Последние разработки США и их союзников означают появление на рынке, на котором когда-то преобладала гусеничная M109, растущего числа новых и модернизированных 155-мм самоходных артиллерийских систем.
Разработанная компанией Nexter в инициативном порядке 155-мм гаубица CAESAR (CAmion Equipе d’un Systеme d’Artillerie – установленная на грузовик артиллерийская система) с длиной ствола 52 калибра (далее в обозначении систем первое число калибр ствола в миллиметрах, втрое число – длина ствола в калибрах, то есть в данном случае 155/52), устанавливаемая на шасси грузового автомобиля, за прошедшее десятилетие была продана в значительных количествах как армии Франции, так и зарубежным заказчикам.
Французская армия оценила преимущества, которые предлагает самоходная гаубица (СГ) CAESAR, в виде лучшей тактической мобильности и живучести по сравнению с буксируемыми 155-мм пушками TRF1, а также лучшей стратегической мобильности и меньших эксплуатационных расходов по сравнению с ее 155-мм гусеничными СГ GCT AUF1.
СГ CAESAR может перевозиться транспортными самолетами C-130 Hercules или A400M и имеет запас хода по топливу 600 км. Гаубица, состоящая на вооружении французской армии, базируется на шасси Sherpa 10 6×6 компании Renault Trucks Defense; расчет из шести человек размещается в бронированной кабине. Расчет спешивается для работы с гаубицей, которая может занять позицию и открыть огонь и сняться с позиции менее чем за минуту.
CAESAR впервые была представлена в июне 1994 года, а в сентябре 2000 года французское Управление оборонных закупок выдало компании контракт на первые пять систем для оценочных испытаний. В 2004 был выдан заказ на изготовление 72 гаубиц, поставки начались в июле 2008 года. Французские гаубицы CAESAR впервые участвовали в боевых действиях в Афганистане в августе 2009 года. Они также были развернуты в миротворческой операции в Ливане, а дивизион гаубиц CAESAR участвовал в операции «Сервал» в Мали в 2013-2014 годы.
Компания Nexter получила в октябре 2013 года девятилетний контракт на материально-техническое обеспечение армейских гаубиц CAESAR стоимостью 133 миллиона долларов. Французская армия имеет заявленную потребность еще в 64 системах с целью замены оставшихся гусеничных и буксируемых 155-мм пушек, хотя финансирование на это пока не выделено.
Заказчики
Саудовская Аравия является крупнейшим зарубежным заказчиком, купив для своей Национальной гвардии 136 гаубиц CAESAR, установленных на шасси Mercedes-Benz Unimog U2450 6×6. Саудовские системы оборудованы системой управления огнем ATLAS компании Thales, инерциальной навигационной системой Sagem Sigma 30, радаром измерения начальной скорости, радиостанциями компании Exelis и блоком управления электропитанием. Саудовская Аравия купила также бронебойные боеприпасы для поражения сверху Bonus II производства Nexter и более 60 новых автономных баллистических вычислителей от Nexter.
Таиланд стал первым зарубежным заказчиком CAESAR в 2006 году, заказав шесть систем для своей армии; поставки же 37 систем в Индонезию начались в сентябре 2012 года. Ливанские ВС вскоре станут пятым оператором гаубицы CAESAR, поскольку в ноябре 2014 года Саудовская Аравия подписала с Францией контракт стоимостью 3 миллиарда долларов на поставку военной техники и вооружений Ливану, включая 24 гаубицы CAESAR. В начале 2014 года компания Nexter объединилась с индийскими компаниями Larsen & Toubro и Ashok Leyland Defence с целью предложить индийской армии систему CAESAR, установленную на шасси Super Stallion 6×6 производства Ashok Leyland Defence.
