Супермены Солнечной Долины

Обозреватель «ВПК» побывал в центре подготовки разведывательных подразделений «Дарьял». «Мы не готовим спортсменов-альпинистов. Мы готовим разведывательные подразделения, способные выполнять задачи в горно-лесистой местности», – подчеркивает начальник 54-го центра подготовки разведывательных подразделений Южного военного округа майор Константин Плотников.

Расположенный недалеко от Владикавказа – в Солнечной Долине центр подготовки «Дарьял» начал работу 13 лет назад – 1 августа 2003 года. Как показал опыт боевых действий в Чечне, на тот момент общевойсковым разведчикам остро не хватало навыков и умений в горно-лесистой местности.

Когда выстрел – брак

«В настоящее время мы осуществляем дополнительную подготовку разведрот из состава разведывательных батальонов общевойсковых и разведывательных бригад. Проще говоря, учим выполнять те же задачи, что и на равнине, но применительно к горно-лесистой местности», – рассказывает майор Плотников.

Как говорят инструкторы и преподаватели центра, главная задача разведподразделения – не устроить диверсию или мини-войну, а скрытно выйти в заданный район, обнаружить противника, доложить, навести на него удар и, оставаясь незамеченными, продолжить выполнять поставленную задачу. Ведь недаром одна из главных заповедей: «Выстрел – это брак в работе разведчика».

«Теоретически после окончания курса наши выпускники готовы работать на высотах до 2500–3000 метров. А фактически – куда смогут забраться. Главная цель – научить разведчиков действовать в обстановке постоянного изменения высот. Они всегда должны быть готовы к тому, что противник может оказаться сверху, а они внизу и наоборот. Также важный элемент программы – обучить военнослужащих преодолевать сложные участки местности. К примеру, вертикальные скалы, склоны различной крутизны, горные реки. При этом все выполняется только в составе подразделений».

Курс подготовки рассчитан на два месяца, одновременно в центре могут обучаться до пяти рот. Прибывающие в «Дарьял» военнослужащие должны иметь не только теоретические знания, но и практические навыки работы на равнинной местности. Уже непосредственно на месте все прибывшие в обязательном порядке сдают различные зачеты, в том числе и по физподготовке.

Супермены Солнечной Долины Скальный участок может преодолеваться различными способами

«На входном тестировании наша главная задача не выделить конкретных военнослужащих, а дать объективную оценку подразделению в целом», – поясняет Константин Плотников.

Программа обучения в центре начинается с индивидуальной подготовки, которая, как утверждают сами обучаемые, является наиболее сложным этапом всего курса. Люди прибывают с равнины, начинают акклиматизироваться, и тогда им становится понятно, что такое горы. Одно дело – ходить по лесам-полям, а другое – когда постоянно вверх-вниз, причем с достаточно тяжелым снаряжением, оружием.

«Здесь вам не равнина»

Как признаются преподаватели и инструкторы «Дарьяла», именно на этапе индивидуальной подготовки отсеивается наибольшее число военнослужащих. Решение снять разведчика с обучения должны принимать сами командиры подразделений.

«Личный состав приезжает зачастую с нулевыми знаниями по горной подготовке. Мы начинаем с азов: надевание страховочной системы, узлы, меры безопасности при преодолении препятствий. Отрабатываем передвижения как по травянистым склонам, так и по осыпям. Потом уже переходим к преодолению скальных участков. Обязательно обучаем спасательным работам в горах и оказанию первой медицинской помощи. И, наконец, форсирование горной реки различными способами: вброд, по веревке, по бревну», – говорит начальник цикла капитан Вадим Аркатов.

Супермены Солнечной Долины

После индивидуальной подготовки начинаются этапы слаживания: сначала в составе отделений, взводов-разведывательных групп, а затем и всей роты. Заканчивается курс либо преодолением перевала, либо восхождением по маршрутам сложности 1Б, например на расположенную недалеко от полигона гору Араухох высотой более 2500 метров. При этом отрабатываются элементы тактико-специальной подготовки. В частности, попадание в засаду, ведение разведки, налет и поиск.

«Это не просто туристический или учебный поход. Это боевая работа, где одни обучаемые проверяют других. К примеру, одна рота ставит засаду, а другая выполняет задачу по ее обнаружению и ликвидации. Если не обнаружили, тогда уже приходится отрабатывать выход из засады с боем. Широко применяются различные имитационные средства, холостые боеприпасы. Все учебные задачи выполняются под строгим присмотром инструкторов и преподавателей центра», – комментирует майор Плотников.

