Гиперзвуковое оружие России и США: кто впереди?

17 марта 2016 года стало известно, что Россия начинает испытания гиперзвуковых противокорабельных крылатых ракет (ПКР) «Циркон». Предположительно, ракета сможет развивать скорость в 5−6 раз превышающую скорость звука (5−6М — при полёте на небольшой высоте это около 6−7 тысяч км/ч). Изделие планируется устанавливать на перспективные многоцелевые атомные подводные лодки 5 поколения «Хаски», а также заменить ими тяжёлые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит» на крейсерах 1144 «Орлан». Максимальная дальность действия новейшей ПКР неизвестна — предположительно, она будет не менее 400 км.

Гиперзвуковое оружие России и США: кто впереди?Прототип гиперзвуковой крылатой ракеты X-51A.

Эта новость показывает, что Россия вплотную подходит к созданию реального гиперзвукового вооружения. Но США и Китай также «не сидят без дела». К сожалению, узнать много подробностей о реальном состоянии проектов и тактико-технических характеристиках этих изделий пока не представляется возможным. Но мы всё же попробуем собрать воедино имеющиеся факты и предположения и определить, каких успехов достигли страны в «гиперзвуке». Это очень важно, так как создание реальных образцов гиперзвукового оружия сделает революцию в мире вооружений и может серьёзно повлиять на баланс сил в мире.

Перспективное гиперзвуковое вооружение России

О гиперзвуковой ПКР 3М22 «Циркон», которую разрабатывает корпорация «Тактическое ракетное вооружение», мы начали говорить выше. Её максимальная скорость будет превышать таковую у П-700 в 2−2,5 раза («Граниты» развивают скорость в 2,5М). Такая высокая скорость делает перехват ракеты крайне затруднительным, и, к тому же, сильно уменьшает время принятия решений противником — полёт «Циркона» на расстояние 400 км должен длиться менее 4 минут.

Предсказать, как долго продлятся испытания новой ПКР невозможно — слишком мало имеется информации, а сложность задачи очень высока. Вряд ли стоит ожидать создания реальной серийной ракеты раньше, чем к 2020 году, при этом высока вероятность того, что это произойдёт и сильно позже (да и основной носитель ракет — подлодки нового поколения «Хаски», вряд ли начнут приниматься на вооружение раньше конца 2020-х годов).

Второй интересный российский проект — так называемое изделие 4202. Его разработку ведёт «НПО Машиностроения» с 2009 года. Речь идёт о создании гиперзвуковой, маневрирующей боеголовки для тяжёлых межконтинентальных баллистических ракет (а раз уж в 2016 начнутся испытания тяжёлой жидкостной ракеты РС-28 «Сармат», то ясно, что для неё новые боевые части и предназначены). Предположительно проводилось уже минимум 6 испытаний нового боевого блока, все с помощью МБР УР-100Н УТТХ (устаревшая тяжёлая жидкостная ракета, с которой уже сняты ядерные боеголовки — используется для испытаний, и для выведения спутников на орбиту). О последнем испытании писали западные СМИ, в том числе авторитетное агентство Jane’s.

Из данных, приведённых в стенгазете «НПО Машиностроения», известно, что боевая часть будет покрыта радиопоглощающим покрытием. Создание подобной боеголовки сделает существующие системы противоракетной обороны практически безоружными, так как боевая часть летит на огромной скорости, не по баллистической траектории, и совершает маневры. Помимо этого, за счёт того, что боевая часть управляемая, возможно достижение очень большой точности поражения, по сравнению с классическими боеголовками, а это позволяет и вовсе применять оружие в неядерном оснащении, или же с маломощным ядерным зарядом.

Читайте также  США против России: когда гиперзвуковое оружие изменит войну?

Гиперзвуковое оружие России и США: кто впереди?

И наконец, интерес представляет возможность создания стратегической крылатой ракеты — воздушного, или же морского базирования. Известно, что ещё в СССР началась разработка проекта Х-90 ГЭЛА (гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат), однако с распадом страны работы прекратились, а прототипы демонстрировались на авиасалоне МАКС в Жуковском. По задумке разработчиков скорость ракеты должна была достигать 4−5M, а максимальная дальность пуска — 3000 км. На данный момент предметной информации о разработке подобной ракеты не имеется, однако слухи и обрывочная информация об этом присутствует.

Гиперзвуковые проекты США

США также активно развивают гиперзвуковые технологии, не стесняясь при этом лишний раз показать, или рассказать о прошедших испытаниях, хотя технических деталей, естественно, американцы не раскрывают.

