Новые разработки
К сфере разработок систем вертикального взлета и посадки относится и сделанное в декабре 2015 года объявление о том, что компания Saab создаст совместное предприятие со швейцарской UMS Aero Group для продвижения своего семейства БЛА Skeldar. Совместное предприятие UMS Skeldar получит все активы Saab относящиеся к БЛА Skeldar UAV, при этом она сохранит 47 % акций в новой компании. По данным Saab, это партнерство сделает усиленный акцент на маркетинге вертодрона Skeldar, сочетающий большой опыт Saab в авиационной сфере с гибкостью небольшой компании. UMS Skeldar после своего создания объявила, что в её БЛА, включая Skeldar, будет интегрировано программное обеспечение AMOS по обслуживанию, ремонту и модернизации от швейцарской компании Swiss-AS.
Американская компания UAV Solutions продолжает успешно реализовывать проект Phoenix-30; в январе 2016 года четыре системы были поставлены румынской армии по программе продажи оружия и военной техники иностранным государствам. БЛА был поставлен с установленной стабилизированной оптико-электронной станцией Dragon View наряду с наземными станциям управления, запасными частями и оборудованием наземного обслуживания.
Квадрокоптер Phoenix-30 с электроприводом массой 6,3 кг способен нести груз 0,9 кг. В зависимости от выполняемой задачи продолжительность полета составляет до 35 минут, максимальная скорость 44 км/ч и круизная скорость 28,7 км/ч. Типичная рабочая высота составляет до 150 метров. В конце 2014 года компания UAV Solutions поставила такую же систему болгарской армии. Болгары получили четыре системы, и компания завершила обучение операторов в июле 2015 года.
Израильская компания Tactical Robotics также объявила о новых разработках, в частности о первом непривязном полете вертодрона AirMule, совершенном в январе 2015 года на аэродроме Мегиддо на севере Израиля. Однотонный аппарат разрабатывается в качестве беспилотной системы доставки грузов, подъемные винты которой в направляющих насадках позволяют летать в пространстве с препятствиями, где не могут работать вертолеты, а также с судов, которые слишком малы для стандартного беспилотного вертолета.
На опытный образец AirMule установлен один турбовинтовой двигатель Turbomeca Arriel 1D1, но на будущие серийные аппараты будет устанавливаться двигатель Arriel 2 с повышенной взлетной мощностью. Нынешнее расписание испытаний на аэродроме Мегиддо включает планы по демонстрации самостоятельной доставки аппаратом AirMule грузов и полетов вне прямой видимости. Экспортный вариант системы названный Cormorant (баклан) будет способен нести полезный груз 440 кг на расстояние до 300 км, но на ближние дистанции можно будет увеличивать массу полезной нагрузки. Беспилотник имеет круизную скорость 100 узлов (185,2 км/ч) и будет способен работать на высотах до 5500 метров.
По словам исполнительного директора компании Tactical Robotics Рафта Йоэли беспилотный аппарат AirMule будет соответствовать критериям безопасности полетов для вертолетов и в компании уверены, что в «течение следующих нескольких лет эта система поступит в эксплуатацию, обеспечив прорывные возможности любым вооруженным силам или гражданской организации, которым необходимы роботизированные системы доставки припасов и другого материального имущества в места, недоступные для других транспортных средств».
Неподвижные крылья
2015 год был напряженным также и для программы компании Northrop Grumman и ВВС США по беспилотнику RQ-4B Global Hawk. В мае 2015 года проект RQ-4B достиг этапа утверждения Milestone C (серийные работы), после чего в рамках это программы смог начаться процесс модернизации. Эта модернизация будет базироваться на общем желании компании Northrop Grumman и ВВС США установить на борту различную дополнительную аппаратуру, например новую оптоэлектронику с целью повышения возможностей системы по обеспечению противоповстанческих и антипиратских операций, операций по ликвидации последствий катастроф, а также в качестве воздушных платформ ретрансляторов связи и обмена информацией. Перед утверждением программа продемонстрировала заданный уровень готовности программного обеспечения и способность к взаимодействию с другими системами в рамках запланированных расходов министерства обороны.
Компания Northrop Grumman получила новый рамочный контракт стоимостью 3,2 миллиарда долларов в сентябре 2015 года на разработку, модернизацию и обслуживание флота беспилотников RQ-4B вплоть до 2020 года. Этот контракт последовал за несколькими годами турбулентности, когда американское правительство металось туда-сюда между планами списать флот этих беспилотников в пользу инвестиций в пилотируемый разведывательный самолет U-2S Dragon Lady компании Lockheed Martin или наоборот. Победу одержали меньшие эксплуатационные расходы RQ-4B, и в настоящее время работы по модернизации будет выполнять компания Northrop Grumman.
