Главная Иностранные армии

Пулемет в дверном проеме вертолета

1
3629

Военные вертолеты преимущественно работают в сложном и летальном пространстве, поэтому способность вести огонь по земле с воздуха стала, по сути, необходимым требованием. С современными технологиями приходят новые системы ведения огня, в том числе турельные, вертлюжные, контейнерные, гондольные, управляемые напрямую или дистанционно установки вооружения — несть им числа.

В этой статье речь пойдет о вооружении, устанавливаемом на вертолетах. Концепция стрелка стреляющего через двери берет свое начало со времен Вьетнамской войны, шедшей с 1965 по 1975 год, когда вертолеты в больших количествах использовались для поддержки боевых действий. Самым распространенным оружием воздушного стрелка в те годы был среднекалиберный пулемет, изначально 7,62-мм M1919A4 (вариант пулемета M1919 Browning, изготавливавшийся с 1919 года многочисленными производителями), а чуть позднее стандартным вооружением вертолетов стал уже 7,62-мм пулемет M60 компаний US Ordnance/General Dynamics.

Задачи воздушных стрелков в основном остались теми же самыми и в последующие годы, но с большим акцентом на воздушное наблюдение и обеспечение грузопассажирских перевозок. Сегодня в американской армии число воздушных стрелков, например в многоцелевых средних вертолетах семейства Sikorsky UH-60 или тяжелых транспортных вертолетах Boeing CH-47D/F, удвоилось.

Во время учений на испытательном полигоне воздушный стрелок в вертолете CH 146 Griffon ведет огонь из нового 7,62-мм пулемета M134 Minigun Dillon Aero

Основным вооружением для стрелка в двери или аппарели вертолета американской армии является пулемет FN Herstal M240H. Полностью автоматический пулемет M240H, стреляющий пулями калибра 7,62-мм, представляет собой модернизированный вариант M240B. Вертолеты семейства UH-60 оборудуются двумя местами для воздушных стрелков, а в вертолете CH-47D/F может разместиться даже три стрелка, третье место пулеметчика оборудуется в кормовой аппарели. Для ночных операций стрелки используют очки ночного видения в комбинации с устанавливаемыми на оружии лазерными прицелами для точного наведения.

Во время боя воздушные стрелки имеют возможность снять пулемет M240H и использовать его в качестве ручного вооружения в том случае, когда экипажу необходимо покинуть вертолет после непредвиденной или аварийной посадки за пределами безопасной зоны. Кроме пулемета M240H на вертолетах специальных операций американской армии устанавливаются 12,7-мм пулемет серии М-3 от US Ordnance/General Dynamics и 7,62-мм от Dillon Aero M134D Minigun.

Корпус морской пехоты США

Сегодня корпус морской пехоты (КМП) США использует это вооружение на тяжелых транспортных вертолетах CH-53E Super Stallion и легких многоцелевых вертолетах UH-1Y Venom, а вскоре установит его на вертолет в новой модификации CH-53K King Stallion. КМП США использует систему DAS (Defensive Armament Subsystem), служащую в качестве платформенного интерфейса, при помощи которого вооружение, обслуживаемое экипажами, внешние топливные танки и транспортно-пусковые контейнеры с ракетами устанавливаются на вертолет UH-1Y «Ирокез». Адаптеры системы DAS упрощают установку вооружения КМП различных моделей, из которых самыми распространенными на сегодня являются 12,7-мм пулемет FN Herstal GAU-21A и 7,62-мм пулеметы GAU-17 (Dillon Aero M134) Minigun и FN Herstal M240H.

Майор Скотт Роланд, в прошлом специалист по авиационному вооружению в КМП, а в настоящее время заместитель руководителя программ по авиационному вооружению в Командовании авиационных систем ВМС рассказывает:

«Когда я впервые пришел в морскую пехоту, мы использовали устаревший пулеметы времен Вьетнамской войны M60 (см. выше), но где-то в 2000 году его заменили пулеметом M240. Мы также использовали 7,62-мм пулемет GAU-2B от Dillon Aero, который позднее был модифицирован за счет доработки механизма подачи боеприпасов и получил новое обозначение GAU-17. В 2004 году мы начали переход от XM-218 и GAU-16, которые по сути были вариациями пулемета M2 Browning времен Второй мировой войны, к GAU-21A который имеет большую скорострельность и повышенную надежность по сравнению с предыдущими моделями, особенно в пустынных условиях. Сейчас мы на середине пути по установке GAU-21A почти на все наши платформы».

В КМП пулемету GAU-21A дали обозначение CDWS (Common Defensive Weapon System – общая оборонительная система вооружения), хотя каждое воздушное судно имеет свой собственный, особый станок для установки вооружения. Уже под новым обозначением CDWS корпус морской пехоты США только что завершил эксплуатационную оценку GAU-21A, установленного на аппарели конвертоплана Bell/Boeing MV-22B Osprey, а в скором времени сертифицирует GAU-21A для установки в окне, дверях и на аппарели нового вертолета CH-53K.

Майор Роланд также отметил повышенное внимание к подобным системам со стороны американских ВМС. «Когда я начинал службу, устанавливаемое вооружение на воздушных судах было «уделом только морской пехоты», но в последние годы флот начал активно устанавливать автоматическое вооружение, обслуживаемое воздушными стрелками, на своих вертолетах морской поддержки Sikorsky MH-60S/R. Частично это связано с сокращением типов воздушных судов, поскольку каждый летательный аппарат должен теперь выполнять больший диапазон задач, а также с особенностями тех районов, где мы развертываемся и действуем. Эти вертолеты могут нести пулеметы M240 и GAU-21A, и в этом случае выбор будет зависеть от выполняемой задачи и массы воздушного судна, поскольку GAU-21A весит больше пулемета M240».

Пулеметчик в вертолете стреляет из 12,7-мм пулемета по дымовой цели Mk.25 во время практических стрельб в море

Канадские ВВС

Королевские ВВС Канады всегда уделяли внимание особое внимание боевой подготовке воздушных стрелков, в основном на своих легких многоцелевых вертолетах CH-146 Griffon (местное обозначение Bell 412). Расчеты проходят подготовку, ведя огонь из 7,62-мм среднекалиберного пулемета C6 FN Herstal с обоих бортов вертолета. Этот пулемет полностью автоматический, воздушного охлаждения, действующий отводом газов и с пружинной подачей.

Канадские вооруженные силы с 2001 года участвовали в коалиции, возглавляемой Соединенными Штатами, которая вела борьбу с Талибаном и Аль-Каедой в Афганистане. При этом, в связи с активным применением повстанцами самодельных взрывных устройств (СВУ) после развертывания контингента, само собой разумеется, появились убитые и раненые и поэтому канадские ВВС опять выбрали вертолет CH-47D для перевозки войск и снаряжения. Как только это решение было принято, естественным развитием событий стал выбор легкого вертолета CH-146 для вооруженного эскорта.

Старший штабной офицер в штаб-квартире канадской военно-воздушной дивизии в Виннипеге подполковник Крис Моррисон рассказал о комплексном процессе, который прошли канадские ВВС с целью совершенствования своих возможностей ведения огня по наземным целям во время боевых действий. «Как только мы поняли, что собираемся развертывать CH-146 на этом театре военных действий, Управление снабжения ВВС внимательно изучило пулемет C6, который мы использовали в дверях вертолета, и провело оценку всех известных ограничений… После чего мы смогли разработать пути минимизации риска для вертолета и экипажа, а также способы эффективной поддержки войск на земле».

Наряду с этим процессом ВВС Канады реализуют программу Interoperable Griffon Reconnaissance Еscort Surveillance System (INGRESS), целью которой является установка систем наблюдения и обнаружения, другого вооружения и оборудования на вертолеты CH-146 Griffon, что можно было выполнять задачи по сопровождению тяжелых транспортников. Сюда же относится и приобретение пулемета FN Herstal GAU-21A/B, который имеет дальность стрельбы и скорострельность соответственно 1800 метров и 1200 выстрелов в минуту, а это больше чем у C6 (800 и 800). «Преимущества пулемета GAU-21A/B заключаются в способности поражать цели с большей дистанции, вне зоны поражения большей части стрелкового оружия и реактивных гранат, которые используют наши враги. Пулемет GAU-21A/B также имеет большую останавливающую и убойную силу», – сказал Моррисон.

