Воздушная гонка МиГ и Су: у кого больше козырей.
Уже почти полгода в новостях информационных агентств мира прописались на долгосрочной основе две буквы — Су, дополненные двумя цифрами: 24, 25, 34 или 35. В связи с чем ОКБ Сухого теперь у всех на слуху. При этом создается ощущение, что ОКБ Микояна, именующееся сейчас Российской самолетостроительной корпорацией (РСК) МиГ, не просто ушло в тень, а прекратило свое существование.
Таковы следствия конкурентной борьбы между двумя прославленными ОКБ, когда успех решает не только качество выпускаемой продукции, но и административные схватки и информационные кампании. По двум последним позициям ПАО «Компания «Сухой» действовала намного успешнее.
По поводу бюрократическо-информационной ситуации приверженцы МиГ мечут громы и молнии на авиационных форумах и в специализированных изданиях. В этих высказываниях есть и попытка проанализировать процессы, имевшие место в отрасли за последнее десятилетие, и невольное желание выдать желаемое за действительное, и плохо скрываемая обида, вполне естественная. В общем, объективность с субъективностью в одном флаконе.
Истребитель МиГ-29К (на первом плане), на втором плане — самолет сопровождения МиГ-29М2
Одно можно сказать однозначно: в результате столкновения интересов двух компаний был сильно поражен класс легких истребителей, которыми традиционно занимается «РСК МиГ».
При этом можно было бы вспомнить, как некрасиво Артем Иванович Микоян обошелся в 1939 году с «королем истребителей» Николаем Николаевичем Поликарповым, отобрав у него КБ вместе с инженерами и разработками. И можно было бы сказать, что вот и аукнулось это дело спустя три четверти века.
Однако обсуждать эту щекотливую тему, чтобы не подливать масло в огонь, мы не будем. Гораздо интереснее и правильнее узнать, что нового предлагает компания МиГ российским Вооруженным силам, а также что у нее покупают иностранцы.
Схватка за палубу
МиГ-29К — совсем новый самолет, несмотря на то, что приставка «29» появилась в названии серийных самолетов еще в начале 80-х годов. У этого палубного истребителя затяжная и непростая история. Совершив первый полет в 1988 году, он, как и прочие изделия ОКБ в 90-е годы, был на грани жизни и смерти из-за отсутствия финансирования. В конце десятилетия отрасль начала оживать, и конструкторы модернизировали машину, оснастив ее новой авионикой и усилив вооружение. Летные испытания завершились в 2006 году.
Однако принимать на вооружение авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», заставленного тяжелыми истребителями Су-33, МиГ-29К не спешили. Самолет был подвергнут еще одной модификации, в результате которой была существенно усилена авионика. И машина стала относиться к поколению 4+. На вооружение она была принята в 2013 году. К этому времени подоспел и еще один палубный истребитель — двухместный учебно-боевой МиГ-29КУБ.
Надо сказать, что ВМФ не спешит заменять на крейсере не только палубные Су-33, которые постарее МиГов и относятся к четвертому поколению, но откровенно более слабые Су-25УТГ, на которых отсутствует вооружение. В то же время Индия с большой охотой покупает для своего авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») и строящегося нового авианосца именно МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Ситуация сложилась парадоксальная: ВМФ России эксплуатирует 24 МиГа (24 заказано), ВМФ Индии — 28 (30 заказано).
Да, Су-33, будучи тяжелым истребителем, имеет преимущество по ударной мощи перед любым легким истребителем. Однако он в полтора раза не только тяжелее, чем МиГ-29К, но и крупнее. И на палубе «Адмирала Кузнецова» суховских машин располагается в полтора раза меньше, чем миговских. Соответственно, и суммарная ударная мощность, то есть боевая ракетно-бомбовая нагрузка получаются равными.
Правда, апологеты фирмы Сухого утверждают, что тяжелым истребителям проще потопить неприятельский авианосец. Но вот в воздушных боях, в качестве самолетов противовоздушной обороны, преимущество имеют более легкие, маневренные и многочисленные МиГ-29К и МиГ-29КуБ.
При этом следует учитывать и экономический фактор — МиГ-29К вдвое дешевле, чем Су-33, а час его эксплуатации стоит в 2,5 раза меньше.
При модернизации самолета были частично использованы стелс-технологии. Результат оказался впечатляющим. При испытаниях индийцами МиГ-29К было установлено, что у них видимость снизилась в 4−5 раз по сравнению с МиГ-29, у которого ЭПР равна 5 кв.м. Это серьезное достижение.