Из последних проектов стоит отметить прототип гиперзвуковой крылатой ракеты X-51 WaveRider. Испытания изделия начались в 2010 году. Из проведённых с борта стратегического бомбардировщика B-52H 4-х пусков, полностью успешным оказался один — самый последний (1 мая 2013 года). Ракета развила максимальную скорость в 5.1M (6100 км/ч) на высоте около 18 км, при этом полёт длился около 6 минут, было преодолено расстояние 426 км. В свободном доступе было опубликована и видеозапись с этих испытаний. Интересным был и предшественник X-51 — X-43A. Эта крылатая ракета установила рекорд скорости, развив 9,65М, однако двигатель ракеты работал всего 10−11 секунд.

Таким образом, США имеют серьёзный задел для создания реальной боевой крылатой ракеты. Насколько американцы к этому близки пока неясно — информация засекречена.

Другой проект, разрабатываемый в рамках инициативы «Глобальный молниеносный удар» (Prompt Global Strike) — это Advanced Hypersonic Weapon (AHW, «перспективное гиперзвуковое оружие»). Это перспективное вооружение обезоруживающего неядерного удара представляет из себя гиперзвуковую боевую часть, которая выводится с помощью ракеты носителя STARS IV (модификация списанной ракеты подводных лодок средней дальности UGM-27 Polaris) в верхние слои атмосферы, а потом на гиперзвуковой скорости «планирует» к цели. Американские оружейники рассчитывают таким образом поражать цели на расстояниях до 6000 км.

По информации американских военных первое испытание AHW в 2011 году оказалось удачным — боевой блок пролетел 3700 км примерно за 30 минут и поразил цель. Второе испытание, прошедшее в 2014 году, оказалось провальным — боевой блок самоуничтожился на 4 секунде полёта.

Конкурентом программы AHW является Hypersonic Technology Vehicle 2 (HTV-2). Суть проекта такая же. На первых испытаний, которые проводились в 2010 году, к боевому блоку предъявлялись следующие требования: пролететь 7,700 км, развив скорость около 20M. HTV-2 был выведен в верхние слои атмосферы с помощью ракеты-носителя Minotaur IV (модификация списанных МБР LGM-118 Peacekeeper). Полёт должен был продлиться 30 минут, но на 9 минуте связь с боевым блоком была потеряна. Примерно по такому же сценарию развивались и вторые испытания в 2011 году — связь также была потеряна примерно на 9 минуте.

Читайте также  Быстрый глобальный удар: гиперзвук в помощь

И последнее — 15 марта 2016 года американский оружейный гигант Lockheed Martin заявил о том, что ведутся работы над созданием гиперзвукового беспилотника SR-72. Скорость полёта летательного аппарата должна быть не меньше 6M. По мнению представителей компании, летательный аппарат может быть создан к середине 2020-х, а стоимость одной машины составит не менее 1 млрд. долларов. Габариты беспилотника будут сходны с истребителем 5-ого поколения F-22, таким образом, можно предположить, что машина сможет выполнять разведывательные и, возможно, ударные задачи. Кстати, проект по созданию гиперзвукового самолёта HTV-3X в рамках программы Falcon (туда же входит и вышеописанный HTV-2), был заморожен в 2008 году из-за нехватки средств, однако теперь проект, по-видимому, оживает.

Другие страны, проводящие испытания гиперзвукового оружия

По информации американских источников (позже кратко подтверждённой Пекином), Китай также работает над созданием гиперзвуковой боевой части по типу изделия 4202 или HTV-2. Изделие, называемое американцами Wu-14, уже испытывалось 6 раз, и, судя по всему, 5 из испытаний были успешными, или частично успешными. Более точной и детальной информации о проекте пока нет, как и о технических характеристиках китайского гипезвукового планера.

Успехи есть и у другого азиатского гиганта — Индии. Там создана тактическая ракета «поверхность-поверхность» Shaurya, разгоняющаяся до скорости около 7M (примерно, как российская оперативно-тактическая ракета Искандер-М). Однако, включать в этот список тактические баллистические ракеты, наверное, не очень корректно. С другой стороны Индия ведёт совместную с Россией разработку ПКР Brahmos-2, которая, возможно, будет одной из модификаций вышеуказанного «Циркона».

Франция также разрабатывает гиперзвуковое оружие — начаты разработки крылатой ракеты «воздух-поверхность» ASN4G. Французы хотят разогнать этот носитель ядерного оружия до скорости около 8М, однако никаких сроков о том, когда будет готов первый прототип, пока не называлось.

Выводы

1. Гиперзвуковое оружие может серьёзно повлиять на установившийся стратегический баланс в мире. Оно до предела сокращает время реагирования для противника, а высокоточные, маневрирующие гиперзвуковые боевые части баллистических ракет могут проходить любые системы ПРО. Высокая точность и, вследствие этого, возможность отказа от ядерных боевых частей повышает «соблазн» использовать такое оружие с целью разоружить противника.