Бразильская армия планирует купить установленную на самоходное шасси 155/52 гаубицу как часть своего стратегического проекта Guarani, предусматривающего закупки до 2044 плавающих бронированных машин VBTP-MR 6×6 от Iveco Latin America, а также бронированных машин в конфигурациях 4×4 и 8×8. В июне 2014 года компании Nexter и Avibras объявили о том, что подписали соглашение о сотрудничестве с целью разработки системы на базе гаубицы CAESAR, установленной на грузовое шасси Tatra T815-7 6×6, которое также используется в качестве транспортера армейской РСЗО ASTROS II Mk 6 производства Avibras. Серия грузовиков T815 включает конфигурацию 8×8.
На выставке DSEI 2015 в Лондоне компания Nexter показала гаубицу CAESAR, установленную на шасси Tatra T815 8×8, имеющее лучшую ходовые качества и больший боекомплект по сравнению с вариантом в конфигурации 6×6. Nexter также предлагает систему, установленную на грузовые шасси производства компаний Renault Trucks Defense, Rheinmetall MAN Military Vehicles и Sisu Trucks. В варианте Tatra установлен дизельный двигатель мощностью 410 л.с., соединенный с автоматической трансмиссией, а рулевое управление передних четырех колес имеет гидроусиление.
Самоходная гаубица, показанная на выставке DSEI, оборудована трехдверной кабиной, при этом компания Nexter разрабатывает бронированную пятидверную кабину. Вариант CAESAR 8×8 может перевозить 30 выстрелов, на 12 больше чем система на шасси 6×6. С целью повышения устойчивости платформы во время ведения огня вариант 8×8 также оборудован сошником с гидроприводом в задней части платформы. По сравнению с вариантом 6×6 массой 18 тонн вариант 8×8 в зависимости от конфигурации весит от 28,4 до 30,2 тонны.
С целью увеличения скорострельности и снижения утомляемости экипажа компания Nexter разрабатывает новую полуавтоматическую систему заряжания, а в долгосрочной перспективе рассматривает возможность интеграции полностью автоматической системы заряжания.
Согласно обзору стратегической обороны и безопасности британского правительства, опубликованному 23 ноября 2015 года, возможно будут закуплены новые 155-мм артиллерийские системы для постановки на вооружение двух средних «ударных» бригад, сформированных в соответствии с новой концепцией британской армии. Тяжелые бронетанковые бригады, количество которых сокращено с трех до двух, имеют на вооружении гусеничные СГ AS90 155/39 производства компании BAE Systems.
Буксируемая 105-мм пушка L118 компании BAE Systems обеспечивает огневую поддержку воздушно-штурмовой бригады быстрого реагирования, а также морской пехоты. Британская армия ранее рассматривала CAESAR и 155-мм легкую буксируемую гаубицу M777 BAE Systems в качестве кандидатов на 155-мм систему с большей степенью развертываемости и, скорее всего, они будут бороться за любые будущие требования.
Новое поколение
Гусеничная гаубица M109, поступившая на вооружение американской армии в 1962 году, является самой распространенной 155-мм СГ, состоящей на вооружении союзников США по НАТО и не только. Она остается на вооружении более 30 стран, многие из которых модернизировали свои системы из первоначальных стандартов M109 и M109A1.
Американская армия после двух неудавшихся попыток заменить M109 новой гусеничной 155-мм системой (первая XM2001 Crusader была закрыта в 2002 году; позднее система XM1203 Non-Line-of-Sight Cannon, член семейства систем программы Future Combat Systems, была закрыта в 2009 году) в настоящее время планирует оставить в эксплуатации гаубицу M109 до 2050 года. Она будет выполнять задачи основной системы непрямой огневой поддержки в бронетанковых бригадах ABCT (armoured brigade combat team).
Эти планы будут реализовываться в рамках проекта M109A7, ранее известного под обозначением M109A6 Paladin Integrated Management (PIM). Это будет самая комплексная модернизация M109, которая, к огорчению американских военных, пока не начата. Армия модернизировала 975 старых гаубиц M109 до конфигурации 155/39 M109A6 Paladin и планирует модернизировать 580 штук до нового стандарта.