На МиГах установлено более совершенная авионика. К ней в первую очередь относится РЛС с щелевой антенной решеткой «Жук-МЭ», относящаяся к поколению 4+. На Су-33 стоит куда более скромная по возможностям РЛПК-27 (Н001), принятая на вооружение в 1985 году. Это была первая разработка НИИП им. Тихомирова.
Также установлено современное навигационное и прицельное оборудование, способное обслуживать как имеющееся ракетное вооружение, так и разрабатывающееся. Работу всех систем координирует бортовой компьютер.
ЛТХ МиГ-29К и Су-33
Длина: 17,4 м — 21,18 м
Высота: 5,2 м — 5,72 м
Размах крыла: 11,99 м — 14,7 м
Площадь крыла: 42 кв.м. — 67,8 кв.м.
Масса пустого: 12700 кг — 19600 кг
Максимальная взлетная масса: 22400 кг — 33000 кг
Тяга двигателей: 2×5500 кгс — 2×7670 кгс
Тяга на форсаже: 2×8800 кгс — 2×12500 кгс
Максимальная скорость у земли: 1400 км/ч — 1300 км/ч
Максимальная скорость на высоте: 2300 км/ч — 2300 км/ч
Боевой радиус без ПТБ: 850 км — 1000 км
Боевой радиус с 3 ПТБ: 1300 км — ПТБ отсутствуют
Практический потолок: 17500 м — 17000 м
Скороподъемность: 300 м/с — н/д
Длина разбега: 110 м — 105 м
Длина пробега: 90 м — 90 м
Боевая нагрузка: 4500 кг — 6500 кг
Число точек подвески: 8 — 10
Пушечное вооружение: пушка 30-мм, 150 снарядов — пушка 30-мм, 150 снарядов.
Все решает соотношение качество/цена
Легкий истребитель МиГ-35 — прекрасный самолет. Но он имеет существенный недостаток — его не приняли на вооружение и не запустили в серийное производство. В связи с чем недавно эта машина, к которой проявляли большой интерес Индия и Египет, проиграла два тендера французскому «Рафэлю». Обе страны пошли даже на большие затраты при покупке истребителя лишь бы иметь синицу в руке, а не журавля в небе.
Хотя самолет должен был начать поступать в войска буквально в ближайшее время. Такой же срок назывался, по крайней мере, год назад. У задержки есть две причины. Во-первых, все ждут, когда же, наконец, будет принята на вооружения РЛС с АФАР для МиГ-35. Правда, миговцы заявляют, что можно сделать пяток истребителей с более простой РЛС, а там и новая подоспеет.
Во-вторых, лоббисты из ОКБ Сухого внедряют в минобороновские массы идею о том, что взамен легкого истребителя МиГ-35 на смену устаревшим МиГ-29 вполне можно принять тяжелые истребители Сухого. Идея странная, поскольку для того, чтобы, скажем, разбомбить пару бронетранспортеров, использовать Ту-160 довольно нелепо и слишком дорого. А ведь Су-35 тоже машина недешевая в сравнение с МиГом, и час полета стоит гораздо дороже.
Согласно общемировой концепции, доля легких истребителей во фронтовой авиации должна составлять примерно две трети от общего количества самолетов. Такая формула составлена с учетом целого ряда обстоятельств. В том числе, и экономических. Производство и эксплуатация легких истребителей существенно дешевле. В ВВС России картина обратная — легкие МиГ-29 составляют одну треть парка самолетов. В нынешней ситуации неплохо было бы и начать считать деньги. Что отнюдь не означает снижение боеготовности.
МиГ-35 принадлежит к поколению 4++. Ряд его характеристик в полной мере соответствует самолетам 5-го поколения. Прежде всего, это сверхманевренность за счет аэродинамики планера и всеракурсно изменяемого вектора тяги. Здесь с миговской разработкой не может сравниться ни один легкий истребитель мира.
Двигатель хоть и немного не дотягивает в бесфорсажном режиме до сверхзвуковой скорости, но имеет электронную систему управления, которой нет у Су-35. Также двигатель имеет значительно больший ресурс, чем двигатель МиГ-29.
Бортовая РЛС «Жук-АЭ» построена на активной фазированной антенной решетке. У Су-35 решетка пассивная.
В системе управления вооружением используются также две оптико-локационные станции, имеющие телевизионный и тепловизорный канал и лазерный дальномер и целеуказатель. У Су-35 лишь одна такая станция, работающая в передней полусфере. У МиГ-35 есть возможность обзора в нижней полусфере, что повышает эффективность поражения истребителем наземных объектов.
Облегчает работу пилота нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания.
Основные достоинства самолета состоят в использовании в нем самого современного бортового радиоэлектронного оборудования. Помимо вышеперечисленных систем, тут следует назвать средства радиоэлектронной борьбы.
За счет использования в больших объемах композитных материалов снижена заметность самолета и облегчен планер.
При оценке экспортных перспектив самолета немаловажную роль играет его стоимость. Так, цена французского «Рафаэля» в зависимости от модификации может достигать 125 млн. долларов. За 15 лет было произведено лишь 140 самолетов.
Американский F-16 Fighting Falcon по своим возможностям значительно скромнее. Но им, можно сказать, заполонили весь мир — построено (правда, за 35 лет) более 4600. Такой успех вызван не только популярностью бренда Lockheed Martin, но и дешевизной самолета, который продается по цене от 40 до 50 млн. долларов. МиГ-35 ориентировочно стоит 45 млн. долларов.
ЛТХ МиГ-35, F-16 и Dassault Rafale
Длина: 17,30 м — 15,03 м — 15,27 м
Размах крыла: 12,0 м — 10,0 м — 10,8 м
Площадь крыла: 38,0 кв.м. — 27,9 кв.м. — 45,7 кв.м.
Масса пустого: 11000 кг — 10000 кг — 9500 кг
Максимальная взлетная масса: 23500 кг — 21800 кг — 24500 кг
Масса топлива: 4800 кг — 3300 кг — 4700 кг
Боевая нагрузка: 6500 кг — 7800 кг — 9500 кг
Число узлов подвески: 10 — 11 — 14
Тяга двигателей: 2×53 кН — 1×84 кН — 2×50 кН
Тяга на форсаже: 2×88 кН — 1×144 кН — 2×75 кН
Максимальная скорость: 2,25М — 2,0М — 1,8 М
Боевой радиус: 1000 км — 550 км — 1800 км
Практический потолок: 17500 м — 18000 м — 17000 м
Скороподъемность: 330 м/с — 250 м/с — 305 м/с
Управляемый вектор тяги: есть — нет — нет
РЛС с АФАР: есть — есть — есть.
/Владимир Тучков, svpressa.ru/
На базе миг 1.44 должны были разработать ЛФИ с 1 двигателем…….
Работали они и над этим проектом. Но минобороны долго отказывалось от ЛФИ, но потом когда проблемы с Су Т-50 уже скрывать было невозможно, (там и сейчас с Су Т-50 проблемы) обратили внимание на МиГ ЛФИ, я понятно написал?
По утверждению КБ МиГ тяги двигателя (надо полагать одного) недостаточно, поэтому разработан вариант ЛФИ с двумя моторами РД 33+, по типу изделия 117С (который так же относят к поколению 4+)
Остаётся добавить, МиГ 1.44 признали устаревшим, но МиГ ЛФИ устаревшим признать невозможно, потому шта авионика до (95%) у Су Т-50 и МиГ ЛФИ одинаковая, если примут за основу ОДНОМОТОРНЫЙ МИГ ЛФИ, то двигатель у этих двух истребителей (Су Т-50, МиГ ЛФИ тоже одинаковый), поэтому признать МиГ ЛФИ устаревшим никак нельзя, но это уже вопросы к минобороны.
я вот Вас читаю и удивляюсь, что у Вас в голове? Такая дикая каша…… какая авионика одинаковая??
Откуда Вы вообще знаете об авионике проекта!!!! 1.44. и об авионике ПАК ФА?
Очередной выскочка, все знающий о ходе секретных испытаний))
«проблемы с Су Т-50 уже скрывать было невозможно, (там и сейчас с Су Т-50 проблемы) »
Товарищ, Вы о каких проблемах говорите, растолкуйте мне неграмотному? Что замалчивать?
В мыслях разберитесь, Вас читать невозможно.
Да уж судьба нелёгкая. Но никто не говорил, что будет легко и просто. С одной стороны лучше манёвренность, но покупателя интересует и дальность и боевая эффективность, поэтому МиГ не летал без ПТБ на расстояние 700 км, это самые минимальные требования даже по не высоким требованиям предъявляемым к ЛФИ 1982 году. Поэтому МиГ с очень большим трудом «влез» в армию. Вообще-то МиГ 29 не летает без 3 ПТБ. Вот по этим причинам МиГ и проигрывал в сравнении эффективность/стоимость. Там авионика занимала много места, отчего баки меньше стали, поэтому и брать его перестали. В новом поколении ситуацию надо исправлять, иначе в армию не возьмут.
Опять старая песня о главном. Проклятый Погосян, бедный МиГ. А то, что в девяностые ОКБ Сухого крутилось как могло, старалось сохранить кадры и серийные заводы, искало заказы ОКБ МиГ сложило лапки и легло помирать об этом молчок. И когда нашему МО понадобились самолёты построить их смог «проклятый Погосян». Что-бы исправить положение МиГу сейчас нужно сильно помочь. Я так думаю Сухому нужно с МиГом поделится.
А чё же вы Виталий не договариваете: Сухому тоже государство финансово помогало, проект Су Т-50 финансируется из государева кармана начиная с 2005 года. Хотя сами Сухие обещали проект за свой счёт разрабатывать. Более того, ведь не только МиГ от Погосяна пострадал: Вы же и 10% от подковёрной борьбы не знаете, да и зачем знать, Сухой по несколько раз в год себя по ящику пиарит, значит он крутой, а чего с МиГа взять, у них ветер в карманах гуляет, значит это отстой, так вашу логику понимать? Ну сейчас хоть Погосяна коленом под зад, и то чуть по легче будет, пусть академик на вольных хлебах зарабатывает, он ведь и предприниматель, вот пусть и предпринимает. Вам не ведомо слово противодействие это как раз про всех тех кто в КБ Сухой, так и мечтают всех передушить, ну пусть мечтают, это дело добровольное.
Открывают дверь тому кто стучится,Сухой стучался,крутился,пиарился,соответственно на него обратили внимание и начали финансировать. У Мига видать так не получилось.
Инициативу Виталия о помощи Мигу поддерживаю. Вспоминаю поступок Поликарпова,который передал чертежи своего самолёта в КБ Лавочкина,в результате появился истребитель ЛА-5.
Вас послушать так в ОКБ Сухого одни маньяки работают. И в том, что государство вложилось в Т-50 ничего плохого я не вижу.
Еще раз повторю ЭПР обещали около 0.3.
Разговор слепого и глухого. ЭПР никогда, слышите, никогда не будет 0,3м2. Для Су Т-50. Это очень, очень дорого, и очень, очень сложно. Какая там ЭПР будет не спрашивайте, не знаю, явно не 0,3м2.
1. Я задал вопрос о какой массе вы говорите, о массе пустого, загруженного или о какой вообще?!
Масса пустого 1.44 была
Масса:
пустого: 18000 кг
максимальная взлётная масса: 23500 кг
Вы кокаин не нюхаете? У меня совершенно другие сведения о массе МиГ 1.44
итак:
1.Масса пустого самолёта 21900 кг (Это только МиГ 1.44), очевидно доработки были какие-то.
2. Топлива 15670 кг
3. 50% топлива + ур 30 450 кг
4. 100% топлива + ур 38 590 кг
5. вес максимальный 44240 кг
6. Это тяжёлый самолёт!!!, нагрузка у него 9140 кг+ топливо 15670 кг+ масса пустого 21900, + ПТБ
7. То, что вы написали пустой 18 000 кг, бред полный, максимальная взлётная масса только 44240, всё надоело разъяснениями заниматься.
Я вообще никогда не говорил о Сухом!!!!! Жулики, и проходимцы, это всё Сухой.
Проект Сухого выбрали (я вам 300 раз повторял), из-за:
1. Рискованной аэродинамики МИГА, МИГА мать вашу
2. Высокого ЭПР МИГА.
3. На момент 2000 года двигатели АЛ 41Ф1 были недоработанные, потом их модернизировали и нарекли изделие 117С, это понятно???
4. Проблемы даже сейчас у изделия 117С, или вы не видели приземления Су Т-50 и «помпаж» мотора? Его хорошим назвать можно???
5. Дальнейших разъяснений не будет, ибо всякий смысл теряется.
ну после слов об ЭПР никогда не будет меньше 0.3 сложно Вам будет что-то объяснять.
Живите в своем вымышленном мире дальше.