2. При нынешнем технологическом уровне создание реальных образцов гиперзвукового оружия перестаёт быть фантастикой. Особенно это касается гиперзвуковых боевых частей-планеров для МБР. Крылатые ракеты со скоростью полёта 5−6М тоже скоро могут стать реальностью.

3. Сомнительнее всего пока выглядят проекты гиперзвуковых самолётов — такие проекты слишком дороги на данном этапе. Так что «прокатиться» от Москвы до Нью-Йорка за час удастся, видимо, ещё нескоро.

4. Ни одна из сторон не имеет решающего преимущества в гиперзвуковой гонке. США наиболее открыто говорят о своих проектах (возможно не всех?), Россия, и, в большей мере, Китай — стараются пока полностью не раскрывать своих карт. Остальные же пока выступают в роли догоняющих.

/Леонид Нерсисян, regnum.ru/

6 КОММЕНТАРИИ

  1. Леонид, очевидно, не в курсе, что еще со времен СССР колоссальный задел по прямоточникам. Еще с проекта «Бури» Лавочкина-Келдыша. И теоритический и практический. СПВРД на ПКР были и есть только в СССР/России. КБ «Радуга» работы не прекращала, барановцы — тоже. Та же лаборатория «Холод» с французами показатель. Даже в 90-е-нулевые…. В том числе по топливам. Так что относительно «паритета» США-«Китаев» и тем более индусов — не смешите мои тапочки. Мы опережали, опережаем и будем опережать. И это не шапкозакидательство, а это просто неопровержимый факт!

    5-6 махов Циркона — это уже более на реаль похоже. Как и писал тут ранее, 10 и более махов для самонаведения ПКР — ненаучная (даже) фантастика. А 5-6 махов — это как раз порог, когда перед ГСН еще нет облака тепловой ионизации, атомы не рвутся перед ГСН. Так что это на 99% «керосинка»). Можно только поздравить. И ждем на вооружение гораздо быстрее, чем автор камлает. До 2020 точно ))

  2. Может быть и хорошо что 6 махов делать будут, однако же проблем, всё равно что океан в одиночку на плоту переплыть. 1. Нагрев корпуса 2. Крайне проблемный СПВРД. 3. Охлаждение радиоэлектронных компонентов. 4. Точность наведения на цель. 5. Если сгорают внешние антенны, то как обеспечить связь с (например) самолётом?

    Вообще то после скорости М=3,5 нужен водород. Там тоже проблем выше крыши. Если в баках с водородом обнаружится микротрещина… то появляется очень даже большая возможность взрыва. Как поведут себя стабилизаторы (рули высоты), если там гидросистема, она сильно нагревается…

    Если бы проблемы с гиперзвуком не были бы столь серьёзными… то летали бы мы через океан за 1 час. Что до прогнозов 2020, ну так это прототипы…там ещё испытания, короче это по времени…а бабла сколько сгорит… Но раз исследования уже идут, то обязательно будет результат…

  3. Нет. Водород нужен на V>>10-12 Max. В ЦИАМЕ были исследования (опубликованные) об использовании метана до 10-12 Махов.

    И да, СПВРД — это до 4 Мах, Оникс, например, 5-6 и более Мах — это уже ГПВРД.

  4. Нет. Водород нужен на V>>10-12 Max

    А ишшо водород слышал я крайне непредсказуемый, в любой момент емнуть могёт, крайне низкая плотность, баки нужны огроменные.

    В ГПВРД горение происходит дай бог памяти на очень высоких скоростях, вот не могу сказать, а врать не хочу. Были теоретические исследования, из обыкновенного ТРДДФ надо выкинуть: 1. Компрессоры, так как они ФИЗИЧЕСКИ не могут прокачать такое кол-во даже не воздуха, а скорее низкотемпературной плазмы 2. Турбина поскольку она тоже «плавится», ну и само собой огнеупорные металлы, если нужно карбид кремния, ниобий, титан, вольфрам, кобальт, ну и соответственно цена.

  5. Крайне важно рассчитать высоту полёта, поскольку плотность воздуха тем меньше, чем выше летит САМОЛЁТ. Трение молекул воздуха меньше о фюзеляж, и нагрев тоже меньше. К сожалению толщину обшивки например стальных самолётов надо УВЕЛИЧИВАТЬ, т.к. внутри фюзеляжа увеличивается давление, чем выше самолёт летит, тем выше риск разгерметизации, при очень тонких стенках фюзеляжа, это опять таки отражается на стоимости.

    Но в 21 веке без гиперскоростей никуда.

    • Наука о металловеденье не стоит на месте, а ещё есть термопластичные материалы, в народе (термопласт). Так что гиперскорость ни так далеко, осталось тщательно поработать напильником.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя