Обладавший военным талантом российский император избавил свою страну от войн, превратив ее в одну из самых могучих держав мира
В историю Российской империи ее предпоследний самодержец, родившийся 10 марта 1845 года и взошедший на престол 14 марта 1881 года*, император Александр III, отец будущего императора Николая II, вошел под именем Миротворца. Его царствованию, увы, был отмерян недолгий срок, всего 13 лет, но эти неполные полтора десятилетия были потрачены с исключительной пользой. И в первую очередь потому, что страна стараниями монарха избегла всех возможных войн, хотя именно Александр III произнес в свое время знаменитую максиму, что у России есть только два верных союзника — ее армия и флот.
Этот вывод был сделан императором на основе личного опыта. Несмотря на неофициальный титул царя-миротворца, Александр прошел весьма серьезное военное крещение, еще будучи цесаревичем и наследником престола. В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 годов генерал-адъютант Александр Александрович Романов командовал знаменитым Рущукским (Восточным) отрядом, сыгравшим важную роль в ходе боевых действий. Отряд прикрывал восточный фланг Дунайской армии и за всю кампанию ни разу не дал туркам возможности нанести серьезный фланговый удар по русским войскам.
В действующую армию цесаревич вместе с отцом, императором Александром II, отправился 21 мая 1877 года. Как признавался он в письме великому князю Николаю Николаевичу, командовавшему русскими войсками на Балканах, «я остаюсь в совершенном неведении о моей судьбе… Весьма неприятно и тяжело это нерешенное мое положение…» Впрочем, нерешенным оно оставалось недолго. Уже 26 июля 1877 года Александр Александрович подписывает приказ №1 по войскам Рущукского отряда, объявляя о своем назначении на должность.
Стоит сделать небольшое отступление, чтобы понять, почему цесаревича поставили командовать пусть и не главным, но весьма важным отрядом армии, воевавшей на Балканах. Начать стоит с того, что он, пока был жив его старший брат Николай Александрович, не имел больших шансов занять престол, и потому его готовили к карьере военного.
По обычаю царской семьи в день рождения великий князь Александр Александрович был назначен шефом Астраханского карабинерного полка с зачислением в списки лейб-гвардии Гусарского, Преображенского и Павловского полков, а через три с половиной месяца назначен и шефом лейб-гвардии Финляндского стрелкового батальона. Впервые служебные обязанности великий князь Александр Александрович выполнял 1 августа 1851 года, когда в форме рядового лейб-гвардии Павловского полка стоял на часах у открывавшегося в Гатчине памятника императору Павлу I.
Еще через два года, когда Александру присвоили звание подпоручика, началось его военное обучение, растянувшееся на 12 лет. Воспитатели, которыми руководил генерал-майор Николай Зиновьев, обучали великого князя маршировке, ружейным приемам, фронту, смене караула и другим премудростям. Но одной только военной наукой (кроме строевых приемов, великим князьям преподавали тактику и военную историю) дело не ограничивалось: Александр, как и его братья, изучал русский язык и три иностранных — немецкий, французский и английский, а также Закон Божий, математику, географию, всеобщую и русскую историю, чтение, чистописание, рисование, гимнастику, верховую езду, фехтование, музыку.
В 1864 году уже успевший получить к этому времени звание полковника Александр Александрович впервые отбыл на лагерный сбор при Красном Селе, командуя стрелковой ротой учебного пехотного батальона. В этом же году, 6 августа, он получил первый орден за службу — Св. Владимира 4-й степени. Всего же за первые двадцать лет жизни Александр Александрович прошел путь от прапорщика до генерал-майора. После кончины старшего брата Николая в апреле 1865 года, став из великого князя цесаревичем, Александр был внесен в списки всех гвардейских частей Русской императорской армии и 24 сентября 1866 года произведен в генерал-лейтенанты.
Но все эти карьерные прыжки и назначения оставались по большому счету лишь подготовкой к настоящей военной службе. И хотя уже было понятно, что цесаревича Александра ждет не военное, а императорское будущее, миновать войны он никак не мог. 8 апреля 1877 года Александр Александрович вместе с Александром II уехали из Санкт-Петербурга в Кишинев: там должен был состояться парад армии, готовившейся к вторжению на Балканы. Оно началось через четыре дня. А через три месяца император удовлетворил просьбу наследника об участии в боевых действиях: приказ о назначении цесаревича Александра командиром Рущукского отряда главнокомандующий армией великий князь Николай Николаевич подписал 22 июля 1877 года.
О том, насколько успешным было командование, коротко, но содержательно рассказал русский военный историк, член Общества ревнителей военной истории Михаил Соколовский. Вот что он писал:
«Во время командования этим (Рущукским. — Прим. авт.) отрядом Александр Александрович участвовал: 12 октября — в усиленной рекогносцировке неприятельского расположения и 30 ноября — в сражении у Трестеника и Мечки. 15 сентября он пожалован кавалером ордена Св. Владимира 1 ст. с мечами при рескрипте, в котором, между прочим, было изложено: «Благоразумные распоряжения Вашего Императорского Высочества во время командования отдельным значительным отрядом в действующей армии, вполне соответствующие видам главнокомандующего и общему плану кампании, дают Вам право на особенную Нашу признательность; предводительствуемые Вами храбрые Наши войска неоднократно отражали все нападения превосходившего их численностью неприятеля и выказали притом свои превосходные качества».
30 ноября Цесаревич пожалован кавалером ордена Св. Георгия 2 ст. В данном по этому случаю рескрипте было, между прочим, приведено: «Рядом доблестных подвигов, совершенных храбрыми войсками вверенного Вам отряда блистательно выполнена трудная задача, возложенная на Вас в общем плане военных действий; все усилия значительно превосходившего численностью неприятеля прорвать избранные Вами позиции, в течение пяти месяцев, оставались безуспешными и, наконец, 30 Ноября сего года отчаянные атаки на Мечку мужественно отбиты под личным Вашим предводительством»…
С 10 по 13 января 1878 года Александр участвовал в наступлении войск Северного отряда под личным своим начальством и преследовании Турецкой армии от Коло-Лам к кр. Шумле, а 26 февраля того же года ему пожалована золотая, бриллиантами украшенная сабля с надписью: «За отличное командование Рущукским отрядом». Цесаревич Александр, принимая видное участие в последней русско-турецкой войне и получив за нее три боевых награды, возвратился в Петербург 6 февраля 1878 года, пробыв в отсутствии без двух дней десять месяцев».
Надо отметить, что все награды за Балканскую кампанию цесаревич получил совершенно заслуженно. Скажем, после сражения 24 августа 1877 года у местечка Аблово, остановив наступление войск Мехмета-Али дорогой ценой, цесаревич решил отвести свои войска и начал сложнейший фланговый маневр, категорически пресекая панику и вполне профессионально руководя ретирадой. И позднее военные историки признали, что удача этого маневра в значительной мере была обеспечена именно хладнокровием и спокойной распорядительностью командующего. Знаменитый немецкий военный теоретик фельдмаршал Хельмут Мольтке признал проведенный Александром маневр одной из лучших тактических операций XIX столетия!
Трудный, подчас трагический военный опыт (после Абловского сражения Александр Александрович писал своей жене Марии Федоровне: «Вчера провел я ужасный день и никогда его не забуду…») убедил будущего императора в том, что гораздо важнее и ценнее победы, которые государство одерживает не на поле боя, не допуская войн. И все 13 лет царствования он стремился сделать Россию настолько сильной, насколько требуется, чтобы отбить у противников даже мысль о войне с нею.
При Александре III бывший начальник штаба Рущукского отряда Петр Ванновский стал военным министром, что позволило императору беспрепятственно реализовать практически все свои замыслы, направленные на усиление русской военной мощи. При нем флот получил 114 новых кораблей (в том числе 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров) и стал третьим по суммарному водоизмещению в мире. В то же время удалось существенно изменить и упростить систему управления войсками, укрепив единоначалие и перестроив командную вертикаль так, чтобы нити военного управления шли не по родам войск, а по крупным подразделениям — это обеспечивало гораздо большую оперативность сил и средств.
Кардинально поменялись и многие другие военные сферы: наладили и отстроили систему военного образования, увеличили оклады младшим офицерам, приструнили интендантов. Наконец, Александр III и Ванновский сделали все, чтобы армейцы и моряки чувствовали себя действительно главными союзниками страны. И это, пожалуй, выдает в предпоследнем русском императоре крупного и прозорливого военачальника гораздо больше, чем успехи на полях сражений. В конце концов, выигрывает войну та страна, которая оказывается к ней лучше подготовлена. И значит, самые крупные победы одерживает тот, кто заставляет врага вовсе отказаться от нападения.
/Сергей Антонов, rusplt.ru/