Даже после того, как закончившие обучение разведывательные роты возвращаются домой, работа 54-го центра с ними не заканчивается. По словам офицеров «Дарьяла», они продолжают следить за бывшими подопечными через разведывательные управления округов и армий.

Супермены Солнечной Долины

«У нас налажена обратная связь, если можно так выразиться, обмен опытом. Ведь в войсках идет непосредственное применение прошедших у нас обучение разведывательных подразделений. Роты прошли подготовку. Убыли. А через некоторое время, когда подразделения выполняют задачи, нам дают их оценку, говорят, что можно поменять в программе, что добавить или, наоборот, исключить», – подытоживает Плотников.

Следует отметить, что на базе центра организована и воздушно-десантная подготовка. В частности, разведчиков обучают десантироваться с вертолетов в горах как «по-штурмовому», когда бойцы выпрыгивают из машины, летящей на низкой высоте и с малой скоростью, так и по специальным тросам. Часть обучаемых выполняет прыжок с парашютом, что особенно важно для бойцов недавно созданных рот глубинной разведки (десантных), для которых парашют – основной способ заброски в тыл противника.

Читайте также  В армии в 2011 году будет создана военная полиция

Но нельзя забывать, что разведывательные роты ведут разведку и на бронетранспортерах, БМП и боевых разведывательных машинах. Поэтому в центре «Дарьял» есть автодром, где штатные механики-водители, а также командиры подразделений приобретают необходимые навыки вождения в горах.

«И мой верный дружок карабин»

«В горный индивидуальный комплект военнослужащего входят страховочная система, обвязочная веревка. Карабины двух видов – большой и малый. Устройство для спуска «восьмерка», устройство для подъема «жумар». У каждого военнослужащего должна быть вспомогательная веревка-репшнур, так называемый прусик – для дополнительной страховки при передвижении по скальным, наскальным либо ледовым участкам местности», – отмечает начальник цикла капитан Вадим Аркатов.

Конечно, если сравнивать с экипировкой профессиональных альпинистов, горное снаряжение российского разведчика может показаться достаточно скромным.

«Это самое необходимое для военнослужащего при преодолении горного рельефа. Разведчик не профессиональный альпинист, и его задача в первую очередь вести разведку, а не покорять вершины. На задачу он несет личное оружие, экипировку, боеприпасы, средства связи. Зачастую вес доходит до 40 кг. Снаряжение, без которого можно обойтись, лишнее», – поясняет капитан Аркатов.

Супермены Солнечной Долины В минно-взрывном деле важна ловкость рук

По словам инструкторов и преподавателей 54-го центра, индивидуальный горный комплект военнослужащего позволяет при должной подготовке без особых проблем преодолевать скальные, ледовые и снежные участки местности.

«Разведчик идет на задание, индивидуальная страховочная система на него уже надета, все остальное горное имущество он несет в рюкзаке. Столкнулся с препятствием, достал необходимое снаряжение и начал преодолевать. Важно, что все элементы индивидуального горного комплекта в отличие от туристических аналогов совместимы с рюкзаками, «разгрузками» и другим военным снаряжением», – говорит Вадим Аркатов.

Правда, многие элементы горного комплекта, которые в настоящее время выдаются разведчикам, были разработаны и приняты на снабжение военным ведомством еще в конце 90-х.

«Страховочная система, если мне не изменяет память, вообще 1992 года. Но это надежные, проверенные изделия, порой превосходящие по прочности туристические аналоги. Хотя если сравнивать с современными образцами, элементы нашего снаряжения могли бы быть и полегче», – отмечает начальник цикла.

С конца прошлого года Минобороны России приняло на снабжение новые индивидуальные горные комплекты, первые партии которых уже поступили в «Дарьял».

«В комплекте много изделий российской фирмы «Венто». Они не только легче, но и удобнее. К примеру, у страховочных систем более широкий пояс и работать в них легче. Если раньше наши карабины были стальными, то в новом комплекте они уже из алюминиевого сплава. Появились и новые элементы. В частности, петли-оттяжки, станционные петли», – замечает капитан Аркатов.

Горная «оружейка»

Большое внимание в центре уделяется огневой подготовке, особенно в сложных горных условиях.