Представитель по связям с общественностью ВВ США майор Роберт Лиз пояснил, что контракт на неопределенное количество и сроки поставок поддержит будущие работы по совершенствованию проекта RQ-4B в течение следующих пяти лет, в течение которых будут проведены модернизации с целью соответствия оперативным потребностям ВВС США и поддержанию или повышению эксплуатационных качеств беспилотника.
«Текущие доработки возможностей нынешнего БЛА RQ-4B включают модернизацию и интеграцию сенсоров, модификацию наземного сегмента, защиту от обледенения… обновление средств связи и программ полета, – продолжил майор Лиз. – Целью этого отдельного контракта является реализация будущих усовершенствований и модернизаций, которые потребуются американским ВВС. Эти модернизации рассчитаны на соответствие или превышение эксплуатационных требований совместно с работами по повышению надежности всей системы RQ-4B и эффективности выполнения задач».
Скорее всего, в них также войдут работы по повышению способности беспилотника нести большее число бортовых сенсоров с целью обеспечения большего уровня согласованности с возможностями разведывательных самолетов U-2S посредством нового универсального адаптера бортовой аппаратуры разработки компании Northrop Grumman.
В серии полетов, проведенных в августе 2015 года, Northrop Grumman также продемонстрировала новый подход к управлению задачами, во время которых RQ-4B отвечал на внешние запросы «на динамическое изменение своего маршрута полета и функциональности сенсоров». Компания назвала это уходом от парадигмы «один пользователь» к парадигме «один БЛА». Работы ведутся в ответ на требования заказчика по стандартизованным системам управления и командования для различных БЛА, а также в поддержку более широких целей ВВС США, связанных с их программой по общему центру управления полетами CMCC (Common Mission Control Centre). Демонстрация, в которой были показаны согласованные действия беспилотника RQ-4B с CMCC с использованием нового стандарта взаимодействия между различными системами вооружения, показала, что аппарат способен принять продвинутые возможности управления боевыми задачами без изменения своего программного обеспечения.
Согласно текущим планам срок эксплуатации беспилотника RQ-4B должен закончиться в начале 2030-х. «Срок службы беспилотника RQ-4B может быть определен тремя способами, календарный срок службы 20 лет, 40000 часов налета и/или 1800 посадок, – рассказывает майор Риз. – При нынешнем коэффициенте использования аппарат может служить и после 2032 года без каких-либо мероприятий по продлению срока службы».
Что касается того, куда направлена программа RQ-4B, то в военно-воздушных силах считают, что БЛА еще есть куда двигаться и развиваться. «RQ-4B был рабочей лошадкой ВВС в разведывательных операциях, его вклад неоценим. Будь то разработка целей, ретрансляция каналов связи или обеспечение гуманитарных кризисов, эта платформа доказал свою эффективность, надежность и универсальность. Она предложит в предстоящее десятилетие широчайший диапазон использования. Дальность действия и продолжительность полета свыше 30 часов позволяют иметь чрезвычайную функциональную гибкость, соответствующую требованиям выполняемой задачи. RQ-4B – это разведывательная платформа ВВС США будущего с расширенными боевыми возможностями, которые помогут реализовать стратегические планы военно-воздушных сил», – сделал заключение майор Риз.
Экспортные продажи RQ-4B также набирают обороты. В феврале 2015 года компания Northrop Grumman в рамках соглашения с американским правительством о продаже военной техники за границу (FMS) начала производство четырех RQ-4B для поставки в Южную Корею. В соответствии с контрактом, подписанным в декабре 2014 года, в 2018 году южнокорейской армии будет поставлено четыре беспилотника, две наземных станции управления и обеспечивающее оборудование. Корейская сделка знаменует собой важный этап программы, так как это первая продажа беспилотников RQ-4В союзной стране по соглашению FMS. Эта сделка последовала сразу вслед за запросом японского правительства, сделанным в январе 2015 года, на подобный аппарат (также по соглашению FMS) и выбором Австралией в 2014 году морского варианта MQ-4C Triton беспилотника RQ-4В.
Глобальные горизонты
Австралийский беспилотник MQ-4C Triton будет использоваться австралийскими ВВС для морского патрулирования и наблюдения на больших высотах. Начиная с 2020 года на авиабазе Эдинбург в южной Австралии будут базироваться до семи беспилотников. Там они будут работать совместно с патрульными самолетами Boeing P-8A Poseidon, когда те в конце этого десятилетия поступят на вооружение вместо устаревших самолетов Lockheed Martin AP-3C Orion.
Как и в случае с летательным аппаратом MQ-4C для ВМС США, для которых он разрабатывался с 2008 года, у австралийского беспилотника будут усилены корпус и крылья, установлены противообледенительная и молниезащитная системы для того, чтобы аппарат мог снижаться сквозь облака и поближе рассматривать суда и цели на море.
Последние новости о программе разработки беспилотника MQ-4C для ВМС США были обнародованы в ноябре 2015 года, когда Командование авиационных систем ВМС объявило о том, что началась оценка эксплуатационной готовности. В рамках этой оценки, которая должна была завершиться в январе 2016 года, были проведены шесть полетов беспилотника и выполнены различные оперативные сценарии с целью оценки его эксплуатационных характеристик на этом этапе программы. Эти сценарии отражают три предполагаемых задачи: сбор информации, надводные боевые действия и действия в составе десантируемых сил. Также он прошел испытания на проверку способности обнаруживать, классифицировать и отслеживать цели днем и ночью; кроме того, были определены проблемные зоны для последующего этапа эксплуатационных испытаний и оценки.
На начало 2016 года было запланировано утверждение этапа Milestone-C (серийное производство). Приоритетная программа флота предусматривает закупку 68 аппаратов MQ-4C. Эти системы передового наземного базирования обеспечат проведение постоянной разведки морских просторов с использованием различных сенсорных систем. Первые три беспилотника будут по графику закуплены флотом в 2016 году, а первый аппарат будет полностью готов к эксплуатации к 2017 году.
Наземные мобильные роботы
Рынок наземных машин остается оживленным, поскольку технологии в сфере обезвреживания взрывоопасных предметов совершенствуются, а новые технологии становятся более доступными. Например, в августе 2015 года американская компания Sarcos представила новый змееподобный робот Guardian-S массой 3,6 кг. Этот робот, который, как полагают в компании, станет первой в своем роде системой, доступной для гражданского сектора, предназначен для применения в нескольких сферах, включая общественную безопасность (боевые задачи, взрывотехнические работы, опасные вещества, борьба с пожарами, поисково-спасательные работы), обеспечение безопасности, послеаварийное восстановление, инспекция инфраструктуры, аэрокосмическая область, морская безопасность, нефтегазовая и горная промышленность.
Система может работать до 48 часов, проходя несколько километров между перезарядкой аккумуляторов. Робот может нести комплект сенсоров в своих отсеках, внешним образом наверху гусеничных секций или внутри центральной секции (включая несколько камер); он может работать в опасных или сложных местах, передавая видео в реальном времени и другие данные по нескольким беспроводным протоколам на значительные расстояния. В него могут быть также интегрированы сенсоры сторонних компаний.
Компания Sarcos спроектировала эту систему с интерфейсом мобильного телефона с целью обеспечить дистанционное управление в реальном времени, используя технологию WiFi для дистанций до 200 метров и сотовую сеть, которая расширяет дальность связи практически до бесконечности (лишь бы была доступна сотовая связь). Линейная гусеница Guardian-S позволяет уверенно преодолевать сложный рельеф, который не могут преодолеть другие НМР с параллельным расположением гусениц, включая подъем по ступеням или прохождение через узкие трубы и коллекторы. Он также может изучать самые разные вертикальные поверхности, забираться и выбираться из резервуаров хранения, труб, морских судов, транспортных средств и т.д.
«Робот был изначально создан в рамках программы роботизации Управления перспективных оборонных исследований DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency), которая была нацелена на разработку инновационных возможностей НМР по выполнению поисково-спасательных операций в различных сложных городских условиях, – сообщил представитель компании. – Другие проекты привели к созданию змеи, выполняющей поиск мин и объемное картографирование туннелей в задачах по обеспечению безопасности границ. Во всех случаях он проявил себя как сенсорная платформа с превосходными возможностями доступа в труднодоступные места».
Guardian-S был поставлен ряду неназванных заказчиков и в компании Sarcos уверены, что способность системы конфигурироваться для широкого круга разведывательных и поисково-спасательных приложений, задач локального и постоянного наблюдения открывает интересные возможности на рынке.
«Благодаря превосходным характеристикам этого робота, мы видим огромный интерес коммерческих и государственных заказчиков. Он может пройти там, где не могут пройти другие роботы и двигаться дальше, быстрее, выполнять наблюдение продолжительные периоды времени по сравнению с другими роботами схожих размеров, имеющимися на рынке. Мы считаем, что возможности рынка огромны для роботов, которые имеют такие же размеры и возможности как Guardian-S. Думаю, что потребности глобального рынка превысят десятки тысяч роботов в течение следующих десяти лет».