Вариант M109A7 предназначен решить вопросы, связанные с боевой готовностью в долгосрочной перспективе и модернизацией семейства машин M109 (включая транспортно-заряжающую машину M992), за счет создания более надежной, живучей и реагирующей системы поддержки огнем с закрытых позиций. В варианте M109A7 оставлены основное вооружение – 155/39 пушка M284 и башня, но с недавно доработанной компоновкой. С целью повышения боевой устойчивости и унифицированности бронетанковых бригад ABCT устаревшие компоненты ходовой части и подвески также заменены соответствующими подсистемами от БМП M2/M3 Bradley.
Программа реализуется в виде государственно-частного партнерства между Департаментом проектов боевых бронированных машин американской армии, военным заводом Anniston Army Depot и компанией BAE Systems. В октябре 2013 года армия выдала первый контракт на начальное производство 19 гаубиц M109A7 и 18 гусеничных транспортно-заряжающих машин M992A3. Первая система была поставлена в апреле 2015 года. В октябре 2014 армия выдала контракт стоимостью 141,8 миллиона долларов на 18 комплектов, каждый состоящий из M109A7 и M992A3. В октябре 2015 года армия выдала контракт компании BAE Systems стоимостью 245,3 миллиона долларов на 30 комплектов с поставками, которые начнутся с июня 2018 года. Армия намеревается в 2017 году купить 37 комплектов и со следующего года увеличить ежегодные закупки до 60 комплектов.
Потребности в замене
После американской армии израильские вооруженные силы являются крупнейшим оператором гаубиц M109, хотя не все из закупленных 600 гаубиц находятся в эксплуатации. Артиллерийский корпус ищет замену для части своих M109 в виде новой самоходной гаубицы 155/52, оснащенной автоматом заряжания, который позволяет сократить численность расчета и обеспечить режим MRSI (multiple round simultaneous impact – одновременный удар нескольких снарядов; меняется угол наклона ствола и все снаряды, выпущенные за определенный интервал времени прилетают к цели одновременно). С получением более мощной пушки израильская армия планирует сократить размер своих артиллерийских дивизионов с 18 до 12 гаубиц (дивизион – три батареи по четыре гаубицы).
Эти закупки будут частично профинансированы из военной помощи объемом три миллиарда долларов, которую американское правительство ежегодно оказывает Израилю, и в связи с этим, по меньшей мере, часть работ будет проведена в США. Компания BAE Systems через израильский филиал BAE Systems Rokar предлагает решение на базе варианта СГ M109A7. Компания IMI объединилась с Rheinmetall с целью предложить модернизацию M109 с установкой ствола 155/52, который немецкая компания поставляла для СГ PzH 2000 производства Krauss-Maffei Wegmann (KMW).
В свою очередь израильская IAI объединилась с компаниями KMW и Lockheed Martin для того, чтобы предложить систему, состоящую из артиллерийской установки AGM (Artillery Gun Module) от KMW и шасси от Lockheed (на это шасси устанавливаются РСЗО Multiple Launch Rocket System).
Компания Elbit Systems, купившая в 2010 году израильского производителя артиллерийских систем Soltam Systems, предлагает решение «местного разлива». Гаубичная система Autonomous Truck MOunted howitzer System (ATMOS) 2000 от Elbit Systems представляет собой 155-мм пушку TIG 2000 Soltam калибров 39, 45 или 52, устанавливаемую на любой тяжелый грузовой автомобиль 6×6 или 8×8, выбранный заказчиком. Во время движения расчет размещается в кабине, обеспечивающей базовую защиту в соответствии с STANAG 4569 Уровень 1; для ведения стрельбы расчет покидает кабину. СГ ATMOS была поставлена четырем зарубежным покупателям; в том числе Таиланд купил 18 систем, первые поставки которых прошли в конце 2014 года.
По сообщениям, система ATMOS являлась лидером в конкурсе датской армии по замене M109A3, она опережала основных претендентов: гаубицы CAESAR и K9 от Samsung Techwin. Дания хотела купить 15 систем с опционами еще 9 и 21 гаубица, но проект был отменен в апреле 2015 года. Программа была запущена повторно в ноябре и местная пресса вынесла предположение, что Дания может начать сотрудничество с Норвегией, которая также планирует заменить свои гаубицы M109A3.
Обе страны вышли из проекта по СГ Archer 155/52 6×6 компании BAE Systems, оставив шведскую армию, которая и начала программу, её единственным заказчиком. После поставки четырех предсерийных гаубиц в 2013 году армия Швеции получила свою первую серийную систему в сентябре 2015 года. Установленный автомат заряжания с магазином на 21 выстрел, позволяет расчету вести огонь из гаубицы Archer, не покидая бронированную кабину.
Корейский гром
Компания Samsung Techwin (приобретена Hanwha Group в июне 2015 года) разработала самоходную 155/52 гаубицу K9 Thunder (гром) для дополнения и замены 155/39 гаубиц M109A2 корейской армии. В свое время эта компания была головным подрядчиком на производство 1040 гаубиц M109A2 в Корее. Первый прототип XK9 был изготовлен в 1994, а первые серийные системы в 1999 году. Корейская армия рассчитывает иметь до 1136 гаубиц K9 и 179 транспортно-заряжающих машин K10.
Расчет этой системы вооружения составляет пять человек; система автоматического заряжания и обработки боеприпасов позволяет достичь скорострельности три выстрела в течение 15 секунд. В течение следующих трех минут отстреливается от шести до восьми снарядов, а в течение часа выдерживается скорострельность два-три выстрела в минуту.
На гаубице K9 установлен восьмицилиндровый дизельный двигатель MTU MT 881 Ka-500 мощностью 1000 л.с. и гидропневматическая подвеска; масса системы составляет 46 тонн, максимальная скорость по шоссе 67 км/ч и запас хода 360 км. Транспортно-заряжающая машина K10 базируется на шасси K9, она перевозит 100 снарядов для пополнения боекомплекта гаубицы из 48 выстрелов.
Гаубица K9 впервые приняла участие в боевых действиях 23 ноября 2010 года, когда шесть гаубичных установок корпуса морской пехоты ответили огнем на обстрел северокорейскими войсками острова Ёнпхёндо в Желтом море.
Гаубицы на экспорт
Компания Samsung Techwin получила два крупных экспортных контракта на поставку своих самоходных гаубиц K9 и на начало 2016 года ведет переговоры по третьему. В 2001 году турецкая армия подписала контракт с компанией Samsung на поставку подсистем гаубицы K9 для интеграции с компонентами местного производства в Турции, например системой управления огнем (СУО) разработки компании Aselsan. Поставки компонентов начались в 2004 году, и по оценкам было изготовлено более 250 систем.
Командование снабжения турецких ВС разработало машину пополнения боекомплекта HARV (Howitzer Ammunition Resupply Vehicle) для гаубицы К9, в которой с целью получения экономически оправданного решения использованы компоненты ходовой части от выведенных из эксплуатации танков M48. HARV перевозит 96 снарядов и 96 зарядов; при помощи системы автоматической обработки боеприпасов от Aselsan может переместить полный боекомплект 48 выстрелов на гаубицу K9 за 20 минут. Производство транспортно-заряжающей машины HARV началось в середине 2015 года, и турецкая армия планирует оснастить каждую батарею из четырех СГ K9 одной системой HARV.
В октябре 2015 года компания Samsung Techwin и индийская компания Larsen & Toubro были отобраны для выполнения требований индийской армии по гусеничной СГ 155/52. Они ожидают получения контракта начальной стоимостью 750-800 миллионов долларов на поставку 100 гаубиц K9, которые получат местное имя Vajra (удар грома).
В соответствии с планом модернизации полевой артиллерии индийской армии, опубликованном в 1999 году, армия намерена приобрести 2820 155/52 колесных и гусеничных СГ, а также буксируемых систем для вооружения артиллерийских полков. Впрочем, к огорчению заявителей, представлявших свои системы для многочисленных раундов испытаний в течение 15 лет, дело с мертвой точки так и не сдвинулось и контракт по гаубице K9 станет первым контрактом на серийное производство гаубицы со стволом 155/52.
Гаубица K9 была также выбрана для придания импульса затянувшейся программе Krab польской армии. Проект начался еще в 1999 году, когда министерство обороны Польши решило установить башню AS90 Braveheart от BAE Systems, вооруженную 155/52 пушкой L31A1 ERO, на гусеничное шасси UPG-NG, разработанное местной компанией Bumar Łabędy. Головной подрядчик Huta Stalowa Wola (HSW) в мае 2008 года получил контракт на поставку первой батареи из восьми гаубиц Krab.
После расширенных испытаний и оценки первой батареи Krab, проводившихся в 2012-2014 годы и выявивших проблемы с шасси, министерство обороны в декабре 2014 года выдало компании Samsung Techwin контракт стоимостью 267 миллионов долларов на поставку 120 шасси K9. Первое шасси было поставлено в июне 2015 года, а второе в сентябре. 24 августа польская компания HSW официально представила «новую» гаубицу Krab перед тем, как начать программу расширенных испытаний и оценки, которую намечено завершить в середине 2016 года. Серийные системы будут вооружены 155/52 пушкой производства Rheinmetall.
Компания Samsung поставит еще 22 комплекта и 12 частично собранных шасси, а оставшиеся 84 шасси будут изготавливаться в Польше в 2018-2022 годы, при этом Южная Корея передаст всю техническую документацию и технологию на свою гаубицу. Для этой системы компания MTU поставит свой двигатель MTU 881 Ka-500. Армия планирует развернуть 120 гаубиц Krab в пяти батальонах, в каждом по 24 системы; первый батальон получит свои СГ Krab в 2017 году.
Польские колеса
Польская армия также хочет приобрести 72 колесных СГ для оснащения трех батальонов. На выставке MSPO 2014 компания HSW показала прототип Kryl, который представляет собой модифицированную 155/52 пушку ATMOS 2000 от Elbit Systems, установленную на шасси грузового автомобиля Jelcz 663.32 6×6 местного производства. Kryl массой 23 тонны может перевозиться в транспортном самолете C-130, имеет запас хода 500 км и максимальную скорость 80 км/ч.
Расчет из пяти человек размещается в бронированной кабине, и для работы с системой спешивается; система может быть готова к стрельбе и сняться с позиции менее чем за минуту. Гаубица Kryl имеет боекомплект 18 выстрелов и может достигать скорострельности 6 выстрелов в минуту. Расширенные испытания недавно изготовленного прототипа намечено начать в этом году.
Словацкая компания Konsrukta Defence показала в 2015 году две новые самоходные гаубицы 155/52, в которых использована технология (включая и саму пушку) создания гаубицы Zuzana 2 8×8 этой же компании. СГ Eva представляет собой пушку с магазинным питанием, установленную на шасси грузового автомобиля Tatra 6×6, хотя она может также устанавливаться на шасси 8×8. Расчет три человека работает с орудием сидя в бронированной кабине, установленной в передней части машины.
В автоматической системе заряжания размещаются 12 снарядов и 12 зарядов готовых к стрельбе, еще 12 снарядов и зарядов размещаются в шасси. С целью повышения устойчивости при ведении огня в задней части машины имеются сошники-упоры с гидроприводом. СГ Eva может перевозиться в самолете C-130, имеет запас хода 700 км и максимальную скорость 80 км/ч.
Компания Konsrukta разработала самоходную гаубицу Diana и с целью побороться за требования индийской армии по гусеничной СГ в сентябре 2015 года показала ее на выставке MSPO. Diana представляет собой башню Zuzana 2, установленную на шасси UPG-NG, которое было изначально разработано польской Bumar Łabędy для польской же гаубицы Krab. Компания Konsrukta выбрала шасси, в котором используется многие компоненты (включая силовой блок) от российского танка T-72, поскольку это может заинтересовать индийскую армию, так как она имеет на вооружении танки T-72.