«Выше двух тысяч метров, когда вносишь поправки в прицеливание, надо учитывать атмосферное давление, температуру и угол места цели. Говоря проще, если на равнине ставим прицел на отметку «3» и, стреляя на 300 метров, попадаем туда, куда хотели, то в горах, под углом 45 градусов, на той же дистанции промажем. Чтобы все это учитывать, надо иметь не только теоретические знания, но и серьезную практику стрельбы, – объясняет преподаватель по огневой подготовке капитан Алексей Виноградов. – Также надо учитывать, что бой в горах характеризуется небольшими дистанциями, зачастую 150–200 метров».

Инструкторы и преподаватели центра не только обучают подразделения работать со штатным оружием, но и сами экспериментируют с различными коллиматорными, голографическими и оптическими прицелами, с так называемым тактическим обвесом. Изучают в «Дарьяле» и элементы «практической стрельбы».

«Это в первую очередь спорт. Мы же на ее базе создаем специальные упражнения для стрельбы в горах», – говорит капитан Виноградов. По мнению преподавателей и инструкторов центра, в горной местности, когда каждый грамм веса на счету, самый оптимальный вариант не перегружать оружие различным тюнингом, а ограничиться коллиматорным прицелом, возможно, с небольшой кратностью.

Супермены Солнечной Долины

«Очень хорош новый ночной прицел 1ПН93. Его можно использовать как ночью, так и днем в качестве оптического. В комплекте «Ратник» идет штатный коллиматорный прицел. Он, кстати, не так плох, как многие говорят. На мой взгляд, ничем не уступает западным аналогам, если его, конечно, привести к нормальному бою. Держит выстрел, не сбивается со временем, четкая картинка, просветленная оптика. Так что конструкторы выжали из него все, что можно», – констатирует преподаватель по огневой подготовке.

А вот штатный пулемет «Печенег» удостоился не самых лестных оценок. Оружие надежное, неприхотливое и мощное, но из-за веса ходить с ним в горы, не говоря о том, чтобы преодолевать скальные участки, тяжело. По словам капитана Виноградова, для разведчика-пулеметчика в горно-лесистой местности подошел бы аналог американского М249 SAW – Squad automatic weapon, но только под боеприпас калибра 7,62 мм.

Читайте также  Российская армия: выбираясь из ямы реформ

«Короб для такого пулемета должен быть только жесткий, к примеру, как на «Печенеге», но обязательно со специальным тканевым покрытием для шумоизоляции. Сейчас пулеметчики сами вынуждены клеить на ПКП тканевые вставки, но их хватает, к сожалению, очень ненадолго», – делится опытом капитан.

В настоящее время на вооружении разведывательных подразделений стоит несколько типов пистолетов. Старый и проверенный ПМ, который, правда, сейчас активно вытесняется пистолетом Ярыгина. Несколько специальных бесшумных ПБ на базе пистолета Макарова и ПСС. По словам собеседников издания, из «спецстволов» предпочтительнее использовать все же ПСС, который лучше лежит в руке и хорошо сбалансирован. Хотя самый оптимальный вариант для разведывательных подразделений – доработанный пистолет Ярыгина, на него в зависимости от задачи можно устанавливать глушитель.

А вот применять различные инфракрасные осветители и лазеры в условиях ночного боя в горах преподаватели центра не рекомендуют. «Мы же не на равнине, будет противник чуть выше и с прибором ночного видения, лазер и осветитель сразу выдадут нашу позицию», – поясняет Алексей Виноградов.

«Их надо сбросить с перевала»

В настоящее время в Вооруженных Силах России достаточно серьезное внимание уделяется не только созданию горных частей и подразделений, но и их обучению и оснащению.

54-й центр подготовки «Дарьял» – это не только курсы войсковых разведчиков, но в первую очередь высококлассный горный полигон, где можно отрабатывать большое количество разнообразных учебных задач. Поэтому частые гости в Солнечной Долине – военнослужащие ВДВ, морской пехоты, бригад специального назначения и морских разведывательных пунктов, а также недавно созданного командования специальных операций, которые хоть и занимаются по своей программе и с собственными инструкторами, но всегда прибегают к помощи преподавателей «Дарьяла».

Также в Приэльбрусье, в поселке Терскол уже несколько лет действует Центр горной подготовки Минобороны (недавно открылся филиал в Крыму), где в отличие от «Дарьяла» программа подготовки направлена на обучение военнослужащих основам альпинизма.

Супермены Солнечной Долины В комплект КРУС «Стрелец» входит многофункциональное устройство для ввода и отображения информации

Прибывшие в Терскол проходят лыжную подготовку, учатся работать на ледниках, штурмовать горные вершины, совершают сложные восхождения, в частности на Эльбрус. Многие окончившие курсы «закрывают» первые и вторые спортивные разряды или даже получают удостоверения инструкторов.