Эстонская компания Milrem также создала новый НМР, впервые представленный на лондонской выставке DSEI 2015. Система, профинансированная министерством обороны Эстонии и пока не имеющая конкретного обозначения, предназначена для военных операций. Этот аппарат весит 700 кг, имеет дизель-электрический привод, продолжительность работы составляет 8 часов, также робот может работать как полностью электрическая система. Хотя робот разработан с дистанционным управлением, он может двигаться самостоятельно по заранее определенным координатам.
Французская компания Nexter Robotics в феврале 2015 года сообщила подробную информацию о новых функциональных возможностях своего семейства роботов Nerva. Были представлены два новых функциональных модуля: модуль 3D-сканирования транспортных средств и модуль двухсторонней аудиосвязи, а также комплект гусениц, позволяющий увеличить зону развертывания на пересеченной местности, включая преодоление ступеней. Также была представлена более легкая переносная станция управления с упрощенными функциями контроля робота. Кроме того, были разработаны полуавтоматические функции, включая следование за человеком, автономную навигацию и контроль нескольких роботов.
Угроза взрыва
Компания Northrop Grumman Remotec в июне 2015 года также представила новый НМР Andros-FX. Он был создан на основе успешного семейства Remotec F6 и направлен на дополнение недостающих возможностей на рынке.
«Комбинация факторов привела к проекту FX после того, как мы изучили рынок, включая документы национального консультативного совета командиров взрывотехнических групп с целью определения зон, где им не хватало в достаточной мере возможностей развернутых в настоящее время систем, – сообщил руководитель отдела продаж в компании Remotec Марк Кочак. – Мы также вели обсуждения с нашими клиентами, которые дали нам ценную информацию о том, куда двигаться с нашими изделиями; мы также изучили некоторые зарубежные рынки и возможности. Как следствие, мы разработали требования к Andros FX. Основной угрозой, появившейся относительно недавно в США и других странах, стали автомобили, снаряженные взрывчаткой, поэтому мы сосредоточились на манипуляционных возможностях руки, одновременно увеличив ее грузоподъемность, а также улучшив подвижность робота».
Усовершенствования этой системы включают четыре гусеничных блока, заменившие традиционные гусеничные сегменты Andros (названные «артикуляторами» по аналогии с качающимся протезом нижней челюсти), и руку новой конструкции, в которую были добавлены роликовые шарниры для обеспечения девяти степеней свободы для большей ловкости и повышенной грузоподъемности. Также была обновлена электроника, увеличена скорость и маневренность аппарата, разработаны новый сенсорный блок управления с объемной графикой, продвинутые органы управления манипулятором и улучшенный пользовательский интерфейс.
Хотя возможности робота FX направлены на поиск взрывчатки в транспортных средствах, он не ограничивается этими задачами; скорее он создан для обезвреживания взрывоопасных предметов военными и экстренными службами в целом. В США, где взрывотехнические группы обычно выполняют большую работу поддержки групп полицейского спецназа (SWAT), привели в интеграции оборудования для SWAT. Например, робот FX может использовать химические и радиационные датчики, а способность преодолевать ступени позволяет ему входить в здание в качестве универсального разведывательного инструмента пользователей.
«Мы взяли интерфейс робота Titus компании Northrop Grumman за основу и усовершенствовали его, также много сил и времени потратили на снижение затрат жизненного цикла и на упрощение поддержки, обслуживания и ремонта системы и даже на разработку алгоритма будущих модернизаций с выездом на место эксплуатации, – продолжил Кочак. – A когда мы все это соединили, то увидели, что на рынке нет ничего подобного».
Компания Remotec провела несколько демонстраций для американских и зарубежных пользователей, включая устройства подрыва (обезвреживания взрывоопасных предметов), обычно используемые британским министерством обороны. «Отзывы, которые мы получили от производителя, заключаются в том, что робот FX оказался самой стабильной платформой, с которой выстреливали их устройства подрыва. В целом мы получаем положительные отзывы о возможностях новой системы и это реальный прорыв в сфере борьбы с подобной угрозой».
Компания Remotec также реализовала в проекте FX гораздо более открытую архитектуру в ответ на запросы касательно того, как она видит вхождение системы на рынок. «У заказчиков, в частности в США, особо востребована способность систем легко интегрировать подсистемы других производителей, – продолжил Кочак. – Это один из ключевых компонентов программы американской армии по продвинутой роботизированной системе обезвреживания взрывоопасных предметов AEODRS (Advance Explosive Ordnance Disposal Robotic System). Поэтому с точки зрения рынка, вхождение в него только решения Remotec, только решения iRobot или только решения QinetiQ является не лучшим подходом в наши дни. Способность интегрировать подсистемы других поставщиков – вот, что заказчики ожидают в будущем».
/Alex Alexeev, topwar.ru/