Пулеметчик, приписанный к эскадрилье противолодочных вертолетов «Dusty Dogs» ВВС США, за 12,7-мм пулеметом на борту вертолета SH-60B Seahawk

Процесс совершенствования теории и практики стрельбы с вертолетов канадские ВВС начали с изучения наступательного потенциала устанавливаемого в дверях вооружения в рамках общего подхода, состоящего из тактических приемов, методов и способов атаки в ближнем бою. ВВС необходимо было от CH-146 выполнение двух специфических боевых задач: обеспечение защиты вертолетов CH-47D и обеспечение защиты войск на земле; это могло быть реализовано в форме воздушного боевого охранения или поддержки спешенных солдат.

Для того чтобы оценить варианты, канадские ВВС посмотрели на союзников, что они используют для выполнения этих задач. Анализу подверглись задачи, выполняемые вертолетами UH-1H/Y морской пехоты США, вертолетами семейства UH-60 американской армии и легкими вертолетами AH.Mk.7 Lynx Agusta Westland британской армии.

Британский многоцелевой вертолёт AH.Mk.7 Lynx компании Agusta Westland

По данным канадских ВВС, имеется четыре типа боевых воздействий касательно огневой мощи: беспокоящий огонь, огонь на подавление, нейтрализующий огонь и огонь на поражение. По завершении «союзного обзора» ВВС в 2008 году изложили требования касательно воздействия, которое они хотят доставить на поле боя, а также дальнобойности и убойной силы вооружения и количества боеприпасов к нему, которое сможет нести вертолет СН-146.

«Необходимо также взглянуть на ограничения оперативного применения вооружения. В случае пушек в дверях – как долго вы можете вести огонь, какого типа необходимы системы охлаждения, какие необходимы для оружия циклы обслуживания, какое обслуживание необходимо самим установкам и магазинам, и, наконец, какое воздействие это вооружение оказывает на сам вертолет. В общем, пулеметы системы Гатлинга небольшого калибра не оказывают большую нагрузку или вибрацию на корпус летательного аппарата. Для GAU-21 A/B мы должны провести определенные доработки металлических конструкций, например, проушин вертлюжной установки, чтобы можно было безопасно вести огонь с вертолета и минимизировать какие бы то ни было риски для его корпуса, – сказал Моррисон. – Мы также рассматривали убирающиеся установки для наших пулеметов, но жесткие установки были предпочтительным вариантом, поскольку мы знали, что в Афганистане мы можем столкнуться с противником в любой момент, это было очень нелинейное и несвязное боевое пространство. Это решение позволило нам снять двери и получить дополнительное преимущество в виде экономии массы».

После анализа всех этих вариантов ВВС Канады выбрали пулемет M134D Gatling и закупили его в соответствии с неотложными требованиями тремя партиями: 2008 год (три пулемета), 2009 года (девять пулеметов) и 2010 год (два пулемета). Пулемет M134D был выбран за свою проверенную надежность и свою скорострельность, а также возможности обеспечения подавляющего и нейтрализующего огня.



Пулемет GAU-21

Пулемет M134D

Подполковник Моррисон стал одним из первых пилотов в ВВС Канады, которые прошли обучение новым приемам ведения огня по наземным целям. Он занимался в Афганистане внедрением пулеметов M134D и GAU-21 A/B, а также выполнял там боевые задачи. В качестве обычной конфигурации на вертолет CH-146 можно устанавливать оба пулемета M134D и GAU-21A/B. Моррисон заметил по этому поводу:

«С пулеметом GAU мы можем использовать большую дальнобойность, вне зоны поражения ответным огнем противника, вести беспокоящий огонь, который заставит противника спрятаться, затем спокойно подлететь ближе и использовать высокую скорострельность и точность пулемета M134D. Мы поняли, что эти две системы вооружения в одном вертолете прекрасно дополняют друг друга».

