«Не думай о контейнеровозе свысока»
Благодаря своей конструкции и размерам контейнеровозы являются универсальными кораблями, из которых можно сделать боевые корабли сразу нескольких классов. Что может стать очень хорошим решением для российского ВМФ.
Это может быть авианосец, причем уже не только для самолетов СВВП, но и для боевых самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой. Для этого размера кораблей хватает с избытком. Особенно если разместить на нем легкие истребители на базе МиГ-29К. Из контейнеровоза получится очень хороший носитель боевых и разведывательных беспилотников, которых на него можно запихнуть, видимо, не одну сотню. Впрочем, такой корабль тоже станет разновидностью авианосца. Контейнеровоз можно превратить в корабль-арсенал, водрузив на него установку вертикального пуска на несколько сотен (если не тысяч) ракет разного класса (в первую очередь — крылатых и зенитных).
Новая разработка российских ученых ПКР «Калибр» в контейнерном исполнении позволяет буквально за считанные часы превратить контейнеровоз в ударный ракетоносец несущий на своем борту несколько сотен ракет с дальностью действия по морским целям 300 км, по береговым целям 2500 км.
На контейнеровоз можно установить очень большую и мощную гидроакустическую станцию. У нас, как известно, с этим огромные проблемы, наши гидроакустические системы слишком велики. Поэтому их можно ставить только на очень большие корабли. Контейнеровоз таковым и является. При этом на нем может базироваться несколько десятков противолодочных вертолетов. Наконец, из контейнеровоза получится замечательный десантный вертолетоносец, гораздо более вместительный, чем «Мистраль».
Конечно, живучесть контейнеровоза гораздо ниже, чем у боевого корабля специальной постройки, но вряд ли стоит расстраиваться по этому поводу. Для действий интервенционистско-миротворческого характера в странах третьего мира и такой живучести, скорее всего, будет вполне достаточно. Если же придется пойти в бой против ВМС США, то первый бой для наших надводных кораблей, скорее всего, станет последним, поэтому нет никакого смысла тратить деньги на усиление конструкции, лучше загрузить побольше ударного и оборонительного вооружения.
Необходимо отметить такой момент, каждый новый корвет пр. 20380, водоизмещением в 2000 т. стоит (по разным источникам) от 10 до 16 млрд. руб. За такую сумму можно приобрести около десяти контейнеровозов водоизмещением 30000 т. Невероятно, но факт, на стоимость одного сторожевого корабля мы можем создать полноценный авианосный флот. Причем создать, как по волшебству, буквально за несколько недель. Даже в случае больших потерь авианосцев – контейнеровозов, в результате низкой живучести, мы сможем быстро восполнять эти потери за минимальные деньги.
Таким образом, при наличии достаточного количества самолетов Як-141, гражданских судов- контейнеровозов, подходящих под базирование 10-20 самолетов с В/КВП, и боевых судов которые войдут в состав боевого охранения, будущих авианосцев, мы в случае напряжения обстановки, можем, буквально за 2-3 недели, создать авианосную ударную группировку по силе, не уступающей американским АУГ, также можем вводить контейнеровозы-авианосцы в состав наших корабельных эскадр в качестве конвойных авианосцев, для повышения ПВО и ПЛО, и нанесения ракетно-бомбовых ударов по кораблям противника и береговым объектам, использовать их для поддержки десантных операций на территории противника которые находятся вне зоны досягаемости нашей авиации наземного базирования и т.д. Т.е. включение таких авианосцев в состав корабельных эскадр и соединений повысят возможности нашего флота для обороны и нанесения ответных ударов в разы.
Конечно, в данном случае, речь о завоевании превосходства в воздухе не идет, но выполнить те важные задачи о которых сказано выше и оказать серьезное противодействие, авиации наземного и морского базирования противника, вполне реально, но… для этого необходимо чтобы в нашей стране была разработана система подобная «Арапахо» — «Рашен арапахо», под которую бы начали строить (покупать) суда – контейнеровозы, ставить на военный учет существующие в нашей стране, подходящего водоизмещения, на военных складах накопить блоки-модули для быстрого размещения на новых боевых кораблях и под которую необходимо запустить в серию самолет с В/КВП Як-141 или его более совершенную модификацию.
А как там у них…?
Англия, почти одновременно с Советским Союзом, в котором были построены авианесущие крейсера (ТАКР) проекта 1143 «Киев» (шифр «Кречет») под самолеты СВВП Як-38М, построила, помимо классических авианосцев, три авианосца (Первый — Инвинсибл, заложен в 1973 году. Второй и третий корабли серии: «Илластриес» («Прославленный») и «Имдомитебл» («Неудержимый» — позже был переименован в «Арк Ройал»), были заложены в 1976 и 1978 годах соответственно) под свои самолеты с СВВП Sea Harrier FA.Mk.2.
При этом никто там эти авианосцы с американскими авианосцами не сравнивал, и рожи не кривил, в отличии от наших российских «знатоков», указывая на их малые боевые возможности по сравнению с классическими авианосцами. Потому что англичане, в основной массе своей, люди не глупые и прекрасно осознавали (в отличие от некоторых наших закоренелых соотечественников, чьи «глубокомысленные» комменты обильно засоряют форумы), что их вышеназванные авианосцы созданы не для общего завоевания господства в воздухе, а для решения конкретных задач.
В Великобритании была разработана концепция противолодочного корабля управления нового класса, который получил название класса крейсера-вертолетоносца. Подобный корабль должен был располагать командными постами для управления противолодочными силами (надводными кораблями, подводными лодками и авиацией), иметь средства для базирования противолодочных вертолетов, и принимать участие в противовоздушной обороне оперативных соединений флота. Эти требования и были заложены в основу разработки проекта авианесущего корабля нового типа – легкого противолодочного авианосца «Invincible».
После ряда изменений, в том числе вносившихся уже в ходе строительства кораблей, проект был превращен в легкий авианосец, несущий самолеты укороченного или вертикального взлета и посадки и вертолеты.
В отличии от наших ТАКР у которых, «благодаря» отсутствию береговой инфраструктуры, на славном Тихоокеанском флоте, был бездарно «вымолочен» моторесурс основных механизмов, и они рассчитанные на эксплуатацию в течении 25 лет, не прослужив и половины отведенного срока были лихо проданы на металлолом или вообще подарены.
Английские авианосцы исправно отслужили положенный срок, приняли участи в ряде войн, в Фолклендской войне, в Персидском заливе в 1998-1999 годах, в войне против Югославии в 1999 г. Последний из трех авианосцев данной серии был списан в 2014 г.
Свои самолеты СВВП англичане не забросили и благополучно про них не забыли, как мы про свой Як-38М и его более совершенную модификацию Як-141, а наоборот активно разрабатывают это направление.
Совместными усилиями специалистов английских фирм Хоукер Сиддли (позднее вошедшей в состав аэрокосмического консорциума Бритиш Аэроспейс), Роллс-Ройс и американской фирмы Макдоннелл-Дуглас был создан самолет AV-8A «Харриер». Этот самолет, и его последующая, более совершенная модификация AV-8B «Харриер» II, поступил на вооружение сначала ВВС Великобритании, а затем — корпуса морской пехоты США (в настоящее время данный самолет находится на вооружении Италии и Испании).
Английские «Харриеры» и «Си Харриеры» впервые приняли участие в боевых действиях в Южной Атлантике во время англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских островов в 1982 г., американские AV-8B пошли в бой спустя почти десять лет, в начале 1991 г. Они были задействованы в войне против Ирака.
Самолеты AV-8B «Харриер» II выполняли задачи по уничтожению иракских войск вблизи ирако-кувейтской границы, и не удалялись слишком далеко вглубь территории Ирака.
В боях приняли участие эскадрильи VMA-311, VMA-542, VMA-213 и VMA-513(Det В), базировавшиеся на сухопутных аэродромах в Бахрейне и базе морской авиации в Саудовской Аравии, а также эскадрилья VMA-331 с борта десантного вертолетоносца «Нассау», курсировавшего в Персидском заливе. Недалеко от границы с Кувейтом в Саудовской Аравии были оборудованы передовые аэродромы, предназначенные для заправки топливом и перезарядки боекомплекта. Интенсивность использования «Харриеров» II в войне в Персидском заливе была невысока — на начальном этапе ежедневно совершалось 20-30 вылетов, но за несколько дней до начала сухопутных операций число вылетов было доведено до 200 и более ежедневно.
Против иракских войск «Харриеры» применяли контейнеры, ракеты «Мейверик», напалмовые баки и бомбы объемного действия (FAE), а также неуправляемые ракеты и кассетные бомбы «Рокай». Точные данные о количественном составе самолетов AV-8B «Харриер» II, участвовавших в войне, не приводятся, но можно предположить, что их там было не менее 60. Что касается потерь, то непосредственно в боях было потеряно пять самолетов (два летчика погибли, а трое — взято в плен) и еще два — в небоевых условиях (возможно из-за неполадок в двигателе или бортовом оборудовании).
Самолет AV-8B Harrier II применялся американской стороной во время войны в Афганистане. Ночью 14 сентября 2012 года около 15 талибов одетых в американскую форму совершили атаку на стоянку американских самолетов в Кэмп Бастион, считавшуюся одним из самым защищенных мест на земле. В результате атаки было уничтожено восемь «Харриеров» и один C-130, не считая множества зданий и ангаров.
СВВП типа «Харриер» остаются единственными за рубежом самолетами такого типа. Командование Морской пехоты США в мае 2013 г. приступило к изучению возможностей по продлению срока службы самолетов-штурмовиков AV-8B Harrier II как минимум до 2030 года, сообщает издание Flightglobal. Первоначально все самолеты данного типа планировалось списать уже в 2015 году, но после этого срок списания был перенесен на 2027 год. Решение о продлении сроков службы самолетов Harrier II было вызвано задержками, которые возникли с поставками новейших истребителей укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II.
Американские военные рассматривают возможность размещения на самолетах Harrier II систем связи стандарта Link 16. Помимо этого штурмовики планируется оснастить современными УР класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM и системой обнаружения, которая отображала бы информацию на нашлемном дисплее пилота. Помимо этого самолеты AV-8B Harrier II должны получить новые современные сенсоры, совместимые с импульсно-доплеровскими радарами, которые установлены на самолеты.
Вместо послесловия
/Семен Фомин, topwar.ru/
Автора бы отправить в бой на контейнероносце
конвойные авианосцы неплохо себя проявили в ВМВ и их современная версия имеет право на жизнь. но только с мощным эскортом, имеющим солидное ПВО и ПЛО. а авиация контейнероносца обеспечит боевую устойчивость группы с воздуха. хотя сама идея либо для третьих стран, либо на случай глобальной войны и всеобщей мобилизации.
Контейнеровозы и не должны быть нашими, можно просто отправлять «груз» на чужих судах на ту же Кубу, Никарагуа, Венесуэлу и пусть они там стоят где-нибудь. А через год отправлять обратно, для профиликтики.
Да будет автору известно что у «Харриера» и Як-38(41) совершенно разные силовые установки, «Харриер» единственный военный самолёт который строится в Англии, что касается «Торнадо» то это общеевропейская разработка. Так же это единственный серийный самолёт вертикального взлёта в мире.
«Харриер» способен на вертикальный взлёт при минимальном взлётном весе, в остальных случаях хоть с короткого но разбега, посадка как у вертолёта но с условием максимального расхода взлётного веса.
В эксплуатации «Харриер» (если верить журналу «Зарубежное военное обозрение» лета 1973 года)с конца 60-х.
А Яки с их мёртвым грузом в виде подъёмных движков, тупиковый вариант, это французы ещё в 50-х поняли.
Вертикалка вещь хорошая, но минусов пока намного больше чем плюсов.