Гибридная война требует высокотехнологичного оружия и научного обоснования
Бурное развитие науки и технологий меняет характер вооруженной борьбы. С конца прошлого столетия в обиход прочно вошло понятие «высокотехнологичные войны». Главным способом достижения целей становится дистанционное бесконтактное воздействие на противника за счет массированного применения высокоточных и дальнобойных средств поражения с воздуха, моря и из космоса. Эта тенденция находит отражение во взглядах ведущих государств на ведение вооруженной борьбы.
Блицкриг XXI века
Как известно, в США в настоящее время разработана и реализуется концепция быстрого глобального удара. Американские вооруженные силы рассчитывают на достижение возможностей по нанесению в течение нескольких часов поражения войскам и объектам противника в любой точке земного шара. Предусматривается внедрение перспективной формы ведения военных действий – глобально-интегрированной операции. Она предполагает создание в кратчайшие сроки в любом регионе межвидовых группировок войск, способных разгромить противника совместными действиями в различных операционных средах. По замыслу разработчиков это должно стать своеобразным блицкригом ХХI века.
В то же время все более очевидно и то, что развитие средств вооруженной борьбы является далеко не единственной причиной совершенствования форм и способов применения группировок войск и сил. Сегодня в эпоху глобализации, ослабления государственных границ, развития средств коммуникации важнейшим фактором стало изменение форм разрешения межгосударственных противоречий. В современных конфликтах все чаще акцент используемых методов борьбы смещается в сторону комплексного применения политических, экономических, информационных и других невоенных мер, реализуемых с опорой на военную силу. Это так называемые гибридные методы.
Их содержание заключается в достижении политических целей с минимальным вооруженным воздействием на противника. Преимущественно за счет подрыва его военного и экономического потенциала, информационно-психологического давления, активной поддержки внутренней оппозиции, партизанских и диверсионных методов. В качестве главного средства используются «цветные революции», которые, по мнению инициирующих их сторон, должны привести к ненасильственной смене власти в стане оппонента. По сути любая «цветная революция» – это государственный переворот, организованный извне. А в основе лежат информационные технологии, предусматривающие манипуляцию протестным потенциалом населения в сочетании с другими невоенными средствами.
Важное значение при этом приобретает массированное, целенаправленное воздействие на сознание граждан государств – объектов агрессии посредством глобальной сети Интернет. Информационные ресурсы стали одним из самых эффективных видов оружия. Широкое их использование позволяет в считанные дни раскачать ситуацию в стране изнутри.
Все это дополняется военными мерами скрытого характера, в том числе помощью экстремистским и террористическим организациям. К открытому применению силы переходят только в крайнем случае, как правило, под видом миротворческой деятельности и кризисного урегулирования. Таким образом, непрямые и асимметричные действия и способы ведения гибридных войн позволяют лишить противоборствующую сторону фактического суверенитета без захвата территории государства.
Традиционные военные действия ведутся по правилам военного искусства. Их характер и последствия в принципе можно спрогнозировать. О результатах использования непрямых методов можно только догадываться. Государство, павшее под воздействием гибридной агрессии, как правило, скатывается в состояние полного хаоса, внутриполитического кризиса и экономического коллапса. Убийство гражданского населения по национальному или религиозному признаку, разгул преступности, массовая неконтролируемая миграция – результаты «цветных революций».
Можно сделать вывод, что сочетание традиционных и гибридных методов уже сейчас является характерной чертой любого вооруженного конфликта. При этом если вторые могут использоваться и без открытого применения военной силы, то классические боевые действия без гибридных – уже нет. Яркий пример – конфликт в Сирии. На первом его этапе внутренние сирийские противоречия были трансформированы в вооруженные выступления оппозиции. Затем этим действиям при поддержке иностранных инструкторов был придан организованный характер. Впоследствии в противоборство с правительственными войсками вступили террористические организации, снабжаемые и направляемые из-за рубежа.
При этом сами организаторы агрессии остаются в тени. Реализации их планов помешало вступление Российской Федерации в конфликт на стороне законного правительства Сирии. Особенно важно, что действия группировки ВКС РФ избирательны, соразмерны условиям обстановки, удары наносятся только по военным объектам. Притом что результаты рассматриваются нашими оппонентами под увеличительным стеклом, какие-либо основания для обвинения России в нарушении норм гуманитарного права отсутствуют.
Опыт Сирии подтвердил, что гибридная война требует высокотехнологичного оружия. Вооруженные силы эффективны, если они имеют возможность решать задачи с минимальным задействованием военной составляющей.
Гражданская война в Сирии давно переросла в региональный конфликт, который к настоящему времени, по оценкам экспертов, приобрел мировое значение. В условиях, когда за каждой стороной стоят глобальные игроки, обладающие значительными ресурсами, боевые действия могут продолжаться длительное время. Поэтому только Россия и США в состоянии остановить войну в Сирии, даже несмотря на то, что имеют различные политические интересы и цели. Совместные предложения США и России по прекращению военных действий носят реалистичный характер. Они разработаны с учетом того, что ни один участник конфликта ничего не приобретет в случае его дальнейшего продолжения. В этом Америку убедили действия наших Воздушно-космических сил, а также правительственных войск Сирии и отрядов патриотически настроенной оппозиции. Всем сторонам конфликта необходимо договариваться.
Российской и американской сторонами проведена значительная подготовительная работа, чтобы режим прекращения боевых действий вступил в силу. Мы обменялись необходимыми для прекращения огня данными об отрядах оппозиции и занимаемых ими районах. Кроме того, выработали общее понимание границ территорий, контролируемых запрещенными в России ИГ и «Джебхат ан-Нусрой». Огневое воздействие по этим группировкам будет продолжено. Американские и российские военные нашли взаимопонимание, и надеюсь, что наше сотрудничество по поддержанию режима прекращения боевых действий будет также плодотворно.
Фактор сдерживания
Тенденция развития традиционных и особенно гибридных войн вызвала необходимость внесения изменения в организацию обороны. Вооруженная защита государства, включая подготовку к ней, уже не может исчерпываться только военными мерами и требует консолидации усилий практически всех органов власти. В этой связи руководством страны принят ряд важных решений, направленных на объединение межведомственных усилий по обеспечению национальной безопасности.
Основным консолидирующим звеном стал «План обороны Российской Федерации». Он объединил в себе общим замыслом практически все разрабатываемые федеральными органами исполнительной власти программно-плановые документы в данной области. Для его нормативного закрепления внесены необходимые изменения в законодательство, что позволило Генеральному штабу организовать работу по подготовке «Плана обороны на 2016–2020 годы», который был утвержден президентом и введен в действие с 1 января. Новые подходы позволяют учесть все имеющиеся в стране потенциальные возможности и применять их на системной основе. В первую очередь это касается повышения эффективности сдерживания и предотвращения военных конфликтов.
Имеющееся в арсенале России ядерное оружие остается основным фактором стратегического сдерживания вероятных противников от агрессии против нашей страны и ее союзников. В то же время для нейтрализации военных опасностей и угроз, в том числе противодействия гибридным методам давления, принят дополнительный комплекс согласованных общегосударственных военных и несиловых мер. Основными из них являются мероприятия, направленные на укрепление международных позиций, сохранение и расширение российского присутствия в регионах, затрагивающих национальные интересы страны.
Важное значение для предотвращения военных конфликтов имеет расширение сотрудничества России с зарубежными странами в интересах коллективной безопасности. Мы прекрасно понимаем, что большинство современных проблем в этой области касается не только нашего государства. Они носят многосторонний характер, приобретают региональный и даже глобальный масштаб. Их решение не может зависеть только от усилий нашей страны.
Безусловно, наше государство способно обеспечить защиту национальных и союзнических интересов вплоть до применения военной силы. В то же время Российская Федерация сохраняет приверженность международным правовым нормам и равной ответственности за происходящее в мире между всеми сторонами.
В России постоянно продвигается тезис о необходимости целенаправленной совместной деятельности по совершенствованию системы региональной и глобальной безопасности в международном правовом поле и при ведущей роли ООН. При этом мы не только намерены укреплять связи с нашими традиционными партнерами в ОДКБ, ШОС и БРИКС, но и готовы налаживать конструктивное сотрудничество со всеми субъектами международных отношений.
Счет на дни и часы
Следует акцентировать внимание на главной составляющей гибридных методов. Фальсификация событий, ограничение деятельности средств массовой информации становятся одними из наиболее действенных асимметричных способов ведения войн. Эффект может быть сопоставим с результатами крупномасштабного применения войск и сил.
Показательные примеры – разжигание национализма на Украине, революционные волнения в странах арабского мира. Массированное воздействие на сознание людей способствовало росту протестного потенциала населения, распространению «цветного движения» в государствах Северной Африки, что привело к смене политических режимов в некоторых их них.
В условиях глобальной информатизации большое значение приобретает организация межведомственной деятельности по нейтрализации негативного воздействия на сознание населения, в первую очередь молодых граждан страны, подрывающего исторические, духовные и патриотические традиции защиты Отечества.
Возрастание гибридных угроз обусловливает актуальность повышения эффективности территориальной обороны. В этой связи принят ряд общегосударственных мер. Согласно внесенным в законодательство изменениям наряду с Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями к территориальной обороне привлекаются силы и средства всех федеральных органов исполнительной власти, региональных администраций и местного самоуправления. Это позволит в период непосредственной угрозы агрессии усилить меры по противодействию иностранным частным военным компаниям, диверсионным группам и террористическим организациям.
Сейчас необходима научная проработка форм и способов применения разноведомственных группировок, порядка действия военной и несиловой составляющей территориальной обороны при возможном возникновении кризисных ситуаций за считанные дни и даже часы. Это в свою очередь требует практически немедленной реакции руководства страны с задействованием не только Вооруженных Сил, но и ресурсов почти всех министерств и ведомств. Для обеспечения консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти первостепенное значение имеет налаживание четкого централизованного управления компонентами военной организации государства.
Как известно, уже более двух лет функционирует Национальный центр управления обороной, действующий в системе распределенных ситуационных центров государства. Одна из его задач – обеспечение работы военно-политического руководства страны в период кризисной ситуации, оперативная координация деятельности министерств и ведомств. Решаемые при этом вопросы требуют в том числе участия военной науки. Важно заметить, что несмотря на повышение значимости мер невоенного характера в разрешении межгосударственных противоречий, роль Вооруженных Сил в обеспечении безопасности страны не снижается, а только усиливается. Поэтому расширяются требования к их возможностям.
Сегодня ВС РФ должны быть готовы защитить интересы государства в военном конфликте любого масштаба с широким применением противником как традиционных, так и гибридных методов противоборства. Приняты и реализуются все необходимые решения по повышению боевых возможностей армии и флота. Первостепенное внимание уделяется высокотехнологичным компонентам. В то же время одним из важных направлений строительства, развития и подготовки Вооруженных Сил становится придание им способности эффективно действовать в нетрадиционных условиях. Это не только наращивание возможностей ответа на асимметричные способы борьбы. Необходимо научиться действовать так, чтобы эффективно противостоять неявному противнику и нивелировать сильные стороны высокотехнологичного.
Рассуждая о применении новых форм и способов вооруженной борьбы, мы не должны забывать отечественный опыт партизанских формирований в годы Великой Отечественной войны, борьбы с моджахедами в Афганистане. Сюда же можно отнести миротворческую деятельность и борьбу с терактами. Особенно актуальным становится крымский и сирийский опыт.
Нужны результаты, а не отчеты
Важную роль в повышении боеготовности ВС РФ призвана сыграть военная наука. Необходимо повысить ее значение в разработке перспективных направлений развития военного искусства, решении острых проблем строительства Вооруженных Сил.
Военная наука всегда отличалась умением видеть и вскрывать проблемы на этапе их появления, способностью оперативно их прорабатывать. К сожалению, это качество утрачено. Сейчас при решении практических задач органы военного управления не всегда имеют возможность опереться на результаты их предварительной научной проработки. Поэтому одна из задач этих органов по руководству военной наукой – обеспечить актуальность исследований, создать для этого необходимые условия.
Сегодня мы получаем бесценный боевой опыт в Сирии. Необходимо его проанализировать в видах и родах войск как на оперативном, так и на тактическом уровне, провести научную конференцию по итогам военных действий.
Следует сосредоточиться на новых перспективных направлениях военных исследований, развитии форм стратегических действий ВС, борьбе в космосе и информационном пространстве, разработке требований к перспективному вооружению и системам управления.
Основные усилия должны быть направлены на то, чтобы поставленные задачи решались на высоком научном и интеллектуальном уровне. Особенно важно, чтобы результаты исследований оперативно воплощались в практику Вооруженных Сил. Нельзя мириться с положением, когда научные планы выполняются, а проблемы остаются нерешенными. Главный результат работы – не пухлые отчеты, а новые идеи, обоснованные предложения.
Важнейшую роль в решении задач в интересах обороны играет Академия военных наук. Особенно важен ее вклад в изучение характера современных войн и проблем стратегического сдерживания. Без преувеличения можно сказать, что потребность Генерального штаба в совместной с Академией военных наук деятельности будет только возрастать. Нам предстоит решить много важных и сложных задач.
/Валерий Герасимов, НГШ ВС РФ, генерал армии, vpk-news.ru/