Для того чтобы получить как можно больший сектор обстрела, ВВС Канады также большое внимание уделили расширению и «расчистке» дверных проемов для пулеметов с учетом сохранения прочности корпуса. «Мы хотели как можно ближе приблизиться к сектору обстрела в 360 градусов, – продолжил Моррисон. – В действительности, наши пилоты выполняли намеренно нескоординированные полеты, чтобы дать реальный сектор обстрела 360 градусов. Это важно, поскольку бойцы Талибана до этого не видели вертолеты, которые бы имели подобные возможности ведения огня с задней полусферы. Их типичной тактикой была пропустить вертолет и уже сзади открывать по нему огонь. Они быстро поняли, что это не очень мудрая тактика с нашими вертолетами CH-146».

Приобретение и развертывание обоих систем вооружения M134D и GAU-21A/B является очевидным примером улучшения и расширения существующих возможностей. По словам многих военнослужащих, вид пары вооруженных вертолетов CH-146 действует очень ободряюще и их экипажи со своим вооружением спасли множество жизней, либо подавляя противника, либо нейтрализуя его. «Экипажи и воздушные стрелки, вооружение, тактика и способы ведения огня с воздуха по наземным целям, которые мы в настоящее время имеем, – это возможности мирового класса. Мы продолжаем развивать наши тактические приемы, методы и способы ведения боевых действий и мы сохраняем этот опыт и навыки для будущего».

Вертолет UH-1H филиппинских ВВС с пулеметчиком готовится к вылету во время операции RENAISSANCE по оказанию гуманитарной помощи филиппинцам после тайфуна Haiyan в декабре 2013 года

Два пулеметчика ведут наблюдение, каждый держа наготове свой 12,7-мм пулемет и 7,62-мм пулемет Minigun, чтобы в любой момент обстрелять любые цели, угрожающие их вертолету UH-1N

Производители вооружения

Бесчисленные производители вооружений изготавливают пулеметы, которые подходят для установки в вертолеты и стрельбы по наземным целям; впрочем, понятно, что некоторые компании в этой сфере занимают особое место, например Dillon Aero (DA). В середине 90-х годов Майк Диллон, в настоящее время владелец компании Dillon Aero, купил из наличия армии несколько пулеметов семейства M134 Minigun и начал работу по устранению многих проблем, присущих этому вооружению (сломанные затворы и заклинивание механизма подачи, приводящие к задержке в стрельбе).

К 2003 году компания DA доработала, заменила или усовершенствовала почти все компоненты системы, которая ныне известна под обозначением M134D Minigun. DA предлагает также смешанный (гибридный) вариант M134D-H, в котором использованы несколько титановых компонентов с целью снижения массы при применении в авиации. Если речь идет о производстве систем вооружения, то компания DA производит только M134D и M134D-H.

В режиме «гибкого огня», то есть когда оружие установлено в дверях или в хвостовой части вертолета, M134D-H не имеет себе равных по плотности огня на подавление, ведя огонь со скорострельностью 3000 выстрелов в минуту. Благодаря точной установке пулемета на станки компании DA, шестиствольный пулемет системы Гатлинга с электроприводом фактически не имеет отдачи, что позволяет стрелку вести точный огонь по цели, «заливая» ее большим количеством пуль. Пулемет M134D со своей проверенной в реальных боевых действиях надежностью в настоящее время является оптимальным выбором для большинства военных вертолетов, а новый станок (система установки) компании DA, предназначенный для оборудования средних многоцелевых вертолетов компании H-225M, AS-332 и AS-532 компании Airbus Helicopters, прекрасно его дополняет.

Во время воздушного патрулирования в Боснии и Герцеговине пулеметчик ведет наблюдение с борта вертолета CH-146, держа палец на спусковом крючке пулемета C-6

Исполнительный директор компании Крис Диллон сказал, что «противник может использовать уязвимость вертолета и сосредоточить свой огневую мощь с очень близкой дистанции. Единственным способом борьбы с этим является мгновенное, подавляющее огневое могущество M134D. Существуют традиционные пулеметы и пулеметы системы Гатлинга более крупных калибров. Впрочем, в ближнем оборонительном бою крупнокалиберный патрон не является преимуществом по нескольким причинам:

— во-первых, 12,7-мм пулеметы имеют меньшую скорострельность, не позволяя стрелку получить необходимую плотность огня для достижения быстрого подавления.

— во-вторых, вертолет с крупнокалиберным вооружением везет меньший боекомплект, что ограничивает по времени ведение боевых действий.