Оригинальное шасси UPG-NG было модернизировано с целью исключить проблемы, проявившиеся во время испытаний СГ Krab. Башня оборудована системой инерциальной навигации и радаром измерения начальной скорости снаряда, а также телекамерой, тепловизором, лазерным дальномером для ведения огня прямой наводкой. В башне гаубицы Diana размещается 40 готовых снарядов и зарядов и еще 40 размещаются в башне. СГ Diana имеет массу 50 тонн, запас хода 650 км и максимальную скорость 60 км/ч.
Немецкий металл
Компания KMW разработала свою гаубицу Panzerhaubitze 2000 (PzH 2000) в середине 80-х годов с целью замены устаревших систем M109 немецкой армии. Поставки 185 СГ PzH 2000 прошли в 1998-2002 годы, и немецкая армия стала первой армий, получившей на вооружение 155/52 системы. Заказы из других стран Греция (24), Италии (70, из них 68 местного производства) и Нидерландов (57) увеличили количество произведенных систем до более чем 330 штук. СГ PzH 2000 участвовали в боевых действий в Афганистане в составе голландского и немецкого контингентов.
Расчет гаубицы составляет пять человек, а высокий уровень автоматизации позволяет PzH 2000 отстреливать очередь из трех снарядов за 9 секунд и 10 снарядов за 56 секунд. В этой гаубице массой 55 тонн установлен дизельный двигатель MTU MT881 Ka-500, позволяющий развить скорость 60 км/ч на шоссе и иметь запас хода 420 км. В декабре 2013 года компания Raytheon и немецкая армия завершили проверку совместимости с управляемым артиллерийским снарядом M982 Excalibur. СГ PzH 2000 отстреляла десять снарядов Excalibur на дальности 9-48 км со средним круговым отклонением три метра.
В июле 2015 года Хорватия получила первую гаубицу PzH 2000 из 12, купленных из наличия немецкой армии в декабре 2014 года за 13,1 миллиона долларов. В сентябре 2015 года Литва купила 21 систему также из складских запасов Германии. 16 гаубиц будут использоваться в повседневной эксплуатации, одна для обучения стрельбе, одна для обучения вождению и три пойдут на запасные части. Эти системы вооружения будут поставлены в 2016-2019 годы.
Производство гаубицы PzH 2000 было возобновлено после получения в 2013 году заказа от Катара на новые установки. СГ продемонстрировала свою способность стрелять 155-мм снарядом M2005A1 Assegai типа VLAP (Velocity-enhanced Long-range Artillery Projectile – реактивный снаряд дальнобойной артиллерии с увеличенной скоростью) производства Rheinmetall Denel Munition на дальность 56 км. Катар профинансировал квалификационные испытания VLAP и зарядного модуля производства Rheinmetall Nitrochemie DM92 для стрельбы из гаубицы PzH 2000. «Свежепоставленные» СГ PzH 2000 впервые были показаны 18 декабря 2015 года на параде в честь Национального дня Катара.
Компания KMW разработала артиллерийский модуль AGM в инициативном порядке с целью получения более легкой системы с таким же огневым могуществом, как у гаубицы PzH 2000. Модуль AGM может устанавливаться на различные колесные и гусеничные шасси, на прицеп, а также стационарно для охраны важных объектов, например оперативных баз. AGM весит 12 тонн, в нем размещается 30 155-мм снарядов и зарядов.
На выставке Eurosatory 2014 компания KMW показала модуль AGM, установленный на многоцелевую бронированную машину Boxer 8×8 компании ARTEC. Модуль AGM также предлагается на новом гусеничном шасси разработанным компанией General Dynamics European Land Systems-Santa Bаrbara Sistemas; эта система получила обозначение Donar. Система вооружения может перевозиться в транспортном самолете A400M. В компании KMW полагают, что AGM и Donar заинтересуют покупателей, ищущих замену своим гаубицам M109.
/По материалам topwar.ru/