Примечательно, что персонал 54-го центра в обязательном порядке проходит подготовку в Терсколе. По словам капитана Аркатова, начальника цикла в центре «Дарьял», на должности преподавателей и инструкторов по горной подготовке назначаются только военнослужащие, имеющие минимум второй разряд. Также они должны окончить школу горных инструкторов и получить соответствующее удостоверение.

Альпинистская подготовка – важный элемент в обучении бойцов не только сил специальных операций, но и частей и подразделений СпН. В составе разведывательных батальонов всех горных бригад есть роты специального назначения, официально называемые альпинистскими – не только обученные, но и оснащенные для ведения боевых действий на больших высотах.

Понятно, что восхождения требуют не только длительной физической тренировки, но и морально-волевой подготовки бойцов. Но какие боевые, а не учебные задачи может решать спецназ на высокогорных вершинах, перевалах и ледниках?

Как показывает опыт современных войн и военных конфликтов, именно такие участки местности активно используются и различными террористическими организациями, и регулярными вооруженными силами противника для незаметного проникновения на территорию сопредельных государств. Опыт индо-пакистанской войны в Каргиле говорит о том, что горные перевалы и ледники легко становятся местами масштабных боев с применением артиллерии и авиации. Поэтому одна из главных задач боевых альпинистов – своевременно и скрытно перекрыть перевалы, взять под контроль тропы и ледники. И если противник намеревается там пройти, его уже будут ждать подготовленные бойцы.

Супермены Солнечной Долины

А на высотах до 2500 метров бои идут достаточно часто. Можно вспомнить недавно отбитый у протурецких боевиков на севере Сирии район населенного пункта Кесаба, где высоты от 100 до 3000 метров.

Со стороны Турции к Кесабе ведет всего одна дорога, но ее еще в первые дни гражданской войны перекрыли верные правительству Башара Асада войска. Боевики, используя проходы в горах, хотя и с трудом, все же смогли не только накопить силы, но и наладить снабжение. Увы, регулярная сирийская армия не имела достаточно подготовленных военнослужащих, чтобы помешать противнику.

За последние годы российская школа горной подготовки, несомненно, стала одной из самых сильных в мире, к опыту отечественных специалистов прислушиваются и за рубежом. Так, преподаватели и инструкторы «Дарьяла» уже несколько лет подряд по приглашению Центра горной подготовки вооруженных сил Швейцарии проходят там обучение и обмениваются опытом. Примечательно, что нашему «военно-горному» сотрудничеству с этой страной не помешали даже события на Украине и западные санкции.

/Алексей Рамм, vpk-news.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. «…А вот штатный пулемет «Печенег» удостоился не самых лестных оценок. Оружие надежное, неприхотливое и мощное, но из-за веса ходить с ним в горы, не говоря о том, чтобы преодолевать скальные участки, тяжело…»-Странно…Ведь есть «короткий «Печененг».Продемонстрирован ещё осенью 2013 года.Цитирую:»…Ковровский Завод имени Дягтерева разработал укороченный штурмовой ручной пулемет «Печенег» по схеме «булл-пап». Оружие предназначено для спецподразделений. В качестве боеприпаса используется винтовочный патрон калибра 7,62×53.Новый «Печенег» был продемонстрирован президенту в Ижевске 18 сентября, когда он посещал концерн «Калашников». Технические характеристики пулемета пока не разглашаются.

    От обычного «Печенега» новый штурмовой пулемет отличается отсутствием приклада, вместо него установлен Г-образный короткий недоприклад с мягким затыльником и вынесенной вперед рукоятью управления огнем (схема «булл-пап»). За счет этого пулемет стал короче на 27 см, легче на 0,5 кг. Длина ствола 65 см, такая же как и у обычного «Печенега»…».

  2. «А вот штатный пулемет «Печенег»» Я дилетант, но пулемет это прежде всего оружие подавления, и без него нельзя решить некоторые специфические задачи. И его носят с собой не смотря на вес. Что касается м249 это весьма распространенное орудие у ВС САСШ и их корпуса морской пехоты, несмотря на то что от их ветеранов БД звучат призывы избавится от этой вещи, питающейся из ленты… В общем что ПК что РПД что печенег и М249 это приборы которые не скоро уйдут в прошлое, кто бы что не говорил…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя