительную интеграцию станции управления Bonefish USV с новой системой боевого управления Saab 9LV Combat Management System (CMS), хотя особо отмечаем, что этот проект может быть интегрирован с любой достаточной открытой системой боевого управления».
Также он представил концепцию Bonefish еще на нескольких конференциях и выставках в 2015 году, акцентируя внимание на необходимости задействовать эту функционально гибкую систему для самых разных корпусов, необходимости работать с существующими морскими стандартами вместо разработки новых стандартов, а также необходимости разрабатывать решения, которые интегрируются в военном контексте с существующими морскими системами для проведения оперативного управления, запуска и возвращения и продолжительного мониторинга.
Команда разработчиков Bonefish продвигает ряд инициатив по улучшению интеграции оперативного управления, более высоким уровням автономности, планирования задач и анализа отработанной задачи и вопросам надводного плавания. «По оперативному управлению мы находимся в процессе интеграции коммуникационного решения, используемого австралийским флотом для взаимодействия между системой боевого управления и станцией управления Bonefish, – продолжил Роджерс. – По разработке более высоких уровней автономности мы работаем в сотрудничестве с университетами в ряде областей, связанных с регламентацией столкновений, особенно это касается технического зрения и слияния данных с нескольких сенсоров. Что касается планирования задачи и анализа ее отработки, то в настоящее время разрабатывается второй вариант инструментов с особым акцентом на противоминную борьбу, борьбу с подводными лодками и мониторинг состояния систем».
Что касается надводных вопросов, то команда разработчиков работает над созданием серии модулей для RHIB, которые позволят быстро реконфигурировать эти катера для экипажных и безэкипажных операций, а также для таких задач, как например наблюдение, борьба с подлодками и противоминные мероприятия.
Роджерс сказал, что растет интерес к этой технологии среди гражданских структур, но все это пока находится на начальном этапе обсуждения. Разработчики также начали изучать распределение спектра радиочастот (как он будет применим к АНА в будущем) в рамках рассмотрения вопросов нормативно-правового регулирования, связанных с подобными аппаратами.
Гидроакустическая станция бокового сканирования Sonardyne Solstice, установленная на аппарат Double Eagle SAROV компании Saab Seaeye, будет использоваться для обеспечения противоминных задач
Программа DARPA по противолодочному безэкипажному судну постоянного слежения Anti-Submarine Warfare Continuous Trail Unmanned Vessel нацелена на разработку роботизированного судна, оптимизированного для надежного поиска малошумных подводных лодок с обычной энергетической установкой
Противоминная борьба
Интерес к задачам противоминной борьбы с помощью автономных систем позволяет этому сегменту рынка, в котором ведутся несколько интересных разработок, развиваться. В сентябре 2015 года компания ASV из Великобритании объявила о том, что она будет работать в составе консорциума Thales-BAE Systems, предлагающего безэкипажную систему противоминной борьбы с целью соответствия британо-французским потребностям в подобной системе.
Эта программа нацелена на демонстрацию технологической зрелости разработанных автономных необитаемых систем, способных выполнять противоминные мероприятия. В соответствии с этой программой будут построены две идентичные системы, которые будут оцениваться в нескольких заранее определенных оперативных сценариях.
Программа состоит из нескольких этапов. Уже проведен начальный этап изучения снижения рисков, теперь начались проектные работы, которые продлятся до конца 2016 года. Они будут включать разработку технического проекта перед строительством судна, а также сотрудничество с конечными потребителями с целью «определения требований и обсуждения других внешних факторов». Затем последуют второй и третий этапы производства и демонстрации системы. Для консорциума Тhales-BAE компания ASV поставит аппарат, являющийся развитием ее проекта Halcyon, который имеет лучшую эффективность, остойчивость и повышенную грузоподъемность. Автономные возможности Halcyon USV были продемонстрированы британскому министерству обороны в сентябре 2014 года.
Компания ASV также работала с BAE Systems по применению безэкипажных технологий в катерах RHIB с тем, чтобы они могли выполнять такие задачи, как высокоскоростная разведка и удаленное наблюдение. Группа разработчиков провела успешную демонстрацию лодки с безэкипажными технологиями в октябре 2015 года. По данным ASV, катер способен двигаться автономно до 12 часов подряд либо по заранее спланированному маршруту, либо при помощи дистанционного управления. Он может развить максимальную скорость до 70 км/ч, обеспечивая уникальную маневренность и улучшенную ситуационную осведомленность, что существенно упрощает принятие решений его операторами.
Автономные возможности судна определяют множество сенсоров, включая навигационный радар, панорамный комплект инфракрасных камер и лазерный дальномер с программными алгоритмами, которые предоставляют детализированную картинку в пределах дальности действия этого судна. На следующем этапе проекта сенсорный комплект будет интегрирован с системой боевого управления судна-носителя.
Британская компания Sonardyne International в январе 2015 года получила новый контракт от датского управления оборонных закупок на поставку своей гидроакустической стации бокового обзора Solstice. Этот гидролокатор будет установлен на полуавтономное дистанционно управляемое судно датского флота Double Eagle SAROV (Semi-Autonomous Remotely Operated Vehicle) производства компании Saab Seaeye для проведения противоминных мероприятий. Представитель компании сказал, что заказ включает одну систему, установленную на один аппарат. Система была поставлена и в настоящее время она принята в состав датского флота. В гидролокаторе бокового обзора с малым энергопотреблением используется полная динамическая фокусировка и метод многозвуковой интеграции с целью получения изображения морского дна под ним высокого качества, полностью откорректированного в соответствии с движением аппарата.
Double Eagle SAROV компании Saab Seaeye выполняет самостоятельную минную разведку над обширными районами. С получением гидроакустической станции Solstice датский флот сможет получать высококачественные изображения и измерять глубины в реальном времени без необходимости проводить отнимающий много времени анализ полученных данных. При обнаружении мины на морском дне аппарат сможет выбросить заряд для ее обезвреживания и затем уйти на безопасную дистанцию.
Со всеми этими проектами и растущими потребностями вооруженных сил 2016 год может стать еще одним волнующим годом в мире автоматических систем. Особый акцент будет сделан на реализацию различных программ по совместной работе обитаемых и необитаемых систем в воздухе, на земле и в море, а также непрерывную интеграцию безлюдных технологий в национальные воздушные пространства и водные пути. Развитые в технологическом плане страны продолжают «играться» с технологиями, приближающими появление полноценных безлюдных боевых систем, и это еще один интересный путь развития, с которого не стоит спускать глаз.
Всевидящий глаз в воздухе, на земле и в море. Часть 1
Всевидящий глаз в воздухе, на земле и в море. Часть 2
/Alex Alexeev, topwar.ru/