— в-третьих, большие пушки просто занимают больше места. В ограниченном пространстве вертолета более крупное оружие стесняет движения стрелка.

Вместе с тем, основное преимущество 12,7-мм пулемета состоит в том, что он имеет большую дальность действия по сравнению с 7,62-мм Minigun. Большая дальность определенно является хорошим преимуществом, когда она действительно необходима, например 12,7-мм вооружение просто незаменимо в определенных наступательных задачах, но опыт еще времен участия США во Вьетнамской войне, подкрепленный с тех пор каждым следующим конфликтом, показал, что наибольшей угрозой для вертолета является засада в районе посадки. В этом случае высокая плотность огня, обеспечиваемая пулеметом M134D, представляет собой единственно доступное решение».

Что касается перспектив, то господин Диллон заметил, что компания имеет «несколько модернизаций», запланированных для семейства M134 в ближайшем будущем. Они не затрагивают базовую конструкцию пулемета, но направлены на повышение его эффективности.

«С другой стороны, я считаю полезным напомнить, что имеется тенденция «технически слишком усложнять» хорошие продукты. Основные компоненты этого оружия, вращающийся барабан и ствольная коробка, имеют срок службы 1,5 миллиона выстрелов, что для большинства операторов является практически бесконечностью. Из-за «щадящих» характеристик его вращающейся конструкции это оружие редко страдает от поломок деталей. За весь срок эксплуатации системы накопленная экономия в стоимости запасных частей по сравнению с традиционными пулеметами, действующими отводом газов, просто впечатляющая. Впрочем, до сих пор есть еще несколько хороших идей, над которыми мы работаем, большая часть касается вспомогательных систем и комплектующих; эти идеи предназначены для расширения «диапазона оперативного применения» этого вооружения».

Dillon Aero работает совместно с бельгийской компанией FN Herstal над новыми системами, включая турельные или вертлюжные одноствольные автоматические пулеметы. Станки и опоры для систем вооружения компании, устанавливаемые на воздушные суда, полностью механические и не требуют электроэнергии, что позволяет вести огонь, даже если у судна-носителя возникают какие-либо проблемы. Они могут принять вооружение двух разных типов: либо 12,7-мм пулемет FN M3M/GAU-21A/B для повышенной огневой мощи (1100 выстрелов в минуту), либо 7,62-мм пулемет FN MAG 58M/M240. На данный момент системы вооружения компании FN Herstal для воздушных судов были выбраны для установки на более чем 2800 вертолетов и дозвуковых самолетов многих армий мира.

В Европе наряду с FN Herstal французская компания Nexter предлагает убирающуюся установку SH20 для 20-мм пушки M621 производства этой же компании. Подобная установка, в частности, подходит для таких задач, как например наблюдение, так как вооружение не видно, а дверь вертолета закрыта. SH20, поставленная французским силам специального назначения, может устанавливаться на новые или модернизированные вертолеты. Вскоре она будет квалифицирована для вертолета H-225M. Компания US Ordnance также недавно разработала новую 12,7-мм систему вооружения M3D, имеющую скорострельность 950 выстрелов в минуту. В компании заявляют, что она представляет собой недорогую и простую в обслуживании альтернативу пулемету GAU-21A/B и обеспечивает такие же возможности воздействия на цель, как подавление, нейтрализация и уничтожение.


Установка SH20 от французской компании Nexter

Многоцелевой вертолёт H-225M производства компании Airbus Helicopters

Распространение устанавливаемого на вертолеты вооружения подчеркивает постоянную потребность в системах этого типа, и не только войск, ведущих боевые действия, но также спецподразделений, выполняющих особые задачи, например поиск и спасение в ходе боевых действий. Пулеметы, предназначенные для установки на воздушные суда, несомненно, будут рассматриваться в качестве всё более необходимого средства для легких и средних многоцелевых вертолетов, которые будут активно задействованы в будущем.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Русский мужик

    Еще в 80-х пришлось пострелять с ПК при полете на Ми-8. В салоне висела бумажка, которая помогала корректировать стрельбу. Стрелок должен был знать высоту полета и скорость вертолета. Эти величины подсказывали вертолетчики. Точность и плотность огня была низкая. Я предпочел бы стрелять с четырехствольного 7,62 пулемета.